1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе начала XVII в. из Ярославского художественного музея с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (афонский иконописец, автор иконописного подлинника начала XVIII в.), в описании Сретения отмечено, что Анна стоит рядом со святым Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: Сей Младенец сотворил небо и землю». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, например, на свитке Анны, представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, конца XI – первой трети XII в. (монастырь святой великомученицы Екатерины на Синае). В минейных циклах фигуры праведных Симеона и Анны пророчицы помещались, как правило, после праздника Сретения (в соответствии с днем памяти), например, в Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII в. (Музей имени Андрея Рублева), на иконах «Минея на февраль» конца XVI в. из Вологды, на двусторонней иконе-таблетке середины XVII в. из Новгорода – с крестом и свитком в руках; на гравированных святцах Г.П.Тепчегорского 1713-1714 гг. – руки Анны прижаты к груди; на иконе «Минея годовая» последней трети XVIII в. (Музей имени Андрея Рублева) Обратим внимание на середину иконы Сретения: ее занимает не какое-либо человеческое изображение, но престол с возвышающимся над ним киворием, утвержденным на столбах. И престол, и столбы, на которых покоится киворий, как бы разделяют икону пополам. По одну сторону иконы изображены вышедшие в Сретение Христа Симеон и пророчица Анна. Иосиф Обручник несет на руках двух голубей – жертву, приносимую в храм при совершении закона. Эти два птенца голубиных символически понимаются Церковью как прообраз иудейского и языческого мира. Матерь Божия изображена склоненной, с руками как бы несущими Спасителя: Матерь Божия несет Спасителя, но Спасителя на Ее руках уже нет. Его держит Симеон Богоприимец, и престол, изображенный в самой середине иконы, между Матерью Божией и Христом на руках Симеона, образует как бы непроходимую преграду.

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

Тем свойственнее сему быть при зачатии и рождении Той, Которая была избрана и предуготовляема быть Материю Бога. В этом отношении Дева Мария и родилась уже (относительно, а не абсолютно) чистою и святою, как предочищенная Христовою благодатию по вере и упованию праведных Ее родителей. Тем не менее слово Божие учит, что первородный грех, как естественно перешедшее от согрешившего Адама ко всему его роду начало некоторого раздвоения между наклонностями нашей болящей природы и духовно ощущаемыми влечениями любви Божией, – потребляется только единым способом во всех – самыми страданиями и смертию Иисуса Христа со стороны Божественной благодати, и действительным общением в Христовых страданиях со стороны веры; а до сего человек необходимо носит в себе начало раздвоения между духовно-ощущаемыми влечениями любви Божественной и собственными наклонностями, хотя бы и верно последовал первым и побеждал ими последние. – От этого внутреннего борения, имеющего свое основание во грехе первородном, – до распятия Христова не была совершенно свободна и Божия Матерь, превосходящая и Херувимов нравственною чистотою. При самом кресте Христовом это внутреннее борение в Ней особенно и открылось, чтобы быть здесь же упраздненным крестом Христовым, – как заметил это Богопросвещенный взор святых Отцов. Вот свидетельство святого Василия Великого (в письме к епископу Оптиму, VII, 239 стр.): „Поскольку во время страдания Господня, – говорит святой и великий отец, изъясняя слова Симеона Богоприимца к Пресвятой Богородице: и Тебе Самой пройдет душу оружие, – всякая душа подвергалась как бы некоторому борению, по слову Господа, сказавшего: вси соблазнятся о Мне; то Симеон пророчествует и о самой Марии: когда будешь предстоять кресту, видеть совершающееся, слышать произносимое, тогда, после свидетельства Гавриилова, после неизреченного ведения о Божественном зачатии, после великого показания чудес, и в Твоей душе, говорит Симеон, произойдет некоторое треволнение. Ибо Господу надлежало вкусить смерть за всякого и, став умилостивительною жертвою за мир, всех оправдать Своею Кровию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почему же Симеон увидел в Младенце Бога, Владыку и почему евреи не видели в Иисусе своего Спасителя, Христа, Сына Божия? Это объясняет само Евангелие. Дух Святой был на Симеоне. Духом Святым ему было обещано, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа. Дух Святой привел его в храм. Нетрудно догадаться, что Дух Святой открыл Симеону и то, что невидимо для человеческих глаз. Иначе как можно было бы увидеть сокрывшегося под немощной младенческой плотью Творца и Вседержителя? Отсюда мы можем понять, как у нас появляется вера, почему она оскудевает и почему люди вообще не веруют. Вера — это действие Духа Святого в человеке. Это не наша заслуга, не наше усилие. Искреннее душевное стремление к познанию истины, жизни по совести делает человека только предрасположенным к тому, чтобы Дух Святой вошел в него и просветил его внутреннее существо, открыл ему истину, сделал его в этом смысле подобным Симеону Богоприимцу. Многие из нас часто оправдываются тем, что у нас нет такой веры, какая была у древних христиан, а тем паче у апостолов или пророков, про которых написано в Священном Писании. Мы говорим, что если бы в наше время совершались подобные чудеса, то и мы верили бы так, как они. Но какое чудо доказало праведному Симеону, что Младенец, взятый на руки, есть его Владыка и что от этого Младенца зависят его жизнь и смерть? Симеон уже устал жить, терпеть немощи, свойственные старости (а старость его была необыкновенно долгой — как говорит Предание, он жил около трехсот лет). Он желал разрешиться от ветхого тела, потому и обратился к Младенцу так: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Дух Святой открывает нам истины Царствия Небесного, которые сокрыты завесой вещей, кажущихся на первый взгляд обыкновенными. Так происходит, когда мы причащаемся, принимая по виду частичку хлеба, смоченную в вине. Однако, если в нас действует благодать Божия, мы чувствуем в себе внутреннее изменение и осознаем, что приняли Самого Христа. Взирая на иконы Спасителя, Божией Матери, угодников Божиих, мы за этими изображениями видим тех, к кому мы обращаем свою молитву, тех, кто сейчас взирает на нас.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Через несколько лет, в 1945 году, по просьбе верующих, храм был открыт. Здесь царило полное запустение. Трудами верующих и первого настоятеля возрожденного храма профессора Московской Духовной академии протоиерея Вениамина Платонова храм Всех Святых был приведен в порядок. В 1946 году, в праздник Пасхи Христовой здесь была совершена первая Божественная литургия. Постепенно храм возрождался, ему возвращалось благолепие. Мне, будучи епископом, архиепископом и митрополитом неоднократно приходилось возглавлять богослужения в этом храме. Сегодня, в сослужении сонма архипастырей, я был очень рад совершить чин Великого освящения этого храма, ибо, как выяснилось, в послевоенные годы, когда богослужения в храме возобновились, чин освящения не был совершен. Но это отнюдь не значит, что храм Всех Святых не намоленный. После войны люди приходили в этот храм со своим горем, со своими ранами душевными, с потерями, о которых они старались поведать в этих стенах Господу Богу. В этом районе храм Всех Святых всегда был самым посещаемым. Близость места его расположения от станции метро способствовала тому, что люди из разных районов Москвы приезжали сюда. Здесь возносилась молитва, люди черпали духовные силы для дальнейшей жизни. Сегодня, совершив Великое освящение, Мы верим, что сугубая благодать Господня будет пребывать с этим домом Божиим. Благодарю Вас, отец настоятель, за Ваше служение здесь. Вами многое сделано для устройства прихода, для благолепия храма, для того, чтобы и прилегающая территория была достойна храма Всех Святых. Благодарю Вас за переданный на молитвенную память образ Спасителя. Я рад был сегодня вновь совершить здесь Божественную литургию и чин Великого освящения храма. Благодарю архипастырей и всех священнослужителей за совместное служение. Благодарю всех вас, дорогие братья и сестры за совместную молитву, которая возносилась сегодня под сводами этого храма в день престольного праздника придела в честь святого праведного Богоприимца Симеона и пророчицы Анны. Святой праведный Симеон Богоприимец, которому было обещано, что он не увидит смерти, пока не увидит Спасителя, ждал пришествия в мир Христа Спасителя. Приняв на свои старческие руки Богомладенца Христа, праведный Симеон сказал: «Ныне отпущаеши Владыка по слову Твоему с миром». Он будто подводил итог своей долгой, многолетней жизни. Дай Бог, чтобы по примеру святого праведного Симеона каждый из нас, когда придет время завершать жизненный путь, мог бы сказать эти слова молитвы. Спокойствие совести, сознание пройденного с верой в Господа жизненного пути помогут каждому так подвести черту своей земной жизни.

http://pravoslavie.ru/20924.html

371 Сейчас на месте поля пастухов находится село, которое состоит только из православных жителей, так было во все времена. Пастухи – свидетели события Рождества Христова – завещали похоронить себя на этом поле, где им явились Ангелы, словословящие Христа. Здесь указывают место захоронения пастухов, на котором стоит храм современной постройки, расписанный в греческом стиле. Новое здание храма возведено на основании древней церкви. 372 Праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа празднуется на сороковой день после Рождества и приходится на 2/15 февраля. 373 Имя Симеон означает “слышание”. По древнему преданию этот Симеон был одним из 70 переводчиков Священного Писания на греческий язык и на его долю выпал перевод книги пророка Исаии. Он усомнился в пророчестве о рождении Еммануила от Девы ( Ис. 7, 14 ). Тогда явился ему ангел и сказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения этого пророчества. Память праведного Симеона празднуется 3/16 февраля. Молитва его (“Ныне отпущаеши”) издревле принята Церковью в состав вечернего Богослужения. 374 Имя Анна означает “милостивая”. Анна была пророчица из колена Асирова, дочь Фануилова. Память святой праведной Анны Святая Церковь празднует 3/16 февраля, вместе с совершением памяти святого праведного Симеона Богоприимца, а так же 28 августа (10 сентября). 375 О Вифлеемских событиях поклонения волхвов, бегства в Египет и избиения младенцев указывает нам только Апостол и Евангелист Матфей, обращающийся прежде всего к своим соплеменникам Иудеям и этим обличая их. 376 Волхвами называли ученых мужей, обладавших обширными знаниями тайных сил природы, занимавшихся наблюдением небесных светил, и тому подобное. Они были по преимуществу персы, но находились и в Аравии, и в других странах Востока. 377 Фарсис был знаменитым городом и гаванью на юге Испании, и служил так же названием одной реки и области. Пророк Иона бежал в Фарсис, находившийся в противоположном направлении от Ниневии. Корабли Соломона плавали к нему, вместе с кораблями Хирама, царя Тирского, по направлению к Финикии, так как Фарсис был Финикийскою колониею ( Ис. 33 ). Фарсис назывался у греков Тартезом. Он изобиловал драгоценными и цветными металлами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Проповедь в неделю Всех святых Скачать (MP3 файл. Продолжительность 34:44 мин. Размер 16.7 Mb ) Схиархимандрит Зосима (Сокур) Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с воскресным, праздничным днем сегодняшним. По милости Божией, провели мы Великий пост, провели мы Пасху, провели мы светлый праздник Пятидесятницы – праздник Святой Троицы, вчера совершили отдание, проводы этого праздника. И сегодня как бы итог всей истории Церкви Православной, осененной Духом Святым – Собор всех святых, от века Богу угодивших. Всемирный праздник торжества, весь мир сегодня празднует престольный день всех святых угодников Божиих. Начиная от Ангелов, Архангелов, Херувимов, Серафимов, Господствий, Престол, Начальств, Властей – с Небесного Воинства начиная и кончая земными ангелами во плоти, которые Богу угодили и стали равными Ангелам. Здесь и великие наши праотцы Адам и Ева, прародители наши, великие праведники Ной, Енох и другие. Пророки великие, ветхозаветные патриархи, которые верою в грядущего Спасителя жили, спаслись и во пришествии Христовом стали наследниками Царствия Небеснаго, стали равны ангелам. Праведный Иов Многострадальный, праведный Иосиф Прекрасный и другие ветхозаветные праведники, Симеон Богоприимец, Иоанн Креститель, ставшие уже на границе Ветхого и Нового Заветов. Особенно богат ангелами, угодниками Божиими – ангелами во плоти – Новый Завет: святой Иоанн Креститель, святые апостолы, святители Христовы, святые мученики, проповедники, апологеты, аскеты, преподобные отцы, пустынники, черноризцы, патриархи. Их же несть числа. Юродивые, цари и царицы, князья и княгини, преподобные, их же несть числа угодников Божиих, которые исполнили заповеди Божии, Богу угодили и наследовали Царствие Небесное, в лике Ангелов предстоят у Престола Божия. Особенно богата Русская земля подвижниками ХХ века, новомучениками, которые бесчисленным сонмом многомиллионным предстоят у Престола Божия и молятся о нас, о земле святой Русской. И нас Господь всех создал не для погибели, но для спасения и для наследия жизни вечной. И нам нужно угождать Богу, и нам нужно приходить к Богу, и нас Господь ждет: “Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы…” – и мы должны также наследовать Царствие Небесное.

http://pravoslavie.ru/2357.html

На обратном пути он стал молить Господа, чтобы Тот открыл ему имя неизвестного святого. И задремав, увидел «множество народа, состязание творящих, о взыскании имени того праведника», и до владыки донесся глас: «Симеоном зовут его!» Остановившись в Свято-Николаевском монастыре, он рассказал о своем видении архимандриту Тобольского Знаменского монастыря Сергию, игумену Далматовского монастыря Исааку и архимандриту Александру. Настоятели единодушно решили, что сон был откровением от Бога. Еще двоим было открыто имя святого во сне – это священник храма в Меркушино Иоанн Андреев и послушник игумена Исаака иеродиакон Василид. После этого сомнений об имени праведника больше не осталось… Когда юродивый уставал, он кричал: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» И тогда гроб становился неподъемным 12 сентября 1704 года с благословения святителя Филофея (Лещинского), митрополита Сибирского и Тобольского, нетленные мощи святого праведного Симеона были перенесены из Меркушино в Николаевский монастырь в Верхотурье, который сегодня известен всему православному миру. Их несли с молитвами и песнопеньями в резном гробе, выложенном лебяжьим пухом. Среди множества народа вслед за крестным ходом полз на коленях больной ногами от рождения юродивый Косьма, громко славя святого. Когда юродивый выбивался из сил, он кричал, обращаясь к святому Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» И тогда гроб наливался невиданной силой, и десяток крепких мужчин не могли стронуть его с места. Блаженный Косьма отдыхал, приходил в себя, и гроб с легкостью продолжал двигаться дальше. На всех местах остановок двух святых верующие впоследствии воздвигли часовни и храмы. В 1716 году монастырский храм сгорел дотла, но рака с мощами праведного Симеона чудесным образом оказалась нетронутой огнем. После восстановления храма в 1838 году их установили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который в 1863 году переименовали во имя святого праведного Симеона Верхотурского. Симеоновский крестный ход всегда привлекает тысячи людей со всей России

http://pravoslavie.ru/93598.html

И было в то поветрие Архиепископ Иона Великого Новаграда в скорби великой и в сетовании от смертоносной язвы, и молился Богу и Пречистой его Матери о помощи Божьей и спасении града; и был в ужасе великом и слышал глас глаголющий так: иди с крестами со Вселенским собором в Неревской конец за город в Зверинец к Покрову Пресв. Богородицы на скудельню, явился у той церкви на скудельне образ святого и Праведного Симеона Богоприимца; и поставь единым днём храм, народом же престанет мор. И по сем видении Архиепископ Иона восстав пошёл со всем Вселенским собором и с ним народ многий, и пришёл Архиепископ Иона пред икону святого и праведного Симеона Богоприимца и преклонив колена, молитву глаголя: о великий угодниче Христов святой праведный Симеон Богоприимец! помолись о нас грешных ко Господу Богу и Пречистой Его Матери; ты еси упование наше и надежда и заступник граду нашему, стена и покров и прибежище всем Христианам, на тебя бо надеемся и тобою хвалимся мы грешные, услышь наш плач людей сих, прими молитву раб своих, избави нас грешных от смертоносной язвы и от всякого зла; и начал петь молебен на скудельне, поставил церковь деревянную во имя святого и праведного Симеона Богоприимца единым днём; брёвна люди принесли на своих плечах из леса, Октября в а (1) день на Покров Пресвятой Богородицы и освящает сам Архиепископ Иона того же дни и Литургию совершив, аминь». В настоящее время здания в монастыре сем следующие: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Покрова Божьей Матери с приделами: а) во имя Благовещения и б) Св. Ионы, Архиепископа Новгородского; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Симеона Богоприимца каменная же; 3) ЦЕРКОВЬ Николая Чудотворца, приписного Бело-Николаевского монастыря. См. Бело-Николаевский Новгородский монастырь, с приделом Св. Апостола Петра и Павла; 4) КОЛОКОЛЬНЯ над святыми воротами каменными деревянная, в 1799 году построенная из Материала Белоникольской колокольни; 5) ОГРАДА кругом монастыря деревянная же; 6) КЕЛЬИ и при них службы также все деревянные. В 1780 году пожаловано было из государственной казны на возобновление монастыря сего 500 рублей; в 1809 году Граф Николай Петрович Шереметев дал вкладу 2.000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Но мы видим, по каким только путям заблуждения не идут сейчас люди на земле! Кто, как будто бы и истину ищет, проявляется верующим, кто хотел бы веровать правильно. Но, к сожалению, «сколько голов, столько и умов», по русской поговорке. Каждый на свой лад хочет понять христианство и объяснить его. Поэтому и получается столько заблуждений, столько пререканий о Личности нашего Спасителя, о Его деле и о Его Божественном учении. Но мы с вами должны помнить, что никакого иного учителя жизни, никакого иного наставника, никакого иного авторитета в жизни духовной мы с вами не можем признавать и знать, как только Господа Спасителя. Называли Его апостолы: (Ин.13:14). Он им на это сказал: вы делаете, (Ин.13:13). Но будем помнить, что Он Единственный Учитель и Наставник, и делать будем из мирян служителями Церкви только тех, кто истину будет говорить, кто не от себя будет говорить, а будет говорить точно, поясняя для нашего убогого рассудка Его учение, Его Божественный закон. Господь принес на землю Свое Божественное учение — это Сокровище из Сокровищ. Не умеет мир ценить это сокровище. Но те, кто его имеет, те знают его бесконечную ценность! Будем же помнить это, братие. В тот день, когда святой праведный Симеон предсказал, что Он будет предметом пререкания, для нас Он будет не предметом пререкания и споров, а для нас Он будет нашей жизнью, нашим спасением, нашим упованием на вечную жизнь. Аминь. Сретение: Праведный Симеон Богоприимец Знаем мы с вами хорошо, что Церковь наша великие свои праздники празднует не один день, а в течение целого периода нескольких дней, до самого отдания праздника, которое будет, Бог даст, в следующее воскресенье. Празднует Церковь праздник Сретения Господня, то преславное событие, когда в храме Славы Своея явился «яко Младенец руконосим». Сегодня, так же, как в самый день праздника, мы с вами слышали евангельскую весть о том, что праведному Симеону, который имел великую милость от Бога на свои старческие руки принять Создателя вселенной, было возвещено Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

" Жить со Христом " февраля 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святых Симеона и Анны " На второй день после Господских праздников мы всегда вспоминаем участников того или иного евангельского события, - сказал владыка в проповеди. - Бог всех объединяет: святых Ветхого Завета и Нового Завета, и нас, простых прихожан, вокруг Чаши, чтобы все с Ним соединялись, Его любили, жили только Им, к Нему стремились. Мы молились сегодня в этом замечательном храме, посвященном праведным Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Храмы строят, чтобы в них встречаться с Богом. Встречались с Ним люди и в ветхозаветном, Соломоновом храме. Его построили не так, как наши храмы: он был обращен алтарем на запад. Христа ждали с востока, а молились на запад. Христиане развернули алтари, мы молимся на восток, поскольку Спаситель уже пришел. Здесь, в храме, много позолоты, но нам даже не представить, как Соломонов храм был украшен: на него ушли тонны золота, оно сверкало изнутри и снаружи. В тот храм Господь пришел Младенцем и дал возможность Симеону подержать себя на руках " . " Симеон понимал, что на самом деле Господь держит его на руках, - продолжил архипастырь. - Старец просил Господа отпустить его в вечную жизнь. Смерть для него - счастье, радость, не как для нас: мы боимся смерти, потому что к ней не готовы. Святые к ней готовятся, а как Симеон-то это делал! Когда переводил Священное Писание на греческий язык, ему было сорок лет, и еще более двухсот лет он ждал исполнения пророчества, которое сообщил ему Дух Святой, " что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня " (Лк. 2:26). Праведник ждал, и встреча состоялась. К такой встрече Господь всех призывает. Встречаться с Ним надо в храме. Но Господа можно встретить абсолютно везде. Если мы навещаем кого-то в больнице, Он там нас ждет. Посещаем тюрьму - тоже ждет. Творим дела милосердия - встречаемся с Ним. Да если просто молимся дома, то мы в контакте с Богом. Поэтому везде нужно жить со Христом. Ветхий Завет показывает, как тяжело было жить без Бога. Тысячи лет ждали люди, и вот, Господь пришел, Он с нами. Мы должны причащаться как можно чаще, соединяться с Ним. Ему больше ничего от нас не нужно, только сердце. Все наши дела должны делаться в присутствии Бога. Что бы мы ни делали, должны понимать, что Господь смотрит на нас, наблюдает, как мы подвизаемся " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010