Святые отцы говорят, что пока не будет дом нашей души занят Тем, Кому он принадлежит – Господом, он будет пуст. Потому самая первая наша молитва – к Духу Святому: «Прииди и вселися в ны». И в практическом плане лучший способ избежать зла – делать добро. Как говорится, в саду, сплошь засаженном цветами, почти не остается места для сорняков. Но там, где все заняла сорная трава, надо прежде позаботиться о том, чтобы ее не было. Святые отцы предлагают также и такое прочтение этой притчи. Дом выметен, но не вымыт. Он должен быть вымыт, иначе в нем остается место диаволу. Подметание очистило его только от явной грязи, в то время как грех, глубоко проникший в сердце грешника, остался нетронутым. Дом выметен от мусора, видимого для людей, но на стенах его – проказа. Он убран по внешнему порядку, но не украшен чистотой благодати. Человек может считать себя праведником, но краска и лак, которыми он покрывает дом своей души, скоро слезут. Семь злейших духов войдут в него без труда, не встречая сопротивления. Лицемерие – прямая дорога к отступничеству. Если грех тайно укрывается в уголке сердца, в час испытания совесть молчит, и скрытый лицемер становится явным отступником. Последнее состояние его хуже первого. Отступники, как правило, хуже неверующих. Их грехи тяжелее, и в будущей жизни их ждет более суровое наказание. Суббота Лк, 36 зач., 8, 16–21 Сказал Господь: никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его. Принявший благодать Христову должен быть горящей свечой. Свечу не покрывают сосудом и не ставят под кровать, но ставят на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Христиане должны быть светом в мире. Их свет должен сиять перед людьми. Если Христос дал Своим ученикам наедине знать тайны Своего Царства, это не значит, что они должны быть сокрыты от всех. Они не только должны быть добрыми, но – творить добро. Время Церкви – от Первого до Второго Пришествия Христова – время, когда слово Божие должно быть проповедано всею жизнью тех, кто принял его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласитесь, тут есть над чем задуматься. А между тем вслушаемся в пронзительные слова святого апостола Павла, призванные вернуть нам с вами ощущение высочайшего, небесного достоинства этого богодаровапного чувства: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 4:9 ). Как разительно не похоже это воистину святое откровение на те слова, те «пожелания», которыми, как правило, напутствуют молодожёнов в день их свадебного торжества, так сказать, благословляя их, если только здесь уместно это высокое слово, потому как, напоминаю, благословение — это благие, а значит, святые слова. Это ставшее, увы, традиционным пошлейшее (и столь же вреднейшее) сравнение мужа и жены с головой и шеей. Муж, мол, хоть и голова, но вот куда шея повернётся… Это ж надо было так извратить наставление святого апостола Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены» ( Еф. 5:22 ). Так в сознание юных людей, только-только приступающих к созиданию малой Церкви, закладывается мысль о скрытом противоборстве и негласном соревновании за некое пресловутое первенство. Не отсюда ли берут начало так печально расплодившиеся и ставшие притчей во языцех мужественные женщины и безвольные, никакие, мужчины. И ничего общего не имеет это с высоким, сокровенным призывом Господа: «будут одна плоть» ( Быт. 2:24 ). К слову, малой Церковью, как свидетельствуют об этом Святые Отцы, семья называется потому, что мужу в ней уготовано место настоятеля этого таинственного храма, а вот жене — диакона. Вспомним, диакон не совершает Святых Таинств, но помогает в их совершении священнику. А вот детям уготовано место народа Божия, находящегося в этом храме. Вот так — ни много ни мало.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Статья 2: О святой Церкви и Крещении От Евангелия начинается вера, а от веры – христианин, как сказано в предыдущей статье. Собрание же христиан составляет Церковь , в которую вход бывает не через что иное, как только через веру и святое Крещение. Поэтому в сей статье вкратце предлагается рассуждение о Церкви и святом Крещении. Глава 1: О святой Церкви «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святую Церковь в Господе " ( Еф.2:19–21 ). § 289. Под Церковью здесь подразумевается не храм Божий, как называют его особенно простые люди, хотя и храм Божий может назваться церковью, потому что в нем собираются верные на общую молитву, славословие Божие, благодарение, слушание Божия Слова, приобщение святых Таин, и т.д., но подразумевается Церковь – собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа, Сына Божия, право и истинно верующих, проповедью Божия Слова просвещаемых и святые Тайны право содержащих. Из греческого языка: «Екклесиа» – Церковь , т.е. «вызвание», потому что верные, в Церкви находящиеся, вызваны из сатанинской области в царство Христово, из тьмы – в чудный Его свет, как учит апостол: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ; Деян.26:18 ). § 290. Святая Церковь имеет различные именования и уподобления, которые ей дает святое Божие Слово. 1) Святая Церковь называется духовным Христовым Телом, сыны ее святые – члены духовные, преблагословенную Главу – Христа – имеющие и признающие, и верой и любовью с этой Главой соединенные. Так именует ее святой апостол: «Как в одном теле естественном у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно Тело во Христе, а порознь один для другого члены» ( Рим. 12:4–5 см. еще: 1Кор.10:17, 12:27 ; Еф.1:22–23, 4:12, 16, 5:23, 30 ; Кол. 1:18, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Таким образом, апостол Павел стал слугой Божественного Евангелия по дару благодати Божией, а не по своим человеческим заслугам. Для такого Божественного служения человеку необходимы Божественные силы, которые ему по мере необходимости подает и додает Сам Господь Евангелия. Служитель Евангелия Божия может успешно осуществлять свое домостроительство благодати Божией ( Еф. 3:2 ) только благодаря ее постоянной помощи и содействию. Наибольший труженик и ревнитель Евангелия Христова свое служение Евангелию полностью приписывает действию благодати Божией и утверждает, что оно вверено ему действием силы Божией – κατ τν νεργειαν τς δυνμεως ατο. И этот равноангельский служитель Божий смиренно говорит: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор. 15:10 ). Еф. 3:8, 9 . Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом. Святой Апостол считает себя наименьшим из христиан. Неужели он этим умаляет себя? – Нисколько. Ибо человек никогда не в силах достаточно умалить себя, когда сравнивает себя со Христом. Для этого даже необязательно сравнивать себя со всечистым и всесвятым Господом, а достаточно просто рассмотреть себя в свете Христа. Освети себя Христом, рассмотри себя Им, оцени себя Им, и тогда тебе станет ясно, почему великий Апостол умаляет себя. И не только он, – то же делали и все святые от первого и до последнего. Вдумайся, Богочеловек Господь Христос есть норма и образец, и идеал, – осуществленный идеал совершенного человека; человека, каким должен быть любой человек вообще, все люди вообще. Вот почему и наичистейший человек чувствует себя перед Ним безмерно нечистым, и наисвятой – безмерно грешным, и наилучший – безмерно плохим, и совершеннейший – безмерно несовершенным, и наибольший – безмерно малым. Вот почему среди святых нет ни одного гордеца; вот почему нет ни йоты гордости ни в одном святом; безмерное смирение есть душа всякого святого. Богатство Христово в такой степени неизреченно, в такой степени неисследимо, – vεξιχναστον – что любой человек в сравнении с Ним чувствует себя последним нищим. Однако наша радость состоит в том, что чудесный Господь Свое неизреченное богатство принес в наш земной мир, чтобы мы, люди, им обогатились. Этому нас учат, этому служат Его святые Апостолы; а прежде всех и больше всех – святой апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Только при этом условии ум станет по-настоящему чистым и достойным того, чтобы в нем обитала благодать, такими же станут душа и тело, которые, как мы видели, в равной мере призваны участвовать в богосозерцании и быть обоженными. Вот почему святые отцы, рассуждая о видении Бога, говорят, соответственно, о бесстрастии как о его условии sine qua non 5497 . Чистота, которой человек достигает в бесстрастии, является плодом исполнения заповедей. Вот почему существует прямая связь между познанием Бога и исполнением заповедей, равно являющимся условием богопознания. Христос, Свет истинный ( Ин. 1:9 ), Сам называющий Себя Истиной 5498 , обещавший людям пришествие Духа истины 5499 , говорящий Своему Отцу: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ), учит: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину ( Ин. 8:31–32 ). И еще: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ). Апостол Иоанн также указывает на эту связь: А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины ( 1Ин. 2:3–4 ). Псалмопевец обращается к Богу так же: Благости, наказанию и разумению научи меня, ибо я веровал Твоим заповедям... из заповедей Твоих я получил разумение ( Пс. 118, 66.104 ). Святые отцы также настаивают в особенности на этой связи. Преподобный Макарий Великий замечает, что если мы не знаем Бога, иными словами, если мы не испытываем действия благодати, – то только по причине наших недостатков, ибо Он говорит, что являет Себя тем, кто... хранит Его заповеди 5500 . Преподобный Исаак Сирин пишет: «Хранением заповедей уму дается благодать таинственного созерцания и откровения познания Духа» 5501 – и еще: «Если ты желаешь созерцать тайны, сам исполни заповеди» 5502 . Эта мысль является лейтмотивом учения преподобного Симеона Нового Богослова : по его словам. Господь благословляет «тех, кто предшествующим исполнением заповедей заслужил видеть и созерцал в самих себе просвещающий и блистающий свет Духа» 5503 , «дверь познания открыта нам через заповеди» 5504 ; тот, кто «вознесся к вершине созерцания через исполнение заповедей, тот видит Бога лично» 5505 ; «прийти к Его созерцанию можно не иначе, как через точное исполнение Его заповедей, то есть если их исполнение не запятнано никакого рода искажением по беспечности или небрежению, но соблюдается и совершается с горячим усердием. Следовательно, те, кто следуют этому правилу, находятся недалеко от Царства Небесного 5506 ; соразмерно их рвению и подвигу... рано или поздно, в большей или меньшей степени они получат награду – созерцание Бога – и станут причастниками Божественной природы; они будут признаны богами по усыновлению и сыновьями Бога в Иисусе Христе» 5507 ; «именно там, где в точности хранятся заповеди, будет явление Спасителя» 5508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

" Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа... " 2 Сегодня я продолжу беседу о Божественной литургии. Вчера я сказал, что ангелы завидуют нам, что мы имеем такой чудный дар, такое сокровище, перл многоценный Животворящее Тело и Кровь Спасителя, что мы присутствуем за Божественной трапезой. Сегодня я покажу вам, как Церковь Ветхозаветная святые пророки, праотцы святые ветхозаветные предчувствовали только, воображали только, стремились только к этому величайшему дару. Христос сказал: " Блаженны очи, видящие то, что вы видите... " , блаженны уши, слышащие то, что вы слышите. Это сказал Он ученикам; как же блаженны мы, вкушающие Тело и Кровь Его. Ветхозаветные люди, пророки и праведники, этот наш дар видели только в гадании, видели в образах только и то в какой трепет повергались души их. Пророк Моисей, пася стадо, увидел купину, терновый куст, который горел и не сгорал. Он хотел приблизиться, но услышал голос: " Моисей, сними обувь с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, свята " . Купина, по толкованию отцов Церкви, означает Пресвятую Деву, в Которую вселился Бог Слово, Огонь Божественный, и оставил Ее нетленной и непорочной. Но купина означает и Тайны Божественные, которые, как огонь, попаляют наши страсти, не сжигая нас. И Моисей, предчувствуя эту тайну, полный благоговейного восторга, снял обувь с ног своих, показывая нам пример того святого страха, с которым мы должны приступать к Святым Тайнам. И еще более знаменательные слова говорит Господь Моисею: в скинии (это первоначальный храм) положи передо Мною хлебы предложения и полагай их во все дни жизни. Эти хлебы предложения лежали неделю, а после в субботу съедались священниками. Эти хлебы были прообразом Святых Таин. Соломон говорит: " Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его... приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить... " идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное " . Видите, здесь повторяются слова те, которые мы слышим каждую Литургию. Соломон говорит здесь о Божественной Премудрости о Христе. Семь столбов семь таинств Церкви Православной. Трапеза это Божественная литургия, во время которой предлагается хлеб небесный и вино. Слуги это архипастыри и пастыри, не престающие звать всех верующих на вечерю. Звон колокола церковного тот же зов на трапезу. Хлеб и вино прообразуют в притче тот хлеб и вино, которые здесь, в храме нашем, прелагаются страшным чудесным образом в Животворящее Тело и Кровь Христовы. Так царь Соломон только предчувствовать мог святейшую тайну Божественной литургии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1938...

Хотя бы кто взошел на самый грех добродетелей, так что нехвастливо мог бы взывать с апостолом: для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе, ибо я и ничего не знаю за собою ( 1Кор.4:3-4 ); однакож должен знать, что он не может быть без греха. И не напрасно тот же учитель прибавил: но тем не оправдываюсь, т. е. хотя я и признаю себя правым, но не получу тотчас истинную славу, или поелику совесть моя не обличает меня ни в каком грехе, то будто поэтому я не имею в себе никакой нечистоты. Ибо многое скрывается от моей совести, что хоть для меня неведомо, неизвестно, но Богу известно и открыто. Потому апостол присовокупляет: судия же мне Господь, т.е. Он один, зная тайны сердца, произнесет верный суд о мне. 8. Возражение аввы Германа касательно сказаннаго о святом причастии. Герман: Выше было сказано, что только святые должны быть причастниками небесных таинств, а теперь прибавляется, что невозможно человеку быть совершенно свободным от греха. Если нет никаго свободным от греха, то нет никаго и святаго; следовательно человек, которому недостает святости, не может быть причастником таинств Христовых, так же не должен ожидать царства небеснаго, которое Господь обещает одним святым. 9. Ответ: многие могут быть святыми, но нет никаго без греха, кроме Христа. Феона: Мы не можем отвергать, что есть много святых и праведных; но между святым и безгрешным большое различие. Ибо иное быть кому нибудь святым, т.е. посвященным богопочтению, ибо это имя, по свидетельству Святаго Писания, есть общее не только людям, но и местам, и сосудам храма, и жаровням. А другое без греха, что приличествует единственно величию одного Господа нашего Иисуса Христа, о Котором апостол говорит, присвояя Ему как бы особое преимущество, как нечто несравненное: Он не сделал никакого греха ( 1Петр.2:22 ); иначе такая похвала была бы слишком маловажною и недостойною его проповеди, если бы и мы могли провождать жизнь, свободною от всякаго греха. Еще апостол говорит: мы имеем не такого Первосвященника, который не мог бы сострадать нам в немощах наших, но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха ( Евр.4:15 ). Итак, если бы и мы, земные, смиренные могли иметь ту общность с превосходным и божественным Первосвященником, чтобы и мы были искушаемы без всякаго греха, то для чего бы апостол, усматривая в нем это, как нечто единственное, особенное, заслугу Его обозначил с таким различием от человеков? Следовательно, этою одною исключительною чертою отличается от всех нас Тот, Кто, как известно, был искушаем без греха, а мы не без греха. Ибо кто из людей, хотя бы был храбрый и воинственный, не подвергался часто неприятельским стрелам? Кто обложенный, как бы непроницаемою плотью, без опасения подвергался стольким опасностям в сражении? А Он один, прекрасный добротою больше всех сынов человеческих ( Пс. 44:3 ), подвергшись человеческой смерти со всею слабостью плоти, никогда не имел никакой нечистоты.

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Христианство – исторично, и повествовательный элемент является необходимой отправной точкой, но этот элемент всегда скрывает «сущность ожидаемого», которую открывает только вера («Вера же есть осуществление ожидаемого». Евр.11:1 ). Речь идет совсем не об иллюстрированном катехизисе или гравюрах для оживления библейского текста; речь идет об иконографическом толковании, которое проникает за завесу и позволяет приближаться к прототипам. Перегородка с укрепленными на ней иконами, которая в православных церквях отделяет алтарь от остальной части храма и называется иконостасом, представляет нашему взору величественный образ Церкви: ангелы, апостолы, пророки, святые и мученики, собранные вокруг Христа-Судии во Славе. Картина имеет очевидный эсхатологический характер, иллюстрируя слова из Послания к Евреям ( Евр.12:22–23 ): «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства». Это – Небесный Иерусалим, общение святых. Церковь , сосредоточенная вокруг своей архетипической тайны. Христос-Судия – в центре; Он являет неизменную значимость Слова. Центральная композиция всего иконостаса – Христос с Пресвятой Богородицей по правую руку и Иоанном Предтечей по левую – называется Деисис: моление, ходатайство. Будучи греческого происхождения, этот сюжет достигает своего полного развития в России и расширяется так, что занимает целый ряд иконостаса (так называемый «деисусный чин»). Это молящаяся Церковь . Ее возглавляют двое, образы которых помещаются справа и слева от Господа Иисуса Христа как архетипы мужского и женского начал: Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча. Далее идут ангелы, апостолы, пророки, святые. Классическое понимание, согласно которому Богородица и Предтеча представляют два Завета, недостаточно, что показывает само местоположение их икон. Если бы Иоанн Предтеча представлял Ветхий Завет , было бы логично, чтобы за ним шли праведники Ветхого Завета; однако дело обстоит совсем не так.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Церковь называется Соборной потому, что находится во всей вселенной от края до края земли, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, – учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере – начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, сотворенных душой и телом, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 440 ). Святым градом (пророк) называет Церковь : так как она освятилась не служением по закону, «ибо закон ничего не довел до совершенства» ( Евр. 7, 19 ), но сделавшись сообразной Христу и причастницей Божественного естества через общение Святого Духа, Которым мы и запечатлены в день избавления ( Еф. 4, 30 ), омывшись от всякой скверны и освободившись от всякой нечистоты. Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 440 ). Церковь одна по всей земле и на море, потому мы и говорим в молитве о Святой и Единой, Кафолической и Апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной. Блаженный Феодорит ( 113, 440 ). Церковь , которая продолжается от времен самих апостолов через известнейшие преемства епископов до наших дней и продолжится на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в Таинстве Тела Христова. Блаженный Августин ( 113, 440 ). В той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня. Блаженный Иероним ( 113, 440 ). К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не один ли у нас Бог, и один Христос, и один Дух благодати, излиянный на нас, и единое призвание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела и доходим до такого безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены? Святитель Климент Римский ( 113, 439 ). Святая Церковь «едина», поскольку один есть Бог Отец, Сын и Святой Дух, которому Церковь верует, служит, поклоняется и Которого почитает. Одно основание Церкви – Иисус Христос. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Одно учение слова Божия, которым Церковь наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. Одна вера, которую она имеет в Единого Триипостасного Бога. Одни Святые Тайны, которыми она спасается. Одно духовное и таинственное Тело, Глава которого – Христос. Один Дух, которым оживотворяется, водится и освящается. Одна надежда Воскресения мертвых и жизни Будущего Века. Обо всем этом кратко сказал святой апостол: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4, 4–6 ). Поэтому если и рассеяны верные и святые Божии по лицу всей земли, однако составляют одно благословенное общество ( 104, 2325–2326 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Церковь – собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа, Сына Божия, право и истинно верующих, проповедью Слова Божия просвещаемых и святые Тайны право содержащих. Из греческого языка «Екклесиа» – Церковь , т.е. «вызвание», потому что верные, в Церкви находящиеся, вызваны из сатанинской области в царство Христово, от тьмы – в чудный Его свет, как учит апостол: вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Пет. 2, 9 ; Деян. 26, 18 ). Святая Церковь имеет различные именования и уподобления, которые ей дает святое Божие Слово. 1 . Святая Церковь называется духовным Христовым телом, сыны ее святые – члены духовные, преблагословенную Главу – Христа – имеющие и признающие, и верой и любовью с Главой соединенные. Так именует ее святой апостол: как в одном теле естественном у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно Тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим. 12, 4–5 ; см. также: 1Кор. 10, 17; 12, 27 ; Еф. 1, 22–23; 4, 12, 16; 5, 23, 30 ; Кол. 1, 18, 24 ). 2 . Называется Церковь домом Божиим, ибо в ней, как в доме Своем, Кровью Христовой освященном, милостиво благоволит обитать и сохранять его: чтобы ты знал, как подобает в доме Божием жить, который есть Церковь Бога Живого ( 1Тим. 3, 15 ; см. также: Евр. 3, 6 ; 1Пет. 4, 17 ). 3 . Называется Церковь невестой Христовой. Так апостол ее называет: обручил вас (к верным говорит)единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор. 11, 2 ; см. также: Ис. 62, 5 ; Ос. 2, 19–20 ; Еф. 5, 32 ; Откр. 19, 7 ; Пс. 44, 11–12 ). Обручители ее – пророки и апостолы... 4 . Называется Церковь Матерью верных. Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа ( Ис. 54, 1 ), утешает ее Сам Бог через пророка. Она чад своих рождает не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек ( 1Пет. 1, 23 ). Воспитывает их и взращивает пищей Божьего Слова и святых Таин (см.: Гал. 4, 26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010