Духа Святого мы называем Животворящим потому, что Он дает людям духовную жизнь (Пс.104:30; Рим.8:26; 1Кор.12:3, 7—11).     314. Что мы исповедуем словами: «Иже от Отца исходящаго»?    Словами «Иже от Отца исходящаго» мы исповедуем, что Дух Святой исходит от Бога Отца испокон веков.     315. Откуда нам известно, что Дух Святой исходит от Бога Отца?    Что Дух Святой исходит от Бога Отца мы знаем от Господа Иисуса Христа,    Который сказал: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26).     316. Что мы исповедуем словами: «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима»?    Словами: «Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» мы исповедуем, что Дух Святой равен Богу Отцу и Сыну, и что Ему принадлежит такая же честь и слава, как и первому и второму Лицу Божию.     317. Что мы исповедуем словами: «глаголавшаго Пророки»?    Словами: «глаголавшаго Пророки» мы исповедуем, что Дух Святой Своими внушениями открывал Пророкам Ветхого Завета, что они должны проповедовать, и что, следовательно, слова старозаветных Пророков содержат откровение Божие (2Пет.1:21).     318. Когда сошел Дух Святой на апостолов?    Дух Святой сошел на апостолов в пятидесятый день после Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа, то есть в Святую Пятидесятницу (Деян.2:1—4).     319. На какой день недели приходится Святая Пятидесятница?    Святая Пятидесятница приходится на воскресенье.     Пояснения:    I. В Деяниях святых апостолов (Деян.5:3—4) рассказывается, что апостол Петр упрекнул Анания: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу».    II. В Псалме 103-м, стихе 30-м говорится: «Пошлешь Дух Твой... и Ты обновляешь лице земли». Апостол Павел написал, что «Дух подкрепляет нас в немощах наших» (Рим.8:26), далее, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3), и что Дух Святой подает различные дары, как-то: слово мудрости, пророчества и другие. Это все означает, что Дух Святой нас духовно оживляет (1Кор.12:7—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что лукавая сила, злоумышляющая против человеческой природы, может смешать мысли, в этом нет ничего невероятного, но нечестиво утверждать, чтобы то же самое действие производило присутствие Божия Духа. Святитель Василий Великий (113, 402). Этот Дух, премудрый и человеколюбивый, снизойдет ли на пастыря,делает его псалмопевцем, отгоняющим злых духов, и указывает в нем царя Израилева; снизойдет ли на пастуха, обирающего ягоды, делает его пророком (Ам. 7, 14): припомни Давида и Амоса! Снизойдет ли на умного отрока, еще прежде совершенного возраста делает его судьей старейшин: свидетель Даниил, победивший львов во рве. Найдет ли рыбаков, уловляет в Христову сеть тех, кто потом объемлет целый мир сетью слов; возьми в пример Петра, и Андрея, и сынов громовых, возгремевших о духовном. Найдет ли мытарей, приобретает в ученики и делает купцами душ: свидетель Матфей, вчера мытарь, а ныне евангелист. Обретет ли пламенных гонителей,- изменяет ревность, и савлов делает Павлами, настолько же ревностными в благочестии, насколько прежде проявляли ревность о зле. Святитель Григорий Богослов (113, 404). Дух Святой открывает человеку, какой путь хорош и какой нехорош. А также показывает ему, что уготовано на пути хорошем и что скрыто на пути лукавом, чтобы человек, зная воздаяние за то и за другое, избежал вредного. Преподобный Ефрем Сирин (25, 572). Дух Святой был назван Утешителем потому, что Он утешает людей-не как второй после Бога, но как Бог, ибо утешение - свойство Божие... (46, 440). За десять дней перед этим естество наше взошло на Царский престол, а ныне Дух Святой сошел к нашему естеству, Господь вознес начаток наш и ниспослал нам Святого Духа, который есть другой Господь, разделяющий свои дары: ибо и Дух есть Господь,и бывшее о нас смотрение совершили вместе Отец, и Сын, и Дух Святой... " Но где теперь,скажешь,пребывает Дух Святой? О прежнем времени (апостольском) хорошо говорится, что Дух Святой был с ними, когда совершались чудеса, восставали мертвые, очищались прокаженные. А ныне чем доказать, что Дух Святой присутствует с нами? " Не опасайтесь: я докажу, что и теперь Дух Святой с нами. Каким образом? Если бы в нас не было Духа Святого, то как люди, просвещенные (святым крещением), избавились бы от грехов? Ибо от грехов невозможно освободиться без благодати Духа; о чем послушайте Павла, который говорит: " и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий " (1 Тит. 3, 3). " Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом " (1 Тит. 3, 4-5). И в другом месте продолжает апостол: " но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего " (1 Кор. 6, 11). Видишь ли, что Дух Святой очистил все грехи (новокрещенных)?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Дух святой Некогда Бог обещал послать Своего Святого Духа к людям, говоря через пророка Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоил. 2:28 ). Потом через пророка Исаию Он говорил израильтянам: «излию Дух Мой на племя твое» ( Ис. 44:3 ). Теперь уже исполнилось это обещание, ибо Он уже не однажды послал в мир Духа Своего Святого, но явил Его самыми разнообразными способами. В первый раз Дух Святой показался в виде голубя, когда Иисус крестился в иорданских водах, как свидетельствует о том святой евангелист Матфей: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» ( Мф. 3:16 ). Во второй раз Святой Дух показался в облаке, когда преобразился Христос, о чем повествует тот же евангелист Матфей: «облако светлое осенило их» ( Мф. 17:5 ). В третий раз Святой Дух показал Себя в ветре, когда наполнил дом, в котором пребывали апостолы. Об этом говорит святой апостол Лука в Деяниях так: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» ( Деян. 2:2 ). В четвертый раз Он показался в огненных языках, когда сошел на апостолов. Об этом в Деяниях Апостольских мы читаем следующее: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» ( Деян. 2:3–4 ) (1). Дух Святой явился в образе голубя по многим причинам: во-первых, потому, что Святая Церковь (то есть верующие христиане) называется голубицей, как говорит к ней Дух Святой в Песни Песней: «Встань, возлюбленная Моя, прекрасная Моя, голубица Моя, выйди!» ( Песн. 2:10, 14 ); во-вторых, потому, что голубь не хищная птица, но простейшая и не имеющая в себе лести. Сам Христос, Спаситель наш, наставляя учеников Своих, говорит: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10:16 ). Поэтому и Дух Святой обыкновенно пребывает в тех, кто имеет сердце простое и смиренное, а не лукавое и коварное. Блаженный Августин говорит: «Дух Святой явился голубицей, чтобы хотящий быть освященным Духом был как голубица, не имеющая лести».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И Дух будет просить, чтобы тело, соединившись с Ним, воскресло во славе. А от человека, получившего Дух в водах [крещения] и [затем] огорчившего Его, Он отойдет еще до его смерти и, придя в соответствии со Своей природой ко Христу, пожалуется перед Ним на человека, огорчившего Его. И когда наступит конец этого века и приблизится время воскресения, то сохраненный в чистоте Святой Дух возьмет от природы Своей великую силу, придет перед Христом и встанет возле могил (на месте, где были погребены люди, сохранившие Его в чистоте) в ожидании зова. И когда ангелы откроют перед Царем небесные врата, то тогда вострубит рог, и возгласят трубы 244 , и услышит Дух, ожидающий зова, и поспешит открыть могилы и воскресить тела и то, что сокрыто в них. Дух облечет славой того, кто придет вместе с Ним, и Он будет находиться внутри, чтобы воскресить тело, а слава – снаружи для его украшения 245 . И будет душа живая поглощена (297) Духом небесным, и весь человек будет в Духе 246 , так что и тело его будет в Нем. И будет поглощена смерть жизнью, а тело – поглощено Духом. И полетит тот человек в Духе навстречу Царю 247 , и Тот примет его с радостью. И отблагодарит Христос тело, которое в чистоте сохранило Дух Его. И Тот же Дух, возлюбленный мой, Которого получили пророки, также [получили] и мы. Но не всегда Он находится у получивших Его: временами отходит к Пославшему Его, а временами приходит к получающему Его. Послушай то, что сказал наш Господь: Не презирайте ни одного из малых сих, верующих в Меня; ибо Ангелы их на небесах всегда видят Лицо Отца Моего 248 . Этот Дух постоянно отходит и, предстоя перед Богом, видит Лицо Его. И если ктонибудь причинит вред храму, в котором обитает Он, то Он подаст жалобу на него Богу. Я истолкую тебе, возлюбленный мой, написанное мною, что не во всякое время находится Дух у получивших Его. Ибо написано: От Саула отступил Святой Дух 249 , Которого он получил при помазании, отступил от него, потому что он преогорчил Его. И вместо Него послал ему Бог дух возмущающий. И когда Саул был возмущаем злым духом, Давид играл на псалтири и приходил Святой Дух, (300) Которого получил Давид при помазании 250 , и отбегал от Саула терзавший его злой дух. Но не постоянно находился у Давида Святой Дух, Которого он получил: когда Давид играл на псалтири, Он приходил к нему – потому что если бы Дух всегда находился с ним, то не позволил бы Он согрешить ему с женой Урии. И когда Давид молился о своих грехах и исповедовал свои прегрешения перед Богом, то так сказал: Духа Твоего Святого не отними от меня 251

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

241. Духу Святому приличествуют поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28,19). 242. В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков. Это сказано для обличения некоторых лжеучителей, которые говорили, что книги Ветхого Завета написаны не Духом Святым. 243. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков точно говорил Дух Святой. Апостол Петр пишет: " Ни бо волею бысть когда человеком пророчество (никогда пророчество не произносилось по воле человека), но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы " (2Пет.1,21). 244. Дух Святой говорил и через апостолов, по слову Апостола Петра: " Открыся, яко не им самем, но нам служаху сия, яже ныне возвестишася вам (что ныне проповедано вам), благовествовавшими вам Духом Святым, посланным с небесе " (1Пет.1,12). 245. О6 апостолах не упомянуто в Символе веры потому, что во время составления его никто не сомневался в богодухновенности апостолов. 246. Дух Святой открылся людям особым образом. Он сошел на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по Воскресении Христовом. 247. Дух Святой и ныне сообщается всем истинным христианам. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3,16). 248. Соделаться причастным Святого Духа можно через усердную молитву и через Таинства.. Аще убо вы зли суще (если вы, будучи злы), умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче (тем более) Отец, Иже с Небесе, даст Духа Святаго просящим у Него (Лк.11,13). Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже (которые) сотворихом мы, но по Своей (Его) милости, спасе нас банею пакибытия (омытием возрождения) и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим (Тит.3,4-6). 249. Святой пророк Исаия указывает семь даров Духа Святаго: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (Ис.11,1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

В пятидесятый день по воскресении Господа, – согласно с Его обетованием, на Апостолов сошёл Дух Святой. Об этом великом событии Св. Апостол и Евангелист Лука повествует так: «при наступлении дня Пятидесятницы, – все они (т. е. Апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, – и наполнил весь дом, – где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, – как Дух давал им провещавать» ( Деян.2:1–4 ). Кто же, бр., есть Дух Святой? Дух Святой есть Бог – Господь, – третье Лицо Св. Троицы. Он не сотворён, напротив Сам есть Господь Животворящий. Подобно тому, как теплота, – происходящая от солнца, всё собой согревает, оживляет, произращает растения и травы, так и Дух Святой даёт жизнь всем тварям. Вместе с Отцом и Сыном Он сотворил мир, – носясь над водами, т. е. над первозданным веществом мира, еще бездивным и неустроенным и сообщая ему жизненную силу ( Быт.1:2 ). «Им и доселе всё живёт и движется». ( Пс.103:30 ), – но особенно Им возращается и развивается духовная жизнь в человеке: Он наставляет человека на всякую истину, – согревает душу к добродетели, – возбуждает в сердце желание благ небесных и царствия Божия. Дух Святой исходит от Отца, – но не от Отца и Сына вместе, как думают западные христиане. Что наше православное учение об исхождении Духа Святого от Отца – правильно, об этом ясно свидетельствуют слова Самого Господа: «егда же приидет Утешитель... Дух истины, – Иже от Отца исходит, – Той свидетельствует о Мне ( Ин.15:26 )». Дух Святой имеет равную с Отцом и Сыном Божескую власть и силу, а потому Ему приличествует и равное с Ними поклонение и прославление. Дух Святой говорил чрез пророков, т. е. пророки говорили и писали по внушению Духа Святого, или как говорил Св. Апостол, – «от Святого Духа просвещаеми» ( 2Пет.1:21 ). Дух Святой сошёл на Апостолов, как мы знаем, – в виде огненных языков. Невидимо же и в душе каждого христианина Он почивает, если только христианин сам не отдаляет Его от себя греховной нечистотой и нераскаянностью: «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живёт в вас?».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Также и в другом месте. Если бы Дух Святой исходил не только от Отца, но и от Сына, то Спаситель прямо бы сказал: «Утешитель... Дух истины, Который от Отца и Сына исходит», между тем Христос не сказал и «от Сына» и этим показал, что Дух Святой исходит только от Отца. Католики также стараются отыскать в Св. Писании основания для своего учения об исхождении Св. Духа и от Сына; но все попытки их свидетельствуют только о том, что они заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией. Так ссылаются католики на следующее место из Евангелия Иоанна: «Иисус сказал им (ученикам): мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго» ( Ин.20:21–22 ). Из этих слов Спасителя католики делают вывод, что Дух Святой исходит и от Сына. Но если кто захочет внимательно вникнуть в вышеприведенные слова Евангелия, тот ясно увидит, что в них говорится не об исхождении Св. Духа от Сына, а только о преподании Спасителем своим ученикам благодатных даров Св. Духа. Так что же? И апостолы преподавали дары Духа верующим, и в настоящее время пастыри подают в таинствах дары Св. Духа. Неужели католики на этом основании станут доказывать, будто Дух Святой исходил от апостолов и исходит от пастырей подобно тому, как Он исходит от Отца? Укажем еще одно место, на которое ссылаются католики, доказывая, что Дух Святой исходит и от Сына. В 15 главе Евангелия от Иоанна приводится следующие слова Спасителя о Св. Духе: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца...» (ст. 26). Выражение «Я пошлю» говорят католики, указывает на то, что Дух Святой исходит и от Сына. Но если бы Дух Святой исходил и от Сына, то Спаситель сказала бы: «Я пошлю вам от Себя», между тем Он говорит «от Отца» и этим ясно показывает, что Дух Святой только от Отца исходит. Нельзя также заключать об исхождении Св. Духа и от Сына на основами слов Спасителя " Я пошлю», так как тогда мы должны признать, что сам Сын исходит от Духа, ибо в Св. Писании есть места, говорящие о послании Сына Духом Святым. Вот эти места. В 48 главе книги пророка Исаии содержатся следующие слова, которые пророк говорит от имени Сына Божия: «Приступите ко мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени как это происходит Я был там; и ныне послал меня Господь Бог и Дух Его» (ст. 16). И еще: «Дух Господень на мне ибо Он помазал меня благовествовать нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем» ( Ис.61:1 ; Лк.4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Елены Добряковой Кто такой Святой Дух в православии 2 мин., 21.06.2022 «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь». Этими словами начинаются и заканчиваются многие молитвы. В коротком предложении названы все имена и Ипостаси Святой Троицы. Но кто такой Святой Дух в православии? Давайте разбираться. Святые отцы, учителя Церкви закрепили важнейший догмат о Святой Троице в Никео-Цареградском Символе веры 381 года. Именно из него узнаем, что Бог один, но имеет три Лица, три Ипостаси. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой — Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе Лицах, или Ипостасях. Святой Дух — в традиционном смысле — это Третье Лицо Святой Троицы. Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца. С того момента как Иисус Христос явил Себя миру, он сам много говорил о Святом Духе. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, чтó вам говорить, и не обдумывайте; но чтó дано будет вам в тот час, тó и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый (Мк 13:11). Читайте также: Христиане верят в Святую Троицу. В чем суть? В Ветхом Завете пророки реже повествуют о явлении Духа Божьего, однако значение его велико. В самых первых строках Библии узнаем, что земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт 1:2). А в 50-м псалме читаем: Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня (Пс 50:13). Новозаветная история Господа Иисуса Христа начинается с откровения Архангела Гавриила Деве Марии, что после схождения Святого Духа она родит Сына. Позже про Утешителя — так еще называют Третье Лицо Бога — ученикам говорит Сам Спаситель, а потом, после Пятидесятницы, уже они повествуют о благотворном действии Святого Духа. Кто такой Святой Дух в православии и в христианской Церкви? Тот, через кого происходит богообщение, кто помогает человеку молиться, дает и усваивает ему свои Дары. Очень много об этом рассказывают Деяния и Послания апостолов. Так, в Послании к Коринфянам апостола Павла находим важные слова: Дары различны, но Дух один и тот же... Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера... иному дары исцелений... иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков (1 Кор 12:4–10).

http://foma.ru/kto-takoj-svjatoj-duh-v-p...

Святой Дух вразумлял пророка Даниила, и Он же прохладил огонь вавилонской печи для трех праведных отроков, так что «в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (Дан. 3: 50). Святой Дух во Христе Святой Дух являл Свою силу, Свои дары. Но Ветхий Завет – лишь путь к обетованному. Пророчество Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2: 28) предполагало будущее время. Восстановление человека как храма Духа Святого стало возможно лишь с рождением на земле Того, храм тела Которого разрушили и в три дня Он воздвиг его (см.: Ин. 2: 18–22). Рай как Царство Святого Духа отверзся, когда явился Тот, Кто наконец-то сказал: «Ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23: 43). Пришел Святой святых, Чистейший самых чистых, и нам даровано освящение сокровенных глубин нашего сердца. Не полки филистимлян или аммонитян теперь ниспровергаются, ибо то всё были победы временные и земные. Теперь казалось бы непобедимые легионы злых духов в панике покидают одержимых людей, едва рядом появляется Он, «исполненный Духа Святого» (Лк. 4: 1). О Нем сказал Предтеча Иоанн: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1: 32–34). Святой Дух пребывал с Ним как с Сыном Божиим изначала. И тайна Боговоплощения совершилась под Его священным покровом. Где вершится Божия Тайна, там всегда действует Дух Святой. И потому Воплощение Сына Божия совершилось при Его сокровенном участии. Потому и архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 35). Святой Дух есть Дух Святыни. С Рождением Христа в мир пришла подлинная Святость – от Святости неразрывен Дух Святой. В Ветхом Завете отдельные люди принимали от Духа те или иные дары, принимали как временное служение. В Новом Завете действует Тот, Кто раздает дары Духа Святого как силу, возрождающую к вечности.

http://pravoslavie.ru/131649.html

Итак, каждое святое таинство и святая добродетель – это малый Духов День, ибо Дух Святой сходит на нас, сходит существенно, ибо Он – «богатство Божества», Он – «благодати пучина», Он – «благодать и жизнь всякой твари». Духом Святым Господь пребывает в нас, и мы в Нем – об этом нам свидетельствует присутствие в нас Святого Духа. Мы Духом Святым живем во Христе, и Он в нас, – и это знаем «по Духу, который Он дал нам» ( 1Ин. 3, 24 ), Наш человеческий дух Духом Святым научается по-настоящему правильно познавать Христа. Что есть в Боге и в Богочеловеке, мы знаем по Духу Божиему, Которого Он нам дал ( 1Ин.4,15 ; 1Кор.2,4–16 ). Для познания Богочеловека Христа, одного из Лиц Святой Троицы, нам нужна помощь остальных двух Лиц: Бога Отца и Бога Духа Святого ( Мф. 11, 27 ; 1Кор. 2, 12 ). Дух Святой есть «Дух премудрости» ( Еф. 1, 17 ), и получающий Его человек исполняется Божественной премудростью. Дух Святой есть «Дух откровения» ( Еф. 1, 17 ). Божественною Премудростью Он в сердце верующего открывает тайну Иисуса Христа – Богочеловека, и такой причастник Святого Духа приходит к истинному познанию Христа. Никакой человеческий дух никакими усилиями не в состоянии познать тайну Христа в ее Божественном и спасительном совершенстве и полноте – это человеческому духу открывает только Дух Святой, почему и называется Он «Духом откровения» ( Еф. 1, 17 ; Еф. 3,6 ; 1Кор. 2, 10 ). По этой причине Апостол-духовидец и говорит: «Никто не может назвать Иисуса Господом – как только Духом Святым» ( 1Кор. 12,3 ). Дух Святой как «Дух Истины» и «Дух откровения» вводит и всякую истину Богочеловеческой Личности Христа и Его Богочеловеческого домостроительства спасения и учит нас всему, что Христово ( Ин. 16,13 ; Ин. 14, 26 ; 1Кор. 2, 6–16 ). Это и есть причина того, что все Евангелие Христово, со всеми своими Богочеловеческими фактами, называется Откровением. И это причина того, что в Церкви всяческий чин, дело, служба, тайна, работа – совершается призыванием силы и благодати Святого Духа. Словом, вся жизнь Церкви, во всех своих бесконечных Богочеловеческих проявлениях, ведется и руководится Духом Святым, Который всегда пребывает в Господе Иисусе Христе, поэтому в Святом Евангелии и сказано: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим. 8, 9 ). Подобно Херувиму погруженный в Богочеловеческую тайну Церкви, как в самую чудесную и великую тайну Божию, св. Василий Великий восклицает: «Дух Святый созидает (творит, строит) Церковь Божию». Благодать

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010