Это еще раз свидетельствует о величии воскресного дня. Октоих состоит из восьми симметричных частей: 1-го, 2-го, 3-го гласа и так далее, до 8-го гласа. Каждый глас начинается в день воскресный и действует одну седмицу. Седмица начинается в неделю, неделя – в субботу вечера. В субботу вечера происходит смена гласа. Воскресная служба гласа – это служба из того раздела Октоиха, который начинает действие в эту седмицу. Когда начинается чередование гласов Октоиха? По Пятидесятнице первая неделяНеделя Всех святых. В нее всегда попадает глас осьмый. А следующая неделяНеделя Всех святых, в земли Российстей просиявших, в эту неделю всегда бывает глас 1-й. И так дальше по году без всяких пропусков и сокращений идет гласовый столп, т.е. чередование гласов с 1-го по 8-й. Как узнать, какой сегодня идет глас? Если человек регентует, поет или читает, то он это запоминает, а если не помнит? Для этого существует настольный календарь. В Октоихе нужно открыть соответствующий глас, суббота вечера – это начало воскресной службы. На И ныне поется догматик гласа. Догматик гласа – это Богородичен, который находится в Октоихе, в субботу вечера на великой вечерне в заключение цикла стихир на Господи, воззвах. Эти Богородичны имеют исключительное, очень важное значение в службе, хотя они и являются Богородичнами, но имеют особое название – «догматик», потому что в большинстве из них, излагаются различные стороны догмата о рождении Сына Божия от Пречистой Девы Марии и Духа Святаго. Эти догматики являются непременной и очень значительной частью воскресной службы и почти никогда не отменяются. В церковном году есть, может быть, один или два случая, когда догматик гласа не поется в неделю, но это редкие исключения. Во время пения догматика совершается вход с кадилом. Хор поет Свете тихий, и это так по Уставу: на воскресной и праздничной службе Свете тихийпоется, в Уставе так и сказано: «и мы поем»; затем возглашается прокимен субботы, который находится в Служебнике или Часослове и звучит на службе 5 раз, в отличие от других прокимнов. Вспомним прокимен на литургии: чтец или дьякон возгласил прокимен, хор спел; чтец – стих, хор – прокимен, потом чтец или дьякон – пол прокимна, хор допевает. Таким образом, прокимен звучит три раза. А прокимен субботы имеет три стиха, а не один, поэтому звучит 5 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

стр. 329 В таблице часов сделана сноска, в которой поясняется, что от нед. Ап. Фомы до Вознесения, вместо: «Приидите поклонимся», поется тропарь: «Христос воскресе». Сноска эта отнесена ко всем четырем часам, а между тем, должно отнести ее только к 1 и 6 часам, так как на 3-м и 9-м часах «Христос воскресе» читается вместо «Царю небесный», а не «Приидите поклонимся» (Тип., нед. Антип. вечера). стр. 341 О кондаках на часах, когда в неделю случится предпразднество или попразднество, и великого святого, в «Пособии» сказано: «кондак воскресный поется на всех часах, а кондаки предпразднества и святому, – попеременно на тех и других часах» и тут же поставлена ссылка: «Тип., гл. 52, о предпразднестве и попразднестве в неделю». – В указываемом месте Типикона написано: «тропарь прежде воскресен, праздника же и святого пременяюще глаголем, такожде и кондак». В виду того, что в уставе, мы нигде не встречаем, чтобы на одном часе было читано два кондака, то слово «такожде», мы должны всецело отнести к выражению «пременяюще глаголем». Во всяком случае, «такожде» относить к указанному порядку чтения тропарей мы тоже не имеем полного основания, а для этого, мы должны подыскать другие подходящие указания в Богослужебных книгах, чтобы хотя несколько осветить это несколько темное указание Типикона. Сравним, например, указания Типикона же 15-го сентября и 7-го августа (аще в нед.) и 8 сентября (аще попраздн. в неделю), а особенно 21 ноября (аще попр. в нед.). В Общей же Минее, где есть общие указания для всяких совпадений празднеств, в подходящем случае, мы найдем очень ясное указание, которое вполне соглашается с нашим рассуждением, т. е. что воскресен кондак при полиелейном святом в попразднестве не может читаться на всех часах, как указано в «Пособии». В Общей Минее, мы читаем: «на часах тропарь воскресен прежде, Слава праздника и святого променяем, кондак праздника и воскресен променяем же, аще полиелей и святого». Вслед же за этим для случая, когда в предпразднество или попразднество случатся два святых, относительно чтения на часах кондаков, мы читаем: «кондак предпразднества поется на всех часах, a кондаки святым «переменяются на них» и здесь же сделана ссылка: «Тип., гл. 52, о предпразднестве и попразднестве в седмичные дни». – Опять выходит, чтобы читать на одном часе два кондака. Однако проверим это правило, согласно приведенной ссылке. В 52 гл. Тип., в указанном месте, мы видим: «в начале тропарь праздника, Слава святого; и ныне Богородичен часов; по «Отче наш» кондак праздника, глаголем, непременно на всех часах. Аще ли случатся два святых; и тропари их пременяюще глаголем». Яснее и не может быть. Следовательно, один ли святой, два ли, кондак на всех часах праздника; здесь важно не количество святых или служб, а, – степень их (См. Тип. Понед. 2 нед. по Пасхе, 2-е зри).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

К тому же нужно заметить, что св. Студийский игумен был видным церковным песнотворцем. Он писал для церковного употребления каноны и трипеснцы со стихирами, которые вошли преимущественно в состав постной триоди. 235 Умилительны его стихиры, например, в неделю мясопустную. «Приидите прежде конца, братие, посмотрим на персть нашу и уразумеем немощь естества нашего. Проникнем во гроб; где слава, где красота взора, где язык благоглаголивый... Все прах, все тень». О своих церковных песнопениях преп. Феодор свидетельствует, что составлял от их «от смиренного и сокрушенного сердца», чтобы были они всем приятны и на пользу. 236 Отсюда становится ясным, насколько была обогащена и восполнена богослужебная область Студийского устава преп. Феодором, как самостоятельным и талантливым песнописцем. Кстати заметим, что Филарет Черниговский о песнотворчестве преп. Феодора свидетельствует, что в нынешней постной триоди преп. Феодору принадлежат следующие песнопения: каноны и стихиры: а) на субботу мясопустную, б) на неделю мясопустную, в) на субботу сырную, г) третью неделю великого поста; трипеснцы со стихирами на все великопостные дни (кроме страстной). 237 Укажем кратко богослужебные отличия Студийского устава от прочих уставов. 1 . Студийским уставом не полагалось всенощных бдений ни для одного дня, но во весь год полагалось пение вечернее, полу нощное, утреннее; 2 . не полагалось ни для одного дня славословия великого; но в великие праздники назначалось читать стихиры на «Хвалите» и стихиры на «Стиховне»; 3 . с 26 октября до конца четыредесятницы читалось на утрене три чтения, а от недели всех святых до 26 сентября – два чтения. 238 Обладая своими положительными особенностями, Студийский устав не мог не иметь своего благотворного влияния на окружающее греческое монашество. Он быстро «рассеялся» по другим византийским монастырям и насадил там свои студийские порядки. 2. Влияние Студийского устава на современное преп. Феодору византийское монашество Студийские иноки, живя по мудрым наставлениям преп. Феодора, еще при жизни своего великого аввы стали служить образцом благочестия и подражания для окружающих их монастырей. Сам препод. Феодор говорил об этом своим студитам: «смею сказать, что вы своим прекрасным житием и ревностью, подобно древним отцам, служите светилами в столице не только для мирян, но и для сотоварищей по схиме». 239 «Вы составляете животворную соль, ангельский сонм..., о вас идет слава и молва, как о святых подвижниках». 240 Эта добрая заслуженная похвала и слава о студитах и студийских порядках открыла путь к распространению студийского устава по другим византийским монастырям. Прежде всего, непосредственное знакомство с высокою нравственною жизнью студийского братства возымели игумены приближенных монастырей. Поэтому справедливо преп. Феодор говорил, что студиты «своим житием служат светилами в столице».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

На литургии по входе на «И ныне», кроме 5-й недели, поется кондак: «Аще и во гроб» 402 , и положен причастен во все указанные недели – «тело Христово», (а после него воскресный). – Другой разряд песнопений Богослужения указанных недель, а также 7-й недели по Пасхе и недели Всех Святых, составляют триодные песнопения – праздника «настоящия недели», прославляющие особое празднуемое в каждую неделю событие, кроме того, – попразднственные песнопения: в нед. 5-ю – праздника Преполовения, а в 7-ю – праздника Вознесения. 403 События «праздников Триоди» преимущественно воспеваются в канонах утрени (сн. 4 прим. на 653 стр.), тропари песней которых входят также и в состав блаженн на литургии (во все недели песнь 6-я на 4, а в 5-ю нед. еще 3-я и в 7-ю нед. 4-я на 4 от другого канона Триоди); икосы (кроме пасхального в 4-ю и 6-ю нед.) и седальны после 8-й песни канона и икосы, и кондаки после 6-й его песни тоже назначены из Триоди. Вместе с этим, обыкновенно, на «Слава» и «И ныне», или на «Слава» и на «И ныне»: в стихирах (кроме воскресных стихир на «И ныне» в стихирах на «Господи воззвах» и «на стиховне»), тропарях, светильнах, положены, за немногими исключениями, песнопения «праздников Триоди»; кроме того, эти же песнопения имеются в стихирах великой вечерни на «Господи воззвах» – в 5-ю, 7-ю и Всех Святых недели, и в стихирах «на хвалитех» – в те же и 6-ю недели. 404 – На ряду с пасхальными и песнопениями праздников Триоди, во все недели, начиная с 3-й по Пасхе и кончая неделей Всех Святых, поются еще и песнопения воскресные из Октоиха, печатаемые и в Триоди Цветной (о гласах см. 651 стр. 2 прим.). К числу этих песнопений, кроме указанных выше (см. 648 стр. и 2 прим. на 654 же стр.), еще относятся: стихиры (на вечерне), тропари на «Бог Господь», седальны (состав и особенно порядок которых в Триоди Цветной, впрочем, не одинаковы с последованиями Октоиха), ипакои, степенны антифоны, прокимен, стихиры «на хвалитех» 405 , тропари («Днесь спасение» или «Воскрес из гроба», смотря по гласу) отпустительные (на утрене), блаженны (текст которых, впрочем, в 3-ю неделю – всех, а в 5-ю – одной, в Триоди Цветной различен с Октоихом) и причастен: «Хвалите Господа с небес» (на литургии). Так как песнонения Октоиха (кроме поемого на полунощнице троичного канона) печатаются в Триоди Цветной на ряду в тех местах ее последований и в том порядке, как это относительно их указано в Уставе; то обращение к Октоиху, при отправлении недельных служб (за исключением полунощницы) в период пения Цветной Триоди, – излишне. – Совмещение в один состав песнопений, означенных трех разрядов указано в Уставе и Триоди. Цветной. В общем же порядок Богослужения означенных недель по Пасхе тот же, что и в обычные воскресные дни, причем на утрене в означенный недели положены вместо полиелея, «непорочны», т.е., 17-я кафизма (см. 375 стр. и выше, примеч. к Табл. утр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Святом Святых находился Ковчег Завета (или ящик около 1 1/3 арш. длины и 1 арш. высоты и ширины), сделанный из драгоценного дерева и обитый с обеих сторон золотом. Крыша Ковчега, называвшаяся Очистилищем, была вылита из одного золота и украшена двумя поставленными на ней херувимами. В ковчеге хранились скрижали Завета, стампа златая с манною и жезл Ааронов. Очистилище считалось престолом, с которого Бог принимал поклонение и открывал волю Свою. В Святилище могли входить только священники, а в Святое Святых – один только первосвященник, и то раз в году. Народ же молился во дворе, окружавшем Скинию. Двор Скинии имел 100 локтей длины, 50 ширины и также обнесен был столпами с висонными завесами. Здесь, прямо против входа, на восточной стороне, стоял окованный медью жертвенник, на котором неугасимо пылал огонь и приносились жертвы, а за ним стояла сделанная из женских зеркал умывальница, в которой умывались жрецы пред началом служения. § 38. Священные времена и священные действия При Моисее были установлены для израильтян следующие священные времена или праздники: 1) Суббота или седьмой день в неделе, в память сотворения мира. 2) Пасха. Этот праздник совершался в 14-й день первого весеннего месяца (марта), в память освобождения израильтян от рабства египетского. Он продолжался целую неделю. 3) Пятидесятница. Она праздновалась в пятидесятый день после Пасхи, в память синайского законодательства. 4) Праздник кущей. Он совершался в конце сентября и в начале октября, в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне, и продолжался целую неделю. Во время сего праздника все здоровые иудеи должны были переселяться за город и жить в кущах или шалашах из древесных ветвей. 5) День Очищения, пятью днями предшествовавший началу праздника кущей. В этот день, при всенародном посте и покаянии, первосвященник приносил очистительную жертву за себя и за грехи народа, входил в Святое Святых и там кропил седмикратно жертвенною кровью над Очистилищем. 6) Новомесячие или первое число каждого месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Посмотрите внимательнее кругом: даже некоторые инославные идут и принимают веру нашу, и ее уклад. Не обличают ли они этим нашу теплохладность ? Да послужит же это Воскресение Святых в Земле Русской Просиявших началом нашей новой жизни, которая приведет нас к Жизни Вечной! 3-я Неделя по Пятидесятнице «Ищите же прежде Царствия Божия и Правды Его, а это все приложится Вам.» Приложится все необходимое для земного существования: пища, питие, одежда… Но не так просто приложится, а при одном условии: «Ищите прежде Царствия Божия.» А что же значит: «ищите»? Это значит, что Господь требует от нас действия, волевого усилия. Вспомните чтения Евангельские за последние две недели: в «Неделю Всех Святых,» и в «Неделю Всех Святых в Земле Русской Просиявших,» а также и то, о чем говорится в сегодняшнем Евангелии: это как бы ступеньки, по которым шли все Святые к Горним Обителям и по которым и нам всем надо идти. Ведь иного пути нет. Путь ко Господу один для всех. Вот он: исповедывать Христа перед людьми, любить Его больше всех и всего, взять крест свой и следовать за Ним, вот так, как Апостолы пошли за Ним, оставив все позади: и семьи, и сети, и лодки свои. И не заботиться о том, что нам есть и что пить, или во что одеваться, потому что Отец наш Небесный знает, что мы имеем нужду во всем этом. И дивные примеры приводит нам Евангелие: «Взгляните на птиц небесных, они не сеют, не жнут, а Отец ваш Небесный питает их. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них…» Вот что значит искать Царствия Небесного. Но в чем центр такого искания? Что от нас требуется для этого? В чем начало? А вот в чем: «Светильник для тела есть око. Итак если око твое будет чисто, то все тело будет светло; если же око твое будет худо, то и все тело твое будет темно.» Какое же это око? А око это и есть совесть наша, а тело – все существо наше. Значит, если совесть наша будет чиста, то все существо наше будет светло.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010