Архив Пн В праздник Крещения Руси Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля 28 июля 2023 г. 13:18 28 июля 2023 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 24-29 июня 2008 года в Москве, в память о Крещении Руси постановил в день памяти равноапостольного князя Владимира 15/28 июля «совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси». По традиции, после Патриаршей Божественной литургии в Московском Кремле, из кремлевского Успенского собора совершается крестный ход на Боровицкую площадь к памятнику святому Крестителю Руси, где Святейший Патриарх Кирилл вместе с собором духовенства возносит молитву об Отечестве нашем, сохранении православной веры и о всех народах, живущих в пределах исторической Руси. В этот день духовенство и прихожане столичных храмов собираются у памятника равноапостольному князю Владимиру, чтобы помолиться вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви и принять благословение князя Владимира, приложившись к частице его святых мощей, издревле хранящейся в Москве. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий , секретарь Архиерейского совета Московской митрополии; епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Парамон ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Луховицкий Евфимий , председатель Синодального миссионерского отдела ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://patriarchia.ru/db/text/6046318.ht...

архиеп. Феоктист (Мочульский) Отделение второе. О вере и любви, яже о Христе Иисусе § 13 Через Христианскую веру означается оная спасительная истина, что Иисус Христос есть Сын Божий, истинный Мессия, Праотцам обетованный, Пророками предвещенный, Иудеями чаянный и посланный от Бога в мир удовлетворить правосудию Божию за грехи человеческие, возвестить людям путь правый, сказать суд грядущий и уверить их о жизни будущей. К сему о вере учению присоединяет Апостол Павел несомненное упование: вера, глаголет он, вера есть уповаемых извещение; ( Евр. 11:1 ) есть сильное удостоверение о Божиих обетованиях и твёрдое чаяние исполнения оных; есть источник всех тех возвышенных побуждений, коими смертные одушевляются чистейшим услаждением к произведению всякого блага на земли, к несомненному упованию воздаяния на небесах. Выше же, в § 2-м сказано, что создание мира, искупление человеческого рода и будущий всемирный суд объемлют, сближают и сосредоточивают всю окрестность, все части Христианского учения, и соединяя начало времён и самую вечность, подают нам спасительное вразумление о временном и вечном блаженстве нашем. Все сии спасительные предметы объемлем верою и упованием, по Апостольскому учению; таково же учение о вере и в Символе веры . § 14 Символ веры начинается так: Верую во единого Бога и проч.; и по числу трёх Божественных лиц можно разделить Символ веры на три части, то есть на науку о Боге Отце, на науку о Боге Сыне, и на науку о Боге Духе Святом, и на четыре прибавления: о Церкви, о Святом крещении и других благодатных таинствах, о воскресении мертвых, и о жизни будущей. § 15 Символ веры о Боге Отце внушает нам: что Он всех видимых и невидимых тварей Создатель, Вседержитель и Промыслитель: ecu о Нем живем, движемся, и есьмы. ( Деян. 17:28 ) Сии действия Божии всем трём Божественным лицам общие: но в Символе веры , для различия Божественных ипостасей, и внешними действиями к Богу Отцу относятся, яко первой в Божестве Ипостаси. § 16 Символ веры о Боге Сыне вещает нам: что Он от Бога Отца прежде век рожден, и есть Бог истинный от Бога истинного, яко свет от света, единосущен Отцу и Святому Духу; по пришествии своём на землю нас ради человек и нашего ради спасения от Преблагословенной Девы Марии, Духом Святым приосененной, родился, и есть совершенный Бог и совершенный человек, Искупитель и Ходатай всемирный; во удовлетворение правосудию Божию за грехи всего мира страдал, умер, в третий день воскрес, по четыредесяти днях своего из мертвых воскресения вознесся на небо, и паки приидет в последний миробытия день судить живых и мертвых для достойного коемуждо по делам воздаяния. § 17

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Василий Великий , Григорий Богослов Том 1 Том 2 Том 3 Содержание От составителя Общая библиография Святитель Афанасий Александрийский Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, оригинальный текст Слово o воплощении Бога-слова и o пришествии его к нам во плоти Окружное послание. Поместным сослужителям, возлюбленным господам К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание 1 Пасхальные послания Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь Творения Библиография. Творения, оригинальный текст Слова тайноводственные Святитель Василий Великий Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, русский перевод Святитель Григорий Богослов Жизнь Творения. Слова на догматические темы Библиография. Творения, оригинальный текст Слово 11. Говоренное брату Василия Великого, святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову, по рукоположении его в епископы Слово 18. Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное Слово 28. О богословии второе Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе Слово 40. На святое Крещение Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской Слово 44. На неделю новую, на весну и на память мученика Маманта Слово 45. На Святую Пасху Песнопения таинственные. 1. О началах Стихотворения. Стихи о самом себе, в которых св. Богослов скрытным образом поощряет и нас к жизни во Христе Послание к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое Послание к Кледонию против Аполлинария – второе Послание к Нектарию, епископу Константинопольскому     Настоящее издание осуществляется в рамках реализации программы Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, созданного Отделом Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Белгородская духовная семинария. Мемориальная доска. ЖМП 9 сентябрь 2016 /  7 ноября 2016 г. 17:10 Жизнь по Промыслу Божиему 200 лет со дня рождения митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) На надгробном камне митрополита Макария в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры изображены три книги — его наиболее значительные труды: «Введение в православно-догматическое богословие», «Догматическое богословие» и «История Русской Церкви». О создателе исторического многотомника по-прежнему вспоминают как о талантливом, трудолюбивом и честном ученом. Недаром Макарьевская премия, созданная по завещанию владыки, сегодня считается главной премией в области российской истории и истории Русской Православной Церкви. Но для Церкви митрополит Макарий прежде всего остается выдающимся богословом, деятельным пастырем и великодушным христианином, для которого любовь к ближнему всегда была непреложным жизненным правилом. 19 сентября 1816 года у священника села Суркова Новооскольского уезда Курской губернии отца Петра Булгакова и супруги его Стефаниды Григорьевны родился сын. Ребенок родился слабым и потому в тот же день был спешно крещен с именем Михаил. Большая — шестеро детей — семья Булгаковых, происходившая по отцовской линии из сельских священнослужителей, жила небогато, а после скоропостижной смерти отца в 1823 году и вовсе осталась почти без средств к существованию. Детство детей, в том числе и семилетнего Михаила, проходило в бедности, горькой нужде и лишениях, но мать твердо решила дать своим сыновьям образование. Потому, как только мальчику исполнилось восемь лет, его повезли на учебу в приходское училище в город Корочу1. В 1827 году Михаил был переведен в Белгородское окружное училище. Подобно преподобному Сергию Радонежскому и святому праведному Иоанну Кронштадтскому, в детстве Михаил Булгаков не отличался особенными способностями к наукам. Его болезненность (он страдал золотухой — устаревшее название экссудативного диатеза) сопровождалась временным притуплением умственных дарований и особенно памяти. Ввиду плохих способностей мальчику приходилось учить уроки и в то время, когда у сверстников было свободное время и они могли играть во дворе.

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_m...

Беседа о том, что для плодоносного покаяния необходимо отвержение самомнения «Сотворите плоды достойны покаяния. И не начинайте глаголати в себе: Отца имамы Авраама» ( Лк. 3:8 ; Мф. 3:9 ). Эти слова принадлежат святому Иоанну Предтече Господа, величайшему из пророков. Иоанн заключил собою Ветхий Завет и начал Новый, служа таким образом связью обоих Заветов. Служение Иоанна предвозвестили ветхозаветные пророки; деяния и проповедь Иоанна описаны апостолами в Евангелии. «Зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, посвящено повествованию о Иоанне. Якоже есть писано во пророцех, се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовить путь Твой пред Тобою. Глас вопиющаго в пустыне, уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Бысть Иоанн крестяй в пустыни, и проповедая крещение покаяния во отпущение грехов» ( Мк. 1:1–4 ). Служение Иоанна заключалось в том, чтоб приуготовить путь для имеющего явиться в самом скором времени Господа, облеченного в человечество, – чтоб исправить для Него стези. Что это за путь? Какие это стези? Это – образ мыслей человеческих; это – сердечные чувствования и стремления человеков. Чтоб принять Господа, надо иметь способный для того, благоустроенный образ мыслей; чтобы принять Господа, надо иметь сердечное произволение к тому, надо иметь смиренные чувствования. Так объяснил архангел Гавриил праведному Захарию, отцу Предтечи, служение Предтечи, когда возвестил его зачатие и рождение. «Он (Предтеча), – говорил архангел, – многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтоб возвратить сердца отцев детям, и непокоривым образ мыслей праведников, чтоб представить Господу народ готовый» ( Лк. 1:16–17 ). Покайтеся, возвещал человечеству святой Предтеча, сознайте, что вы грешники, что вы существа падшие и погибшие, что вы находитесь в челюстях вечной смерти, нуждаетесь во спасении. «Покайтеся: приближися бо Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ), т.е. настало блаженное время, и Сам Бог немедленно явится между вами; явится хотя и в смиренном образе человека, но со всемогущею властью Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Божественное Провидение предуготовило путь христианству в мир весь преложением священных книг ветхого завета с еврейского языка на еллинский, который был тогда всеобщим языком в образованном мире; потому сейже язык Духу Святому было благоугодно освятить так же словом благодати новозаветной, дабы орган сего спасительного слова был, сколько можно, слышнее и вразумительнее во всем мире. Но впоследствии, когда Господь открыл средоточия света Своего в различных народах, частныя церкви, по внушению Духа Святаго, представляли, во время свое, для слова Божия свои особенные органы, дабы и в каждом народе слово Божие, сколько можно, было слышнее и для всех вразумительнее. Так и славянские народы, просвещенные святым крещением получили славянскую Библию , не только книги нового завета, но и все ветхозаветныя: ибо пастыри славянских церквей видели неразрывную связь единства и целости между новым заветом и ветхим; и таже мысль Божественного домостроительства, которая произвела, как полный плод любви Божией к человекам, Библию на еллинском языке, явила и славянским народам Божие благоволение дарованием целой Библии на славянском языке. Известно же, что нынешний русский народ от прочих славянских народов отличен наречием, и Церковь Христова в нашем отечестве не славянскою, а российскою называется. Потому россияне, как уже получили особое ими и лице в царствии Божием, по законам онаго, долженствовали получить и Библию на российском наречии. В самом деле настало время, когда желания благочестивых душ совокупились в соизволении правителей Церкви, увенчались Монаршею волею, вознеслись, как молитвенный вопль российского народа, к премудрости Божией; и – слава Богу! вечная память и благодарность Государю Александру 1-му! российская Церковь имеет Новый Завет и книгу Хвалений на российском язык. Между тем благодать за благодатию, казалось, готова была изливаться на Россию; как слышно, Пятокнижие Моисеево уже предано было тиснению; уже готов был и сей светильник возсиять в Божией скинии... Где же ныне сей дар Божий? без сомнения, вопрошают многие, для которых слово Божие вожделеннее сребра и злата. Ужели поток благословений Божиих, открывшийся для России, сокрылся в землю, и не явится паки? И когда для сего великого благодеяния Божия снова откроется удобный путь, дабы оно достигло целости и полноты своей?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Быть верным выбору князя Владимира 7 августа 2015 г. 13:00 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 1 августа 2015 года. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, сердечно вас приветствую. Завершились кульминационные, основные торжества, посвященные 1000-летию со дня вхождения в блаженную вечность святого равноапостольного великого князя Владимира. Торжества стали народными, они прошли во многих местах, в целом ряде городов были освящены и открыты памятники святому князю, во всех храмах русской Церкви состоялись торжественные богослужения, во многих городах прошли многотысячные крестные ходы. В Киеве крестным ходом были пронесены чудотворные иконы, которые пришли из разных областей Украины, иконы, перед которыми молятся каждодневно многие верующие люди из Украины и других стран. В столице эти иконы собрались вместе, и более ста тысяч людей поклонились им в Киево-Печерской лавре. В Москве празднования были смысловыми и одновременно народными. В первый день празднования прошел фестиваль «Русское поле» в Царицыно, в месте, где любят отдыхать москвичи, где есть исторический императорский дворец. И вот в этом месте были представлены самые разные музыкальные исполнители — это были хоры, фольклорные коллективы, исполнители классической музыки, исполнители эстрадные и рок-группы, которые поют о христианских смыслах. Люди пришли во множестве на это «Русское поле». Они присутствовали перед сценой, ходили по разным площадкам — как минимум многие десятки тысяч людей. Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к этим людям — а среди них были и пожилые люди, и очень молодые, и семьи с детьми, и молодые офицеры, которые праздновали День военно-морского флота, — сказал: «Когда наставали тяжелые времена, когда нашествия с востока сменялись нашествиями с запада, и вплоть до XX века с его страшными войнами — духовная сила, которая через Крещение была укоренена в жизни нашего народа, помогала нам отстаивать свою независимость, свою свободу. И сегодня, если мы будем держаться этой веры, этой системы ценностей, мы будем сильны и непобедимы».

http://patriarchia.ru/db/text/4191680.ht...

В 484 г. умер авва Лонгин, игумен мон-ря прп. Феоктиста, и его место занял Павел, к-рый решил завладеть средствами, завещанными этой обители и мон-рю прп. Евфимия крещеным арабом Теревоном, что вызвало конфликт между мон-рями. В 485 г. К. О. поселился в лавре Сука (Древняя, или Старая, лавра, ныне Хирбат-Хурайтун, в груз. традиции Палавра), где в течение неск. лет был пекарем, больничным, странноприимником (гостиником) и экономом, а затем его рукоположили во диакона. В 489 г. на него были возложены обязанности ризничего и канонарха, к-рые он исполнял 31 год. В 502 г. К. О. стал пресвитером. В 526 г. он с учеником удалился в пустыню Натуф. Там они питались горькой травой (σκλλα - «морской лук» ) , которая по молитве преподобного становилась съедобной. Однажды ученик сварил траву без благословения К. О. и, попробовав ее, от горечи потерял дар речи. Он заговорил только после того, как преподобный причастил его. На 5-й год пребывания К. О. в пустыне о нем узнал один из жителей Фекуи (Текоа) и привел к нему своего сына-лунатика. Преподобный исцелил отрока, эта новость быстро распространилась в Палестине, и к нему стало приходить множество людей. Стремясь к уединению, К. О. ушел в пустыню Рува, где прожил 5 лет. Но и туда приходили страждущие. Тогда К. О. поселился в труднодоступной и дикой местности, называемой Сусаким. Когда через 7 лет началась эпидемия, насельники лавры Сука упросили К. О. вернуться к ним, т. к. верили, что если преподобный будет с ними, то их минует гнев Божий. К. О. поселился рядом с лаврой в пещере, где подвизался основатель мон-ря - прп. Харитон Исповедник , и жил в ней 5 лет. В этот период он познакомился с Кириллом Скифопольским, к-рый принес ему послание от прп. Иоанна Молчальника , где говорилось о нестроениях в Иерусалимской Церкви из-за приверженцев оригенизма. К. О. предсказал скорую гибель еретиков Нонна и Леонтия и укреплял в вере насельников Суки и др. монахов, к-рых Нонн склонял к ереси. К. О. рассказывал Кириллу Скифопольскому о прп. Евфимии Великом, прп. Савве Освященном и др. подвижниках. Он продолжал навещать К. О. и после того, как тот снова на 8 лет ушел в Сусаким. Там святому, как и прп. Герасиму Иорданскому, служил лев, охраняя старца от разбойников, а его огород от диких коз. Кирилл Скифопольский описал, как однажды в засуху по молитве святого пошел дождь.

http://pravenc.ru/text/1840209.html

В истории просвещения лопарей замечательны два подвижника-благовестника, – воспитанник Соловецкой обители инок Феодорит, бывший потом архимандритом Суздальского монастыря, и основатель Печенгской обители преп. Трифон 1 . Феодорит просветил св. крещением лопарей, живших на реке Коле (в Архангельской губернии), научил их письменам и перевел на их язык несколько молитв; Трифон проповедывал Евангелие лопарям, жившим еще далее к Северу за Колою, на реке Печенге, у Норд-Капа. Оба они трудились в одно время (в первой половине XVI в.); но до какой степени апостольские и пустынножительские труды одного из них были соединены с трудами другого, определить трудно. Курбский, разсказывающий о трудах Феодорита, говорит, что Феодорит, прибыв на реку Колу, встретил там одного старца пустынника, пришедшего сюда за пять лет до него, и прожил с ним двадцать лет, но называет этого старца не Трифоном, а Митрофаном, прибавляя однакож, что ему только так помнится (памятамися) 2 . С другой стороны, в житии преп. Трифона, не вполне впрочем дошедшем до нас, как увидим ниже, упоминается также один старец, с которым Трифон приходил в Москву за милостыней: и хотя не называется по имени, однакожь с вероятностию можно полагать, что этот старец был упоминаемый в сказаниях Курбского Феодорит. Кроме этого намека, в житии Трифона нет других указаний на Феодорита, и Трифон изображаетея в нем как самостоятельно действующий просветитель лопарей и основатель Печенгского монастыря. Преподобный Трифон скончался 15 декабря 1583 г. Когда написано предлагаемое здесь житие его 3 , определенно сказать нельзя. Неизвестный составитель его, в своем послесловии к нему, говорит: «егда Божиим попущением, грех ради человеческих, Святые Троицы и праведного обитель от немец разорена и созжена (бысть) до основания, в то время житие святого, самовидцы писанное, погибе и доселе в земли забвения и неведения посыпахуся... у некоторых ко святому по вере, в малых книжицах и в писаниях кратких соблюдошася. Се ныне, Господу поспешествующу, понудихся службу и житие преподобного, во едину книгу совокупив, написати». Следовательно это не полное житие, писанное самовидцами, а только некоторые сведения о житии и чудесах, уцелевшия в записках его благочестивых почитателей. Житие действительно не обнимает собою вполне всей деятельности преподобного, как просветителя лопарей и как пустынножителя, основавшего Печенгскую обитель. Оно состоит из отдельных разсказов с особым в начале каждого предисловием, а иногда и обычным заключением. Первая часть жития, состоящая из разсказа о просвещении лопарей и устроении обители, написана довольно стройно; но дальнейшие разсказы и особенно разказы о чудесах излагаются растянуто, без связи и последовательности исторической и, по всей вероятности, в том самом виде, в каком они найдены были в тех «малыхь книжицах и писаниях кратких», на которые указывает составитель жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вильнюс. Церковь Константина равноапостольного и Михаила Малеина. Романовская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вильнюсскую Константино-Михайловскую церковь не случайно называют Романовской: возведена она в честь 300-летия Царствующего Дома Романовых. Тогда, в 1913 году, к юбилею в России были построены десятки новых храмов. У вильнюсской церкви - двойное посвящение: святому равноапостольному царю Константину и преподобному Михаилу Малеину. Предыстория этого события такова. Православные жители города задолго до юбилея Императорской фамилии вынашивали идею воздвигнуть церковь в память подвижника православия в Западном крае князя Константина Константиновича Острожского. В 1908 году в Вильне широко отмечалась 300-летняя годовщина со дня его смерти. Но храм-памятник к этому сроку из-за недостатка материальных средств построить не смогли. И теперь верным поводом для воплощения замысла представлялся " Романовский юбилей " , дававший надежду на благосклонность императора и материальную помощь от государства и от патриотически настроенных меценатов. К юбилею в окраинных губерниях России новостроящиеся храмы возводились в честь первого российского самодержца из династии Романовых - царя Михаила. И чтобы виленская церковь была в самом деле " Романовской " , было решено дать ей двойное посвящение - во имя небесных покровителей Константина Острожского и царя Михаила Романова. Князь Константин Константинович Острожский (1526-1608 г.г.) стал свидетелем судьбоносных для Западного края событий: объединения Королевства Польского с Великим Литовским княжеством (Люблинская Уния 1569 г.) и заключения Брестской Унии (1596г.). Князь, русский по происхождению и крещенный в православной вере, всеми силами отстаивал веру отцов. Он был членом Польского Сейма и на заседаниях парламента и при встречах с королями Польскими постоянно поднимал вопрос о юридических правах православных. Человек богатый, он материально поддерживал православные братства, жертвовал средства на строительство и обновление православных церквей, в том числе и виленских. В его родовом городе Остроге была организована первая в Великом Литовском княжестве православная школа, ректором которой был ученый грек Кирилл Лукарис, впоследствии ставший Константинопольским Патриархом. В трех типографиях К.К.Острожского печатались десятки наименований богослужебных книг, а также полемических статей - " Слов " , в которых отстаивался православный взгляд на мир. В 1581 году увидела свет " Острожская Библия " , первая печатная библия Восточной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07926

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010