Указом Святейшего  Синода  епископом Владивостокским и Камчатским  был назначен  преосвященный владыка Евсевий (в миру Евгений Иванович Никольский), бывший епископ Камчатский и Благовещенский ( см.: приложение 8, иллюстрация 5 . Он родился в 1860 г.  в семье сельского священника . Поэтому в традиции того времени его происхождение из духовного сословия во многом определило  первые этапы биографии: обучение в Тульских Духовных школах –  училище и семинарии, а после – в  Московской Духовной академии, которую он окончил в 1885 г. со степенью кандидата богословия (магистрантом). Перед ним открылся путь высокого иерархического служения  в Церкви, но для этого нужно было принять монашество, как тогда поступали многие выпускники академии, искавшие удачной карьеры . 25-летний возраст позволял ему просить о постриге в иночество, но Евгений принял решение ехать в Могилев, где три года нес послушание преподавателя русского и церковно-славянского языков в духовном училище, а с 1888 г. стал также и помощником смотрителя этого учебного заведения. Старание и способности молодого учителя были замечены в епархии: в мае 1890 г. Евгения Никольского назначили членом Могилевского Епархиального училищного совета, а через два года – делопроизводителем Училищного правления.  Восемь лет практической деятельности на педагогическом поприще показали возможности молодого человека. Конечно, можно находить в его биографии черты, похожие на жизнь других епископов той поры. Тем не менее, монахом с именем Евсевий (в честь священномученика Евсевия, епископа Самосатского) Евгений Никольский стал лишь накануне диаконской хиротонии 5 августа 1893 г., а на следующий день его рукоположили в сан иеромонаха. Почти через месяц указ Святейшего Синода определил о. Евсевию место церковного послушания в качестве члена Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета. Но едва он успел прибыть к месту назначения, как 18 октября был определен на должность ректора Иркутской Духовной семинарии, где 6 ноября его возвели в сан архимандрита. В Иркутске помимо ректорства и преподавания в семинарии, отец Евсевий принимал участие в других епархиальных делах: был редактором " Иркутских епархиальных ведомостей " , помощником председателя Епархиального училищного совета, председателем Комитета по постройке нового здания Иркутского женского духовного училища, деятельным членом Иркутского Миссионерского Общества. В январе 1897 г. новая веха - архимандрита Евсевия рукополагают во епископа Киренского, викария Иркутской епархии.

http://bogoslov.ru/article/1254033

Из подобных воспоминаний Григорий «воздвигает памятник Юлиану, который выше и славнее столпов Иракловых... Те, – говорит он, – водружены были на одном месте и видимы только приходившим туда; а этот памятник, переходя от одного к другому, не может не быть везде и всем известен» ... «И твёрдо знаю, – обращается наконец к Юлиану красноречивый Григорий, – что поздние времена увидят этот памятник обличающим тебя и дела твои, а также научающим и всех прочих не отваживаться на подобное восстание против Бога, чтобы, поступая подобно тебе, не получить одинакового с тобой воздаяния» ... 229 При воцарении Иовиниана Мелетий, Евсевий и прочие святители были возвращены на свои престолы. Благочестивый император уважал их, а еретики боялись их. Но Церковь отдыхала недолго. Иовиниан вскоре умер; после же него вступил на престол Валент и снова воздвиг гонение на православие и ссылал пастырей в изгнание; тогда все они совместными силами стали действовать против арианства и имя Евсевия Самосатского стоит в ряду с именами таких твёрдых защитников истины, каковы были св. Василий Великий , св. Григорий Богослов , Амфилохий Иконийский и др. Евсевий заточён был во Фракии и на его место назначен арианин. Весть о своём изгнании Евсевий получил в Самосатах; готовясь оставить город, он просил посланного сохранить это втайне, чтобы народ не убил вестника о разлуке его с святителем, и ночью вышел из архиерейского дома, но при переправе через Евфрат остановили его успевшие узнать об его отбытии из города жители и со слезами умоляли возвратиться. Евсевий убедил их не сопротивляться верховной власти и, благословив возвратиться в свои дома, продолжал свой путь во Фракию, откуда возвратился уже при Грациане, вызвавшем всех изгнанных святителей к своим паствам, но вскоре умер вследствие раны, нанесённой ему в г. Долихине одной арианкой, которая бросила в него с крыши сосудом, разбившим голову святителя... Умирая, он завещал не подвергать наказанию ту женщину. Епископ Евсевий был погребён в Самосатах; со временем мощи его были перенесены в Константинополь, где источали чудеса. – Год кончины его неизвестен. Св. муч. Зинона и Зины (Зинаса)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Богородичен: Законы естества, Дево, рождеством Твоим обновляеши преславно/ и истлевшия ны злым преступлением очищаеши./Темже Тя по долгу восхваляем. Песнь 8 Ирмос: Богоглаголивии отроцы в пещи,/со огнем пламень попирающе, пояху;/благословите, дела Господня, Господа. Со святители и мученики моли,/яко святитель и мученик, священнопроповедниче Евсевие, Спаса всех/обрести нам милость. Благим нравом пожив,/словесною палицею священное твое стадо упасл еси/и еретическия звери, всеблаженне, отгнал еси. Отягченныя пиянством прелести, еретичествующия всуе ты обличая, Евсевие,/от тех убиен был еси, страдав твердо. Богородичен: Яко вышши небесных высот,/вышнее пролила еси Слово,/от земли вознесшее падшее существо человеческое, Всепетая. Песнь 9 Ирмос: Воистинну Богородицу/Тя исповедуем,/спасеннии Тобою, Дево Чистая,/с Безплотными лики Тя величающе. Видети сподобился еси, отче, дальняя,/священней твоей души надеемая,/ и к невечернему сиянию, радуяся, вселился еси. Красен явился еси богоглаголанием, и благими деянии, Евсевие,/ и всечестными страданий, блаженне, светлостьми. Составим лик радостен, священнаго восхваляюще Евсевия,/благочестия добротою украшена. Рака твоя дает благодать исцелений,/святая же память твоя, Евсевие, просвещает мир,/яко великое солнце. Богородичен: Благолюбивая Дево, озлобленную грехми душу мою ублажи,/Яже Преблагаго Бога плотию рождшая. Священномученик Евсевий, епископ Самосатский Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, жил в IV веке. Он был епископом в г. Самосаты (ныне Самсат) – главном городе сирийской провинции Коммагены, находившемся под управлением Патриарха Антиохийского. Во времена гонения на христиан со стороны ариан, которое началось после смерти императора Константина Великого († 337; память 21 мая), святой Евсевий был твердым поборником православного исповедания, утвержденного на Первом Вселенском Соборе в 325 году в Никее. Когда в 358 году освободилась первенствующая кафедра Востока – Антиохийская, святитель Евсевий способствовал избранию на нее противника ариан епископа Севастийского Мелетия (Армения) († 381; память 12 февраля), об избрании которого хранил у себя соборную грамоту. Император Констанций II (337–361) пытался отнять эту грамоту, угрожая отсечь святителю правую руку, но святой Евсевий ответил императору, что готов отдать обе руки, но не предаст Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По удалении Евномия ариане поставили в Самосаты от своего зловерия епископа Лукия, явного волка и врага Христовых овец. Граждане города и сему епископу, как и первому (Евномию) не оказывали почести и он жил в общении только с пришедшими с ним, ибо никто из православных не ходил к епископу. Овцы же Христовы, хотя и были без своего пастыря (Евсевия), однако, хорошо помнили его учение и непорочно соблюдали святую веру. Насколько православные гнушались еретического епископа можно видеть из следующего случая: Однажды много мальчиков на улице (по детскому обычаю) играли в мяч, перекидывая его от одного к другому. В это время пришлось проезжать здесь епископу. Случайно мяч упал под коней и колесницу епископа. Дети, видя это, громко стали кричать: «мяч осквернился еретичеством, мяч осквернился еретичеством…» Услыхав крики, епископ оставил одного из своих слуг узнать, что делают дети и ради чего они так громка кричали. Дети развели огонь и чрез пламень стали перекидывать мяч, думая этим огнем очистить мяч от еретичества. Так не только взрослые люди, но и малые дети гнушались еретичества епископа, который был как мерзость запустения на святом месте (срав. Дан.9:27 ). Узнав об этом, Лукий не последовал кротости Евномия, но разгневался и многих священных лиц сослал в отдаленные места. Племянника Евсевия – блаженного Антиоха, достойнейшего священника, богоугодного и богодухновенного, искусного в книжной премудрости, сослал в Армению; известнейшего среди служителей Господних, диакона Еволкия, прогнал в Оасимскую пустыню. Ввиду сего немалая печаль и скорбь постигли самосатский город. После страшной кончины злого царя Валента стал царствовать благоверный царь Грациан 4098 . Он тотчас же освободил всех архиереев и других священных лиц, изгнанных за православную веру, и повелел возвратить им прежние престолы. Тогда возвратились: святой Мелетий – в Антиохию, святой Пелагий – в Лаодикию, святой Евсевий – в Самосаты. Вместе с Евсевием в Самосаты возвратились и все изгнанные арианином Лукием, а в числе их священник Антиох из Армении и диакон Еволкий из Оасима.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К вопросу о происхождении арианства Для вопроса, о происхождении арианства имеет первостепенную важность вопрос об отношении Ария к его учителю – антиохийскому пресвитеру и мученику Лукиану, основателю столь знаменитой впоследствии антиохийской школы. Что и сам Арий, и его виднейшие покровители, как Евсевий никомидийский, Феогний никейский, Марий халкидонский, Минофант ефесский, были действительно учениками св. Лукиана, это – факт, засвидетельствованный одинаково твердо, как самими арианами, так и их противниками. Сам Арий в письме к Евсевию никомидийскому, называет его своим «солукианистом» 1 , а Филосторгий перечисляет по именам и других учеников Лукиана 2 . С другой стороны сам Александр александрийский в письме к одноименному с ним епископу фессалоникскому, представлявшем по видимому только более полный экземпляр его τμος’а, разосланного раньше ко всем епископам, состоявшим, как и сам епископ александрийский, под владычеством Ликиния, прямо называет Лукиана учителем Ария и вместе с тем учеником («преемником» видимо по управлению богословской школой) Павла самосатского, и сообщает, что Лукиан оставался (после низложения Павла) долгое время вне общения с тремя (антиохийскими) епископами (Домном, Тимеем и Кириллом) 3 .   Точно также и св. Епифаний 4 называет Лукиана учителем ариан, самих их «лукианистами», и в частности приписывает Лукиану известное арианское учение, что Сын Божий при воплощении принял одно только человеческое тело, место же души занимала сама его «божественная» природа. Но все эти исторические свидетельства, ставящие вне сомнения зависимость арианской догматической системы от учения Лукиана, не дают, однако, никакого основания судить о том, как далеко простиралась эта зависимость, какие из арианских положений принадлежат Лукиану, и какие представляют выводы из учения Лукиана, сделанные самим Арием. Тем не менее А. Гарнак находит, что и приведенных скудных данных совершенно достаточно для того, чтобы с полною уверенностью считать Лукиана «Арием до Ария» и отнести на его счет решительно все особенности арианской системы, так что на счет самого Ария не остается ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Император угрожал отсечь святителю руку — Евсевий протянул обе 5 июля. ПРАВМИР. Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное ha I Bceлehckoм Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры. Император Констанций (337-361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда. После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361-363). Наступило еще более трудное время — началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. После гибели Юлиана Отступника воцарился царь Иовиан (363-364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое ha I Bceлehckoм Соборе.  Ариане, боясь твердых исповедников Православия — святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364-378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий — в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Он убеждал пасомых твердо держаться Православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.

http://pravmir.ru/328449/

Владивосток. Марфо-Мариинский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты История Марфо-Мариинского женского монастыря в городе Владивостоке Строительство Архиерейского подворья (1898-1924 гг. ) Владивостокская епархия приобрела самостоятельность в 1898 году. Епископ Евсевий (бывший Камчатский, Курильский и Благовещенский) был назначен на Владивостокскую кафедру в январе 1899 года, а 7 марта владыка прибыл во Владивосток. Не имея специального архиерейского дома и возможности разместить домовую церковь в городе, епископ Евсевий решил на личные средства соорудить себе загородный дом. В 1900 году в 15 верстах от Владивостока в живописной долине реки Седанки (посреди дикой тайги) началось строительство двухэтажного дома с церковью по проекту известного военного архитектора И.В. Мешкова, построившего гостиницу «Версаль» во Владивостоке, который бесплатно составил проект и смету и бесплатно руководил строительством. Уже 15 апреля 1901 года состоялось торжественное освящение храма и дома. Церковь освятили в честь небесного покровителя Владыки священномученика Евсевияепископа Самосатского. Здание состояло из 3 частей: собственно дом, в котором находилась квартира епископа, канцелярия и службы; одноэтажная купольная церковь с высокой трехъярусной шатровой колокольней и восьмигранная башня-часовня. За 1902-1905 годы вокруг основного здания были построены служебные и хозяйственные помещения, дом церковно-приходской школы, в которой обучались находящиеся на иждивении Его Преосвященства мальчики-келейники. Большой участок леса был превращен в парк. Рядом выделен участок земли под кладбище с часовней. В 1911 году недалеко от архиерейского дома над могильным склепом известного владивостокского предпринимателя и консула в Китае Александра Степановича Ваховича был заложен каменный храм-часовня. 9 февраля 1911 года храм-памятник был освящен архиепископом Евсевием в честь святого благоверного князя Александра Невского. Спустя 3 года — в 1914 году на Седанке открывается церковно-учительская семинария для подготовки учителей начальных и церковно-приходских школ Приморской области. Для нее были подготовлены двухэтажное учебное здание (ныне туберкулезная больница) и общежитие семинаристов. На месте старого кладбища была возведена часовня Иоанна Предтечи. Так архиерейская дача стала местом постоянного пребывания Владыки и своего рода духовным центром, а с 1915 года весь этот комплекс стал называться не иначе как «архиерейское подворье».

http://sobory.ru/article/?object=46527

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евсевий Самосатский, сщмч. - житие Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337 - 361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: " Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам " . Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда. После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361 - 363). Наступило еще более трудное время - началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363 - 364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. Ариане, боясь твердых исповедников Православия - святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364 - 378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий - в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Святитель убеждал пасомых твердо держаться Православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.

http://pravicon.com/info-2241

священномученик Дионисий Александрийский (кон. II в. – 264/5) Догматико-полемические труды Каноническое право Послания Священное Писание Ветхого Завета Священное Писание Нового Завета Труды на иностранных языках Spuria (приписываемые) священномученик Дионисий Александрийский Епископ Александрийский, богослов, исповедник, духовный писатель, много сил положивший для защиты Православия от ересей. Родился около 190 года, был сыном богатых язычников и получил хорошее образование. Став христианином, он сделался учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. С 231 г. он был учителем в Александрийском огласительном училище на протяжении 16 лет, а с 247 г., после смерти епископа Иракла, стал епископом Александрийским. За свою борьбу с Савелием и Павлом Самосатским он был назван «великим» и учителем Вселенской Церкви (назван так уже Евсевием и св. Василием  Великим). Во время гонений Декия св. Дионисий был арестован и неожиданно освобожден. Некоторое время руководил Александрийской Церковью из укрытия, потом возвратился в город. В гонение Валериана был сослан в Ливию. Участие во многих церковных событиях того времени: • В вопросе о крещении еретиков он был более близок к взглядам Рима, но употребил все свое влияние, чтобы призвать Рим и Карфаген к умеренности. (Рим признавал его действительным, Карфаген и Кесария — отрицали). См.: «В собрании братии находился некто, считавшийся давним правоверным ... он пришел ко мне с плачем и самосокрушением и, упав мне в ноги, начал исповедоваться и клясться, что крещение, принятое им от еретиков, было не таково и не имеет ничего общего с нашим, потому что оно исполнено нечестия и богохульств .... он просил меня преподать ему истиннейшее очищение, усыновление и благодать. Но я не решился сделать это...» Евсевий Церковная история VII, 9 • В вопросе о принятии падших не одобрял чрезмерной строгости: «умирающим, если они просятся, а особенно если они и раньше просили, давать разрешение, дабы они отходили от сей жизни с доброй надеждою»

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Евсевий, епископ Друцкий, викарий Витебской епархии (Тюхлов Константин Дмитриевич) Дата рождения: 26 марта 1975 г. Дата хиротонии: 5 июня 2022 г. Дата пострига: 1999 г. Страна: Белоруссия Биография: Родился 26 марта 1975 г. в городе Жодино Минской области в православной семье. В 1976 г. крещен в храме Воскресения Христова в г. Борисове. В 1991 г. окончил среднюю школу 6 г. Жодино и поступил в Смиловичский совхоз-техникум по специальности техник-пчеловод. В 1994 г. получил диплом с отличием. В 1994 г. призван в ряды Вооруженных сил на срочную службу. Проходил службу в г. Борисове, в 1995 г. уволен в запас. В 1996-2001 гг. обучался в  Минской  духовной семинарии . В 1997 г. вступил в число братии Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря в качестве послушника. Нес послушание на монастырской пасеке в качестве пчеловода. В 1999 г. принял монашеский постриг с именем Евсевий в честь священномученика Евсевия, епископа Самосатского. Постриг совершил епископ Новогрудский и Лидский Гурий , наместник Жировичского монастыря. В 1999 г. епископом Гурием хиротонисан во иеродиакона, в 2001 г. — во иеромонаха. В 2006 г. был келарем Жировичского монастыря. С 2007 г. нес выполнял послушание по возрождению Елисеевского Лавришевского мужского монастыря Новогрудской епархии . В 2009 г. решением Синода Белорусского экзархата  назначен на должность наместника обители. В 2014 г. по благословению митрополита  Минского и Заславского Павла поступил в магистратуру Минской  духовной академии , которую окончил в 2017 г. по специальности «Богословие», специализация «Церковная история», с присвоением степени магистра богословия. С 2016 г. выполнял епархиальные послушания на должностях благочинного монастырей, члена Епархиального совета и заместителя председателя архитектурного отдела Новогрудской епархии. Решением Священного Синода от 27 мая 2022 г. ( журнал 37 ) избран Преосвященным Слуцким и Солигорским. 30 мая 2022 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска митрополитом Минским и Заславским Вениамином возведен в сан архимандрита. Наречен  во епископа 1 июня 2022 г. в Тронном зале  Храма Христа Спасителя  в Москве. Хиротонисан 5 июня за Литургией в Спасо-Евфросиниевском монастыре г. Полоцка. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 13 октября 2022 г. ( журнал 101 ) назначен Преосвященным Друцким, викарием Витебской епархии . Епархия: Витебская епархия (Викарный архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Евсевия (Тюхлова) при наречении во епископа Слуцкого и Солигорского. E-mail: vitebsk_eparhia@mail.ru Web-caйm: http://vitprav.by Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5931649.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010