В тексте Никоновской летописи (общерус. летописного свода 20-х гг. XVI в.) сохранились сведения о контактах И. со св. блгв. вел. кн. Владимиром (Василием) Святославичем в 986, 988, 991 и 994 гг. Первая из дат - приход послов из «Немьци», к-рые «глаголюще», что они «придохомъ послании от папежа»,- совпадает с ранним известием Повести временных лет (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 85; ср.: Там же. Т. 9. С. 42). Кн. Владимир отказал папским послам в принятии крещения на том основании, что «отци наши сего не прияли суть» (Там же). Это сообщение косвенно подтверждает недатированные известия Жития св. Ромуальда, составленного ок. 1042 г. Петром Дамиани , о более ранних попытках крещения Руси по зап. обряду (в 1-й пол. 978, в правление в Киеве кн. Ярополка Святославича ). В 988 г. также «приходиша послы из Рима от папы, и мощи святых принесоша к Володимеру»; в 991 г. «приидоша к Володимеру послы из Рима от папы, с любовию и с честью»; в 994 г. «послы Володимеровы приидоша в Киев, иже ходиша в Рим к папе» (ПСРЛ. Т. 9. С. 57, 64, 65). Достоверность данных известий нек-рыми исследователями ставится под сомнение: настораживает тот факт, что записи 988, 991 и 994 гг. с т. зр. построения текста написаны по одному шаблону; отмечается отсутствие известий о контактах правителей Руси с герм. императорами и церковными властями Рима в Повести временных лет. В последнее время в историографии более внимательно рассмотрены события, изложенные в Никоновской летописи (А. Е. Пресняковым, Б. Я. Раммом, А. Ю. Карповым и др.). По сведениям об этом периоде из герм. латиноязычных хроник и анналов, контакты между Русью и странами Зап. Европы были интенсивными. Т. о., аргумент, что сообщения Никоновской летописи о связях Руси с Римом в кон. X в. были придуманы, чтобы оправдать в нач. XVI в. политические контакты Московского вел. кн. Василия III Иоанновича с Римским папой, в наст. время в историографии отвергнут. Но источниковедческий аспект проблемы остается в силе, прежде всего из-за разницы в хронологии между известиями в нем. хрониках и в Никоновской летописи.

http://pravenc.ru/text/469700.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Блж. Иоанн Устюжский. Икона. Сер. XVII в. (ГИМ) (1476 (?), с. Пухово, близ г. Устюга - 29.05.1494, г. Устюг), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжский. Наиболее ранним источником сведений об И. является его Житие, составленное в 1554 г. Павлом, сыном свящ. устюжского Успенского собора Дионисия, к-рый впоследствии стал игуменом сольвычегодского Борисоглебского монастыря,- «Сказание о житии преподобнаго Иоанна, иже Христа ради уродиваго, новоявленнаго Устюжскаго чюдотворца, а преставися блаженный месяца майя в 29 день, на память святыя преподобныя мученицы Феодосьи девицы» (нач.: «Жизнь богоугодну и житие непорочно мужа сего добронрава»). Несмотря на то что Павел ориентировался на ряд агиографических образцов: Жития Андрея К-польского, Христа ради юродивого, прп. Симеона Палестинского, Христа ради юродивого, прп. Феодосия Печерского и др., Житие И. содержит достоверные сведения о жизни святого. Агиограф записал рассказы своих отца и дяди, к-рые были современниками и очевидцами кончины блаженного. Сохранились списки ранней редакции Жития И.: РГБ. Муз. 1365. Л. 175 об.- 198, XVI в.; Собр. ОИДР. 304, XVI в.; Унд. 320. Л. 1-17 об., XVII в.; 1053. Л. 131-154, XVII в.; РНБ. Q.XVII. 93. Л. 237-267, сер. XVII в.; РГБ. Больш. 104, XVII в.; ГИМ. Увар. 1240. Л. 158-181 об., XVII в.; 1246. Л. 127-144, XVIII в. Немного позднее возникла сольвычегодская версия Жития И., имеющая стилистические отличия от первоначальной редакции (БАН. Чув. 251. Л. 178 об.- 183, XVII в.). Указанные редакции Жития содержат 2 рассказа о посмертных чудесах блаженного. В 60-70-х гг. XVII в. посвященный И. текст был дополнен описанием чудес, совершавшихся от гроба святого (в разных списках их число колеблется), и объединен в свод агиографических материалов об И. и о блж. Прокопии Устюжском , Христа ради юродивом,- «Месяца майя в 29 день житие, и подвиги, и отчасти чудес святаго и блаженнаго Иоанна, иже Христа ради юродиваго, Устюжскаго чюдотворца» (нач.: «И якоже бо исперва глаголет о блаженных, и уродивых, и приснопамятных»). Редактором и составителем свода был Иаков, свящ. одной из устюжских церквей (возможно, храма в честь Вознесения Господня). Известны списки данной редакции: РНБ. Погод. 749. Л. 228-310, XVII в.; Солов. 220. Л. 193-272, кон. XVII в.; 221. Л. 210-280, кон. XVII в.; Q.I. 1210. Л. 16-109, кон. XVII в.; 730. Л. 477-501, 502-525 (отдельно помещено «Чудо о бесноватой жене Соломонии», исцелившейся по молитвам блаженных Прокопия и И.), кон. XVII в.; Тит. 3118. Л. 212-286, кон. XVII в.; ГИМ. Щук. 418. Л. 191-253, XVII в.; 440. Л. 137-192, XVII в.; БАН. 45.10.2. 4о, кон. XVII в.; РГБ. Больш. 232. Л. 57-123, XVIII в.

http://pravenc.ru/text/469408.html

К кон. XVI в. иконография И. приобрела больше вариантов, среди которых главным остается тип «моления»: святой стоит слегка склонившись, вполоборота, как на левой створке складня в металлическом окладе (кон. XVI - нач. XVII в., Национальный музей в Стокгольме; см.: Abel U. Icons. Stockholm, 2002. P. 84-85), где И. представлен в архиерейской мантии в верхнем ряду позади свт. Никиты. В рост, в молении, вместе со св. Иоанном Предтечей и свт. Иоанном Милостивым И. изображен на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 284-285). Ростовой образ И. (в архиерейской мантии) вводился в деисусный чин иконостаса, напр. на иконе 2-й пол. XVI в. из ц. Покрова Пресв. Богородицы Кижского погоста (МИИРК); на иконе с надписью: «ОА(г) ИВАНЪ ВЛ(д)КА» (XVI в., ГТГ). Общерус. почитание И. и др. Новгородских святителей привело к появлению его изображений на аналойных иконах-таблетках, напр. в комплекте, созданном предположительно для собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Суздале: на иконе с образом Св. Троицы на лицевой стороне и 3 Новгородских святителей, в т. ч. И., на обороте (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ). И. изображен в коричневой мантии с красно-белыми источниками и в зеленой ризе, с большой окладистой бородой, с благословляющей десницей, в левой руке - свиток. Др. пример - на новгородской таблетке 2-й четв. XVI в. (ГЭ; см.: Косцова А. С. Древнерус. живопись в собр. Эрмитажа. СПб., 1992. С. 304-305. 3), где святитель изображен вместе с прп. Симеоном Столпником и прор. Захарией. В кон. XVI в. ростовой образ И., близкий к образам на лицевых пеленах и покровах, появился на полях икон-списков или повторений разного формата новгородской чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» (икона кон. XVI - нач. XVII в., НГОМЗ; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. С. 560. Кат. 366). Изображения И. в различных изводах моления святых, как новгородских, так и иных земель, были распространены и позднее: на новгородской иконе «Избранные святые, с образом Св. Троицы» из с.

http://pravenc.ru/text/468947.html

Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 86). Большую популярность в рус. культуре имело унаследованное от визант. традиции сопоставление образов свт. Николая Чудотворца и И., что повлияло на распространение их парных изображений, в т. ч. в составе деисусного чина. В Византии сравнение этих святых изначально возникло в лит-ре. В текстах Похвальных слов свт. Николаю Чудотворцу, составленных в IX в. церковными писателями Георгием Хартофилаксом, Никитой Пафлагонским и анонимным автором, святитель сравнивается с праотцами, пророками, и в частности с И. По мнению Смирновой, на Руси подобное сопоставление отчасти утратило первоначальный смысл, соединив святых, к к-рым наиболее часто прибегали в молитве ( Смирнова. 2004. С. 164). Иконы с изображением избранных святых были наиболее распространены в искусстве Вел. Новгорода, как правило это ростовые образы: «Прор. Илия среди избранных святых» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ); «Избранные святые прор. Илия, Николай Чудотворец, Анастасия» из собрания Анисимова (2-я пол. XV в., ГТГ; Там же. Кат. 29. Инв. 17310); средник складня «Святые прор. Илия, Николай Чудотворец и Иоанн Креститель» из Никольской ц. дер. Вегоруксы в Карелии (кон. XV в., ГРМ); «Святые Николай Чудотворец, прор. Илия и Георгий Победоносец» из собрания Л. К. Зубалова (нач. XVI в., ГИМ); северная икона из собрания Н. П. Лихачёва «Апостолы Петр и Павел, прор. Илия и сщмч. Власий Севастийский» (сер. XVI в., ГРМ) и др. Свт. Николай Чудотворец и И. изображены в верхней части новгородской иконы «Рождество Богоматери, с избранными святыми» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Сохранился пример сочетания образа свт. Николая Зарайского и «Огненного восхождения прор. Илии» из ц. сщмч. Власия Севастийского погоста Волнаволок на Пидьмозере (кон. XVI в., ГЭ). На новгородской софийской таблетке, датируемой кон. XV в. (НГОМЗ), и на таблетке 2-й пол. XVI в. из состава 2-сторонних икон-святцев собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (?) (ГВСМЗ) И. представлен с преподобными Пименом Великим и Моисеем Муриным. Известно о существовании в XV в. чудотворной Колочской иконы Божией Матери , на «затворце» к-рой с одной стороны находился образ свт. Николая Чудотворца, а с др.- И. (ПСРЛ. Т. 18. С. 338-338 об.).

http://pravenc.ru/text/389301.html

И. назван в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.): «Преподобный... свещеносец и ученик бысть святаго Зосимы, преставися в лето 6900» (Описание о российских святых. С. 171; год, по-видимому, недописан в части десятков и единиц; в ркп. «Описания...», принадлежавшей П. И. Савваитову , указан день кончины преподобного - 18 апр.; см.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 254). По всей видимости, определение И. как свещеносца возникло в результате ошибочного прочтения слова «светоносныи» (так преподобный назван в Житии преподобных Зосимы и Савватия). Канонизацией И. и М. следует считать включение их имен в Собор Соловецких святых, празднование которому было установлено в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Ист.: Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридона-Саввы//КЦДР: XI-XVI вв.: Разные аспекты исслед. СПб., 1991. С. 240, 245, 264-265, 268; БЛДР. Т. 13. С. 66, 76, 116, 124. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 108-111; Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVI-XVIII вв.). М., 2001. Т. 2. С. 422-423; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 1. С. 670. О. В. Панченко Иконография «О пожаре и о постановлении новыя трапезы». Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 100) «О пожаре и о постановлении новыя трапезы». Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 100) Иконописные подлинники XVIII-XIX вв. так описывают внешность И. под 2 июня и 11 нояб.: «Возрастом плоск, брада руса, с Николину, впроседь, сухощав, ризы преподобническия» (ИРЛИ ПД. Перетц. 524. Л. 168, 85); «возрастом плоск, брада не велика, с Николину, русая с проседью, проста, лицем сухощав, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 57; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 47, 104). Как ученики прп. Зосимы И. и М. изображались на миниатюрах из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Так, в рукописи кон. XVI - нач. XVII в. из б-ки И. А. Вахромеева И. сопутствует преподобным Зосиме и Савватию в чудесах «Явление больному Анисиму Зосимы, Савватия и старца Иоанна» (ГИМ. Вахром. 71. Л. 109 об.) и «Явление Леониду в келье Зосимы, Савватия и Иоанна с обличением монастырских нравов и пророчеством о пожаре» (Там же. Л. 159 об.). В обоих случаях изображение И. помещено между фигурами преподобных Зосимы и Савватия, на 2-й миниатюре он обернулся к прп. Савватию. В 1-м случае изображен без нимба, облик соответствует описанию подлинников: средовек, с короткой русой бородой. Святой с подписью: «Иоанн» - присутствует также вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Германом в правой части выходной миниатюры из Жития с панорамой Соловецкой обители (Там же. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/471224.html

А. Гордиенко, Г. К. Маркина//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 507-644. Лит.: Успенский В. И., Успенский М. И. Древние иконы из собр. А. М. Постникова. СПб., 1899; Бочаров Г. Н., Горина Н. П. Об одной группе новгородских изделий кон. XV - нач. XVI в.//ДРИ. 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 291-320; Сорокатый В. М. Иконография Никиты и Иоанна Новгородских в XVI в. и взгляды Н. П. Кондакова на происхождение икон рус. святых//Охраняется государством: III Рос. науч.-практ. конф.: Сб. мат-лов (нояб. 1993 - июнь 1994). СПб., 1994. Вып. 5. Ч. 2. С. 105-123; он же. Икона «Никита и Иоанн Новгородские в молении»//Иконы Твери, Новгорода, Пскова, XV-XVI вв. М., 2000. С. 191-194. Кат. 44; Макарий (Веретенников), архим. Макарьевские соборы 1547 и 1549 гг. и их значение//Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 5-22; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Новг., 2003; Стерлигова И. А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII вв.//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 114-127; она же, сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б. Рус. икона XI-XIX вв. в собр. Новгородского музея: Путев. М., 2004; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004; Чернин С. Б. Средневековый культ св. Никиты, Новгородского епископа, в социокультурном контексте//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2006. 3. С. 18-20; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Русского музея. СПб., 2008; Петров А. С. Древнерус. шитые пелены под иконы XV-XVI вв.: Типология, функция, иконография: Канд. дис. М., 2010. Ркп. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) (кон. 50-х гг. XIII в.- кон. XIII или нач. XIV в., Чернигов (?)), прп., вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент., в Соборе святых Брянской митрополии и в Соборе Волынских святых). Из черниговских Рюриковичей, 2-й сын св. блгв. вел. кн. Черниговского и Брянского Романа Михайловича Старого и кнг. Анны, внук св. блгв. киевского, черниговского и новгородского кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянник ростовского кн. мч. Василия (Василько) Константиновича и его жены - блгв. кнг. Марии Михайловны . Близкими родственниками О. Р. по мужской линии были погибшие в борьбе с ордынцами страстотерпцы св. блгв. кн. киевский Владимир (Иоанн) Иоаннович и св. блгв. кн. путивльский Иоанн ( Кузьмин А. В. Источники XVI-XVII вв. о происхождении киевского и путивльского кн. Владимира Ивановича//Вост. Европа в древности и средневековье: Проблемы источниковедения: XVII Чт. памяти В. Т. Пашуто и IV Чт. памяти А. А. Зимина: Тез. докл. М., 2005. Ч. 2. С. 220-223). Биография Основные биографические сведения об О. Р. сохранились в Галицко-Волынском своде кон. XIII в. (т. н. Ипатьевской летописи в списке нач. XV в.), а также в древнерус. синодиках, среди к-рых важнейшее значение имеют данные списков т. н. Любецкого помянника посл. трети XVII - XVIII в. Благодаря данным древнейшего списка родового помянника черниговских князей (восходит к редакции нач. XV в.), сохранившегося в составе синодика ц. Введения Пресв. Богородицы Киево-Печерского монастыря (посл. треть XVII в.), более чем 150-летнюю дискуссию о происхождении О. Р. следует окончательно считать закрытой. На время рождения О. Р. косвенно указывают 1-е упоминание его старшего брата кн. Михаила Романовича (1263), а также наличие помимо 4 сыновей (Михаил, О. Р., их младшие братья - князья Иоанн и Константин Романовичи) еще 4 дочерей, младшая из к-рых, кнж. Ольга (Елена) Романовна (50-е гг. XIII в.- после 1288), вышла замуж за владимиро-волынского блгв. кн. Владимира (Иоанна) Васильковича .

http://pravenc.ru/text/2578293.html

Вскоре после прославления в 1588 г. В. Б. стали изображать вместе с др. рус. юродивыми, прежде всего ростовскими и устюжскими. Такова серия из 3 икон кон. XVI - нач. XVII в. из Благовещенского собора Сольвычегодска (СИХМ), на к-рых представлены В. Б., Прокопий Устюжский и Исидор Ростовский, особо почитавшиеся в семействе Строгановых. Эту традицию продолжает пелена 60-х гг. XVII в., заказанная для того же храма Г. Д. Строгановым (СИХМ), на к-рой кроме В. Б. и Максима Московского изображены Прокопий и Иоанн Устюжские и Исидор Ростовский. Вместе с Максимом Московским, Прокопием Устюжским и Василием Великим В. Б. был представлен на створках складня кон. XVI в. из Покровского мон-ря в Суздале (ВСМЗ), а вместе с устюжскими юродивыми и свт. Алексием, митр. Московским,- на обороте запрестольной иконы Божией Матери Одигитрии собора во имя св. Прокопия в Вел. Устюге (Описание Великого Устюга в Устюжской писцовой книге «письма и меры Микиты Вышеславцова да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году»//Бысть на Устюзе...: Историко-краеведческий сб. Вологда, 1993. С. 171). В последнем случае совмещение образов святых может быть обусловлено посвящениями престолов собора и его зимней церкви. С кон. XVI в. фигуру В. Б. включали в иконах с изображениями чинов святости. наиболее ранние примеры - икона «О Тебе радуется» рубежа XVI-XVII вв. из собрания И. С. Остроухова (ГТГ), где в левой части композиции представлен лик юродивых, а также серия складней нач. XVII в. работы царских или строгановских мастеров с изображением Божией Матери Владимирской и праздников в среднике и ликов святых на створках (ГТГ, ГРМ). В этих случаях В. Б. изображался среди греч. и рус. юродивых, иногда присутствовали фигуры отшельников, преподобных Онуфрия, Петра Афонского и др. сопоставление образов юродивых и преподобных известно по ряду др. рус. памятников XVI-XVII вв., напр. икона «Походная церковь» (ТОГК), где В. Б. и Максим Московские представлены в одном регистре с преподобными и рядом с прп. Марией Египетской; икона «Шестоднев» кон. XVII в. из ц. Божией Матери Тихвинской в Ярославле (ЯХМ), на к-рой рус. юродивые, в т. ч. В. Б., изображены вместе с преподобными Варлаамом Хутынским, Марией Египетской, Зосимой и Онуфрием. Этот принцип продолжает традиции рус. иконографии позднего средневековья, когда сопоставляются образы святых, чья жизнь и иконографические признаки к.-н. чертами напоминали о подвиге юродства. Отмеченная особенность находит параллель в текстах службы В. Б., где он уподобляется не только юродивым Симеону и Андрею Цареградскому, но и преподобным Макарию Великому, Онуфрию Великому и Павлу Фивейскому.

http://pravenc.ru/text/150789.html

На иконе кон. XIX - нач. XX в. (Железноборовский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь, см.: Минея (МП). Янв. 1983. Цв. вкладка) И. представлен средовеком с темно-русыми волосами и короткой бородой, в длинной зеленой рубахе, с крестом в правой руке, на фоне реки и белых строений (стена, надвратная башня, церковь) - условный образ Зилантова мон-ря. Погрудное изображение И. в круглом медальоне сохранилось среди акварельных набросков В. М. Васнецова (1890, ГТГ), предназначавшихся для украшения арок главного купола Владимирского собора в Киеве. Святой молод, рус, с небольшой бородой, одет в кафтан, в деснице крест. Образ И. встречается в композиции «Собор Казанских святых», в частности на иконе нач. ХХ в. (Там же. Март. 1984. Цв. вкладка) - крайний справа в 1-м ряду, средовек, в темной рубахе со светлым отложным воротником, с препоясанием, в деснице крест. В составе Соборов рус. святых И. (юный, без бороды, в хитоне и плаще) представлен рядом с мч. Стефаном в произведениях выговской иконописи: напр., на иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). И. введен в группу подвижников XVI в. в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Мученик изображен в группе Казанских святых на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) для свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ), на 2 авторских повторениях нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на творческих списках кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/469724.html

В памятниках рус. искусства изображения Г. со свт. Власием, со святыми Флором и Лавром, со свт. Николаем, с арх. Михаилом отражают пласт народного почитания великомученика, наибольшее количество этих икон происходит из Новгорода. Одним из ранних примеров изображения Г. и свт. Власия является новгородская икона 2-й пол. XIII в. «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (ГРМ), связанная с широким местным почитанием свт. Власия как покровителя скота, а Г. как покровителя земледелия и скотоводства. К тому же времени относится новгородская двусторонняя костяная иконка с поясными образами Г. (мученик с крестом) и свт. Власия (посл. треть XIII в.; из раскопок 1969 в Неревском конце Новгорода). Об устойчивости этой традиции, получившей развитие как в Новгороде, так и на Русском Севере свидетельствуют памятники XVI в., в их числе - деревянный резной деисусный чин XVI в. из собрания С. Т. Большакова (ГММК), где в паре с Г. изображен свт. Власий, не соответствующий ему по чину святости, а не вмч. Димитрий, как обычно. На иконе «Чудо вмч. Георгия о змии» (2-я пол. XVI в., ПИАМ) поясные фигуры свт. Власия, Флора и Лавра включены в композицию средника; подобная икона XVI в. происходит из ц. Покрова пос. Сынтул Касимовского р-на Рязанской обл. (ГТГ), но среди 3 святых вместо свт. Власия изображен прп. Зосима Палестинский. Народное почитание Г. как покровителя земледелия объединило его с одним из наиболее почитаемых на Руси святых - свт. Николаем, что отразилось во мн. лит. и изобразительных памятниках искусства. На это сближение повлияло календарное соседство весеннего «Егорьева дня» и «вешнего Николы» (23 апр.- мученическая кончина Г., 9 мая - перенесение мощей свт. Николая), отразившееся даже в рус. фольклоре («Егорий с теплом, Никола с кормом», «Егорий с водой, Никола с травой» и т. д.). Парные изображения Г. и свт. Николая были распространены в новгородской и московской мелкой каменной пластике - на двусторонних иконках. На более ранних памятниках помещалась полуфигура Г.-воина с копьем и щитом в руках (кон. XIII - нач. XIV в., Новгород, из собрания И. С. Остроухова, ГТГ), сменившаяся позднее образом Г., поражающего змея (XIV в., Москва, из собрания ТСЛ, СПГИАХМЗ; нач. XVI в., Новгород, ГИМ). Из Гуслицкого мон-ря происходит икона кон. XIV - нач. XV в., представляющая святых в рост (свт. Николай в епископском облачении с Евангелием в руке, Г.-воин с копьем в правой руке перед грудью, левой опирается на меч). В числе избранных святых устойчивостью отличаются изображения Г., вмч. Димитрия, свт. Николая (напр., «Свт. Николай Мирликийский, с Деисусом и избранными святыми» (1-я четв. XVI в., ЦАК МДА) - на поле, в среднем ряду, в паре с вмч. Димитрием; «Никола, с Деисусом и избранными святыми» (XVI в., АМИИ) - на поле, справа от средника, в паре с вмч. Димитрием).

http://pravenc.ru/text/162188.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010