Закрыть itemscope itemtype="" > «Свет Балтийского Православия» Собор святых Эстонской земли 02.12.2020 5745 Время на чтение 4 минуты Источник: Царьград Церковный календарь на 1 декабря Фото: www.pravoslavie.ru, www.globallookpress.com 1 декабря (18 ноября по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Вторник 26-й седмицы по Пятидесятнице (26-й недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Тем, кто следует церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору святых Эстонской земли и память шести известных нам поимённо святых. Собор святых Эстонской земли. Русская Церковь никогда не была узкоэтнической. Издревле она объединяла православных христиан разного происхождения: народы славянские и романские, тюркские и финно-угорские. Не является она и узкогосударственной: окормляемый ей Русский мир много шире современных границ России. Входят в него и эстонские земли, собор святых которых празднуется Церковью 1 декабря. Собор был установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, уроженца Эстонии, около четверти века возглавлявшего Таллинскую епархию. Согласно указу была написана и икона " Собор святых земли Эстонской " , которая находится в Александро-Невском кафедральном соборе города Таллина. Среди святых земли Эстонской – благоверный князь Александр Невский, в честь которого освящён главный православный собор Таллина, и преподобный Иона Псково-Печерский, в XV веке окормлявший православное население в окрестностях нынешнего Тарту. Праведный Иоанн Кронштадтский, много сделавший для развития общин православных эстонцев, и целый ряд новомучеников и исповедников XX столетия. Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: История Православия в Эстонии насчитывает многие столетия. Многие семена православной веры были посеяны здесь русскими миссионерами, в первую очередь из новгородских и псковских земель. Создавались очаги православной духовности. Строились усилиями нашего народа храмы, многие из которых до сих пор стоят, будучи замечательными памятниками культуры и истории, но в первую очередь – памятниками силе веры. Ведь храмы созидаются лишь тогда, когда они нужны верующим людям. И это видимое материальное предание нашей Церкви является надёжным подтверждением глубинных связей, которые существуют внутри нашей Церкви между людьми разных национальностей. И в Эстонии это чувствуется особенно ясно...

http://ruskline.ru/opp/2020/12/02/svet_b...

«Лета семь тысяч сто семдесят седмого. (1669) Сентября в восмыйнадесять день, по Указу Великого Государя Царя 1 Великого Князя Алексея Михайловича, всеа великие и малые и белые России Самодержца, и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Алексея Алексеевича всеа великие и малые и белые России и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Сердора Алексеевича всеа великие и малая и белые России, и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Ионна Алексеевича всеа великие и малые и белые России Память выркуцкой острог приказному Енисейскому, сыну Боярскому Первому Самойлову. В нынешнем во 177 году Сентября в 14-й день, бил челом Великим Государем, а в Енисейском всеезжей избе Стольнику и Воеводе Кирилу Аристарховичу Иаковлеву подал челобитную Старец Герасим, завел де он на Ангаре реке Пустыню и чтоб Великие Государи пожаловали его Старца Герасима велели для монастырского строения дать под хлебную пашню и под сенные покосы и под скотской выпуск земли ниже Иркуцкова острогу за Ангарою рекой на сосновой веретее, и от той веретеи в гору прямо и на низ по Ангаре реке. И как к тебе ся Память придет и тебе сыскать Иркуцково острогу всякими жилецкими людьми, та земля, о которой бьет челом Великим Государем старец Герасим: впустель лежит и не владеет ли кто по данным Государевым, пащенным крестьяном утесненья не будет ли; а буде по сыску объявится, что та земля лежит впусте и никто ее не владеет и пашенным крестьяном утесненья не будет, и тебе ехать на тое землю и по тамошнему рассмотрению под монастырь и под хлебную пашню и под сенные покосы и под скотской выпуск земли отвест ему старцу Герасиму, и той отводной земли учинить межи и грани, и всякие межевые признаки сновой той земли за руками прислать в Енисейской острог и велеть подать в съезжей избе стольнику и Воеводе Кирилу Аристарховичу Иаковлеву, а ся Память отдать ему старцу вместо данной; а той земли Старцу никому не продать, не заложить до Указу Великих Государей владеть самому. У сей Памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михаиловича всеа великие и малые и белые России Самодержца, и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Алексея Алексеевича всеа великие и малые и белые России, Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Феодора Алексеевича всеа великие и малые и белые России, и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Симеона Алексеевича всеа великие и малые и белые России, и Государя Благоверного Царевича и Великого Князя Иоанна Алексеевич а всеа великие и малые и белые России печать земли Сибирские Енисейского острогу Стольник и Воевода Кирило Аристархович Иаковлев приложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Содержание А. Баринова. Герой земли Русской Предисловие Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава Х Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Глава XVIII Глава XIX Глава ХХ Глава XXI Приложение I. Святой Александр Невский в православном богослужении Приложение II. Святой Александр Невский в русской поэзии народной и художественной Приложение III. Святой Александр Невский в рассказах современников-очевидцев О посещении Александра ливонским магистром Андреем Вельвеном. Нападение шведов О Пелгусии-ижорянине. Невская победа О шести храбрых мужах Ледовое побоище Путешествие к Батыю Пленение Неврюево Посольство от папы Последний подвиг святого Александра Кончина святого Александра Приложение IV. Святой Александр Невский в суждениях и отзывах русских историков Приложение V. Хронологическая таблица Источники, пособия I. Рукописные жития II. Полное собрание русских летописей III. Новейшие жизнеописания святого Александра Невского IV. По истории России V. По истории русской церкви VI. По военной истории     Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким теплым чувством, как Александра, много потрудившегося для Русской земли. Его бесценный вклад в строительство Российского государства, подвиги и исторические победы стяжали ему неувядаемую благодарность потомков и бессмертную славу. Хитров Михаил Иванович (1851–1899) – известный русский протоиерей и историк, автор жизнеописаний православных святых, популярных очерков и повестей из церковной истории, проповедей и поучений. Наиболее значимым из его произведений является фундаментальный труд «Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский», содержащий подробное жизнеописание невского героя. А. Баринова. Герой земли Русской Имя святого благоверного князя Александра Ярославича Невского известно всем русским людям. О его героическом пути повествуют жития, исторические труды и романы, живописные полотна и фильмы, в 2012 году он был признан олицетворением России. Предлагаемая вниманию читателей книга стала достойным вкладом в венок благодарной памяти герою земли Русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Смысл Земли Клеман, вдохновляясь библейским образами, святоотческим богословием, русской религиозной философией и современными философскими выкладками в книге «Смысл Земли» пытается выстроить православное богословие материи. Клеман поэтапно разбирает тайну тварного бытия (акцентируя внимание на его «плотности», реальности, весомости, но и «прозрачности» для Бога), космическое измерение Боговоплощения (взятие на Себя Христом плоти мира) и (м. б. самое ценное) — проблемы техники. «Православная космология геоцентрична — по той простой причине, что она христоцентрична. Соединение нетварного и тварного, метакосмического «неба» и панкосмической «земли» происходит во Христе на нашей земле, и поэтому земля находится в центре — не физически, но духовно. В святой плоти Христа, которая объемлет все чувственно воспринимаемое творение, две бесконечности Паскаля — а точнее, неопределенности — наполняются славой Бога — единственного бесконечного.» Оливье Клеман Смысл Земли Об авторе Оливье Клеман — один из крупнейших современных православных богословов, историк, философ, профессор Свято–Сергиевского православного института в Париже, попечитель ББИ. Книга Оливье Клемана посвящена попыткам религиозно–философского выражения православной космологии или философии материи. Она охватывает анализ библейских образов, богословие восточных отцов церкви, русскую религиозную философию, проблемы современного богословия. «Православная космология геоцентрична — по той простой причине, что она христоцентрична. Соединение нетварного и тварного, метакосмического «неба» и панкосмической «земли» происходит во Христе на нашей земле, и поэтому земля находится в центре — не физически, но духовно. В святой плоти Христа, которая объемлет все чувственно воспринимаемое творение, две бесконечности Паскаля — а точнее, неопределенности — наполняются славой Бога — единственного бесконечного»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Преподобная Евфросиния Полоцкая. Икона ЖМП 12 декабрь 2023 /  27 декабря 2023 г. 13:00 Преподобная Евфросиния Полоцкая — княжна, игумения, просветительница В этом году исполнилось 850 лет со дня преставления преподобной Евфросинии Полоцкой, просветительницы Белорусской земли, основательницы женского монашества на Руси, «матушке Русской земли», как ее с любовью именуют. О том, как знатная княжна выбрала монашеский путь, как основала одну из первых женских обителей на Руси, ставшую центром просвещения, как спустя семь веков были возвращены мощи святой игумении из Киева в ее родной Полоцк, как одна за другой возрождались полоцкие святыни, и прежде всего Спасский монастырь, основанный преподобной Евфросинией b XII веке, рассказывает настоятельница Спасо-Евфросиниевской обители игумения Евдокия (Левшук). PDF-bepcuя. — Известно, что преподобная Евфросиния была родственницей святого равноапостольного князя Владимира, его праправнучкой.   — Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, родилась в начале XII века, предположительно в 1102 году, в семье полоцкого князя Георгия и происходила из древнего княжеского рода, который корнями восходил к святому равноапостольному князю Владимиру. В 988 году князь Владимир принял святое крещение и разделил земли между своими сыновьями. Полоцкие земли достались его сыну Изяславу, который стал родоначальником династии полоцких князей. Во время правления князя Изяслава в Полоцке была учреждена первая епископская кафедра (до этого кафедры были только в Киеве и в Новгороде). С образованием Полоцкой епархии христианская вера стала распространяться по всей Полоцкой земле. При внуке князя Изяслава Всеславе в Полоцке был возведен грандиозный собор Святой Софии. Строительство третьего на Руси (после Киева и Новгорода) Софийского собора явилось свидетельством экономического и духовного роста Полоцкого княжества XI века. — Княжна Предслава с юных лет была книжницей, и слава о ее мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие достославные князья искали ее руки, но она отказалась от брака и тайно ушла из дома в монастырь. Было ей тогда 12 лет...

http://e-vestnik.ru/history/prepodobnaya...

Палестина Палестина – есть общее название земли евреев ( Быm. XL, 15 ), называемой также землей Господней ( Oc. IX, 3 ), святой землей ( Зax. II, 12 ), землей Израилевой ( Ueз. VII, 2 ), Землей Обетованной ( Ebp. XI, 9 ). Первоначально это название употреблялось только для обозначения приморского берега земли, занятой филистимлянами ( Ucx. XV, 14 , Uc. XIV, 29, 31 , Uouл. III, 4 ), и в этом единственном смысле употребляется в В. 3. Еврейское слово Пелешет, которому соответствует слово Палестина и которое переводится словом земля Филистимская или Филистея ( Nc. LXXXIV:4, CVII:10 ). Границы Палестины сначала определялись Иорданом и Мертвым морем, Каменистой Аравией, Средиземным морем и Сирией, но потом в состав ее вошли и земли по другую сторону Иордана от Арнона до Ермона и Антиливана. В этом протяжении границы ее к ю. простираются от южных пределов Мертвого моря до Идумеи, Каменистой Аравии и реки Египетской ( Чuc. XXXIV, 4, 5 , Bmop. II, 4–8 ). К з. Палестина граничит Средиземным морем, землей Филистимской и Финикией ( Чuc. XXXIV, 6 , Bmop. XI, 24 и др.). К с. она простирается от гор. Ор и Ермон до Сидона и Великого моря, до гор Ливана и Антиливана и Дамаска в Сирии ( Чuc. XXXIV, 7–9 , Hab. I, 4 , Bmop. XI, 24 и др.). К в. границы ее Евфрат и пределы владений колен Рувимова, Гадова, полуколена Манассиина до земли Аммонитской и Моавитской ( Hab. I, 4 , Bmop. II, 9 ; INap. V, 9, 10 и др.). При всей своей уединенности Палестина лежала, так сказать, в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, на столько же приближалась к известным тогда государствам Европы и Азии. Посему-то сам Господь говорит у пророка: Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг него земли ( Ueз. V, 5 ), и отсюда должны были излиться свет и спасение для всего мира. Палестина страна весьма гористая. Главные горы ее на с. Ливан (т. е. белая гора, называемая так частью от снега, 6 месяцев покрывающего вершину оной, частью от известковых скал и утесов) и Антиливан, идущий к Дамаску и известный в Свящ. Писании также под именем Ливана ( Nech. VII, 6 ); на ю. от них Неффалимовы горы, гора Фавор (гора Преображения) на высокой равнине Иезреельской, горы Ефремовы с горами Гевал, Гаризин, Кармил и др. Наконец, еще южнее горы Иудейские, между которыми более известны: Мория, Сион, г. Елеонская (гора Вознесения) и др. Господствующие формации означенных гор суть мел и известь с кремнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Феодоровском монастыре в Городце 12 сентября 2009 г. 21:48 12 сентября, когда Церковь воспоминает перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборном храме Феодоровского монастыря в Городце. По окончании Литургии Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый, дорогой Владыка Георгий, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, высокие руководители государства! Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с сегодняшним великим праздником. Для всей нашей страны праздник святого благоверного князя Александра Невского дает нам основания еще и еще раз вспомнить об этом великом святом земли Русской, который в личности своей соединил множество добродетелей. Мы знаем Великого князя как выдающегося политического деятеля Средневековой Руси, человека огромного управленческого и дипломатического таланта. Ему удалось оградить землю Русскую от самого страшного, что было не в теории, а в реальной практике каждодневной жизни — от нашествий грозных завоевателей с Востока. Он нашел правильные слова, чтобы, не теряя своего княжеского достоинства, не посрамляя земли своей, склониться перед теми, кто был гораздо сильнее, и в чьих руках была судьба страны. Но если бы Великий благоверный князь вошел в историю только этой стороной своего служения, он бы не был сегодня вспоминаем здесь как святой благоверный князь земли нашей. Он доказал, что не только мудростью, не только дипломатическим тактом и умением можно и нужно защищать Отечество от врагов. Но когда есть возможность, то необходимо вступить и в прямую борьбу с врагом. И он это сделал дважды, будучи совсем молодым человеком: разгромив и шведов, и ливонцев, остановив более чем опасную, катастрофическую для земли Русской оккупацию рыцарским орденом или мощной западной державой большей части новгородской земли. Он не только разгромил врага своим полководческим умением, но и в прямом единоборстве победил шведского полководца, повергнув в ужас шведов. Он не только умел мыслить, но умел извлечь меч из ножен в правильное и нужное время и прогнать врага, посягнувшего на его Отечество. Но если бы мы знали только об этом героизме святого благоверного князя, не прославляли бы его сегодня здесь, в Городце, и по всей Руси и не молились бы.

http://patriarchia.ru/db/text/740680.htm...

На конгрессе фонда «Помощь Церкви в беде» обсудили проблему исхода христиан из Святой Земли 16 апреля 2008 г. 10:58 Исход христиан из колыбели христианства не прекращается в течение последнего полувека. Время от времени это вызывает волны беспокойства у их единоверцев в благополучных Европе, Америке, Австралии, но, как правило, тема эта остается где-то на заднем плане и говорят о ней, по большей части, лишь в связи с очередными обострениями политической ситуации на Ближнем Востоке. В то же время ряд организаций на Западе постоянно стараются оказать христианам Святой Земли поддержку в той или иной форме. Одна из них — Международный фонд «Помощь Церкви в нужде», основанный в 1947 году голландским монахом Веренфридом ван Страатеном и ставший за 60 лет крупнейшей католической благотворительной организацией. В течение последних лет фонд оказывает постоянную поддержку христианам Ближнего Востока — как материальную, так и моральную. Последняя проявляется, в том числе, в максимально широком распространении информации о проблемах христианского меньшинства Святой Земли. Одна из секций масштабного международного конгресса «Место встречи — вселенская Церковь», который фонд провел 11-13 апреля в баварском Аугсбурге, была посвящена именно этой теме — печальной перспективе того, что в обозримом будущем в земле, где зародилось христианство, может вовсе не остаться коренного христианского населения. Зал Моцарта аугсбургского конгресс-центра (поколения предков великого композитора жили в Аугсбурге, и его отец перебрался в Зальцбург лишь за несколько лет до рождения Вольфганга Амадея) был полон людей, пришедших получить информацию о ближневосточных христианах «из первых рук» — от самих этих христиан. Основных ораторов было двое: оба— католические архиепископы, арабы-палестинцы по национальности, хорошо известные и уважаемые на Западе. Первый— 67-летний Фуад Туаль, недавно назначенный латинским Патриархом Иерусалима. Официальная инсталляция состоится в июне, и пока что монсеньор Туаль остается коадъютором Патриарха Мишеля Саббаха, уходящего на покой по возрасту.

http://patriarchia.ru/db/text/392281.htm...

Репортажи Проблему исхода христиан из Святой Земли обсудили на конгрессе фонда «Помощь Церкви в беде» в Аугсбурге 15.04.2008 23:32 Аугсбург-Москва, 15 апреля, Благовест-инфо. Исход христиан из колыбели христианства не прекращается в течение последнего полувека. Время от времени это вызывает волны беспокойства у их единоверцев в благополучных Европе, Америке, Австралии, но, как правило, тема эта остается где-то на заднем плане и говорят о ней, по большей части, лишь в связи с очередными обострениями политической ситуации на Ближнем Востоке. В то же время ряд организаций на Западе постоянно стараются оказать христианам Святой Земли поддержку в той или иной форме. Одна из них – Международный фонд «Помощь Церкви в нужде», основанный в 1947 году голландским монахом Веренфридом ван Страатеном и ставший за 60 лет крупнейшей католической благотворительной организацией. В течение последних лет фонд оказывает постоянную поддержку христианам Ближнего Востока – как материальную, так и моральную. Последняя проявляется, в том числе, в максимально широком распространении информации о проблемах христианского меньшинства Святой Земли. Неудивительно поэтому, что одна из секций масштабного международного конгресса «Место встречи – вселенская Церковь», который фонд провел 11-13 апреля в баварском Аугсбурге, была посвящена именно этой теме – печальной перспективе того, что в обозримом будущем в земле, где зародилось христианство, может вовсе не остаться коренного христианского населения. Зал Моцарта аугсбургского конгресс-центра (немногие знают, что поколения предков великого композитора жили в Аугсбурге, и его отец перебрался в Зальцбург лишь за несколько лет до рождения Вольфганга Амадея) был полон людей, пришедших получить информацию о ближневосточных христианах «из первых рук» – от самих этих христиан. Основных ораторов было двое: оба – католические архиепископы, оба арабы-палестинцы по национальности, обоих хорошо знают и уважают на Западе. Первый – 67-летний Фуад Туаль, недавно назначенный латинским патриархом Иерусалима. Официальная инсталляция состоится в июне, и пока что монсеньор Туаль остается коадъютором патриарха Мишеля Саббаха, уходящего на покой по возрасту.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

(Из заметок путешественника в Святую землю). Воины сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, говорит о терновом венце Спасителя нашего тот Евангелист, который стоял при кресте Иисусове вместе с Пресвятой Богородицей и был очевидным свидетелем предсмертных истязаний страждущого Господа нашего ( Иоан. 19, 2. 25 ). Мучителен был терновый венец! Он имел такие острые шипы, как острие иглы. О терниях и драчии Палестины часто упоминается в книгах Ветхого и Нового Завета. Хотя святая земля была землей «кипящей медом и млеком», но вместе с сим она в изобилии произращала терния и драчие. «Палестина страна шипов по преимуществу», говорит один очень опытный путешественник в Святую землю 1 . На первых же страницах Библии говорит Бог Адаму: терние и волчцы произрастит она тебе… ( Быт. 3, 18 ). По местным преданиям, Адам, по изгнании из рая, жил в Святой Земле, которая считается средоточием земли. Спасение соделал еси по среде земли… Терния Святой Земли имеют несколько разновидностей. По терновникам нашей земли мы не можем составить себе верного представления о терниях Палестины. Цветущая и всегда зеленая долина Иордана, долина никогда не покрывавшаяся белым саваном снега, долина, вода которой никогда не знала холодных оков льда и русских морозов, есть вместе с сим и долина обильного произрастания в Святой Земле терния и драчии. О струях вод сей долины прорицательно взывал Исаия: «жаждущие! идите все к водам (Иордана...)». У берегов его вместо драчия выйдет кипарис… ( Ис. 55, 1. 13 ). У берегов Иордана, среди вербий, о которых упоминает благочестивый паломник XII в. в святую землю игумен Даниил, в изобилии произрастают рожковое дерево, ягодичия смоковниц, (на такую смоковницу у Иерихона возлез Закхей), и дерево с именем нубк. Некоторые из новейших толкователей Евангельской истории предполагают, что это дерево нубк и есть древо тернового венца Спасителя 2 . Предположение это не верно. Нубк не растет ни в Святом граде, ни в ближайших его окрестностях. Нубк скорее есть тот вид терния, о котором Спаситель вопросил своих слушателей в нагорной беседе: еда обемлют от терния грозды, или от репия смоквы ( Матф. 7, 16 )?!

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010