От составителя Служба «Всем святым, в земле Российской просиявшим» – не только жемчужина отечественной гимнографии, венчающая цикл праздников Цветной Триоди. Это еще и свидетельство благодати новомученичества в России, которой сподобился великий гимнограф 20-го столетия, священноисповедник Афанасий (Сахаров) . Не загружая предисловия, отсылаем читателя к замечательной книге, выпущенной Свято-Тихоновским Богословским институтом 1 , которая посвящена исследованию и изложению этой службы. В настоящем издании мы преследовали следующие цели: До сих пор все издания службы «Всем святым, в земле Российской просиявшим» излагали ее в том виде, в котором ее оставил священноисповедник Афанасий. Текст службы подразумевает служение ее во всей полноте, как если бы она служилась самостоятельно, не соЕдиняясь ни с каким другим праздником. Мы же, руководствуясь решением Поместного Собора 1918 г., в первую очередь излагаем ее в соединении с воскресной службой 1-го гласа. Это значительно облегчит многим регентам проведение службы русским святым в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Текст основного раздела нашей публикации изложен по Октоиху (воскресная служба 1-го гласа) и Минее. 2 В приложение вошли остальные гимны этой службы с изложением устава для совершения ее «во ин день». Текст приложения основан на упомянутой выше публикации ПСТБИ, который в некоторых эпизодах отличается от текста Минеи. Поименный список русских святых, возглашаемый на литии, вынесен в отдельное (2-е) приложение. Он дополнен именами новомучеников и исповедников Российских, в лике которых прославлен и еп. Афанасий. Нотный раздел включает в себя и обиходные напевы подобнов, и наиболее яркие произведения современных композиторов. Е. Кустовский Служба всем святым, в земле Российской просиявшим совершаемая в Неделю 2-ю по Пятидесятнице На малой вечерни На Господи, воззвах: стихиры воскресны на 4, глас 1: Вечерния наша молитвы: Обыдите, людие: Приидите, людие: (зри на велицей вечерни) Слава, святых, глас 4: Божественнии отцы,/бысте цвети духовнии Русския земли,/похвала наша и утверждение/и всем благоутишное пристанище:/о вас бо земля наша хвалится,/стяжавши вас, яко неистощимое сокровище,/и ныне, аще телесне язык ваш умолче,/но чудеса свидетельствуют прославльшаго вас Господа./Емуже молитеся//даровати душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В Святом Святых находился Ковчег Завета (или ящик около 1 1/3 арш. длины и 1 арш. высоты и ширины), сделанный из драгоценного дерева и обитый с обеих сторон золотом. Крыша Ковчега, называвшаяся Очистилищем, была вылита из одного золота и украшена двумя поставленными на ней херувимами. В ковчеге хранились скрижали Завета, стампа златая с манною и жезл Ааронов. Очистилище считалось престолом, с которого Бог принимал поклонение и открывал волю Свою. В Святилище могли входить только священники, а в Святое Святых – один только первосвященник, и то раз в году. Народ же молился во дворе, окружавшем Скинию. Двор Скинии имел 100 локтей длины, 50 ширины и также обнесен был столпами с висонными завесами. Здесь, прямо против входа, на восточной стороне, стоял окованный медью жертвенник, на котором неугасимо пылал огонь и приносились жертвы, а за ним стояла сделанная из женских зеркал умывальница, в которой умывались жрецы пред началом служения. § 38. Священные времена и священные действия При Моисее были установлены для израильтян следующие священные времена или праздники: 1) Суббота или седьмой день в неделе, в память сотворения мира. 2) Пасха. Этот праздник совершался в 14-й день первого весеннего месяца (марта), в память освобождения израильтян от рабства египетского. Он продолжался целую неделю. 3) Пятидесятница. Она праздновалась в пятидесятый день после Пасхи, в память синайского законодательства. 4) Праздник кущей. Он совершался в конце сентября и в начале октября, в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне, и продолжался целую неделю. Во время сего праздника все здоровые иудеи должны были переселяться за город и жить в кущах или шалашах из древесных ветвей. 5) День Очищения, пятью днями предшествовавший началу праздника кущей. В этот день, при всенародном посте и покаянии, первосвященник приносил очистительную жертву за себя и за грехи народа, входил в Святое Святых и там кропил седмикратно жертвенною кровью над Очистилищем. 6) Новомесячие или первое число каждого месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

1485 Впрочем, имея в виду наклонность к компиляторству позднейших церковных ораторов греческих, мы не удивимся, если и относительно Кирилла Туровского будет найдено и доказано, что он более компилятор, чем самостоятельный оратор. 1486 Не знаем, какой был обычай у современных Кириллу проповедников греческих, но он сам сказывал свои слова по тетрадке (а не наизусть), подобно тому, как это делают наши нынешние проповедники (см. слово на неделю святых Отец).– Преосвященный Антоний в своей, написанной против нас по поводу наших речей о Кирилле Туровском , критической заметке, имеющей заглавие: „Древнерусская проповедь и проповедники в период до-монгольский”, поставляет на вид против всех (подобных нашим) соображении тот, красноречивее всяких слов говорящий, факт, что проповеди Кирилла Туровского в древней России были весьма популярны (во 2 издании сборника статей: „Из истории христианской проповеди”, стр. 304 sub fin). Но, не имея качества учительности и назидательности, проповеди Кирилла Туровского весьма имеют качество занимательности, а этим вполне н объясняется их популярность. Считаем нужным заметить, что наше мнение о проповедях Кирилла Туровского не есть мнение одинокое или одиночное, – что в существе оно согласно с мнением преосвященного Макария, – История т. III, издание 2 стр. 128, и что оно есть почти совсем одно и то же с мнением И. Я. Порфирьева , – Истории русской словесности часть I, издание 4 стр. 397 sqq. И наиумереннейший в своих отзывах А. В. Горский называет красноречие Кирилла Туровского „цветистым красноречием”, см. в его статье: „О древних словах на святую четыредесятницу”, напечатанной в XVII части Прибавлений к Творчествам святых отцов, стр. 49 нач.). 1487 Кроме восьми указанных церковных слов, относительно принадлежности которых Кириллу все согласны, читаются в рукописях между его творениями и ещё два церковных слова, принадлежность которых Кириллу отрицается, а, во всяком случае, подвергается весьма большому сомнению; это слова: в 5 неделю по Пасхе и на Пятидесятницу (читаются они между творениями Кирилла Туровского в пергаминной рукописи XIII-XIV века бывшей Толстовской, – по описанию Строева I отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Отец Павел меня спрашивал уже о возможности использования моего курса 36 . Я, разумеется, буду рад, если что-либо окажется возможным использовать. Но конечно, все это еще нужно много скоблить, править и «подмолаживать». О согласии на перенесение даты совещания я Вам сегодня телеграфировал. Очень рад, что Вы предложили Владыке НИКОЛАЮ составление правил. Хорошо бы, если бы он согласился и статью написать. По затронутым литургическим вопросам мое мнение: Отсутствие кафизм и поклонов в среду 5 седмицы вечера делает невозможным править в этот день службу со стихирами великого канона. Так я понимаю «понеже». Видимо, Марко 37 не мыслит этой сугубо покаянной вечерни без кафизмы, и в отсутствии кафизм и поклонов видит главное препятствие к совмещению двух служб 38 . Впрочем, казалось бы, и без того препятствий достаточно. Следующие вопросы (в порядке номеров): 1)  1 января, по-моему, одно лишь входное возможно – «...во святых дивен сый» 39 . 2)  «Под зачало» обычно объединяются более-менее однородные по характеру чтения. В данном случае, казалось бы, естественнее объединить чтение недели и празднику – это два, так сказать, «Господские» чтения 40 ; от них, по-моему, следовало бы отделить чтение святому 41 . 3)  «Катавасия триоди» – не ошибка. Устав не придерживается принципа – катавасия по последнему канону (в праздники). Триодные воскресенья тоже не всегда выдерживают этот принцип (например, предпразднство Сретения в неделю фарисееву). Если в неделю фарисееву и блудного при коллизии двух катавасий предпочтение (независимо от того, какой канон последний) отдается Сретенской катавасии, то в неделю мясопустную – в предпразднство и в попразднство ее вытесняет катавасия триоди 42 ; это постепенное восхождение «в силу» Триоди видно и в количестве стихир. 4 и 5) На изобразительных, когда они совершаются без чтения апостола и евангелия, завесы, видимо, отверзать не следует вообще. 6)  Перед произнесением слов «Свет Христов», судя по предшествующему возглашению, сидевшим во время паремий и прокимна надо встать и всем стоять «просто» 43 . Вносил светильник на вечерне в древности всегда диакон (даже в 3 в[еке] так было); он же возглашал и «Свет Христов».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В неделю жен-мироносиц православная молодежь России вручит прихожанкам цветы и подарки 21 апреля, 2014. Новостная служба Участниками проекта станут 60 епархий и 107 городов, в том числе зарубежных 21 апреля. ПРАВМИР. 4 мая 2014 года, в неделю святых жен-мироносиц, в епархиях Русской православной Церкви пройдет акция «Любовь сорадуется Истине» от Синодального отдела по делам молодежи. Во время акции, юноши и девушки из православных молодежных объединений поздравят на приходах женщин, дарят цветы, подарки и памятные открытки, сообщает пресс-служба Синодального отдела по делам молодежи. Участниками проекта станут 60 епархий и 107 городов, в том числе зарубежных. В подаренных открытках и буклетах, листовках рассказывается об истории и духовном смысле праздника Жен-мироносиц. По вопросам участия в акции можно обращаться на почту координатора Международной молодежной акции Ивана Шаравина. Впервые «Любовь сорадуется Истине» прошла в 2009 году в Барнаульской, Вятской, Новосибирской и Смоленской епархиях, была поддержана в 14 епархиях РПЦ. В Москве инициатива проведения поздравительных акций ко дню Жен-мироносиц была поддержана молодежным движением «Георгиевцы». «Любовь сорадуется Истине» реализуется в рамках общецерковного плана молодежной работы международной программы «Вера и дело».   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 мая, 2008 19 мая, 2013 16 мая, 2021 2 мая, 2020 12 мая, 2019 12 мая, 2019 22 апреля, 2018 21 апреля, 2018 30 апреля, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-nedelyu-svyatyih-zhe...

3) Существо предмета и пример Святых Отцов Церкви требуют, чтобы чтение и объяснение библейского текста предварялось или сопровождалось хотя бы краткими и самонеобходимыми так называемыми вводными сведениями, кои, при умелой их постановке наставником, могут приносить только благотворные плоды, в качестве пособий для более полного и правильного уразумения Библии. 4) Для более основательного и плодотворного изучения Слова Божия питомцами духовных семинарий желательно, чтобы объяснения наставниками давались живою устною речью и чтобы эти объяснения усвоялись учениками на память и потом повторялись бы наставнику пред всем классом. Едва ли надо указывать на то, что ничто так не охлаждает рвения наставников и не притупляет внимания учеников, приучая их к пассивной передаче чужих слов и мыслей, как заучивание, буквальное или близкое к буквальному, уроков «отсюда и досюда» по учебникам. И как нельзя отрицать той возможности, что многие наставники семинарий, по своим познаниям, развитию и педагогической опытности стоят нисколько не ниже, если нередко даже и не выше, составителей учебников: то может быть полезно было бы – наставников —26— семинарий, по крайней мере, приобретших педагогическую опытность и успевших в достаточной для семинарского преподавания степени изучить предмет, – не стеснять требованием преподавать непременно по учебникам, а тем более по какому-либо одному учебнику. 5) Для достижения столь наисущественной и самопервейшей задачи семинарского образования, как прочтение всей Библии с краткими толкованиями Свящ. текста, во 1-х, необходимо увеличить количество уроков Священного Писания во всех классах, хотя бы даже до шести в неделю, так чтобы воспитанники семинарий не проводили ни одного дня без изучения Слова Божия, – и во 2-х, позволительно желать введения общеобязательного изучения еврейского языка в пределах, необходимых для усвоения элементарных толкований библейского текста, для чего потребуется едва ли более одного года с одним уроком в неделю, в 4-м ли классе училища или в 1-м семинарии. То и другое, при действующем теперь семинарском уставе, без особых затруднений может быть достигнуто сокращением уроков как по другим предметам, так и в частности заменой уроков по библейской истории более плодотворным и уже бывшим по прежнему уставу последовательным чтением текста библейских исторических книг с текстуальными историческими объяснениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Москве пройдет траурный митинг в память 60-летия Лиенцевской трагедии Москва, 1 июня 2005 г. Некоммерческий Фонд по увековечению памяти участников Белого движения " Память Чести " организует траурные мероприятия, посвященные 60-летию злодейской выдачи казаков в мае 1945 – июне 1946 гг. союзническими войсками на расправу Советам. В этом году исполнится ровно 60 лет Лиенцевской трагедии. У храма в честь Всех святых, что у метро Сокол, 4-го июня 2005 г. (в субботу) в 12:00 состоится церковное поминовение православных казачьих священнослужителей, казачьих атаманов и всех казаков 30-тысячного казачьего стана и членов их семей, насильственно выданных англичанами в 1945 г. из казачьего лагеря под Лиенцем (Австрия) на уничтожение сталинскому богоборческому режиму в СССР. Сбор участников и приглашенных 4-го июня с.г. к 12:00 у стен храма Всех святых на Соколе возле памятников «Вождям Белого движения и казачьим атаманам», которые являются частью православного мемориала «Примирение народов России, Германии и др. стран, воевавших в 2-х мировых и гражданской войнах». В связи с реставрацией храма Всех святых и обустройством прилегающей церковной территории, поминальный молебен решено провести очень скромно, при небольшом количестве участников и приглашенных, без излишних торжеств и мирской суеты. С 28 мая по 4 июня 2005 г. во многих православных храмах Русской Православной Церкви Заграницей (в ряде стран Европы и Америки), а также на месте выдачи 30-тысячного казачьего стана в Австрии, пройдут заупокойные службы по насильственно убиенным. Оргкомитет: Председатель Общественного совета по защите и сохранению мемориала «Примирение народов...», инвалид 2-й группы ВОВ, участник обороны Москвы Гицевич Лев Александрович. Член Союза журналистов России, инвалид 2-й группы ВОВ, участник обороны Москвы, гвардии подполковник в отставке Ульянин Юрий Алексеевич. Член Союза писателей Москвы, кандидат филологических наук Столяров Олег Олегович. Председатель коллегии Военно-исторической организации «Добровольческий корпус» Ламм Леонид Леонидович. Председатель ВИК «Доброволец – ХХ век» Пигилов Данила Юрьевич. Директор Некоммерческого фонда по увековечению памяти участников Белого движения «Память Чести» Степанов Сергей Станиславович Тел. для аккредитации: 535-19-66 (помощник-референт председателя Оргкомитета) 1 июня 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13662.html

Представители славянских общин встретились в Симферополе Симферополь, 24 мая 2005 г. По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, 20 мая в Симферопольской центральной городской библиотеке им. Тренева прошла встреча представителей русской, украинской, белорусской, польской, болгарской и чешской общин полуострова, посвященная Дню славянской письменности и культуры. На этой встрече были подведены итоги межвузовского конкурса творческих работ на тему Дня славянской письменности и культуры, сообщает пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии УПЦ. Представители славянских общин говорили о том, колоссальном вкладе в историю и культуру каждого народа внесла просветительская деятельность святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Встреча завершилась выступлениями фольклорных коллективов. Во встрече принял участие председатель Объединения православной молодежи Крыма Вячеслав Харченко, который передал поздравлении правящего архиерея участникам встречи и рассказал о роли святых просветителей в истории Украинской Православной Церкви и истории Православной Церкви в Крыму. 22 мая, в Джанкойском детско-юношеском творческом центре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия прошел детский праздник, посвященный памяти святых его покровителей. На праздник пришли более 100 юных джанкойцев. На празднике состоялась презентация выставки литературы на церковно-славянском языке – как небольшая иллюстрация колоссального духовного и культурного наследия просветителей славян. Дети смогли принять участие в многочисленных творческих конкурсах. С праздничными поздравлениями к собравшимся обратился диакон Евгений Пузиков, который по благословению правящего архиерея назначен ответственным за отдел образования в Джанкойском благочинническом округе В Епархиальном управлении Симферопольской и Крымской епархии 22 мая, состоялось межблагочинническое мероприятие для школьников, изучающих " Основы православной культуры Крыма " – брейн-ринг " Тавриды лик благословенный " , подготовленный епархиальным методкабинетом. В нем приняли участие представители 1, 2 Симферопольских, Евпаторийского, Джанкойского, Красногвардейского, Белогорского благочиннических округов. Школьникам, изучавших в течение двух лет факультативный курс " Основ православной культуры Крыма " было предложено продемонстрировать свои знания в разгадывании кроссвордов на библейскую тематику, и в рассказе о двунадесятых праздниках. Все участники были разделены на две команды. Победила " Вифлеемская звезда " . Особую эрудицию проявили представители Джанкойского благочиннического округа. 24 мая 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13565.html

Слава, и ныне, богородичен. Вход. Прокимен, глас 8: Дал еси достояние боящимся тебе Господи. Стих 1: от конец земли к тебе воззвах. Стих 2: Покрыюся в крове крил твоих. Стих 3: Тако воспою имени твоему во веки. И паки: Дал еси достояние: [Смотри] Подобает ведати, яко сия два великия прокимены, еже есть: Не отврати лица твоего: и Дал еси достояние: со стихи их, един по единому поется чрез весь святый пост. Начинаем от недели сырныя до недели ваий. От Сподоби Господи начинаются поклоны. ектениа: Исполним вечернюю молитву нашу: И посем сошедшеся оба лика, поем на стиховне триоди самогласен дне, дважды, со обычными припевы, и мученичен. Слава, и ныне, богородичен. Ныне отпущаеши: Трисвятое, и метания три. По Отче наш, иерей возглас: яко твое есть царство: И абие тропарь: Богородице Дево радуйся, благодатная: И поклон един. Слава, крестителю христов: Поклон. И ныне, Молите о нас: Поклон. Таже, Под твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40. Слава, и ныне, честнейшую: и прочее все, якоже предписася в неделю сыропустную вечера. [Смотри] В сию же 1-ю неделю на повечерии поем канон святых пророков, глас 5, творение феофана.    [Смотри] Подобает ведати: якоже указася служба прешедшия недели, на вечерни: сице должно есть бывати и в прочих неделях святыя четыредесятницы на вечернях.     В понедельник 2-я седмицы постов.    Совершается последование все, якоже предъявленно в понедельник 1-я седмицы поста. На Утрени, по обычных кафисмах, и на часех чтение обычное. [Нецыи же чтут сказание о чудесех пресвятыя владычицы нашея Богородицы и приснодевы марии, яже пречистою и честною иконою ея содеяшася, яже и римляныни нарицатися обыкши. еже и лепотственно читатися в соборных и приходских храмех.] [Смотри] Да будет же и сие ведомо, яко от сего понедельника 2-я седмицы поста, поются в повечериих каноны минеи, имущих прилучитися святых, от субботы лазаревы до недели фомины, с каноны богородичными. Прежде поем канон Богородицы, таже минеи. По 3-й песни, кондак и седален минеи. По 6-й песни, седален Богородицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Седален    Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий. Как общее правило, седален предваряет собою какое-либо назидательное чтение: из толкований Священного Писания, житий святых, Пролога, Лавсаика и т.д. Часто седален исполняется после чтения какой-либо «кафисмы» Псалтири. Почему и объяснятся это имя «седален» — καφισμα — таким образом, и отдел Псалтири, во время чтения которого сидят, называется «кафисма», а песнопение, после такого чтения псалмов и перед чтением из святых отцов, называется «кафизмой», седальном. В настоящее время седальны поются:    после чтения кафизм Псалтири на утрени, после полиелея, причем на воскресной утрени таковой седален заменяется исполнением соответствующего ипакои, после третьей песни канона на утрени и после шестой песни канона Богородице на вседневном малом повечерии.    После седальнов, поемых после кафизм Псалтири (1 и 2) и после полиелея, а также после третьей песни утреннего канона в неделю, следует чтение из святых отцов или из житий.    По содержанию своему и по напеву седальны приближаются к тропарям. В сущности, они и являются тропарями и по своему способу стихосложения, почему в древних уставах и богослужебных книгах они часто называются «тропарями». Содержание их на недельной утрени после кафизм, например, говорит о том же, что и тропарь, то есть о воскресении, но с несколько иным настроением, с некоторым оттенком грусти, а потому и с большей ревностью. Как справедливо замечает Скабалланович, силою своих выражений они поражают: «смерть люто пленяшеся», «гробу отверсту, аду плачущуся», «благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое...», «Петр вопияще Ти: жены дерзновение прияша, аз же убояхся; разбойник богословяще, аз же отвергохся; убо призовеши ли мя прочее ученика быти, или паки покажеши ловца глубинного». К воскресным седальнам положены особые припевы, что отличает их и показывает особое значение в богослужении. Их исключительная поэтическая сила и богатое содержание позволило творцам устава выделить эти седальны и для других случаев в нашем богослужении; примером могут послужить такие как: «благообразный Иосиф», «запечатану гробу», «пре-благословенна еси», «о Тебе радуется, Благодатная...» и т.д. Некоторые седальны послужили и мелодическими образцами для других песнопений, сделавшись для них «подобными».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010