Обычай призывать в молитвах имена усопших праведников уходит в глубокую древность. Еще царь Давид молился: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших!» (1 Пар.29:18). Этой древней практике следует и Православная Церковь, призывая «Христа истинного Бога нашего, молитвами Пречистой Его Матери и всех святых». Православное почитание святых, вопреки мнению протестантов, не умаляет заслуг Христа как единого Посредника между Богом и человеками (1 Тим.2:5–6). Действительно, в деле искупления, примирения человека с Богом, Христос есть единственный Посредник, и никаких других соискупителей быть не может. Однако, спасение людей, усвоение ими плодов искупительного подвига совершается опосредованно. Очевидно, что существуют люди духовно более опытные, выше поднявшиеся в своем восхождении к совершенству и потому способные помогать менее совершенным в их восхождении. Почитание святых в Православии всегда христоцентрично. Поэтому мысль о том, что почитание святых угодников каким—то образом умаляет значение искупительного подвига Христа Спасителя, равнозначно утверждению, что честь, воздаваемая плодам, умаляет достоинство лозы, на которой и благодаря которой эти плоды выросли. Отрицание практики молитвенного призывания святых было бы оправдано, если бы святые были полностью изолированы от своих собратий на земле, не были посвящены в события земной истории. Однако Свящ. Писание не дает оснований для таких предположений. О предстательстве святых за живущих на земле в Библии говорится как о чем-то вполне естественном: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (Иер.15:1). Иуда Маккавей видел во сне, как бывший иудейский первосвященник Ония, «простирая руки, молится за весь народ Иудейский». При этом Ония говорит Иуде о пророке Иеремии: «Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Мак.5:12–14). Ап. Петр обещал не оставлять своего попечения об учениках после смерти: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою… Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2 Пет.1, 13–15).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Просим также и умоляем Тебя, Господи, помянуть при этом приношении отцов, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, учителей, епископов, священников, диаконов и всех, которые были причастны нашему служению, которые отошли от века этого, и всех братий наших во Христе, отшедших от этого века в истинной вере, которых имена Ты знаешь, разрешив и простив им, в чем они согрешили или в чем преступили перед Тобой, как люди подверженные заблуждению и страстям, по молитвам и предстательству благоугодивших перед Тобой. Призри на нас и помилуй нас и всех рабов и рабынь Твоих, которые стоят перед алтарем Твоим. Удостой всех нас быть причастными части и наследия святых во свете и даруй нам в изобилии любви и чистоте помышлений жить перед Тобой в сем веке странствования нашего, обладая надлежащим познанием истины веры в Тебя и причащаясь страшных и святых Таин Твоих, чтобы, когда предстанем перед страшным престолом величества Твоего, нам не смутиться и не быть осужденными. И как в этом веке Ты удостоил нас служения страшных и святых Таинств Твоих, так и там в будущем веке сподоби нас с незазорным лицом быть причастниками всех благ, которые не проходят и не погибают. И когда Ты довершишь то, что мы содержим здесь как бы сквозь тусклое стекло и гадательно (см. 1Кор. 13, 12 ), да наследуем мы там явно святое святых на небе. Итак, мы, Господи, рабы Твои непотребные, слабые и немощные, которые были вдали от Тебя и которых Ты по множеству благости Твоей удостоил стоять и совершать перед Тобой это страшное, дивное и преславное служение, вместе молим Божество Твое, поклоняемое и обновляющее все твари 1130 . И да придет, Господи, благодать Духа Святого, и да вселится и почиет на этом приношении, которое мы приносим перед Тобой, и да освятит его и сделает его, т.е. хлеб и чашу эту, Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, между тем как Ты преложишь их и освятишь их действием Духа Святого 1131 , дабы принятие этих Святых Таин было всем принимающим их к вечной жизни и к воскресению из мертвых, к очищению тел и душ, к просвещению познания, к дерзновению перед Тобой и к вечному спасению, о котором Ты сказал нам через Иисуса Христа Господа нашего, чтобы все мы взаимно были соединены единодушием, одними узами любви и мира и были одним телом и одним духом, как мы и призваны к одной надежде нашего звания (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Те, кто читают и образовывают свой ум учением святых отцов, «из которого составляется догматическое и нравственное предание Церкви» (святитель Игнатий Брянчанинов), утверждают веру на надёжном основании. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков» ( Еф. 2:19 ), Часть верующих на вопрос о чтении духовной литературы отвечает: «Мы люди тёмные, нам это непонятно. Мы к этому не привыкли». Евангелие написано для всех. И для мудрецов, и для простецов. Евангелие — по-русски Благая весть . Благая весть о жизни Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери, святых Апостолов. Евангелие — это проповедь Спасителя, слово Божие, правда о «Свете истинном», «который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). Всякого человека. Впрочем, «если ты не понимаешь Слово Божие, так бесы понимают, что ты читаешь, и трепещут» («Цветник духовный»). «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему» ( Иак. 1:5 ), — советует апостол Иаков. Чтение житийной литературы не требует какой-либо подготовки, оно доступно каждому, даже ребёнку. Жития святых были излюбленным чтением русского человека в любом звании. Такое чтение позволяет увидеть отражение Божиих свойств в земных людях, укрепляет духовное мужество, даёт утешение в скорбях, помогает в житейских раздумьях. «Дивен Бог во святых Своих» ( Пс. 67:36 ). «Мы читаем духовные книги, но почти ничего не понимаем и не запоминаем», — сетуют те, кто имеет несколько более воли к доброделанию. Что же, в «Древнем патерике», где собраны рассказы о святых старцах, есть и такой. Один инок, придя к старцу, пожаловался: «Отче, я читаю Божественное Писание, но лишь только закрою книгу, уже ничего не помню. Что мне делать? Мне кажется занятие это бесполезным для моей души». Старец отвечал: «Возьми этот кувшин. Налей в него несколько воды. Поболтай. Вылей. Посмотри, есть ли в кувшине вода?» «Нет, отче», — ответил ученик. «Зато кувшин стал чище, — сказал старец. — Так и ум твой — после чтения святых слов».

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Точно так же следует почитать иконы и святых бессребреников и чудотворцев, всегда исцеляющих наши немощи и недуги. Точно так же — и иконы преподобных и богоносных отцов наших, архиереев и святителей, пощением и злостраданием, слезами и постами угодивших Ему. Хотя и не пришлось им пролить кровь, однако слез и пота они пролили много и понесли труды весьма многочисленные, тяжелые, мучительные и опасные: всячески томили свое тело, не насыщали свою утробу, не высыпались, не утоляли жажаду, но пребывали голодными, босыми, нагими, дрожали от холода — и все это претерпели ради Христовой любви. Подобным же образом следует почитать и иконы святых мучениц и преподобных жен, претворивших женскую немощь в мужество: ибо одни из них пролили Христа ради свою кровь, другие же — свой пот, и все, оставив жизнь этого мира, перелетели ко Христу, соделав землю подобной небу и темные места просветив, словно звезды. Эти честные и любезные образы святых мы почитаем и поклоняемся им и воспринимаем святых этих как живых и стоящих с нами, с ненасыщаемой любовью. И потому мы стремимся подражать их богоугодному житию и постоянно видим удивительные чудеса, происходящие, по Божией благодати, от честных их икон и святых церквей и хранящихся в них цельбоносных мощей. Потому нам следует писать всечестные образы святых на стенах и на досках и священных сосудах, делать из золота и серебра или из иного материала, и строить святые церкви во имя их и в честь их, и почитать их, как ближайших Его угодников, словесно, и в написании, и в рассуждениях, и жертвоприношениях, и в храме, и на иконах, — но только не обоготворять их. И человеколюбивый Владыка и Господь наш Иисус Христос не скорбит, видя нас, поступающих так, но с любовью смотрит на нас и веселится об этом: ведь они для Него — свои и любимы Им. И Сам Он говорит о них: “Где Я, там и слуга Мой будет”(Ин. 12, 26.). И еще: “Вы друзья Мои”(Ин. 15, 14.), — и: “Вы не от мира, но Я избрал вас от мира”(Ин. 15, 19.), — и: “Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается”(Лк. 10, 16.). И еще: “Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом”(2 Кор. 6, 16.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Точно так же следует почитать иконы и святых бессребреников и чудотворцев, всегда исцеляющих наши немощи и недуги. Точно так же – и иконы преподобных и богоносных отцов наших, архиереев и святителей, пощением и злостраданием, слезами и постами угодивших Ему. Хотя и не пришлось им пролить кровь, однако слез и пота они пролили много и понесли труды весьма многочисленные, тяжелые, мучительные и опасные: всячески томили свое тело, не насыщали свою утробу, не высыпались, не утоляли жажаду, но пребывали голодными, босыми, нагими, дрожали от холода – и все это претерпели ради Христовой любви. Подобным же образом следует почитать и иконы святых мучениц и преподобных жен, претворивших женскую немощь в мужество: ибо одни из них пролили Христа ради свою кровь, другие же – свой пот, и все, оставив жизнь этого мира, перелетели ко Христу, соделав землю подобной небу и темные места просветив, словно звезды. Эти честные и любезные образы святых мы почитаем и поклоняемся им и воспринимаем святых этих как живых и стоящих с нами, с ненасыщаемой любовью. И потому мы стремимся подражать их богоугодному житию и постоянно видим удивительные чудеса, происходящие, по Божией благодати, от честных их икон и святых церквей и хранящихся в них цельбоносных мощей. Потому нам следует писать всечестные образы святых на стенах и на досках и священных сосудах, делать из золота и серебра или из иного материала, и строить святые церкви во имя их и в честь их, и почитать их, как ближайших Его угодников, словесно, и в написании, и в рассуждениях, и жертвоприношениях, и в храме, и на иконах, – но только не обоготворять их. И человеколюбивый Владыка и Господь наш Иисус Христос не скорбит, видя нас, поступающих так, но с любовью смотрит на нас и веселится об этом: ведь они для Него – свои и любимы Им. И Сам Он говорит о них: «Где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12, 26 ). И еще «Вы друзья Мои» ( Ин. 15, 14 ), – и «Вы не от мира, но Я избрал вас от мира» ( Ин. 15, 19 ), – и «Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10, 16 ). И еще «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом» ( 2Кор. 6, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

11) Как должно смотреть на тех, которые не желают молиться об умерших? 11) Они не имеют в себе христианской любви, которая «никогда не перестает», а потому в них нет Бога, они – не дети Божьи, а дети диавола ( 1Иоан. 3:10 ). Только после смерти они узнают, как глубоко ошибались, отрицая молитвы и милостыни за умерших, не молясь о них и не ища для себя молитвенников после своей смерти; тогда они почувствуют всю великую нужду в христианских молитвах о себе, но будет уже поздно. Если бы и не было всех указанных ясных и многочисленных доказательств и примеров из св. Писания о возможности и необходимости молитв за умерших, то и тогда христиане должны были бы молиться о них, помня, что христианская «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ) и что на дела любви «нет закона», нет запрещения ( Гал. 5:23 ): «Если сердце не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего ни попросим, получим от Него» (1 Иоан. З:21–22). Необходимость и спасительность молитв за умерших подтверждается св. Преданием, богослужебной практикой и учением святых отцов Церкви Христовой. В древнейших литургиях, относящихся ко времени св. Апостолов, существуют и молитвы об умерших христианах. Вот, напр., содержание такой молитвы в чине литургии св. Иакова, приводимое дословно св. Кириллом Иерусалимским в его «Тайноводственном поучении»: «Господи, Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули, от Авеля праведного до дня сего, Сам упокой их в селении живых, в царствии Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, св. отец наших, откуда отбегла болезнь, печаль и воздыхание, где присещает свет лица Твоего и освещает всегда». В чине литургии Евангелия Марка находится такая молитва: «Души прежде почивших в вере отцов и братий упокой, Господи Боже наш, помянув от века праотцов, отцов, патриархов, пророков, апостолов... всякий дух скончавшихся в вере Христовой». В чине литургии, помещенном в «Постановлениях Апостольских» диакон и епископ так молятся об умерших: «Да простит усопшим милостивый Бог всякое вольное и невольное согрешение и вчинит их в недре патриархов, пророков и апостолов, и всех от века Ему благоугодивших, идеже несть печаль, болезнь и воздыхание». В этом же чине литургии преподается общее наставление относительно того, что по усопшим следует творить молитвы и евхаристические приношения, с раздачей милостыни в поминовение усопшего, особенно же в дни третий, девятый, сороковый и годичный, и к сему присовокупляет следующее: «но это говорим о благочестивых; а что касается нечестивых, то хотя бы ты дал нищим все блага мира, никакой не принесут пользы нечестивцу, ибо кто при жизни был врагом Божьим, тот, явно, враг же Божий и по преставлении».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

126 . И когда они пришли к дому язычника, тотчас двери дома растворились одна за другой, пока он не вошел в место, в котором (были) идолы. И таким образом он взял их с братьями, которые с ним, и они вынесли их к реке, раскололи пополам и бросили в реку. 127 . И опять он пришел на западный берег реки таким же образом, он и братья, без судна и корабельщиков. И также их животные – никто из них не подал голоса в ту ночь, пока они не вернулись в монастырь. Мы же все воздали славу Богу и нашему отцу апе Шенуте за все блага, которые Он сотворил с нашим отцом. 128 . Случилось еще однажды, что собрались на собор 178 наши отцы святые, чтобы лишить сана нечестивого Нестория, причем там был и мой отец пророк апа Шенуте со святым Кириллом, архиепископом Ракоте. И когда они вошли в церковь , и были поставлены престолы, и они воссели на них, был поставлен также престол посреди синедриона, и было возложено на него святое Четвероевангелие. И вот вошел нечестивый Несторий с вызывающей надменностью и бесстыдством, снял святое Четвероевангелие, бросил его на землю и воссел на престол. 129 . Мой отец же апа Шенуте, когда увидел, что сделал Несторий, он поспешил, поднялся в гневе праведном среди наших отцов святых, взял Евангелия, поднял их с земли и ударил нечестивца Нестория в грудь, говоря: «Ты хочешь, чтобы Сын Божий сидел на земле, а ты – чтобы ты сидел на престоле?». Ответил нечестивец Несторий и сказал моему отцу апе Шенуте: «Что ты делаешь, ты, среди этого синода? Ты же – не епископ, не архимандрит, не игумен, но ты (простой) монах». Ответил наш отец и сказал ему: «Я – тот, которого Бог пожелал привести в это место, чтобы я осудил твои безбожества и разоблачил заблужения твоего нечестия. Ты отвергаешь страдания единородного Сына Бога, которые Он принял за нас, чтобы очистить нас от наших грехов, и Он покарает тебя скоро!». И в тот же миг он упал со своего престола на землю и стал демоном среди синода наших отцов. 130 . В тот же миг поднялся святой Кирилл, взял нашего отца апу Шенуте за голову и поцеловал его. И он снял мантию, которая (была) на его плечах, и надел ее на плечи апы Шенуте, и свой жезл дал ему в руку, и сделал его архимандритом, и вскричали все члены синода: «Достоин, достоин, достоин архимандрит!».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

22-е правило VI Вселенского собора Епископов и каких бы то ни было клириков, рукополагаемых за деньги, а не после испытания и избрания за образ жизни, повелеваем извергать, равно как и рукоположивших. Услышим это и выслушаем со вниманием все – не только архиереи, но и причисленные к клиру, и все живущие по вселенной. Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. ( Евр.2:1 ). Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены мы от суетной жизни, преданной нам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (см. 1Пет.1:18–19 ). Так научи нас, муж священнейший, следовать заповеданиям Писания, Евангелия, Апостольских посланий, правил и отцов. Ибо мы повинуемся словесам уст ваших. Взойди на высоту, возвысь с силою голос твой 404 , ходи свободно 405 , проповедуй с дерзновением, чтобы истреблено было и совершенно исчезло рукоположение за деньги и все, что по причине такого сребролюбия, несправедливости и торговли ради постыдной наживы за ним следует. А когда оно само и то, что ему сопутствует, будет истреблено из среды избранного народа, именем Христовым нареченного и даром получившего искупление, то и все последующие за этим пороком скверны будут искоренены и священники как финикс процветут 406 , овевая спасающихся Христовым благоуханием 407 и воспевая в честь Церкви победную песнь: Господь простил неправды твои ( Соф.3:15 ), а также сладкими делая пожинаемые плоды, умножая их в старости честной 408 и показывая наследниками оной блаженной 409 и непорочной жизни. Толкование И настоящее послание, подобно посланию Геннадия, говорит о симонии и начинает с того, что многое учит нас не брать серебра или золота за рукоположение какого-либо священнослужителя – и Евангелие, и апостолы, и божественные отцы. Поэтому архиереи, совершающие рукоположения, будучи служителями Святого Духа, а не продавцами, как сами получили благодать Духа даром, без денег, так подобный образом определили, чтобы ее даром давали другим и те, которые получили ее от них, и в этом они последовали Господу, Который говорит: Даром получили, даром давайте. А уличенного в купле благодати за деньги извергают из священства, и хотя такие носят имя иереев, но на деле ими не являются, потому что никто не может одновременно служить Богу и мамоне (т. е. богатству). Вот и пророк Исаия призывает священников говорить сердцу Иерусалима, и Бог через Иезекииля угрожает взыскать от рук стража людскую кровь, если тот, увидев идущего противника, не скажет об этом народу, чтобы предостеречь. Поэтому и мы, боясь оказаться осужденными за молчание, разоблачаем перед всеми архиереями этот грех, чтобы предостеречь от него, и чтобы мы могли сказать с апостолом, что чисты от крови тех, которые преступают божественные правила и за деньги рукополагают или принимают рукоположения, тогда как ап. Петр отослал в погибель Симона-волхва, первым сотворившего этот грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

28 . Но даже если мы примем за подлинный текст Синодального перевода, то и в таком случае он не послужит на пользу эволюционистам. Приведем эти стихи полностью: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов.38:4-7 ) Здесь мы видим, что созерцая сотворение Земли, подобное построению храма (см. параллельные места) Бога хвалили сыны Божии и ликовали утренние звезды. Можем ли мы считать упоминаемые в таком контексте звезды просто видимыми нами светилами? Очевидно нет, ибо во-первых утренняя звезда одна — Венера, а во-вторых Церковь отвергла лжеучение Оригена , говорившего об одушевленности небесных тел. А раз так, то видимо здесь под утренними звездами подразумеваются те же ангелы, которые в параллельной части стиха называются «сынами Божиими». В этом мы можем увидеть типичный образец библейского стихотворного параллелизма, усиливающего мысль за счет ее повторения в другом виде. Но все же лучше смиренно принять тот текст, который цитировали и Отцы, и приняла Церковь, и который полностью совпадает с повествованием книги Бытия. Глава 2. Цитаты из отцов Итак мы видим, что Писание не дает никаких оснований для того, чтобы отвергать традиционное для Православной Церкви понимания Шестоднева, длившегося буквально шесть дней по 24 часа в каждом. Но может быть святые Отцы, движимые Святым Духом, нашли нечто сохраненное в тайном Предании, что свидетельствовало бы в пользу аллегорического эволюционистского понимания Книги Бытия о чем умолчало Откровение? Сторонники эволюции считают именно так. Например, о. Стефан Ляшевский, богослов из карловацкого раскола, пишет: «Никто из Святых Отцов Церкви, писавших когда-либо толкование на книгу Бытия о днях творения, не понимал слова «день» в буквальном смысле». 29 Конечно, данное утверждение даже навскидку можно считать не вполне корректным (в дальнейшем мы увидим, что правильнее назвать его «полностью лживым»). Однако рассмотрим сами высказывания Отцов приводимые им (и его сторонниками) в защиту своего мнения.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

   Понятно, после сего, в каком смысле преимущественно должно разуметь слово – церковь, когда речь идет о непогрешимости ее в деле учения. Непогрешима, без сомнения, вообще вся церковь Христова, состоящая из пастырей и пасомых. Но так как блюсти, проповедовать и истолковывать людям Божественное откровение предоставлено собственно сословию пастырей; так как пасомые обязаны неуклонно последовать в сем святом деле гласу своих богопоставленных наставников (Еф. IV:11 – 15; Деян. XX:38; Евр. V:4, 13 и 17): то очевидно, что при раскрытии учения о непогрешимости церкви, преимущественно надобно иметь в виду церковь учащую, соединенную, впрочем, нераздельно с церковию учимою. „Учит Дух Святый церковь, – говорят святейшие патриархи восточные, – чрез святых отцов и учителей кафолической церкви... церковь научается от живоначального Духа, но не иначе, как чрез посредство св. отцов и учителей... Кафолическая церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез вернослужащих отцов и учителей церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (Из „Введ. в прав. Богосл.» митр. Макария, стр. 511 – 525).   53. Суд церкви    Господь сказал: если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф. XVIII, 15 – 17). В этих словах содержится учение Господа о суде церкви. Объясним эти слова.    Согрешит против тебя: поступит несправедливо в отношении к тебе на словах ли то, или на деле, причинит, напр., без вины обиду, нанесет оскорбление, что похитит и т. под.    Брат твой: по вере. Христиане называются братьями, потому что принадлежат к одному великому семейству искупленных и спасаемых, потому что имеют одного Отца небесного и одну матерь – церковь, соединены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010