Скачать epub pdf Призвание первых апостолов (Мф. 4:18–24) В первые же дни Своего пребывания в Капернауме, Господь Иисус призвал четырех апостолов: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Нужно было, чтобы они были свидетелями Его жизни, учения и чудес, до самого Его вознесения на небо.  ПРОХОДЯ ЖЕ БЛИЗ МОРЯ ГАЛИЛЕЙСКОГО , – повествует евангелист, – Господь знал, что в это время четыре будущих Его апостола занимаются там рыбной ловлей, и пришел призвать их к апостольству:  ОН УВИДЕЛ ДВУХ БРАТЬЕВ: СИМОНА, НАЗЫВАЕМОГО (которого Господь еще раньше, при первом свидании, назвал именем Петр)  ПЕТРОМ, И АНДРЕЯ, БРАТА ЕГО , которого Церковь наименовала Первозванным,  ЗАКИДЫВАЮЩИХ СЕТИ В МОРЕ, ИБО ОНИ БЫЛИ РЫБОЛОВЫ , люди бедные, простые, неученые; вот из каких людей избрал Себе Господь первых апостолов, да не похвалится перед Ним мудрый мудростью своей.  И ГОВОРИТ ИМ: ИДИТЕ ЗА МНОЮ, И Я СДЕЛАЮ ВАС ЛОВЦАМИ ЧЕЛОВЕКОВ . Мир со всей его суетой то же, что бурное море; души человеческие то же, что рыбы в этом море житейском. Мрежа или невод, коим апостолы уловляют людей, это – Святое Евангелие. Как рыбарь извлекает неводом рыбу из моря, так апостолы проповедью Евангелия Христова извлекают души из грешной суеты житейской, из бездны неверия, в благодатный корабль Христов, т. е. в Церковь Божию, которая приводит их в светлое Царство Небесное. Воистину счастлив тот, кто уловлен мрежею Христовой и обретается на корабле Церкви Православной. Небесный Кормчий не попустит ему впасть в челюсти глубинного змия, диавола, если только сам он пребудет на корабле Христовом, т. е. не уйдет из Православной Церкви в расколы и ереси. Но поняли ли тогда апостолы-рыбари, что означает это обещание Христово – сделать их ловцами человеков? Едва ли... И, однако же, они ни на минуту не задумались, не остановились даже, чтобы передать кому-нибудь свои рыболовные сети, дабы они без пользы не пропали: они просто их бросили и с полной готовностью тотчас же последовали за Иисусом:  И ОНИ ТОТЧАС, ОСТАВИВ СЕТИ, ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА НИМ .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Слово на день Успения Божией Матери, произнесенное в Херсонском (Успенском) соборе в 1863 г. Отныне ублажат мя вси роди. Лук. 1:48 Так прорекла о себе Пресвятая Мария, при свидании с Елисаветой, когда Архангел уже возвестил Ей зачатие Сына Божия. Но что это за ныне, с которого имели начаться величие и блаженство Пренепорочной Девы? Что за время, что за день, с которого все роды и племена земные имели наречь Ее блаженной? Правда, с той самой минуты, как Сын Божий благоволил вселиться в Ее пречистую утробу, Она сделалась матерью Бога-Слова достоблаженной и достопокланяемой не только для всех земнородных, но и для самих Херувимов и Серафимов: однако мы не видим, и Слово Божие не говорит нам, чтобы Присноблаженная Дева действительно наслаждалась блаженством и радостями, доколе был на земле рожденный Ей Христос, Господь наш. Да и после того, как Он вознесся на небо, мы опять не видим, чтобы Она была ублажаема и прославляема, живя в скорбной юдоли мира. Она была присноблаженна, но доколе пребывала на земле, обагренной кровью Сына своего, дотоле вся слава Ее как слава дщери царевы, была внутрь ( Пс. 44:14 ), а внешне исполнялось над Ней не Ее собственное проречение, а проречение праведного Симеона: тебе же самой пройдет оружие ( Лук. 2:35 ). И подлинно, лютое оружие скорби и печали непреставало уязвлять и проходить сердце Пресвятой Девы во все продолжение Ее земной жизни. Это была не матерь царя вселенной, не царица Ангелов и человеков, не владычица мира, а матерь скорбей, дева страданий, дщерь слез и сетования. Чтобы достойнее возвеличить Пресвятую Деву перед самыми бесплотными, святое Провидение благоволило вести Ее по пути самому узкому и скорбному. Она была собор святых добродетелей, благодатный вертоград дел благих: но все святое Она сеяла в себе слезами и возращала среди непрерывных скорбей, дабы тем с большей радостью пожать классы присноживотия и блаженства. И вот, братия, в празднуемый ныне день, – день преставления Святейшей Приснодевы оканчивается Ее слезное сеяние и делание. С минуты прехождения Ее от земли на небо, начинается и открывается перед очами всей вселенной Ее слава и блаженство. Обратим к Ней благоговейно-молитвенный дух наш, да подаст нам силу поведать и уразуметь в чем состоит эта Ее слава, Ее величие и блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Слово на святое и честное Успение Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Св. Германа, патриарха Константинопольского Слава благая, по написанному, утучняет кости ( Притч. 15:30 ). Поэтому и настоящее повествование о телесном успении Матери Живота и Приснодевы Марии, бывшей благоуханием пресвятой плоти Христовой, освящает славящих Ее. Помянем же и мы вкратце о приснопамятном преставлении Ее: ибо, воистину, радость – и слышание повествования о нем. Когда Христос Бог наш восхотел перенести к Себе Матерь Свою, то чрез известного Ей ангела предвозвещает Ей близость времени Ее успения, дабы смерть, пришедши внезапно, не причинила Ей смущения при отшествии от живых: поелику разлучение души от тела и великим людям печалит дух. Итак, чтобы, умирая неожиданно, не была встревожена, по естественному свойству тела, как непредвидящая Своего исхода, и Сама Рождшая всеведущего Бога, к Ней посылается от Христа ангел с такими словами. «Время Мне, говорит Господь, принять Тебя, Матерь Мою. Посему, как Ты, Благодатная, исполнила радости землю и земных, – так обрадуй и небесных. Обрадуй жилище Отца Моего, утешь и души святых: ибо они, видя Твое торжественное, в сопутствии ангелов, переселение ко Мне, твердо убедятся, что и их часть будет жить в Моем свете. Прииди же с радованием: радуйся и ныне, как и прежде, поскольку во всем Ты имеешь достоинство имени – «благодатная». Как было возвещено Тебе: «радуйся», когда Ты имела зачать Меня, так радуйся и теперь, когда Ты имеешь быть взята Мною. Не смущайся, оставляя тленный мир с его похотьми: Тебя не коснется его тление, поскольку Ты не оставишь сущих в мир без Своей помощи; но как Я, не будучи от Мира, милостивыми очами вижу сущих в мире и управляю ими, так и Твое предстательство не отнимется от мира до его скончания. Пусть не беспокоит Тебя непощадение плоти: Ты восходишь к более живой жизни, к несмущенному миру, к бесстрастным сладостям, к спокойнейшей вечности, к бессмертному наслаждению, к незаходимому свету, ко дню невечернему, ко Мне Самому, Создателю всего и Твоему, ибо, где Я, там – жизнь вечная, радость несравненная, жительство нетленное.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Суздаль. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Рядом ранее находилась Церковь Иоанна Богослова (1771 г.). Разрушена за годы Советской власти. Расположена на берегу реки Каменка, в бывшей слободе Монастырских бобылей, а ныне пересечении улиц Иванова гора и Пушкарская. Церковь на самом деле стоит на возвышении, с которого открывается прекрасный вид на кремль (Собор рождества Богородицы). У подножия холма – природный заказник – Ильинский луг, который можно за пять минут перебежать и оказаться у церквей Рождества Иоанна Предтечи и Богоявленской. В июле 2005 года у церкви велись строительные работы – делают пристройку или может быть восстанавливают некогда разрушенную часть церкви? Из коллекции надписей на евангелиях, старопечатных книгах и рукописях мы видим дату строительства и основного вкладчика, усердием которого устроена была Ильинская церковь. Описание к надписи в древней книге, хранящейся непосредственно в храме. : «В Суздале в приходской Ильинской церкви: Евангелие печатанное в Москве в 1656 году, на нём по листам надпись: «Лета мироздания Января в 4 день Великий Господин Преосвященный Илларион Митрополит Суздальский и Юрьевский приложил сиё святое Евангелие града Суздаля в церковь Святого Славного Пророка Ильи что на Ивановой горе, а та церковь Божия построена, стены от основания и в ней священные сосуды, книги, ризы стихари и колокола и всякая церковная утварь на его Архиерейские келейные деньги, а за тот его Архиерейский вклад молить Бога за него Преосвященного Иллариона Митрополита Суздальского и Юрьевского вечно, той церкви священникам и дьяконам и родителей его поминать за упокой Иеромонаха Анатолия, Мелании, да поминать Преосвященного Павла Митрополита Рязанского и Муромского», а на сём святом Евангелии дробницы серебряные позолочены, а в средний образ Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а по углам образы святых Апостолов изображены разные. В конце Евангелия другая подпись: Января в 4 день по указу Преосвященного Иллариона Митрополита Суздальского и Юрьевского подписал сиё святое Евангелие певчий Матвей Фёдоров Солдатов.» »

http://sobory.ru/article/?object=00933

Сын Божий, Избавитель наш, странствуя на земле ради нашего спасения и переходя из града во град, из веси в весь, и рассевая на нивах сердец человеческих семя спасительного Своего учения, пришел в весь некую, в которой некая благочестивая жена, именем Марфа, приняла Его в дом свой с великою радостью. Она хотела угостить столь вожделенного Гостя, как можно лучше, и всячески заботилась о том. Но поскольку Сын Божий для того и в мир пришел, чтобы возвещать волю Отца Небесного и проповедать Евангелие царствия, то и в доме том Он не преминул проповедать Слово Божие. У благоговейной Марфы была благоговейнейшая сестра, именем Мария, которая, оставивши все попечение домашнее, каким бывают заняты женщины в таких случаях, и седши у ног Спасителя, с охотою начала слушать слово Божие. Вниде Иисус в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе нарицаемая Мария, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. – Как вы, слушатели, думаете о двух сих Христолюбивых сестрах: которая из них более услужила Христу, Марфа или Мария? Марфа старалась угостить Спасителя: Мария всем сердцем прилежала к слушанию проповеди Христовой. Многие, пожалуй, похвалят более труд Марфы, нежели Марии (да и мне так кажется), поскольку Марфа старалась, трудилась, беспокоилась, чтобы угодить любимому Гостю; а Мария не трудилась, услаждалась одним только слушанием Слова Божия. Посему Марфа, негодуя на сестру свою Марию, жаловалась Христу: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет. Но слушайте, что говорит Христос Марфе, столь пекущейся: Марфо, Марфо, печетися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу: а далее присоединяет: Мария же благую, то есть, лучшую часть избра ( Лук. 10:40–42 ). Так вот видите, что Христос не по нашему рассудил: похвалил более тщание Мариино, нежели Марфино: Мария же благую часть избра, яже не омъимется от нея. Похвально было тщание Марфино, что она старалась угостить Христа, но еще более похвально Мариино, что она прилежно слушала Слово Божие. Марфа заботилась о телесном угощении, а Мария о духовном: посему для Христа было приятнее старание Марии, нежели Марфы. Ему, как пища сладкая, приятно, если кто слушает святое слово Его с благоговением и усердием. А когда Христос так похваляет усердие Мариино в слушании слова Божия, то тем научает нас, чтобы мы ревновали тому же духовному усердию. Посему, подражая старанию боголюбивой Марии, будем усерднее поучаться и мы, слушатели, в слове Божием, – о чем ныне составим и беседу нашу. Сего требует и торжество нынешнее, которое совершает Святая Церковь в честь Пресвятой Матери явльшегося на земле Сына Божия: ибо ныне Она вошла во храм Божий, во Святое святых, дабы соделаться храмом святым и жилищем воплощаемого Ипостасного Божия Слова. Послушайте же беседу нашу о том, что: 1) от незнания Слова Божия бывают всякие заблуждения и пороки, – 2) что, стало быть, оно нужно всякому хотящему жить по воле Божией, – и о том 3) как должно слушать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Храмы и Лики Православие на Руси 1. Начальный период (от упоминания о первой русской митрополии (861 г.) до Крещения Руси (988 г.)). 861 Крещение на юге Руси 200 семейств св. братьями Солунскими. Константинопольский патриарх Фотий посылает возглавить эту первую Русскую Церковь епископа Михаила, ставшего первым русским митрополитом (впоследствии канонизирован). 866 Поход киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь и принятие ими христианской веры. 955 Киевская княгиня Ольга отправляется в Царьград, где принимает святое Крещение с именем Елена. 965 Построение в Киеве деревянного храма в честь Святой Троицы. 983 Мученическая смерть в Киеве святых варягов Феодора и Иоанна. 987 Киевский князь Владимир принимает Святое Крещение именем Василий. Св. равн. ап. кн. Владимир закладывает в Киеве первую каменную церковь св. Василия «на княжьем дворе». 2. Киевский период (от Крещения Руси (988 г.) до нашествия татаро-монголов (1237 г.)). 988 Принятие христианской веры киевлянами и впоследствии всей русской землей. В Киеве закладывается каменный храм в честь Успения Богородицы именуемый «Десятинный», первый кафедральный собор. Построение в Новгороде деревянного храма во имя Софии, Премудрости Божией. 989 - 1015 Создание первого русского церковного устава св. Владимиром. 994 Освящение Десятинной церкви в Киеве. 996 Заложение церкви Преображения в Киеве. 998 Построение в Переяславле церкви в честь Воздвижения Креста Господня. 1007 Перенесение мощей св. равн. ап. княгини Ольги в Десятинную церковь. 1015 Преставление св. равн. ап. кн. Владимира. Закладка Ярославом в Киеве величественного Софийского собора. 1044 Крещение костей князей Олега Древлянского и Ярополка Киевского. 1045 Освящение Софийского Собора в Новгороде. 1049 (около) Преставление митрополита Феопемпта. 1051 Избрание первого русского митрополита Илариона (автор " Слова и законе и благодати " ) Прибытие с Афона прп. Антония Печерского. Основание пещерного Печерского монастыря Антонием и Феодосием в Киеве. 1055 Назначение митрополита Ефрема.

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

Церковь Имена и названия Церкви Виноградник: Воспойте о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него; и наполнится плодами вселенная ( Ис.27:2–3 ). Гора дома Господня: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его ( Ис.2:2–3 ; Мих.4:1–2 ). Гора святая: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходить непорочно ( Пс.14:1–2 ). Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его ( Пс.47:2 ). Гора Сион: Соберу хромлющее и совокуплю разогнанное. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века ( Мих.4:6–7 ). И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе ( Откр.14:1 ). Град Божий: Славное возвещается о тебе, град Божий ( Пс.86:3 ). Вы приступили ко граду Бога живого ( Евр.12:22 ). Дом Божий: Всякий дом устрояется кем-либо, а устроивши, все есть Бог. А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование твердо сохраним до конца ( Евр.3:4,6 ). Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою ( Евр.10:21–22 ). Дщерь Царя Господа ( Пс.44:10–16 ) 29 . Жилище святое Всевышнего: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего, Бог посреди его ( Пс.45:5–6 ). Наследие Божие: Спаси народ Твой и благослови наследие Твое, паси их и возвышай вовеки ( Пс.27:9 ). Пасите Божие стадо, не господствуя над наследием Божиим ( 1Петр.5:2 ). Невеста-жена Агнца: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца ( Откр.21:9 ). И слышал я как бы голос многочисленного народа, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон есть праведность святых ( Откр.19:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Молитва иегда поставет митрополита и входит правее в град и чтет сию молитву пред градом: Господи Боже наш. Иже не сущиих в существо создание свое преложен вся. Иже чинии различные с творен в них на служение великие и неизреченные славы твоей. иже земельное архиерейство по чину мыслении их и божественных показал еси слуг. Иже нас не достойных и неизреченных и божественных твоих повелений великое сие архиерейское призвав достояние. и спасти люди твои сие произволивый господи ты убо человеколюбче все мысленные свыше призри от святаго жилища твоего и услыши смирение наше и благоугодники сотвори нас достойни быти слоужбы твоея. подати тело твое святое и кровь твою честную любившым ти и благочистивым сим людям честным сердцем и нескверными рукама. и укрепи нас предати нам слово учения твоего не согрешенно и безленостно, и православно. И наставляти их в завете живоноснаго славнаго и блаженнаго сего оного живота. И сподоби их быти овчате избраннаго твоего стада. И достойни одесною твоего предстояния сподоби их чувства и благосотвори его сердце на благолепие, и на услышание божественных твоих и неизреченных повелениях и благослови предстоянием смерения нашего. Иже на земли волею своею исполнив человечество. И укрепи град наш сей не презримою твоею божественною силою и порази облежащие нас враги. Яко Иезекию утвердив Иерусалим и по гибели Давии высоко мудреному Сеннахириму мечем ангельским и даждь благоугодие земли всесильне и умножи плодние. Отверзый рукою своею и исполнивый всякое животное благостини и укрепи вернаго и благочестнаго царя нашего имярек крепкою и благоволною десницею твоею и вооружи его оружием правды твоей и даруй ему мирно и пособствуй ему яже на благотворение и покори ему все языки нечестивии иже бранием хотящие. и долгоденственное и благодаруй ему житие. Яко да и мы в них благоденство тихо и непорочно живота нашего совершим лета молитвами пречистыя владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Силою честнаго и животворящаго Креста. Святых сил небесных, невещественных архангел. Честнаго пророка Предчи и крестителя Иоанна и святых богоотец Иоакима и Анны и святых прехвальных и верховных апостол и святых иерарх и чудотворец христовых Василия Великаго , Григория Богослова и Григория Чудотворца , Великаго Иоанна Златооустаго, Иоанна Милостиваго и Великаго Афанасия и Чудотворца Николы и преподобных и богоносных отец наших Симеона и Святителя Савы. И святых и великославных мученик Христовых Георгия и Димитрия, Прокопия, Пантелеимона и святых Феодор и всех святых твоих. Яко ты еси податель благим и спас душам нашим и тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь. II. Молитва из Синодика XVI в., принадлежавшая Новгородской Софийской библиотеке, ныне находящегося в Спб. Дух. Академии под 1058

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Второй день. День памяти святых мучеников Акиндина, Пигасия, Анемподиста и других. (Общее церковное пение). I. Св. угодники Божии, жившие в пустынях, как упоминается иногда в их жизнеописаниях, любили по временам услаждаться священными песнопениями; и в сказаниях о святых мучениках нередко говорится, что они, особенно в трудные минуты своей жизни, когда, например, содержались в темницах, даже когда подвергались пыткам, укрепляли свой дух священными песнями. Так и о воспоминаемых в нынешний день святых персидских мучениках, Акиндине, Пигасии и Анемподисте, говорится, что они славили Господа святою песнию даже и в то время, когда их мучители возгнетали под ними огонь, повесивши их на мучилищном древе. Подкрепляли они себя священною песнию и тогда, когда их мучили на разженных железных одрах. «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело; сего ради не убоимся, внегда смущается земля... Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене Твоего ради», пели они псаломскими словами. Так переполнялась душа праведников святыми, благоговейными чувствами ко Господу, – они и пели, пели и в радости и скорбях. Святая песня, как выражение святых чувств восторженной души, – святое дело, – это наша святая обязанность. II. а) Слово Божие учит также . Апостол Павел в свое время заповедывал христианам: «исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви» ( Ефес. 5, 19 ). «Благодушествует ли кто из вас, да поет» ( Иак. 5, 13 ), учит и св. апостол Иаков. б) Свв. отцы и учители Церкви весьма восхваляют общее церковное пение . «Св. Игнатий Богоносец » († 107 г.), ученик св. апостола Иоанна Богослова, говорит: «в общем собрании должна быть у вас одна общая молитва; в согласной и стройной любви вашей воспевайте вы Христа Иисуса и все составляйте один хор, чтобы, исполняясь в единомыслии веселием Божиим, петь единомысленное единым гласом. Убеждаю вас, старайтесь делать все в единомыслии Божием. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и радости непорочной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть «В земли Тавричестей просиявшии...» 15/28 декабря - Собор Крымских святых 28.12.2021 569 Время на чтение 7 минут Праздник Всех крымских святых установлен Священным Синодом Русской Правовславной Церкви в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси. Тогда же в Крыму начало возрождаться Православие. Крым является колыбелью отечественного Православия. Жители Крыма, по древним преданиям, были просвещены светом христианского учения в I веке по Р.Х. апостолом Андреем Первозванным; после него, в Тавриде проповедовал слово Божие ученик апостола Петра и спутник апостола. Павла св. Климент папа Римский. В Крыму проповедовали равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, здесь принял Святое Крещение равноапостольный князь Владимир. С начала IV в. до наших дней мы располагаем достоверно известным непрерывным рядом православных епископов, управлявших Церковью в Крыму, где были епархии: Херсонесская, Босфоранская, Готская, Сугдайская, Фульская и Мангупская. Православные жители Тавриды постоянно находились в духовной борьбе с язычеством, магометанством и иудейством, подвергались всевозможным гонениям и лишениям, но побеждали гонителей своим терпением и стоянием в вере; в среде этих жителей мы видим святых угодников Божиих, почитаемых православною Церковью. Предлагаем вниманию читателей имена святых угодников, публикуемых по книге исследователя крымских христианских древностей Дмитрия Струкова, который составил в 1878 г. " Жития святых Таврических (Крымских) чудотворцев " с таким рядом подвижников: Св. Апост. Андрей Первозванный Климент, Епископ Римский, Корнилий, Фив Св. Василий, Епископ Херсонесский Св. Ефрем, Епископ Херсонесский Св. Евгений, Епископ Херсонесский Св. Елпидий, Епископ Херсонесский Св. Агафодор, Епископ Херсонесский Св. Еферий, Епископ Херсонесский Св. Капитон, Епископ Херсонесский Св. Мартин, Епископ Римский Св. Стефан, Епископ Сурожский Св. Иоанн, Епископ Готский Свв. Кирилл и Мефодий, Просветители Славян Св. Евстратий, Преподобный Печерский Св. Василий, Епископ Сурожский Св. Савва, Архиепископ Сурожский Благоверный Константин, Князь Мангупский Св. Неизвестный По Имени Священник, Убитый Турками.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/28/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010