Литература: Житие Василия Мангазеиского и повествование о начале Туруханского Троицкого монастыря. Под ред. П. Е. Островских. СПб., 1910; Н. Абрамов. Блаженный мученик Василий Мангазейский. – «Странник». СПб., 1866, Н. Н. Оглоблин. Мангазейский чудотворец Василий. М., 1890; Е. К. Ромодановская. Легенда о Василии Мангазейском и Туруханская литературная традиция. – В сб.: «Вопросы истории Сибири досоветского периода». Новосибирск, 1973; Протодиакон Борис Пивоваров. Святой праведный Василий Мангазейский. – Журнал Московской Патриархии, 1977, с. 59–68. Преподобномученика Евфимия Константинопольскаго (Службу зри 1-ого мая) Тропарь, глас 4: Постнически предподвизався на горе,/умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси, всеблаженне,/паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси,/убив Копронима мечем веры/и обоих ради венчался еси от Бога,/преподобномучениче Евфимие приснопамятне. Кондак, глас 2: Яко постника благочестна и искусна/и страдальца произволением честна,/и пустыни жителя сообразна,/в песнех достойно восхвалим Евфимия приснохвальнаго:/той бо змия попрал есть. Преподобномученик Евфимий Новый, Афонский Преподобномученик Евфимий Новый, Афонский в миру Елевферий, родился в 1794 году в семье благочестивого торговца в селении Димитцани в Пелопоннесе (Греция). Окончив училище в Константинополе, уехал в г. Яссы, чтобы помочь своему отцу в делах торговли. За два года пребывания в Яссах у юноши появилось желание принять иночество. С этой целью он решил отправиться на Святую Гору Афонскую, но из-за военных действий между Россией и Турцией (1811 г.) оказался сначала в Одессе, а затем в Бухаресте. В Бухаресте юноша не выдержал плотских искушений и впал в пучину разврата, а затем, пристав к туркам, принял мусульманство. Через некоторое время, уже в Константинополе, он опомнился и, терзаемый угрызениями совести и глубоким раскаянием, бежал из дома своего турецкого господина в Русское посольство. Здесь его приветливо приняли и помогли ему добраться до Святой Горы Афонской. После 40 дней покаянных молитв в Лавре святого Афанасия Елевферий был возвращен в Православие через миропомазание. Впоследствии он ревностно подвизался на Афоне в скиту святой Анны, в Дохиарской, Эсфигменской, Иверской, Ставроникитской и других обителях, слезами покаяния, постом и молитвой, усердными трудами иноческими искупая грех вероотступничества. В скиту Иоанна Предтечи Елевферию явилась Пресвятая Богородица, после чего он принял монашество с именем Евфимий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святой мученик-младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский) родился 20 марта 1684 года в деревне Зверки Гродненской губернии, в семье благочестивых и православных родителей Петра и Анастасии Гавдель. В 1690 году, в день, когда родителей не было дома, младенец (6 лет) был похищен евреем-арендатором, жидом Шутко, и увезен в местечко Белый Сток, где и претерпел мученическую кончину 20 апреля от иудеев (ритуальное убийство) секты хасидов, что подтвердило судебное следствие. Св. Гавриила, распяли, прободили в бок и кололи его разными инструментами до тех пор, пока не выпустили всю кровь, и он умер. Тело младенца было брошено в поле, но скоро найдено и предано христианскому погребению, а мучители получили достойное возмездие. Через 30 лет после погребения в 1720 году совершилось открытие мощей святого Гавриила, они оставались нетленными. В 1746 году храм в Заблудове, в котором был погребен младенец, сгорел (возможно, был сожжен), но святые мощи уцелели. И в 1775 году было перенесение их в Слуцкий Троицкий монастырь. Тогда же было установлено празднование святому мученику Гавриилу. Слуцкий архимандрит Михаил Козачинский составил стихотворную повесть о мученике Гаврииле. Память св. мученика-младенца Гавриила Святая Церковь совершает 20 апреля/3 мая и 9/22 мая в день перенесения его нетленных мощей. Май 10 Василий Мангазейский, мученик Святой праведный мученик Василий Мангазейский чудотворец — первый святой, прославленный на Сибирской земле. Блаженный Василий родился около 1583 года в Ярославле, в семье благочестивого, но небогатого горожанина, именем Феодора. В юном возрасте он был взят неким богатым ярославским купцом на место управляющего продажей своих товаров в заполярную Мангазею — один из первых русских городов Сибири. В то время (конец XVI b.) в связи с использованием арктического мореплавания, Мангазея переживала расцвет как центр торговли и колонизации на русском Севере (впоследствии город запустел и в конце XVII b. прекратил свое существование). Святой Василий исправно исполнял свои обязанности управляющего, и честность его была очевидна всем. От природы кроткий и смиренный, с детских лет исполненный страха Божьего, он пользовался добрым расположением окружающих. Сердце его было исполнено веры в Бога, а любовь к молитве заставляла оставлять житейские заботы и ходить во святую церковь. Поэтому все свободное от работы время святой Василий проводил в храме за богослужением, часто и подолгу молился дома.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Святой праведный мученик Василий, Мангазейский чудотворец родился около 1583 года в Ярославле, в семье небогатого горожанина. В юном возрасте святой Василий был взят неким предприимчивым ярославским купцом на место управляющего продажей своих товаров в заполярный сибирский город Мангазею. В то время (конец XVI в.), в связи с использованием арктического мореплавания, Мангазея переживала расцвет как центр торговли и колонизации на русском Севере (впоследствии город запустел и в конце XVII в. прекратил свое существование). Святой Василий исправно исполнял свои обязанности управляющего. От природы кроткий и смиренный, с детских лет исполненный страха Божиего, он пользовался добрым расположением окружающих. Все свободное от работы время святой Василий проводил в храме за Богослужением, часто и подолгу молился дома. Юноше было 19 лет, когда тяжелое испытание привело его к мученическому венцу. Однажды, когда святой Василий молился в храме на пасхальной заутрене, хозяин обнаружил, что воры разграбили его лавку. Несмотря на зовы хозяина, святой Василий оставался в храме до конца Богослужения. Недоверчивый и сребролюбивый хозяин заподозрил и обвинил святого Василия в соучастии в преступлении и подверг его ругательствам и побоям. Неповинный юноша не утратил своей кротости и на все смиренно отвечал мучителю: «Истинно ничто же от имения твоего взях». Тогда хозяин отвел святого Василия к городскому воеводе, перед которым очернил его как преступника. Воевода подверг святого Василия новым пыткам, но он снес их терпеливо и безмолвно. Раздраженный молчанием святого Василия, купец пришел в ярость и по наущению лукавого ударил мученика связкой амбарных ключей. От этого удара святой Василий скончался († 4 апреля 1602 года). Тело святого было положено в гроб и предано земле, «где надлежит от воды мокрость», без должного христианского погребения. Прошло почти полвека. В 1649 году мангазейский стрелец Степан Ширяев заметил, что на погорелом месте близ храма в земле обнажилась верхняя часть неизвестного гроба (погорелое место образовалось после большого пожара 1642 г.). На гроб этот «для мирского ходу» была положена судовая доска, но ее, к изумлению очевидцев, переломило гробом, вышедшим из земли. Тогда над гробом поставили часовню.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кондак, глас 4: Страдание совершив, святе,/погребения же честнаго не сподобився,/в тинное место ввержен/и попираемь был еси от мимоходяших,/но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие,/прославляяйся во святых Своих,/даяй страдальцем венец нетленный. Ин кондак, глас 4: Иже новый в мученицех неповинный страдальче,/святе Василие, преревновал еси Иосифу Прекрасному и Моисею Угрину во искушениих,/за чистоту душевную и телесную/муки неповинно претерпел еси./Сих ради прослави тя Бог,/и святыя твоя мощи, по явлению твоему,/от Мангазеи к Енисею во обитель Святыя Троицы/ту сущим настоятелем принесошася/и подают исцеления с верою приходящим/и везде призывающим святое имя твое./Страстотерпче святый,/моли Христа Бога/о православном народе нашем/и о всех воех наших,/победу и одоление нам на всех/непросвещенных иноязычных людех даровати, споборствуя,/и от междоусобныя брани спастися всем моли. Ин кондак, глас 4: Просветися Божественною благодатию, Боголюбче,/целомудрием и терпением течение свое мученически скончал еси,/темже и по смерти яви тя светлость жития твоего,/источаеши бо чудесы,/с верою приходящим к честному гробу твоему и вопиющим:/радуйся, святый Василие,/Мангазейский и всея Сибири чудотворче. Молитва Святый мучениче Христов Василие, радости святых единовсельниче, наших скорбей и печалей пременителю и всякаго зла демонскаго губителю, припадая, молю ти ся: прииди в заступление мое, яко да очистится ум мой от деяния греховнаго, понеже лишаюся за сие благодати Божия; не имею тверда основания к покаянию, даждь ми умиление душевное и слезы грехоомывательныя, воздежи руце твоя святыя за убогую мою душу ко Господу Иисусу Христу, не остави мене, грешнаго, ради моего невоздержания, укрепи мя, бедствующаго душевными помыслы и внешними обуревании, имиже сам себе вина бываю, или от ненавидящих мя вправду, но вся по грехом моим праведно быти исповедаю. Буди ми, малодушному, покровитель и поборник благ и милостив, присещай мя, грешнаго, в скорбех и печалех и сохраняй от всякаго смущения противнаго, да не когда прогневаю Бога моего и тебе, смолебника моего благаго, но утверди мя молитвами твоими в страсе Божии и достойна покажи своеяй всегда милости. Аминь. Святой праведный мученик Василий, Мангазейский чудотворец

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При построении каменного храма мощи преподобного видели нетленными и над ними построен был храм в его имя 456 . Ныне местное празднование преподобному совершается 15 мая, в день иноческого Ангела преподобного. В приходском храме закрытого Сыпанова мона­стыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа, и верующие получают исцеления при раке преподобного. Страдание святого Василия Мангазейского Блаженный Василий, по рукописному житию его 457 , был ярослав­ский уроженец, сын ярославского мелкого торговца Феодора. Поступив в приказчики к богатому купцу, отправился он с его товарами в Ман- газею, тогда новое поселение русских между инородцами на реке Тазе. Блаженный Василий с юных лет жил в страхе Божием: он усердно молился Богу и хранил себя в чистоте. Купец-хозяин был человек сла­дострастный и жестокий; он хотел пользоваться Василием как орудием для удовлетворения скотским страстям. К сожалению, это тогда бывало нередко между поселенцами Сибири, – так показывает строгая грамота патриарха 458 . Но чем общее был гнусный порок, тем строже был к себе богобоязненный Василий. Он был честен и верен хозяину по торговле, но твердо помнил, что не призвал нас Бог на нечистоту, а на святость. Купец за несогласие на его дикую волю грозил мщением; 19-летний Василий предал себя в волю Божию. В рукописных святцах читаем: «святой мученик Василий отрок, иже в Мангазеи граде, новый чудот­ворец, пострадавший от господина своего за целомудрие». По руко­писному житию, это было так. В праздничную утреню обкрадена была лавка у купца. Купец донес о том воеводе Пушкину и объявил, что это воровство – дело Василия, не могло оно совершиться без его участия. Пушкин, по настоянию озлившегося купца, тотчас же велел привести Василия в съезжую избу и подверг его пытке. Василий говорил одно, что он – невинен. Пытки были так жестоки, что Василий несколько раз падал мертвым, но, приходя в себя, повторял, что он невинен. Рассви­репевший хозяин ударил связкой ключей в висок Василия; страдалец тяжело вздохнул и закрыл глаза. Когда снова подняли его на дыбу, уви­дели, что он уже скончался. Пушкин приказал немедленно положить тело в гроб и бросить в болотистое место, подле съезжей избы, в которой замучен был Василий; гроб погружен был в болото, и чрез него поло­жили доски для прохода просителей, стрельцов и других, в съезжую избу. Так думали скрыть преступление несчастные грешники 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пасмурный был и я из-за температуры. Сейчас занялся епархиальными делами и добираюсь до горы писем, чтобы хоть сколько-нибудь ответить. Виноват перед Петром Николаевичем, т. к. давно не смог ему ответить на его милое, доброе письмо. Спаси его Господи. Это раб Божий смиреннейший и богатый верой и умом человек. Милости Господни да сопутствуют ему в его добродетельной жизни. Моя воспитанница Наташенька пишет сейчас для Вас преподобного мученика Василия Мангазейского. Когда поеду, то привезу лично Вам. В Православном церковном календаре св. Василий отмечен 23 марта ст. ст. за 1947 год как преподобный. За нынешний, 1958 год он совершенно не упоминается. У Булгакова 223 упоминается как святой местно-чтимый в Сибири. Я полагаю, что Василий скорее святой мученик, т. к. его истязали и купец убил его связкой ключей в висок. Юноша был глубоко верующий и нравственный, так что если его считать преподобномучеником, то ошибки не будет, или просто мучеником. Юноша изображается и на коленях, а также есть изображение стоя, с разбитым лицом ключами. К иконе я приложу описание его жизни и святости по его мученической кончине и привезу Вам. А Вы, дорогой Владыка, имеете ли сведения о его житии? И что Вам известно? Моя дорогие чада духовные, о. иеродиакон Сергий и семья Карауловых просят Вашего святительского благословения и все мы – Ваших св. молитв. С сердечной братской любовью, преданный недостойный М. Нестор 5/VIII-58 г. 114 224 Епископу Афанасию (Сахарову) 4 ноября 1958 г. [г. Одесса] 22/Х Иконы Казанской Божией Матери св. равноап. Аверкия Ваше Преосвященство, дорогой, добрый друже и собрат во Христе Святитель Афанасий. Спаси Вас Господи за сердечное молитвенное поздравление в день, Божией Милостию, 42 года Архиерейской хиротонии моего недостоинства. Столько прослужил и ничего доброго и полезного не соделал, а грехами оброс, как ракушками. Но молитва Ваша и сердечность облегчают мое убожество. Знаю, что и 27/X-9/XI Вы помолитесь, и заранее благодарю. Так же я, Бог даст, служа Божественную литургию в Успенском монастыре, многажды раз с молитвой помяну Ваше святое имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Прошу принять на память это скромное приношение Вам, дорогой Владыка. Хочу успеть, пока ходят пароходы, побывать в местах, куда не доберешься в другое время года. Один путь из Новосибирска на теплоходе чрез Томск в Тогур. Второй путь очень дальний – от Красноярска по Енисею в Енисейск и др[гие] приходы. Там тоже не был архиерей. К Святейшему ранее осени не попаду. Погода в Новосибирске все лето дождливое, пасмурное. Пасмурный был и я из-за температуры. Сейчас занялся епархиальными делами и добираюсь до горы писем, чтобы хоть сколько-нибудь ответить. Виноват перед Петром Николаевичем 938 , т. к. давно не смог ему ответить на его милое, доброе письмо. Спаси его Господи. Это раб Божий смиреннейший и богатый верой и умом человек. Милости Господни да сопутствуют ему в его добродетельной жизни. Моя воспитанница Наташенька 939 пишет сейчас для Вас преподобного муч[еника] Василия Мангазейского. Когда поеду, то привезу лично Вам. В Православном церковном календаре св. Василий отмечен 23 марта ст. ст. за 1947 г. как преподобный. За нынешний 1958 г. он совершенно не упоминается. У Булгакова 940 упоминается как святой местночтимый в Сибири. Я полагаю, что Василий скорее св[ятой] мученик, т. к. его истязали и купец убил его связкой ключей в висок. Юноша был глубоко верующий и нравственный, так что если его считать преподобномученик, то ошибки не будет, или просто мучеником. Юноша изображается и на коленях, а также есть изображение стоя с разбитым лицом ключами. К иконе я приложу описание его жизни и святости по его мученической кончине и привезу Вам. А Вы, дорогой Владыка, имеете ли сведения о его житии? И что Вам известно? Моя дорогие чада духовные, о[тец] иерод[иакон] Сергий и семья Карауловых просят Вашего Святительского благословения и все мы – Ваших св[ятых] молитв. С сердечной братской любовью, преданный недостойный М[итрополит] Нестор. 5/VIII–58 г. Д. 34. Л. 94–95. Подлинник. Автограф. 31. 4 ноября 1958 г. 22/Х–58 г. Иконы Казанской Божией Матери, св[ятого] равноапостольного Аверкия

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

От Уруля до Берели 18 верст, дорога в горах и вдоль реки Бухтармы очень живописная: глыбами, или террасами, лежат камни, на которых есть по местам и деревья; долина узкая и лесистая, пересекаемая потоками реки Бухтармы. Переправились бродом через притоки, главную матеру (главное русло) реки переезжали на пароме, доехали скоро. Перед самой Берелью деревянный мост через реку Берель, правее, около села, соединяется с Берелью река Бухтарма. Селение Берель небольшое – домов 40–50, на склоне горы церковь небольшая во имя мучеников Кирика и Иулитты. Местный священник отец А. Подгорнов в приветственной речи говорил, что здесь, в Берели, как и в других местах Бухтарминского края, жили старообрядцы, и они обращены были в православие трудами священника села Сенного отца Андрея Рыбкина. Прихожане заботятся о храме, и только в последнее время частая смена священников и война помешали им кончить украшение храма. Сразу же началось вечернее богослужение, и на завтра, 5 июля, назначена была Божественная литургия. «Ныне, – говорил владыка в поучении за литургией, – Святая Церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского. Наша родина имеет великих святых подвижников: на юге духовными родоначальниками подвижников были преподобные Антоний и Феодосий, и там, в Киеве, в пещерах находится около двухсот нетленных святых мощей, их большей частью учеников. Для другой части нашего отечества, северной, таким Духовным родоначальником был преподобный Сергий. Есть дивное сказание: когда преподобный Сергий Молился о своих учениках и вышел наружу, то увидел великую стаю птиц, наполнявших воздух чудным пением. Прекрасные птицы были образом достойных учеников его. Молитва его была услышана: как птицы, ученики его впоследствии действительно наполнили чудным пением его обитель и весь Север нашего отечества. Преподобные Никон, Михей, Савва, Александр Свирский и другие подвижники – всё это ученики преподобного и покровители нашей северной страны. Есть ли у нас в отдаленной Сибири подвижники и небесные покровители? Есть. Вот недавно, 10-го минувшего июня, только что Господь прославил в Тобольске святителя Иоанна. Наша страна сравнительно недавно, двести лет, приняла христианство , но и здесь везде сияют честными крестами святые храмы и есть угодники Божии. Святой Иннокентий Иркутский, святой праведный Симеон Верхотурский, мученик Василий Мангазейский – всё это наши явленные небесные покровители. Ждут прославления святители Софроний Иркутский и Павел, митрополит Тобольский, почивающий в Киеве. Есть неведомые и местночтимые подвижники, и Господь, веруем, еще явит рабов Своих... Мы же, вознося молитвы к угодникам, сами должны подражать им применительно к нашим обстоятельствам и положению. Мирские люди должны явить мирское доброделание: любовь к Богу, молитву, милостыню, христианское воспитание детей и вообще добродетельную жизнь. Недалеко спасение и от нас, и Господь хочет всем спастися. Будем усердствовать, подвизаться в деле спасения».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

При построении каменного храма мощи преподобного видели нетленными и над ними построен был храм в его имя 223 . Ныне местное празднование преподобному совершается 15 мая, в день иноческого ангела преподобного. – В приходском храме закрытого Сыпанова монастыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа, и верующие получают исцеления при раке преподобного. † Страдание святого Василия Мангазейского Слаженный Василий, по ркп. житию его 224 , был Ярославский уроженец, сын Ярославского мелкого торговца Феодора. Поступив в приказчики к богатому купцу, отправился он с его товарами в Мангазею, тогда новое поселение Русских между инородцами на реке Тазе. Блаженный Василий с юных лет жил в страхе Божием: он усердно молился Богу и хранил себя в чистоте. – Купец-хозяин был человек сладострастный и жестокий; он хотел пользоваться Василием как орудием для удовлетворения скотским страстям. К сожалению, это тогда бывало нередко между поселенцами Сибири, – так показывает строгая грамота патриарха 225 . Но и чём общее был гнусный порок, тем строже был к себе Богобоязненный Василий. Он был честен и верен хозяину по торговле, но твёрдо помнил, что не призвал нас Бог на нечистоту, а на святость. Купец за несогласие на его дикую волю грозил мщением; 19-летний Василий предал себя в волю Божию. В ркп. святцах читаем: «святой мученик Василий отрок, иже в Мангазеи граде, новый чудотворец, пострадавший от господина своего за целомудрие». По ркп. житию, это было так. В праздничную утреню обокрадена была лавка у купца. Купец донёс о том воеводе Пушкину и объявил, что это воровство – дело Василия, – не могло оно совершиться без его участия. Пушкин, по настоянию озлившегося купца, тотчас же велел привести Василия в съезжую избу и подверг его пытке. – Василий говорил одно, что он – невинен. Пытки были так жестоки, что Василий несколько раз падал мёртвым, но, приходя в себя, повторял, что он невинен. Рассвирепевший хозяин ударил связкой ключей в висок Василия; страдалец тяжело вздохнул и закрыл глаза. Когда снова подняли его на дыбу, увидели, что он уже скончался. – Пушкин приказал немедленно положить тело в гроб и бросить в болотистое место, подле съезжей избы, в которой замучен был Василий; гроб погружен был в болото, и через него положили доски для прохода просителей, стрельцов и других, в съезжую избу. Так думали скрыть преступление несчастные грешники 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010