И Берхман просил командовавших русскими войсками, стоявшими в Брацлавской губернии, графа Александра Васильевича Суворова и Ивана Петровича Салтыкова предписать начальникам военных отрядов, «дабы во всяком нужном случае земские смотрители, по отношениям своим, получали руку помощи, как в отвращение злоумышлений, так и в удержание в надлежащем порядке тех, которые, вследствие архипастырской граматы, оставя унию, приобщиться пожелают к грековосточной церкви» 1041 . Суворов и Салтыков тотчас же исполнили просьбу Берхмана и предписали командирам расположенных на Украине войск, чтобы «при случае обнародования архиепископской грамоты бдительны были и всемерно наблюдали осторожность» 1042 . В военной силе, за всё время воссоедннения, ни разу не пришлось обращаться за помощью. Но в Смилянщине, действительно, поговаривали в это время, что пора приняться за шляхту и за жидов, «отчего оные были во всегдашней опасности» 1043 . А главное – назревал польский мятеж. И если смилянские разговоры не перешли в дело, если Брацлавской губернии почти не коснулся мятеж, то кто знает, быть можетъ это не случайность, а именно и есть результат предпринятых губернатором, по-видимому, слишком рано предупредительных мер. VII «Тот час воспользоваться народною наклонностью», однако, не пришлось. Грамота, разосланная преосвященным Виктором через губернаторов 1044 , была обнародываема повсюду 1045 ещё в первой половине июня, и если обращание губернатора считать равным записи совершившегося факта, то обнародование «всего того, что следует к народному сведению», в Брацлавской, например, губернии закончилось уже к 13 числу этого месяца 1046 . Обнародование грамоты имело желательные последствия. «Усмотрено повсеместное поселян рвение обратиться в прежнее своё грекороссийское исповедание и немалой части священников униатских», – писал Берхман преосвященному Виктору 7 июля, основываясь на полученных им от земских начальников сведениях: «спешу изъявить вашему высокопреосвященству, яко архипастырю, радостнейшее поздравление; прибытие ваше сюда решит важнейшее сие дело» 1047 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным деятелям и представителям международных организаций в связи с вынесением украинским судом обвинительного приговора в отношении митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана 9 августа 2023 г. 17:47 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, ряду религиозных деятелей и представителей международных организаций с посланиями, в которых сообщил о преследовании митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана , приговоренного украинским судом к лишению свободы на пять лет с конфискацией имущества.   Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску , Патриарху Коптской Церкви Тавадросу II, Главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Джерри Пиллэю, генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу, генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Марии Шмид, генеральному секретарю Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич, верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку, директору Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи. В своем обращении Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что 7 августа Винницким городским судом вынесен приговор в отношении правящего архиерея Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви — митрополита Ионафана (Елецких). Как отметил Святейший Владыка, «этому беззаконному решению предшествовали многочисленные попытки оказать давление на владыку Ионафана, который несмотря ни на что оставался верен своей Церкви и собратьям по вере Христовой». По словам Его Святейшества, пожилой и тяжело больной архиерей, широко известный в православном мире церковный композитор, «приговорен к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества по абсурдным обвинениям, включающим " действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти " , а также " посягательство на территориальную целостность Украины " ».

http://patriarchia.ru/db/text/6048740.ht...

77 Село Воскодавы упоминается в акте от 1773 года 24 июня в инвентаре сёл Дроздова и Горбова, заключающем в себе подробное исчисление повинностей, отбываемых крестьянами в пользу помещика; причём из всего количества сенокосной земли помещика Войтеха Хмелевского 4 сажени её указаны находящимися под Воскодавами (Архив, ч. 6, т. 2, стр. 160). 78 Село Малые-Селищи – под именем села Селище Хупковской волости, как имение старосты Луцкого каштеляна Брацлавского, Александра на Хупкове Семашки – упоминается в акте от 1596 года 7 марта в сознании возного о том, что он ездил в замок Межирицкий к державцу Скотницкому требовать вознаграждения для пана Семашки, каштеляна Брацлавского за убытки, причинённые подданными Межирицкими в его имениях, в том числе и в селе Малом-Селищи. Скотницкого не было тогда в замке Межирицком, но возный нашёл в нём до 200 человек мещан Межирицких и крестьян окрестных сёл, которые называли себя сотнею войска Лободы, а также скот и лошадей, которых они награбили в имениях Семашки. Урядник замка – Соколовский и арендатор, жид Еся сказали возному, что они не вправе учинить справедливости над этими людьми в отсутствии державцы, но обещали до окончания дела не выпускать их из замка; когда же возный хотел клеймить лошадей, забранных в имениях Семашки, то его не допустили сделать этого и с побоями выгнали из замка (Архив, ч. 3, т. 1, стр. 103). Ещё оно– под именем села Селищ, лежащего в трёх милях от Межирича Корецкого на Полесье, как имение дворянина Криштофа Гурского – упоминается акте от 1708 года 17 октября в жалобе дворянина Криштофа Гурского на Межирицкого мещанина Грицька Пащенка о том, что он собрал отряд своевольных людей, нападал на дома дворян и евреев, грабил их и производил различные бесчинства; в том числе подробно рассказано нападение Пащенка на двор Гурского в селе Селищах (Архив, ч. 3, т. 3, стр. 5–8). Ещё оно упоминается в акте от 1748 года 20 января в приговоре к повешению крестьянина Тимоша кузнеца, родом из села Селищ на Волыни, виноватого в многочисленных кражах; приговор этот заключает в себе и показания Тимоша о его прежней жизни и похождениях (Архив, ч. 6, т. 1, прил., стр. 437).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

2333 Бобруйского повета: Рудобелка; Мозырского Грабье, Колки, Косин, Хойно, Хоростов. – АСС., 1794 г., 265, лл. 573574. 2334 Бобруйского повета: Бобруйск (три церкви – Николаевская, Илиинская, Успенская). Иванищевичи, Королевская Слобода, Кривоносы, Панкратовичи, Паричи, Полонка, Поречье, Телуши, Чернин, Чирковичи, Яминск; Мозырского Багримовичи, Грабов, Рог, Речицкого Азаричи, Вязок, Горбовичи, Домоновичи, Оршичи, Шеичи. – АСС., 1794 г., 265, гл. 574578. 2337 АСС., 1794 г., 265, лл. 505522. 502. По уездам Владимирскому, Луцкому и Ковельскому. – После этого « в городе Владимире и всем его уезде не осталось в унии ни одной церкви». – АСС., 1794 г., 265, л. 504. 2343 По ведомости, составленной преосвященного Виктора в июне 1795 г. в Брацлавской епархии числилось не воссоединившихся церквей лишь 15 и в отошедших от неё к Киевскому и Вознесенскому наместничествам – 98. – АСС., 1794 г., 265, л. 330. 2345 ПЕВ., 1873 г., 507508. «Меры, прин.преосв. Иоанникием», П. Троицкого. – Преосвященный Иоанникий , сообщая губернатору о присоединении одной церкви, замечает, что «что обобращении в православные и остающихся в других уездах трех церквей с одним монастырем, он приложит пастырское попечение». Это было в ноябре 1795 г. – См. ТКИСОПЕ., II, 727. – ПЕВ., 1873 г., 586. – ПЕВ., 1874 г., 189. «Прис. к прав.», П. Троицкого. – См. также прим. 2333. 2346 Поименный список воссоеднившихся церквей по двум уездам Брацлавской епархии – Гайсинскому и Рашковскому – напечатан в ТКИСОПЕ., II. – Такие же списки воссоединившихся церквей по Изяславской губернии можно найти в АМДК 877 и др. 2347 АКОП., 8799, лл. 1. 2. 36. – У М. О. Кояловича,, в «Ист. восс.», 363, итог украинского воссоединения подведён неточно. Здесь допущена какя-то ошибка. В деле АСС., 1794 г., 265, лл. 198207, на которое делается ссылка в этом случае, находится только перечневая по округам ведомость воссоединения по Изяславской составленная 13 марта 1795 года, с итогом церквей 77, священников 57, прихожан 34.061. На л. 197 – другая, общая ведомость, составленная 23 марта, с итогом церквей 121, священников 77, прихожан 52.606. На л. 212 – синодальная справка с итогом двух вышеприведённых ведомостей: церквей 198, священников 134, прихожан 86.667.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Преосвященный Варлаам, будто бы, был не в ладах с тогдашним Могилёвским губернатором и последний, сам, приприближении французов, заблаговременно оставивив город, преосвещенному слишком поздно послал уведомление о выезде, которое тот получил только тогда, когда о выезде не могло быть и речи. Нужно помнить при этом, что города в то время были оставляемы властями только в самую последнюю минуту, в виду уже неприятеля. – Где бы ни была истина, но есть поступки, которые всё равно не могут иметь оправдания, хотя бы были найдены для них и серьёзные причины.Остаёться пожалеть, что тёмный конец положил густую тень на всю личность преосвещенного Варлаама, деятельности которого никто не откажет в энергии, – хотя, нужно сказать, она и ранее была не без пятен.. – СА., 1 отд., 3 деп., 549. – Ср. Агр., Сб., II, 8889. «Зап. иг. Ореста». 1217 АСС., 1794 г. 265, лл. 172175. – ПЕВ., 1873 г., 178179. «Учреждение в Подолии православной епархии, под названием Брацлавской и Подольской, и назначение первым епископом преосвященного Иоанникия 1795 г.», П. Троицкого (стр. 175193). 1220 АМДК., 866, лл. 13. Отказ принять в епархию войскового священника, у которого не было аттестата лишь от последнего полка, в котором он служил. 1222 АСС., 1794 г. 265, л. 168. Здесь сказано, что указ получен преосвященным Виктором 18 июня. Но этому явно противоречили бы данные нижеприводимых писем. 1231 Новый указ св. синода о вызове священников – АСС., 1794 г. 265, лл. 172175 – был разослан в апреле 1795 г. – АСС., 1794 г. 265, лл. 176182. 1233 АСС., 1794 г. 265, лл. 168. 220222. 261262. – КЕВ. 1891 г., 182184. «Матер. для. итс. восс.». 1236 АМДК., 756 и 780. – АСС., 1794 г. 265, л. 47. – ВЕВ., 1880 г., 79. 84. «Отр. из ист. присоед. на Волыни» В. Пероговского. – ВЕВ., 1880 г., 1178. «Воссоединение униатов на Волыни в 17945 гг. по документам Волынской духовной консистории, за 1795 г.» свящ. Ип. Л. (стр. 11671178. 12151226). –«Письма», XCVII, CXIII. – ПЕВ., 1873 г., 513. «Меры прин. преосвящ. Иоаннник.», П. Троицкого. 1239 ВЕВ., 1880 г., 80. «Отр. из ист. присоед.», В. Пероговского. – ВЕВ., 1880 г., 1176. «Восс. ун.», свящ. Ип. Л. – «Письма», XCIII. 1242 КС., 1892 г., III, 393. «Помещики и духовенство в югозападном краю в конце прошлого столетия», В. Храневича. 1245 ВЕВ., 1880 г., 79. «Отр. из ист. прис.», В. Пероговского. – ВЕВ., 1871 г., 162163. « Из ист. восс.», свящ. М. Варваринского. – АМДК., 624, л. 185. 1246 КС., 1891 г., IV, 394. 395. «Обращение русской церкви в латинский костёл. Эпизод из истории церковнобытовых отношений между православием и католичеством в конце прошлого и в начале нынешнего столетия», В. Храневича (стр. 391412). – ПЕВ., 1873 г., 605. «Присоединение к православию остальных униатских церквей в уездах Брацлавской губернии в 179596 гг.,», П. Троицкого. – ВЕВ., 1880 г., 1177. «Восс. ун.», свящ. Ип. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Московские люди, оставшиеся в лагере вместе с Филаретом, которого все-таки продолжали величать патриархом, также роптали, что не имеют никаких сведений о расположении короля, и жаловались, что запорожские казаки, подданные Сигизмунда, бесчинствуют в Зубцовском уезде, не смотря на то, что этот уезд весь передался Сигизмунду 338 . Наконец прибыли послы в лагерь и прочитали ответ короля, из которого увидали, что там одни обещания. Многие тогда же оказали недоверие и волновались сильнее. Требовали немедленно денег. Рожинский скорее отправил к королю Коморовского и Оболковского. «Войско, – доносил он, – готово идти к Димитрию снова, уже и посланцов к нему назначает; если жалованье ему не будет как можно скорее заплачено, то оно уйдет. Если воевода Брацлавский приедет без денег, – его выгонят; а когда он окажет сопротивление, то и оружие на него поднимут». Млоцкий доносил, что Димитрий из Калуги обещает им жалованье, говорил, что у него есть 80,000 злотых; войско пойдет за ним, и тогда королю станет большая помеха. Присылка ста тысяч злотых действительно могла бы водворить порядок. Денег не дождались. Сам воевода Брацлавский интриговал и медлил с умыслом; ему не хотелось оставлять Смоленска. Волнение дошло до высшей степени 10 марта (20 нов. ст.). Составилось коло. Собрались на него с тем, чтобы порешить, что делать. Место собрания выбрано было не далеко от ставки Рожинского. Те, которые сошлись действительно с целью совещания, пришли пешком с одними саблями. Но были такие, которые замыслили дурное: те явились на лошадях, с ружьями, в доспехах. Их было человек со сто. Они стали поодаль. В коле стали разбирать такой вопрос: что делать им, идти ли за Димитрием, или слушаться короля? – «Нужно снова поднять Димитрия, говорили одни. Если мы будем держаться за Димитрия, то принесем против своей воли королю пользу, а нас за то благодарить не станут; Москва ненавидит Димитрия и тем более будет расположена отдаться королю». – «Будем вести переговоры с Шуйским!» – откликнулись иные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

После долгой переписки и сношений с различными лицами и учреждениями к концу 1795 года в состав Киевской епархии вошли все церкви, находившиеся в ведении Белоцерковского (быв. Васильковского уез.), Богуславского, Каневского и Рожевского благочиний, Ставинского, Чернобыльского и Корсунского Духовных Правлений. 1098 Следовательно, с конца 1795 года территория Киевской епархии оказалась на левом и правом берегах Днепра. На правом берегу Днепра она занимала значительную часть нынешней Киевской епархии, а на левом большую часть нынешней Полтавской губернии. В новом составе территория Киевской епархии почти пополам разделялась р. Днепром. Это обстоятельство в большей мере, чем прежде, затрудняло сношение местных епархиальных органов управления с Киевом. Раньше по правую сторону Днепра собственной Киевской епархии принадлежало небольшое пространство около Киева. Теперь здесь находилась почти половина киевской епархиальной территории с местами и церквами, возвращенными от Унии, а потому требующими особой бдительности со стороны епархиального архиерея и его пособников. Между тем большинство киевских епархиальных церквей оставалось по левую сторону Днепра. 1099 Одно это могло говорить за то, что территория Киевской епархии в конце 1795 года определилась ненадолго. Польза дела требовала сосредоточить ее на одной правой стороне Днепра, где стоял Киев. Так действительно и вышло через два года. Сведений о том, сколько церквей поступало в Киевскую епархию из Брацлавской и Изяславской (Волынской) губерний, м. Самуилу едва-ли удалось получить от архиепископа Виктора до своей смерти, последовавшей 5 января 1796 года. В конце 1795 г. и в начале 1796 г. происходил такой сложный передел территории, монастырей и церквей Минской архиепископии между пятью и даже шестью епархиями (Киевской, Черниговской, Брацлавской, Житомирской, Екатеринославской и Могилевской Белорусской), кроме самой Минской, что архиепископ Виктор с трудом мог узнать, сколько церквей оставалось в его собственной епархии в пределах Минской губернии, не считая заграничных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По свидетельству летописи, день смерти Б. Хмельницкого — 15 августа. Ссылаясь на документы, Н. Аркас пишет, что, чувствуя приближение смерти, Б. Хмельницкий созвал старшину, полковников, сотников и выборных казаков для избрания нового гетмана на раду в Чигирин, которая состоялась 6 августа 1657 г. (Аркас М. Icmopiя Ykpa¿hu—Pyci. К., 1990. С. 210). Только на раде в Корсуне, которая была созвана 25 сентября 1657 г., Иван Выговский был избран гетманом. Именно здесь оформились антимосковские настроения старшины, к этой антимосковской партии присоединился и И. Выговский. При его участии 6 сентября 1658 г. было подписано Гадячское соглашение, по которому Украина (Черниговское, Киевское и Брацлавское воеводства) в качестве свободного и независимого государства вновь объединяется с Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Суть конфликта между Пушкарем и Выговским заключалась в том, что они выражали интересы различных социальных слоев в среде казачества — голытьбы и старшины. Душой партии И. Выговского стал Юрий Немирич. Он получил хорошее образование в Голландии. Под его влиянием партия Выговского хотела сделать Украину автономным государством с выборным самостоятельным правлением (сейм и трибунал) во главе с гетманом, избранным войском и украинским «людом» (Аркас. Icmopiя Ykpa¿hu—Pyci. К., 1990. С. 216). В июне М. Пушкарь, собравший вокруг себя около 20 тыс. человек, в основном голытьбу, был разбит под Полтавой И. Выговским, который призвал на помощь наемников и татар. Митр. Макарий подробно рассматривает разные редакции Гадячского договора в тех пунктах, которые касались церковных вопросов, но это было лишь частью общеполитических условий объединения. Основное состояло в том, что Украина (Черниговское, Киевское и Брацлавское воеводства) в качестве свободного и независимого государства — Великого княжества Русского объединяется с Королевством Польским и Великим княжеством Литовским под властью польского короля, которого избирают представители земель, входящие в его состав.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Епископ Хустский и Виноградовский Ипполит (Хилько) " Каноническая автокефалия Украинской Православной Церкви и уния - синонимы... " 23.08.2006 К сожалению, по странным причинам... Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит рассказывает о закулисных механизмах, с помощью которых церковные либералы-отступники манипулировали Архиерейским Собором 27.11.2004 Укрепление единства Православия - адекватный ответ на вызов сил мирового глобализма Слово архипастыря 18.08.2004 Укрепление единства Православия - адекватный ответ на вызов сил мирового глобализма 05.07.2004 Каждый из нас в ответе за судьбы Православия Преосвященнейший Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит о стратегии Православной Церкви в связи с католической экспансией 07.05.2003 Все статьи Епископ Хустский и Виноградовский Ипполит (Хилько) Новости Москвы В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС? Прежде чем формулировать доктрину «Русского мира», нам самим нужно провести работу над ошибками 06.04.2024 Выставка к Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей откроется в Красногорском филиале Музея Победы 05.04.2024 В Музее Победы откроется художественная выставка про Крым 04.04.2024 Неконтролируемую миграцию нужно устранить Православная общественность обратилась к Владимиру Путину в связи возросшей угрозой национальной безопасности нашей страны после теракта в Крокус Сити Холле 04.04.2024 Угроза информационной безопасности России О террористическом акте в Крокус Сити Холле 04.04.2024 Все статьи темы Последние комментарии Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»? Новый комментарий от учитель 06.04.2024 00:13 Альенде vs Пиночет Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 20:56 Мигранты и их дети Новый комментарий от Человек 05.04.2024 20:36 Вы требуете вернуть смертную казнь? Новый комментарий от С. Югов 05.04.2024 20:21 К демографии нужно сегодня отнестись как к фронту! Новый комментарий от Человек 05.04.2024 19:54 «Это был символический расстрел самой России» Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 18:06 Неизвестное об известном Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Пишите нам по адресу info@ruskline.ru Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Хмельницкий разделил их на полки; но под этим разумелся не правильный отдел армии, а известный край южно-русской земли: полк заключал в себе города, местечки, села, и назывался по имени главного более других значительного города, где было правление полка. Полком начальствовал полковник: ему были подведомственны другие чиновники. Полки разделялись на сотни: сотня заключала в себе села и хутора и также носила название по имени какого-нибудь значительного местечка. Сотни делились на курени, в которых было несколько десятков. Верховное место называлось войсковою канцелярию: там вместе с гетманом были чиновники: обозный (начальник артиллерии и лагерной постройки), асаул (обер-лейтенант), писарь (государственный секретарь), хорунжий (главный знаменоносец); все эти чины назывались енаральнами или войсковыми; все вместе – войсковою старшиною. В полку была войсковая канцелярия (полковое правление) и полковые старшины: полковые обозные, асаулы, писаря, судьи, хорунжие. В сотне была сотенная канцелярия и сотенные старшины, с теми же именами, как в полку. Таким образом, чиновники сотенные и полковые отправляли в сотне и в полку те же обязанности, какие возлагаемы были на чиновников войсковых с подобными именами в отношении целого казачества. Куренями начальствовали атаманы. В то время чиновники избирались и отрешались на радах, то есть народных собраниях, вольными голосами, потом утверждались гетманами. Такой порядок велся издавна в казацком войске, но в этот год он распространился на целый народ. Тогда слово «казак» перестало иметь значение особого военного сословия, а перенеслось на всю массу восставшего южно-русского народонаселения 127 . На правой стороне Днепра были полки: чигиринский (гвардия гетмана), черкасский, корсунский, лисянский, белоцерковский, паволоцкий, уманский, калницкий, каневский, животовский (как кажется, одно и то же, что брацлавский), полесянский и могилевский. Пространство, занимаемое этими полками, обнимало собою землю, где жил южнорусский народ, нынешние губернии: киевскую, часть минской, волынскую по Горынь, подольскую и часть Червонной Руси около Галича до Надвории; из Червонной Руси мужики бежали в полки могилевский и брацлавский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010