Мироносицей Мария Магдалина названа потому, что Евангелисты именуют ее первою из благочестивых жен, кои приходили ко гробу Христову для помазывания Его тела благоуханными составами по благочестивому обычаю иудеев того времени. Эти составы были из смолистых веществ мирра нардового, или смирны, ладана, алоя и прочих благоуханных растений в смеси также и с чистым оливковым маслом. Умащением или же осыпанием тела умершего такими ароматными составами выражали любовь и почесть к лицу умершего. Имя Мария от еврейского Мариам означает: «высокая, возвышенная, стойкая, превосходная, превознесенная»; а Магдалиною называют эту Марию по происхождению ее из города Магдалы, подобно как благочестивого члена синедриона Иосифа называют Аримафейским, по его происхождению из Палестинского города Аримафеи. И прозвание Магдалины присоединяют к имени этой Марии для отличия ее от других благочестивых жен, также как она, служивших Иисусу Христу (Лк.8:3) и имевших то же имя Марии, как, например, Мария, сестра Лазаря, и Мария, жена Клеопы. Магдала от еврейского слова магделайя, означающего башню, была городом на западном берегу Геннисаретского озера, недалеко от городов Капернаума и Тивериады. Магдала славилась красильным производством и изделиями тонких шерстяных материй; кроме того в ней велась обширная торговля горлицами и голубями для жертв очищений; предание приписывает Магдале триста голубиных лавок и вблизи целую долину «голубей». Богатство Магдалы было в то время столь значительно, что о подати, вносимой от города, упоминается, что она была столь велика, что отсылалась в Иерусалим целою повозкою. Нравственная испорченность жителей была также велика. Из множества городов и деревень, коими усеяны были берега Геннисаретского озера, все исчезли, кроме одной Магдалы, которая теперь называется Медждель и представляет группу грязных лачуг, сложенных из береговых камней, а на плоских крышах домов сделаны верхние этажи в виде шалашей из тростника и хвороста. Но остатки древней сторожевой башни и теперь существуют и местоположение доныне прекрасно: красоты природы также торжественны и пробуждают святые восторги чудес и проповеди Христовой на дивном озере Геннисаретском или Галилейском.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Иконописные образы – богатый  источник сведений об одежде. Они  глубоко символичны, но  при этом отражают  реальную моду определенного времени – Израиля времен Римской империи, Византии. Пресвятую Богородицу на иконах мы привыкли видеть в  платке- мафории или накидке, которые Она носила по обычаю замужних иудейских жен. Платок надевался поверх другой одежды и покрывал не только голову, он драпировал почти всю фигуру. Господь Иисус Христос на иконах обычно пишется в одеждах знатных сановников Империи: в длинной рубашке- хитоне и прямоугольном плаще- гиматии .  Похоже облачены многие ветхозаветные и новозаветные святые. Святые жены – мученицы, праведницы, жены-мироносицы изображаются с покрытой головой, что свидетельствует об их пребывании в молитве и душевном стремлении к смирению. Но иногда святых жен  пишут иначе, например, преподобную Марию Египетскую, где непокрытая голова – это знак ее исключительной аскетически-покаянной жизни.  Без платка  изображают отроковиц и юных дев – мученицу Веру и младших Великих княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию. Одежды на иконах  – прекрасные,  нарядные, богато украшенные орнаментом  и по-восточному колоритные. Их эстетика поражает воображение, а декор снова вдохновляет кутюрье. Но сегодня в  таком костюме  вряд ли возможно передвигаться по городу, не говоря о том, чтобы сесть в общественный транспорт, прийти на работу или в храм. Выглядеть как батюшка на амвоне – глупо, неуместно. Да и нужно ли? Костюм за двухтысячелетнюю историю претерпел множество трансформаций. Форма одежды стала упрощенной, нацеленной на удобство. Появились джинсы… Мимикрия и царский путь Автор  книги «Мешают ли джинсы спасению» Владимир Легойда считает: «Пришло новое поколение, огромное количество людей, которые, легко называя себя православными, о своем внешнем виде не задумываются. Они, не открывая, закрыли для себя вопрос, что джинсы спасению не мешают, и неофитский пыл, который часто замыкался на форме, даже не пережили, ничего не пытались в своей жизни менять, хотя бы и внешне. Посмотрите любую социальную сеть, там есть графа «вероисповедание», и все  «православные», но фото вполне могут быть предложены в журналы фривольного содержания. И вот такие не сочетаемые вещи сегодня сочетаются.

http://azbyka.ru/deti/moda-po-pravoslavn...

Радуйся, рад Москву обителию дивною украсившая; радуйся, благое иго Христово на себе восприимшая. Радуйся, многия жены и девы во Обитель милосердия приведшая; радуйся, мудрая управительнице во спасение сестер твоих. Радуйся, служению святых жен-мироносиц Марфы и Марии подражавшая; радуйся, Обители твоя неусыпная хранительнице. Радуйся, в подвизе жизни духовныя нас утверждающая; радуйся, путь от земли на Небо нам показующая. Радуйся, светило милосердия, над градом Москвою восшедшее; радуйся, всех отдавших жизнь на служение ближним покровительнице. Радуйся, святая преподобномученице Елисавето, красото Церкве Российския, невестою Христовою быти удостоенная. Кондак 6 Проповедницею любве Божественныя и милосердия Его и ревнительницею благочестия была еси в земли нашей, святая Елисавето, в сердцах людей российских любовь ко Господу и милосердие к братиям и сестрам нашим, в бедах сущим, возгреваюши, да и мы твоим заветом последующе, воспоим Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсияла еси светом добродетельнаго жития в стране Российстей, преподобная мати наша Елисавето, во образе иночестем в посте и воздержании, в нощных бдениях и пениих молебных пожила еси, благочестию и смирению сестры обители твоея поучающи, да и мы, тобою на путь тесный подвига духовнаго наставляеми, ублажаем тя: Радуйся, уть иноческаго равноангельнаго жития избравшая; радуйся, обетом целомудрия чистоту сердца твоего явившая. Радуйся, обетом нестяжания высоту духа твоего показавшая; радуйся, обетом послушания Богу и ближним послужившая. Радуйся, мудрая княгине и инокине пречестная; радуйся, во образ женам христианским свыше предназначенная. Радуйся, остом, бдением и непрестанными молитвами Богу угодившая; радуйся, от сна греховнаго души наша пробуждающая. Радуйся, о исполнению заповеди о любви к Богу и ближним всех наставляющая; радуйся, молитве сердечней нас научающая. Радуйся, аставнице инокиням и собеседнице Ангелом; радуйся, в сонме преподобных жен на Небеси прославленная. Радуйся, святая преподобномученице Елисавето, красото Церкве Российския, невестою Христовою быти удостоенная.

http://pravmir.ru/akafist-svyatoy-prepod...

3) В седмицы 4-ю, 5-ю, 6-ю по Пасхе – тропарь воскресный. «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». IV. Тропари на утрене на «Бог Господь»: 1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения – тропарь праздника (дважды). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Если нет тропаря святого – тропарь праздника (трижды). При двух святых с тропарями – тропарь праздника (единожды), тропарь первого святого (единожды). «Слава» – тропарь другого святого, «И ныне» – праздника. 2) В седмицу жен-мироносиц – тропарь праздника «Благообразный Иосиф…» (единожды), воскресный «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – святого, «И ныне» – «Мироносицам женам…». Если нет тропаря святого – «Благообразный Иосиф…» (дважды). «Слава» – «Егда снизшел еси…», «И ныне» – «Мироносицам женам…». При двух святых – «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь первого святого (единожды). «Слава» – тропарь другого святого, «И ныне» – «Мироносицам женам…». 3) В седмицы 4-ю, 5-ю, 6-ю – тропарь воскресный (дважды). «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Если нет тропаря святого: «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный гласа. При двух святых – тропарь воскресный (единожды), тропарь первого святого (единожды). «Слава» – другого святого, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря второго святого. V. Каноны : 1) Если святой не имеет праздничного знака – канон праздника Триоди на 8 (ирмосы по дважды), Минеи святого на 4. По 3-й песни – кондак, икос и седален святого. «Слава, и ныне» – седален праздника. По 6-й песни – кондак и икос праздника. 2) Если святой поется на 6 – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святого на 6. По 3-й песни – кондак и икос праздника, седален святого (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника. По 6-й песни – кондак и икос святого. 3) Если в Минее два святых – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святых два канона на 8. По 3-й и 6-й песни – см. частные указания Типикона в гл. 48. 4) При полиелейном святом – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святого на 8.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них была умножаема в своем составе; например, для Недели Православия, недель второй, четвертой, пятой синаксарии и службы были составлены в XIV веке Никифором Каллистом . 4.2. Цветная Триодь Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Цветная Триодь называется или потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной недели и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною , или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной. Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в будние дни. Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди воскресным и прочим дням недели указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения первого гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, в Светлый вторник – третьего гласа, в Светлую среду – четвертого гласа, в Светлый четверг – пятого, в Светлую пятницу – шестого, в Светлую субботу – восьмого гласа. В Неделю апостола Фомы – первого гласа; в Неделю святых жен мироносиц – второго гласа; в Неделю о расслабленном – третьего гласа; в Неделю о самарянине – четвертого гласа; в Неделю о слепом – пятого гласа; в Неделю святых Отцев – шестого гласа; в Неделю Пятидесятницы – седьмого гласа; в Неделю Всех святых – восьмого гласа. В будние дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

После обедни. Благодарю Господа за милость и спасение меня недостойного пред началом обедни, в начале обедни по великой ектении, потом после великого входа, наконец после панихиды пред потреблением Святых Даров (на панихиде не выговорил отпуста). Забыл записать еще избавление Божие после молебна, на котором Евангелие недочитал и чрез то получил язву в душе, от которой за покаяние Господь избавил. Еще превеликое избавление Господь явил мне по входе в гимназию при подъеме на лестницу, когда я в покаянии призывал Господа, да дарует мне прощение, мир, свободу и дерзновение, а вина моя была – неохотная подача посадским милостыни, так как они всюду меня преследуют. Господь скоро и державно избавил: я ощутил сладостные струи небесной жизни, мира и свободы. 12 апреля Воскресение. (Жен-мироносиц.) Благодарю и славлю Господа, совершившего и сегодня во мне чудеса милосердия и спасения Своего пред литургией и в начале ее, когда Господь по молитве моей покаянной пременил мертвенную тесноту на животворное пространство души, смятение на мир и вместо греха воцарил правду. Благодарю Господа за слезы умиления, которые суть дар Его благодати душе моей за непреткновенное служение до заамвонной молитвы, за животворное причащение Святых Таин, за слово назидания, мне данное и сообщенное народу в сей день за литургией, и за добре сказанный отпуст литургии. Особенно благодарю за величайшее чудо восстановления меня, падшего после литургии в грех скупости, сребролюбия и жестокосердия у входа во двор наш и потом в квартиру мою по множеству нищих. Я пожалел дать мальчикам по десять копеек, а дал по шести и семи (трем – двадцать), и когда они сильно просили, я легко, но с огорчением выдрал одного из них за ухо, а при входе в мое жилище, когда задорная бедная Наталья стала требовать, чтобы я пристроил ее куда- либо, я с нетерпением и гневом сунул ей двадцать копеек и сказал, чтобы уходила, что я не могу ее устроить, что у меня нет приюта. Это сребролюбие, это жестокосердие и гнев лишили меня благодати правоты и мира, которую я получил после причащения Святых Таин, и были причиной адской скорби и тесноты; я многократно припадал ко Господу в покаянии с великим сердечным воплем внутренним, и наконец Господь обратил опять ко мне лицо Свое, простил меня и оживотворил, упокоил, распространил и утешил. Слава чуду претворения! Что я имел, какую благодать! И чего я лишился было и что опять получил – какую благодать, какую правоту, какой мир! Слава великодаровитому Господу моему Иисусу Христу!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вместе с тем, вы говорите, что они храбрые, мы сейчас почитаем этих женщин как святых, но что касается того времени. Римская империя, ведь Иудея времен Христа относилась к Римской империи, была ее провинцией. Там каково было отношение к женщине? И жены-мироносицы, и многие другие, которые были их современницами, какие они имели права, были ли они равны с мужчинами? Как на них смотрели? То на чем мы можем основываться, это данные Священного Писания — Ветхого завета. Если брать учение Талмуда, это уже позже того времени, которое описывает Евангелие. В Евангелии есть очень интересные формулировки. «Пять тысяч человек, кроме женщин и детей». И Ветхий завет мужчине разрешал писать разводное письмо. В одностороннем порядке? Да. Хотя Христос сам сказал, что Моисей по жестокосердию дал вам этот закон. Тем не менее ситуация такова: у мужчин в данном случае было больше прав. То же самое в предписании Ветхого завета относительно клятвенной грамоты. В этой грамоте женщина клялась, что она не совершала измены своему супругу. Эта грамота омывалась водой. И эту воду предлагалось женщине испивать. Если она остается жива, то она не виновна в грехе, в котором ее обвиняют. Относительно мужчин такого предписания не было. Дискриминация. Выражаясь современным языком и исходя из норм современного права. Вместе с тем, если мы посмотрим на евангельские события, Воскресший Христос является сначала Марии Магдалине, женщине. Притом, что апостолы тоже его оплакивали. Они сидели, затворившись страха ради иудейского, в горнице и боялись. Но ведь и плакали. И Господь является не им сначала, а той женщине, которую не вполне считают человеком. Здесь очень интересная ситуация, жены-мироносицы стали апостолами для апостолов. Апостолы должны были идти в мир и пропове-довать, что Христос Воскрес. А апостолам проповедовали, что Христос Воскрес, жены-мироносицы. Поэтому они апостолы для апостолов. Это не я придумал, это выражение в житиях святых жен-мироносиц присутствует. И богословский смысл в этом. Первая пала женщина, прельстившись клеветой змея, и женщина же должна была первой услышать весть об избавлении человечества и спасении.

http://foma.ru/zhenyi-mironosiczyi-kak-i...

(То же см. 3-ю нед. жен мироносиц). Основание для благословения хлебов, вина и елея заключается в следующем. Так как всенощное бдение у древних христиан и во многих строгих монашеских обителях и до настоящего времени продолжается всю ночь (начинается оно поздно вечером и оканчивается рано утром), то благословение хлебов имело свое полное значение. Благословенные хлебы и вино раздавали верующим для подкрепления их телесных сил, чтобы они не ослабели в благочестивом подвиге всенощного бодрствования и молитвы. «Келарь же, вземъ отъ хлебъ благословенных и раздробив на блюде, раздаетъ братии и почерпает по единой чаше вина всем равно от настоятеля и до последних, иже во обители суть». (Тип., стр. 5). «В вечерь же по приятии хлеба и вина почерпани от того часа, да никтоже уже дерзнетъ вкусите причащения ради святых пречистых Христовых Таин». (Тип., стр. 5). – В настоящее время всенощное бдение совершается в течение 1½ или двух часов; поэтому той необходимости, по которой установлено благословение хлебов, теперь не существует. Что касается второго уставного требования, чтобы, «по принятии хлеба и вина, никто не дерзал принимать какую-либо другую пищу ради причащения святых Христовых Таин», то оно совершенно не применимо к настоящему времени. Благословение хлебов совершается накануне великих праздников, в которые взрослые, за редкими исключениями, не причащаются, а причащают только детей, и мы не знаем примера, чтобы в каких-либо приходских церквах раздавали благословенные хлебы и вино «причащения ради пречистых Христовых Таин». Относительно благословенного елея должно заметить, что им священник помазывает чело верующих после того, как они прикладываются к св. Евангелию или к иконе праздника; только этот обычай но согласен с церковным уставом. Елей освящается для принятия его в пищу; а верующие помазуются елеем от св. кадила, которое находится пред праздничною иконою. «После отпуста утрени знаменует игумеъ елеем братию от святого кандила, еже пред праздничною иконою, поющим нам стихиру самогласну».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Во время литургии я чувствовал живо, что крайняя сердечная тягота и теснота сердца моего находится в тесной связи с моим чревоугодием, лакомством и многоядением (впрочем, много только относительно: другим мало того, что я ем, ибо моя природа скудная, тощая). Я должен меньше пить сладкого чаю, особенно со сливками, не есть и мясо, рыб, а довольствоваться щами и супами, да растительною пищею. Да, сердце мое загрубело от яств и питий, охладело в любви к Богу и ближнему, как бы умерло для любви. Горе мне, окаянному! Благодарю Господа, избавившего меня скоро от движений плотских в бараках, пред молебном и после молебна (у Турчанских). 5 мая Понедельник. (Неделя святых жен-мироносиц.) Благодарю Господа, избавившего меня пред самой утреней от греховной скорби и тесноты и даровавшего мир и свободу. Утреню всю служил непреткновенно, мирно, торжественно, с великим дерзновением. Утреня продолжалась до семи с половиной часов, без полунощницы. Три с половиной часа вечера. Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от адской тесноты в церкви пред самой литургией и потом неоднократно во время самой литургии, когда я в покаянии припадал к святому престолу. Благодарю Господа за чудное оживление моего существа по причащении Святых Тайн и за многократную победу над кознями невидимых врагов. Пять с половиной часов вечера. Согрешил я пред Господом, Богоматерью, пред святыми Ангелами и всеми святыми и всеми людьми в том, что разъярился на нищего, просившего милостыни – денег на сапоги; я дал ему тридцать копеек, но когда он, недовольный, стал еще просить, я в сердцах выдрал его за волосы и сам уязвился, смутился крепко. Пришедши домой, стал каяться пред Господом, и – о незлобиве и долготерпеливо Господи! Ты тотчас простил мне злобу мою, даровав мне тихость, кротость и оправдание, очищение, оживотворение, мир, дерзновение! Слава милосердию Твоему непобедимому! 6 мая Вторник. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния моего, от самой упорной и тяжелой тесноты, последовавшей вследствие рвения и зависти к младшему иерею Петру Клепачевскому, почти ничего не делающему, кроме отправления очередных служб и получающему наравне со мною весьма хорошее содержание, доходы почти даром, когда как мне более всех приходится трудиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Поучение 1-е в Неделю мытаря и фарисея. Характер мытаря и фарисея Поучение 2-е в Неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии Поучение в Неделю блудного сына. О покаянии Поучение в Неделю мясопустную. О Втором пришествии Христовом Поучение в Неделю сыропустную. Условие при вступлении в Святую Четыредесятницу Беседа в понедельник первой недели Великого поста. Приготовление к Таинству Исповеди Поучение в среду первой недели Великого поста. О вреде лицемерства Поучение в пяток первой недели Великого поста. О теле человеческом Речь к братии по приобщении Святым Христовым Тайнам Слово в первую Неделю Великого поста. О Православии Поучение во вторую Неделю Великого поста. Значение поста для человека Поучение в третию Неделю Великого поста. О крестоношении Поучение в четвертую Неделю Великого поста. Значение поста по отношению к падшим духам Поучение в пятую Неделю Великого поста. Сочетание поста с милостию и молитвою Слово 1-е в Неделю Цветоносную Слово 2-е в Неделю Цветоносную Слово в Великий Четверток на Литургии. О Святых Христовых Тайнах Слово в Великий Пяток на вечерне Поучение в Неделю Антипасхи. О христианстве Поучение в Неделю жен-мироносиц, третию по Пасхе. О мертвости духа человеческого Поучение в Неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном. О наказаниях Божиих Поучение в Неделю о самаряныне. О поклонении Богу Духом и Истиною Поучение в Неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии Поучение в Неделю всех святых, первую по Пятидесятнице. Знамение избранных Божиих Поучение в субботу четвертой недели. Условие усвоения Христу Поучение в девятую Неделю. Бог – помощник человека в скорбях его Поучение во вторник одиннадцатой недели. На слова Спасителя «Вящшая закона: суд и милость и вера» Поучение на слова: «Вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их, грядущему ко Мне, совершаются» Поучение в дванадесятую Неделю. О спасении Беседа в тринадесятую Неделю. О причинеотступления человеков от Бога Беседа в двадесять вторую Неделю. О богаче и нищем

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010