В 1116 году благоверный князь снова ходил на чудь, а после победы обновил в Новгороде крепость — «заложил Новгород велик» — и выстроил более обширные помещения для Новгородского владыки. Тогда же по его повелению посадник Павел заложил крепость в Ладоге, где был построен каменный храм в честь великомученика Георгия. В 1117 году великий князь Владимир Мономах (1114–1125) вызвал сына к себе в помощники и перевел его в Белгород. В 1123 году благоверный князь Мстислав противостал Волынскому князю Ярославу, который пытался захватить Киевское княжение и привел на Русь польские и венгерские войска. В 1125 году умер великий князь Владимир Мономах, и благоверный князь Мстислав занял киевский престол. В то время он одержал блистательную победу над давними врагами Руси — половцами, прогнав их за Волгу. Полоцкие князья, которые не поддержали благоверного князя, были высланы в Грецию. В 1127 году святой Мстислав дал клятву защитить черниговского князя Ярослава, изгнанного племянником. Духовенство и все люди умоляли его не проливать христианскую кровь. Благоверный князь послушался, но до конца жизни плакал, что преступил крестное целование. В 1128 году благоверный великий князь заложил каменную церковь во имя великомученика Феодора Тирона (своего тезоименитого святого) в память о победе, одержанной над черниговским князем Олегом. В 1131 году после удачного похода на Литву святой Мстислав заложил храм в честь Пирогощской иконы Божией Матери. Преставился благоверный князь Мстислав 14 апреля 1132 года на Пасхальной седмице и был погребен в построенном им храме святого великомученика Феодора. Святой князь почитался еще при земной жизни. Писец Мстиславова Евангелия называл его благоверным и христолюбивым. Изготовитель оклада Мстиславова Евангелия, Наслав, писал о себе: «Много труда подъял я и печали. Но Бог утешил меня молитвой доброго князя… Дай Бог его молитву всем христианам». Проложное житие святого благоверного князя было помещено под 15 апреля в сербском Богослужебном Прологе конца XIII — начала XIV вв. Этот Пролог был переписан с более раннего болгарского, источником для которого служил русский оригинал. Под 15 апреля известно житие благоверного князя Мстислава в болгарском синаксаре 1340 года (исследования показали, что источник этого синаксаря был также русский.) В этих прологах память святого благоверного князя Мстислава поставлена наряду с такими известными русскими памятями, как память святой равноапостольной великой княгини Ольги (11/24 июля), святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (24 июля/6 августа). Эти факты свидетельствуют о широком почитании святого благоверного князя Мстислава в славянских странах. Апрель 16 Феодора Нижегородская, преподобная

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Варка «белгородского киселя». Миниатюра из Радзивилловской летописи      В «Повести временных лет» записано немало преданий относительно противостояния Руси печенегам. Так, сохранилась история о юноше-кожемяке (том самом, что одной рукой вырвал из бока разъяренного дикого быка кусок мяса), который победил «зело страшного» печенежского богатыря в битве на реке Трубеж. Увидев это, печенеги в панике бежали, а князь Владимир, согласно преданию, в знак того, что русский богатырь «переял у врагов славу» повелел построить на берегу Трубежа город Переяславль. Другое предание (о «белгородском киселе») гласит об осаде печенегами города Белгорода. У осажденных кончались припасы, и тогда один старец предложил остроумный выход. Собрали все остатки пшеницы, овса и отрубей, сварили из них кисель, затем вылили его в кадку и поместили в колодец, а рядом вкопали бочку со сладким медовым напитком, приготовленным из последнего меда. После этого пригласили послов от печенегов. Те, увидев два наполненных яствами колодца, удивились, сочли это за чудо и, решив, что город измором не взять, сняли осаду. Скрываясь от преследователей, князь спрятался под мостом. Надежда оставалась только на Бога Однажды святой Владимир оказался сам в крайней опасности от печенегов. На реке Стугне князь построил город Василев. К городу подошли печенеги. Святой Владимир вышел навстречу им с малочисленным войском, был разбит и вынужден спасаться бегством на коне. Скрываясь от преследователей, князь спрятался под мостом близ города Василева. Надежда оставалась только на Бога. Ожидая под мостом появления неприятелей, святой Владимир горячо молился Богу и дал обет, что если спасется, то построит в Василеве храм празднику дня. А было это в день Преображения Господня 6 августа 996 года. Печенеги не догадались заглянуть под мост, проскакали дальше и, так и не найдя князя, возвратились в свои пределы. Равноапостольный Владимир понимал, что избежал пленения чудом. В благодарность Богу и в честь своего спасения он возвел в Василеве Спасо-Преображенскую церковь.

http://pravoslavie.ru/80933.html

529 Рункевич С.Г. Великая отечественная война и церковная жизнь. Кн. 1: Распоряжения и действия Святейшего Синода в 1914–1915 гг. – Синод. тип., 1916. – С. 294–295. 530 Рункевич С.Г. Великая отечественная война и церковная жизнь: Кн. 1: Распоряжения и действия Святейшего Синода в 1914–1915 гг. – Пг.: Синод. тип., 1916. – С. 15–17. 532 Рункевич С.Г. Великая отечественная война и церковная жизнь. Кн. 1: Распоряжения и действия Святейшего Синода в 1914–1915 гг. – Пг.: Синод. тип., 1916. – С. 216. 533 Рункевич С.Г. Святой великий князь Владимир Равноапостольный и сущность исторического его значения. – Пг.: Синод. тип., 1915. – 30 с. 534 [Рункевич С.Г.]. Святой великий князь Владимир Равноапостольный. Речь//Прибавления к Ц Вед. – 1915. – – С. 437–443. 535 Рункевич С.Г. Святой великий князь Владимир Равноапостольный и сущность исторического его значения/Речь в торжественном собрании Общества ревнителей истории 28 марта 1915 г., посвященного девятисотлетию со дня кончины св. кн. Владимира 15 июля 1015 г., доктора церковной истории С.Г. Рункевича . Изд. 1–2. – Пг.: Синод. тип., 1915. – 30 с. Изд. 3. – Пг.: Синод. тип., 1915. – 31 с. 540 В 60-х гг. минувшего XX ст. каменную Богоявленскую церковь в Глуске местные власти разрушили и на ее основании построили ресторан. Могила отца Григория и еще два находившихся рядом захоронения священников (1941 и 1945 гг.), как было сообщено жителям, по поручению местной власти были перенесены ночью на городское кладбище. Благочестивые люди установили на могилах металлические кресты, а из фрагментов амвонной решетки разрушенной церкви соорудили ограду. Однако, как выяснилось позднее, перезахоронение произведено не было. 541 С.Г. Рункевичем был собран небольшой денежный фонд на постройку памятника на могиле отца, однако в послереволюционные годы сумма эта, хранившаяся в советском сбербанке, была обложена «революционным» налогом, а со временем и вовсе обесценилась. 543 Романовский высший женский Педагогический Институт с сельскохозяйственным курсом в Ляличском дворце//Прибавления к Ц Вед. – 1916. – – С. 979.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Хорошо, очень хорошо, что сейчас об этом напомнят всей громадной массе студентов, доцентов, докторов, профессоров и академиков России! Напоследок скажу как москвич, любящий свой город. Москва чудовищно бедна памятниками, которые ассоциируются с историческими корнями города, его древностью и, уж тем более, древними временами его культуры, его веры. Памятника Ивану Калите нет. Памятника Ивану Великому нет, а ведь именно он начал строить тот самый кирпичный Кремль, без которого ныне Москва просто немыслима! Слава Богу, появились монументы свв. Кириллу и Мефодию, патриарху Гермогену. Ну а преп. Сергий Радонежский, столько сделавший для Московской Руси? А св. Нестор, с которого началось всё наше летописание? А св. Леонтий Ростовский, погибший, крещая Северо-Восточную Русь? А митрополит Иларион, первый богослов древнерусский? Они что -- никак не соотносятся с историей и культурой России и, в частности, Московской земли? Никак не повлияли? Их что, забыли после смерти, и миллионы русских православных людей их вовсе не чтили? Разве они недостойны того, чтобы памятники им поставили в столице Русской государственности? И чем лучше их, случайное, прямо скажем, лицо – князь Юрий Долгорукий, всего-навсего давший в Москве, маленькой охотничьей резиденции, «обед силен» своему союзнику? В современной Москве маловато напоминаний о той древнерусской почве, которая породила великий город. Памятник святому Владимиру -- то малое, что следует сделать… для начала. Но только для начала. Не следует на этом останавливаться. На анонсе князь Владимир, фрагмент памятника " Тысячелетие России " в Великом Новгороде. Смотрите также: Неизвестный Владимир - рассказ о реальном князе и мифах, с ним связанных. Почему князь Владимирсвятой? (ИНФОГРАФИКА) Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси - краткий рассказ о святом и его главном деянии. Князь Владимир - Александр Ткаченко о том, почему князь Владимир стал христианином   Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/svyatoy-vladimir-gost-s-y...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото (фрагмент): Сергей Власов/ foto.patriarchia.ru Церковь празднует память святого князя Владимира и День Крещения Руси 2 мин., 28.07.2022 28 июля Православная Церковь отмечает сразу два крупных праздника – память святого равноапостольного князя Владимира  и День Крещения Руси . Креститель Руси родился около 960 года. Его отцом был князь Святослав, а матерью – Малуша – ключница бабушки Владимира, святой княгини Ольги. Правил он сначала, с 970 года, – в Новгороде, а потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, – в Киеве. До принятия христианства князь Владимир был жестоким правителем, опиравшимся, в первую очередь, на языческие традиции. Однако после личного крещения он изменился внутренне, что повлияло и на его правление. Крестился князь Владимир в Корсуни (Херсонесе) в 988 году. Эта же дата считается официальным началом Крещения Руси. Принятие православия разделило жизнь князя на две половины, разительно отличающиеся друг от друга. Сам он говорил о себе так: «Господи! Был я как зверь, жил по-скотски, но Ты укротил меня. Слава Тебе, Боже!» Вернувшись в Киев, князь Владимир с прибывшими с ним греческими священнослужителями крестил жителей города, после чего началось крещение и всей остальной Руси. После принятия христианства Владимир прекратил военные походы на соседей, со всеми народами жил мирно, воюя лишь с кочевниками – печенегами, которые постоянно тревожили границы Киевской Руси. Он отпустил всех своих прежних жен и наложниц, вступив в христианский брак с греческой царевной Анной. Князь полностью отменил смертную казнь и не хотел наказывать даже убийц и грабителей. Лишь по просьбе греческих епископов, обеспокоенных преступностью на Руси, он неохотно снова ввел наказание смертью. На княжеский двор был открыт доступ всем бедным и нуждающимся. Святой Владимир раздавал людям еду, одежду, деньги, выкупал из кабалы должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Также князь приказал развозить и раздавать по улицам Киева еду и питье. Помимо этого, святой Владимир был одаренным правителем, который не только удачно оборонял родную землю, но также занимался развитием образования в своем княжестве. Великий князь Владимир скончался 15 (28) июля 1015 года в сельце Берестово недалеко от Киева. Его похоронили в основанной им Десятинной церкви. Читайте также: Мифы о Крещении Руси «Крещение огнем»: было или нет? Крещение Руси как поворот истории, или Рождение цивилизации Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/czerkov-prazdnuet-pamyat-...

В 1828 на месте первой Десятинной церкви начали возводить новую, по проекту архитектора Василия Стасова. Построили храм за 14 лет, но простоять ему было суждено недолго. В 1936-ом здание разобрали на кирпичи. В 1938—39 годах научная группа Института истории материальной культуры АН СССР провела раскопки и нашла фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы и остатки фундамента. Современные археологи продолжают раскопки на месте Десятинной церкви. Владимир Красное Солнышко Владимир Красное Солнышко — именно так, по преданию, называли в народе святого равноапостольного князя Владимира. Как считают исследователи, этот былинный образ — скорее, собирательный, то есть его нельзя в полной мере отнести ни к одной исторической персоне. В былинах Владимир Красное Солнышко — это глава всех богатырей, но при этом сам не богатырь. Возможно, великий князь, или же вовсе мифический персонаж — Дажьбог, бог солнца у славян-язычников. Кроме былин, мы встречаем упоминания о Владимире Красном Солнышке в так называемой Голубиной книге (восточно-славянский народный духовный стих конца XV — начала XVI века). Там его зовут Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володумор. Смерть и мощи святого равноапостольного Владимира Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма. В 1240 году Десятинная церковь была разрушена монголами. В 1632—36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаружили мраморные гробницы. Мощи святого равноапостольного Владимира и его жены извлекли и вновь похоронили. Спустя два столетия, в 1826 году, исследователи снова вскрыли могилы и раздали мощи в киевские и московские храмы. Сейчас останки супругов утрачены, и современные исследователи и вовсе сомневаются, что в XVII веке среди руин нашли саркофаги именно Владимира и Анны. Прославление князя Владимира в лике святых

http://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-...

После принятия крещения святой великий князь Владимир внутренне преобразился, он стал новым человеком, облагодатствованным Духом Святым, стал примером кроткой и сострадательной любви к ближним. Исполнение заповедей Христовых, выполнение предписаний Святой Церкви, следование ее строгим уставам – все это стало мерилом жизни и поведения великого князя. Слова Евангелия «блаженны милостивые» глубоко проникли в душу святого князя Владимира. Он щедро раздавал милости своим подданным. В дни церковных праздников, которые князь проводил в радости христианской, любви, у него были готовы три трапезы: первая – для духовенства, вторая – для нищих и убогих, третья – для себя, бояр и служивых людей. Заботясь о бедных, благотворя нуждающимся, упокоевая странников, смягчая наказания преступникам, князь Владимир вскоре снискал всенародную любовь и по достоинству получил в народе ласковое прозвание «Владимир – Красное Солнышко» (это прозвище и столетие спустя сохранялось за ним в народных песнях и былинах). Следуя христианскому долгу миротворчества, святой Владимир прекратил военные брани и всецело отдался заботам о мирном благоустроении государства. Чтобы предупредить набеги кочевников и защитить границы Руси, святой князь Владимир строил на окраинах государства укрепленные крепости. При святом равноапостольном великом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета и ее влияние распространилось далеко за ее пределы. Заботясь о благоустроении Русской державы, святой князь Владимир роздал уделы, то есть города и области, в управление своим сыновьям: старшему Вышеславу – Новгород, Изяславу – Полоцк, Святополку – Туров, Ярославу – Ростов Великий, Всеволоду – Владимир – Волынский, Святославу – землю Древлянскую, Мстиславу – Тмуторакань, Станиславу – Смоленск, Судиславу – Суздаль, Позвизду – Луцк. Живя в своих уделах, сыновья, удельные князья, должны были повиноваться своему отцу – великому князю Киевскому, в зависимости от которого находились. К сожалению, после кончины святого князя Владимира, между братьями возникли и углубились междоусобные распри.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мощи Святого равноапостольного князя Владимира возвращаются Киев Киев, 21 июля 2005 г. Святой равноапостольный великий князь Владимир 24 июля, накануне праздника святого равноапостольного князя Владимира (28 июля) в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру будет возвращена часть мощей Крестителя Руси. Мощи равноапостольного князя были обретены в 1635 году святителем Петром Могилой, митрополитом Киевским, при раскопках Десятинной церкви. Они находились в мраморном саркофаге с надписью, удостоверяющей их принадлежность великому князю Владимиру. Первоначально мощи были положены в церкви Спаса-на-Берестове, а через год торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры, где находились в серебряном ковчеге в нише справа от иконостаса. Часть мощей Святитель Петр Могила передал в Свято-Успенский собор Московского кремля. Перед войной известный скульптор-антрополог Михаил Герасимов увез мощи из Киева для воссоздания исторического облика князя Владимира в Ленинград, где они во время войны и блокады бесследно исчезли. Научный коллектив Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника совместно с Киевской митрополией Украинской Православной Церкви на протяжении многих лет проводит поиски утраченной святыни, которые пока не увенчались успехом. 27 июля 2004 года в Успенском соборе в месте, где исторически находился ковчег с мощами, были установлены мемориальная доска и икона равноапостольного князя. В нынешнем году, по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Украину будет возвращена часть мощей, которые в свое время были подарены свт. Петром Могилой в московский Успенский собор Кремля. Эти мощи хранились в московских кремлевских в музеях. Во время перестройки, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси состоялась передача нескольких мощевиков Церкви, в том числе и с частицей честных мощей св. равноапостольного князя Владимира. По благословению Святейшего Патриарха Пимена этот мощевик был передан Управляющему делами Русской Православной Церкви, митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положены в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону. В нынешнем году по просьбе Предстоятеля УПЦ часть их будет возвращена в Украину. Святыню доставит Блаженнейший Митрополит Владимир. Торжественная встреча мощей состоится 24 июля в 17-00 у Святых врат Киево-Печерской Лавры. Пресс-служба УПЦ 21 июля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14096.html

Равноапостольный князь Владимир. Часть 2: Крещение Руси Святой равноапостольный великий князь Владимир Убийство варягов-исповедников Феодора и Иоанна произвело сильное впечатление на князя Владимира. Он стал чаще задумываться над вопросами религии и постепенно все более и более охладевал к язычеству. Где умножается грех, там, – по слову апостола, – преизобилует благодать (ср.: Рим 5: 20). Преимущества веры Христовой становились для него все очевиднее, тем более что в самом Киеве среди бояр, купцов, горожан, да и княжеских дружинников, начиная со времен Аскольда и Ольги, было достаточно много христиан. Византия пыталась обратить руссов в христианство с того момента, как стала подвергаться их нападениям. Но первые, как правило варяжские, княжества в Причерноморье не отличались долговечностью, и достижения миссионеров-христиан превращались в ничто вместе с крушением самих княжеств. Княгиня Ольга, приняв крещение, пыталась учредить в Киеве епископство, но потерпела неудачу. Варяжская дружина признавала авторитет предводителя-единоверца и отказывалась перейти в подчинение князя-христианина. Для князя-воина Святослава мнение дружины было законом, и он решительно отклонил все предложения матери о крещении. Князю Владимиру пришлось преодолеть большие трудности, прежде чем Русь приняла христианство. Во второй половине 80-х годов X века он стал делать первые, пока еще очень осторожные шаги, ведущие к крещению. Владимир многим был обязан язычникам. Он щедро отблагодарил их, но чувствовал себя очень стеснительно под контролем языческой верхушки и волхвов. Они препятствовали его созидательной деятельности. Своими военными победами, строительными успехами внутри страны, мудрой дипломатией по отношению к соседним государствам Владимир укрепил роль и значение княжеской власти и более не терпел соперничества. Уже со второй половины 80-х годов язычники потеряли в Киеве свою ведущую роль. Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Летописное «Сказание об испытании или выборе вер» описывает, что сначала он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях – мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии выросли из одного корня, к тому же Русь имела тесные связи и с христианскими странами – Германией, Византией Римом, и с мусульманскими – Волжской Болгарией, Хорезмом, а также контакты с еврейскими общинами в Хазарии и на территории Руси.

http://pravoslavie.ru/3496.html

«Во всю землю изыде вещание их и в концы Вселенныя глаголы их» (прокимен апостолам). Святой Андрей Первозванный еще в первом веке нашей эры пришел на горы Киевские, водрузил здесь Крест и пророчески сказал ученикам своим, что здесь процветет обильно вера Христова, и будет построено много церквей (летопись). В конце IX века Грецию посетила святая равноапостольная Ольга, бабушка князя Владимира, а в IX веке – сам великий князь Владимир Киевский и всея Руси принял святое крещение в Днепре своих вельмож и киевлян. Так вера Христова, на Востоке затемненная насилием неверных и упадком нравов народных, перенеслась в Киев и здесь озарила своим сияющим восходом всю русскую землю. Святой князь Владимир, умнейший и мудрейший, «Красное Солнышко», как называли его киевляне, понял всю красоту и правду Божественной Христовой веры. Он послал в Константинополь своих лучших послов, которые должны были на месте убедиться в истинности веры Православной и по возвращении все рассказать ему. Послы вернулись в Киев, и великий князь Владимир спросил их: «Скажите мне теперь, что вы глядели у греков?» Послы поклонились князю до земли и ответили: «Мы не знаем, государе и великий княже, где мы бывали – на небе или на земле. Когда мы стояли в их церкви, то такая великая была красота и благолепие, что мы себя не помнили». Великий князь Владимир своим чутким умом понял, что вера греческая понравилась его послам, и они говорят ему не из человекоугодия, а вполне искренне. – Так что же, славные послы-бояре, – весело сказал он им, – поскольку вера греков приглянулась вам, то, может стать, и примем ее себе? – Примем, примем себе эту веру, – в один голос сказали послы-бояре. Этого только и ждал умный князь. Теперь он не один, с ним заодно и бояре – знатные киевские граждане. Немедленно была снаряжена новая делегация в Константинополь, с которой князь Владимир просил греческого патриарха и царя, чтобы они прислали в Киев первых священников. Почти одновременно с этим событием святые братья Кирилл и Мефодий просвещали светом веры Христовой другие славянские народы – Моравию, Болгарию, Сербию, Чехословакию и др. Они составили славянскую азбуку, часть священно-церковных книг перевели на славянский язык (Евангелие, Часослов) и насаждали веру Христову в этих странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010