ПРИЧАЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАЙН Когда сделаны все приготовления к причащению Святых Тайн, вначале к нему приступают священнослужители в алтаре, потом прочие верующие. Священнослужители причащаются в алтаре, отдельно от народа, закрытые от его взоров затворенными и занавешенными Царскими вратами, – по образу ближайших учеников и апостолов Иисуса Христа, которые одни из всех веровавших в Него сподобились получить Святое Причастие из Его рук на Тайной Вечери в Сионской горнице и в собрание которых в это время никто из сторонних не был допущен. Иисус Христос на Тайной Вечери сперва преподал ученикам под видом хлеба Тело Свое, потом Чашу. По этому примеру священнослужители принимают Святые Тайны в разделенных видах – сначала Тело Христово, потом Пречистую Кровь. Из четырех частей раздробленного Агнца, после вложения одной из них в Чашу, для причащения священнослужителей назначается часть с знаком ХС (Христос). Приступая ко вкушению Честнаго и Пресвятаго Тела Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа , священник и от него дьякон приемлют оное в правою руку, подложив под нее левую и таким образом как бы соорудив, по слову святого Кирилла Иерусалимского, престол бессмертному Царю. Потом священник и дьякон, благоговейно преклонив главу к Агнцу, держимому в руке, исповедуют перед Ним веру в Искупителя и в Таинство Тела и Крови Его и молятся о неосужденном их вкушении, и, наконец, вкушают Тело Христово, наблюдая при этом, чтобы на ладони не осталось ни одной крупицы. «Ибо, – говорит святой Кирилл Иерусалимский, – если что (из Тела Христова) погубишь, тем как бы части собственного тела лишишься». Исповедание и молитву перед Агнцем Божиим священник и дьякон выражают следующим образом: «Верую, Господи, и исповедую, что ты воистину Христос Сын Бога живого ( Мф. 16, 16 ; Ин. 6, 69 ), пришедший в мир спасти грешников, из которых я – первый ( 1Тим. 1, 15 ). Верую также, что это есть Пречистое Тело Твое и это есть драгоценная Кровь Твоя. Поэтому молю Тебя, помилуй меня и прости согрешения мои произвольные или непроизвольные, в слове или в деле, ведением или неведением, и сподоби меня неосужденно причаститься Святых Твоих Тайн, в оставление грехов и в жизнь вечную». K этому присовокупляется следующая молитва: «Приими меня, Сыне Божий, причастником Таинственной Твоей вечери, ибо я не поведаю тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуй, как Иуда, но, как разбойник, исповедую Тебя: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем. Причащение Святых Твоих Тайн, Господи, да будет мне не в суд или в осуждение, но в врачевство для души и тела».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

протоиерей Николай Успенский 5. О почитании святых Христовых тайн О Святом Причащении Принимая Святые Тайны, будьте так же несомненно уверены, что вы принимаете тело и кровь Христову, как нимало не сомневаетесь, что вы каждую минуту дышите воздухом. Говорите про себя: как несомненно, что я вдыхаю постоянно воздух, так несомненно, что я теперь вместе с воздухом принимаю в себя Господа моего Иисуса Христа, дыхание мое, живот мой, радование мое, спасение мое. Он – прежде воздуха, во всякое время жизни моей, есть дыхание мое; прежде слова – слово мое; прежде мысли вещественной – мысль моя; прежде всякого света – свет мой; прежде всякой пищи – пища моя; прежде всякого пития – питие мое; прежде всякого одеяния – одеяние мое; прежде всякого благоухания – благоухание мое; прежде всякой сладости – сладость моя; прежде отца – отец мой; прежде матери – мать моя; прежде земли – твердая носящая меня земля, ничем вовеки неколебимая. Так как мы, земные, забываем, что во всякое время мы Им дышим, живем, движемся и существуем и ископали себе кладенцы сокрушенные, то Он открыл в Своих Тайнах, в Своей крови источник живой воды, текущей в жизнь вечную, и Сам дает Себя в пищу и питие нам, да живы будем Им (из днев. прот. И. Сергиева). Чудодейственная сила Святых Тайн Достойное причащение Святых Христовых Тайн есть защита от всех зол, видимых и невидимых, временных и вечных. Вот опыт этого даже с таким человеком, который приступил к страшным Тайнам без надлежащего сознания и приготовления, с одним детским простодушием. В царствование императора Юстиниана в Царьграде жил один еврей-художник, он выделывал стекла. Хорошие доходы, получаемые от работы, дали ему возможность сына своего отдать в хорошую школу. Тут отрок-еврей имел возможность быть в обществе с христианскими учениками, знакомиться с их нравами и обычаями. Возвращаясь однажды из школы, он вошел со своими товарищами-христианами в церковь и причастился Святых Тайн. Когда он возвратился домой позже обыкновенного, родители стали спрашивать его, отчего он пришел так поздно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Св. Христовых Тайн Многие сейчас считают тягу к частому Причащению «модернизмом». Возможно,  «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Св. Христовых Тайн» переубедить этих мнимых противников мнимого же «модернизма». «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Св. Христовых Тайн» написана двумя великими святыми XVIII века — Никодимом Святогорцем и Макарием Коринфским. Они — два центральных участников движения коливадов, разгромленного при их жизни, но ставшее катализатором православного возрождения в Новое Время (иногда это называют «филокалическим» или «святоотеческим» возрождением). Для примера, Паисий Величковский, возродивший в России старчество — выученик коливадов. Не говоря уже о том, что «Добротолюбие», ставшее как бы образцом самого  Православия — творение коливадов. Коливады боролись с тенденцией обмирщения на Афоне, за возрождение святоотеческого духа. Одной из центральных сторон их дела была борьба за частое Причащение. Тогда на Афоне причащались несколько раз в год (сейчас несколько раз в неделю). Так вот, «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Св. Христовых Тайн» святых Никодима Святогорца и Макария Коринфского является памятником этой борьбы, апологией частого Причащения. «Повелевается всем православным христианам причащаться часто, во-первых, Владычними заповедями Господа нашего Иисуса Христа, во-вторых, Деяниями и Правилами святых Апостолов и священных Соборов, а также свидетельствами божественных отцов, в-третьих, самими словами, чином и священнодействием святой Литургии, а в-четвертых, наконец, собственно самим Святым Причащением.» Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин Святогорец Никодим,Коринфский Макарий Содержание ГЛАВА 1 О том, что православным христианам необходимо часто причащаться Божественного Тела и Крови нашего Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Если мы внимательно присмотримся к Божественной и святой Литургии, то увидим, что с начала до конца вся она имеет целью и указывает на Причащение собравшихся верующих христиан, ибо это обнаруживают и молитвы, которые читает священник тайно, и возгласы, и все слова и священнодействия, и чин, которые происходят на ней. Содержание   ГЛАВА 1 О том, что необходимо православным христианам часто причащаться Божественного Тела и Крови нашего Господа ГЛАВА 2 О том, что полезно и спасительно частое Причащение Святых Тайн ГЛАВА 3 О том, что если кто медлит причащаться, то доставляет себе этим большой вред ОТВЕТЫ НА ВОЗРАЖЕНИЯ против непрестанного Причащения Святых Христовых Тайн ВОЗРАЖЕНИЕ 1 Существуют некоторые благоговейные люди, которые, не ведая Писаний, когда увидят какого-нибудь христианина причащающимся часто, препятствуют ему и упрекают, говоря, что так делать можно только священникам. И если ты хочешь причащаться часто, говорят, тогда становись и ты священником ВОЗРАЖЕНИЕ 2 Некоторые возражают, говоря, что нужно причащаться раз в сорок дней и не чаще ВОЗРАЖЕНИЕ 3 Некоторые возражающие говорят, что цель, с которой святые отцы учат о непрестанном Причащении, состоит в том, чтобы мы совершенно не удалились от Приобщения Божественных Тайн. Если же некоторые по большому страху и благоговению приобщаются редко и с большим благоговением приступают к Таинству, то они причащаются достойно ВОЗРАЖЕНИЕ 4 Некоторые говорят, что преподобная Мария и многие другие пустынники и подвижники только один раз во всю свою жизнь причастились и это им не воспрепятствовало освятиться ВОЗРАЖЕНИЕ 5 Некоторые возражают, говоря, что Святое Причащение — дело страшное, и поэтому от тех, кто причащается, требуется жизнь святая, совершенная и ангельская ВОЗРАЖЕНИЕ 6 Некоторые приводят по отношению к Божественному Причащению изречение Притчи: «Нашел ты мед — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Притч.25,16) ВОЗРАЖЕНИЕ 7 Некоторые, опасаясь атеизма, называют ересью то, когда кто-нибудь постоянно причащается. Они говорят, что как те, кто принимает Крещение вне предания Церкви, являются еретиками, так являются еретиками и те, кто постоянно причащается

http://pravmir.ru/kniga-dushepoleznejsha...

Скачать epub pdf Причастие См. также: Блудная брань . 65; Вера . 127; Грех смертный . 202; Кончина праведника . 348–349; Милосердие Божие . 439; Молитва . 502; Неверие . 613; Пресвитер . 898; Церковь . 1199; Чародейство . 1212. 905. Пресвитер Аммон видел Ангела, отмечавшего братию, приступавшую к Святым Тайнам; имена тех, кто не пришел в храм, были изглажены, и через три дня они умерли См. также: Ангел . Однажды, во время службы Божией, пресвитер Аммон видел Ангела, который, стоя по правую сторону жертвенника, отмечал братий, приступавших к Евхаристии, и записывал их имена в книгу и изглаждал имена тех, которые не пришли в церковь и через три дня умерли. (Лавсаик. С. 203). 906. Авва Макарий видел, что тем, кто недостойно приступил к Причастию, бесы клали на руку уголья, а Тело Христово возносилось обратно к алтарю См. также: Видение . Святой Макарий Александрийский рассказывал о бывшем ему страшном видении. Братия приступали к принятию Святых Тайн. Лишь только иные простирали длани для принятия Святых Тайн, эфиопы, как бы опередив священника, клали на руки некоторых уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к принятию Причастия, злые духи отступали от них и далеко убегали с великим ужасом. Видел он также, что Ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукой священника простирал свою руку к алтарю и участвовал в преподании Святых Тайн. И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, что во время бдений при чтении псалмов и молитв кто-нибудь из братий по внушению злых духов предавался помышлениям, и не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства братии, приступавших к алтарю. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 105). 907. Святые Тайны, оставленные православным в доме еретика, произрастили стебель и колос См. также: Еретик . Прибыв в Селевкию близ Антиохии мы встретились с епископом города, аввой Феодором. Он рассказал нам о следующем событии, происшедшем при его предшественнике на епископской кафедре – блаженном Дионисии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

43. Явление Святых Даров для причащения мирян, последнее явление Святых Даров; благодарение за причащение, заамвонная молитва, раздаяние антидора и окончание литургии После причащения в алтаре священнослужащих, диакон открывает завесу и царские врата и совершается явление Святых Даров для причащения мирян. Священник берет чашу и передает ее диакону. Диакон, с чашей в руках, обращаясь к народу, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Эти действия напоминают нам обстоятельства воскресения Христова: землетрясение, отваление ангелом камня от гроба и явление воскресшего Спасителя женам мироносицам. В это время молящиеся полагают крестное знамение сопровождая его земным поклоном. На клиросе от лица верующих поют радостную песнь: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». После этого пения священник произносит вслух молитву перед причащением. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое и сия есть самая честная кровь Твоя; молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная: яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда; но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Перевод. Верю, Господи, и открыто обявляю, что Ты Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешных людей, из которых я самый первый грешник. Еще я верю, что этот хлеб (который я принимаю), есть Твое пречистое тело, а это вино– Твоя святая кровь. Я, грешный, молюсь Тебе: помилуй меня и прости мои грехи вольные и невольные: сказал ли я что дурное или сделал, знал я, что грешу, или не знал, сделай так, чтобы я мог достойно причаститься святых Твоих тайн (Тела и Крови Твоей), чтобы мне очиститься от грехов моих и получить жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Катехизис содержит основные определения веры. В книге «Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви» Николай Сербский последовательно разбирает происхождение и источники православной веры, христианское православное исповедание веры, семь святых таинств, ветхозаветные заповеди, Новый завет. «В чем суть христианской веры? Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание? Самые важные тайны бытия и жизни таковы: Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человека; Тайна сотворения мира и конца света; Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу; Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение; Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели. Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни.» Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Святитель Николай Сербский (Велимирович) Содержание Введение. О христианской вере Глава 1. Происхождение и источники православной веры Глава 2. Христианское православное исповедание веры Глава 3. Семь святых таинств Глава 4. Ветхозаветные заповеди Глава 5. Новый завет Введение. О христианской вере В чем суть христианской веры?   Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Часть II. Толкование (экзегезис) книги Песнь Песней Соломона Песнь Песней – таинственнейшая и сокровеннейшая книга Священного Писания. Песнь Песней – это святая святых христианских догматов, это – райский сад духовной жизни, это – вечная Пасха и Любовь неизреченная! Святой Афанасий Великий говорит об этой книге: «Все в ней от начала до конца написано таинственно, с загадочным иносказанием, и смысл догматов, в ней заключающихся, содержится не в букве, но глубоко сокрыт под нею. Однакож, если будем искать его, то найдем. Посему читать сию книгу могут только люди разумные, но должны и они, читая ее, всегда иметь в мысли иносказание... Песнью Песней называется она потому, что следует после других песней, и что после сей песни, нельзя ожидать другой песни, я разумею не книгу, но то, что содержится в книге... И, как в законе было святое, и за святымсвятое святых, а за святым святых уже не было внутреннейшаго места; так после песней есть еще Песнь Песней, а после Песни Песней уже не должно ожидать внутреннейшаго и новейшаго обетования; ибо Слово однажды сделалось плотию и совершило дело» Дерзнем и мы приступить к священным тайнам этой божественной Песни! Приступим, но не сами, а имея поводырями святых и богомудрых отцов. Осиянные Духом, они проницали тайны сей Песни Песен. Задачей нашего толкования мы видим цельное изложение толкования этой книги святыми отцами. У святых отцов мы находим семь различных способов разумения книги. Все они друг другу не противоречат, но взаимно дополняют. А лучше и вернее будет сказать, что это не семь различных сторон единого целого, но семь способов прочтения книги от самого поверхностного до самого глубинного, семь ступеней в познании тайн этой книги. Лучше всего это можно представить в виде Соломонова Иерусалимского храма. Условно Соломонов храм выглядел таким образом (см. рис. 1): Рис. 1. 1 . Все люди могли войти во двор язычников. Он был доступен всем и не содержал тайн. 2 . Дальше была воздвигнута священная ограда, внутрь которой мог пройти только член народа Божия. Там был двор Израиля. Войти могли только обрезанные 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Древнехристианская практика причащения Святых Тайн в связи с современной в Православной Церкви Источник Содержание Причащение в храме Кто преподавал верующим Святые Дары Как древние христиане принимали Тело и Кровь Господа Что произносили верующие, получая Тело и Кровь Преподающие причастие также произносили известную формулу Причащение детей C какими чувствами и в каком положении древние христиане приступали к святому причащенню В каком месте храма древние христиане причащались и когда произошло отделение причащения священнослужителей от мирян Как часто древние христиане причащались? Когда принимали древние христиане Святые Дары: прежде пищи или после нее? Для евхаристии употреблялся квасный хлеб, а не опресноки Причащения вне храма Хранение Святых Даров     Святой апостол Павел писал: «Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны.» (1 Коринф. 11 гл. 28–30 ст.) По изображению евангелистов Матфея, Марка и Луки, Господь Иисус Христос на Тайной Вечере так сподобил св. апостолов вкусить Своего Тела и Крови: «Когда они ели (по Матфею и Марку), Иисус взял хлеб, благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Ев. Матф. 26 гл. 26 ст.; Марка 14, 22 ; Луки 22, 19 ) – и взяв чашу и благодарив, подал им и сказал – пейте из нее все» ( Матф. 27 ст.); или, как повествует св. Лука, – «Приимите ее (чашу) и разделите между собою (17 ст. Луки) – и пили от нее все» ( Марк 23 ст.)». Из этого повествования евангелистов открывается, во-первых, что апостолы вкусили Тела и Крови Господа во время трапезы и, можно думать, по окончании еды, так как вслед за причащением последовало благодарение и выход апостолов из горницы ( Матф. 30 ст.; Марка 26 ст.). Во-вторых, Господь взял хлеб, а не хлебы, а после благословения и преломления стал Сам раздавать его ученикам. В-третьих, Господь взял чашу (одну) и после благодарения подал апостолам и велел ее разделить– между собою (Лука). Можно заключить, что Господь уже не Сам каждому апостолу давал пить из чаши, как это было сделано с Телом, а вообще передал чашу апостолам и велел им самим разделить ее между собою. В-четвертых, наконец, Господь причастил апостолов в горнице, нарочито пред этим приготовленной и убранной ( Марк 15 ст.; Лука 12 ст). 

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Правило 11 Первого Вселенского Собора, Никейского Об отступивших от веры, не по принуждению, или не по причине отъятия имений, или опасности, или чего либо подобнаго, как то случилось в мучительство Ликиниево, собор определил являти милость им, аще и не суть достойны человеколюбия. Которые убо истинно покаются: те три лета проведут между слушающими чтение писаний, яко верные; и седмь лет да припадают в церкви, прося прощения; два же лета будут участвовать с народом в молитвах, кроме причащения святых тайн . ( Ап. 62 ; I Всел. 12 , 13 , 14 ; Анкир. 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 21 ; Лаод. 2 , 19 ; Карф. 43 ; Григория Неокес. 2 , 11 ; Василия Вел. 73 , 75 , 81 , 84 ; Петра Алекс. 2 , 3 ; Григория Нисск. 2 ) . Последнее предложение этого правила в греческом оригинале гласит следующим образом: Οσοι ουν γνησως μεταμλονται, τρ τη εν κροωμνοις ποισουσιν, ως πιστο, κα επτ τη υποπεσνται δω δε τη χωρς προσφορς, κοινωνσουσι τψ λα τν προσευχν. В латинском переводе Беверегия читаем: Quicunque ergo germane poenitentia ducuntur, tres annos inter auditores exigent, ut fideles, et septem annis prosternentur: duobus autem annis, absque oblatione, erunt orationum cum populo participes; a в русском синодальном издании: «которые убо истинно покаются: те три лета проведут между слушающими чтение писаний, яко верные; и семь лет да припадают в церкви, прося прощения; два же лета будут участвовать с народом в молитвах, кроме причащения святых тайн». В своем сербском переводе правил мы придерживались греческого оригинала. Смысл правила будет ясен из нижеследующего толкования. Евсевий в своем жизнеописании Константина описывает всю жестокость гонения при Ликинии 438 . Это гонение, упоминаемое в данном Никейском правиле, закончилось всего за несколько лет до созыва собора, и ярость, с которой преследовались христиане, вызывала нередко то, что некоторые, так сказать, насильственно отпадали, т.е. отрекались от Христовой веры. Во время Никейского Собора, когда уже христианство одержало победу, можно было насчитывать тысячи отпавших, которые теперь каялись и умоляли церковь принять их снова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010