Во всех случаях признание или непризнание дара за дар зависит от способности нашего взгляда видеть — в прозрачности дара — Дающего, от Которого он нисходит. Узнавшему истинный дар в Евхаристии открывается истинная цена всего, что есть в мире. Вот почему апостол Павел со святой гордостью пишет: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4, 11—13). И святые отцы свидетельствуют о всех узнавших тайну дара и умаливших себя ради Господа: «Кто умалил их, если не любовь». Поистине Своим умалением Христос «возлюбил сущих с ним до конца» (Ин. 13, 1). И продолжает так любить в таинстве Евхаристии, до отдачи Своего Тела и Своей Крови как нашей пищи и пития. Мы призваны донести тайну дара всем людям. Но если внутри слушающих нас нет Учащего, напрасны все наши слова. Как можно выразить Таинство любви, Таинство тайны веры, Евхаристию? Слишком беден наш язык, чтобы говорить об этом непостижимом уничижении Господа. «Какие странные слова! Кто может это слушать?», — говорят ученики Христовы (Ин. 6, 60). Господь сказал им: «Это ли соблазняет вас?». И «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 66). Как актуальны сегодня эти слова! Потому что мир теряет понятие дара. Хотя известно, что человечество не может существовать, если между людьми нет взаимности, цементируемой законом дара. Мир существует, пока мы имеем желание отдавать себя друг другу. Все соглашаются: да, без дара невозможно никакое подлинное общение. Но все чаще можно слышать: дар не имеет отношения к нравственности или религии. Его содержание — только политическое или прагматическое: ты — мне, я — тебе. Но Христос говорит: «Блаженнее давать, чем принимать». С утратой тайны дара начинается путь упразднения высшего добра — способности к самоотдаче высшим злом — эгоистическим самоутверждением. Полное игнорирование природы человека, вытеснение любви циничным расчетом. Без вольного дара себя ближнему человек начинает задыхаться, происходит по существу остановка жизни. Вот что прежде всего Церковь должна донести до сознания мира.

http://moral.ru/великий-четверг/

Второй член Символа веры посвящен Сыну Божию, Господу Иисусу Христу, и здесь настало время поговорить о тайне Святой Троицы. Познавая Божественные свойства, верующий человек постепенно приготовляется к восприятию краеугольной истины христианства – учения о Пресвятой Троице. Бог един по Существу, но имеет три Лица (Ипостаси), каждое из Которых обладает полнотой Божества: Отец, Сын и Святой Дух. Святые отцы, раскрывая и изъясняя догмат о Троице, определяют отношения между тремя Лицами такими понятиями «единосущны» и «равночестны». Одновременно они указывают и на личностные свойства каждой Ипостаси. Отец – не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно рождается от Отца; Святой Дух – предвечно от Отца исходит. Молитвенно мы исповедуем Троицу словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». На чем основана наша вера? На святом Евангелии: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). У Отца, Сына и Святого Духа одно. Земной человеческий ум собственными силами без Бога не может возвыситься до этой тайны. Другие монотеистические религии (иудаизм, ислам), основанные на естественном разуме, а не на Откровении, подняться до этой тайны не могли. Уже в Ветхом Завете имеются указания на тайну Божественной Троицы. Уже в начале святой Библии Бог говорит о Себе во множественном числе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:26-27 ). Слова «сотворим человека» указывает на множественность лиц, а «сотворил его» указывает на единство Бога. В книге Бытия есть еще два таких места: — И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас ( Быт.3:22 ). — И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и смешаем там язык их ( Быт.11:6-7 ). Когда патриарх Авраам сидел под деревом у дубравы Мамре он увидел трех пришедших путников. Он побежал им навстречу и, поклонившись до земли, обратился: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт.18:3 . Явились три мужа, а Авраам обращается к ним, как к одному – Владыка. О 3 ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ Нас ради людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившагося от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком

http://azbyka.ru/obyasnenie-simvola-very

Еще именуется это Таинство Причащением, опять на основании слов Св. Писания. Апостол Павел учит: мы все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17); не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10, 21). По изъяснению св. Иоанна Дамаскина, сие Таинство называется Причащением потому, что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова . 1 Евхаристия называется еще и вечерей Господней, поскольку установлена за вечерей и сама есть вечеря, служащая подкреплением и напутствием для странствующих в сем мире учеников Христовых. Апостол Павел писал, укоряя христиан Коринфа: Вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню (1 Кор. 11, 20.) Евхаристия называется трапезою Господней, ибо в сем Таинстве предлагается в спасительную пищу Тело и Кровь Христовы. В приведенном выше отрывке Послания к коринфянам апостол говорит: Не можете быть участниками в трапезе Господней (1 Кор. 10, 21). В писаниях Святых Отцов и Учителей Церкви находим и многие другие наименования Евхаристии, например: таинственное благословение 2 , святая 3 ; в Литургиях свтт. Василия Великого и Иоанна Златоустого: Господне Таинство, спасительное Таинство 4 , хлеб небесный 5 , хлеб Божий 6 , хлеб Господень , чаша благословения 7 , чаша спасения 8 , страшная чаша 9 и чаша жизни 10 , таинство чаши 11 , священные и Божественные тайны 12 , страшные тайны 13 , совершенное и необходимейшее напутствие 14 , и другие. Все эти наименования свидетельствуют о том, с каким благоговением Святые блаженные Отцы взирали на сие Таинство, созерцая его святость и величие. И нам подобные названия внушают мыслить и говорить о святейшем Таинстве не иначе как с глубоким благоговением. Обетование Спасителя об установлении Причащения Иисус Христос, как премудрый и всеблагой: Учитель, действиями и словами заранее приготовлял учеников к причастию высоких, небесных тайн, подобно тому как Он предсказывал Свои страдания, смерть и воскресение. Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет (Мф. 17, 22—23; ср. 20, 18—19; Ин. 2, 19; 16, 16). Так обещал ниспослать Святого Духа: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин. 14, 16). И при этом Спаситель Сам открывал ученикам, что должно произойти в последующее время: И вот Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется (Ин. 14, 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

И она тотчас встала и стала ходить. Ей было около двенадцати лет от роду. Все изумились, но Христос приказал накормить ребенка, дабы все убедились в его воскресении. Притчи о сеянии Божественного семени и Царстве Божием (Мф. 13, 1–23; Мк. 4, 1–32; Лк. 8, 4–15) Однажды Христос сидел у моря в лодке и учил народ. Он рассказал несколько притч, в которых раскрыл тайны Царства Божия. Он говорил: – Вышел сеятель сеять. Одни семена упали при дороге, и прилетели птицы и склевали зерно. Другие семена упали на каменистое место и быстро проросли, ибо мало там было земли. Но когда взошло солнце, эти семена быстро засохли, потому что земля была неглубока. Иные упали в сорняки, и выросли сорняки, и заглушили их. Другие упали в хорошую землю и принесли плод: одно в тридцать, другое в шестьдесят, а иное в сто. Кто имеет уши слышать, пусть слышит! Наедине ученики спросили Его о значении притчи, и Христос объяснил ее так: – Вам дано знать тайны Царства Божия, а прочим все дается в притчах, ибо «они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» ( Мф. 13, 13 ). Итак, Сеятель – это Христос, семя – это Слово Божие. Кто слышит и не желает разуметь это слово Царства, тот подобен семени, упавшему при дороге, когда приходит диавол и похищает семя. Посеянное на каменистом месте – это тот, кто слышит слово и с радостью принимает его, но не хочет бороться с грехом и с искушениями, желая, чтобы все само по себе делалось. Они во время гонений и скорбей «разочаровываются» в вере и отпадают от Бога. Семя, упавшее в тернии, – это образ тех, кто принял слово, но суета и обман богатства заглушает слово, и они не приносят плода добрых дел. И наконец, те, кто слышит слово, хранит его в добром и чистом сердце и приносит плод в терпении, – это семя, упавшее в добрую землю. Различие меры плодов зависит от усилий спасающегося. Святые отцы обычно понимают под тридцатикратной мерой тех, кто спасся в браке, шестидесятикратной – во вдовстве, а стократной – в девстве или мученичестве. Другую притчу предложил Он им, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Когда пожелаешь сладких брашен или пожалеешь их для ближнего, припомни слова Спасителя: Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе [ Рим. 14, 17 ]. А для чего мы и живем, как не для Царства Божия, в этом преходящем царстве природы и в преходящем теле? Еще: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое [ 1Кор. 6, 13 ]. Душа человеческая (или сердце человеческое) проста, как дух, потому она и в любви должна быть проста, то есть должна любить Бога как Виновника своего, от Которого изшла, и человека, как саму себя, подобная подобного; к вещам же мира сего прилепляться никак не должна ни на минуту, ибо они не сродны ей, и вот по причине несродства их с нашею душою так болезненно ощущает себя душа, когда прилепляется к ним. Чай, кофе, табак, варенья, пиво, вино, мед, сладкие и мясные кушанья расслабляют сердце и делают его противным Духу Святому. Как многие обуяли от пристрастия к этим вещам – лишились Духа Святого и потеряли духовную жизнь, ибо сделались плотию. Каждое слово Священного Писания, каждое слово Божественной литургии, утрени и вечерни, каждое слово священно-таинственных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу, подобно знамению Честнаго и Животворящаго Креста. Такая благодать присуща каждому церковному слову ради обитающего в Церкви Ипостасного, вочеловечившегося Божия Слова, Которое есть Глава Церкви [ Кол. 1, 18 ]. Да и всякое истинное и доброе слово имеет соответствующую ему силу ради всенаполняющего простого Божия Слова. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель – Бог, и словом от небытия в бытие вей приведено! Святые Тайны называются Божественными Дарами, потому что подаются нам Господом совершенно туне, даром, незаслуженно с нашей стороны; вместо того чтобы нас наказывать за бесчисленные наши беззакония, совершаемые каждый день, час, минуту, и предавать нас смерти духовной, Господь в Святых Тайнах подает нам прощение и очищение грехов, освящение, мир душевных сил, исцеление, здравие души и тела и всякое благо единственно только по вере нашей. Если же Владыка даром ежедневно подаст нам для вкушения Себя Самого, Свои Божественные Тайны, то не должны ли мы неотложно давать туне, даром тленных благ – деньги, пищу и питие, одежду тем, которые просят их у нас? И как можем мы негодовать на тех, которые даром едят хлеб наш, когда мы сами вкушаем даром бесценное и бессмертное брашно Тела и Крови Господней? От взявшего твое не требуй назад [ Лк. 6, 30 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Надо чтобы христиане стали благовестниками этого преображения. Необходимо чтобы они утверждали свое человеческое достоинство во всех отношениях. Чтобы они возвращали людей к осознанию своего Божественного благородства. Святые отцы говорят, что подлинная человеческая любовь должна быть по образу Пресвятой Троицы — такова тайна Церкви и каждой человеческой семьи, которую составляют отец, мать и их чадо. Любовь — это всегда трое, горе такой любви, которая ограничивается двумя. Где семья, там нужны трое (хотя бы трое), чтобы любовь не становилась эгоистическим обладанием, чтобы она была истинной свободой, жертвенной самоотдачей, бесконечностью. Апостол Павел в Послании к Коринфянам — жителям города, прославившегося в древности любовью к наслаждениям, — говоря о чистоте и целомудрии, не просто обличает распутников, но взывает к христианам: «Разве не знаете вы, что тела ваши суть члены Христовы? Не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1 Кор. 6, 15, 19). Апостол Павел звал их и нас зовет в свою очередь жить жизнью Воскресения. Ибо в той мере, в какой мы даем проникнуть в нас Божественному свету, в той мере, в какой мы дышим Христом, пребывающим в нас, в той мере наше тело уже воскресает — уже идет оно к смерти, уже готовится преодолеть ее, уже принимает в себя начатки Воскресения, которое будет в последний день. Только так Воскресение Христово входит в нашу жизнь. «Поступающий по правде идет к свету», — говорит Господь (Ин. 3, 21). Тайны Божии — это не слова. Тайны Божии — сжигающая наши сердца любовь Господня и Его доверие к нам. Их невозможно услышать, не живя ими и не молясь друг за друга ко Господу с сознанием всех грехов, совершенных нами, и с несомненной верой, что они могут быть прощены. Будем об этом просить Господа, чтобы наша жизнь стала приношением хвалы Его Жизни. Чтобы наша жизнь была постоянно озарена осознанием Его пребывания с нами в наших сокровенных глубинах, чтобы мы стремились быть Христовыми всем нашим существом, всей нашей плотью — и душой, и телом, чтобы осуществился этот волнующий, потрясающий замысел, который апостол Павел выразил в своем Послании к Коринфянам: «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20).

http://moral.ru/dom09_2014/

Однако «познал Господь Своих» (ср. 2Тим.2:19 ) и хранит Свои сокровища в тех, в ком мы не ожидаем, ибо «Бог смотрит не так, как смотрит человек» ( 1Цар.16:7 ). Я не сомневаюсь, что и в нашем собрании есть те, кого знает только Он один, кто в Его глазах уже мученики, готовые свидетельствовать и, если потребуется, пролить свою кровь за имя Господа Иисуса Христа. Я убежден, что есть здесь те, кто взял свой крест и следует за Ним (ср. Мф.16:24 ). И хотя, говоря это, мы уклонились от темы, сказанное необходимо нам, чтобы понять, как через первосвященника и сынов первосвященника святые получают прощение грехов. 3.1. После этого сказано: «И ты и сыны твои с тобою понесете на себе грех за неисправность в священстве вашем. Также и братьев твоих, колено Левиино, племя отца твоего, возьми себе: пусть они будут при тебе и служат тебе, а ты и сыны твои с тобою будете при скинии откровения; пусть они отправляют службу тебе и службу при жертвеннике и во всей скинии» ( Чис.18:1–3 ). Тем, кто славится своей принадлежностью к священству, надлежит особо тщательно соблюдать написанное, чтобы знали они, что закон Божий повелевает им. Сказано: «Ты и сыны твои с тобою будете при скинии откровения; пусть они отправляют службу тебе и службу при жертвеннике и во всей скинии» ( Чис.18:2–3 ). Повелевается четко и определенно, что мы должны иметь попечение о жертвеннике, всей скинии и священстве; безусловно, того, кто делает повелеваемое священникам, кто носит сан и достоинство священства, но не совершает дела и не исполняет обязанности священства, может узнать только Тот, Кто испытует «сердца и утробы» (ср. Пс.7:10 ; Откр.2:23 ). Таким образом, священнику предписано соблюдать не только внешние установления, но, как сказано, «и что внутри за завесою» (ср. Чис.18:7 ), словно бы ему говорят: «Заботою священника пусть будет исполнять ясные и очевидные установления закона Божьего и постигать его спрятанные и сокрытые тайны всею проницательностью своего ума». 3.2. Если же хочешь отнести скинию откровения к человеку, ибо Павел называет человеческое тело скинией, когда говорит: «Мы, находясь в этой скинии 25 , воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься» ( 2Кор.5:4 ), если мы отнесем скинию к человеку, то сокрытое внутри завесой мы назовем главной частью сердца, которая одна только и может воспринять тайны истины и постичь сокрытое Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Одр Соломонь и сильные Израилевы – святые Нового Завета и Ветхого, а между ними на рубеже и в центре – распятый и воскресший Христос. Между ветхой и новой эрой в истории человечества День обручения Его и День веселья сердца Его. «День Этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в Тот День, живые воды (Духа Святаго) потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному 33 и половина их к морю западному 34 : летом (Новый Завет) и зимой (Ветхий Завет) так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в Тот День будет Господь един, и имя Его едино» ( Зах. 14:7–9 ). ...Иерусалим. Голгофа. Крест. Воскресение. Вот тайны царя Соломона, в венце, имже венча его мати его, в день обручения его, и в день веселия сердца его! Чтобы узреть эти тайны, друзья Жениха, ангелы Божии, «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ), обращаются к дщерям Сионским (спасаемым душам): Изыдите и видите... А что дщери Сиони суть души спасаемых, легко видеть из слов апостола: «Но приступите к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов, торжествующему собору и церкви первородных на небесах написанных» ( Евр. 12:22–23 ). Так разумеют и толковники наши (св. Григорий и бл. Феодорит). Но чтобы увидеть Господа, Сего Божественного Соломона, и день его, необходимо изойти из мира сего и из ветхого Иерусалима, который не узнал «день посещения своего» ( Лк. 19:42.44 ). «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр. 13:13 )... «Дщери Сиони и Иерусалимсти изыдите и видите (ибо не можем мы иначе видеть его, разве оставив житейские попечения), царя любовию увенчанна зрите» (бл. Феодорит). А у св. Григория Нисского отроковицы призываются: «Долго ли останетесь заключенными в вертепе этой жизни? Изыдите из прикровений естества видити дивное зрелище, став дщерями Сиона, зрите венец весьма приличный главе Царя, который возложила на Него матерь по слову Пророка, говорящего: «положил еси на главе Его венец от камене честна» ( Пс. 20:4 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ответ на возражение 1. Для пророчества не имеет значения, с чем сравнивается то, о чём пророчествуют, и потому в этом отношении божественная деятельность не производит в пророке никаких изменений. Однако если бы в нём наличествовало нечто несовместимое с пророчеством, оно было бы тут же устранено посредством божественной силы. Ответ на возражение 2. Научные размышления проистекают из естественной причины, а природа не может действовать без предшествующего расположения в материи. Однако ничего подобного нельзя сказать о причине пророчества, Боге. Ответ на возражение 3. Естественная нерасположенность, если её не устранить, может препятствовать пророческому откровению, например, когда человек вообще лишён каких-либо естественных чувств. И точно так же пророчеству человека может препятствовать та или иная очень сильная страсть, как-то гнев или вожделение, связанное с соитием или чем-то ещё. Но любая подобная естественная нерасположенность устраняется посредством являющейся причиной пророчества божественной силы. Раздел 4. Необходима ли для пророчества благая жизнь? С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что для пророчества необходима благая жизнь. Ведь сказано же [в Писании], что божественная Премудрость, «переходя, из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» ( Прем. 7:27 ). Но без благой жизни и освящающей благодати святости быть не может. Следовательно, для пророчества необходима благая жизнь и освящающая благодать. Возражение 2. Далее, тайны могут быть открыты только другу, согласно сказанному [в Писании]: «Я назвал вас “друзьями”, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» ( Ин. 15:15 ). Но Бог «ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам. 3:7 ). Поэтому дело представляется так, что пророки – это друзья Божии, что было бы невозможно без горней любви. Следовательно, похоже, что пророчество невозможно без горней любви, а горняя любовь невозможна без освящающей благодати. Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» ( Мф. 7:15 ). Но лишённые благодати могут быть уподоблены хищному волку и, следовательно, все они суть лжепророки. Поэтому нельзя быть истинным пророком, не будучи благим по благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Петр. Сей св. муж, кажется, проникал в тайны Самого Божества, потому что предвидел, что этот клирик предан будет диаволу, если дерзнет вступить в священное сословие. Григорий. Как же не знать тайны Божества тому, кто сохранил заповеди Божии, когда написано (у апостола Павла): «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом». ( 1Кор 6.17 ). Петр. Если един дух бывает с Господом прилепляющийся к Господу, то почему тот же славный проповедник говорит в другом месте: «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» ( Рим 11.34 ). Несообразным представляется сделаться едино с кем-нибудь и не разуметь его ума. Григорий. Святые мужи поскольку едино суть с Богом, не неразумевают ума Господня. Ибо тот же самый апостол говорит: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». И чтобы показать, что он знает Божия, присовокупил: «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога» ( 1Кор 2.12 ). Посему еще говорит: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Нам Бог открыл это Духом Своим» ( 1Кор 2.9–10 ). Петр. Итак, если сему апостолу Дух Божий открыл яже суть Божия, то каким образом он выше приведенных мною слов говорит: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим 11.33 ). И опять при этих словах рождается у меня новый вопрос. Пророк Давид говорит ко Господу: «устами моими возвещал я все суды уст Твоих» ( Пс 118.13 ). Если бы менее трудным делом было знать, нежели провозвещать, то почему св. Павел утверждает, яко неиспытани судове Божий, а Давид свидетельствует, что он не только все судьбы Божий знал, но и возвестил устами своими? Григорий. На то и другое я выше уже ответил тебе кратко, сказав, что св. мужи, поскольку едино суть с Господом, не разумеют ума Господня. Ибо все последующие Господу путем благочестия на этом пути и соединяются с Ним; но как обремененные еще тяжестью плоти, не могут быть постоянно с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010