«Сейчас идет реставрация, но в храме не прекращаются богослужения, – сказал отец Александр. – Мы как-то умудряемся не мешать друг другу. До окончания работ у нас нет возможности служить каждый день, мы служим только по пятницам, субботам, воскресеньям и праздникам». Справка Церковь святого великомученика Пантелеимона – одна из старейших в городе. В 1722 году на территории Партикулярной верфи на берегу Фонтанки был выстроен деревянный мазанковый храм. Освящение его состоялось 2 сентября 1722 года в отсутствие императора Петра I, бывшего в Астрахани и приславшего приказ об освящении церкви во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Церковь была задумана императором как храм-памятник боевой славы российского флота, в знак благодарности за две морские победы в Северной войне -- при Гангуте 27 июля 1714 года и Гренгаме 27 июля 1720 года: обе состоялись в день памяти св. великомученика Пантелеимона. В 1734 году по повелению императрицы Анны Иоанновны рядом с обветшавшей к тому времени деревянной церковью был заложен каменный храм, сохранившийся почти в первоначальном виде до нашего времени. Освящение церкви состоялось 27 июля 1739 года. Главными святынями храма были две иконы Святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицами его мощей. Ежегодно в день памяти святого Пантелеимона в церкви служили благодарственные молебны в честь победы при Гангуте. В начале XX века на фасаде церкви установлены мемориальные доски с перечнем воинских частей, участвовавших в сражении при Гангуте. Греческие образа св. Пантелеимона и Успения подарила приходу Императрица Мария Александровна. Довольно много предметов датировалось XVIII веком: серебряная утварь, иконы «Св. Николай в житии», «Семь Вселенских соборов», резной золоченый иконостас, сделанный, очевидно, резчиками Партикулярной верфи. В 1867 году при церкви открыто благотворительное общество, которое имело женскую богадельню и детский приют, в 1906 году - первый в городе церковно-приходской совет, в 1913- м – братство святителя Иоасафа Белгородского. Последним до революции настоятелем был протоиерей Николай Георгиевич Дроздов, церковный публицист.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-04/4...

По окончании богослужения участников торжества приветствовал Святейший Патриарх Неофит. 1 августа святыню доставили в древний болгарский город Враца, расположенный на северо-западе Болгарии у северных предгорий Стара-Планины. Встречу ковчега с честной главой святого великомученика Пантелеимона возглавил митрополит Врачанский Григорий с собором духовенства Врачанской митрополии. Владыка совершил Божественную Литургию, после которой был отслужен молебен перед мощами целителя. 2 августа делегацию Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря принял премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. В этот же день ковчег с мощами святого великомученика Пантелеимона был доставлен в пределы Неврокопской митрополии, в г. Сандански, где ее встретили митрополит Неврокопский Серафим, игумен Успенского Роженского монастыря архимандрит Епифаний и духовенство Неврокопской митрополии. Вечером в соборе святого великомученика Георгия секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим совершил праздничную вечерню с молебным каноном Пресвятой Богородице. За богослужением молился митрополит Неврокопский Серафим. На следующий день Божественную литургию в соборе святого великомученика Георгия возглавил митрополит Неврокопский Серафим в сослужении насельника Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Николая (Генералова), а также духовенства Болгарской Церкви. По окончании богослужения, особо приветствуя насельника русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, владыка Серафим просил передать слова глубокой благодарности игумену обители архимандриту Евлогию за его согласие принести честную главу святого великомученика Пантелеимона в г. Сандански. Затем делегация святогорского Пантелеимонова монастыря посетила Успенский Роженский монастырь и поклонилась его святыням. В тот же день честная глава святого великомученика Пантелеимона в сопровождении игумена Евлогия и братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря отбыла из Болгарии на Святую Гору Афон.

http://patriarchia.ru/db/text/4977730.ht...

Архитектурные чертежи не сохранились - или их просто пока не нашли. Есть старые фотографии, но их немного, к тому же они черно-белые. Мы ими пользуемся, увеличиваем, что возможно. Под слоем штукатурки сохранились фрагменты росписей начала XIX века и конца XIX века. Мы пытаемся находить разумный компромисс между этими вариантами. У нас остались две прихожанки, которые ходили в храм до его закрытия. Но, к сожалению, они не архитекторы и не художники, к тому же в те времена они были детьми. Воспоминания у них есть: о батюшках, которые здесь служили, о больших праздниках, но как был расписан храм, где какая икона стояла – не помнят». Помимо храма общине принадлежит дом причта. Там планируется устроить воскресную школу, библиотеку, административные помещения, столярную и слесарную мастерские (и для нужд храма, и для детей). Фасадные работы произведены, мансарда уже сдана под ключ. Отец Александр надеется, что большая часть этого дома будет сдана к нынешней Пасхе. В храме уже расписано подкупольное пространство, своды. В архитектурном решении и росписи свода явно читается Андреевский крест. Только Андреевский флаг – это синий крест на белом фоне, а в храме наоборот. Сейчас меняют окна и подоконники: «Окна у нас самые лучшие, они называются «окна исторического качества» -- с дубовыми рамами. Подоконники будут мраморные, паркет для пола уже привезли. Сейчас пишутся иконы для иконостаса. Весь интерьер, кроме алтарного пространства, намереваемся с Божией помощью закончить к 9 августа – дню празднования памяти св. великомученика и целителя Пантелеимона». Храмовые иконы считаются утраченными. Возможно, они находятся даже где-то неподалеку, но невозможно установить это, а тем более доказать. Правда, образ целителя Пантелеимона из церкви св. Пантелеимона точно находится в соседнем Спасо-Преображенском соборе, но пока вопрос о его передаче даже не поднимается. В храме есть икона с частичкой мощей великомученика Пантелеимона. Икона современного письма, а мощи передала храму одна пожилая прихожанка.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-04/4...

Для нас прежде всего интересно дарение мощей святого Пантелеимона. При описании святынь церквей Пантелеимонова монастыря на Афоне находим описание главной святыни в соборе святого великомученика и целителя Пантелеимона: “Здесь находится в драгоценном сребропозлащенном ковчеге честная глава святого великомученика и целителя Пантелеимона, которая составляет утешение и бесценное украшение и сокровище как храма, так и всей обители. Она прислана в дар монастырю ктитором его, сербским царем Стефаном Душаном Сильным в XIV в., как свидетельствует его грамота, до нашего времени сохранившаяся в монастырских актах Каждый воскресный день после вечерни в этом храме совершаются молебны святому Пантелеимону. Причем канон ему не читается, а поется. Перед начатием молебна святая глава выносится из алтаря на середину храма, где потом братия, делая земные поклоны, благоговейно к ней прикладывается” 6 . У Шмелева описан совсем другой сундучок, тоже с мощами святого, но не с главой; монахи ездят молебствовать со святыней из часовни на Никольской улице. Первая редакция Основной текст Мощи — в ковчежце литого серебра, а ковчежец — как серебряный сундучок, и не Троицкий — маленький, а как укладочка, в аршинчик будет. Когда мы ходили к Троице, заходили в часовню на Никольской, святого маслица принимали на лжице… Мощи — в ковчежце литого серебра, а ковчежец — как серебряный сундучок-укладочка, в аршинчик будет. Когда мы летось ходили к Троице, — заходили в часовню на Никольской, святого маслица афонского на лжице принимали… В основном тексте выпадает сравнение с другим сундучком, Троицким. Упоминание о паломничестве в Лавру сохраняется, но ее реалии не присутствуют, описание строится не по принципу сопоставления и сходства, а на уникальности описываемого священного предмета. Заметим, что при описании подчеркивается говорок Горкина: “Когда мы летось ходили к Троице”. Автор переходит на точку зрения Горкина и серебряный сундучок Пантелеимона видится уникальным. Из перечня святынь мощевика в Никольской часовне можно заключить, что прежде он помещался на Афоне в Александро-Невской церкви Свято-Пантелеимонова монастыря.

http://pravmir.ru/afonskaya-smuta/

Одна девица, родной брат которой находится на Афоне, проколола нечаянно себе руку и изошла кровью; ослабевши силами, она упала и металась от несносной боли. Старушка мать начала читать акафист св. Пантелеимону, и во время чтения подошла к больной и дала ей приложиться к изображению Святого, моля угодника Христова об исцелении дочери. Вслед за тем помочила проколотую руку регальным маслом и закрыла паутиною: кровь остановилась и больная встала, не чувствуя уже никакой боли, так что тут же принялась за прежний свой труд,. Уведомление об этом к монаху нашей обители было от 19 января 1865 г., в котором старица мать добавляет, что в их стороне много совершается исцелений от св. Великомученика. Болезнь моя понемногу проходит, именно по милости и заступничеству св. великомученика Пантелеимона, что изволите усмотреть из нижеследующего. 20 числа июля 1885 года со мною был нервный удар, от которого отнялась левая рука и левая же нога, коснувшись частью головного мозга. Приглашенные доктора нашли болезнь серьезною и опасною для жизни. Проводивши докторов, я немедля пригласил из ближайшей церкви с образом св. великомученика Пантелеимона и попросил отслужить молебен Целителю. В ту же ночь мне приснилось, что приехали ко мне три доктора, два из них те, которые меня лечили, а третей незнакомый; осмотревши меня, незнакомый доктор посоветовал лечившим меня врачам сделать над моею головою небольшую операцию, которую тотчас же и сделали. Проснувшись, я почувствовал, что в голове у меня очень легко. Потом по утру приехали доктора, меня лечившие, и нашли, что опасность для жизни, слава Богу, миновала и что восстановилась полная надежда на выздоровление. Выздоровление идет сравнительно с временем успешно. Теперь немного хожу, и рука начинает действовать. Подобного моему скорого выздоровления, как объясняют доктора, мало замечается в практике; в чем явно изображается чудодейственное предстательство св. великомученика и целителя Пантелеимона. (Из письма из г.Ярославля, от Ивана Федоровича Лузина. 27 января 1886 г.)

http://pravmir.ru/chudesa-velikomuchenik...

6 июня 1882 г. состоялся крестный ход через университетский сад к месту закладки храма под водительством владыки Иустина, в сопровождении настоятеля кафедрального собора протоиерея о. Т. Павлова, харьковского священства, большого числа верующих. Встречал процессию священник Василий Ветухов, на месте будущего жертвенника была положена медная доска с надписью о значительном событии. Первые камни были заложены в основание храма самим епископом Иустином и членами строительного комитета. В тот день от многочисленных богомольцев поступили крупные денежные приношения. Строительство второго алтаря, во имя Святого великомученика Иоанна Воина, осуществила за свой счет вдова купца Е. М. Огненко, заказавшая иконостас мастеру А. Н. Бурлакову и пожертвовавшая на строительство церкви 2 тыс. рублей. Боголюбивая раба Божия Евдокия скончалась 11 апреля 1886 г., вскоре по освящении храма. К осени 1883 г. храм был окончен вчерне и покрыт железом. Через год, по желанию членов строительного комитета В. Ф. Федорова и И. С. Соболева, которые пожертвовали 40 000 кирпича, была произведена постройка 3-ярусной колокольни. Главный престол во имя Святого великомученика и Целителя Пантелеимона обязался за 1600 руб. изготовить иконостасных дел мастер Бурлаков: сделать «деревянную работу, покрыть ее золотом 1, выписанным из Москвы от фабриканта Смирнова, и установить иконостас на место. Живопись и роспись икон была заказана художнику М. Ф. Плотникову, учителю рисования 2-й Харьковской гимназии». Еще с 1883 г. за небольшую плату он начал расписывать на холстах (не сохранились) иконы высотою в 4 аршина и в 2 аршина шириной – Воскресение Христово на горнем месте, а также иконы Спасителя и Божией Матери. Иконы святого великомученика Пантелеимона и святителя Николая Угодника в серебряных вызолоченных ризах и такие же к ним лампады были пожертвованы харьковским купцом В. И. Бочаровым на сумму 2 000 рублей. Внутреннее «благоукрашение сего алтаря принял на себя П. П. Неретин», сделавший еще ряд значительных пожертвовований для богослужебных целей.

http://pravoslavie.ru/141001.html

Восьмерик главного объема здания увенчан кокошником с маленькими главками. Над входом возвышается одноярусная колокольня со шпилем. На освящение храма, которое состоялось 9-го июня (праздник Тихвинской иконы Божией Матери) 1906 года, много икон пожертвовали купцы-огородники, снабжавшие город овощами. Несколько образов было преподнесено от лица пожарной команды. Имелись частные пожертвования, поэтому возникла традиция прикреплять к иконам таблички с именами дарителей. Эта традиция возобновляется. В настоящее время в церкви святого великомученика Димитрия хранятся частицы мощей преп. Серафима Саровского, святого великомученика и целителя Пантелеимона, патриарха Тихона, святителя Питирима Тамбовского и покровителя Коломяг Димитрия Солунского. Почитается прихожанами и привлекает внимание паломников икона Матери Божией Холмская – в районе Удельной до 1917 года существовала женская община, которая готовилась стать монастырем. Сестры имели этот образ, который считали своим покровителем. Нынче Холмская икона находится в храме. Перед революцией в пределах Коломяг действовало несколько церквей: храм во имя целителя Пантелеимона, домовая церковь Земледельческого училища на ул. Аккуратова (Мариинской), церковь во имя иконы Матери Божией «Утоли моя печали» при приюте для умственно отсталых детей (в советское время детдом В начале 20-го века здесь работала Екатерина Грачева, руководительница приюта для калек и идиотов, основанного по благословению архимандрита Игнатия (Малышева) . С момента постройки храм святого великомученика. Димитрия Солунского не закрывался ни разу, кроме нескольких месяцев, когда здесь устроили клуб. Но в такое «место увеселения» не пришел ни один человек. Церковь была одной из нескольких, которые оставались действующими во время блокады Ленинграда. У северной стены храма находится могила протоиерея Иоанна Горемыкина. Он служил здесь в тяжелое военное время. Когда отец Иоанн совсем ослаб от голода, прихожане привозили его на санках на службу с Петроградской стороны. Имеются точные данные, что генерал Говоров приезжал благодарить о. Иоанна за сына, который, имея «бронь» как инженер оборонного завода по благословению отца священника ушёл добровольцем на фронт. С другой стороны от церкви погребен герой-летчик Фёдор Беляков он, умирая от ран в госпитале, завещал похоронить его внутри церковной ограды. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_вмч._Д...

Мы смотрим своим внутренним взором на жизнь святого Пантелеимона и видим, что он уподоблялся Богу в том, что человеку доступно, а Бог дал ему и то, что человеку недоступно. Больше полутора тысяч лет назад жил святой великомученик Пантелеимон, но мы и ныне прославляем его и просим его помощи. А он слышит наши молитвы и имеет силу помочь нам. Почитание святого в Русской Право славной Церкви известно с XII века: великий князь киевский Изяслав, во святом крещении Пантелеимон (ок. 1097–1154), имел изображение святого на шлеме и его заступлением остался жив в войну 1151 года. Великомученик Пантелеимон почитается Православной Церковью как небесный покровитель воинов и милостивый целитель. Бесчисленны свидетельства русской истории об исцелениях святым Пантелеимоном болящих, а также о прекращении по его предстательству пред Богом страшных моровых поветрий и эпидемий. Ведущие духовную брань также прибегают к святому с мольбой об исцелении душевных язв. Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему миру, а его честная глава с XIV века хранится в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Так будем же благодарны Богу, дивному во святых Своих, и в молитвах к святому великомученику и целителю Пантелеимону будем просить для себя милости Божией, мира, чистоты, святости и чтобы он исцелил нас душевно и телесно. Все замечания и пожелания читателей будут с благодарностью приняты Издателем. Андрей Плюснин Часть I Житие великомученика Пантелеимона (переведено святителем Феофаном из Метафраста. Сличено и с свт. Димитрием) Когда в царствование Максимиана, лютого христиан мучителя, великое всюду належало на верующих во Христа гонение, и исповедники пресвятого имени Иисуса Христа в большом количестве были избиваемы по всем градам и весям, пострадал в Никомидии, городе Вифинском, и святой великомученик Пантелеимон. Сей великий и дивный между мучениками страстотерпец Христов в сем же городе родился от отца, сановитого и богатого, именем Евсторгия, и матери Еввулы. Отец его был предан идолопоклонническому нечестию и истово прилежал ему; мать же была христианка, от прародителей наученная святой вере, и усердно работала Христу Господу. Таким образом, они, будучи соединены телесно, до противоположности разделены были духом: тот служил ложным богам, а эта единому истинному Богу приносила жертву хвалы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам. Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора. В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены). По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский!» Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову. Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его. Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305). Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Согласно Священной Уставной Хартии (действующей святогорской конституции, ратифицированной 10 сентября 1926 года и имеющей силу государственного закона Греции, – прим. ред.) Святой Горы Афонской и согласно внутреннему Уставу сей святой обители, мы совершаем сию интронизацию Его Высокопреподобия игумена архимандрита господина Евлогия. По сем же событии мы воздаем сердечные пожелания со стороны всей Святой Горы ныне новопоставляемому честному игумену и всей братии, чтобы Госпожа наша Пресвятая Богородица подала Свыше богатую помощь и укрепление игумену архимандриту господину Евлогию, приемлющего ныне крест игуменства, чтобы он принес благосеннолиственный плод. Благословением святого славного великомученика Пантелеимона возлагается на него ныне служение на сей новый период истории вашей святой обители. По сем, мы воздаем братское святое целование вашему высокопреподобию и всей братии. Все в Общем Собрании представители 20 обителей Афонских " .    После оглашения Послания к поставляемому обратился антипросоп монастыря Великая Лавра иеромонах Никодим: " Ваше Высокопреподобие игумен Священной обители великомученика и целителя Пантелеимона архимандрит Евлогий. После отшествия ко Господу честнейшего старца архимандрита господина Иеремии и получения послания от Священной обители святого Пантелеимона, Священный Кинот 20 Афонских обителей, извещённый посланием о законно проведенном голосовании и избрании твоего зело возлюбленного Высокопреподобия в нового игумена Священной обители святого Пантелеимона, согласно древним преданиям и уставам сего святого места, а также в соответствии со статье 114 Конституции (Уставной Хартии, – прим. ред.) Святой Горы Афонской, принял оное извещение вместе с прочими документами Кинотского братства Высопреподобшейших антипросопов и эпистатов. Получивши сие извещение, мы явились в вашу Священную обитель, согласно древнему порядку и правилу, чтобы совершить интронизацию твоего зело возлюбленного Высокопреподобия. Со смирением, от лица общего начальника Святогорского общежительного монашества преподобного отца нашего Афанасия, мы возведем тебя на высоту святого Христова игуменства, вручая тебе сей пастырский жезл, да пасеши им словесные овцы в преподобии и правде, со смирением и страхом Божиим.

http://pravoslavie.ru/98068.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010