Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ I. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ (1722–1784). ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ Чтобы найти путь ко спасению, нам необходимо прилежнее читать Божественное Писание и учение святых и Богоносных отцов наших. Им дано благодатью Пресвятого Духа разуметь тайны Царства Божия. Они открывают нам смысл Священного Писания . В их духопросвещенном учении мы найдем всё, что нам нужно для спасения. Мы же к такому прилежному чтению Писания и учения отцов себя не приучаем и потому далеки от знания Тайн Царства Божия. Прости нас, Господи. Премилосердый Бог соделывает наше спасение Православной верой, добрыми делами и Своей Благодатью. Православная вера есть та, которую содержит Святая Соборная и Апостольская Церковь Восточная. Без этой веры Православной никому никак невозможно спастись. Добрые дела – это Евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера Православная без добрых дел мертва, и добрые дела без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь то и другое вместе: и веру Православную с добрыми делами, и добрые дела с верой Православной. И тогда при помощи Божий Благодати, споспешествующей нашим добрым делам, мы спасемся по слову Христа, сказавшего: «Без Мене не можете творити ничесоже». Господи, мы постоянно забываем, что Ты соделываешь наше спасение Православной верой, добрыми делами и Своей Благодатью. Мы же и веру Православную не исповедуем со всем вниманием, как заповедует Святая Соборная и Апостольская Церковь , и добрые дела в своей жизни отъединяем от Евангельских заповедей, отчего они становятся мертвыми. И к помощи Благодати Божией мы прибегаем с огромной долей забывчивости, оставляя без внимания слова Христа, говорящего нам: «Без Меня не можете делать ничего». Прости нас, Господи, за эту забывчивость и оплошность в делах спасения. Христос Спаситель, Истинный Бог наш, желая всем человекам спасения, поставил нам в закон добрые дела, именуя их Своими спасительными Евангельскими заповедями. От всех православных христиан, и от монахов, и от мирян, живущих с женами и детьми, Он требует самого прилежного их исполнения, потому что Его святые заповеди не требуют больших телесных трудов, а одного доброго произволения души. Ибо иго святых его заповедей благо и бремя делания их легко есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Слово в день памяти святителя Воронежского Митрофана В Бозе почивший пастырь сей богохранимой паствы, святитель Митрофан, уготовал нам и днесь предлагает духовный пир. Аз, недостойный его преемник, именем его созываю вас, благословенная паства, на сие святое угощение. В сем граде, на сем святом месте, он с паствою своею приносил Бескровную Жертву, совершал праздники, питал словесное стадо пищею слова Божия и совершением Святых Пребожественных Тайн, утверждал в благочестии своим святым примером; и вкупе пастырь и стадо Христово в простоте сердца веселились духовно. Честны и добронравны были предки наши, возлюбленная паства! Откройте слух ваш и примите наше напоминовение к назиданию и душевному спасению. Кратко объясним похвальные свойства предков наших, дабы показать, с какими благими чадами святитель Митрофан проходил подвиг своего служения; и мы да ревностно последуем примеру их. Предки наши не были учены, не были просвещенны, многого не знали они, что, может быть, знают многие из нас; но знали они, в чем состоит благочестие, какая есть жизнь богоугодная, что есть добродетель и честность и что есть порок и постыдность. Да и знали-то не столько мысленно и умствованием, сколько самою вещию; ибо исполняли то самым делом. Бога любили, ибо хранили Его заповеди. Бога боялись, ибо страшились творить Ему противное. Не было не только дела, но ни беседы, ни вхождения или исхождения, которое начинали бы они не с молитвою, не с изображением Креста Господня. Наилучшие и любезнейшие их собрания были в храмах Господних. От многих домашних и общественных трудов в сих святых местах искали и находили себе покой и отдохновение. Вечерними молитвами подкрепляли свои, днем истощенные, силы; утренними пениями прогоняли сон и ободряли дух. Слушанием Божественной литургии освящали день и тем, как бы некоторым оружием, укрепляли себя против могущих быть дневных соблазнов. Даже и на самых мирских пированиях не срамными и соблазнительными, но священными и духовными пениями растворяли свои веселости; а чрез то или пресекали случаи к искушениям, или, яко человеки в чем-либо согрешив, скоро умилялись и сокрушались сердцем, каясь пред Богом. В сем состояло предков наших просвещение!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2712...

29. Церковное управление Сам Господь Иисус Христос в Церкви установил иерархию. Избрав из учеников Своих двенадцать апостолов, Он дал им власть учить народ, совершать таинства и управлять Церковью и, ниспослав на них Святого Духа, облек их потребною для сего силою. Святые апостолы были первыми и некоторое время единственными служителями Слова, совершителями Тайн и священноначальниками Церкви. С течением времени апостолы, по воле Божией и нуждам Церкви, рукоположили сперва диаконов, потом пресвитеров, наконец епископов, которым постепенно передавали часть своих обязанностей. Диаконы поставлены были для приема и раздаяния приношений, поступавших в Церковь , но вместе с тем служили епископам и пресвитерам при совершении богослужения и таинств, пресвитеры учили и священнодействовали в зависимости от епископов; епископам же принадлежало наблюдение за порядком в Церкви, надзор за действиями и самою жизнью священнослужителей и всех членов Церкви и вообще высшее после апостолов право учительства, священнодействия и управления Церковью. По кончине апостолов полнота церковной власти перешла к епископам, и они, каждый в своей епархии, суть священноначальники Церкви и преемники в ней апостольского служения. Еще в век апостольский среди епископов стала возвышаться власть митрополитов или областных епископов. 34-е правило святых апостолов обязывает епископов чтить первого из них, т. е. митрополита, и признавать его как главу. Это же, впрочем, правило предписывает и первенствующему епископу ничего важного не предпринимать без рассуждения всех епископов его области. Для сего митрополиты созывали епископов своей области на соборы, которые в древности назначались ежегодно. Внешнее устроение Церкви, естественно, сообразовалось на первых порах с устройством Римской империи. Кафедра епископа в церковном отношении соответствовала так называемому городскому округу в империи. Над городским округом возвышалась митрополия – главный город области, – и кафедры епископов группировались вокруг митрополита, епископа главного областного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

4-е Преп. Герасима Иорданского Преп. Герасим, живший в V веке, был родом из Ликии; с молодых лет принявший в сердце своё исключительный помысл о Боге, удалился он от мирского рассеяния и полюбил пустыню – пустыню, которая всегда привлекала к себе подвижников и в особенности стала им дорога с тех пор, как освятило её сорокадневное пребывание в ней Христа. Образ Христа, постившегося и молившегося в пустыне, привлекал возлюбивших подражание Ему, – и целый мир неизреченных духовных радостей приобретали пустынножители взамен отчуждения от земных пристрастий... Сначала подвизался преп. Герасим в Фиваиде, потом отошёл он в ту самую пустыню Иорданскую, где явил Господь Божественную победу Свою над искушениями злого духа... Пустыня эта находилась в 35-ти верстах от Иерусалима и в одной версте от Иордана; в ней поселился Герасим и, собрав вокруг себя многих братий, основал обитель и словом, и примером своим руководствовал всех пришедших к нему в подвигах иноческой жизни. Образ жизни этих иноков отличался строгостью. Пять дней в неделе они проводили в уединении, каждый в своей келье, питаясь только хлебом, финиками и водой, и то в небольшом количестве, и не готовили себе горячего кушанья. В субботу собирались в обители к Божественной службе и для причащения св. тайн; потом обедали за общей трапезой и в воскресенье, после обедни, расходились по своим кельям, взяв с собой запас пищи на всю неделю и финиковых ветвей для плетения корзин. Особенно строгим постничеством отличался сам преп. Герасим; во всю св. Четыредесятницу он не вкушал ничего до самого дня Светлого Воскресения и подкреплял себя только приобщением Христовых тайн. Воспоминание о строгом воздержании его может служить во все времена руководством в посильных для всякого подвигах воздержания и поста по уставу церковному. Пример св. Герасима хотя и недостижим для современной немощности, но он, по крайней мере, замыкает уста возражающих против возможности и благотворности поста. Он напоминает, что были люди, которые могли исполнить завет Христов: «образ даю вам, да якоже Аз сотворил, и вы творите» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

52. Возникновение раскола. Открытое появление его в Русской Церкви Во время добровольного восьмилетнего пребывания Никона в Воскресенском монастыре ободрились приверженцы мнимой старины. Им удалось вызвать из отдаленной Сибири самого злого из противников Никона, который впоследствии встал во главе раскола, протопопа Аввакума. Это был человек даровитый и очень начитанный, но лишенный правильного образования, с характером непреклонным и страшной духовной гордостью. По возвращении из ссылки он называл себя не иначе, как «узником по вере и Церкви, поборником благочестивых отеческих догматов, столпом Церкви и атаманом полка Иисусова». Аввакум и говорил и писал (около 30 сочинений его известны по имени) против исправленных книг, запрещал ходить в те церкви, где служат по ним, и приобщаться Святых Тайн от тех священников, которые не держатся двуперстия и сугубой аллилуйи; всячески чернил патриарха Никона , называл его антихристом, сыном геенны и т. п. За дерзкие речи два раза (уже по возвращении из Сибири) высылали его из Москвы, сажали в заключение, держали в узах, но никакие меры не могли смирить расколоучителя. Наружное благочестие, резкость речей, необыкновенная смелость в отношении властей, как духовных, так и светских, фанатическая готовность на ужасные страдания и смерть привлекли на сторону его многих нерассудительных христиан и окружили его толпой жарких приверженцев (боярыни Морозова, Урусова и др.). Таким же образом сеяли семена раскола и другие защитники старого обряда: диакон Феодор в Москве, поп Никита в Суздале, Лазарь в Романове 76 и прочие. Особенным притоном расколоучителей сделалась Соловецкая обитель, куда ссылались они из разных мест церковной и гражданской властью (князь Львов, старец Феоктист и другие); под крепкие стены этой обители и произвольно стекались приверженцы мнимой старины (Никанор, архимандрит Саввина монастыря и др.); наконец, сюда же начали прибегать многие казаки из шайки Стеньки Разина. Необходимы были сильные меры для обуздания лжеучителей и предохранения простодушных от заблуждения, и царь Алексей Михайлович созвал архипастырей Российской Церкви на собор в Москве в 1666 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

IV. Окончание Книги Откровения (22:6–21) а) Заверение в истинности Откровения ( Откр.22:6–7 ) 6 И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. 7 Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Заключительная часть Откровения преследует цель заверить в истинности написанного и окончательно заострить внимание на близости Второго пришествия. При этом не всегда удается уловить строго логический ход мысли. Здесь повторяется кое-что из сказанного выше, затрагиваются темы, которые проходят через всю книгу. В заключительной части несколько говорящих: Ангел, Иисус Христос, Дух, Евангелист Иоанн, Церковь . Мы уже в самом начале нашего разбора Апокалипсиса упоминали о том, что эта книга носит литургический характер. Она была предназначена для чтения во время богослужебного собрания. Это предназначение прекрасно отражено в первой главе книги, где распределены роли чтеца (или автора), предстоятеля, пророка, хора (всего собрания). Нечто похожее наблюдается и в заключительной части книги. Здесь выступает автор книги (или заменяющий его чтец), предстоятель, пророки, через которых говорит Бог, Иисус Христос и Дух, и, наконец, вся Церковь как некий хор. Начинается все с того, что Ангел продолжает свою длинную предшествующую речь. Он заверяет в истинности сказанного – не только о Новом Иерусалиме, но и во всей книге: «слова сии верны и истинны». Их происхождение божественно, так как «слова сии» переданы от Господа Бога через Ангела и пророков. Здесь повторяется то, о чем уже было сказано в самом первом стихе Книги Откровения. Говорится также и о содержании книги: «чему надлежит быть вскоре». «Се, гряду скоро…» – как бы отклик, подтверждающий слова Ангела и вложенный в уста самого Иисуса Христа. Надо полагать, что во время богослужебного собрания эти слова произносил церковный пророк. Напоминаю, что в ранней Церкви существовали рукоположенные пророки, которые принимали спорадическое участие в богослужении. Снова звучит, уже в предпоследний, шестой раз, обетование блаженства. На сей раз блаженным называется «соблюдающий слова пророчества книги сей». Действительно, Книга Откровения, как мы видели, – не только Апокалипсис, то есть откровение небесных тайн, но и пророчество, то есть изложение воли Божьей, призыв, направленный к нам сейчас и здесь. Книга призывает к верности, стойкости и надежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

  Пятница 1-й седмицы Великого Поста Слово после молебна великомученику Феодору Тирону (ок. 306) и благословения колива Литургия Преждеосвященных Даров 6 марта 1998 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с Литургией Преждеосвященных Даров, с завершением первой седмицы Великого Поста. Завтрашний день - это день, когда мы будем вкушать плоды того пути, который прошли. А сегодня и в среду Святая Церковь приобщает нас Святых Христовых Тайн, с тем, чтобы не изнемогли изнемогающие. В первую субботу Великого Поста Церковь совершает память великомученика Феодора Тирона. Совершает настолько торжественно, что даже в самую Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу прежде отпуста входит канон и молитва святому. Событие, связанное с памятью великомученика Феодора Тирона, произошло в 362 году в Антиохии во времена царствования Византийского императора Юлиана Отступника (отступника от веры Христовой), который воздвиг гонения на Церковь, всячески притесняя христиан. Когда они готовились к Великому Посту, он издал тайный указ, чтобы на рынках, где христиане покупали себе постную пищу, все было осквернено идоложертвенной кровью, и они, вкушая свою трапезу, приобщались бы идольской пищи. Тем самым их трапеза и сами христиане будут осквернены. Смысл сегодняшнего праздника в том, что небесная Церковь, участвуя во всем, что происходит с нами в наших трудах, подвигах в противостоянии греху, молится за нас и готова даже вмешаться в то, что происходит с нами. Так антиохийскому епископу Евдоксию в сонном видении явился святой великомученик Феодор Тирон, предупредив его о том, какая опасность подстерегает христиан, и повелел в течение всей недели ничего не покупать христианам на рынке, а питаться коливом. Мы освящаем коливо с медом в знак того, что сладок пост, сладка постная пища, которую мы вкушаем, потому что она с благодатью Божией. Великая разница в том, чтобы вкушать с благодатью и любовью Божией, как говорит Премудрый в своих притчах, самую скромную пищу, и в том, чтобы вкушать самую роскошную пищу без любви и без Божией благодати. Эта " сладость " не просто вещественная сладость пищи, созданной для нас Богом, о вкусе которой тоже заботится Господь. Речь идет о сладости истинной, о сладости духовной.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_26...

  Слово в Неделю 1-ю Великого Поста Торжество Православия Божественная Литургия 3 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! После первой недели Великого Поста, после того, как все мы причастились Святых Христовых Тайн, Церковь празднует Торжество Православия. И это - победа Церкви над всякими злоучениями, над всеми ее страданиями, над всеми гонениями, которые были в течение всей истории существования Церкви и в течение последних десятилетий. Это победа, к которой мы все должны быть причастны. Господь говорит, что мир лежит во зле, и это особенно очевидно в наши последние времена, потому что зло уже во всех областях жизни занимает командные позиции. Раньше такого не было, потому что зло, как говорит Сам Христос, больше было во тьме. А теперь оно выходит наружу открыто и нагло. После отпадения от Бога мир всегда лежал во зле. И после того, как в этот мир, во зле лежащий, пришел свет, любовь воплощенная, добро и правда Христовы, то совершенно естественно, что зло, присутствующее в мире, со всей яростью обрушилось на этот свет, на эту правду. И более всего оно обрушилось на Того, Кто принес этот свет и эту правду, и предало Его страшной, жестокой смерти на Кресте, среди преступников. Зло еще не догадывалось, не видело, что это - воплощенный Бог. И после победы Христовой на Кресте, после Его Воскресения и после того, как Он стал абсолютно неуязвимым для всякого зла, оно скрежещет своими зубами на тех, кто являются последователями Христовыми. И с еще более лютой ненавистью обрушивается на Церковь с самого начала ее возникновения. Мы знаем из истории, что весь мощный аппарат римской государственной власти был обрушен на юную Церковь Христову, с тем, чтобы уничтожить ее физически и чтобы от нее не осталось никакого и следа. В течение первых нескольких десятилетий это пытались сделать иудеи, но у них не было достаточно сил для осуществления этой задачи, и потому им удалось восставить против христиан могучую Римскую империю. Война Римской империи с Церковью на ее уничтожение шла несколько столетий. Всякое оружие гонения и притеснения, все искусство лжи и все могущество было в руках империи. В руках Церкви было только оружие веры, надежды, любви и всепрощения. И Церковь Христова победила, так что языческий мир с его культурой, с его цивилизацией, со всей его мощью склонился у подножия Креста Христова. Эту победу мы совершаем и сегодня, и в этом тоже наша победа.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_29...

А.М. Смулов 4. Развернутые формулировки принципов миссии в рамках предложенной классификации Систематизировав изложенный выше материал, сформулируем принципы миссионерского служения по их содержанию, в рамках предложенной классификации. 1. Божественно-богословская категория принципов: Господь, как Глава Православной Церкви лично возглавляет ее миссионерское служение, использует чудеса и знамения для укрепления просвещаемого народа в вере. Человек призывается к миссионерскому служению по Божественному предопределению с принятием дара от Духа Святого, а, при молитвенном обращении, получает помощь от самого Господа в любых ситуациях, когда исчерпываются возможности человеческие. В ситуации затруднительного выбора, по молитве ко Господу, используется жребий для определения воли Божией. Миссионер – посланник Бога, получает Божественную благодать, проповедует Его слово и отвечает за точную передачу учения Христова. Миссионерская проповедь ведется непрерывно до окончания времен, а проповедник изначально соглашается с тем, что плоды проповеди, если Богу будет угодно, явились уже в бытность другого миссионера. Сеющий и жнущий едины во Господе. Миссионер находится в непрерывном личном и соборном молитвенном общении с Богом, вершиной которого является общение литургическое и Причастие Святых Христовых Тайн (Евхаристия). Соработа Бога, миссионера и просвещаемого, в приходе последнего к Богу, происходит в лоне Церкви. Любовь человека есть отклик его на Любовь Божию, в любви происходит Богопознание, личная встреча человека с Богом и обожение. Миссионер являет обращаемому красоту Истины в Православии. Благовестие универсально в своей Истине и Божественном Откровении, его может принять любой человек, поэтому проповедь изначально и всегда обращена ко всем людям без исключения. Миссионерские деяния неизменно связаны с изгнанием бесов. Момент изгнания (отречения) сатаны (бесов) содержится в самом чине Св Крещения. Русский воцерковленный народ есть богоизбранный в миссионерском делании, в преемственности дела миссии и дальнейшей передаче веры, опыта богообщения и христианской культуры. Чем более воцерковленным будет русский народ, чем более он будет входить в общение с другими нехристианскими народами, тем благотворнее будет его воздействие на эти народы в их соединении с Церковью Христовою.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Аннотация «Молитвы Божией Матери, учение Церкви о Ней, и новые чудеса Ее» – этот подзаголовок вполне описывает содержание книги Вениамина (Федченкова) . «Эта книжечка издается с единственной целью: чтобы молились Заступнице». В таких словах митрополит Вениамин (Федченков) , выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, богослов, оставивший обширное литературное наследие, сообщает читателю о причинах, побудивших его написать книгу о Пресвятой Богородице. «Исчезает из жизни молитва», – с горечью говорил владыка. В книге «Всех скорбящих Радость» он всеми возможными способами стремится показать, что молитвенное делание есть истинная жизнь души, основание духовного возрастания, и даже нарушает каноны повествования, помещая молитвословия в первые главы, а не в приложение, как это обычно делается. «Всех скорбящих Радость» начинается молитвами ко Пресвятой Богородице преподобных Ефрема Сирина , Парфения Киево-Печерского, Максима Грека . Вдохновленный песнопениями Октоиха, владыка составил «Молитвенный вопль» к Царице Небесной. Митрополит Вениамин приводит живое описание земного пути Девы Марии, опираясь на свидетельства Ее современников – священномучеников Дионисия Ареопагита , апостола от 70–ти († 96), и Игнатия Богоносца († 107), – что позволяет уйти от схематизма, подчас присущего агиографическим сочинениям. В сборнике цитируются высказывания святых отцов Церкви о Божией Матери. Книга рассказывает также о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы, о знамениях и удивительных событиях последнего времени. Митрополит Вениамин писал эту книгу в Нью–Йорке около 1940 г., будучи экзархом Русской Православной Церкви в США. В России «Всех скорбящих Радость» печатается впервые. Текст дополнен примечаниями и недостающими ссылками на библейские и богослужебные источники. Молитвы ко Пресвятой Богородице Молитва первая, святого Ефрема Сирина 1 О Дево Владычице Богородице, Творца и Господа видимых всех и невидимых, Единаго от Троицы, Бога же и Человека рождшая! Обиталище Божие, вместилище святыни и благодати, в немже, благоволением Бога Отца и содействием Святаго Духа, телесне вселися полнота Божества! Всякое создание высотою превосходящая! Славо и утешение, радость и веселие Ангелов! Апостолов и пророков царственный венче; преестественная крепосте мучеников; ублажение и хвало преподобных, споборнице в их подвизех и побед подательнице; непрелестная путеводительнице спасения, безмолвия наставнице, двере откровений и тайн духовных; источниче света, врата жизни вечныя; неистощимая реко милосердия, море дарований и чудес неисчерпаемое!..

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010