24. Муч. Саввы стратилата (т. е. воеводы), мучч. Евсевия, Неона, Лонтия, Логгина и прочих с ними, Пасикрата и Валентина, преп.: Фомы юродивого; преп. Елисаветы чудотворицы; пр. Саввы печерского. 25. Св. Ап. и св. Марка; пр. Сильвестра обнорск., Македония, патр. константинопол. По преданию, св. Македоний († 516 г.) во время своего отпевания совершил крестные знамение, а наши сектанты считают этот знак молитвы совершенно ненужным. 26. Свящснномуч. Василия, еп. амасийского; св. Стефана пермск.; св. прав. Глафиры девы. 27. Св. свм. Симеона, сродн. Господня; пр. Стефана, игум. печерск., Иоанна игум., Евлогия фиваидского. 28. Св. Апп. (от 70-ти): Иасона и Сосипатра и проч. с ними; мучч.: Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Керкиры девицы, Дады, Максима, Кинтилиана, Зинона, Евсевия, Неона, Саторния и Виталия; св. Кирилла, еп. туровского; п. Кириака каргопольского. 29. 9-ти мучеников, иже в Кизике Феоинида, Руфа, Аитипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фасмасия и Филимона; пр. Мемнона; мч. Диодора, Родопиана диакона; пр. Василия, еп. сербск. 30. Св. ап. Иакова зевед., св. Доната еписк.; мч. Максима; обр. мощ. свм. Василия, еп. амасийск. и св. Никиты, еп. новгор. Май 1. Св. прр. Иеремии; свм. Макария, митр, киевск. (1497); п, Пафнутия боровского (1477); п. Герасима, мч. Ваты. 2.      Св. Афанасия великого , патр. александрийского (373); муч. Еспера, Зои и чад их: Кириака, Феодула; пер. мощ. (1017 и 1115) благоверн. кн. Бориса и Глеба, во св. крещении Романа и Давида, свят. Афанасия пателар., кн. Бориса болгарск. Ик. Бож. М. Путивльской. Относительно мучч. Еспера и Зои раскольники говорят, что они не причащались св. Таин, однако спаслись. Но откуда они знают, что эти мученики не причащались? Правда, в житии их об этом не говорится, но потому, как говорит св. Иосиф Волоцкий , что нет нужды писать о том, «еже вси человецы ведят, яко не мощно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых тайны (Слово II о иноч. жит. 494–5 стр. Казань, 1857 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

26. П. Ксенофонта и Марии и чад их Иоанна и Аркадия; Симеона ветхаго, мч. Анании, Петра и 7 воин., перен. мощ. Феодора студийского, св. Иосифа солунск., еп. Ксенофонта робейск., Давида царя (груз.). Свв. Феодор и Иосиф, жившие после VII всел. соб., «книгу Триодь написаста» (Кн. о вер. гл. 16), а раскольники говорят, что после вселенских соборов ничего изменять нельзя. 27. Перенесение мощ. св. Иоанна Златоустаг о (из Коман в Константинополь, 438 г.). 28. Пр. Ефрема сирина (373), Палладия, пустын., Иакова постн., Ефрема печер., еп. переяслав., Ефрема новоторжск., Феодосия тотемск. (1568), п. Аркадия и Георгия (1015); ик. Б. М. Тотемской. Пр. Ефрему Сирину принадлежат 112 слов, который вместе с его житием и 22 словами св. аввы Дорофея , ученика его, и словом Исаака Сирина «о чину новоначальных и уставе» составляют книгу, известную под его именем. Эта книга 2-жды издана в 1652 г. и уважается раскольниками. Впрочем, последние ссылаются преимущественно на 105 слово (об антихристе), но и в этом слове есть немало свидетельств, приводимых православными в опровержение их учении об антихристе. В 107 сл. св. Ефрем так рассуждает о таинстве причащения: однажды Господь сказал: да прорастит земля былие травное, и вот уже несколько тысяч лет после этого слово Господне исполняется. Ежегодно земля, орошаемая дождем, производит траву и др. свои растения: никакая сила человеческая не в состоянии воспрепятствовать этому повелению Божию. Точно так же и о причащении: однажды на тайной вечери сказал Господь: «сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя», «сие творите в Мое воспоминание». И это слово Господне «всемощным Его повелением бывает, дóндеже приидет» (л. 319 об.). 29.       Пер. мощ. сем. Игнатия Богоносца ; м. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана, Паригория (297), Сильвана, Луки, Мокия (132 г.), п. Лаврентия печер. (ХП в.); Герасима, Питирима и Ионы еп. пермск. 30.       Собор 3-х вселенск. святителей: Василия Вел., Григория Богосл. и Иоанна Златоуста , свм. Ипполита римск., м. Кенсорина, Савина, Феофила, мц. Хрисии; п. Зинона, Петра цар. болгарск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

18) При исполнении сей инструкции поверенный по духовным делам в Константинополе не оставит хранить ее единственно дли своего сведения и руководства». К сожалению, дело не имело дальнейшего движения, по случаю несогласия министерства иностранных дел. 170 3 Новиков, Евг. Петр., старш. секр. посольства в Констант., впослед. посол в Констант. и в Вене. 5 Кирилл 2-й, патр. иерус. с 1847 г.; низлож. 7 ноября 1872 г., за отказ участв. в отлуч. болгар от православ. церкви; † в 1877 г. См. Лет. церк. событ. архим. Арсения, изд. 1880г., стр. 796, 837. 6 Кирилл 7-й, из митр. амасийск., избр. на патр. прест. 20 сент.1855 г., а 4 июля 1860 г. отказ. от престола. Там же, стр. 812, 820. 10 Павликиане, еретич. беспоповщ. секта, с манихейскими воззрениями о двух началах – добром и злом. Назывались павликианами или по имени своего наставника Павла, преемствовавшего ересеначальнику Константину, казненн. в 684 г., или потому, что часто ссылались на ап. Павла, и общины свои называли по именам церквей, основ. св. апостолом; сами же себя они назыв. христианами, а православных ромеями, т.е. римлянами. В 954 г. импер. Иоанн Цимисхий, по разрушении болгарск. царства, приказал переселить многих павликиан из азиатск. провинций в Филиппополь и его окрестности, где народ дал им название богомилов или богомолов (от частого моления на показ). 11 Богословское училище на острове Халки основано патр. констант. Германом 4-м, 15 сент., 1844 г. Оно помещ. в монаст. св. Троицы, возобновл. после пожара 1831 года. Наш Св.Синод ежегодно дает на эту школу по 2000 рублей. 12 Орден лазаристов основан в 1625 г. во Франции, с целию распространения христианства в чужих странах. Подр. см. Dictionnair aniverseld histoir et de geographie. Paris, 1860 г. 14 Горчаков, князь А.М., мин. иностр. дел, впослед. госуд. канцл., светл. князь; р.1797 г.; †27 февр.1883 г., в Баден-Бадене. 17 Петр (Троицкий), магистр VII к. киев. акад.; с 1853 г. инспектор киевской акад.; с 1855 г. рект. сем.; с 1858 г. настоятель посольской церкви в Костантинополе; с 1860 г.– в Афинах; с 29 мая, 1860 г., викарий кишин. епархии, еписк. аккерманский: † 10 окт., 1873 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

При этом нужно иметь в виду, что церковные должностные степени не зависят от власти епископа, как говорят некоторые, а от силы и действия канонов… так как иначе дело зависело бы от усмотрения епископов, что противно святым отцам» (Аф. Синт., III, 385–386). В добавление к этой мысли Вальсамона Zhishman очень основательно замечает: «... weil übereilte und zu rasche Beforderungen von Geistlichen, welche früher entweder ein unbedeutendes oder auch gar kein Kirchenamt versachen, leicht Krankungen verursachen oder auch in den Stufengang der kirchtichen Aemter Verwirrung bringen konnten» (Die Synoden. S. 213). 1349 Васил. Вел. кан. 89. Cp. относительно России указ 6 мая 1797 г. (Барсов, 397) и ст. 87 и 88 консисторского устава (изд. 1883 г.); 14 п. § 31 закона о церковных властях в Сербии. 1350 Сард соб. кан. 11, перво-втор. 16. Ср. ст. 7 канонизма о епископах в Константинопольском патриархате; чл. 116 и 117 болгар. экзарх. устава; указ 3 февраля 1887 г. в России; закон 9 июля 1852 г. о епископах и синодальное окружное послание 11 июля 1853 г. в Греции. 1352 Карфаг. соб. кан. 52. В Греции эти обозрения епархий со стороны епископов должны производиться по крайней мере раз в год (14 ст. уп. закона 1852 г.); в Сербии (п. 9 § 27 закона о церк. властях) и Болгарском экзархате – ежегодно (п. 8 чл. 115 экзарх, устава); в России – ежегодно, по крайней мере, по частям, если епископ не может посетить всю епархию в один год (указы 17 марта 1828 г. и 5 апреля 1881 г.; в духовном регламенте перечислено 15 правил, которых епископ должен держаться при объезде епархии (уп. изд., стр. 38–43). 1354 Относительно Сербии см. п. 18 § 27 закона о церковных властях; Болгарск. экзархата – п. 9 и 18 чл. 115 экзарх. устава. Относительно России указ 21 октября 1847 г. определяет все подробности порядка, каким епископ должен извещать Синод о состоянии своей епархии (Барсов, Приложения, стр. XXIV-XXVII). 1365 Ср. каноны: Анкирск. соб. 13, Лаод. 57, Антиох. 10, Васил. Велик. 89, VII Всел. 14 и толков. архим. Иоанна на 10 кан. Антиох. соб. (уп. кн., I, 400–401). 1371 Условие, чтобы местность, титул которой носит викарный епископ, подлежала православной власти, как в церковном, так и в политическом отношении, считается первым и основным, почему эти викарные или как их еще называют, «титулярные» епископы совершенно отличны от западных епископов in partibus infidelium. Об этих западных епископах in partibus должно сравнить Fleuri, Histoire ecclesiaatique (Paris, 1856). Croisades. Tome V, pag. 449, 451 и 452. См. об этих епископах также Concil. Tridentini sess. ΧIV de reformat., с. 2 (ed. Lipsiae, 1839, col. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

84 Он издаваем был неоднократно, но только в латинском переводе, а не в подлиннике (V. Casimiri Oudini – Commentar. de script. eccles. autiqu., tom. 1. pag. 1663–1664, Lips. 1722). Употреблялся и у нас в переводе славянском, и был помещен в Собрании краткия науки о артикулах веры, изд. при патриархе Иосифе в Москве 1649 г (Vid. Bergii – de statu eccles. et relig. Moscoviticae, pag. 25, Holm. 1704 и Сахарова – Обозр. Славяно-Русск. библиогр. т. 1, кн. 2. 510). Ныне обыкновенно печатается у нас при Следованной Псалтыри. 85 He перечисляем всех этих отеческих сочинений, по самой их много­численности. Исчисление их можно видеть в богословской библиотеке Валхия (tom. 1, cap. 2 et cap. 5, sect. 2). Исчисление и самое содержание – в известных патристиках Люмпера, Дюпеня и Сейлье. 86 κδοσις или κθεσις ακριβς τς ορθοδξου πστεως. У нас оно известно в четырех переводах: Иоанна, экзарха болгарского, сделанном еще в IX веке или в начале X, Епифания Славеницкого – в XVII, архиепископа московского Амвросия – в последней половине XVШ-ro, и наконец, в переводе, сделанном в московской дух. Академии и изданном в 1844 г. Три первые перевода славянские, последний русской. 87 Число глав в разных списках и изданиях Богословия святого Иоанна Дамаскина различно: в одних – 96, в других – 100, в третьих – 102, в четвертых – 103, еще в некоторых – 149 и под (см. Petri Lambecii – Commentar. de Aug. Bibliotheca Caesar. Windobonensi, lib. IV, pag. 269, 468, 469 et lib. V, pag. 13, edit. Kollarii) в переводе славянском – Иоанна, экзарха болгарского – 112, Амвросиевом – 111 (Калайдовича, – об Иоанне, экз. болгарск., стр. 20 и 56, Моск. 1824). Разность зависела от того, что некоторые главы были совокупляемы под одно число или излагались, как отделъные. Разделение этого Богословия на четыре книги, не встречающееся ни в одном из греческих списков, а находимое только в списках латинских, по всей вероятности, придумано на западе в средние века, где такое разделение Богословия было в употреблении (Vid. prolog. in libr. S. Johan. Dantasceni de fide orthod., Мих. Лекеня, в 1 том. изданных им соч. этого Отца, стр. 119–120.)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

т. 4, стр. 1111. 1123. Париж, 1638 г. Бл. Феофилакт. болгарск. Толков. на еванг. от Иоанна, стр. 839–840. Париж, 1631 г. 167 Св. богослов написал его в царствование Домитиана, в последнее десятилетие первого века. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 5, гл. 30: твор. стр. 330, Пириж, 1710 г. 168 Об этом знаем из известий древних о пространстве Церкви в начале второго веки. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 1, стр. 1. Москва, 1842 г. 169 В век апостольский сильны были следующие ереси: симонианская, менандрианская, николаитская, керинфианская, евионейская, назорейская и филетианская. Филарет. Начерт. церк.-библейск. истор. стр. 591–594. Москва, 1844 г. 175 Голлац. Богосл. акроам. стр. 171–178. 185–187. Ульм и Лейпциг, 1741 г. Говорят они и то, что свящ. Предание не могло сохраниться до нашего времени при различных переворотах гражданских и церковных, при потере и повреждении древних памятников Церкви, при смешении истинных преданий с суеверными и баснословными; но нам известно, что свящ. Предание и могло сохраниться и действительно сохранилось до нас в целости. Макар. Введ. в прав. богосл. стр. 285–289. Спб. 1852 г. 176 «Из древних сказаний знаем, что некоторые путешествовали по провинциям, посещали неизвестные народы, переплывали моря, чтобы лично видеть тех, с которыми познакомились из книг. Таковы были: Пифагор, Платон, Аполлоний ... Но что говорю я о людях века сего, когда апостол Павел, сосуд избран ( Деян. 9:15 ) и учитель языков ( Гал. 2:9 ), прошед Дамаск и Аравию, ходил в Иерусалим соглядати Петра и пребывал у него дний пятьнадесять ( Гал. 1:18 ), потом же, по четыринадесяти летех с Варнавою, поемь с собою о Тита, предложил апостолам благовествование свое, да не како вотще тек или течет ( Гал. 2:1,2 )? Тот же Павел хвалился тем, что изучал закон Господень и пророков при ногу Гамалиилову ( Деян. 22:3 ). Тимофея, измлада священная писания умевшего ( 2Тим. 3:15 ), он увещевал прилежать чтению и не нерадеть о благодати, данной ему с возложением рук священничества ( 1Тим. 4:13,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Все эти сохранившиеся до настоящего времени славяне называют себя одним общим именем болгар и сознают себя одним и нераздельным болгарским народом. Но далеко не все они постоянно принадлежали своими территориями к составу болгарского государства во времена существования этого последнего. Постоянное болгарское государство составляла нынешняя собственно так называемая Болгария (лежащая между Дунаем и Балканами). Затем, что касается до Македонии, то она довольно долгое время принадлежала к болгарскому государству в первый период его существования (остававшись свободною от ига греческого в продолжение 50 лет долее даже самой собственной Болгарии), и весьма недолгое время во второй; в забалканской Фракии совсем не утверждали своей постоянной власти государи первого царства, и только не очень значительной в ней северной полосой владели государи второго. Все болгары полуострова соединяемы были в одно болгарское государство весьма не на долгое время в правление Иоанна Асеня II. Точное и подробное обозначение границ болгарских поселений на западе с албанцами и сербами, на востоке и юге с греками и теми же албанцами, пусть читатель смотрит на карте и в приложенном к ней объяснении. Здесь, не вдаваясь в подробности, мы просто перечислим существующие в настоящее время епархии константинопольского патриархата, которые по своему населению или вполне, или отчасти суть болгарские. Перечисление начнем с запада от Сербии. Епархия нишская – смешанная, сербо-болгарская. Епархии – нишавская, виддинская, врацкая, ловецкая, терновская, рущукская, силистрийская и преславская (шуменская) – чисто-болгарские (за исключением того, что во врацкой, ловецкой и силистрийской есть некоторое количество православных влахов или румынов). На берегу Черного моря епархии варнская и анхиальская – смешанные, болгаро-греческие (а находящаяся между ними епархия месемврийская, ограничивающаяся, вероятно, только береговой, населенной греками, полосой, есть чисто греческая; по крайней мере сами болгары не причисляют ее к своим епархиям, см. официальную записку болгарских депутатов, поданную правительству в 1866 г., в болгарск. газете Время 1866 г. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

XXIV, стр. 294», но положительные сведения помещаемого нами жития о родине преп. Исаии не дают места этой догадке. 353. Житие это помещено архим. Никифором Дучичем в изданной им книге «Старине Хиландарске». У Београду. 1884, стр. 63– 78. 354. Иоаким Сарандапорский, или Осоговский, подвизался в стране Овчепольской в месте, называемом Сарандапор, в подкрылии горы Осоговских, в потоке, называемом Бабин-дол, при реке Скупице. Память его 16 августа. † 1105 году. 355. В пределах монастыря св. Павла, который тогда тоже был славянским. 356. Душан короновался царским венцом 16 апреля 1346 г. Даничич. «Животи кральева и архиепископа српских». У Загребу. 1866, 378–380. 357. Голубинский. «История правосл. славян. церквей болгарск. сербск. и румынск.» М. 1871, стр. 472–475. 358. Родослов говорит так: «и пришед едва умоли его о сем разрешении, он же преклонив се и моли старца Исаию поити в Царьград поискати о сем разрешения». См. Даничич, стр. 380–382 «…о поставлении 2-го патриарха серблем кир Саввы». 359. Этот Никодим, как повествует далее житие, при помощи трудов, тщания и советов преп. о. Исаии составил в Угровлахии два больших монастыря, в которых собрал в общежитие множество черноризцев, сиявших в той земле духовными добродетелями как светлая денница. 360. Родослов называет сего ученика Нифоном. См. Даничич, стр. 382. 361. См. там же, стр. 382–383. 362. Это было в начале 1375 г., незадолго до смерти патриарха Саввы, который скончался в этом году 29 апреля, на антипасху. Официальные сведения и акты об этом церковном раздоре и примирении сербов с греками см. в Acta Patriarch. Constatinop. Миклошича, т. 1-й, 300, 301, 303, 306. 363. По смыслу сих слов можно разуметь, что житие это писано одним из учеников преп. Исаии, сопровождавших его в этом путешествии. 364. В подлиннике, как замечает здесь о. архим. Н. Дучич, конец жития во многих местах трудно уже читается, так что от времени целые строки выцвели и изгладились. Поэтому восстановляем дальнейшее по смыслу тех строк, которые еще могут быть прочтены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2406...

860 Св. Григор. богослов. Слов. на св. светы явлен. Господних: твор. ч. 3, стр. 270. Москва, 1844 г. 867 Св. Златоуст. Бесед. 43 на книг. Бытия: ч. 3, стр. 31–32. Спб. 1853 г. Снес. Св. Ефрем. сирин. О покаянии: твор. ч. 1, стр. 262–263. Москва, 1848 г. 872 Бл. Августин. Бесед. 32 или 172 на слова апостола: воскр. чтен. год. 11, стр. 466. Киев, 1847–1848 г. 874 Св. Златоуст. Бесед. 36 на еванг. Матфея: ч. 2, стр. 139. Москва, 1846 г. Снес. св. Васил. велик. Нравств. прав. 1: твор. ч. 3, стр. 359. 360. Москва, 1846 г. 878 Бл. Феофилакт. болгарск. Толков. на еванг. Матфея, стр. 381. Казань, 1855 г. Снес. стр. 394, прим. 1–3, стр. 395, прим. 1. 880 Доказательством сего в отношении к первым служит заупокойная молитва их кадишь (kadish), книга Мазор и многие раввины, а в отношении к последним – молитва их эль-катме (el-katme). 884 Виргил. Енеид. кн. 6, ст. 740 и след. Лактанц. Божеств. наставл. кн. 7, гл. 20: твор. ч. 2, стр. 139. Спб. 1848 г. 889 Греческая Церковь , говорят латины, согласна с нами в учении о чистилище (А. Наталис. Истор. церк. т. 8, стр. 531–535, изд. 1787 г.); но в местах, указываемых ими в оправдание сего из творений писателей ее, говорится только о вселенском обычае поминать усопших, творить в пользу их милостыни и совершать о них бескровную жертву, а чистилище римское, как третье место или состояние душ, удовлетворяющих правде Божией терпением наказаний в загробной жизни, потому что не терпели их за грехи свои на земле, прямо отвергается. Только Мануил Калека говорят о чистилище сем согласно с латинами; но он, известно, отступил от Православия: почему и указание на него не доказывает того, что хотят доказать им латины. 891 Ecclesia catholica, по гречески καϑολικη, а καϑολικος (от κατα и ολος) значит всеобщий, всецелый, повсюдный, повсеместный. Так называлась св. Церковь в древности первоначально, в отличие от обществ еретических и раскольнических, учение и обычаи которых принимались только некоторыми лицами, но не всеми повсюду христианами (των καϑ ολου χριστιανων): а с того времени, как Церковь стала ограждать себя от ересей и расколов соборами вселенскими, название сие сделалось равнозначущим слову православный (ορϑοδοξος). Пациан. Письм. 1 к Симпрониану: библиот. древн. отп. и писат. церк. т. 7, стр. 257–258. Венеция, 1770 г. Оптат. милев. О раскол. донатист. кн. 1, гл. 1: Ламин. Полн. курс. патрол. т. 11, стр. 941–946. Париж, 1845 г. Викент. лиринск. Предостер. от еретик, гл. 2. 20: там же, т. 1, стр. 720. 745. Париж, 1839 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

444 Так, во Франции не приняты постановления собора тридентинского; галликанская церковь отвергает учение о непогрешимости епископа римского и поставляет его власть ниже вселенских соборов; для обнародования папской буллы в каком-нибудь государстве всегда требуется утверждение ее властию предержащею, а в противном случае она остается без всякого движения, и проч. Серединск. О богослуж. западн. церкв. ст. 3, стр. 8. Спб. 1849 г. 445 Собор. флорент. Декрет о соединен. церквей. Собор. тридент. Засед. 14, гл. 3. 7 и друг. Исповед. веры тридент. чл. II. 448 Именно: право священнодействовать, учить, судить, повелевать, запрещать, издавать и отменять правила, вообще делать все, что только нужно для блага и пользы Церкви; а дал сии права Иисус Христос ап. Петру, говорят латины, когда сказал: еже аще свяжеши:... и еже аще разрешиши... 449 Есть в свящ. Писании и другие изречения ( Мф. 17:27 ; Лк. 22:32 ; Ин. 1:42 ), на которые указывают латины, как на основания для мудрования своего о св. апостоле Петре; но изречения эти они сами признают очень мало имеющими силы в настоящем случае. Указывают они и на 15–16 ст. 3 гл. 2 Петр., утверждая, что св. Петр, как глава св. апостолов, одобрял послания св. Павла, и на 4–10 ст. 13 гл. Иоанн., говоря, что Спаситель умыл ноги прежде всех св. Петру, как главе апостолов; но и из первого места видно, что св. Петр подтверждал свое учение посланиями св. Павла, точно также, как подтверждал оное ветхозаветными писаниями ( 1Пет. 2:6, 22; 3:1, 12 ), и в последнем дано приметить совершенно противное тому, о чем говорят по поводу его латины (св. Златоуст. Бесед. 70 на еванг. от Иоанна: ч. 2, стр. 462–464. Спб. 1855 г. Бл. Феофилакт болгарск. Толков. на еванг. от Иоанна, стр. 752, Париж, 1631 г.). 450 Илар. пиктав. О троице кн. 6 и Толков. на еванг. от Матфея: твор. стр. 35. 170. Кельн, 1617 г. Св. Амврос. медиол. Толков. на еванг. от Луки кн. 6: твор. ч. 2, лист. 121 и на обор. изд. 1516 г. О таинств. воплощен. Господня, гл. 5: твор. ч. 3, лист. 159, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010