Всех вас, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, с этим воскресным днем и пусть Господь предстательством Пречистой Богородицы, Всех скорбящих радости, по молитвам святого апостола Филиппа, память которого мы празднуем, поможет нам проходить поприще Рождественского поста, который начинается завтра, поможет проходить поприще нашей земной жизни и всех нас удостоит Царства Небесного. Аминь». Проповедь в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм: Храм должен быть для каждого из нас духовным домом 4 декабря 2011 года, в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм, митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. По окончании Литургии Владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, воскресный день совпал с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. За богослужением мы слышали воскресное евангельское чтение – притчу Господню о том, как некий богатый человек собрал столь обильный урожай, что у него не хватило места в амбарах. И тогда решил он: сломаю житницы мои и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Господь явился к нему и сказал: «Безумный! В эту ночь душу твою заберут от тебя. Кому достанется все то, что ты накопил?» (см. Лк. 12. 18-20 ). Эта притча говорит о том, что в жизни человека всегда должно присутствовать измерение, которое святые отцы называли памятью смертной, то есть мысль о том, что все, что мы имеем в этом мире, все, что можем здесь приобрести – любое материальное богатство, любой успех, являются временными и скоропреходящими. Никто из нас не знает, когда настигнет его смерть: мы можем рассчитывать на долгие годы, а смерть придет и восхитит нас гораздо раньше, чем мы это планировали. Святые отцы заповедовали нам проводить каждый день так, будто это последний день жизни, – жить на пределе наших возможностей, со всей ответственностью перед Богом за каждое слово, которое мы произносим, за каждое дело, которое совершаем. Мы должны ходить перед лицом Божиим, помня о том, что Господь спросит нас за каждое дело, каждое слово и даже за каждую мысль, в том числе и за греховные помыслы, которые мы либо допускаем внутрь себя, либо прогоняем мечом молитвы Иисусовой.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Еще благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чаилу и благодарив, подал им и сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26—28). А не сказал: «Приимите, ядите образ Тела Моего». Также и апостол Павел, почерпнув знания из Божественных глаголов Господа, говорит: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чаилу после вечери, и сказал: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 23-26). Итак, ясно показано, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы бескровную жертву, приносимую священниками, никогда не назвали образом, но самим Телом и самою Кровью. И хотя прежде, нежели совершится освящение, некоторым из Святых Отцов казалось благочестивым именовать их образами, но после освящения они суть Тело и Кровь Христовы, и так называются, и приемлются верою» 30 . Видите, братия, как единогласно Святые Отцы учат, что в Евхаристии хлеб и вино, по освящении их через слова Господни и призывание Святого Духа, суть Тело и Кровь Христовы. Немного мы привели свидетельств, но из них каждый может видеть, что вся Святая Вселенская Церковь Христова так исповедала и так учила чад своих. Ибо предложили мы свидетельства частью Святых Отцов, прославляемых всей Вселенской Церковью, частью взятые из деяний Вселенских Соборов, на коих учение и постановления утверждались согласием множества Святых Отцов, собранных из разных стран, по которым распространилась Церковь Христова. Да и сами вы, братия, всегда имеете перед собой свидетельство об этой истине от всей Православной Церкви Христовой, присутствуя при совершении Литургий свтт. Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Двоеслова. Эти Литургии не вновь составлены, а представляют собой сокращения Литургии апостольской, которая через апостолов и мужей апостольских передана Церкви последующих времен. А помянутые Святые Отцы эту древнюю апостольскую Литургию только приспособили к нуждам своего времени, не изменив в ней ничего существенного. В действиях этих Литургий Православной Церкви, как сами слышите и видите, ясно представляется вниманию каждого вера Вселенской Церкви в Таинство Тела и Крови Христовых. Это та вера, которая в писаниях Святых Отцов и учителей Церкви разнообразно раскрывается и объясняется, что видно из выше предложенных свидетельств. Так согласно и неизменно Святая Церковь Христова, как приняла от Господа и святых

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые». Евангелие от Матфея 16-18. Упокой Господи раба Твоего Германа прости ему все согрешения вольныя и невольныя и даруй ему Царство Небесное. Вечная светлая память! Елена (тюменская обл.) 2014/07/01, 04:34:34 святые отцы, благословите. Прошу молитв о положительном разрешении вопроса по кредитам. Уже много раз отказали. я осталась без средств. Другие кредиты надо платить, а нечем. Попросите Господа о мне грешной рабе Божьей Ольге. хотела побывать у престарелых родителей, помочь им, побывать по святвм местам. 2014/06/30, 23:36:39 Благословите! Милостивые Святогорцы! Очень прошу ваших молитв об Украине, чтобы Господь помиловал и простил всех жителей Украины. Попросите Господа укрепить, сохранить жизни рабам Божиим Игорю, Михаилу, Алексию; дасть здравие душевное и телесное - Андрею, Елене, младенцам Агафии и Александру, Надежде, Евгению, Ларисе, Юрию, Ксении, Екатерине, Николаю, Михаилу, Валентине, Игорю, Екатерине со чадом. Спаси Всех вас Господь! Да будет воля не моя, а Господа Бога нашего! 2014/06/30, 22:39:50 Помолитесь, прошу Вас, за двух сестер , Тамару и Светлану. Одна, после инсультов, теряет разум, другая больна онкологией. Благослови Вас Господь! Вячеслав. 2014/06/30, 19:26:06 Святые Отцы и Братья Святой горы Афон! Прошу Вашей молитвы за сына Владимира.Помогите ему разрешить финансовые проблемы.Храни Вас Господь. р.б.Татьяна татьяна 2014/06/30, 17:09:53 Духовные братья и отцы, помолитесь, пожалуйста, о том, чтобы снова состоялась встреча р.Б. Ольги и Михаила, если Богу это угодно. Мы познакомились и расстались не обменявшись контактами, а мне кажется это был мой суженый, посланный мне Господом, т.к. был знак в день нашей встречи - очень редкое совпадение, хотя в знаки я и не верю особо. Я теперь переживаю, что была в плохом настроении в тот день и плохо поговорила с Михаилом, не поддержала беседу, пытаюсь его разыскать. Прошу Ваших молитв к Господу. Спасибо.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=288

Словами «Иже от Отца исходящаго» святые отцы показали, что Дух Святой исходит от Отца и только от Его одного. Если бы Дух Святой исходил и от Сына, то святые отцы, исследовавшие вопрос о Св. Духе, конечно, упомянули бы об этом; и раз этого ими не сделано, следовательно, все должны верить, что Дух Святой исходить только от Отца. Должны верить, потому что учение Вселенского Собора непогрешимо, оно внушено святым отцам Духом Святым, а Дух Святой Бог ошибиться не может. В виду этого, все последующие Вселенские Соборы подтвердили правильность составленного на первых двух Соборах Символа веры и запретили изменять его каким бы то ни было образом. «Да не будет позволено никому,– писали отцы третьего Вселенского Собора,– произносить или писать в Никее граде со Святым Духом собравшихся, кроме определенной от святых отец, а которые дерзнут слагать иную веру или представлять... таковые если суть епископы, или принадлежать к клиру, да будут чужды епископы епископства, а клирики клира, если же миряне – да будут преданы анафеме». Отсюда понятно, что те, которые решаются прибавить что-либо к составленному святыми отцами символу веры заслуживают по соборным правилам отлучения. Но не побоялась этого отлучения Католическая церковь и измыслив учение о том, будто Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, самовольно ввела это учение в символе веры . Правильно ли это учение католической церкви? Нет, не правильно, так как оно противоречит не только голосу Вселенских Соборов, но и учению Слова Божия. В Слове Божием имеется ясное указание на то, что Дух Святой исходит только от Отца. На это указание есть слова Самого Спасителя, Который сказал ученикам Своим: «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веке» ( Ин.14:16 ) и в другом месте: «Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научить вас всему» ( Ин.14:26 ). И еще: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Из приведенных слов Спасителя ясно открывается, что Дух Святой исходит только от Отца. В самом деле, если бы Дух Святой исходил также и от Сына, то неужели Сын Божий сказал бы ученикам: «и Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя» Зачем бы стал Сын Божий умолять Отца, если бы Дух Святой исходил также и от Него?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Ст. 15. Этот стих предполагает, что Иерусалим уже разрушен. Ст. 16. ...устрашатся народы – ср.: Ис. 59:19 . Святые отцы относят слова этого стиха к Господу нашему Иисусу Христу. Ст. 17. Этот стих можно понять как пророчество о восстановлении Иерусалима после вавилонского плена и как пророчество о Церкви христианской. Ст. 21. Под пленниками св. отцы понимают людей, подчиненных греху, под сыновьями убитых отцов –тех, кто погибал от грехов своих. Ст. 23. Видение будущего, восстановленного, Иерусалима как центра притяжения для всех народов постоянно встречается у Пророков (см.: Ис. 60:3–5 ; Мих. 7:12 ; Зах. 14:16 ). Святые отцы понимают под царями в этом стихе апостолов. Ст. 26. ...сотворил – букв. «утвердил, основал». Ст. 26–28 цитируются апостолом Павлом (см.: Евр. 1:10–12 ). Ст. 27. Небо и земля часто рассматриваются как символы прочности и постоянства, однако по сравнению с Богом они подобны одежде, которая в конце концов ветшает. О том же см.: Ис. 34:4 .   Псалом 102 В этом псалме звучит благодарственный гимн Богу и раскрывается суть взаимоотношений Бога и человека: от Бога исходит милость, долготерпение, освобождение от грехов и болезней, справедливость, человек же приносит Ему свой благоговейный страх, свою верность Завету и заповедям. Пс. 102 входит в чин утреннего богослужения Православной Церкви (пятый псалом Шестопсалмия), а также в состав изобразительных антифонов на литургии. Ст. 1. ...сердце мое – букв. «то, что внутри меня». Псалмопевец описательно говорит о своей личности, словами душа и сердце он дает понять, что весь человек как одно целое благословляет Бога (ср. такой же способ выражения в заповеди: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» [ Втор. 5:5 ]). Ст. 2. ...не забывай – это предупреждение неоднократно повторяется в Законе Моисеевом («Смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» ( Втор. 8:14 ), см. также: Втор. 4:9, 23; 6:12; 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   О царях, князьях и судьях говорят святые апостолы, — о том, что они получили власть от Господа Бога для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Верховный апостол Петр наставляет: «Будьте покорны всякому человеческому начальству (то есть человеческой власти), для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2:13—15). Подобно тому учит и апостол Павел: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3—4).    Подобно тому говорят и святые отцы.    Святитель Златоуст: итак, земное начальство поставлено на пользу людям, от Бога, а не от дьявола, как говорят некоторые недостойные; оно поставлено, чтобы люди, боясь властей, не поглощали друг друга, словно рыбы. Потому и сказал святой апостол Петр: «Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей».    Так же говорит и святой Григорий, епископ Акраганский, в завещанных им правилах: великое дарование Божие людям, данное свыше по человеколюбию, — священство и царство: одно служит Богу, другое, властвуя, печется о человеческом. Тому, кто принял от Вышнего повеление управлять человеческим родом, подобает не только о своем заботиться и свою жизнь управлять, но и все, чем владеет, спасать от треволнения и многогреховного смятения, ибо отовсюду угрожают нам лукавые духи и смущают наше смиренное тело.    Могут сказать, что святые апостолы и преподобные отцы повелели царям, князьям и властителям наказывать творящих злое, то есть убийц, прелюбодеев, занимающихся воровством и разбоем и иными злыми делами, а еретики и отступники здесь ни при чем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   То же самое можно видеть и на примере апостола Павла. Хотя он и испытывал теснейшее общение со Христом, так что мог сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20), однако при этом выразил и всю боль человеческого естества в таких словах: «...но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:23-24).    В дальнейшем мы попытаемся рассмотреть этот закон греха, иной закон. Я надеюсь, что эта глава, названная мною «психопатологией», или учением о страстях, станет одной из главных в книге. Здесь мы постараемся с возможной тщательностью описать все страсти, как их изображают Господь, святые апостолы и отцы, поскольку нам хотелось бы дать определение тому ужасающему явлению, которое поражает нас и о котором мы, к несчастью, в большинстве случаев не подозреваем. 1. Что такое страсти    Слово «страсть» (παθος), как легко видеть, происходит от глагола «страдать» (πασχω) и обозначает внутреннюю болезнь. По словам Филофея Синаита, страсть «вообще, говорят, внедряется в душе долговременным пристрастием» (Добр. Т.3. С.419). В дальнейшем мы увидим, как отдельный грех становится страстью. Здесь же необходимо подчеркнуть прежде всего тот факт, что страстью называется какой-либо грех, если он повторяется часто и таится в душе долгое время. Святые отцы так разъясняют разницу между страстью и грехом: «страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается» (Св. Никита Стифат. Добр. Т.5. С.92).    Учение о страстях было неоднократно изложено Господом и вошло в святые Евангелия. Несколько мест мы хотели бы выделить сейчас, чтобы вернуться к ним впоследствии. Господь, отвечая фарисеям на их вопрос: «Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?» (Мк.7:5), обращает внимание на внутреннего человека: «Ибо извнутр, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство – все это зло извнутр исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21-23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

Беседа 31. Почему Бог прощает. Второе крещение. Нам не нужны перевыборы. Как сделать замечание и не осудить. Главный замысел бытия. Псы. Чародеи. Любодеи. Убийцы. Идолослужители. Крайняя форма неправды. Приди! Не хватает денег – бери даром. Аминь. Сегодня у нас последнее занятие по Книге Откровение Иоанна Богослова, потому что мы будем изучать последнюю, 22 главу. Откр.22:1 . «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца». Андрей Кесарийский поясняет: «Рекой, исходящей из Церкви называется иносказательно крещение пакибытия, потому что омываемые в нем действием Духа Святого делаются чистейшими снега и кристалла». Итак, река воды жизни – воды Таинства святого Крещения, омывающие наши грехи, исходят от престола Бога и Агнца. Не в том смысле, что благодать Крещения – это дождик с неба, а в том смысле, что благодать Крещения, равно как и Таинство исповеди, – это проявление Божьего милосердия. Такого обильного Божьего милосердия, которое можно сравнить с потоком реки, светлой, чистой, как кристалл. И светлось благодати отнюдь не мутнеет от нашей греховности, остается светлой «как кристалл» . То есть Божье милосердие не предполагает никаких предварительных условий со стороны Бога. Если кому-то может показаться, что Бог нас прощает ради того, чтобы мы потом начали вести хорошую жизнь и таким образом отблагодарили бы Бога – это неправильное представление. В Писании сказано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили» ( Тит.3:5 ). То есть сотворили бы после прощения. Господь отлично понимает, что мы до конца не сможем исправить свою природу. Преподобный Макарий Великий говорил, что нельзя доверять своему телу, пока оно не ляжет во гроб. Святые Отцы не испытывали никаких иллюзий относительно себя, тем более относительно других людей. У некоторых людей неправильное представление о святости, – об этом мы часто говорим. Им кажется: да, святые грешили, но до обращения к Богу. Потом их жизнь радикально поменялась, и они уже были как земные Ангелы, небесные человеки. Но писания самих святых этого не подтверждают… Августин Блаженный пишет о себе в настоящем времени как о грешнике. И многие другие святые Отцы, описывая свое прошлое и настоящее, сознаются в своем недостоинстве принятия дара благодати. Но благодать она и есть благодать, потому что получается даром – «благая дать», то есть это нельзя заработать. Сказано: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» ( Рим.11:6 ). Святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу, так как свойство греха – омрачать нас, связывать по рукам и ногам. Но время и место для действия благодати – только здесь: после смерти только молитва».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В дальнейшем мы попытаемся рассмотреть этот закон греха, иной закон. Я надеюсь, что эта глава, названная мною «психопатологией», или учением о страстях, станет одной из главных в книге. Здесь мы постараемся с возможной тщательностью описать все страсти, как их изображают Господь, святые апостолы и отцы, поскольку нам хотелось бы дать определение тому ужасающему явлению, которое поражает нас и о котором мы, к несчастью, в большинстве случаев не подозреваем. 1. Что такое страсти Слово «страсть» ( πθος), как легко видеть, происходит от глагола «страдать» ( πσχω) и обозначает внутреннюю болезнь. По словам Филофея Синаита, страсть «вообще, говорят, внедряется в душе долговременным пристрастием» (Добр. Т.3. С.419). В дальнейшем мы увидим, как отдельный грех становится страстью. Здесь же необходимо подчеркнуть прежде всего тот факт, что страстью называется какой-либо грех , если он повторяется часто и таится в душе долгое время. Святые отцы так разъясняют разницу между страстью и грехом: «страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается» (Св. Никита Стифат . Добр. Т.5. С.92). Учение о страстях было неоднократно изложено Господом и вошло в святые Евангелия. Несколько мест мы хотели бы выделить сейчас, чтобы вернуться к ним впоследствии. Господь, отвечая фарисеям на их вопрос: «Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?» ( Мк.7:5 ), обращает внимание на внутреннего человека: «Ибо извнутр, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство – все это зло извнутр исходит и оскверняет человека» ( Мк.7:21–23 ). Объясняя притчу о сеятеле, Господь, в частности, говорит о том семени, которое упало в терние, что именно страсти подавляют семя, не позволяя ему принести плод: «...а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» ( Лк.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

В славянском переводе сказано более выразительно: «[Чтобы ты имел] утверждение». Апостол Лука не преподносит новое вероучение и даже не раскрывает прежнее, а показывает твердое основание того, что Феофил уже знал. Итак, если Евангелие является лишь твердым основанием того, в чем мы уже наставлены, то тем более такими являются догматы Вселенских Соборов или другие вероучительные истины. Рассмотрим кратко несколько примеров того, как в Евангелии говорится о тех или иных догматах и что утверждает о них Церковь. Первый пример относится к иконопочитанию. Когда Филипп говорил Нафанаилу о Спасителе, «Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри» ( Ин.1:46 ), по-славянски «прииди и виждь». Казалось бы, какое отношение к иконопочитанию имеют эти два слова? Но согласно апостольскому Преданию, или традиции («традиция» — это в переводе с латинского на русский язык, собственно, и есть «предание»), они являются обоснованием догмата о священных изображениях. Еще один пример. Господь Иисус Христос говорит о будущем Таинстве Евхаристии: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:54–56 ). Эти слова были так поразительны, что многие ученики, услышав их, оставили Его. Церковь в сравнительно позднее время для того, чтобы утвердить эту евангельскую истину, воспользовалась термином «пресуществление», заимствованным у римо-католиков. Его не употребляли ни святые отцы, ни тем более святые апостолы, но этот термин очень точно изображает то, о чем говорится в Священном Евангелии. Слово «единосущие» также не встречается ни в Священном Писании, ни в Священном Предании, более того, им пользовались еретики-савеллиане. Но святые отцы дали этому термину православное толкование, и он прекрасно объясняет слова Евангелия «Я и Отец — одно» ( Ин.10:30 ), или, по-славянски, «Аз и Отец едино есма».

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010