Но всё это выше сил человеческих! Воистину выше сил человеческих! Но для нас слова " выше сил человеческих " — совсем не страшны, ибо мы знаем, что силами человеческими ничего не достигается здесь. Нам не страшны слова эти, ибо дано нам Божественное животворящее таинство. " Любите врагов ваших " , но не любится человеческому сердцу, кто же даст ему силу любить? Не слово поучения о любви, не заповедь только о том, что нужно любить врагов своих, но даст ему самую возможность любить — это даст Самое Пречистое Тело Его и Сия Самая Честная Кровь Его. Да смирится человеческая воля и да не восстаёт на волю Божественную, а смиренно, с верою да придёт человек причаститься Святых Тайн. Чему же будем мы сопричастники? Будем сопричастниками мы Святого и Божественного Тела Господа нашего Иисуса Христа, Святой Божественной Его Крови. Самого Христа примем и будем Ему сопричастниками. А что это значит? Сие значит, будем сопричастниками Божественной Голгофской Его жертве, будем сопричастниками Голгофской Его любви. Вот где был источник силы, любви святых угодников, молившихся за врагов своих. В жизни иссякла любовь, и предречённое Господом: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13, 35) — в жизни забыто нами, и лишь только около Чаши, около Престола, делаясь причастниками любви Божественной, Божественных Тайн Христовых, дерзаем мы сказать, что мы воистину ученики Его, ибо и в нас, недостойнейших и паче всех грешнейших, когда мы вкушаем сей Голгофской жертвы Любви Божественной, — и в нас входит сия любовь и нас творит учениками Спасителя нашего, и наше сердце на некий миг освещается сей благодатной любовью. Аминь.     14 ноября 1926 г. За Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня в евангельском чтении вы слышали притчу, которую все вы так хорошо знаете. Не новое что-либо слышали вы, но каждый раз можно по–новому просматривать жизнь при свете евангельских чтений. " …Вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод " (Мф. 13, 3–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

По мысли святителя, «частое причастие Святых Христовых Тайн (можно прибавить: сколь можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его, чрез Пречистые Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил». Однако в своей пастырской практике святитель Феофан учитывал и личное духовное устроение каждого человека. Одной женщине о частоте причастия он пишет: «Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимает не малую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею говение и причащение». На рубеже XIX и XX веков практику частого и даже ежедневного причащения возродил святой праведный Иоанн Кронштадтский . В кронштадтском Андреевском соборе, настоятелем которого он был, он совершал литургию ежедневно; за литургией, как правило, причащались все присутствующие. В своем богословском дневнике Иоанн Кронштадтский оспаривал распространенную практику редкого причащения и настаивал на том, что причащаться нужно как можно чаще – если возможно, ежедневно: Есть люди, которые только по нужде и необходимости приступают к принятию Святых Тайн раз в год. Это... нехорошо, потому что исполняют уже свой христианский долг как бы из-под палки, по необходимости... А если Господь есть истинный хлеб, то мы должны желать этого хлеба не только раз в год, но, по возможности, каждый месяц, каждую седмицу, даже каждый день. Почему так? Потому, что это – хлеб насущный для нас, для нашей души, а так как хлеб насущный нужен нам каждый день, то и в небесной пище – в Теле и Крови Христовых, мы нуждаемся каждый день. Поэтому и в молитве Господней мы молимся: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь...» Правила подготовки к причащению Церковь всегда осознавала, что причащение великой святыни – Тела и Крови Христовых – требует от человека внутренней готовности. Апостол Павел предупреждал христиан: Посему кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Почему еще так важно пребывание праведных среди народа? Потому что мы в них имеем предстателей и ходатаев пред Богом. Святой апостол Павел, постигший глубины тайн Божиих и тайн духовной жизни человека, говорит нам, что из всех духовных дарований вековечное и неумирающее есть любовь: « Любовь, – говорит он, – никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8). Но святые Божии в земной своей жизни и водились, и жили именно любовью к Богу и ближним. До какой высоты самоотречения доходила их любовь к людям – видно из молитвы Моисея о согрешившем родном народе: «О, [ Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:31). Вся жизнь святого Серафима также была исполнена деятельной самоотверженной любви к людям, она светилась в его взоре, она изливалась в словах его привета ко всем посетителям: «Радость моя», – она проявлялась в его частых поклонах до земли своим ближним и лобзаниях, она давала ему изумительное терпение при беседах с тысячами посетителей – выслушивать их печали, сомнения, исповедь грехов, ободрять словом утешения, вразумления и прощения грехов, она одушевляла святою мудростью его наставления тем простым и верующим душам, что тысячами ежедневно приходили ко святому старцу, она пламенела в его молитвах за людей, она, наконец, мощно и благодатно действовала в том дивном даре чудесных исцелений больных, который ниспослал ему Господь в конце жизни. Неужели эта любовь должна прекратиться после смерти старца? Неужели святые, сильные в молитве о ближних при жизни, немы и глухи по смерти? Неужели душа их после смерти тела уже не объята любовью, и к скорбям земных братии они вдруг станут равнодушны, они, которые, живя на земле, готовы были все свое и себя самих принести в жертву ради блага ближних? Так именно рассуждают и наши сектанты, удаляющие себя от почитания святых и от молитв к ним. Но ведь против этого вопиет и разум и сердце, против этого говорит и слово Божие, уверяющее нас, что « любовь никогда не перестает»(1 Кор. 13:8). Вот почему апостол Петр обещал христианам заботиться о них и после смерти (2 Петр. 1:14-15), вот почему это же обещали все святые, обещал и ныне прославляемый преподобный отец наш Серафим Саровский. «Когда меня не станет, – говорил преподобный, – ходите ко мне на гробик, ходите, как вам время есть, и чем чаще – тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что ни случилось бы с вами, все придите да мне на гробик, припав к земле, как живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым, со мною говорите, и всегда я для вас жив буду».

http://pravoslavie.ru/50916.html

   Около того же времени, как жила Каллия, бедная вдова благодушно переносила горькую бедность и усердно сохраняла заповеди Всевышнего.    Священник позван был к ней, умирающей, для приобщения Св. Тайн: в то же время звали его за тем же к богатому князю. Он пренебрег бедной вдовой и пошел к богачу. Возвратясь от князя, нашел он нового посланного звать его к умирающей вдове. Гордый и корыстолюбивый, не пошел он к нищете. Диакон его, богобоязненный и благочестивый, выпросил у него дозволения идти и приобщить умиравшую. Придя в дом ее, к изумлению, видит он тут Пресвятую Деву, и чистые девы одевают бедную больную в чистые одежды. К новому изумлению, Небесная Царица благоговейно поклонилась Пресвятому Телу Христову. Чистые девы пали пред ним на землю. Встав, девы дали знать диакону, чтобы он совершил свое служение. Когда больная приобщена была Святых Тайн, девы приняли святую душу ее и вознеслись на небо. Диакон пошел потом в дом богача. Здесь видит он при постеле умирающего страшных темных духов, и один из них насильно вытащил душу из грешного тела. В ужасе диакон упал на землю. Является Пресвятая и говорит: «Не бойся, возлюбленный служитель! Сохраняй заповеди Сына Моего, и духи злобы не будут иметь власти над тобой; тебе готово Царство Небесное». Диакон пал пред Царицей Небесной, и Она удалилась.     «Блажен человек, который переносит искушение, потому что он, усовершась искушением, получил венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). Мы «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим.5:3—5). «Если... остаетесь без наказания, которое всем обще: то вы не законные дети и не сыны» (Евр.12:8). Таково учение слова Божия! Св. Феодора Цареградская    Феодора была зажиточная гражданка Царьграда. По смерти мужа она посвятила себя на служение ближним и молитве. Когда блаженный Василий стал жить в доме благочестивого Константина, в соседстве с домом Феодоры, Феодора, по приглашению Константина, с полным усердием прислуживала блаженному Василию, как рабу Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

Вера, заступающая в христианской религии, есть такой член в оной, который, содержась или подразумеваясь в каждом чинопоследовании тайнодействий и священнодействий Христианского Богослужения, составляет собою существенную внутреннюю сторону человеческую в противоположность той же стороне Божественной, т. е. благодати Божией. «И вы тело Христово, а порознь члены, говорит Апостол. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы?... Все ли пророки?... Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? ( 1Кор.12:27–30 ). Нет, Бог расположил члены, скажем словами того же Апостола, «каждый в составе тела, как Ему угодно» ( 1Кор.12:18 ). Однако в сем расположении членов в Церкви Божией существуют неизменно два главных разделения – на пастырей и пасомых, на священную иерархию и руководимых оною верующих – «ниву Божию и словесное стадо Христово»: «мы соработники у Бога, говорит Апостол, а вы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:9 ); «внимайте себе, говорит Апостол Павел пастыреначальникам Ефесской Церкви, и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа Бога» ( Деян.20:28 ), и в другом месте тот же Апостол свидетельствует, что Сам Господь Бог дал Церкви пастырей и учителей «к совершению святых, в дело служения» ( Еф. 4:11–12 ), как Своих домостроителей ( Тит. 4:7 ) или, выражаясь частнее в другом месте, как строителей тайн Божиих ( 1Кор.4 :). Может ли, спрашивается, сие домостроительство тайн Божиих чрез особых из людей строителей быть таковым без видимого посредства и без известного, определенного обряда? Странно, правда, предлагать себе этот вопрос, когда дело касается деятельности уже человека в отношении и при воздействии его на другого, подобного ему собрата, ибо без известного посредства и определенного действия никакой, конечно, передачи чего бы то ни было от человека к человеку-же и быть не может: однако предлагая этот вопрос, мы имеем в виду не одно служение иерархического лица в слове, проповеди и оглашении, но имеем в виду указать на существенную и безусловно-необходимую принадлежность сего служения иерархического лица в определенном церковном чинопоследовании, при наличности обрядовой части Богослужения, при непременном условии совершения положенного или данного символического действия, при употреблении освящаемого посредства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Должно всякому испытывать самого себя, – верен ли он Божьему слову? – и еще отличать живую веру от мертвой. Ибо есть вера живая, действующая в сердце, и есть вера бездейственная, о которой говорит Писание: вера без дел мертва есть ( Иак.2:26 ). Живая вера производит в сердце страх Божий, а мертвая или недействительная – бесстрашна. И оттого вот случается видеть: многие, путешествуя по святым местам и поклоняясь мощам угодников Христовых, дивятся их подвигам и прославляют их чудеса; но те же люди, и даже многие служители Божественных тайн, держат себя без должного страха, без мысли благой и в самом храме, где на престоле предлежит истинное Тело Христово, в котором обитает вся полнота Божества ( Кол.2:9 ). Подумать бы надо таким, – что Господь предвещал о людях Своих, которых сердце не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его: они не войдут в покой Мой ( Евр.4:3 ), и как сказал, так и случилось: не вошли они в радость Господа своего. Что хотя слышим и мы призвание в жизнь вечную, и притом под таким еще условием: Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите; но как иудеям не принесло пользы слово слышанное и не растворенное верою слышавших, так и мы можем оставаться отчужденными от жизни Божией за неверие и окаменение сердец своих (Ср. Еф.4:18 ). Посему и слово истины предостерегает нас: смотрите, чтоб не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога Живого ( Евр.3:12 ). Кто наблюдает за собою, тот легко может видеть, сколь сердца наши слабы в вере, невнимательны к Божьему слову и как мы чуждаемся Божьей благодати, без которой никто не может иметь вечной жизни. Слышим, что Господь говорить нам: ядущий Меня жить будет Мною; сей пребывает во Мне, и Я в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную ( Ин.6:54–57 ). Кому не вожделенна жизнь вечная? или кто из нас не желает иметь в себе Бога и быть в Боге? Но вот слышим мы в храме Господнем ежедневно глас Господень: приимите, ядите, сие есть Тело Мое... И пиите вси, сие есть Кровь Моя...( Мф.26:26–28 ). И часто из множества предстоящих ни одного нет вкушающего. О, глубина неверии нашего и крайнего неразумия душ наших! Стыдиться бы следовало нам безумного ответа: имей мя отреченна! ( Лк.14:18 ) – и страшиться бы грозного приговора: звании не быша достойни ( Мф.22:8 ). Но мы остаемся в нечувствии и не имеем в себе страха Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Если что-нибудь худое в душе твое, извергни, изгони это вон из нее» 21 . Готовившимся подойти к чаше для принятия св. Тайн св. Златоуст говорил: «Приступим все с надлежащим любомудрием и вниманием; и никто пусть не будет Иудою, никто пусть не будет злым, никто пусть не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое в уме. Предстоит Христос... Никто пусть не будет коварным, никто пусть не питает злобы, никто пусть не имеет яда в душе, чтобы не причащаться во осуждение... Никто путь не будет Иудою; никто, приступая, пусть не имеет в себе яда злобы... Итак, никто пусть имеет внутри себя порочных помыслов, но очистим ум; ибо мы приступаем к чистой жертве; сделаем душу свою святою» 22 . Только тогда мы можем неосужденно причащаться Тела и Крови Господа, когда в душе нашей царствует мир, когда мы не питаем в своем сердце ни гнева ни вражды ни злобы против кого-либо из ближних наших. «Таинство сие требует, – пишет святитель, – чтобы мы совершенно были чисты не только от хищения, но и от малой вражды. Оно есть таинство мира» 23 . «Если ты имеешь что-нибудь против врага, – поучает вселенский учитель, – то оставь гнев, исцели рану, прекрати вражду, чтобы тебе получить пользу от этой трапезы; ибо ты приступаешь к страшной и святой жертве. Постыдись Того, Кто приносится; предлежит закланный Христос. Почему Он заклан и для чего? Для того, чтобы умиротворить небесное и земное, чтобы сделать тебя другом Ангелов, чтобы примирить тебя с Богом всех, чтоб из врага и противника сделать тебя другом. Он отдал душу Свою за ненавидящих Его, а ты остаешься враждующим против подобного тебе раба? Как ты можешь приступить к трапезе мира? Он не отказался даже умереть за тебя, а ты хочешь для себя самого оставить гнев подобного тебе раба? Какого это может удостоиться прощения? Он обидел меня, скажешь, и весьма много отнял у меня. Что же? Ущерб только в деньгах; он еще не уязвил тебя так как Иуда Христа, однако Христос самую Кровь Свою, которая пролита, отдал для спасения проливших ее. Что можешь ты сказать подобного этому? Если ты не прощаешь врага, то не ему наносишь вред, а самому себе; ему ты часто можешь вредить в настоящей жизни, а себя самого делаешь безответным в будущий день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

О, паства развращенная! Не слышим ли гром, пробуждающий нас ото сна, у Пророка Иезекииля: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закололи, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали (Иезек. 34, 3–4). Поэтому, пастыри, послушайте слово Господне: Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их ( Иез. 34, 10 ). Таково предупреждение нерадивым пастырям. Подробнее об этом написано в предисловии к Беседам Златоуста, так что можете там и прочесть. Здесь же я написал кратко, желая опровергнуть обвинение соблазняющих еретиков в нашем невежестве или лености. Ибо клевещут на нас, что боготворим святые иконы и поучать или ленимся, или не умеем, хотя все знают, что горе клевещущим и говорящим неправду. Но и тем горе, от кого приходит соблазн и из-за чьего нерадения погибают овцы. Не могу же я здесь обойти вас забвением и молчанием. О, иереи, служители Божественных Тайн! Не думайте, что пастыри словесного стада Христова – это одни только архиереи. Знайте, что и на вас также наложено бремя усердного попечения и заботы о христианских душах. Дерзну даже сказать, что в этом деле на вас лежит еще большая ответственность, чем на архиереях. Они, как представители общества, руководят Церковью Христовой, как верховные блюстители стада, а каждый из вас знает недостатки и особенности своей Церкви, каждый из вас знает своих овец по имени. Каждый из вас испытывает совесть своих прихожан во исповедание грехов, обличает, исправляет, врачует: больных исцеляет, малодушных укрепляет, жестокосердечных покоряет, заблуждающихся наказывает, падших поднимает, отвергающих иго Закона Божия смиряет и разными способами служит, по своей обязанности, врученным вам для спасения овец. Вам дано быть служителями Христовых Тайн. Вы крестите, миром помазуете, честный брак венчаете, грехи кающихся на себя принимаете, разделяете животворящие трапезы с теми, кто уходит из этой маловременной жизни, а тем, кто хочет шествовать посреди сени смертной, показывает спасительный путь с надеждой на вечные блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Они поют как бы новую песнь. Эта песнь не сравнима с теми старыми песнями, которые пелись на земле. Эта песнь содержит новые, не ведомые ранее, тайны небесного блаженства ( 1Кор. 2:9 ), говорит о тех новых благодеяниях Божиих, которых сподобятся святые на небе. Это также прославление Бога за те новые дела Божественного всемогущества и милосердия, которые будут явлены в тяжелые и ужасные годы кончины века. Песнь эта нова также и по своему исполнению, ибо воспевается новой, прославленной тварью на небесах. Поется эта песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами . Теперь совершенно ясно, что созерцаемая тайнозрителем картина Сиона, не иная, как всё та же картина небесного престола, Агнца, четырех животных, 24 старцев и прочих небожителей. В воспевании этой новой песни перед престолом, перед четырьмя животными и перед 24 старцами есть богоизбранность: и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч . Здесь мы видим небесную иерархию и чинность. В небесном ликовании будут участвовать все небожители, но не все одинаково. Различна будет слава святых. «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезды; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор. 15:41–42 ). Как и Господь говорил, что «в доме Отца Моего обителей много» ( Ин. 14:2 ), каждому по его чину и славе. Из того, что кроме 144 тысяч никто не мог научиться сей песни, видно, что они после четырех животных и 24 старцев преимуществуют над другими небожителями. Хотя тогда «знание отчасти» и прекратится ( 1Кор. 13:9–10 ), но откровение Божественных тайн будет сообразно с настоящей жизнью ( Ин. 14:2 ; 1Кор. 15:41 ). Чистота духовная определяет и степень познания духовного. «Чистые сердцем Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Чем чище человек духовно, тем становится просветленнее, и глубже проницает его взор в созерцание и познание Божественных тайн. Кроме того, поскольку эта новая песнь особо воспевает те новые благодеяния Божии, которые будут излиты в кончину века, то и воспета она может быть только теми, кто пройдёт через это горнило испытаний. Праздник победы по-настоящему может переживаться только прошедшими войну. Таким образом, мы видим, что эти 144000 должны рассматриваться как лучшая часть тех 144000 (число 144000 и там и там имеет символическое значение), что описаны в гл. 7 и которые означали всех спасенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

По благодати, как блаженным апостолам, которые не деланием заповедей очистили ум и сподобились откровения созерцания, но горячей верой, потому что в простоте уверовали в Христа и несомненно, с воспламененным сердцем последовали за Ним. И когда Христос совершил Свое благословенное Домостроительство, Он послал им Духа Утешителя, очистил и усовершил их ум, и действенно умертвил внутри их ветхого страстного человека, и действенно оживотворил в них нового духовного человека, и приняли они ощущение того и другого. Так и блаженный Павел был обновлен таинственно и потом принял созерцание откровения тайн, но и при этом не полагался на него. Действенно принял он благодать и дар, но все время жизни своей совершал течение, чтобы, по возможности, воздать той благодати, какой сподобился, когда Господь с ним, как с близким Своим, беседовал на пути и послал его в Дамаск. Не написано, о чем Иисус беседовал с ним явно, но пишется, что сказал ему Анания: Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути... послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа» ( Деян. 9, 17 ). И когда крестил его, он исполнился Духа Святого и ощутил сокровенные тайны откровений, как совершилось это и со святыми апостолами, когда был с ними Иисус и говорил: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... и будущее возвестит вам» ( Ин. 16, 12–13 ). И блаженный Павел именно тогда, как принял Духа Святого и обновился Им, сподобился и тайн откровения, стал созерцать духом откровений и услаждался созерцанием, слышал неизреченные глаголы, имел созерцания, превосходящие естество, восторгался созерцаниями небесных Сил и услаждался духовным. И да не будет того, что в безумии своем утверждают еретики, называемые евктиты, будто бы этого восхождения он достиг своим желанием! Ум вовсе не может восходить туда. Напротив, Павел был восхищен духом откровений, как сам написал в послании к Коринфянам, вопреки этим суетным людям, которые уподобляли себя святым апостолам, но исповедали фантазии своих помыслов и назвали их духовными созерцаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010