В первой беседе с Пантелеимоном св. Ермолай передал ему кратко учение христианское, возбудил в нем в то же время воспоминание детства, как то самое некогда говорила ему умершая мать его, бывшая христианка, и как она часто молилась и призывала Христа. Пантелеимон с этого дня, каждодневно заходил к Ермолаю наслаждаться его богодухновенными беседами. Идя однажды от своего духовного учителя, Пантелеимон увидел на пути лежащее дитя, от укушения ехидною умершее, и самую ехидну близ лежащую. Пантелеимон воззвал к Иисусу Христу с молитвою, да явит Он силу Свою – и дитя тотчас ожило, а ехидна сделалась мертвою. Этим явлением силы Божией Пантелеимон окончательно утвердился в вере христианской и точас же святым Ермолаем был крещен и приобщен св. и Животворящих Таин Христовых. Сделавшись христианином, св. Пантелеимон убедил и отца своего, язычника, принять христианство и сокрушить идолов в доме своем. Когда же отец скончался, и Пантелеимон сделался наследником богатого имения, то он тотчас отпустил всех рабов на свободу и свое наследственное состояние употребил на дела благотворения. Особенно он старался оказать помощь страждущим христианам, посещал их в темницах и всем вообще оказывал врачебную помощь безмездно и исцелял не столько лекарствами, сколько призыванием имени Иисуса Христа. Весь город обратился к нему, и все прославляли всемилостивого и безмездного врача, особенно после того, как он именем Иисуса Христа исцелил слепого. Это возбудило зависть между врачами. Завистники донесли царю о принятии христианства Пантелеимоном и о разглашении им в народе имени Христа Спасителя. Царь велел призвать Пантелеимона и действительно услышал от него дерзновенный ответ, что он верует во Христа и отвергает бездушных истуканов. Пантелеимона подвергли жесточайшим пыткам: строгали тело его железными гвоздями, сажали в котел с растопленным оловом, бросали в воду с камнем на шее, отдавали на съедение зверям. Но каждый раз ему являлся Господь в образе св. Ермолая и подавал ему такую чудодейственную помощь, что ни огонь, ни вар, ни потопление, ни звери не могли лишить жизни св.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

4. «Святой, поднимающий ребенка» - берет за руку встающего с колен мальчика. 5. «Святой, убивающий змею» - показывает убитую змею св. Ермолаю. 6. «Св. Пантелеимон крещаемый» - стоит в купели, и св. Ермолай совершает таинство. 7. «Святой, исцеляющий слепого» - касается глаз человека с посохом. 8. «Святой, уничтожающий идолов» - указывает на статуи в нише здания. 9. «Святой, поднимающий расслабленного» - берет за руку больного. 10. «Святой обжигаемый» - мучители с 2 сторон подносят факелы к привязанному к столбу великомученику. 11. «Святой в очаге» - стоит в котле с воздетыми в молении руками. 12. (с плохо читаемой надписью) П. молится между 2 львами. 13. «Святой, низвергаемый в море» - привязанного к камню великомученика погружают в воду. 14. «Святой с колесом» - стоит на коленях слева от этого орудия мучения и сокрушённых им язычников. 15. «Святой усекается мечом» - рядом с оливой становится на колени перед палачом. 16. «Погребение святого» - один персонаж полагает великомученика в гроб, тогда как в его изголовье стоит другой, в одеждах епископа. Предположительно нек-рые особенности в трактовке этого цикла были подсказаны Похвальным словом великомученику Иоанна Геометра ( Κουκιρης. 2006. Σ. 241). Вмч. Пантелеимон и вмц. Екатерина. Миниатюра из «Пантелеимонова Евангелия». Кон. XII в. (РНБ. Соф. 1. Л. 224) Вмч. Пантелеимон и вмц. Екатерина. Миниатюра из «Пантелеимонова Евангелия». Кон. XII в. (РНБ. Соф. 1. Л. 224) На существование подобного, развернутого житийного цикла уже в визант. искусстве XI в. указывает, возможно, упоминание Михаилом Атталиатом в инвентарной описи основанного им мон-ря иконы П. в драгоценном окладе с 16 изображениями на полях ( Gautier. 1981. P. 91). Как части житийного цикла П. идентифицируются фрагменты росписей в парусах и основании барабана придела этого святого в Боянской ц. (1259; Пенкова. 2003). В лит-ре ( Κουκιρης. 2006. Σ. 241-242) приводятся сведения о неопубликованных житийных циклах П. в росписях критских храмов: св. Параскевы в дер.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Вторым помощником архиепископа Гурия был строгий подвижник архимандрит Варсонофий (память его 4 окт., вместе со святителем Гурием), из иноков московского Спасо-Андроникова монастыря, основатель казанского Спасо-Преображенского монастыря. Он был искусным врачом, знал хорошо татарский язык, и его особенно любило татарское население за его милосердие. Когда — уже в сане епископа Тверского — он жил в своем Спасском монастыре на покое, Ермолай, бывший в то время священником, посетил его, и святитель Варсонофий предсказал ему, что он будет в Казани митрополитом. Под влиянием тяжелых впечатлений ранней юности и быстро прошедших благодатных годов молодости и сложился облик будущего Патриарха всея России — священно-мученика Ермогена. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. В это время о. Ермолай в сане протопопа был настоятелем Никольской Гостинодворской церкви. Находилась она в торговой части города, которая усердно посещалась «гостями», то есть купцами из разных стран Европы и Азии, и о. Ермолай имел возможность присмотреться к чужеземцам и изучить их отношение друг ко другу, что оказалось столь важным для его последующей государственной деятельности. После пожара, который начался с дома стрельца Онучина, девятилетней его дочери Матроне явилась во сне Пресвятая Богородица, открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, и указала место, где его найти. Сначала родители не обратили внимания на рассказ ребенка, но чудесное явление повторилось трижды, причем в третий раз оно сопровождалось угрозами. Тогда мать повела Матрону к митрополиту Казанскому Иову и объявила ему о бывшем ее дочери чудесном явлении. По благословению митрополита все духовенство города в сопровождении огромной толпы народа направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти святую икону не могли. Тогда копать начала Матрона — и немедленно обрела икону. Она была необыкновенной красоты и сияла свежими красками, точно только что была написана. Митрополит благословил Матроне извлечь ее из земли и, взяв на руки, передал о. Ермолаю как старейшему и наиболее почитаемому городскому священнослужителю. Приняв с благоговением святую икону, о. Ермолай высоко поднял ее над головой и в сопровождении всего крестного хода понес на городскую площадь, где и осенил ею на четыре стороны весь собравшийся народ. Тропарь новоявленной иконе Божией Матери Казанской и историю ее явления написал о. Ермолай. Тропарь «Заступнице усердная» знала вся Святая Русь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В писцовых книгах Андрея Плещеева за 7091 (1583) год, написано: «Обонежской пятины, в Климетцком погосте, на Волхове, деревни церковные Климента Святого из Ладоги, пустошь, что была деревня Мышкино, пашни перелогом десять четвертей, сена ставилось двадцать копен обжа. За 7180 (1672) год июня в 21 день. По Государеву, Цареву и вел. кн. Алексея Михайловича, всея великия и малые и белые России Самодержца указу память Филату Шульгину в нынешнем в 180 (7180) году бил челом Вел. Государю, Царю и Великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малые и белые России Самодержцу. А в великом Новегороде, в приказной палате, боярину и воеводе князю Ивану Петровичу Пронскому, да дьяку Ермолаю Воробьеву, из Ладоги Климентовской поп Григорий Федоров подал челобитную». (Далее указывается розыскать повальным обыском по челобитной его, о насильственном завладении частью церковной земли разними смежными владельцами). «Подлинная память за печатью сюргучною князя Пронского; лист мерою в сажень и 12 вершков. Успенского девича монастыря строительница Александра с сестрами, в нынешнем 204 (1696) году июля в 9 день. Дали мы сию запись церкви Климента Папы Римского священником Клименту Моисееву, Афанасью Васильеву с причетники, в том, что били челом мы Великому господину о пустоши своей Горки. И в то число что стало нам убытков и в тех убытках на них попов не бить челом и в трех их полях. А буде я строительница и с сестрами на них попов в убытках стану бить челом и на нас строительнице с сестрами взять им священником с причетники, за неустойку, десять рублев, а ее запись и впредь в запись в том им сию и запись дали. А запись писали Зеленецкого монастыря служебник (служка?) Алексей Семенов. Лета 7109 году июля в 10 день и контракт 206 (1698) года на землю церковную: «206 апреля в 6 день (перечислены имена крестьян) вымытили (?) есмы города Ладоги, Климентовского собору у священников у Климента Моисеева, да у Офонасья Васильева с причетники, их церковной земли пустошь в Климентовском погосте, на Златыни реки, Мышкино пахать нам крестьяном та церковная их земля пустошь Мышкино и с пятого снопа с нынешнего 206 году апреля с шестого числа и впредь на пять лет по десятой год апреля на тож число».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Разврат во время управления Иркутскою паствою св. Иннокентия существовал в самых отдалённых местах Сибири. Так священнику Ермолаю Иванову служившему в Камчатке, инструкцией Тобольского митрополита от 8-го сентября 1728 года, между прочим, предписывалось: «не христиански живущих русских и новокрещённых отлучать на время, а не хранящих постов, или нерадящих об исповеди, или имеющих наложниц, исправлять посредством комиссаров 69 . Разврат не чужд был и Иркутску. Узнавши об этом в начале 1728 года святитель написал поповскому старосте: «понеже от некоторых людей мы известны учинились, что во граде Иркутску умножились между людьми блудные дела, за что грядёт гнев Божий на сыны противления, того ради повелеваем тебе, чтоб всем градским священникам соборным и приходским приказать на крепко, дабы они читали (а этого прежде не делалось) книжки: заповеди с толкованием закона Божия в воскресные и праздничные дни, яко на утрени, так и после литургии, также и иных святых богоносных отцов поучения душеспасительные, да поне могли кто от слышащих, слышав и познав свою совесть, исправится. А аще кто от священников по церквам вышеповеленного исполнять не будут, таковых небрегущих о стаде словесных Христовых овец, усмотри, доноситъ нашему архиерейству, да не слышат они за своё небрежение сей страшный глагол Господень: от рук ваших изыщу овец Моих! 70 Не остался безгласным сам святитель. Он грозно вооружился против этого пророка в своих поучениях. Грозны и действенны были эти поучения жителям Иркутска. Они так глубоко западали в души слышавших их, что по прошествии 70 лет предание, перешедшее от отцов к детям о красноречивых и глубоко-трогательных поучениях святителя, привлекавших всегда множество слушателей, было свежо; оставались ещё в живых некоторые из слышавших; многие списывали эти поучения. И граждане Иркутска в прошении 1800 года об открытии св. мощей угодника Божия единогласно свидетельствовали о живом и действенном слове, гремевшем из уст великого святителя во время управления им Иркутской паствой.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Письмо от Никиты. Впечатления от посещения Вермонта. «…Сам А.И. [Солженицын] – «затворником» больше, чем когда-либо, ради непомерного замысла, пожалуй, впервые за много-много лет и, разумеется, со всеми трудностями аскезы…» В Монреале на аэродроме купил «квебековские» газеты. Вечером, вернувшись, просматривал. Еще одно очевидное безумие – эта «независимость» [Квебека от Канады]. Так ясно, что никому от этого лучше не будет, и вот, как какой-то рок. «Quos vult perdere…» 982 . Лекция сегодня (заключительная в этом году) – о Евхаристии и эсхатологии. Вся душа – там. Получил – с надписями – «Сириус» Н.И. Ульянова, «Странную историю» Е. Терновского. Надо благодарить, но читать ужасно не хочется. Устал от псевдоглубины всех этих писаний. Нет, ничему не «научила» русская трагедия русских писак, никого не просветила и не облагородила. И все эти бесконечные книжки, журналы, сборники падают, как ржавые осенние листья. Осень России. Осень русской культуры. Смертельная рана не заживает. Вторник, 10 мая 1977 Ужин вчера вечером у Осоргиных в Наяке. Рассказы Анеки о жизни Солженицыных, о детях [которыми она занималась]. Во время возвращения с прогулки Анека говорит им (старшему, Ермолаю, семь лет): «А вот уже и ваша земля…» Он, в ответ: «Это не наша земля, наша земля – Россия!..» Длинный разговор с [двумя мальчиками] А. и С., длинноволосыми, вегетарианцами и до бесконечности самовлюбленными. Зачем ходить в церковь . О каких-то «levels of consciousness» 983 . И т.д. Ни йоты скромности у этого поколения, никаких вопросов. Только утверждения. Презрение ко всему, что их прямо не касается. Жаль их ужасно, жаль за эту бедность содержания, ограниченность кругозора. А. – художник. Дом забит его картинами, беспомощными, вызывающими, бесконечно ненужными. Ни дипломы, ни заработки их не интересуют. И всегдашний вопрос: What went wrong? And where? 984 Эти два мальчика тем интересны, что неоригинальны и потому верно отражают tout се qui est dans Fair 985 . По ним можно было бы составить своего рода клинический диагноз de l " enfant du siecle 986 . Думаю, что в него вошли бы, помимо всего прочего, следующие основные элементы:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Время архипастырской деятельности нового митрополита было весьма непродолжительно. Единственным памятником ее остается грамота, которую дал Илия (6 июля 1577 г.) своему киево-софийскому наместнику Богушу Гулькевичу-Глебовскому, уполномочивая его выкупить два принадлежавшие митрополии селища, Филимоновщину и Багринов, на собственные деньги и за то пользоваться доходами с этих имений; в заслугу Гулькевичу митрополит поставил то, что он немало пособил своими деньгами при исправлении великой Софийской церкви в Киеве, и покрыл ее, и обил, вероятно, свинцовыми досками . В следующем году тот же самый софийский наместник Богуш Гулькевич-Глебовский принес от имени митрополита Илии жалобу киевскому воеводе князю К. К. Острожскому на земянина и возного земли Киевской Ермолая Опалиха за то, что люди его по его приказанию напали на проезжавшего атамана или старосту одного имения митрополичьего, Деомида Степановича, избили его почти до смерти, ограбили все, что при нем было, и тем причинили немалый ущерб митрополиту. И князь Острожский послал позывной лист (от 25 октября 1578 г.) к возному Ермолаю Опалиху, чтобы он явился в гродский киевский суд вместе с своими людьми, произведшими разбой и грабеж, и дал ответ в присутствии митрополичьего наместника Богуша Гулькевича-Глебовского . В последний раз упоминается об Илии как митрополите Киевском, и Галицком, и всея Руси в феврале 1579 г. Из прочих Западнорусских владык того времени известный уже нам епископ Владимирский Феодосий Лозовский по-прежнему воинствовал и своевольничал. В апреле 1569 г. он со множеством своих слуг напал под вечер «разбойным и райтарским обычаем» на проезжавших по большой дороге Петра Лысовского, Федора и Семена Ставецких и первого из них ранил в голову собственною рукою, затем велел всех их бить, ограбить, связать и отвезти в епископский замок под стражу. В июне 1573 г. лично сделал наезд с толпою вооруженных людей на имение Гулевичей, которые тогда же принуждены были принести об этом жалобу. Имения своей кафедры раздавал в управление своим детям и приятелям, а одно из них, по имени Федоровец, даже подарил «на вечность» боярину своему Тимофею.

http://sedmitza.ru/lib/text/436056/

Закрыть 9 августа - память великомученика и целителя Пантелеимона 08.08.2016 411 Время на чтение 4 минуты Святой, ныне прославляемый, великомученик Пантелеимон родился в городе Никомидии в третьем веке; при рождении он был назван Пантолеоном, что значит: лев во всем. Впоследствии первое название было заменено другим, Пантелеимон, что значит: всемилостивый. Мы станем называть его этим последним именем, объясняющим, какими добродетелями прославился в особенности святой мученик. Действительно, Церковь ублажает святого Пантелеимона как безвозмездного врача, милосердого целителя недугов душевных и телесных. Пантелеимон был с детства воспитан в христианской вере, ибо мать его была христианка; она объясняла ребенку Заповеди Господни и старалась внушить ему отвращение от язычества. Но, к сожалению, благочестивая мать умерла, когда Пантелеимон был еще ребенком, а отец его был усердный язычник. Он стал заниматься сыном, водил его в идольский храм, и уроки доброй матери, по-видимому, изгладились из памяти дитяти. Отец Пантелеимона, Евсторгий, отдал сына в школу, а потом поручил его знаменитому врачу Евфросину, чтобы он от него научился врачебному искусству. Юноша был очень умен и понятлив, и учитель вскоре так полюбил его, что брал всюду с собою. Он с ним посещал и дворец, ибо Евфросин был царским врачом. Императору Максимиану понравился красивый и умный юноша, и он повелел Евфросину заняться им со всевозможным старанием, потому что он желал иметь впоследствии Пантелеимона при себе. Под руководством славного учителя юноша оказывал быстрые успехи в науке и в скором времени превзошел всех товарищей своих. Пантелеимон ходил каждый день к учителю своему; дорога его шла мимо бедного домика, в котором жил престарелый христианский священник, по имени Ермолай. С ним жили и некоторые другие христиане, скрываясь от язычников, потому что в это время христиан преследовали. Святому старцу полюбился Пантелеимон, и Господь вложил ему в сердце благое желание просветить юношу светом истинной веры. В первой беседе с Пантелеимоном святой Ермолай передал ему кратко учение христианское, возбудил в нем в то же время воспоминание детства, как то же самое некогда говорила ему умершая мать его, бывшая христианка, и как она часто молилась и призывала Христа. Пантелеимон с этого дня каждодневно заходил к Ермолаю наслаждаться его богодухновенными беседами. Идя однажды от своего духовного учителя, Пантелеимон увидел на пути лежащее дитя, от укушения ехидной умершее, и самую ехидну близ лежащую. Пантелеимон воззвал к Иисусу Христу с молитвою, да явит Он силу Свою - и дитя тотчас ожило, а ехидна сделалась мертвою. Этим явлением силы Божией Пантелеимон окончательно утвердился в вере христианской и тотчас же святым Ермолаем был крещен и приобщен святых Таин.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Благочестивый Государь, снисходя к прошению Курских граждан, приказал отпустить Чудотворную Икону из своих Царских Палат обратно в Курск, с подобающей честью, и согласно с подданной ему челобитной (фальшивой), поставить её не в Монастыре, а в Соборной Церкви, что и было исполнено. Но граждане, хотя в начале и не подозревали настоящей причины такого распоряжения, но оставаясь им недовольными, в 1618 году, при Строителе Курского Монастыря Тихоне, послали вторично Челобитную к Царю, в которой просили, дабы оная Икона была перенесена из Курской Соборной Церкви в нарочито ими для сего построенный, по обету, Монастырь, По их прошению была прислана в Курск к тогдашним воеводам, Князю Афанасию Григорьевичу Козловскому, да Ермолаю Ивановичу Мясоедову в 1618 году, марта 2-го числа, Царская грамота, которой повелевалось, немедленно по получении сей грамоты в Курске, Чудотворную Икону из Соборной Церкви перенести в построенный гражданами для нее Монастырь, в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что и было исполнено с приличным торжеством. И с тех пор сия икона имеет постоянное пребывание в этой Святой Обители. К тому же времени относит местное предание и начало благочестивого обычая переносить ежегодно чудотворную икону на время в Пустынь, построенную на месте её явления, как зависевшую со времени своего возобновления (после разорения в 1611 году) от Курского Монастыря. В котором именно году началось возобновление этой пустыни, после её разорения Крымскими Татарами в 1611 году, положительных сведений нет. Известно лишь, что в 1617 году в ней уже была построена деревянная Церковь во имя Рождества Пречистой Богородицы, но еще не освящена (сведение о сем заключается в одной выписи Курского Монастыря 1615 года. Смотри ниже). И так, нет ни чего невероятного предположить, что освящение сей церкви последовало в 1618 году, при чем, согласно преданию, в первый раз была принесена из Курского Монастыря в Пустынь, что на корню (коренную) чудотворная Икона Божией Матери Курская. Окончим этот период указанием на один древний акт, из которого видны прежние владения Коренной Пустыни, которые по возобновлении её (с 1618 года) перешли в ведение Курского Богородицкого Монастыря, (как построенного в начале вместо разоренного пустынного монастыря), оставаясь за ним до самого учреждения о духовных штатах в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Всем сим словам, как добрая земля, прияв в сердце свое и сокрыв их в нем, Пантолеон поверил, как истинным, и сладко поучался в них умом своим. Старцу же сказал: «Все это я часто слыхал от матери своей и нередко видал ее молящеюся и призывающею Бога, Которого ты проповедуешь». С сего времени Пантолеон каждый день заходил к старцу-пресвитеру, наслаждался добрыми его беседами, и все более и более утверждался в святой вере Христовой. Всякий день ходил он к учителю своему врачу и, возвращаясь от него, не прежде входил в дом свой, как усладив наперед слух свой душеспасительными словесами старца. Случилось ему однажды, возвращаясь от учителя своего Евфросина, немножко уклониться с пути по какой-то нужде; и видит он отрока мертвого и подле него находящуюся ехидну, как бы в показание, кто совершил убийство: очевидно было, что эта гадина ужалила его, и он умер. Страх объял Пантолеона, и он немного отступил назад; но скоро потом пришел в себя и помыслил: вот верный случай искусить и делом удостовериться, воистину ли неложно сказанное старцем Ермолаем. Помыслив сие, он воззрел на небо и сказал: «Господи Иисусе Христе, хотя я и недостоин призывать Тебя, но если благоволишь, да буду раб Твой, яви силу Твою, и сотвори, да во имя Твое отроча оживет, ехидна же мертва да будет». И тотчас как бы от сна отрок восстал живым, а ехидна расселась пополам и пала мертвою. Тогда Пантолеон, в совершенную пришедши веру во Христа, возвел свои душевные и телесные очи на небо и благословил Бога, со слезами и радостью благодаря Его, что извел его из пагубной тьмы в свет ведения спасительной истины. Затем, не будучи более в состоянии удерживать в себе объявшую его духовную радость, течет к святому Ермолаю, рассказывает ему бывшее, как мертвый отрок ожил силою имени Иисуса Христа и как смертоносная ехидна пала мертвою, – и просит у него себе Божественного крещения. Слыша это, святой Ермолай, встав, пошел с ним посмотреть издохшую ехидну и, видев, возблагодарил Бога, что благоволил совершить такое чудо и им привел Пантолеона в совершенное Себя познание; возвратясь же в дом, окрестил юношу во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и, совершив святую литургию во клети своей, причастил его Божественных Тайн Тела и Крови Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010