святой Четыредесятницы



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ВЕЛИКИЙ ПОСТ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... ( см., напр. : Didache 7. 4 ) ; предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения. Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу) , по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого [3]. Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы) , но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Vв. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье (а в некоторых местностях – и в субботу) с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции ... далее ...
О звездном небе очищенного ума / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Вообще, вся христианская культура помогает приобретению правильных мыслей и воспитанию доброй христианской нравственности. Православие не поощряет невежество. Нам свойственно порой путать простоту и невежество. Это совсем разные вещи. Первое – добродетель, второе – грех! И опять же грех ума и воли. Такие мысли вызвал тропарь Великого канона. И подобных стихов в нем – сотни, а разного рода аскетических идей, вшитых в текстовую ткань, – тысячи. Бессмертное творение преподобного Андрея ждет нашего внимания, обещая открыть уникальные смысловые сокровища Великого поста. Благодать Святой Четыредесятницы, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая» [8], и молитвы святого Андрея Критского пусть помогут нам эти сокровища обрести. Сергей Комаров 27 марта 2018 г. [1] Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского [2] Добротолюбие. Том пятый. Святого Григория Синаита главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве. Пункт 60. [3] Цит. по: митрополит Иларион (Алфеев) . Православие, Том I. Тело, душа и ум. [4] Цит. по: митрополит Иларион (Алфеев) . Православие. Том 1: Грехопадение и ... далее ...
Две стороны покаяния / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... и скорби в христианстве! Все преобразил в нашей жизни Христос – и радость, и печаль. Только явление Царства Небесного уже здесь, в этой реальности, может родить слова, подобные апостольским: «радуйтесь, поскорбев теперь немного» ( 1 Пет. 1: 6 ) , или: «как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь» ( 1 Пет. 4: 13 ) . Вот и возвещает сегодня Церковь об этой радости в преддверии Страстной седмицы, чтобы наша скорбь о Христе страдающем была растворена светом приближающего Воскресения. Опыт переживания этой светлой печали должен стать главной драгоценностью, которую мы вынесем из Святой Четыредесятницы. Это и есть та радость о Господе, о которой говорит апостол и которая должна быть духовным стержнем нашей жизни. Но как можно радоваться всегда? Человек – существо падшее, избегающее благодати и прячущееся от Создателя. Человек болен. Как больной не может долго находиться на улице, хоть там свежий воздух и солнечный свет, так и поврежденный грехом человек не способен постоянно пребывать в Боге и с Богом. Да, это горькая правда о нас. Но в то же время христиане не могут не радоваться тому, что после прихода на землю Христа для нас открыты двери Царствия Божьего. ... далее ...
Божьи богатства. Часть 2 / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... – Долго. – Как именно долго? Он носит ее не снимая уже несколько месяцев, и это его нимало не волнует – такие вот богатые люди, я им завидую, они не переживают, не тревожатся, когда опаздывают на катер, плывущий на Афон, говоря: – Нечего страшного! Что же, я куплю билет на следующий катер. Я схожу с ума, когда у меня в жизни что-то не получается. Я бедный, я нетерпеливый, несдержанный, не уповаю на Бога, у меня слабая вера. Я очень беден, но богат, скажем, в финансовом отношении. У меня есть автомобиль, есть дом, но я очень беден духом. Другой ничего не имеет – даешь ему денег для Святой Четыредесятницы, говоря: – Батюшка, такая-то женщина передает 5 евро. – Что мне с ними делать? Я же никуда не езжу. Забери их! – Нет, батюшка, возьмите вы их! Поедете в Карею! – Но мне не надо в Карею, мне не нужны эти деньги! Другой смотрит на это и говорит себе: «Да, я бы их взял, а этот – не берет. Хочет быть свободным от денег, от имущества – от всего». Мы гневаемся, живем распущенно, осуждаем и говорим: «Я такой и не могу быть другим! Я это признаю! » Недостаточно того, что ты это признаешь. Почему не завидуешь тем людям, которые все это преодолели? Знаете ли вы, что некоторые ... далее ...
Божественная литургия / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... сказанию святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель Василий Великий просил у Бога «дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре Василий, проникшись восторгом и божественным трепетом, начал возглашать: “Да исполнятся уста моя хваления”, “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от Святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии». Литургия святителя Григория Двоеслова, или литургия Преждеосвященных Даров Литургия святителя Григория Двоеслова Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост — время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключаются всякая праздничность и торжественность. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары, которыми причащаются верующие, освящаются на литургии в воскресенье. В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова (23 октября по старому стилю) служится литургия по его чину. Последовательность и символическое значение литургии ... далее ...
Великопостные мытарства / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Великопостные мытарства Колонка главного редактора Как-то бурно начался нынешний Великий пост. Сначала странная дискуссия о необязательности для православных супругов телесного воздержания во время святой Четыредесятницы, которая еще долго будет отзываться в Церкви не просто смущением, а, к сожалению, б о льшим – сомнением, особенно у новоначальных. И не только в этом вопросе, но и в других церковных установлениях. Священники у аналоев на исповеди и в частных беседах с прихожанами это уже успели ощутить. На первой седмице пообсуждали эту, как сейчас выражаются, «волнительную» тему, а на третьей неделе со всей решимостью взялись за окончательное разоблачение церковного учения о мытарствах и за житие Василия Нового, которое как раз в эти дни многие духовники советуют читать своим прихожанам при подготовке к исповеди. Особенно досталось блаженной Феодоре! Здесь и «святцы такой не знают», и само житие названо «романом о мытарствах», «апокрифом, испытавшим влияние языческого герметизма». Но, к счастью, знают и наши, и греческие святцы блаженную Феодору. Знают, именуют ее преподобной Феодорой Цареградской, а празднует Церковь ее память 30 декабря. Что касается смысла ... далее ...
Литургика. Страстная седмица / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Литургика. Страстная седмица Христиане, постепенно предочищенные и приготовленные Святой Церковью в дни Святой Четыредесятницы, вступают после Недели Ваий в последнюю седмицу Великого Поста, предшествующую Пасхе. Эта седмица называется Страстной, или Великой. Она называется Страстной потому, что посвящена воспоминанию последних дней земной жизни нашего Спасителя, Его страданий («страстей») , смерти и погребения. По объяснению святого Иоанна Златоуста, великой она называется потому, что в эти дни совершены Господом великие дела: разрушено долговременное насилие диавола, поражена смерть, побежден грех, снято проклятие. Господь отверз рай, и небо стало отныне доступно для человека; люди соединились с Ангелами, разрушено и удалено средостение (преграда) греха, и Бог мира примирил небесное и земное через воссоздание, обновление и обожение человеческого естества. Служение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сретенском монастыре в Великую Среду 2009 года. Фото: В. Корнюшин Православие. Ru С апостольских времен дни Страстной седмицы, соответственно их великому значению, были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в ... далее ...
Оптинская Голгофа Юрия Ефимчука / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... этом писано в Евангелии, которое, как и всю Библию, просил читать постоянно. Говорил, что вечером перед сном надо просить друг у друга прощения. В первую седмицу Великого поста, которую благочестивые наши прародители называли неделею чистою, зарею воздержания, Юра взял отпуск и собрался в Оптину. Родители благословили сына иконой Нерукотворного Спаса, и 16 марта 1994 года он уехал из дома. В благословенной Оптиной, в этом «уголке Неба на грешной земле», как назвал обитель один из ее посетителей [5], потекли одна за другой великопостные седмицы. Благоговейный паломник вошел в «честные дни Святой Четыредесятницы, как в тихую пристань» [6], оставив позади треволнения житейского плавания, как оказалось, навсегда. «Тело мое становится всё легче и легче» В конце поста он напишет родителям: «Наконец настали теплые солнечные дни. Мы с Сашей [Петровым] ходили на святой колодец купаться (ну, это еще раньше было, когда был снег) , ходили на подсобное хозяйство, где пчелы, ходили в храм. Саша здесь дежурит иногда на вахте. Да, когда я приехал, переночевал в скиту, а утром встретил Сашу на вахте: вот такое вот чудо, а потом мне дали хорошую комнату, здесь они называются кельями… Пост ... далее ...
О молитвословиях и молебных пениях на разные ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником вечного блаженства, так как «Святым Духом всяка душа живится». Поэтому накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Святитель Василий Великий, оставивший умилительные молитвы, читаемые на вечерне в день Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых». Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы. Во Святую Четыредесятницу — дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь утверждает верующих в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, обязуя совершать в означенные дни молитвенные благотворные поминовения по отшедшим от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения еще и по той причине, что в седмичные дни Четыредесятницы не совершаются обычные ежедневные поминовения (заупокойные ектении, литии и панихиды и поминовения новопреставленных в третий, 9-й и ... далее ...
Митрополит Иларион: Великий пост – время, когда ...Искать в Источникеmospat.ru
... как и мы прощаем должникам нашим», — ибо невозможно с чистой совестью просить Бога о прощении, не прощая при этом ближних. И если в нашей душе тлеет огонь ненависти к тому или иному человеку, мы уже не сможем с чистым сердцем вознести свою молитву Богу. Великий пост открывается Прощеным воскресением – в этот день мы все просим друг у друга прощения. Особенно нелегко просить прощения у тех, кто нас обидел. Но тем не менее Церковь призывает в этот день просить прощения у всех – и у тех, кого мы обидели, и у тех, кто нас обидел, – чтобы с легким сердцем и чистой совестью вступить в поприще Святой Четыредесятницы. Воскресным вечером, накануне Великого поста, в храмах совершается вечерня с чином прощения. Чин прощения уже существовал в Церкви в IV-V веках, в монастырской жизни египетских монахов. Об этом мы узнаём из жития преподобной Марии Египетской, которое будет читаться в среду 5-й седмицы Великого поста. Но зачастую чин прощения у многих превращается в некую формальность – люди просто приходят в храм и просят прощения у тех, с кем не знакомы. Конечно, это тоже важно, но гораздо важнее простить наших близких, чье поведение составляет для нас проблему. Иногда ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: святой Четыредесятницы
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"