Братья мои, не уподобляйтесь ворону, которого Ной послал из ковчега посмотреть, прекратился ли потоп. Но птица уже более не вернулась назад. Она нашла падаль и принялась жрать ее. Но уподобляйтесь и подражайте той голубке, которую Ной послал на разведку. Она вернулась в ковчег, нигде не найдя сухого места, куда можно было бы сесть, потому что вода еще не спала и не было видно поверхности земли. Много воды было на поверхности земли. Как говорится в Священном Писании, «потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли» ( Быт.8:8 ). Ведь поистине весь мир сегодня затоплен водами греха и страстей, и несчастная душа христианина нигде больше не находит себе покоя, кроме святой Церкви, ставшей домом покоя и спасения, о котором говорил Давид: «Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня» ( Пс.30:3 ), и который (в древности) предзнаменовали три города, предназначенные Богом для израильтян, совершивших невольное убийство, где они получали убежище и спасение от казни: «Тогда отдели себе три города среди земли твоей... они будут служить убежищем всякому убийце» ( Пс.19:2–3 ). А потому, как мы уже говорили, Иоанн Златоуст называет Церковь твердыней и крепостью от нападок дьявола: Устрой твердыню против диавола: это и есть Церковь (Беседа 18 на Деяния Апостольские). Если вы, братья мои христиане, будете так поступать и постоянно спешить в мысленный Ковчег, в город убежище и твердыню, я имею в виду святую Церковь Христову, то не только в настоящей жизни избавитесь от потопа греховных страстей и будете выше брани и уловок дьявола, который всегда восстает на вас, но и в будущей жизни сподобитесь Царства Небесного и, благодаря уже воинствующей Церкви, достигнете вышней торжествующей Церкви первородных, написанных на небесах, о которой апостол Павел говорит: «Но вы приступили... ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22 ). Поистине посаженные в Церкви процветут в небесных дворах Господа, как сказал Василий Великий . Однако под двором в более возвышенном смысле можно еще понять небесную обитель. Поэтому кто здесь «насаждени в дому Господни», то есть в Церковь Бога Живаго, те и там, «во дворех Бога нашего процветут» (см.: Беседа на псалом 28) о Христе Иисусе, истинном Главе как горней, торжествующей, так и дольней, воинствующей Церкви. Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Если в 5:10–16 Жених описан в образах, взятых от Иерусалимского храма, то здесь Невеста описана в образах, взятых от Святой Земли. А брачная песнь храма и Обетованной Земли описывает брак Ягве и Его народа. Сами сравнения в описании таинственной Невесты в значительной мере повторяют ранее уже приведенные. О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая (дщи Надавля). Этим указуется на многие странствования, которым подвергался Израиль ради Своего Господа. «Странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои» ( Пс. 38:13 ). Как прекрасны ноги твои – это не простое переселение народов, а странничество Господне – в чем и прекрасен Израиль (странствования Авраама, Иакова, Моисея с народом). Дщерь именитая – Израиль избран из всех народов, несет на себе имя Господне. Или по LXX, дщерь Надавля. Надав – священник, сын Аарона, поднимался с Моисеем на гору Синай, потом, однако, принес чуждый огонь в скинию, за что был Богом лишен жизни. Подобно и народ Израильский, сия дщерь Надавля, сначала взошел с Моисеем на Синай, то есть воспринял Закон от Бога, но потом принес Богу огонь чуждый своим отступничеством в идолопоклонство, в нравственное разложение и, наконец, отвержение и распятие Мессии. За это и Господь подвергал этот народ наказаниям и даже духовной смерти. Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника . Красота Суламифи, являющая духовную красоту плодоносящих святых Израиля. Живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино, или пуп твой чаша источена, нелишаемая мста (патоки). Иерусалим – центр, «вершина земли» ( Иез. 38:12 ). Так говорит Господь Бог: «Это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него – земля» ( Иез. 5:5 ). Он духовно возвышается среди народов. Ягве-Господь устрояет спасение посреди земли ( Пс. 73:12 ). Кстати, и поныне в Иерусалиме показывают так называемый «пуп земли». Там не истощается ароматное вино , оттуда напояют землю потоки истинного учения, ароматные благодатью Духа Божия. Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями. Святая Земля изобилует пшеницей и даже называется землей пшеницы ( Втор. 8:8 ). Указание на благоденствие Израиля ( ворох пшеницы ) и его благолепие ( обставленный лилиями ) – красота природы, храма, святых Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Бл. Феодорит: «Сии древа приводит здесь для того, что кедр нетленностию, а кипарис благоуханием превосходят прочих; и о том и о другом однако во многих местах упоминает Священное Писание, которое для нас является не только одром, но и домом, и трапезою, и хлебом: и не только сладость благоухания издает, но и нетление, неповреждение, и безсмертие нам приносит». Таким образом, бл. Феодорит как и одр, так и дом толкует как образ Священного Писания, прилагая к нему свойства, прообразованные этими деревами, через которое и происходит сочетание души человеческой с превечным Словом. Глава 2 Вторая глава дает нам, может быть, самый красивый образ Песни Песней. 2:1 Аз цвет польный, и крин удольный. 2:1 Я нарцисс Саронский, лилия долин! Происхождение разночтения еврейского и греческого текстов будет объяснено в ч. III, гл. 4. Несравненна и прекрасна, плодородна и усеяна цветами Саронская долина, простирающаяся вдоль средиземноморского побережья Святой Земли. Роза Сарона , или, что то же самое, нарцисс Саронский – по аромату, цвету и красоте считалась на Востоке царицей цветов. Еще раз этот цветок упоминается в Священном Писании у пророка Исаии и, как и здесь, пророчески указует на Господа. «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» ( Ис. 35:1–2 ). Крин (или лилия ) – другой прекраснейший цветок, нежной белоснежной красотою украшающий удолия земли, то есть ее долины. Золотой (или розовый) цвет нарцисса (розы) Сарона указывает на царское достоинство. Белизна чудной лилии – символ чистоты и непорочности. И вот на бескрайних полях земли явился сей чудный неповторимый Цветок, а в глубоких долинах сия белоснежная Лилия . На землю сошел, и от земли процвел сей Цвет польный и Крин удольный. Сын Божий явился с Неба, Сын Человеческий процвел от земли. Об этом так пишут отцы:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Только тогда сподобимся мы услышать сказанное Богом: «Ныне Я снял с вас посрамление Египетское», а когда оно снято, тогда уже говорится: «И сыны Израилевы совершили Пасху в четырнадцатый день месяца» ( Нав.5:10 ). Ибо совершать Пасху могли они только после обрезания; и не сразу после обрезания, когда они еще не исцелились, могли вкушать они мясо пасхального агнца. Но, как сказано, после того, как выздоровели, «сыны Израилевы совершили Пасху в четырнадцатый день месяца». Ты видишь, что не совершает Пасху ни нечистый, ни необрезанный, но только тот, кто очищен и обрезан, как и Апостол объясняет: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор.5:7–8 ). Когда народ выходил из земли Египетской, он нес «тесто свое на плечах их» ( Исх.12:34 ). И когда тесто закончилось и не стало у них хлеба, Бог «одождил на них манну» ( Пс.77:24 ). Но когда пришли они в святую землю и «стали есть произведения земли в месте финиковых пальм, не было более манны у сынов Израилевых» ( Нав.5:12 ), и стали они питаться плодами земли той. По сути, упоминается о трех видах пищи. Одну мы едим, когда выходим из Египта, но ее хватает ненадолго. Затем следует манна. А третьей являются произведения святой земли. Этим разнообразием, по моему скромному разумению, показано, что первая пища, которую мы несем с собой, выходя из Египта, есть те весьма невеликие школьные знания (или несколько большие, если кто-то вдруг приобрел их), которые лишь немногим могут помочь нам. Придя в пустыню, то есть оказавшись в условиях нынешней жизни, мы едим манну только через то, что узнаем из установлений закона Божьего. Но тот, кто удостоится войти в землю обетованную, то есть получить обещанное Спасителем, будет питаться плодами земли в месте финиковых пальм. Ибо поистине, достигший обещанного после того, как одолел своих врагов, обретет плоды пальм. Ведь сколь бы ни велико было то, что мы ныне можем понять или узнать в законе Божьем или в Божественном учении, то, что сподобятся увидеть святые «лицом к лицу» ( 1Кор.13:12 ), а уже не гадательно, будет намного более великим и возвышенным, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Господь сказал: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6: 17). Некоторые говорят сегодня, что водами потопа был залит только определенный участок Земли – только Палестина. Странное суждение. Трижды повторяется, что погибло все живое на всей земле. Читаем: «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли» (Быт. 7: 21–23). Что еще надо доказывать людям, которые считают, что было затопление только какой-то части земли?! Говорят, что представления о географии в то время, когда создавалась Книга Бытия, были ограниченны. Но Моисей, ее автор, писал, будучи движим Духом Святым! Он не был очевидцем всех этих событий, но Дух Святой открыл ему, как все было. Кстати, ученые, верующие, что мир и все законы в мире и во Вселенной сотворены Богом, высказываются по этому поводу так: после потопа изменился климат на земле, до потопа ось Земли не была наклонена на 12 градусов, во время потопа Бог сдвинул ось Земли на 12 градусов, поэтому образовались полюса – Северный и Южный, климат изменился, закончился парниковый период, когда земля орошалась обильными росами, на землю после потопа стали выпадать атмосферные осадки. Сегодня находят на Северном полюсе останки мамонтов. Был обнаружен мамонтенок даже с цветочком в своей пасти, который он жевал: так с этим цветочком он и погиб. Произошла мгновенная катастрофа на земле – и вся земля лишилась жизни! Спасение И мы читаем далее: «И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге» (Быт. 8: 1). События потом развиваются так: «По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды» (Быт. 8: 6–7). «Неизвестно, когда придет самый последний час, а ты говоришь: я исправляюсь. Когда ты исправишься, когда переменишься?»

http://pravoslavie.ru/98976.html

8 Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова. 9 Придите и увидите дела Божии, чудеса, какие Он совершил на земле: 10 Он прекратит войны до концов земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. 11 “Успокойтесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, буду превознесен на земле”. 12 Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова. Псалом 46 1 В конец. Сынов Кореевых. Псалом. 2 Все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радости. 3 Ибо Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле. 4 Он покорил нам народы и племена под ноги наши. 5 Избрал нам наследие Своё, красу Иакова, которую возлюбил. 6 Возшел Бог при восклицании, Господь при звуке трубном. 7 Пойте Богу нашему, пойте! Пойте Царю нашему, пойте! 8 Ибо Царь всей земли – Бог, пойте разумно! 9 Воцарился Бог над народами, Бог сидит на престоле Своем святом. 10 Князья народов собрались с Богом Авраама, ибо мощные Бога на земле весьма превознесены. Псалом 47 1 Псалом песни. Сынам Кореевым. На второй субботы. 2 Велик Господь и славен весьма в городе Бога нашего, на горе святой Его, 3 хорошо укорененной, радости всей земли. Горы Сионские, ребра северные, город Царя Великого! 4 Бог в чертогах его ведом, когда защищает его. 5 Ибо вот, цари земли собрались, сошлись вместе. 6 Они, видя это, удивились, смутились, поколебались. 7 Трепет объял их: там болезни как бы рождающей. 8 Ветром бурным Ты сокрушишь корабли Фарсийские. 9 Как мы слышали, так и видели в городе Господа сил, в городе Бога нашего: Бог основал его на век. 10 Восприняли мы, Боже, милость Твою среди народа Твоего. 11 Как имя Твоё, Боже, так и хвала Тебе, – до концов земли: правдою наполнена десница Твоя. 12 Да возвеселится гора Сионская и да возрадуются дочери Иудеи, ради судеб Твоих, Господи! 13 Обойдите Сион и обнимите его, возвестите в башнях Его, 14 обратите сердца ваши к укреплению его, и разделите дома его, чтобы возвестить иному роду. 15 Ибо Сей – Бог наш во век и в век века. Он будет пасти нас во веки. Псалом 48 1 В конец. Сынам Кореевым. Псалом.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

в) Августин: “сначала создано вещество смешанное и неустроенное, из которого произошло все, что явилось потом разделенным и устроенным. Сие-то веще­ство, думаю, Греки называют хаосом, как и в другом месте читаем: Ты сотворил мир из необразного вещества ( Прем. 11:18 ), или, по иным кодексам, из вещества невидимого. Это вещество, не имеющее формы, которое Бог сотворил из ничего, названо небом и землей; и сказано: в начале сотворил Бог небо и землю не потому, чтобы они тогда же действительно и произо­шли, но потому, что могли произойти; точно так, как если бы мы, смотря на семя дерева, сказали, что тут и корни, и сила, и ствол, и плоды, и листья, то сказали бы не потому, конечно, что все это уже есть, но потому, что все это имеет произой­ти”. 1235 Подобным же образом рассуждали святой Иоанн Златоуст , Иларий, Епифаний, 1236 Амвросий, 1237 Севериан, Григорий Великий и другие. 1238 2 . Моисей изображает происхождение всего мира вещественного (космогонию), а не одной земли (не геогонию). Ибо говорит, во-первых, что Бог сотворил небо и землю, т.е. весь мир; за тем упоминает о сотворении света, о сотворении тверди небесной, о сотворении светил, солнца, луны и звезд. Но с дру­гой стороны, очевидно, что главным образом и с особенной подробностью Моисей описывает происхождение земли с различ­ными ее обитателями, а неба и вещей небесных касается как бы мимоходом, в той мере, как они имеют отношение к земле. Посему-то при описании третьего, пятого и шестого дней творения говорит только, что сотворил Бог на земле, и умолчал о том, что в тоже время сотворил Бог на небе или на телах небес­ных, хотя, по всей вероятности, и в эти дни действия творче­ской силы не ограничивались одной землей. 1239 По той же причине, повествуя о создании светил небесных, упоминает только о назначении их частном, какое они имеют относительно к земле, дает им имена, приписывает свойства такие, какие можно дать и приписывать им только с земли. 3 . Моисей повествует о первоначальном происхождении мира и земли, а не о преобразовании их. Ибо пишет: в начале со­творил Бог небо и землю, т.е. сотворил тогда, когда не было еще ничего. Далее: и сказал Бог: да будет свет. И стал свет.., да будет твердь..., да будут светила на тверди небесной...: все такие выражения, которыми ясно предполагается предшество­вавшее небытие. Наконец заключает свое описание словами: Так совершены небо и земля и все воинство их ( Быт. 2:1 ); значит, совершились, окончены только теперь, а прежде не суще­ствовали. Следует присовокупить, что и Иудеи и все Христиане первых веков единодушно принимали, что Моисей описывает здесь сотворение Богом мира и земли, а не преобразование.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Это вещество, не имеющее формы, которое Бог сотворил из ничего, названо небом и землей; и сказано: в начале сотворил Бог небо и землю не потому, чтобы они тогда же действительно и произошли, но потому, что могли произойти; точно так, как если бы мы, смотря на семя дерева, сказали, что тут и корни, и сила, и ствол, и плоды, и листья, то сказали бы не потому, конечно, что все это уже есть, но потому, что все это имеет произойти.» Подобным же образом рассуждали святой Иоанн Златоуст, Иларий, Епифаний, Амвросий, Севериан, Григорий Великий и другие. 2. Моисей изображает происхождение всего мира вещественного (космогонию), а не одной земли (не геогонию). Ибо говорит, во-первых, что Бог сотворил небо и землю , т.е. весь мир; за тем упоминает о сотворении света , о сотворении тверди небесной , о сотворении светил , солнца, луны и звезд. Но с другой стороны, очевидно, что главным образом и с особенной подробностью Моисей описывает происхождение земли с различными ее обитателями, а неба и вещей небесных касается как бы мимоходом, в той мере, как они имеют отношение к земле. Посему-то при описании третьего, пятого и шестого дней творения говорит только, что сотворил Бог на земле, и умолчал о том, что в тоже время сотворил Бог на небе или на телах небесных, хотя, по всей вероятности, и в эти дни действия творческой силы не ограничивались одной землей. По той же причине, повествуя о создании светил небесных, упоминает только о назначении их частном, какое они имеют относительно к земле, дает им имена, приписывает свойства такие, какие можно дать и приписывать им только с земли. 3. Моисей повествует о первоначальном происхождении мира и земли, а не о преобразовании их. Ибо пишет: в начале с о творил Бог небо и землю , т.е. сотворил тогда, когда не было еще ничего. Далее: и сказал Бог: да будет свет. И стал свет .., да будет твердь..., да будут светила на тверди небесной ...: все такие выражения, которыми ясно предполагается предшествовавшее небытие. Наконец заключает свое описание словами: Так совершены небо и земля и все воинство их (Быт. 2:1); значит, совершились, окончены только теперь, а прежде не существовали. Следует присовокупить, что и Иудеи и все Христиане первых веков единодушно принимали, что Моисей описывает здесь сотворение Богом мира и земли, а не преобразование.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Итак, Господь, желая наградить праведника за послушание Ему... говорит: семени твоему дам землю сию» 439 . Причем, речь здесь идет не о «детях Авраамовых» – всех верующих, а, именно, о его потомстве по плоти. Блаж. Августин: «И явися Господь Аврааму, и рече ему: семени твоему дам землю сию. На этот раз Обетование не касалось того семени, по которому он сделался отцом всех народов, а лишь того, по которому он является отцом одного Израильского народа; потому что земля та перешла во владение этого семени». То есть, Господь, как бы, не только созидает Свое дело и Свой народ, но воздает лично Своему другу, дарует ему его потомство и его народ. Св. Филарет Московский отмечает три причины, три значения, которые имеет избрание в качестве Святой Земли именно земли Ханаанской. По Божественному правосудию, хананейские племена должны быть наказаны и истреблены за их нечестие. По Божественной благодати, Господь дает избранному Своему народу землю, кипящую медом и молоком. По Божественной премудрости, избрана серединная земля, сообщающаяся со всеми частями света (Азия, Европа, Африка), дабы вся земля видела спасение, соделанное посреди земли. Св. апостол Павел усматривал в сихемском обетовании Аврааму мессианское значение. И семени твоему дам землю сию. Апостол Павел толкует: Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы, о многих, но, как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос ( Гал. 3:16 ). Явился Бог. Дано обетование. 3.4. Жертвенник Авраама Ягве Богу Пред взором великого странника раскинулись просторы Богом данной земли. Изумленный и обрадованный Авраам совершает свое первое действие на Святой Земле – он сооружает жертвенник. И создал там в Сихеме Аврам жертвениик Ягве, Который явился ему. Возносится жертва хвалы. Бог избрал Себе землю и друга. В ответ, в высоты бездонного неба воскуряется фимиам. В течение ста лет пастух Авраам будет переходить с места на место со своими стадами по всей, дарованной ему, земле. И всюду – жертвенники, жертвенники...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

21:3-4). Как сказано нами о работах в городе, так вкратце следует сказать и о том, что весь священный участок и владение города по вычислению с четырех сторон заключают в себе двести сорок шесть тысяч и одну треть [шагов]. Ибо если двадцать пять тысяч тростей, заключающих в себе по шести локтей и одной пяди, составляют шестьдесят одну тысячу шестьсот шестьдесят семь наших, то есть римских шагов, то никакому сомнению не подлежит, что при умножении этого [числа] на четыре получается выше приведенное число. Отсюда мы видим, что все должно быть понимаемо в духовном смысле, что владение Церкви гораздо обширнее, нежели бывшее некогда в Иудее [у священников и левитов], которые даже не получили уделов в святой земле, но от каждого волена получили сорок восемь городов не в полное владение, но для жительства и для убежищ (hospitia), чтобы также и те, которые хотя кажутся мирянами и не достигшими степени священства и левитства, однако, работая во граде Господнем, питались от святой земли, земли кротких и земли верующих, один из которых говорил: верую видети благая Господня на земли живых (Псал. 26:13). Ст. 21—22. А что останется, это будет принадлежать князю, со всех сторон, с той и другой стороны священного начатка и владения города против двадцати пяти тысяч [тростей] начатка до восточной границы, и со стороны моря против двадцати пятитысяч до морской границы будет удел князю, и будут священный начаток и святилище храма в средине его. И от владения левитов и от владения города, в средине частей, принадлежащих князю, часть между границею Иуды и между границею Вениамина будет принадлежать князю. Выше мы подробно говорили об этом князе и о том, что он один столько получил, сколько одно колено. Теперь же мы узнаем другое, именно — что все то, что останется от всех колен, он один получит, что нет ни одного колена, которое не приносило бы даров князю, — не с другого какого-либо места, но из начатков, назначенных для храма и святилища и избранных частей города. Ибо это означают слова: против двадцати пяти тысяч начатка до восточной границы или до морской границы так что начаток находится между семью и пятью коленами и на самом начатке город и предместья его, а в средине города святилище храма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010