В 1077 г. Всеволод стал князем Черниговским, но уже в следующем году взошел на стольный Киевский престол, а Чернигов перешел его сыну Владимиру. Поскольку племена вятичей формально входили в Черниговское княжество и еще не были полностью крещены, приобщение их к христианству стало одной из главных забот нового князя. Однако перед этим предстояло привести к покорности жителей здешних земель. Предположительно, в 1092–1093 гг. Владимир совершает два зимних похода в земли вятичей. Зимой они совершались потому, что среди дорог через эти территории упоминается лишь одна прямоезжая дорога, та, на которой святой Илья Муромец сразился с разбойником Соловьем Будимировичем. Поэтому войско вынуждено было идти по замерзшим рекам. Сначала воюя с князем Ходотой у его города Корьдно и, видимо, убив его, во вторую зиму Владимир вступил в схватку с его сыном, имени которого он не называет. В апреле 1093 г. скончался великий киевский князь Всеволод, и в 1094 г. Владимир уступает Чернигов и переходит на Переяславский престол. Утратив политическую самостоятельность, земли вятичей после Любечского съезда и договора 1097 г. окончательно входят в состав Северского и Рязанского уделов Черниговского княжества. К первому отошли земли по Десне и Оке, а ко второму — все по течению р. Сосны. Позднее из него образуется три самостоятельных княжества: Черниговское, Новгород-Северское и Муромское. По этому разделу земля вятичей отходит к Новгород-Северскому княжеству. Однако в церковном отношении они находились под управлением Черниговской кафедры, которая могла взять на себя распространение христианства среди вятичей. Когда в апреле 1113 г. после напугавшего киевлян солнечного затмения умер великий князь киевский Святополк Изяславич, грабивший монахов и покровительствовавший ростовщикам, и в Киеве вспыхнуло восстание, народ призвал на княжение Владимира Мономаха. Так на Руси окончательно установилась династия Мономашичей, правившая ею еще 500 лет. Святая миссия Кукши Несомненно, по настоянию великого князя, хорошо знавшего землю вятичей, и по благословению Киевского митрополита, уже летом 1113 г.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ku...

Кафедральный собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери. 1773–1786 гг. (достраивался в 1-й четв. XIX в. и в 1870 г.). Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: П. С. Павлинов РПЦ, образована в 1788 г. В 1788-1944 гг. именовалась Орловская и Севская, в 1945-1994 гг.- Орловская и Брянская, в 1994-2014 гг.- Орловская и Ливенская. С 25 июля 2014 г. имеет совр. название и границы. Включает города областного значения Орёл и Мценск, а также Болховский, Дмитровский, Знаменский, Кромской, Мценский, Орловский, Сосковский, Троснянский, Урицкий, Хотынецкий и Шаблыкинский районы Орловской области . Епархия разделена на 6 благочиннических округов: Орловский (г. Орёл и Орловский р-н), Болховский, Дмитровский, Знаменско-Хотынецкий, Нарышкинско-Шаблыкинский и Троснянско-Кромской. Кукши священномученика мужской монастырь и приходы Мценского р-на входят в состав Мценского викариатства О. и Б. е. Кафедральный город - Орёл. Кафедральный собор - в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Правящий архиерей - митр. Орловский и Болховский Антоний (Черемисов ; с 5 окт. 2011 в сане архиепископа, с 28 авг. 2014 в сане митрополита). К сент. 2018 г. в О. и Б. е. числилось 84 прихода, 5 мон-рей (2 мужских и 3 женских), 5 скитов. К авг. 2018 г. в клире состояли 146 священнослужителей. При ЕУ работают отделы: религ. образования и катехизации, по взаимодействию с представителями гос. власти и общества, по взаимодействию с институтом семьи и детства, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по взаимодействию с казачеством, тюремного служения, по противодействию наркотической угрозе, миссионерский, паломнический, церковной благотворительности и социального служения, по взаимодействию с учреждениями здравоохранения, молодежный, архитектурно-строительный, церковный историко-археологический, информационно-аналитический и издательский; действуют комиссии: по канонизации святых, церковно-археологическая, по противодействию алкогольной угрозе (Церковно-общественный совет); имеются координационный центр защиты материнства, а также служба протокола.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

65. Житие и страдания святого священномученика Кукши, просветителя Орловского края/Сост. протоиерей И. Попов . Орел, 1895. 66. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. М., 1884. 67. Жития сибирских святых: (Сибирский патерик). Новосибирск, 1998. 68. Журнал чрезвычайного общего собрания членов Миссионерского общества 24 апреля 1866 года//Отчет Миссионерского общества за 1867 год с приложениями. СПб., 1869. Приложение 12. 69. Закон или Пятикнижие Моисея./Пер. с еврейского архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии. М., 1863. (То же. Пятикнижие Моисея в переводе архимандрита Макария. СПб., 2000. То же. Пятикнижие Моисеево: Писарский список. – НИОР РГБ, ф. 99, к. 18, ед. хр. 1.) 70. Записка о Екатеринославской семинарии//Екатеринославские Епархиальные Ведомости. Часть неофициальная. 1872. 16. С. 263–268; 1874. 11. С. 165–169; 1878. 8. С. 113–128. 71. [Протоиерей Стефан Аандышев.] Записка об Алтайской миссии: Автограф. 1864. – НИОР РГБ, ф. 316, к. 12, ед. хр. 3. 72. Записки благородной девицы Екатерины Феодоровны Непряхиной об отце архимандрите Макарии, бывшем миссионере Алтайской церковной миссии//Сборник исторических материалов... Орел, 1897. (То же. Записка... Е.Ф. Непряхиной о ее сношениях с отцом архимандритом Макарием, бывшим миссионером Алтайской церковной миссии, в форме письма к о. Артемию: Рукопись. Список, выполнены. М.В. Кирсановой, Е.И. Елагиной и рукою неизвестного лица. Конец 1840-х – до 1859 г. – НИОР РГБ, ф. 99, к. 20, ед. хр. 14.) 73. Записки квакера о пребывании в России//Русская Старина. СПб., 1874. Т. IX, 1. С. 1–36. 74. Записки Миссионерского общества, состоящего под Всемилостивейшим покровительством Государыни Императрицы. Вып. II. СПб., 1867; Вып. III. СПб., 1867; Вып. IV. СПб., 1868. 75. Записки находящегося в Бийском округе для обращения иноверцев к Христианству архимандрита Макария и братий его. 1830 авг. 3–1831 март 31//Сборник исторических материалов... Орел, 1897. (То же. Рукопись. Список рукою неустановленного лица. – НИОР РГБ, ф. 99, к. 20, ед. хр. 9.)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Нельзя дом созидать на руинах соседа, Всегда третий здесь будет в прибытке! Третий – диавол, [завистник спасения нашего]. Две особые страсти жестоко калечат нам души: Похоть очей и плоти да гордость житейская наша; Похищают они всю свободу и в рабство ввергают. Лишь душа, одолевшая их, сподобляется святости. 2. Преп. Пимен Палестинский . Подвизался в Руве, палестинской пустыне, в правление императора Маврикия (582–602). В юности пас овец. Однажды его сторожевые псы напали на некоего [мимо проходящего] человека и растерзали его, а он из озорства не защитил несчастную жертву. По сей причине и ему в откровении было [сказано], что в конце концов погибнет он от зверей. Так это и свершилось. Был он съеден зверями и предал свою душу Господу. 3. Св. Осия (Осий), епископ Кордовский [Кордубский] . Свыше 60 лет управлял Церковью в Испании, занимая кафедру города Кордова. Проявил деятельное участие в работе Первого Вселенского Собора в Никее и председательствовал на Сардикийском Поместном Соборе в 347 году. Настолько усердно ревновал о Православии, что и перед смертью снова предал анафеме Ариеву ересь. 4. Священномученик Кукша и [преп.] Пимен постник . Оба были монахами Киево-Печерского монастыря. Кукша с успехом проповедовал Евангелие вятичам и крестил их. [Но] однажды язычники напали на него и зарубили вместе с его учеником. В тот час Пимен постник стоял на богослужении в монастыре и, провидев духом кончину Кукши, своего ученика и друга, воскликнул: «Брат наш Кукша ныне убит за Евангелие». Сказав сие, и сам он испустил дух. Было это в 1113 году [по другим данным – после 1114 года. – Пер.]. Рассуждение Подобно [человеку,] карабкающемуся по скалам [в серб. букв.: вползающему по крутой горе. – Ред.], что работает руками и ногами, дабы продвинуться хотя бы на пядь вперед, не помышляя [при этом о том], чтобы [хоть] как-то считаться с собой, великие православные подвижники были [необычайно] упорны в своем восхождении к Царству Божию. Поистине их труды и их бесстрастие вызывают удивление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Здесь находится чудотворная икона Казанской Божией Матери. В сем храме царские врата сребропозлащенные, весящие более 2 пуд, устроены 1784; а престол и жертвенник одеты, 1786, позлащенными бронзовыми досками. Из этой церкви сделан ход в пещеру. – 7) Рождества Богородицы, с особою колокольнею, при дальней пещере; она была первоначально построена деревянная св. игуменом Стефаном, в XI веке; и при ней тогда ж был основан особый муж. монастырь (см. Богородицкий, что на Клове). Нынешняя церковь , после многих разорений от неприятелей построена каменная в 1696 году, иждивением Киевского полковника Степана Мокиевского, и возобновлена в 1767; в ней серебряные царские врата, весящие 2 пуда, устроены в 1767. – 8) Зачатия св. Анны, при дальней же пещере, построена, вместо древней обветшавшей, в 1679 году, Киевским жителем Александром Новицким и возобновлена в 1763. На этом месте существовала первая деревянная церковь Успения Богородицы, построенная св. Феодосием. – Сверх того внутри самых пещер есть несколько подземных храмов, а именно: в ближней пещере: 9) Антония Печерского; в этой церкви почивают мощи: игумена Антония, Прохора Лебедчика, Иоанна Постника , Иулиании Княжны Олшанской, мучеников Василия и Феодора и Поликарпа архимандрита. 10) Варлаама Печерского, где и мощи его почивают. 11) Введения Богородицы; тут мощи: Ефрема, Епископа Переяславского и Тита пресвитера; а за алтарем находятся главы мироточивые разных святых, числом 30. – В затворах ближней пещеры почивают мощи: Дамиана целебника, Никодима просфорника, Лаврентия, Афанасия, Алексия, Елладия и Онисима затворников, Еразма, Луки Иконома, Нектария, Агапита врача, Феофила, и Иоанна в одной раке, Кукши священномученика, Саввы Чудотворца, Сергия послушливого, Меркурия Епископа Смоленского, Пимена многоболезненного, Нестора летописца, Евстратия преподобномученика, Иеремии прозорливого, Моисея Угрина, Иоанна многострадального, Марка гробокопателя (при гробнице сего святого находится медный крест с изображением Спасителя и святых, с Греческою надписью, XI века), Николы Святоши, Кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Я наклонился в малую пещеру, где стоял преподобный, чтобы целовать многострадальную главу его, и едва поднялся от земли, как опять услышал голос Владыки: «вот ещё два великих подвижника, разные по рождению, соединённые здесь смертью : Марку Пещернику повиновались мёртвые, ибо для них трудился преподобный всю свою жизнь, искапывая гробы усопшей братии; а Никола Святоша был сын князя Черниговского и правнук великого Ярослава. Видишь ли, как в каждом состоянии знает Господь избранных своих, ибо всем хочет спастись и в познание истины прийти. Князь Никола чуждался своего высокого сана, принимал на себя самые трудные послушания монастырские, был долго вратарем святой Лавры и, после тридцатилетних подвигов, переселился в вечное Царствие в сих пещерах; но и Господь прославил его чудесами». Подле князя инока покоился другой инок Печерский, утопленный в Днепре его родственником, князем Ростиславом, за то, что предсказал ему поражение от половцев. Но чудотворец Григорий, так названный по своим знамениям, явил чудо и по смерти, ибо связанное тело его обретено было не под водою, но в собственной его келье, а пророчество святого сбылось над убийцей. Мы шли далее по длинному переходу, где только два затворника представились нам на пути, заключённые в своих кельях: Онисим и Матфей прозорливый, и уже мы почти окончили обширный круг подземелья, когда опять круто поворотили направо, чтобы поклониться ещё нескольким угодникам, почивающим около и в самой трапезе преподобного Антония. В узком переходе, к ней ведущем, первый покоится после многих трудов своих, святой Алипий, иконописец Печерский, прославленный многими исцелениями, которому Ангелы дописывали его иконы. Он научился своему искусству от иконописцев греческих, дивно присланных из Царьграда преподобными Антонием и Феодосием, через десять лет после их кончины, для росписания соборной церкви. Рядом с Алипием, Спиридон просфорник Печерский, угасивший мантией своею пламя в загоревшейся храмине. Владыка велел блюстителю пещер снять перчатку с нетленной руки и она мне открылась, с православным изображением знамения крестного, коим осенил себя преподобный, в час блаженного своего отшествия к Богу. – Блюститель пещер засвидетельствовал Владыке, что многие старообрядцы обратились к истине при столь явном её извещении. Напротив сих двух блаженных почивают: черноризец Арефа, коему вменено было в милостыню утраченное им имущество, ибо возблагодарил за то Господа, и два затворника, Феофил и Сисой, в своих кельях. Далее, опять открыто, Анатолий, известный только по имени, и в самой трапезе, где братия собирались по субботам, есть ещё несколько отшельников Печерских: чудотворец Исаия, Авраамий трудолюбивый, Сильвестр, Пимен постник, духовным оком прозревший страдальческую кончину священномученика Кукши, и Онуфрий молчаливый. Нет их жизнеописания в Патерике Печерском; но память их, местно чтимая, совершается в пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Я наклонился в малую пещеру, где стоял преподобный, чтобы целовать многострадальную главу его, и едва поднялся от земли, как опять услышал голос Владыки: «вот еще два великих подвижника, разные по рождению, соединенные здесь смертью: Марку Пещернику повиновались мертвые, ибо для них трудился преподобный всю свою жизнь, искапывая гробы усопшей братии: а Никола Святоша был сын князя Черниговского и правнук великого Ярослава. Видишь ли, как в каждом состоянии весть Господь избранных Своих, ибо всем хощет спастися и в познание истины приити. Князь Никола чуждался своего высокого сана, принимал на себя самые трудные послушания монастырские, был долго вратарем святой лавры и после тридцатилетних подвигов переселился в вечное царствие в сих пещерах; но и Господь прославил его чудесами.» Подле князя инока покоился другой инок Печерский, утопленный в Днепре его родственником князем Ростиславом за то, что предсказал ему поражение от Половцев. Но чудотворец Григорий, так названный по своим знамениям, явил чудо и по смерти, ибо связанное тело его обретено было не под водою, но в собственной его кельи, а пророчество святого сбылось над убийцею. Мы шли далее по длинному переходу, где только два затворника представились нам на пути, заключенные в своих кельях: Онисим и Матфий прозорливый, и уже мы почти окончили обширный круг подземелья, когда опять круто поворотили на право, чтобы поклониться еще нескольким угодникам, почивающим около и в самой трапезе преподобного Антония. В узком переходе, к ней ведущем, первый отдыхает от многих трудов своих св. Алипий, иконописец Печерский, прославленный многими исцелениями, которому Ангелы дописывали его иконы. Он научился своему искусству от иконописцев Греческих, дивно присланных из Царьграда преподобными Антонием и Феодосием чрез десять лет после их кончины для расписания соборной церкви. Рядом с Алипием Спиридон просфорник Печерский, угасивший мантией своею пламя в загоревшейся храмине, которому огнь пещный напоминал всегда о вечном огне осужденных. Владыка велел игумену снять перчатку с нетленной руки, и она мне открылась с православным изображением знамения крестного, коим осенил себя преподобный в час блаженного своего отшествия к Богу. – Игумен засвидетельствовал Владыке, что многие старообрядцы обратились к истине при столь явном ее извещении. Напротив сих двух блаженных почивают: черноризец Арефа, коему вменено было в милостыню утраченное им имущество. ибо возблагодарил за то Господа, и два затворника. Феофил и Сисой, в своих кельях. Далее опять открыто Анастасий, известный только по имени; и в самой трапезе, где братия собирались по субботам, есть еще несколько отшельников Печерских: чудотворец Исаия, Аврамий трудолюбивый, Сильвестр, Пимен постник, духовным оком прозревший страдальческую кончину священномученика Кукши, и Онуфрий молчаливый. Нет их жизнеописания в Патерике Печерском: но память их местно чтимая, совершается в пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Исайя подвизался в неутомимых трудах в Печерской обители. Подвигом труда и безмолвия он угодил Господу. Мощи его почивают в Ближней Антониевой пещере. Святитель Мина, епископ Полоцкий (+ 1116) Память его празднуется 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Мина долгое время подвизался в Киево-Печерском монастыре. 13 декабря 1105 г. он был хиротонисан во епископа Полоцкого. Имя святителя Мины вошло в службу киево-печерским святым отцам. Упоминание о нем есть в Киево-Печерском Патерике, Известен святитель как один из первых русских архипастырей, продолжавших благодатное распространение веры Христовой после крещения земли Русской. Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский (+ 1122) Память его празднуется 10 окт. вместе с Собором Волынских святых, 28 авг. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Амфилохий был иноком Киево-Печерского монастыря. В 1105 г. он был поставлен  епископом Владимиро-Волынским.  Паства его была уже просвещена святым Крещением, но вера еще не укоренилась в сердцах новых христиан, и труды святителя были просветительные. Ему много пришлось бороться с суеверием и обычаями языческими. В 1122 г., после семнадцати лет управления владимиро-волынской паствой, святитель Амфилохий удалился на покой в Киево-Печерский монастырь и в том же году скончался. •  Епархия во Владимире на Волыни была учреждена еще при равноапостольном князе Владимире (ныне город в Волынской обл. на Украине). Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские (+ между 1114 и 1123) Память их празднуется 21 авг. в день мученической кончины прп. Кукши и преставления прп. Пимена, 28 сент вместе с Собором прпп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Таких православных гимназий у нас по стране уже сотни, и не было случая, чтобы родители учащихся данных образовательных заведений жаловались на что-нибудь, не видя решительно никаких отрицательных симптомов в преподавательской системе, инспектируемой теми же экспертами из Министерства образования, как в любой нашей школе. Православные гимназии — это институт воспитания высокой культуры учащихся и отсутствие, вследствие этого, всего того, что выходит за рамки приличия или непристойного поведения где бы то не было — вот что такое Православная Гимназия! В заключение, попытаюсь здесь называть искусственно спровоцированное искушение на Сретенском поле и снесение под покровом темноты Креста Господня — одним словом — САТАНИЗМ! Дело вовсе не в школе, а только в том, что она — Православная, и это коробит слух закоренелого за 70 лет атеиста, напичканного до такой степени одержимости духом нечистым противления Богу, что таковые: «не ведают, что творят» (Лука, 23, 34). Разумеется все, кто распространял ложь о Сретенском поле и кто поддался этой дешевой обработке и провокации, как в те, постреволюционные времена, когда взрывали, разрушали храмы и с колоколен сбрасывали колокола при страшных последовавших потом потрясениях, вместо обещанного рая на земле, и заливших кровью всю Россию, таковые сами себя от Церкви отлучили и не могут без искреннего раскаяния быть в ней поминаемыми. Господь говорит: «Мне отмщение и Аз воздам!». (Рим.12:19). И сколь не повторять посягнувшим на Сретенский крест в поселке Гать эти слова распинателей: «Кровь Его на нас и на детях наших!» (Мтф.27:25), да будет к ним все-таки Господь Милостив, о чем молимся. Верю, придет это вразумление и Россия вернется к основе основ своего государства — Православию, и процветет своей непреодолимой Силой Духа, которой всегда сокрушал всех врагов, потому что девиз ее на века — один: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!» Постепенно на Сретенском поле притихли страсти, утих и дождь, мы начали молебен, освятили Крест, святой водой освятили место храма, территорию и возлили Елей на закладной камень для Сретенского храма, а когда начали читать Акафист Пресвятой Богородице — засияло солнце и на душе стало светло и радостно; разошлись по домам; но, оказывается, враги креста не успокоились и под покровом темноты утопили Крест в р. Оке, пронеся его через все селение, как это делали вятичи во времена священномученика Кукши и ученика его Никона, наших молитвенников и у Бога заступников. В настоящее время освящённый при закладке Сретенского храма Крест, найденный в реке Оке районной полицией, находится в кафедральном соборе Ахтырской Божией Матери.

http://pravmir.ru/obrashhenie-arxiepisko...

Этот блаженный Никон называется Сухим, ибо он, истекши кровью, сгнил от ран и иссох, так что он, вместе с Давидом, мог сказать о крепости своей, преданной в плен: «Сила моя изсохла как черенок» ( Пс.21:16 ), и еще: «кости мои обожжены как головня» ( Пс.101:4 ). А мы, дивясь пречудной силе его уже не плотской, но свойственной бесплотным небесным силам, что скажем? Скажем с апостолом: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» ( 2Кор.4:7 ). И в сухости своей этот узник горел огнем любви Божией, светясь богоугодно добрыми делами. Наконец, освобожден он был и от уз телесных. И за принятое им увядание в жизни этой по смерти принял неувядающее нетление тела своего, в котором поныне почивает в пещере. Духом же вошел в наследие нетленное и нескверное, и неувядаемое, приготовленное ему на небесах, при источнике жизни вечной, и принял неувядаемый венец славы, которым, молитвами этого преподобного угодника Божия, да сподобимся и мы быть увенчанными Царем славы Христом Богом, Которому слава со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Житие преподобных отцов наших Кукши священномученика и Пимена постника. (27 августа) Из них первый, крестя неверных, был убит, другой, провидя его смерть, умер в тот же день Не надо много говорить, где ясно свидетельствуют дела. Так и об этих блаженных. Блаженный священномученик, называемый Кукша, один из отцов святого Печерского монастыря, был известен всем, так как он крестил вятичей, людей, помраченных неверием, и многих просветил верою. Сделал он и много великих чудес прогонял бесов, свел дождь с неба, иссушил озеро и показал много иных различных удивительных знамений. По многим мукам, он был усечен неверными, с учеником своим. В то же время блаженный Пимен постник подвизался богоугодно в том же Печерском святом монастыре. Он, за великий свой пост и труд, получил от Бога такое дарование, что просиял не только исцелением недужных, но и прозрением будущего и того, что далеко, что безвестно и тайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010