Пророк Иоиль ( Иоил.2:28 ) предсказал, что в последние дни, т.е. по пришествии Христовом, Господь Бог даст людям новый закон, написанный на их сердцах, а не на каменных скрижалях, и что поэтому на всякую плоть будет излита благодать Святого Духа, которая будет помогать людям исполнять этот закон и спасаться. И действительно, благодать Святого Духа касается сердца человеческого, пробуждает душу от сна, зовет к новой, лучшей, счастливейшей жизни с Богом. Но иной человек глух и нем. Не хочет слышать, не хочет видеть, не хочет отвечать, не хочет принимать, не хочет познавать и признавать... Беспечный человек своим нерадением сознательно отталкивает благодать Святого Духа. Как бы в свое оправдание, некоторые говорят: – Ведь Господь Всемогущ! И если Бог есть Любовь, то почему же Он по Своей любви и всемогуществу не сделает так, чтобы все люди уверовали в Него и чтобы все были благочестивыми? Да! Господь Всемогущ! Он мог бы осязательно явиться в душу и сознание каждого человека и открыть Себя. Но это было бы насилием над сердцем человеческим и волей его. А Господь не хочет проявлять насилие. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ). Господь создал человека свободным, создал нас для свободы духа и Своим всемогуществом не хочет подавлять нашу волю. Это одно из доказательств Его безграничной любви к человеку. Кратко и убедительно о Духе Святом написал великий старец афонский схимонах Силуан: «На небесах все живет и движется Духом Святым. Но и на земле – Тот же Дух Святой. Он живет в нашей Церкви; Он живет в таинствах; Он – в Священном Писании ; Он в душах верующих... Господь любит человека и хотя создал его из праха, но украсил его Духом Святым. Духом Святым познается Господь, и Духом Святым любится Господь, а без Духа Святого человек – грешная земля... Многие богатые и сильные дали бы дорого за то, чтобы увидеть Господа или Его Пречистую Матерь, но не богатству являет Себя Бог, а смиренной душе... Не можем мы умом знать все творение. Но Сам Творец неба и земли и всякого создания дает нам познать Себя Духом Святым. В том же Духе Святом познаем мы Божию Матерь, ангелов и святых, и дух наш горит любовью к ним. Но кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого. Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией... Благодать Святого Духа делает всякого человека похожим на Господа Иисуса Христа еще на земле... но кто не кается и не верует, те похожи на врага...

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Воздавая почтение им, мы тем самым воздаем почтение царю, почтившему их. То же нужно сказать и относительно почитания Ангелов и святых человеков. «Правильное почитание их, – говорится в катехизисе, – совершенно согласно с первою заповедью, потому что в них мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и помощи через них просим от Бога». Объясним эти слова. Святых Божиих мы почитаем за их святость и нравственные совершенства. Но этого они достигли не своею собственною силою, а по благодати Божией, как это видно из следующих слов Писания: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов». Посему прославляя святых, мы тем самым прославляем Всесвятого Бога, как первого Виновника всякой святости и всякого совершенства. Отсюда же видно, что правильное почтение, воздаваемое нами святым, не должно быть тем почтением, которое воздается Одному Богу, и не может быть оказываемо ни одному сотворенному существу. Прославляя святых, мы в то же время помним, что они суть творения Божиии и потому воздаем им почтение не Божеское, а приличное им, как существам, на которых преимущественно отражается слава Божия. Сам Бог прославляет святых. Уже в Ветхом Завете Он говорил через пророка: «Я прославлю прославляющих Меня». Точно так же Иисус Христос учит: «кто Мне служит, того почтит Отец Мой». Кто же дерзнет после этого не почитать Самим Богом чтимых и прославляемых? Соответственно этому почитанию, мы призываем их в молитвах своих, и помощи через них просим от Бога. О молитвенном призывании святых Божиих мы говорили уже раньше. Поэтому здесь мы разрешим только то возражение, которое выставляется лжеучителями против такого призывания святых. Молитвенно призывать святых, говорят, нельзя потому, что святые не всеведущи и, живя на небе, не могут знать, не могут слышать молитв, совершаемых на земле. То справедливо, что святые не всеведущи, но при всем том они могут знать наши нужды, могут слышать наши молитвы. Слово Божие представляет нам немало примеров того, что святые, находясь еще в теле, прозирали в глубину сердец человеческих, видели события, совершавшиеся вдали от них, созерцали духовный мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Сохранение останков святых в нетлении и совершение при посредстве их чудес служит для Церкви православной основанием и побуждением к чествованию мощей святых угодников и вместе с тем уверением, что такое чествование есть дело богоугодное. Это чествование выражается в установлении праздников в дни обретения и перенесения святых мощей, в благоговейном хранении их, в поставлении их в святых храмах, в сооружении гробниц, в возжигании пред ними свечей и лампад, каждении фимиамом, лобзании и поклонении. Свидетельства Писания о святых мощах Господь хранит останки святых и творит чудеса через них: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» ( Пс.33:20–21 ). «Гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» ( Мф.27:52 ). «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил и встал на ноги свои» ( 4Цар.13:21 ). Останки святых почитали «И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? и сказали ему жители города: это могила человека Божия... И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» ( 4Цар.23:17–18 ). «Иаков поставил над гробом ее (Рахили) памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» ( Быт.35:20 ; ср. Мф.23:29 ). Свидетельства древних отцов Церкви Евсевия, епископа Кесарийского : «смирнские христиане в своем послании писали: сотник, видя враждебную настойчивость иудеев, положил тело (святого Поликарпа) в огонь, как они обыкновенно это делают, и сжег. Α мы потом собрали его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с весельем и радостью, – и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения (т.е. в жизнь вечную) в научение и утверждение будущих подвижников». 399 Святого Ефрема Сирина : «по смерти мученики действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа. Поскольку мученики мужественно, с великим терпением исповедали Христа пред человеками, то и Он провозгласил их пред Отцом и ангелами Своими и обетовал им блага ( 1Кор.2:9 400 ). 401 Они (христиане) поют псалмы, и, радуясь, славословят Бога, увенчавшего главы вашего мужества, в великой радости окружают святые останки вашего страдальчества, желая принять благословение и взять с собою врачевства для души и тела». 402

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Также и Пречистую Его Матерь, воистину Богородицу, написал святой апостол и евангелист Лука. Надлежит поклоняться и Честному и Животворящему Кресту и Святому Евангелию, и пречистым Божественным Тайнам, и освященным сосудам, в которых совершаются Божественные таинства, и честным святым мощам, и Божественным храмам, — надлежит поклоняться им и почитать их. Также следует писать на святых иконах образы святых пророков, апостолов, мучеников, святителей и всех святых, почитать их и поклоняться им.    На это еретик скажет: если даже, как вы говорите, иконе Христа надлежит поклоняться — что вы скажете о тех, кого вы называете святыми, пишете их иконы и любите и почитаете их мертвые кости?    Ответим ему: поскольку святой апостол и евангелист Лука написал прежде всего на иконе образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, после же написал образы святых апостолов и пророков на иконе, — мы, последуя ему, также пишем и почитаем не только образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, но и все честные образы святых и богоносных мужей, досточтимых, Богом возлюбленных: древних праведников, пророков, патриархов, которые воскрешали мертвых, открывали глаза слепым, бесов изгоняли и многие другие чудеса с Божией помощью сделали, — тех, о ком сказал Давид: «Я же особенно почтил Твоих друзей, Господи» (См. Пс. 138:17). И еще: «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 115:6), и: «Дивен Ты, Боже, в святых Своих» (См. Пс. 67:36). Исаия говорит: «Праведники во веки живут» (Прем. 5:15). И много есть подобного в Писании. Господь наш Иисус Христос говорит о них: «Вы друзья Мои» (Ин. 15:14). И еще: «Кто принимает вас, принимает Меня» (Мф. 10:40). И «Вы — соль земли... Вы — свет мира» (Мф. 5:13, 14). И еще сказал Господь Иисус Христос: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26).    Поэтому, если увидим храм в честь кого-либо из святых, или малую часть одежды, в которой подвизался Божий угодник, или кость тела его, или прах от гроба его — чтимо это для нас и свято, и мы со страхом поклоняемся и целуем благоговейно, поскольку все это освящено и обожено благодатью Святого Духа, и об этом свидетельствуют происходящие чудеса и исцеления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Я выделил здесь один маленький кусочек – о молитвенном призывании. Но есть еще история мощей, история икон, которая все это подтверждает. Почитание святых В каких формах происходит почитание святых? Мы строим храмы в честь святого, составляем в их честь молитвословия. Формой этого почитания можно считать каждение, славословия. Как Господь прославил пред людьми того или иного святого, так и мы чтим его. Мы чтим мощи святого, если они остались, посещаем места служения святого. В ветхозаветные времена такое почитание тоже существовало (например, почитание пророка Илии). ( Притч. 10:7 ) – “Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет”. В Новом Завете есть много мест о почитании святых. ( Ин 15:14 , Мф. 10:40–41 ) – “Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника”. ( Евр. 13: 7 ) – “Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их”. ( Лк. 1:48 ) – “...отныне будут ублажать Меня все роды”. Это означает, в частности, и ублажение после кончины, то есть до конца мира будет почитание Божией Матери. Поэтому неправы те, кто утверждает, что надо почитать только Господа Иисуса Христа и ни в коем случае нельзя почитать Божию Матерь и святых. Кстати, протестанты на этой почве упрекают нас в идолопоклонстве, когда речь идет о почитании святых. Но здесь есть разница, и она находит отражение в языке. В русском языке ее уловить труднее, чем, скажем, в греческом, где существуют разные глаголы о Богопочитании (“латрия”) и почитании святых. Когда мы говорим о почитании Бога и почитании святых, то понимаем это в разных смыслах: почитание Бога означает воздание Богу Божественных почестей, Его достойных. Но эти же самые почести нельзя воздавать святым, потому что они являются не более мелкими богами, а нашими сотрудниками, но находящимися в Церкви торжествующей. Мы идем по пути спасения, а они помогают нам на этом пути, т.е. это сотрудничество. Мы чтим святых за те подвиги, которые они совершили, но, конечно, не без “корыстного” для нас намерения – опереться на них ради спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В Символе веры Православная Церковь называется апостольскою. Конечно, потому именуется апостольскою, что она непрерывно и неизменно сохраняет от святых апостолов и учение, и преемство даров Святаго Духа через священное рукоположение. Где прерывалось священство на какое-либо время, там нет церкви. Не может быть названа апостольской и такая церковная община, которая не имеет священства. Будучи апостольской, истинная Христова Церковь именуется Православной и Правоверующей. Святой апостол Павел пишет к ефесянам, бывшим язычникам, что через веру в Господа Иисуса Христа они вступили в Церковь и уже не странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну самому Иисусу Христу ( Еф. 2:19–20 ). «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» . Именуя Церковь апостольской, мы тем самым отмечаем высокое значение её. Отсюда же душепагубно и неразумно было бы изменять православной Церкви и прилепляться к таким учениям и учителям, которые не утверждаются на учении апостолов. Ап. Павел убеждает верующих во Христа такими словами: темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). Преемство апостольское сохраняется в Церкви через иерархию, т.е. священноначалие. Сам Господь наш Иисус Христос даровал его Церкви Своей. Со дня сошествия Святаго Духа на апостолов оно непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве священства. Что священноначалие установил Сам Господь Иисус Христос, об этом ап. Павел говорит так: Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в создание тела Христова ( Еф. 4:11–12 ). «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» . Священноначалие, простирающее свою власть на всю Церковь , есть Вселенский Собор. А главные части вселенской Церкви управляются патриархами и Святейшим синодом. Последний по правам и власти совершенно равен патриархам. Меньшие части церкви подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам. Что должно исполнять верным чадам святой Церкви, то все указуется в книгах Священного Писания, в правилах святых апостолов, святых вселенских и поместных соборов и святых отцов и в церковных уставах. Десятый член Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Да постыдятся еретики и сектанты, не почитающие святых и не возносящие им молитв. Священное Писание обличит их ложь. Святой Иоанн-тайнозритель обличит их ложь, ибо он созерцал живых святых Божиих, видел, как они молятся Богу за грешный мир. Видел Ангелов Божиих, которые освящают молитвы святых множеством фимиама. Видел, как молитвы всех святых возносятся к пречистому престолу Всевышнего. Кому поверим, если Богу не поверим? Кто кроме Самого Бога откроет нам тайны Божии? Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: «правда»? Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших ( Ис.41:26 ) – так говорит пророк о людях и тщетности человеческой. Только Бог откроет истину, и Бог открыл истину через пророков Своих и через евангелистов и апостолов. А еретики и сектанты свои измышления выдают за Божию истину. Да возрадуются и возвеселятся все православные, возрадуются от истины, которая хранится неповрежденной в Церкви православной. Да возрадуются от святого Иоанна, евангелиста и тайнозрителя, который удостоился видеть истину Божию на небесах и открыть ее людям. Да возрадуются от всех святых Божиих на небесах, которые день и ночь приносят свои молитвы за нас, грешных, Господу Богу. Да возрадуются от Ангелов Божиих, которые помогают святым молиться Богу за нас, грешных. Жив Господь Бог наш, и Он видит и слышит. Живы все святые небеса Божии и все спасенные народы, и видят и слышат. В наше время человеческий разум изобрел машины и приборы, с помощью которых человек может слышать и видеть другого человека на большом расстоянии. Как же тогда Создатель разума не может видеть все и все слышать? И как первые служители Царя Небесного не могут видеть и слышать с небес все, что происходит на земле? И поэтому, братья, с великим упованием принесем молитвы свои Божиим святым и с великим упованием будем ждать, что святые Божии примут молитвы и к нашим молитвам присоединят свои. И что Ангел молитвы с золотой кадильницей и множеством фимиама освятит наши молитвы и молитвы всех святых и вознесет их к пречистому престолу Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Правды своей» мы должны достигать сами: ст.22. С другой стороны, для достижения помощи святых и успешности ходатайства их с нашей стороны нужно искреннее раскаяние в грехах и решимость отстать от них: ст.21–22, без этого беззаконие беззаконного при нём останется. О молитвенном призывании святых угодников Божиих Мф.19:28 . «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». Объяснение. Если апостолы, а потом и все святые ( 1Кор.6:2 ) будут судить весь мир, т.е. за грешников кающихся ходатайствовать, а упорных нечестивцев изобличать, то как же не призывать святых угодников в своих молитвах? ( Мф.10:40 ; Ин.15:14 ). Святые будут судить мир Лк.22:29–30 . «И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да едите и пейте за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых». Объяснение. Не всякому верующему во Христа предоставляется право сесть на престоле судейском, а только апостолам: Мф.19:28 , и святым: 1Кор.6:2 ; а нам, грешным людям, говорится: Рим.11:20 ; 1Кор.10:12 . 3Ездр.13:52 . «И Он сказал мне: как не можешь ты исследовать и познать того, что во глубине моря, так никто не может на земле видеть Сына Моего, ни тех, которые с ним, разве только во время дня Его». Объясн. Святые угодники Божии будут видимы на земле только тогда, когда они воскреснут с телами для последнего дня и когда «будут судить весь мир»: Мф.19:28 . В этих словах нет ничего противного догмату о почитании святых людей, которых Бог прославляет дарами чудотворения, служащими первым и главным основанием к признанию того или другого человека после его смерти святым угодником Божиим: Мк.16:17–18 . Бог и в их загробной жизни слушает их молитву и чрез них ниспосылает чудесные дары тем, кто просит их молитвенного ходатайства пред Богом: Откр.8:3–4 . Основные места Священного Писания в учении о молитвенном ходатайстве святых угодников Божиих, которые необходимо заучить наизусть: Лк.20:38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Стало быть, этим местом Откровения не разоряется, а подтверждается учение Православной Церкви о молитвах умерших святых за Церковь земную и за тех, которые испрашивают у них молитв. Откр.8:3–4 . «И пришёл иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога». Объяснение. Для уяснения этого места необходимо обратиться к параллельному месту Ветхого Завета: Чис.16:46 . Как там, так и здесь разумеются молитвы ходатайственные, отвращающие от людей окончательную гибель. К молитвам святых присоединяется фимиам, который имеет особенное свойство направляться вверх, и то же свойство приписывается и молитве людей: Пс.140:2 . Присоединяясь к благоуханию жертвы Христовой: Еф.5:2 , ходатайственные молитвы святых легко возносятся пред Бога рукой Ангела (здесь основание для почитания Ангелов). 3Цар.8:39 . «Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих». Объяснение. Здесь говорится лишь о том, что Один только Бог Сам Собою, Своим всеведением знает всё. Святые же Ангелы и угодники Божии знают тайны человеческого сердца не сами по себе, а вследствие откровения им от Бога, или по благодати Божией, обитающей в них: 2Пет.1:3–4 ; Лк.1:28 . Ангелы знают, что совершается на земле, а следовательно знают и наши нужды: Тов.12:12–13 ; Пс.90:10–13 ; Евр.1:14 , поэтому-то как к святым Ангелам, так и к святым угодникам и прибегаем с молитвой о ходатайстве за нас пред Богом: Быт.20:6–7 ; Иов.42:7–8 ; ср. Мф.10:40 . Пс.29:10 . «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?». Объяснение. Кровью называется здесь плоть, потому что плоть не что иное, как сгущённая кровь. Давид, надеясь на долготерпение и незлобие Божие, как бы так говорит: будет ли прославлять Тебя, Господи, прах и пыль, в которую я обращусь через постигшее меня бедствие? ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ходатайство святых перед Господом, конечно, усиливает значение наших молитв Поэтому Иоанн Лествичник говорит, что когда мы молимся, и какое-то слово нас очень взволнует, надо остановиться на этом месте, отметить его для себя, ибо это говорит о том, что Ангел наш молится вместе с нами. Безусловно, надо иметь в виду не только Ангела-хранителя, но и святых, которые помогают нам на стезе спасения. У ап. Иакова (1:17): “Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов”. Это происходит, в частности, и через святых, которые за нас молятся. “Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного” (5:16). И приводится пример пророка Илии, молитва которого была очень действенной. Ап. Павел тоже много говорит о молитве друг за друга. Речь идет о живущих сейчас, которые молятся. ( Еф. 1:16 , 2Сол. 1:11–12 ). Вот что он пишет в ( Рим. 15:30 ) – “Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу”. Это обращение к современникам, тем, которые живут сейчас. Из этого неясно, почему мы должны обращаться в молитвах к тем, которые ушли в Церковь небесную. Но предание церковное очень твердое с самого начала, мы даже не можем отметить того момента, когда оно началось. Мы можем считать, что с самого начала существует молитва к святым, которые скончались. Когда возникли споры о том, должно ли существовать молитвенное призывание святых, окончательно это было решено на VII Вселенском соборе, была такая точка зрения: к святым в молитве обращаться не надо, потому что они уже в том мире и им как бы нет до нас дела. Это противоречит нашей обычной практике. И собор постановляет: “Если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и под благодатью (“до закона” – то есть до Синайского законодательства и даже более того – мы можем считать святыми тех из язычников, которые вели добродетельный образ жизни; “под законом” – понятно, что имеется в виду ветхозаветный закон; “под благодатью” – имеется в виду, конечно, христианская Церковь ), достаточны перед Ним по душе и по телу, или не просит молитв святых как имеющих позволение предстательствовать за мир, по церковному преданию, анафема”. То есть происходит анафематствование тех, кто утверждает, что не следует просить молитв святых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010