900 АСС., 1789 г., 112, л. 215. – преосвященным Виктором был оставлен в Варшаве уполномоченный для ведения дела в судах. – Агр. Сб., V. 154. 907 М. Н. Кречетников, происходивший из старого дворянского рода, получил образование в сухопутном шляхетском корпусе в С. – Петербурге. В 1742 г. поступил в военную службу, в 1769 г. назначен командиром полка. Участвовал в турецкой войне, где, в сражении под Хотином, выказал примерную храбрость, за то был произведён в генерал-майоры. В 1772 г., по выходе из военной службы, назначен губернатором в Псков. В 1776 г. переведён в Тверь – правителем наместничества. С 1776 по 1790 г. состоял в должности «генерал-губернатора Тульского, Калужского и Рязанского наместничества». В 1790 г. перемещён на должность «генерал-губернатора Киевского, Черниговского и Новгородсеверского наместничества», с командованием всеми расположенными в Малороссии войсками. С 1785 г. состоял сенатором, с 1790 г. – генерал-аншефом. Когда открылась война с Польшей, Кречетников был назначен командиром отдельного корпуса с которым он «покорил всю Литву», за что получил орден св. Андрея Первозванного, и ещё до присоединения западнорусских областей к России был назначен генерал-губернатором Минским, Изяславским и Брацлавским. 6 мая 1793 г. Кречетников был пожалован графским титулом. 9 мая он скоропостижно скончался по дороге в Киев, в одном из самых живописных уголков Малороссии –местечке Меджибоже, в 15 верстах от города Летичева. – «Волынь. Исторические судьбы юго-западного края. С высочайшего соизволения издано при министерстве внутренних дел. П. Н. Батюшковым» Спб. 1888. Объснение к портретам. Стр.56. 911 Карта была готова уже в начале июня 1793 г. По крайней мере, в синодальных делах есть указание, что по определению св. синода 6 июня 1793 г. «куплен в книжных лавках продающийся чертёж новоприобретённым в 1793 г. Россиею от Польши землям» – за 2 р. 50 к. – АКОП., 1226. – Позднее, по определению св. синода 24 апреля 1794 г., куплена «у Клостермана, Невский, 96», «гравированная карта губернии», за 1 р. 25 коп., и « постановлено оную хранить в архиве». – АСС., 1794 г., 379. – АКОП., 1292, лл. 12. –Этой карты ныне не имеется ни в архиве св. синода, ни в академии наук, ни в публичной библиотеке, ни в военноучёном архиве главного штаба. Единственный её экземпляр отыскан автором в сенатском архиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Имея в виду оговорку в высочайшем указе 17 января 1768 года и пользуясь исключительным положением своей епархии, преосвященный Виктор заботился не о буквально точном исполнении предписаний и штатов, а об устройстве жизни сообразно местным потребностям. Штатом своей епархии он руководился только отчасти. У него были свои штаты, свои расходы. Живя сам в монастыре, он находил возможным не держать при своём доме особых иеромонахов, или, лучше сказать, за малочисленностью монашествующих в епархии, не находил возможным это делать. Отпускаемую штатную сумму, за исключением консисторской, которая, в общем, всегда была полностью расходуема на тот предмет, на который предназначалась, – преосвященный Виктор распределял по различным статьям по своему личному усмотрению, не согласуясь со штатными назначениями и особенно заботясь об улучшении ризницы и о певчих 1762 . II Духовная консистория 1763 издавна была в Слуцке – ещё при Слуцком архимандрите, когда в Слуцке не было архиерейской кафедры, и называлась, по месту своего нахождения, Слуцкой 1764 . С назначением в 1785 году в Слуцк епископа, консистория лишь несколько увеличилась и обновилась в своём составе и стала уже в оффициальной перепискеименоваться по титулу местного епископа – «Переяславскою» 1765 . В 1793 году, когда учреждена была «Минская, Изяславская и Брацлавская» архиепископия, консистории опять пришлось переменить своё название в «Минскую», но она по-прежнему осталась в Слуцке, где и находилась во всё время пребывания на Минской кафедре преосвященного Виктора 1766 . Мы не знаем, кто, кроме архимандрита, заседал в консистории, когда в Слуцкеещё не было епископа. Но с преосвященного Виктора уже начинаются новые назначения. В конце марта 1787 года к двум «присутствовавшим» в консистории был назначен преосвященным третий – кафедральный казначей, иеромонах Протасий 1767 . Через полгода приехал из Киева новый «присутствующий», – впрочем, только «впредь до прибытия в Слуцк преосвященнаго», игумен Порфирий Брезинский, назначенный настоятелем Грозовского Успенского монастырей и кафедральным наместником 1768 . В конце 1788 года в консистории прибавился ещё один «присутствующий» – известный игумен Киприан Островский, деливший впоследствии трёхлетнее заключение с преосвященным Виктором в Варшаве 1769 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Отметим, что ранее СБУ провела обыск у митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана, пригрозив ему сроком на 5 лет, в доме у бывшего правящего архиерея Кировоградской епархии, которого 8 декабря отправили под домашний арест, и в епархиальном управлении Черновицко-Буковинской епархии, где митрополиту Черновицкому и Буковинскому Мелетию дали «добрый совет»: «Если вы хотите, чтобы такой цирк не продолжался и в дальнейшем вы жили спокойно, – переходите в ПЦУ». Также о подозрении в «антиукраинской деятельности» СБУ уже сообщила архиепископу Шумскому Иову , ректору Почаевской духовной семинарии. Тем временем депутаты областных советов Украины продолжают принимать решения о запрете деятельности УПЦ на территории того или иного региона, а священнослужители УПЦ подвергаются гонениям и даже физическому насилию… Рейтинг: 9.1 Голосов: 311 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии H 24 декабря 2022, 12:49 Павел, при чём здесь мученичества? Православные УПЦ Христа не предали! Господи, помоги! Елена О. 19 декабря 2022, 12:30 Антоний 18 декабря 2022, 11:59 Логично всё с Зеленским. Он сам хочет быть господином (столбовым, наверно) и чтобы ВСУ ему поклонялись. Вадим 19 декабря 2022, 02:01 Святителю отче Иосафате Полоцкий моли Бога о нас! Павел 18 декабря 2022, 16:16 Как бы это закономерный итог всей деятельности УПЦ. Когда приходы собирают деньги для украинских военных, а иерархи открещиваются от Москвы, как могут, то чего ещё ждать. Время мучеников прошло, пришло время мягких и податливых. Ну а мягких будут давить. Антоний 18 декабря 2022, 11:59 Странная позиция у Зеленского, ведь УПЦ (МП) активнейшим образом помогает ВСУ, о чем постоянно публикуются новости. Открываем, например, СПЖ, а там: " Военный отдел УПЦ передал помощь ВСУ " , полно новостей из епархий: " придбали авто для ЗСУ, на обладнали для " (официальный сайт УПЦ пестрит такими новостями). Или вот от 12 декабря сего года ответная новость: " Военные ВСУ призвали прекратить гонения на УПЦ " (ещё бы!). То есть Зеленский должен в ноги кланяться УПЦ за поддержку его армии в борьбе со Россией.

http://pravoslavie.ru/149958.html

Острота проблемы с течением лет не уменьшается, а, напротив, лишь возрастает. При социализме о событиях на Волыни говорить и писать было не принято, но после 1989 г. в Польше были опубликованы десятки статей, книг и сборников документов, посвященных данной проблематике. Суть событий состоит в следующем: в 1943-1945 гг. на территории Волыни и Восточной Галиции украинскими националистами было уничтожено несколько десятков тысяч поляков. По оценкам одного из наиболее авторитетных исследователей проблемы, польского историка Г. Мотыки, число жертв среди польского населения достигало 100 тысяч человек [Мотыга, 2014, с. 274]. Люди уничтожалось с поразительной жестокостью1; в основном орудиями убийства служили топоры, вилы, серпы, пилы, убийцы не жалели ни женщин, ни стариков, ни детей. Эти трагические события получили название " Волынская резня " 2. 1. Исследователь проблемы Ева Семашко отмечает, что палачи польского парода проявляли особую жестокость, давая выход своим садистским склонностям [Siemaszko, 2016, s. 8]. 2. Слово " резня " , как отмечается исследователями данной проблемы, представляется не совсем адекватным, так как это был не стихийный порыв, а целенаправленная и организованная акция по уничтожению польского населения региона. Один из идеологов украинского национализма М. Колодзинский еще до 1939 г. писал о необходимости покончить с польскими претензиями на украинские земли. " Польский элемент, который окажет сопротивление, должен погибнуть... остальных следует терроризировать и вынудить переселиться за Вислу... По отношению к враждебному элементу следует действовать с такой жестокостью... чтобы еще десятое поколение боялось бы даже посмотреть в сторону Украины... " (цит. по: [Motyka, 2015, s. 126-127]). Хотя ничто не может служить оправданием страшной трагедии, но для лучшего понимания случившегося представляется целесообразным хотя бы приоткрыть некоторые страницы прошлого. В XVI в. в состав польского государства вошла значительная территория Киевской Руси. В XVII в. по отношению к киевскому и брацлавскому воеводствам стал употребляться термин Украина, который в XVIII в. распространился и на другие восточные территории Речи Посполитой. В результате разделов значительная часть Украины оказалась во владении России и Австро-Венгрии. В XIX в. украинцы – это в основном крестьяне, господствующий класс был представлен поляками в Галиции, венграми в закарпатской Руси и румынами в Буковине. В XIX в. разворачивается процесс формирования национального самосознания украинцев, центром культурной и национальной жизни украинцев становится Галиция.

http://religare.ru/2_121569.html

Беглецы достигли смоленского стана. Валуев шел по следам их и остановился под Царевым-Займищем; там он окопался и состроил острожек. Горн с двумя тысячами англичан и французов соединился с четырьмя тысячами московского войска под начальством князя Барятинского. Они пошли на Белую, где заперся Александр Гонсевский. По дороге к Белой крестьяне охотно подвозили продовольствие войску и не боялись иноземцев, как на севере, а из Белой русские уведомили тайно своих начальных людей, что жители города зажгут стены во время приступа, чтобы пособить землякам. Но перебежчики из французского отряда сообщили Гонсевскому об умысле жителей Белой, и Гонсевский взял под стражу подозрительных людей и этим предупредил злой против него умысел. Горн и Барятинский подошли к Белой 26 мая; поляки вышли из города, побились с ними и опять ушли в город. Горн предлагал Гонсевскому выступить в открытый бой, а Гонсевский уговаривал Горна отступиться от Шуйского и перейти на службу к польскому королю. Горн отвечал, что он служит шведскому королю, своему государю. Переговоры эти прервались, когда разнесся слух, что на выручку Гонсевского идет от Смоленска польское войско. Горн отступил к Зубцову 362 . IX. Битва под Царевым-Займищем. – Битва под Клушиным. – Поражение московского войска. – Сдача Царева-Займища и Можайска Давно уже в стане Сигизмунда шли толки о том, чтобы отправить отряд, присоединить к нему бывшее тушинское войско и идти на Шуйского. Это дело возлагал Сигизмунд на брацлавского воеводу Яна Потоцкого. Но этот пан хоть не отказывался от поручения, зато медлил и собирался долго. Он хотел избежать трудной обязанности умиротворить окончательно буйное тушинское войско. Это было слишком нелегко. Сигизмунд, продолжая ограничиваться обещаниями, не имел возможности хотя вполовину сдержать их и выплатить войску деньги, которых оно ожидало и вправе было ожидать. Кроме того, Потоцкий был соперником Жолкевского: ему было досадно, что без него возьмут Смоленск. Овладеть сильной крепостью считалось великим подвигом; он полагал, что это было возможно, и, напротив, мало верил в успех под Москвой, особенно, когда надежды на склонение тушинского войска было не много.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Окончательное признание Владислава отложено до будущего времени, и послы, обнадеженные и обласканные, пировали у Сигизмунда, пировали с панами и были пленены любезностию, с какой обращались с ними поляки. Как бы в подтверждение слов их, что москвитяне желают Владислава, явились воеводы из Ржевы-Володимеровой и Зубцова, били челом и отдавали управляемую ими землю Сигизмунду. Но Смоленск не думал им последовать. Салтыков напрасно заохочивал Шеина к сдаче и представлял, что через это успокоится вся земля Московская, что ей всего лучше быть в союзе с Польшею. Шеин, с совета архиепископа Сергия, не хотел слушать предложений и толковать об них 330 . Послы собирались возвращаться, как депутаты от войска, которые не получили удовлетворения от короля, обратились к ним с притязаниями, ссылались на то, что москвитяне в Тушине обещались делиться нераздельно с поляками, и теперь настаивали, чтоб они взяли на себя посредство и не отделяли своего дела от их дела. Король приказал призвать посланцов от своего войска и в присутствии своем дать ответ решительный. Канцлер вручил им этот ответ на письме, где объяснено было, что король не берет на себя того, чего он взять не может по правам польским без согласия чинов Речи Посполитой, то есть налагать налогов и распоряжаться королевскими имениями; но король обещал им вознаграждение после того, как овладеет Московским государством, и определял Северскую и Рязанскую земли на сбор из тамошних доходов жалованья войску; сверх того, он обещал им на поправку особую донативу, т.е. в подарок известную сумму. Что касается до Марины, то ей, как жене бывшего на престоле Димитрия, король изъявлял готовность сохранить, сообразно справедливости, часть Московского государства, уступленную боярами, и обещал говорить об этом при договоре с московским народом, хотя замечено было, что поступки Марины не приносят пользы ни королю, ни Речи Посполитой; о тогдашнем Димитрии сказано было, что этот человек, постыдно убежавший от рыцарства, без всякой причины бросался на людей его королевского величества, и королю известно, что он на них самих зломыслит; но, если он не будет вперед мешать делу короля и Речи Посполитой и не станет отвлекать московского народа от короля, то и ему окажется внимание. Канцлер объявил послам, что они могут ехать к войску, а вслед за ними поедет воевода Брацлавский Ян Потоцкий, уполномоченный подробнее уладить с ними их дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

– предводитель дворянства в Брацлавском уезде Подольской губ. Депутат III и IV Гос. Дум, в IV Думе – лидер фракции русских националистов и умеренно-правых. В 1894 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, после окончания которого поступил в Гвардейский полк. В 1899 г. вышел в отставку и поселился в своем имении. Был активным членом общественных и благотворительных учреждений. Председатель Всероссийского национального союза. Председатель и инициатор союза русских избирателей Юго-Западного края. После революции эмигрировал, жил в Париже. – 104, 223, 261 Бальфур Артур Джемс (25.07.1848–19.03.1930) – английский философ и государственный деятель, лидер английских консерваторов. – 113, 114 Бантыш Василий Александрович (1858–?) – инженер-химик, землевладелец. Депутат III Гос. Думы от Харьковской губ., окт. Учился за границей, окончил Рижский политехникум. Предводитель дворянства Изюмского уезда Харьковской губ. Занимался сельским хозяйством. – 334 Баранович Дмитрий Яковлевич (1869–29.10.1937) – священник. Депутат III Гос. Думы от Волынской губ., прав. Из семьи священнослужителя. По окончании Волынской духовной семинарии служил надзирателем в Клеванском духовном училище, затем там же преподавателем. Перед выборами в Думу служил священником с. Суемцы Барановского уезда Волынской губ. Перед арестом 09.21.1937 служил в с. Суемцы. 25.10.1937 осужден Тройкой при УНКВД УССР по Житомирской обл. к высшей мере наказания – расстрелу. Расстрелян. – 352 Безак Федор Николаевич (21.09.1865 – после 1921) – камергер Двора Его Императорского Величества, почетный мировой судья. Депутат III и IV Гос. Дум от г. Киева, нац., прав., отказался от звания депутата IV Думы в апреле 1913 г. в связи с назначением губернатором г. Киева. Окончил Пажеский корпус, до 1902 г. служил в армии, отставной гвардии полковник. Член Гос. Совета. Член Главного Совета Всероссийского национального союза. Киевский губернский предводитель дворянства. В 1920 г. эмигрировал, был председателем русского комитета в Берлине.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

28 окт. 1749 г. поступила жалоба на архимандрита К. м. Андрея (Белецкого), захватившего земли местных шляхтичей. Дело рассматривал на месте брацлавский подкоморий, затем его передали в Литовский трибунал, который поручил пинскому маршалку Орешку закончить разбирательство. Но тот, не закончив дела, вскоре уехал, чем ввел дворян «в убытки» (Там же. 39. С. 546-548). Впосл. архим. Андрей жаловался на шляхтичей Босяцкого и Пухальских, нанесших побои монастырским крестьянам и ограбивших их. Когда крестьяне везли домой дрова из Верхолевской королевской пущи, шляхтичи захватили у них неск. волов и топоры (Там же. С. 557-559). 2 мая 1750 г. архим. Андрей жаловался на шляхтичей Осипа Славку и Зарембу, что «они уничтожили пограничный знак и наполовину снесли копец, разграничивавший монастырские земли от шляхетских, с целью завладения монастырской землей, несмотря на то что копец этот был подтвержден комиссарами и засвидетельствован 22 свидетелями» (Там же. 34. С. 549-550). В авг. 1750 г. брестский официал и архим. Андрей подали жалобу в Брестский городской суд на новоселецкую и ходиницкую шляхту в связи со спорными земельными вопросами. В жалобе отмечалось, что шляхтичи «по обычному своему зложелательству, имея в своем владении некоторые земли одного названия с землями Кобринской архимандрии, вздумали отторгнуть последние от архимандрии через разные происки... Архимандрит опровергает это ложное показание тем, что по каноническим правилам он не вправе был этого сделать. Вследствие определения маршалковского суда, которым назначен был двухнедельный срок к исполнению, со стороны шляхты никто не прибыл на срок. На этом основании архимандрит просит, что если бы шляхта вздумала после упомянутого срока привести чиновника для передачи Кобринской архимандрии шляхте, то не давать никакого законного значения его распоряжениям» (АВАК. Т. 3. 129. С. 215-216). 21 мая 1753 г. прокуратор К. м. Фома Радкевич «жаловался на комиссара имений князя Огинского, что он под видом интересов своего владельца для собственной надобности забирает у евреев и крестьян подводы и перевозит на них свои собственные предметы; что, перевозя однажды клади, он остановился на монастырской земле и потравил луга и поля; в это же время произносил разные угрозы против прокуратора и монастыря» (АВАК. Т. 6. 35. С. 550-551).

http://pravenc.ru/text/1841594.html

Они точно были оплотами, но только страдательно; прежде, чем опасность угрожала Польше и Венгрии, пропала бы Червоная Русь. Закрыл глаза последний князь, или король ее, и Королевство Русское признало власть перекрещенца, гонителя православной веры 9 . Ужасный яд прекратил его дни, и древнее достояние России, приобретенное оружием св. Владимира, знаменитое Княжество или Королевство Данилово, было разделено между иноплеменниками 10 . Прилежащие Литве границы отданы Казимиром Кестутию и Любарту 11 . Не раз галицкие князья заключали с католическими государствами брачные договоры, входили с ними в дружественные связи; бояре признавали власть католиков; Галичане уже потеряли прежнее противочувствие к враждебной церкви, смотрели равнодушно на поселявшихся внутри их отечества католиков, но, при всей своей слабости, они еще были Русские, и тронуть чувствительную струну их русского сердца еще было больно. Чуждое принимается легко, когда вводится незаметно, но с негодованием и отвращением, когда принуждают принимать его. Поэтому неудивительно, что Червоноруссы, для которых быть под властью католика было не ново, для которых и вера католическая внутри их страны была не новостью, решились лучше отдаться Монголам, лишь бы избавиться от Казимира, который неблагоразумно начал им навязывать римско-католическое вероисповедание 12 . Хотя Поляки и отбили ханское войско, но Галиция долго была целью беспокойных соседей. Так, в 1351 году Монголы напали на какого-то брацлавского князя, присяжника Казимирова Мономахова потомка 13 ; это привело на Галицию Поляков и Венгров. Людовик, король венгерский и польский, думал присоединить ее к Венгрии 14 . Хитрый Ольгерд, достойный сын Гедиминов, действуя за одно с Кестутием и Любартом, хотел расширить свои завоевания на счет русских земель, подвластных Польше 15 . Покровительство, какое оказывали князья литовские в подвластных им землях, исповедовавших греческую веру, располагало в их пользу сердца Русских, недовольных притеснениями великого Казимира 16 . Это заставило королей польских искать мер, которые бы покрепче связали Галицию с Польшей. Людовик венгерский хотел решительно переделать ее в католическую страну. С этой целью он и польский князь Владислав, наместник Польши, испросили у папы Григория XI буллу на заведение католических епископов на Волыни и в Галиции. В 1377 году учреждена была католическая митрополия, а в 1381 году и католическая инквизиция 17 . Факты эти доказывают, что в XIV веке вопрос: какой веры должны быть Русские, занимавший так сильно умы в XVI веке, был непосторонним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

По благословении трапезы для народа, архипастыри отбыли в свои покои; между тем, участвовавшим в богослужении подан был чай. В промежутке между чаем и обедом, выписанный из Киева фотограф делал фотографические снимки нескольких групп, первое место в которых занимали архипастыри, г. начальник губернии и другие почётные лица. Ранее этого и позже тем же фотографом сделаны были снимки разных видов новоустроенной церкви, её иконостаса, важнейших моментов освящения, крестных ходов и проч. В четвёртом часу предложена была трапеза духовенству и всем прибывшим на торжество освящения. Обширная столовая причтового дома наполнилась гостями, приносившими поздравление высокому храмосоздателю. Первая здравица поднята была высокопреосвященным Модестом за драгоценное здравие Государя Императора, Государынь Императриц, Наследника Цесаревича и всего Царствующего Дома. На это присутствующие ответили воодушевлённо исполненным народным гимном и долго не смолкавшим «ура». Затем преосвященный Димитрий провозгласил многая лета г. начальнику края его сиятельству графу Игнатьеву и высокопреосвященному Модесту, архиепископу волынскому и житомирскому. Высокопреосвященный Модест провозгласил многая лета преосвященному Димитрию, епископу подольскому и брацлавскому. Здравица за любимого подольского архипастыря встречена была восторженно; многая лета пропето было от души. Затем следовали здравицы, предложенные высокопреосвященным Модестом, за его превосходительство г. начальника губернии А. П. Баумгартена. Последний ответил на это здравицей за высокопреосвященного Модеста, сказав приблизительно следующее: «Лучшее сочетание высоких свойств человека – это сочетание великого ума и любящего сердца. Ваше высокопреосвященство владеете тем и другим. Ваше мудрое управление вверенной вам епархией обнаруживает силу великого ума; то доброе дело, конец которого мы ныне празднуем, указывает на любвеобильное ваше сердце. Предлагаю тост за его высокопреосвященство, архиепископа волынского». Далее следовали тосты за духовенство, принимавшее участие в освящении и богослужении 27 августа, за духовенство подольской и волынской епархий, за гостей и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010