Но пророк, сознавая безмерность Духа сего и всегда понимая, что Он пребывает во всем, говорит Богу Отцу: Куда пойду от Духа Твоего, и куда мне бежать от лица Твоего? Если я поднимусь на небеса, Ты будешь там; и если сойду в ад, туда придешь и Ты (Пс. 138:7). Здесь, конечно, он указал, что Бог всегда был повсюду со Своим Духом, от Которого, по его словам, он вообще не мог убежать. Здесь ты, возможно, будешь утверждать, что Дух Божий одно, а иное Святой Дух; но облаженный пророк свидетельствует, что Тот есть Дух Святой, Кто есть Дух Божий, говоря: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Святого Твоего не отними от меня» (Пс. 5:13). И так как один Дух Святой был дан Апостолам и пророкам [о чем свидетельствует блаженный апостол, говоря: И имея Тот же Дух веры, как написано: я веровал, потому что говорил; и мы веруем, потому и говорим (1 Кор. 4:13)]; Несомненно показывая, что один и тот же Дух Божий есть Дух Святой, он говорит: А отвергающий сие не человека отвергает, но Бога, давшего нам и Духа Своего Святого (1 Фес. 4, 8). И в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, Утешитель, Которого Господь обещал и послал к ним, что Он действительно был Духом Божиим, блаженный Петр показал это пророческой речью, сказав, что именно это и было сказано пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Господь: излию от Духа Моего на всякую плоть (Деян. 2:16, 17). И немного позже (ст. 18): И действительно, на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и они будут пророчествовать. Посему необъятность сего единого Духа, которой естественно может обладать только истинная Божественность, более того, которой естественно обладает только истинный Бог, не только показал блаженный Давид, но и несомненно утверждал пророк Иоиль, в том, что он говорит в лице Слова Бога: излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоиль,2, 28). Вот почему в книге Премудрости также сказано: Ибо Дух Господень наполнил мир, и Содержащее все имеет познание гласа (Прем. 1:7). Итак, нет ничего недостающего, но всюду огромное целое, которое, как сказано, наполняет и мир, и содержит все вещи.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Святой Дух таинственно исцеляет наше сердце и делает нас способными принять истину. Грех делает нас мятежными и недоверчивыми; Святой Дух созидает в нас способность покориться и довериться Христу. Наша воля, порабощенная грехом, приобретает свободу обратиться к Богу. Под влиянием греха мы не доверяем милосердию Божию, Его желанию и способности спасти нас; Святой Дух внушает нам сердечную уверенность в любви Божией: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим 8:15, 16). Дух, возрождающий к новой жизни Бог говорит через ветхозаветного пророка: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез 36:26, 27). Подлинная вера, которую созидает в нас Святой Дух, означает не просто перемену убеждений, а перемену сердца. Здесь нам надо рассмотреть вопрос, который многие задают — если утверждается, что наше исправление есть дело Божие, то должны ли мы сами над ним трудиться? Это противопоставление — либо мы, либо Бог — возникает, когда мы представляем Бога и человека как двух людей, разделяющих «фронт работ». Но это представление ошибочно; Бог Святой Дух действует не вместо нас, а в нас — как говорит апостол, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп 2:12, 13). Мы призваны с благоговением стремиться к праведной жизни, понимая, что само это стремление — Божий дар. Представьте себе влюбленных юношу и девушку. С одной стороны, они воспринимают любовь как что-то дарованное им — и вся любовная лирика всех времен и народов упоминает именно это чувство дара; с другой стороны, они сами (а не кто-то за них) сближаются, вступают в брак и учатся жить вместе. Как сказал поэт: Но вспять безумцев не поворотить,

http://radonezh.ru/2022/06/14/sergey-hud...

4) Обещание служить Богу дают за детей взрослые – приносящие: «Приносите Ему детей, чтобы прикоснулся к ним» ( Марк. 10:13 ), а когда ученики не хотели допустить детей до Христа, то Иисус вознегодовал и обнял детей, возложил руки на них и благословил (16 ст.). С точки зрения сектантов, Христос поступил неправильно, преподав благодатные дары Св. Духа лицам, не имеющим веры ПРАВОСЛАВНЫЙ: Дух Святой подается непосредственно верующим и никакого душистого масла не нужно. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благая давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» ( Лук. 11:13 ). И ап. Павел говорит, что христиане – храм Св. Духа: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои " ( 1Кор. 6:19 ). А мы знаем, что Дух Святой непосредственно сходит на верующих: «Когда Пётр еще продолжал эту речь. Дух Святой сошёл на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшее с Петром, изумились, что Дух Святой излился и на язычников».( Деян. 10:44–45 ) Напрасно сектанты ссылаются на эти места Св. Писания. В этих текстах говорится только о том, что христиане принимают дары Св. Духа и что источником благодатных даров является Сам Господь Бог . И только. Но здесь совсем не говорится о том, что дары Св. Духа подаются без пастырей Церкви и без видимых знаков, установленных в Церкви Христовой. Что касается 10-й главы книги Деяний апостолов, то из неё ясно видно, что хотя Корнилий сотник был мужем и благочестивым, и Бог услышал его молитву, однако же Дух Святой не был послан на него непосредственно, но ему, через ангела Божия было сообщено, чтоб он обратился к ап. Петру. И только в присутствии ап. Петра пастыря Церкви, на сотника Корнилия и на всех уверовавших сошел Дух Святой. Причем здесь было особое чудо Божие: Дух Святой сошел на язычников до их крещения. Меж тем, сектанты на основании этого места не говорят того, что крещение не нужно, раз Дух Св. нисходит без совершения этого таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Дух Господа Бога Моего на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы – так говорил о Себе Мессия устами того же пророка ( Ис. 61:1 ; ср.: Лк. 4:18 ). Святой Дух наитием Своим, по замечанию святого Иоанна Златоустог о, «как бы некиим перстом указал Христа всем» 143 . С этого времени и сам Креститель Господень Иоанн проповедует уже не о грядущем, а о пришедшем Мессии. Разрешая вопрос, почему Дух Святой явился в виде голубя, святые отцы говорят, что этот образ наиболее приличествовал и Духу Святому, и Христу Господу. «Голубь есть животное кроткое и чистое, и как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в сем виде» 144 ; «в виде голубя снисшел Дух в изображение Христова человечества чистого, незлобивого, истинного» 145 . С другой стороны, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучец, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя; там сучец масличный, здесь милость Бога нашего» 146 . Объясняя глубже сошествие Святого Духа, сопребывавшего Христу и прежде, святые отцы научают понимать его богоприлично. «Никто да не подумает, – говорит святой Афанасий Александрийский , – что Христос приял, не имея Его прежде, ибо Он послал Духа свыше, как Бог , и Он же приял Его долу, как человек» 147 , и, как изъясняет святой Иоанн Златоуст , «Дух Святой сошел на Иисуса не так, как бы в это время был Ему первоначально даруем, но для того, чтобы показать Проповеданного» 148 . Православная Церковь не имела никакого сомнения в том, что Господь Иисус Христос крестился в струях Иорданских чрез погружение. На это указывает восхождение Его из воды, о котором говорят евангелисты Матфей ( Мф. 3:16 ) и Марк ( Мк. 1:10 ) и которому, естественно, по выражению Константинопольского патриарха Иеремии 149 , предшествовало нисхождение в воду. Блаженный Иероним пишет: «Сам Спаситель наш Иисус Христос, Который не очищался в крещении, но крещением Своим очищал все воды, тотчас, как только поднял главу из потока, приял Духа Святого» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Они видели в Святом Духе только некую безличную энергию, что-то, что нам бы напомнило электричество или силовое поле. Но апостолы свидетельствуют о том, что Святой Дух — личность, и более того, Бог. Например, мы читаем: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2). Дух говорит о Себе как о личности — «Мне», «Я», у Него есть особые замыслы в отношении Варнавы и Савла, и именно Он призывает их на служение. Схождение Святого Духа на Апостолов. Тканый покров алтаря церкви Святого Николая, Теддингтон, Глостер, Англия. Автор Джеки Бинз. www.JacquieBinns.com Апостольский собор в Иерусалиме начинает свое обращение словами Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28). Святой Дух несомненно личностен, и Он проявляет волю — что-то Ему угодно, а что-то нет, и Он проявляет ее через соборное решение Церкви. Особые дары Святого Духа подаются через апостольское рукоположение: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого... через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян 8:17-18, см. также Деян 14:23). Те, кого рукоположили апостолы, наделены даром рукополагать следующее поколение церковных служителей — и так любого современного православного епископа или священника связывает с апостолами непрерывная цепочка рукоположений. Дух, свидетельствующий об истине Господь Иисус говорит: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. ...Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26). Как Церковь не есть просто собрание единомышленников, но организм, живущий Святым Духом, так и вера всякого христианина не просто набор убеждений, но проявление — и дар — живущего в нем Духа. Как говорит апостол, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12:3). Святой Дух проявляет Себя в великих подвижниках более явно, чем в обычных верующих, потому что святые дают Ему больше возможности действовать, но Он пребывает в любом христианине, и никто не может обладать подлинной верой во Христа без Святого Духа.

http://foma.ru/svyatoj-dux.html

Получив прощение и примирившись с Богом, мы обретаем все необходимое для исправления нашей жизни. Как пишет святитель Филарет, митрополит Московский, в «Пространном катехизисе», «бесконечной цены и достоинства добровольные страдания за нас безгрешного Богочеловека и Его крестная смерть — есть полное исполнение Божия правосудия, за грех осудившего нас на смерть, а также безмерная заслуга Спасителя, давшая Ему право не нарушая правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью». Но есть и другая причина: Святой Дух дается именно затем, чтобы привести нас ко Христу, приобщить нас новой жизни во Христе, помогать нам пребывать во Христе. Все, что делает Святой Дух, сосредоточено на Иисусе Христе. Как говорит Сам Господь, Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. ...Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26). 5. Во всех ли христианах пребывает Святой Дух, или только в святых?  Во всех; никто не может быть христианином без помощи Святого Духа: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8:9). Святые дают Святому Духу больше возможности действовать — и в них он проявляет Себя явным и часто очевидным для всех образом, но любой человек, в том числе и совсем не святой, становится христианином только по особому действию Святого Духа. Наша вера — это не просто человеческое убеждение, это сверхъестественный дар Бога. Мы не могли бы ни признать в Иисусе Спасителя, ни переменить нашу жизнь, ни даже захотеть этого без помощи Святого Духа. 6. Может ли Святой Дух действовать вне Церкви?  До определенных пределов, да — Бог действует в нашей жизни еще до того, как мы присоединимся к Церкви, это то, что иногда называют «призывающей благодатью». Но если мы отзываемся на эту благодать, то она приводит нас в Церковь. В самом деле, Святой Дух обличает мир в неверии в Господа Иисуса, прославляет Его, напоминает нам то, что сказал Он, а сказал Он, в частности, Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Поэтому, хотя Святой Дух и может действовать вне Церкви, Он всегда ведет нас в Церковь.

http://foma.ru/12-voprosov-o-pyatidesyat...

Здесь мы заметим еще одно. Проповедь апостолов была могущественною именно потому, что через них говорил и действовал Дух Святой. Вот почему о всех, обратившихся через их проповедь к вере в Иисуса Христа, мы можем сказать, что их призывал Дух Святой. Сам Спаситель говорил о проповеди апостолов: «вы не будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Но, действуя через апостолов, Дух Святой вместе с тем действовал и на сердца слушателей их, располагая их и внутренно привлекая к принятию проповеди. Это мы подтвердим примерами. Перед своею мученическою кончиной святой первомученик Стефан произнес проповедь о Христе. И так как слышавшие эту проповедь не внимали ей, то святой Стефан укорил их следующими словами: «жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». Из этих слов ясно видно, что во время проповеди святого Стефана на слушателей его действовал Дух Святой, привлекая их к вере во Христа, ибо в противном случае нельзя было бы сказать, что они противились Духу Святому. Вспомним также историю обращения к Христу сотника Корнилия и всего дома его. Апостол Лука повествует об этом событии: «Когда Петр еще продолжал эту речь (проповедь о Христе), Дух Святой сошел на всех, слушавших слово». Слова эти показывают, что одновременно с проповедью на сердце Корнилия и его дома действовал также и Святой Дух. Точно так же о некоей жене Лидии порфиропродательнице повествуется в книге Деяний апостольских, что «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорит Павел», вследствие чего и она приняла проповедь апостола, уверовала во Христа и крестилась. Итак, верно то, что благодать Божия призывает нас к вере в Иисуса Христа: – через проповедь Евангелия, без которой невозможно уверовать в Иисуса Христа, и через внутреннее воздействие, благодаря которому сердце неверующего располагается к принятию и уразумению проповеди. Теперь спрашивается, на кого же именно простирается благодать Божия? Посылая апостолов на проповедь, Господь говорил им: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Таким образом, апостолы должны были возвещать проповедь об Иисусе Христе всем людям, ибо Бог всем хочет спастись, по ясному слову Писания, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Поэтому весьма заблуждаются те лжеучители, которые утверждают, что благодать Божия простирается только на людей предопределенных к праведности и блаженству. Не некоторых только людей повелел Господь научить, но всех, не некоторым только людям Бог хочет спастись, но всем. Уже земные отцы всем детям своим желают добра и всячески заботятся об исправлении дурных из них. Неужели же теперь Бог, наш Небесный Отец, только одним из нас даровал бы благодать Свою, а других лишил бы ее? Нет, это не согласно со Словом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Так заканчивается Таинство Крещения, и мы приступаем к Таинству Миропомазания. Миропомазание Крещение есть Таинство прощения и обновления, Таинство рождения. Но за рождением следует жизнь. Бог при творении мира, создав человека, «вдунул в лице его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ). И после нового творения – спасения мира, совершенного Христом, – Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов, чтобы облечь их «силою свыше» ( Лк.24:49 ). Так и после крещения Он низводится на новокрещеного в Таинстве Миропомазания. Это Таинство жизни: Дух Святой есть «Жизни податель», то есть источник той новой, Божественной Жизни, которую получает человек во Христе. «Ибо жизнь явилась», – говорит святой Иоанн Богослов ( 1Ин.1:2 ), а эта жизнь дана нам Духом Святым. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Эту жизнь подает, о ней свидетельствует Дух Святой, сошедший на апостолов в Иерусалиме, совершающий всякое Таинство Церкви и низводимый на нас через миропомазание. «Сей есть Иисус Христос , пришедший водою и кровию и Духом... и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» ( 1Ин.5:6 ). Таинство освящения «Святой» прежде всего означает освященный, то есть посвященный Богу, отданный на служение Ему. Потому Церковь есть «род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет.2:9 ). Она служит делу Христову, Сам же Христос пришел, чтобы послужить «и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ). И в Церкви мы живем не для себя, но чтобы исполнять Его дело в мире. Мы – «люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Того, Кто призвал нас из тьмы в чудный Свой свет» (ср. 1Пет.2:9 ). Каждый из нас освящен Духом Святым, то есть посвящен на служение Господу своему. Каждого Дух Святой посылает на особое служение, и нет члена Церкви, не призванного к служению, так как сама Церковь есть вечное служение Богу, вечное свидетельство об Его Царстве в мире и над миром. Таинство одухотворения Наша жизнь, по слову преподобного Серафима Саровского , должна быть «стяжанием Духа Святого», то есть безостановочным восхождением и одухотворением. Мы призваны к совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ); и в Таинстве Миропомазания нам подается благодать, то есть сила, помогающая нам в этом восхождении, в этой непрестанной борьбе за духовную жизнь, за одухотворение всего нашего человеческого существа. Дух Святой, данный нам, есть источник той внутренней жажды, которая уже не дает нам успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет нас к небесному, вечному и совершенному. Он есть совесть, осуждающая наши дурные поступки и дающая нам «видеть наши прегрешения», и Он же есть те «мир и радость», которые уже здесь, на земле, дают нам предвкушать вечную радость Царства Божиего (см.: Рим.14:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

144. Поэтому, как Отец и Сын – одно, ибо Сын обладает всем, что имеет Отец 107 , так и Дух – одно с Отцом и Сыном, потому что Он Сам знает все, что Божье 108 . Он не вырвал эти знания силой, иначе это было бы оскорблением тому, кто их лишился, и не похитил, иначе претерпел бы ущерб тот, кто оказался обкраденным. Дух не похитил знания, нуждаясь в них, и не вырвал из-за превосходства в силе, но обладает ими по единству власти. Если Он совершает это, поскольку все сие производит один и тот же Дух ( 1Кор. 12:11 ), неужели не Бог Тот, Кто обладает всем тем, чем обладает и Бог? 145. Давайте исследуем, обладает ли Бог чем-либо, чего лишен Святой Дух. У Бога Отца божественная природа, и у Сына, в Котором обитает вся полнота Божества ( Кол. 2:9 ), она есть и у Духа, ибо написано: Божий Дух в ноздрях моих ( Иов. 27:3 ). 146. Бог испытывает сердца и утробы, как написано: Ты испытуешь сердца и утробы ( Пс. 7:10 ); также и Сын, сказавший: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? – потому что знал Иисус помышления их (Μф. 9:4); испытывает сердца и Дух, открывающий пророкам тайные чувства чужих сердец, как выше мы сказали, что тайны сердца его обнаруживаются ( 1Кор. 14:25 ). Почему мы удивляемся, если проникает в тайны человеческие Проницающий и глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ). 147. Бог истинен, ибо написано: Бог верен, а всякий человек лжив ( Рим. 3:4 ), и в другом месте мы читаем: Верен Бог, Который не лжет (1 Kop. 1:9; Тит. 1:2 ). А разве лжет Дух? Он – Дух истины 109 , Который, как мы показали, был назван истиной 110 , так как Иоанн назвал Его истиной, как и Сына. И в псалме Давид говорит: Пошли свет Твой и истину Твою! Да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои ( Пс. 42:3 ). Если ты полагаешь, что Сын здесь свет, то Дух – это истина; если же тебе удобнее назвать истиной Сына, то тогда Дух – это свет. 148. Бог обладает именем выше всякого имени ( Флп. 2:9 ). Мы читаем, Он дал Сыну имя, чтобы во имя Иисусово все преклонили колени 111 . Посмотрим, обладает ли этим именем Дух. В Писании сказано: Идите и крестите народы во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). Следовательно, Дух обладает именем превыше всякого имени, и то, что имеют Отец и Сын, имеет и Дух по единству самой природы этого имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Испугавшись, чтобы не быть обличенным Христом во всех своих неправдах, вышел вон, не ожидая ответа на свой вопрос. Из этого примера видно, как правда бежит от неправды, как ложь не совмещается с истиной, а дух мира сего с Духом Господним. Дух Господень подает блага всем, почему и разделяется в Исаином пророчестве на семь дарований. «Почиет на нем, – говорится там, – Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия» ( Ис. 11:2–3 ). Благодетельство Духа Святого изъяснено и в церковных песнях в неделю Пятидесятницы: «Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный, обладаяй, очищаяй прегрешения; Бог и боготворяй, Огнь от Огня исходяй, глаголяй, деяй, разделяяй дарования» (Стихира на хвалитех 3-я). Дух Господень не может не благодетельствовать не только достойным, но и недостойным, как Сокровище благих: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ). Поэтому и каждый человек, делающий добро ближним, имеет в себе Духа Господня, по словам псалма: «Праведный же щедро дает» ( Пс. 36:21 ). Дух же мира сего скуп, берет и не возвращает, и только кажется благодетельствующим, на деле же не таков. О властителях языческих народов Господь говорит в Евангелии: «Владеющие ими благодетелями называются» ( Лк. 22:25 ). Заметим последнее слово: называются – и спросим, почему Господь не сказал: «Обладающие ими – благодетели», а только «называются благодетелями»! Он сказал так для того, чтобы показать нам дух мира сего, который не может творить благодеяния и только по имени называется благодетельным. «Владеющие ими благодетелями называются» – только называются благодетелями, но на самом деле они не благодетели. Имеют название благодетелей, а дело злодетельное. По-видимому, именно в этом смысле святой апостол Иаков говорит: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» ( Иак. 2:6–7 ). Не может дух мира сего благодетельствовать кому-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010