Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Св. прав. Петр Калнышевский: казачий атаман, афонский ктитор и соловецкий послушник Св. прав. Петр Калнышевский: казачий атаман, афонский ктитор и соловецкий послушник.     Материалы к жизнеописанию святого казака В " Житиях святых " есть очень много дивных примеров того, как старец становится святым старцем, как судья становится святым судьей, как воин становится святым воином, как чиновник становится святым чиновником, как торговец становится святым торговцем, как монах становится святым монахом, как государственный деятель становится святым государственным деятелем, как богач становится святым богачем, как раб становится святым рабом, как господин становится святым господином, - отмечает преподобный Иустин (Попович) Челийский. В своей жизни Петр Иванович Калнышевский был во всех этих качествах: воин, войсковой судья, кошевой атаман, администратор, чиновник, торговец, землевладелец, богач, всевластный господин, узник, лишенный всех прав, старец и, наконец, монах. Но всегда он при этом оставался запорожским казаком и православным христианином, всецело вверяющим себя в волю Божию. В житии праведного запорожского атамана мы видим, как казак может стать святым казаком, какой бы деятельностью ему не пришлось заниматься, в каких бы жизненных обстоятельствах он ни был. О глубокой православной вере Петра Калнышевского пишут все светские историки, исследующие его жизнь и деятельность. Православная вера была стержнем жизни последнего кошевого. Происходя, как предполагают, из духовного сословия, Петр Иванович любил православное богослужение и разбирался в его тонкостях. На должностях войскового судьи и особенно кошевого атамана он прославился как щедрый благотворитель церквей и строитель храмов, которые возводил часто исключительно за свой счет. С его именем связано не только возведение церквей в густозаселенной Гетманщине, но и обустройство христианских храмов в степной зоне Запорожья, заселяемой его стараниями православным людом. Именно благодаря ему в запорожском крае возникла упорядоченная церковная организация, распространившая свою духовную власть далеко вглубь бывшей кочевнической степи.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=274...

День Всех святых: Каждый может стать святым В старину «Плох тот казак, который не хочет стать атаманом». А я скажу: плох тот христианин, который в своей жизни не стремится к святости, не стремится стать святым! 29 июня, 2013 В старину «Плох тот казак, который не хочет стать атаманом». А я скажу: плох тот христианин, который в своей жизни не стремится к святости, не стремится стать святым! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие о Христе братья и сестры! Протоиерей Борис Старк Сегодня мы справляем память всех святых, которые в Церкви Божией с самых первых ее дней и до нынешнего дня. Сегодня мы переворачиваем последнюю страницу книги, именуемой Цветная триодь, в которой изложены богослужения праздников от дня Святой Пасхи и по день Всех святых. Святая Церковь в предпостный и постный период перед нами картины, призывавшие нас к умилению, к покаянию… Перед нами прошли образы кающихся грешников: мытаря , блудного сына , Марии Египетской ; учителей Ефрема Сирина, Андрея Критского, Иоанна Лествичника и других. Затем величественная и страшная картина страданий Христовых, голгофская жертва , смерть Господа нашего Иисуса Христа на Кресте голгофском, и затем наступил праздничный период Пасхи… С Воскресения Христова начинаются праздники, которые заканчиваются сегодня… И мы должны были воскресать со Христом, затем вспоминать о явлениях мироносицам, апостолам, апостолу Фоме, потом мы были свидетелями вознесения Господня и в горнице соприсутствовали апостолам, когда Дух Святой снизошел на них в виде огненных языков и таким образом положил основание Церкви Божией на земле. И вот ныне мы заканчиваем этот праздничный период, вспоминая всех святых, в этой Церкви просиявших… Икона Всех святых Какая же связь между великими праздниками Христовыми и всеми святыми? Почему сегодня наша мысль обращается ко всем святым? Да потому, дорогие братья и сестры, что угодники Божии являются свидетелями того, что голгофская жертва Христа не была ВТУНЕ, что Господь, Своей Кровью, Своими страданиями искупив грехи людей, дал возможность человеку вернуться в рай, потерянный Адамом! Господь Своими страданиями и Своим воскресением из мертвых дал возможность КАЖДОМУ человеку стать святым! И вот эти угодники Божии, которых мы прославляем сегодня, свидетелями того, что КАЖДЫЙ человек МОЖЕТ стать святым.

http://pravmir.ru/kazhdyj-mozhet-stat-sv...

У святителя Афанасия не было возможности заниматься в библиотеках и архивах, однако изобретенный им способ поиска служб оказался вполне эффективным. Она начал рассылать по всей стране письма с просьбой прислать службы святым, почитаемым в той или иной местности. Так, например, в июне 1960 года Святитель написал письмо наместнику Почаевской лавры архимандриту Севастиану, в котором просил помощи в поиске служб Волынским святым: «Дело, которое меня занимает в настоящее время, это составление Дополнительной русской минеи, в которую должны войти, главным образом, те службы русским святым и в честь русских икон Богоматери, коих нет в наших печатных минеях, но которые или были напечатаны отдельно, или сохранились в рукописях. У меня недостает служб Вашим Волынским святым: князю Ярополку (22 ноября), святителю Стефану Владимиро-Волынскому (27 апреля) и на общий праздник Волынских святых (10 октября, 25 мая). Если в Лавре имеются еще службы, усерднейше прошу снять с них копии и прислать мне. И еще один вопрос к Вам и просьба. Я закончил составление русской Дополнительной Минеи на сентябрь месяц. Но у меня не хватает службы преподобномученику Афанасию Брестскому. Знаю, что таковая служба была составлена протоиереем К. Зноско и напечатана в Варшаве в 1929 г. Нет ли таковой службы у Вас? Если имеется, пришлите мне, пожалуйста, копию с нее» 128 . Работая над Дополнительной минеей, святитель Афанасий не ограничивался сбором уже существующих служб. Включая в свою Минею службы грузинским святым, он находил способы составить церковнославянский перевод этих служб. «Нам, православным русским людям, – писал он в октябре 1958 года епископу Зиновию (Мажуге), – подобает знать имена ваших грузинских святых и иметь возможность прославлять их в дни их памяти чтением хотя бы кратких молитвословий – тропаря и кондака. К сожалению, у нас в славянском переводе имеется только одна служба святой равноапостольной Нине. Поэтому я буду весьма благодарен Вам и Вашим добрым сотрудникам, если получу тропари и кондаки из существующих у вас служб грузинским святым в переводе хотя бы не на славянский, а на русский, более Вам известный. А я, с разрешения авторов перевода, постараюсь переложить их на славянский, как более привычный для нас при чтении молитвословий, и в таком виде внесу их в мой сборник» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Эпоха новых чудотворцев (похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского) В середине XVI века Русская Церковь переживает яркую страницу своего бытия. Это время интенсивной соборной жизни, больших культурных начинаний, что было связано с многосторонней просветительской деятельностью Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.). В 1547, 1549 годах он собирает знаменитые Московские Соборы, справедливо называемые историками Макарьевскими 1424 . Сохранилось несколько грамот первого Собора. Документов второго Собора до нас не дошло, но царь Иоанн IV довольно подробно рассказал о его работе. Об этом читаем в Стоглаве:. «И в 19 лето возраста моего по нашему наказу архиепископы и епископы и честныя архимариты и игумены собираются в царствующий сей град к нам ко отцу нашему Макарию Митрополиту всеа Русии, каноны новых чудотворцев и жития их и чудесы на Соборе полагают и свидетельствуют всеми освященными Соборы и предают церквам Божиим пети и славити и праздновати якоже прочим святым от века Богу угодившим по настоящему коегождо месеца дни и числа преставления их и святые имена и обретения честных мощей их. Им же поют и до сего дни» 1425 . На Макарьевских Соборах было прославлено множество русских святых, «новых чудотворцев», как тогда называли новоканонизованных и вообще всех русских святых. «Канонизация святых была в России довольно частым явлением, но редко оно превращалось в церковное и государственное торжество. Особенно много святых было канонизировано при Митрополите Макарии, старавшемся сделать почитание многих местных русских святых общенациональным» 1426 . Начиная с Макарьевских Соборов канонизация святых на Руси становится прерогативой центральной церковной власти. Канонизация святых потребовала написания Житий новоканонизованных святых или создания новых редакций Житий, а также Похвальных слов им. Благочестивые авторы писали также и Службы святым. В свою очередь Жития, Службы и Похвальные слова размножались писцами во множестве списков, расходившихся по всей Святой Руси, в это время в древнерусской письменности «появляется типологически новая по своему содержанию книга, сверстница Великих Миней – Книга Новых чудотворцев В ней содержатся службы, жития, похвальные слова русским святым» 1427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Приложения I. Из рукописи Троиц. Лавр. Библиотеки 700, листы:134–142 Список с речи Троицкого архимарита Дионисия. Святыя соборныя апостольския церкви чадам, всем православным християном над припадая молю яз смиренный и последний в братстве Дионисий от дому великаго Сергия чудотворца. Ведомо да будет вам, благочестия хранителем, яко повелением самодержавного государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии, священную книгу потребник справить повелено нам неразумным. Вы же, искупленнии кровию Христовою, судите се праведно – многим-ли свидетелем достоит веровати, или единому против тысящ. О, освященнии Богом, речь сию разумейте, писано во всех потребниках писменных в старых, пачежъ харатейных на крещение Господне в молитве: волею бо от небытия в бытие привел еси всяческая. И ниже написано речь: Ты иерданския воды освятил еси, с небесе ниспослав святый свой Дух, и главы гнездящихся ту змиев сокруши. Ты, сам человеколюбче Царю, приди пришествием святаго твоего Духа и освяти воду сию и даж ей благодать избавления Богоявления Иерданова. Ты ныне, Владыко, освяти воду сию Духом твоим святым; и во всех потребниках старых писмянных, паче же харатейных: Духом твоим святым, а огнем не написано, 680 а которые переводы с Москвы были в тех нет же. А переводы с Москвы от пречистые Богородицы из собора книга Киприана митрополита, да с патриархова двора из казны, да и от Зачатия из-за Соляного ряду. А Киприан митрополит, всем ведомо, яко свят муж. Також и в греческих печатных нет. А в московских служебниках напечатано: Духом твоим святым и огнем, и того мы не ведаем, откуду напечатано и огнем. И мы по Евангелиста Луки слову, еже в Евангелии рек: Той вы крестить Духом святым и огнем, хотели написати, но Марко евангелист и Матфей не рек и огнем, но токмо Духом святым. И мы усумнелися о том, и размысливше о словеси Господни, еже рече: аз свидетельство имам боле Иваннова, аз бо еже слышах от Отца моего, сия глаголю вам, и прияхом слово Господне, еже к Никодиму рече: аще не родится свыше от воды и Духа, не может внити в царство небесное, – и утвердихомся на сем, зане не рек Господь о огни, но о воде и Дусе, и не дерзнухом написати в старой макарьевской перевод и огнем, понеже Лука Евангелист, яко же Евангелия списатель, такоже и Деяния святых Апостол списатель же, сице глаголет в первой главе: заповедав убо Иисус апостолом Духом святым от Иеросалима не отлучатися, но ждати обетования Отчея, еже слышасте от Мене, яко Иван убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом святым, а не рек и огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

VI. Общее обозрение канонизации святых в Русской церкви В виду того, что многим не достает правильного понятия о канонизованных или настоящих святых, считаем нужным начать общее обозрение канонизации святых в Русской церкви ответом на вопрос: какие святые суть канонизованные или настоящие святые? 509 Некоторые признают канонизованными или настоящими святыми только тех святых, которым установлено общее или общецерковное празднование. Другие причисляют к общецерковным святым и местных святых, однако не всех, а лишь тех, время канонизации которых известно положительным образом. Но не только первое, а и второе совершенно неосновательно. Канонизованный или настоящий святой есть всякий святой, которому установлено и совершается празднование, будет ли он общий или местный, известно или неизвестно время установления празднования ему (под ненастоящими святыми мы разумеем святых, которым не установлено празднования или которые не канонизованы, но которые признаются святыми и почитаются за таковых от народа). Святой, которому установлено общее празднование, признается церковью за б о льшего святого; святой, которому установлено местное празднование, признается церковью за меньшего святого, как есть большие и меньшие святые и между святыми общецерковными: но затем святой, которому установлено местное празднование, есть столько же настоящий святой, сколько и святой, которому установлено общецерковное празднование. Местным святым совершается это празднование не во всей церкви, а только в некоторых или даже весьма немногих местах; но в некоторых или немногих местах оно совершается им, как настоящим святым. – совершается точно так же, как общецерковным святым совершается во всей церкви. Общецерковные святые суть признанные церковью молитвенники за людей пред Богом; но те же самые или точно таковые же молитвенники за людей пред Богом суть и местные святые, ибо и к ним, как к первым, церковь обращается с молениями, «да предстоя престолу Господа Бога ходатайствуют о спасении душ наших» 510 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

сост. Г. И. Катышев Владыка Черные тучи давно уже ходили над Россией, и вот грянул 1917 год. В то время никто не мог себе представить всей мощи наступления на Русскую землю темных сил, меру ослепления великого народа, меру разрушения основ Православия в нем и отпадения целых поколений от веры отцов. И как следствие – в течение почти века кровь, беды, несчастия. Промыслом Божиим было восстановление на Священном Соборе в 1918 году службы Всем святым, в земле Русской просиявшим, которая отсутствовала в годичном круге богослужения. Совсем немногие ведали тогда особую важность этого события. А мы только сейчас можем оценить всю насущную необходимость и тогда, и теперь обращения за помощью к русским святым – нашим естественным защитникам и молитвенникам у Престола Божия за землю Русскую, тем, кто ее лелеял, чьими стараниями и молитвами она устраивалась. При этом отметим, что избранником в деле создания, развития и внедрения службы Господь сделал владыку Афанасия, в то время скромного иеромонаха, который своей исповеднической жизнью показал, как дивен Господь во святых Своих. Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся... Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном Отечестве вашем и о почитающих вас любовию... Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение. Эти великие слова из службы Всем святым, в земле Русской просиявшим, созданной святителем епископом Афанасием. Теперь в полку Божественном стоит и он сам. В августе 2000 года Архиерейским Собором епископ был причислен к лику святых. Владыка один из тех иерархов Русской Православной Церкви, кто не только принял вместе с ней мученический венец в XX веке, не только остался верным ее канонам и Святейшему Патриарху Тихону, он в ужасающих условиях преследования Церкви продолжал быть защитником неукоснительного соблюдения церковного устава, а также древних, лучших традиций церковной службы. Главным делом исповеднической жизни владыки было составление и доработка великолепной службы Всем русским святым. Эта жемчужина еще ждет своего часа, чтобы засверкать в достойной ее славе. Нам остается только в сердечной молитве обратиться к русским святым, и небесные защитники России придут на помощь. Ведь эта помощь сейчас так нужна всем нам!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Линдо-Пустынь. Церковь Жён-мироносиц. Карта и ближайшие объекты Церковь была построена в 1852 г. благодаря стараниям нижегородского купца М.П. Смирнова и церковного старосты А.Е. Грачёва. В январе 1888 года церковь посетил епископ Модест. Первый храм был срублен в 1654 году и посвящен Святым Женам мироносицам с приделом великомученика Димитрия Солунского. В 1772 году на смену ветхому поставили новый храм. На его колокольне имелось шесть колоколов: большой в 30 пудов, восьмипудовый повседневный, остальные меньшего веса. Церковь имела тесовую крышу и главу, крытую листовым железом. Погост был обнесен оградой из бревен. Епархиальное руководство постоянно отмечало «очень усердное служение» местных священников, особенно отца Ераста Ступинского. Трёхпрестольный каменный храм появился в 1852 году стараниями нижегородского купца Н.П. Смирнова и церковного старосты А.Е. Грачева. Это кирпичный пятиглавый храм с двухпридельной трапезной и шатровой колокольней. Главный холодный придел посвящался Святым Женам Мироносицам, а теплые – Великомученику Дмитрию Солунскому, Святым Апостолам Прохору, Никанору, Тимону и Пармену. В приходе значилось семь деревень: Яблонное, Ногаево, Охлобыстино, Шпынево, Хорино, Петухово, Оголихино. Прихожан до 900 человек. Решения о закрытии храма не было, но он перестал действовать после ареста в 1936 году священника В.С. Медведева. Каменное здание не использовалось, поэтому хорошо сохранилось, ждёт заботливых рук. Описание по материалам книги: «Борское Заволжье в фотографиях » Первая деревянная церковь была построена в 1654 году и посвящена Святым Женам Мироносицам и имела придел великомученика Димитрия Солунского. В 1772 году в связи с ветхостью на месте старого храма был построен новый деревянный храм, который простоял до постройки каменной трехпрестольной церкви в 1852 году. Пятиглавый храм в русско-византийском стиле был построен из красного кирпича и имел двухпридельную трапезную с шатровой колокольней. Главный холодный придел в честь Святых Жен Мироносиц, теплые приделы посвящены святым апостолам Прохору, Никанору, Тимону и Пармену и великомученику Дмитрию Солунскому .

http://sobory.ru/article/?object=15019

Жития святых, со сведениями о праздниках господских и богородичных, и о явленных чудотворных иконах. Январь Источник Архиепископ Филарет Предисловия Преосвященного Филарета Черниговского к «Русским Святым» Нет надобности много говорить о нужде приводить известность жизнь мужей и жён Русской Церкви, живших до гроба для славы имени Божия. Одно уважение к великому уже обязывает знакомиться и знакомить с великим. Так прославлять святых – дело святое. Но надобно уменье совершать дело святое. «Да не будет ми лгати на святаго», повторял св. Димитрий, когда писал жития святых. Правило святое для каждого, кто касается пером или кистью до святых. Ложь в деле святом сама по себе неприлична, не у места. Она же может вредить сердцам людей. Западные легенды много повредили Церкви Западной в борьбе её с реформацией: думали возвысить святых тем, что вносили в жизнь их небывалые чудеса и деяния, а этим только оскорбляли святых и дали повод не верить в легендах и действительному. Осуждение, произнесённое св. Церковью над повестью клирика Василия о преп. Евфросине, показывает, что Православная Церковь не терпит лжи и вымыслов в повестях о святых, как скоро открывает их. Потому разборчивость в доверии к старым памятникам при описании святых более нужна, чем при описании событий гражданских. Прежние повествования о святых Русской Церкви писаны – немногими современниками, очень многие – людьми поздними, при том писаны людьми разных дарований и разного образования. Повторять все эти повести без разбора, без поверки, – грешно пред чистой совестью и стыдно перед просвещённым умом. Не оскорбим мы старых повествователей, если на место позднего, не оправдываемого ничем, известия поставим известия других, более древних памятников. Это будет службой правде, которую все должны уважать. Святые признаются святыми не по произволу людей, а волей неба. Потому надобно соблюдать осторожность и в том, чтобы не ставить в число святых лица, не признанного святым со стороны Церкви. В этом отношении служило для нас руководством «Описание о Российских святых, где и в котором граде – поживе и чудеса сотвори», по трём спискам его: по списку Московской духовной академии и по двум спискам Московского общества истории 212 и 231. Полнее из них по числу лиц второй список общества, но старше и вернее по известиям список академии. Описание составлено в конце XVII в. Само по себе понятно, что это описание надобно было поверять другими памятниками, и со спокойной совестью объявляем, что почти обо всех лицах, внесённых в это описание, отысканы акты духовного управления с предписанием или известием о их почитании церковном.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Эпоха новых чудотворцев Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 31 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского) В середине XVI века Русская Церковь переживает яркую страницу своего бытия. Это время интенсивной соборной жизни, больших культурных начинаний, что было связано с многосторонней просветительской деятельностью Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.). В 1547, 1549 годах он собирает знаменитые Московские Соборы, справедливо называемые историками Макарьевскими 1 . Сохранилось несколько грамот первого Собора. Документов второго Собора до нас не дошло, но царь Иоанн IV довольно подробно рассказал о его работе. Об этом читаем в Стоглаве: “И в 19 лето возраста моего по нашему наказу архиепископы и епископы и честныя архимариты и игумены собираются в царствующий сей град к нам ко отцу нашему Макарию Митрополиту всеа Русии, каноны новых чудотворцев и жития их и чудесы на Соборе полагают и свидетельствуют всеми освященными Соборы и предают церквам Божиим пети и славити и праздновати якоже прочим святым от века Богу угодившим по настоящему коегождо месеца дни и числа преставления их и святые имена и обретения честных мощей их. Им же поют и до сего дни” 2 . На Макарьевских Соборах было прославлено множество русских святых, “новых чудотворцев”, как тогда называли новоканонизованных и вообще всех русских святых. “Канонизация святых была в России довольно частым явлением, но редко оно превращалось в церковное и государственное торжество. Особенно много святых было канонизировано при Митрополите Макарии, старавшемся сделать почитание многих местных русских святых общенациональным” 3 . Начиная с Макарьевских Соборов канонизация святых на Руси становится прерогативой центральной церковной власти. Канонизация святых потребовала написания Житий новоканонизованных святых или создания новых редакций Житий, а также Похвальных слов им. Благочестивые авторы писали также и Службы святым.

http://pravmir.ru/epoha-novyih-chudotvor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010