Св. кн. Михаил за великий подвиг свой награжден и на земле благословением небесным. Тогда как ветви других потомков равноапостольного давно угасли, ветви св. кн. Михаила поныне еще зеленеют: кн. Борятинские, Горчаковы, Долгорукие, Елецкие, Звенигородские, Кольцовы Мосальские, Оболенские, Одоевские, Щербатовы. В потомках его постоянно живо было благочестие. Не говорим здесь о знаменитой дочери его – о св. Евфросинии. 199 Великому родителю подражал в благочестии сын его кн. Роман брянский, а еще более внук его кн. Олег Романович. В ркп. святцах читаем: «святой благоверный князь Олег Романович брянский, во иноцех Леонтий, преставился в л. 6740 и положен бысть в Петропавловском монастыре». Здесь в означении времени – ошибка. Князь Олег Романович, внук св. кн. Михаила, в 1274 г. был вместе с отцом своим на войне против Литвы. «По окончании войны, говорит современник, из Новгородка литовского Олег приехал во Владимир (волынский) к сестре своей (Ольге – Елене Романовне, супруге князя Волынского Владимира).Владимир усердно звал тестя своего к себе. «Государь–батюшка! говорил он, приезжай побывать в своем доме и посмотреть на здоровье дочери твоей. Но Роман отказался. Сын мой Владимир! отвечал он, не могу я отлучиться от моей дружины ратной; я живу в стороне, угрожаемой войною; кто без меня управит моею дружиною? Вот пусть едет вместо меня сын мой Олег. Они поцеловались и каждый отправился в свое место». Поэтому известию видим как в кн. Владимире, почтительного сына, хотя по другому известию он и стриг бороду, так и в кн. Романе – является князь попечительный о своих подданных, жертвующий для долга самым невинным удовольствием. 200 По известию о начале Свенского монастыря кн. Роман Михайлович князь благочестивый и душевные расположения его привлекают на него особенную милость Божию. По этому известию князь был сильно болен и чудесно исцелился на Свенской горе пред иконою Богоматери. – Он тогда же поставил на месте исцеления крест, доселе целый: потом построены им на горе храм и монастырь, а чудотворная икона украшена дорогим окладом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В историческом экзистенциале события Крещения Руси «не только сам русско-славянский род привился к животворному древу Христовой Церкви, но послужил посредником привития к тому же древу и многих других народов» 70 . Через святого Владимира «невидимо преподавалось пренебесное благословение и всему русскому народу; отсюда потекли источники воды живой не только в полунощные страны Европы, но и в глубины Азии до Алтая и Камчатки… даже до пределов Америки… Храм св. Владимира в Чикаго есть показатель сего возрождения и за океаном….» 71 . Святой Владимир принадлежит сонму божественных избранников, о которых с полным правом можно сказать, что «личностями являются, как правило, легендарные герои человечества, те, кто вызывает восхищение, любовь и поклонение, истинные чада Божии, чьи имена «не пройдут в эонах» 72 . Героизм исторической личности, какой была личность святого Владимира, освящен её подлинным величием, источником которого всегда является верность Божественному призванию. Такие личности, как апостол Павел, Константин Великий и святой равноапостольный Владимир, как вершины гор возвышались над временем и, следуя голосу Божественной истины, выбирали новую стезю. Вслед за Крестителем Руси русский народ, оставив древнее языческое заблуждение, вступил на новый путь своего религиозно-национального бытия. Придавая ключевое значение событию Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром, митрополит Киевский Иларион видит в этом событии отмеченный Божественным Промыслом судьбоносный момент русской истории. Первому витии русской словесности, «автору «Слова» удалось передать то духовное ликование, которое было характерно для молодого русского христианства» 73 . Русь пережила радикальное духовное обновление под благодатным религиозно-нравственным влиянием «новой веры, пришедшей на смену обветшавшему язычеству» 74 . Своим религиозно-конфессиональным выбором, своей энергично проводимой внутренней политикой, реформировавшей мировоззренческие и нравственные устои народной жизни, святой равноапостольный Владимир преобразил лик Древней Руси. «Русь приняла крещение от Византии. И это сразу определило её историческую судьбу, её культурно-исторический путь» 75 . Перемена в жизни Руси носила глубокий, всеобщий, универсальный и, можно добавить, молненосный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

«Мы переживаем, что места, где крестилась Русь, сегодня находятся в трудном положении. Но и радуемся сегодня вместе с вами, потому что, по слову апостола Павла, вы поминаете наставников ваших. Таким наставником является великий князь Владимир, который своим примером принес Руси христианство, — подчеркнул владыка. — Русская Церковь утвердила веру христианскую в душах людей, распространила эту веру и на востоке, и на севере. И мы, Иерусалимская Церковь , благодарны ей за миссионерскую работу, потому что апостолы с повеления Иисуса Христа вышли из Иерусалима проповедовать всему миру. Конечно, тогда они не могли дойти до конца земли, но Русская Церковь продолжила их проповедь и сегодня в Северной Америке, в Японии и среди народов далекой Азии утвердила православную веру». Митрополит Тимофей высказал искреннюю признательность за помощь и поддержку Иерусалимской Церкви со стороны Московского Патриархата и русских православных верующих. Иерарх Грузинского Патриархата епископ Никорцминдский Вахтанг выразил уверенность в том, что «в наше неспокойное время празднования, подобные нынешним, важны, так как являют миру наше единство». Владыка Вахтанг, некоторое время назад окормлявший прихожан московского Георгиевского храма в Грузинах, поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за шесть лет служения в Москве под омофором Его Святейшества. Глава делегации Сербской Православной Церкви митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , выступая на торжественном мероприятии, отметил: «Святой равноапостольный князь Владимир собрал сегодня всю полноту Церкви Православной. Это на самом деле продолжение его апостольского служения. Он продолжил дело равноапостольного Константина Великого. Это дело вместе с трудами славянских просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия и других сохранило сегодня ту древнюю пентархию, которая была утеряна в XI столетии… Русская Церковь на пятом месте в Диптихах Церкви Православной — это дело равноапостольного Владимира и многих других великих учителей Церкви Божией».

http://patriarchia.ru/db/text/4177761.ht...

Иван Крамской. Портрет Александра III. 1886 В правом приделе собора Владимирской иконы Божьей Матери находится необычная икона. Внизу надпись: «Икона сия сооружена старанием прихожан и молитвенников Свято-Троицкой церкви в память чудесного спасения государя Александра III и его августейшей семьи от угрожающей им опасности 17 октября 1888 года». На ней изображены небесные покровители членов царской семьи — благоверный великий князь Александр Невский, святая равноапостольная Мария Магдалина, святитель Николай Чудотворец, святой князь Михаил Тверской, святая равноапостольная великая княгиня Ольга, святой великомученик Георгий Победоносец, преподобная Ксения — и святые, память которых приходится на 30 октября: пророк Божий Осия и преподобный Андрей Критский. На иконе изображены еще мученики безсребреники Косма и Дамиан (покровители царской семьи), мученики Леонтий и Евтропий, святой праведный Лазарь, а вверху — икона Спаса Нерукотворного. Некогда икона украшала бело-голубую часовню близ Свято-Троицкого Измайловского собора, возведённую в память этого страшного и в то же время поразительного события, всколыхнувшего всю Россию… 17 (30) октября 1888 г. в районе станции Борки, в 49 верстах от Харькова, произошла одна из самых серьёзных железнодорожных катастроф того времени. На полном ходу сошел с рельс царский поезд, в котором Александр III с семьёй возвращался в Петербург после отдыха в Крыму. Во время крушения на императора упала крыша вагона-ресторана, погиб лакей, подававший в минуту трагедии кофе царю. Серебряный портсигар в кармане царя сплющило в лепешку, лежавшая у его ног в момент катастрофы собака была убита. Когда вагон стал разрушаться, нечеловеческим усилием Александр III приподнял рухнувший потолок, дав возможность женщинам и другим пострадавшим выбраться наружу, а затем помогал оказывать первую помощь раненым. Обсыпанные землёй и обломками, из-под крыши вышли: император, императрица, наследник цесаревич Николай Александрович — будущий последний российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, а вместе с ними и лица свиты, приглашённые к завтраку. Большинство пассажиров этого вагона отделались лёгкими ушибами, ссадинами и царапинами. Вагон-ресторан был сброшен на левую сторону насыпи и полулежал на насыпи без колёс, с разрушенными стенами; крыша его частично лежала на нижней раме.

http://pravoslavie.ru/36535.html

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений ВеликийСвятой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий ВеликийВеликие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

185. Святой благоверный великий князь Александр Невский и его государственная деятельность на пользу родной земли/Из речи в собрании, посвященном торжественному воспоминанию 650-летия дня кончины св. Александра Невского в Обществе ревнителей истории 13 ноябр. 1913 г. и в Александро-Невской Лавре 24 ноябр. 1913 г. доктора церковной истории С.Г. Рункевича . – СПб.: Синод. тип., 1913. – 27 с., ил. 186. Феодосий (Бывальцев), митрополит//Русский Биографический Словарь. Т. «Яблонский – Фомин». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1913. – С. 325 – 327. 187. Феодосий, архиепископ Новгородский//Русский Биографический Словарь. Т. «Яблонский – Фомин». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1913. – С. 361. 188. Феофил, архиепископ новгородский//Русский Биографический Словарь. Т. «Яблонский – Фомин». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1913. – С. 478 – 479. 189. Феофилакт (Губин), епископ Кавказский и Черноморский//Русский Биографический Словарь. Т. «Яблонский – Фомин». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1913. – С. 459 – 457. 190. Новый опыт оживления приходской самодеятельности//Прибавления к Ц Вед. – 1914. – – С. 142 – 158 и отдельно: Новый опыт оживления приходской самодеятельности/Сообщение доктора церковной истории С.Г. Рункевича . – СПб.: Синод. тип., 1914. – 19 с. 191. Газетное недоразумение о Духовном Регламенте//Прибавления к Ц Вед. – 1914. – – С. 935 – 936. 192. О составе Святейшего Синода//Прибавления к Ц Вед. – 1914. – – С. 1109 – 1113. 193. Святой священномученик Игнатий Богоносец и его творения. – СПб.: Синод. тип., 1914. – 44 с. 194. Приходская благотворительность в С.-Петербурге//Приходское чтение. – 1914 и отдельно: Приходская благотворительность в Петербурге. К вопросу о приходе/Из лекции в Гатчинском Благотворительном Обществе доктора церковной истории С.Г. Рункевича . – СПб.: Синод. тип., 1914. – 19 с. 195. Святой великий князь Владимир Равноапостольный. Речь//Прибавления к Ц Вед. – 1915. – – С. 437 – 443. 196. Святой великий князь Владимир Равноапостольный и сущность исторического его значения/Речь в торжественном собрании Общества ревнителей истории 28 марта 1915 г., посвященного девятисотлетию со дня кончины св. кн. Владимира 15 июля 1015 г. доктора церковной истории С.Г. Рункевича . Изд. 1 – 2. – Пг.: Синод. тип., 1915. – 30 с.; Изд. 3. – Пг.: Синод. тип., 1915. – 31 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Итак, год 988-й. Все бытие народа одним энергичным движением как будто вновь сосредоточилось в высокой духовной мысли. Ценности веры христианской были созвучны душе славянской, оттого-то Русь так радостно встретила Христа - благословен Грядый во имя Господне . Любимый Киев стал чистой купелью России. Здесь двенадцать сыновей великого князя были крещены в одном источнике, который сохранил память об этом событии в своем имени - Крещатик. Вместе с ними тут приняли благодатное омовение вод и многие бояре (и как страшен смысл киевских событий, развернувшихся здесь же, на Крещатике, хмурой осенью 2004 г.!), а немного спустя берега Почайны пережили священные и торжественные минуты Крещения Руси, когда почти все жители Киева, и стар и млад, вошли в чистые воды русского Иордана, с тем, чтоб навеки народ наш стал христианским. Это нерасторжимый великий Завет русского народа с Богом - Киевский Владимирский Завет! В первые три года православие восторжествовало по всему великому пути «из Греков в Варяги», протянулось в северные земли, лишь Новгород, Ростов да Муром оказали сопротивление, но постепенно и оно было преодолено 15 . Созидая новую сильную державу, видел князь Владимир основу прочности ее в единстве народном, укрепленном созидательным Животворящим Словом и Духом. По преданию, в 990 или 992 году равноапостольный князь посетил страну Суздальскую, куда сам принес свидетельство Истины, которому со смирением, подобно киевлянам, внимали обитатели этих краев; а на берегу реки Клязьмы заложил город, названный Владимиром, где построил деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Не вдадимся в рассуждения о духовном смысле Крещения - тому наилучший свидетель есть история нашего народа, жития русских святых - эта удивительная летопись русской святости. Но обратимся к обобщению результатов государственно-строительной работы св. равноапостольного князя. Сам князь Владимир «не хотел, кажется, принуждать совести; но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления языческих заблуждений: он старался просветить Россиян . Чтобы утвердить Веру на знании книг Божественных, еще в IX веке переведенных на Славянский язык Кириллом и Мефодием и без сомнения уже давно известных Киевским Христианам, Великий Князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России» 16 . - Какой превосходный ответ современным гонителям просвещения нашего заблудшего народа, под всякими предлогами стремящимся запретить для изучения в школе всего лишь «Основ православной культуры», прикрывающимся мнимой демократичностью и так называемой веротерпимостью. - Хорошо понимал великий князь: знания, не объединенные духом веры, что рассыпанные богатства, которые легко употребить для самых различных целей, в том числе и во зло. По существу, православная государственная власть, начиная с князя Владимира, взяла на себя попечение об образовании народа - это была совсем новая плодотворная традиция.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/03/...

Возвратившись из Царьграда в Киев, послы поведали: «Не знали - на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». После совета с боярами и «старцами», Владимир принял решение креститься. Красно Солнышко Есть две основные версии обращения князя Владимира. По одной (более вероятной) он принял крещение в Корсуни - греческом Херсонесе, по другой - в Киеве. Так или иначе, в 988 году это историческое событие состоялось. Великий русский князь отправил в Константинополь к византийским императорам Василию и Константину послов с требованием выдать за него замуж их сестру, порфирородную царевну Анну. Императоры согласились, но с непременным условием - принять православие русскому правителю. «Скажите царям так, - обращается Владимир к посланникам императоров. - Я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш, и люба мне вера ваша и богослужение, о котором поведали мне посланные нами мужи». Когда царевна Анна в сопровождении приближенных и священников приплыла в Херсонес, Владимир «по Божественному промыслу в то время разболелся очами, так что ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать». Анна послала к нему с такими словами: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь». Князь велит корсунскому епископу это исполнить. «И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел Владимир». Здесь же, в Херсонесе Владимир, получивший новое имя Василий, в честь византийского императора Василия II, венчался с царевной Анной. В некоторых источниках история прозрения князя Владимира считается легендой. Но не слепцы ли так считают? В крещенской купели Господь отверз князю не только физические очи, но и духовные. И тому подтверждение вся его последующая жизнь - крещение Киева, а следом Новгорода и всей Руси. Повсеместное свержение языческих истуканов, строительство в стольном граде на месте капища главного храма, каменной Десятинной церкви во имя Пресвятой Богородицы, и еще 400 церквей по стране, основание русского монастыря Русика на Афоне, и десятков новых городов. При Владимире рождается русский монетный двор - князь начал чеканку «златников» и «сребреников», на которых он изображен сидящим на престоле. Владимирово крещение принесло Руси грамотность и культуру, вырвало наших предков из тьмы невежества, соединило разрозненные племена в великий народ и открыло путь к спасению. Святой равноапостольный великий князь Владимир стал отцом всей русской цивилизации, которая поражает своей грандиозной историей и величием.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Заветы князя Владимира июля 2023 Отмечая в  нынешнем году 1035-летие Крещения Руси, мы снова ищем ответа на вопросы: Что конкретно князь Владимир вместе с принятием Православия принес на Русь? Каково его место в истории и культуре славян? Святой равноапостольный князь Владимир Святославович в Священной истории Русской Церкви совершил великий подвиг - принял православную веру. В то время христианство было единым - Восточная и Западная Церковь исповедовала один Никео-Цареградский Символ Веры. В Никео-Цареградском Символе Веры дано определение и основные свойства Православной веры: " Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь " . Единство, святость, соборность и апостольство являются элементами духовности. Все эти духовные ценности на практике реализуются в конкретных делах " Вера без дел мертва " (Иак., 2, 20) ;  " По плодам их узнаете их " (Мф., 7, 16).  Князь Владимир задал тон развития славян. Общество стало развиваться, реализуя себя в конкретных практических делах. Следуя заветам князя Владимира, начали развиваться архитектура, строились монастыри, появились первые рукописные книги, школы, система здравоохранения, иконопись, мозаика и фрески, живопись, ювелирное искусство, техника лицевого шитья, чеканка монет, была упорядочена система мер и весов, возделывались новые виды сельскохозяйственных культур… Святой равноапостольный князь Владимир для нас подобен грамотному, музыкально одаренному руководителю хора, задающему правильный тон хористам, которые, тоже обладая музыкальным слухом, исполняют произведение на высоком художественном уровне. 1030 лет спустя мы теперь видим, что тон, заданный святым князем Владимиром, был услышан, и в результате мы сегодня являемся гражданами великого государства и членами самой большой по численности Русской Православной Церкви. К отмечаемому празднику - дню памяти святого князя Владимира, храмовому дню Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге, в ограде храма установлена экспозиция " Просветители " , посвященная святому князю Владимиру - Крестителю Руси, его бабушке святой равноапостольной княгине Ольге, святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителем Словенским, создателям славянской азбуки.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Сердцеведец Бог задолго до рождения великого князя Владимира предназначил его к исполнению великого дела избавления русского народа от тьмы язычества и к просвещению его светом Христовым. Великий князь Владимир принадлежал к третьему поколению Киевских князей, и огромное значение имела для него наследственность и пример его бабки Ольги, задолго до его рождения просвещенной светом крещения во имя Святой Троицы. Великий князь Владимир в молодости не чужд был языческих пороков окружавшей его среды, но отличался великим милосердием к бедным, а из пяти главных жен его четыре были христианками. Несмотря на свою молодость, великий князь обладал глубокой политической мудростью и ясно понимал, что, оставаясь в язычестве, русский народ был бы чужим в великом сообществе европейских христианских народов. Не потому ли Сердцеведец Бог предназначил его быть исполнителем Своей воли, подобно равноапостольному Константину Великому в Византийской империи? И принял он веру бабки своей Ольги — веру православную — и просветил ею предков наших, и почила на нем благодать Божия. Но еще гораздо более ярко обнаружилось действие благодати Божией в ближайших последствиях совершенного Владимиром крещения киевлян. Уже через сорок лет после их крещения Господь Бог воздвиг новых исполнителей Своей воли в лице великих преподобных Антония и Феодосия Печерских, положивших основание важнейшего и святейшего из всех центров монашеской жизни — Киево-Печерской Лавры. Из нее воссиял и доныне не меркнет яркий, как солнце, свет Православной веры. Воздадим же великую хвалу и честь равноапостольному князю Владимиру и блаженной княгине Ольге, и преподобным Антонию и Феодосию Печерским, просветившим светом Христовым отечество и страну нашу, и вознесем Пресвятой Троице безмерное благодарение и славу за указание нам, грешным, пути к жизни вечной. Аминь. 1957 г. Великое исповедание апостола Петра Однажды «Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф. 16, 13–14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010