На архитектурном плане двухъярусное здание представляет собой крест, боковые стороны которого оканчиваются порталами с коринфскими колоннами. Главный купол - световая ротонда диаметром 17 метров. По углам основного объёма поставлены четыре глухих барабана. Притвор и апсиды окружены колоннадой. С запада к основному зданию храма примыкает трёхъярусная колокольня. До 20-х годов XIX века колокольня стояла отдельно, после же была присоединена к зданию храма. Высота колокольни составляет 60 метров. Колокольня состоит из объёмов, которые постепенно уменьшаются кверху и завершаются цилиндром, на котором расположен шпиль, увенчанный крестом. Один из входов в церковь Святителя Мартина расположен как раз в колокольне. Верхний ярус колокольни и ротонду отличает наличие колонн с лепными капителями. Коринфские колонны украшают порталы боковых фасадов храма. Коринфский ордер более насыщен декором, чем ионический. Его характерная особенность - колокообразная капитель. На цилиндрическом навершии колокольни расположен довольно интересный увенчанный крестом шпиль. На боковых фасадах церкви размещены восьмиколонные тосканские портики, отличающиеся гладким фризом и колоннами без каннелюр (без вертикальных желобков на стволе колонны), и придающие всему зданию особую торжественность. Над одним из портиков здания расположена фреска с изображением святителя Мартина Исповедника. Это вполне традиционное иконописное изображение святого. В руках святой держит образ Спаса Нерукотворного. Лицевой фронтон украшен надписью: " Храм Святаго Мартина Исповедника " . На фронтоне с обратной стороны расположена фреска, на которой изображено Преображение Господне. При всём том, что церковь выдержана в строгом классическом стиле и выпадает из привычного нам облика православных церквей, построена она в строгом соответствии с основными требованиями русского церковного зодчества. То есть перед нами вполне традиционный пятиглавый храм с колокольней на западе и трапезной, которая соединяет колокольню с храмом. Как писал москвовед Александр Шамаро, пять глав на этом храме " как бы символизируют память о пяти лицах, пяти исторических персонажей, судьбы которых связаны с этой церковью, - от папы римского, жившего на далёких Апеннинах и умершего в Крыму свыше тринадцати столетий назад до богатого московского купца, жившего в приходе этого храма " всего лишь " около двух столетий назад. Внутренняя обстановка храма полностью соответствует эпохе его создания - началу XIX века. Всё говорит о стиле ампир, очень модном в то время. Этот имперский стиль сохранился до наших дней практически без поновлений. Особое внимание привлекает купол храма - это та самая ротонда, особенность архитектурного стиля Родиона Казакова. Свет льётся в храм сквозь многочисленные окна (люкарны), расположенные в ротонде.

http://sobory.ru/article/?object=02328

В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным. После 1917 г. храм разделил судьбу многих московских храмов. По Декрету 1922 г. об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 г. был окончательно разграблен. В 1931 г. закрыт, помещения переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, разграблен интерьер. Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды. Идея возвращения храма святителя Мартина Исповедника Русской Православной Церкви родилась в 1989 г. среди прихожан церкви Успения Божией Матери в Гончарах. На протяжении многих лет эта небольшая церковь была единственным действующим православным храмом в районе Таганки. В конце 1980-х г.г. в связи с увеличением количества верующих и большой теснотой во время богослужений встал вопрос об открытии одного из близлежащих храмов. Выбор пал на величественную церковь святителя Мартина Исповедника. В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 г. освящен первый престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма назначен протоиерей Сергий Суздальцев. Усилиями протоиерея Сергия храму была передана колокольня, возобновились богослужения. 1 сентября 1991 г., ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Грузинской иконы, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Перед чудотворной иконой, память которой празднуется 4 сентября, молятся женщины, страдающие от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы, утраченной после революции, до сих пор неизвестно. В 1992 г. настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 г. храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря, где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин.

http://sobory.ru/article/?object=02328

образ М.- «глубокого старца римского типа». Далее составитель отмечает, что больше отвечает тексту Жития образ, рекомендованный греч. подлинником, по которому святителя следует писать молодым, с остроконечной бородой. Его также можно изображать «и плешивым, с проседью, но нестарым»; в перечне облачения (саккос и омофор) также проявилась ориентация на памятники Нового времени ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 248). В храме в честь Вознесения Господня (известен как ц. св. Мартина Исповедника) в Москве в Алексеевской Новой слободе (ныне ул. А. Солженицына) придел во имя М. впервые упоминается в 1625 г.; сведений об убранстве первоначальной деревянной церкви нет; в программу росписи интерьера каменного храма (1792-1806, архит. Р. Р. Казаков), выполненной итал. живописцем Антонио Клаудо в 1800-1801 гг. (воссоздана), образ М. не вошел. В наст. время храмовой считается икона (нач. XX в.), на которой М. изображен в составе избранных святителей, вместе с Николаем Чудотворцем и Иоасафом Белгородским. Святые представлены в рост, на золотом с гравировкой по левкасу фоне, вверху - образ Божией Матери «Одигитрия»; головы М. (слева) и свт. Иоасафа (справа) - в легком развороте к центру, оба в саккосах, свт. Николай - в фелони. М. седовласый, с бородой средней длины, перед собой держит икону с оглавным образом Спасителя. Изображение святого на данной иконе стало иконографическим образцом для совр. иконописных (напр., икона нач. 2000-х гг., ц. св. Мартина Исповедника), а также для тиражированных печатных изображений. В этом изводе М. представлен на возобновленной снаружи над юго-зап. порталом росписи - полуфигура, в руках икона Спасителя (от прежней росписи сохр. лишь фрагменты лика). В иконостасе юго-зап. придела во имя М. находится ростовая икона святого, изображенного в облачении святителя (саккос, омофор) и в митре, воздетой правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие. Стиль иконы, ориентированный на академическую живопись в ее поздней трактовке, позволяет отнести этот образ к произведениям посл. трети XIX в. Икона из алтаря ц. св. Мартина Исповедника выполнена в стилистике и приемах традиц. рус. иконописи (кон. XIX - нач. XX в., Мстёра или Москва; происходит из старообрядческой общины, приобретена на средства прихожан храма); М. представлен в рост в легком повороте влево, в саккосе, в митре, с благословляющей десницей, в левой руке - Евангелие; в 10-х гг. XXI в. в нижнее поле иконы был вмонтирован ковчежец с частицей св. мощей М. В кон. 90-х гг. XX в. была написана икона с образом М. и прп. Серафима Саровского, ставшая своеобразным киотом для Грузинской иконы Божией Матери (находится в киоте у сев.-зап. придела в честь Грузинской иконы Божией Матери): святые представлены в рост, держащими икону Пресв. Богородицы; характеристика образа М. та же, что и на храмовой иконе.

http://pravenc.ru/text/2562416.html

Как во времена своего появления, так и теперь церковь выделяется своей оригинальностью среди соседствующих построек. Теперь, конечно, её окружают более внушительные по своим габаритам здания, но когда-то она, стоящая на высоком берегу Яузы, на самой вершине Таганского холма, красовалась у всех на виду. Новое здание храма стали сравнивать с известными мировыми святынями: храмом Св. Петра в Риме и храмом Св. Павла в Лондоне. Однако в путеводителе по Москве 1913 года известный архитектор И. Е. Бондаренко подчёркивал, что " не Лондонский храм Святого Павла послужил ему моделью, как описывали раньше этот храм, а самостоятельным творчеством создал талантливый Родион Казаков эту красивую церковь " . Кстати, существует предположение, что Родион Казаков, кроме этого храма выстроил для купца Жигарёва ещё и упоминаемый выше собственный дом на бывшей Большой Алексеевской улице. Расписывать новый храм взялся итальянский мастер-живописец Антонио Клаудо. Отметим, что ему же принадлежит роспись церкви Святой Мученицы Татианы, что на Моховой в здании МГУ, и большого собора Донского монастыря. До нас дошла только часть живописного наследия Клаудо. Так, например, мы можем видеть фрески его работы над святыми вратами главного иконостаса и пилонах купола храма. В новом храме приделы освящались постепенно. В октябре 1800 года - Мартиновский и Грузинский (1 и 8 октября, соответственно). Главный престол в честь Вознесения Господня был освящён в 1806 году. Архитектор-реставратор Марина Иосифовна Домшлак писала об этом храме так: " ... безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве " . А журналист и москвовед Александр Александрович Шамаро восхищался в своей статье " Святой Мартин на Большой Коммунистической " : " Перед нами - один из самых грандиозных, самых совершенных в архитектурно-стилевом отношении московских храмов " . В 1806 году новый московский храм Святителя Мартина Исповедника был освящён самим митрополитом Платоном (Левшиным), благословившим его постройку.

http://sobory.ru/article/?object=02328

В день памяти преподобного Андрея Рублева архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря 19 июля 2012 г. 11:38 17 июля 2012 года, в день памяти прп. Андрея Рублева, иконописца, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами г. Москвы, совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря. Владыке Арсению сослужили: благочинный Покровского округа г. Москвы, настоятель храма святителя Мартина Исповедника, папы Римского (Вознесения Господня), в Алексеевской Новой Слободе протоиерей Александр Абрамов, настоятель Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря протоиерей Вячеслав Савиных, настоятель храма Троицы Живоначальной в Серебряниках протоиерей Геннадий Андриянов, настоятель храма Василия Исповедника у Рогожской заставы протоиерей Олег Егоров, клирики храма священномученика Климента, папы Римского, отец-настоятель протоиерей Леонид Калинин и протоиерей Андрей Пахтунов, клирик храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе священник Владимир Духович, клирик храма святителя Мартина Исповедника диакон Димитрий Лактюхин, клирик Спасского собора диакон Александр Самсонов. За богослужением пел малый состав хора Сретенского ставропигиального мужского монастыря (регент — Н.С. Жила). По окончании Божественной литургии архиепископ Арсений передал собравшимся Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Кирилла, а затем обратился к верующим с архипастырским словом. Преподобный Андрей Рублев родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Свято-Троицкой Сергиевой лаврой и московским Спасо-Андрониковым монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высокодуховной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Завдяки в ще десять 20 липня 2023 р. 15:04 Еще десять московских храмов отреставрируют или отремонтируют под контролем реставраторов за счет средств городской субсидии. Список утвердили специалисты Департамента культурного наследия города Москвы. Разрешение на проведение работ уже выдали для всех зданий. «Субсидии на реставрацию старинных храмов Правительство Москвы выделяет с 2011 года. Благодаря программе приведено в порядок 42 памятника архитектуры. В текущем году одобрены заявки еще по десяти объектам. Среди них колокольня в усадьбе Кусково, храм Тихвинской Иконы Божией Матери на проспекте Мира, храм святого Мартина исповедника и другие», — рассказала Наталья Сергунина, заместитель мэра Москвы. Один из самых древних в утвержденном списке — храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (просп. Мира, д. 130). Считается, что церковь строили с 1676 по 1682 год. Храм святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе (ул. Александра Солженицына, д. 15/2) — один из самых известных. По легенде, в 1812 году наполеоновский генерал был так поражен красотой здания, что приказал солдатам охранять его. Реставрация также ждет колокольню храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) на территории музея-усадьбы «Кусково». Храм стал первым каменным строением, возведенным графом Петром Шереметевым в его владениях. Уже в этом году работы планируют полностью завершить в храме святителя Николая Мирликийского в Косине (ул. Большая Косинская, д. 29, стр. 2). Также будет отреставрирована ограда храма Живоначальной Троицы в Карачарове (Рязанский просп., 3, стр. 1). Кроме того, специалисты вернут исторический облик колокольне и трапезной храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне (Малый Предтеченский пер., д. 2), колокольне храма Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей Слободе (ул. Большая Полянка, д. 7, стр. 3). Работы также идут в зданиях храмов святителя Николая Мирликийского в Подкопаях (Подкопаевский пер., д. 15/9), Живоначальной Троицы в Свиблове (Лазоревый пр-д, д. 15, стр. 3) и Живоначальной Троицы в Хорошеве (Карамышевская наб., д. 15). Официальный сайт мэра Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6044171...

Благодаря городской субсидии в Москве отреставрируют еще десять храмов 21.07.2023 12:51:38 МОСКВА Еще десять московских храмов отреставрируют или отремонтируют под контролем реставраторов за счет средств городской субсидии. Список утвердили специалисты Департамента культурного наследия города Москвы. Разрешение на проведение работ уже выдали для всех зданий. «Субсидии на реставрацию старинных храмов Правительство Москвы выделяет с 2011 года. Благодаря программе приведено в порядок 42 памятника архитектуры. В текущем году одобрены заявки еще по десяти объектам. Среди них колокольня в усадьбе Кусково, храм Тихвинской Иконы Божией Матери на проспекте Мира, храм святого Мартина исповедника и другие», — рассказала Наталья Сергунина, заместитель мэра Москвы. Один из самых древних в утвержденном списке — храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (просп. Мира, д. 130). Считается, что церковь строили с 1676 по 1682 год. Храм святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе (ул. Александра Солженицына, д. 15/2) — один из самых известных. По легенде, в 1812 году наполеоновский генерал был так поражен красотой здания, что приказал солдатам охранять его. Реставрация также ждет колокольню храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) на территории музея-усадьбы «Кусково». Храм стал первым каменным строением, возведенным графом Петром Шереметевым в его владениях. Уже в этом году работы планируют полностью завершить в храме святителя Николая Мирликийского в Косине (ул. Большая Косинская, д. 29, стр. 2). Также будет отреставрирована ограда храма Живоначальной Троицы в Карачарове (Рязанский просп., 3, стр. 1). Кроме того, специалисты вернут исторический облик колокольне и трапезной храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне (Малый Предтеченский пер., д. 2), колокольне храма Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей Слободе (ул. Большая Полянка, д. 7, стр. 3). Работы также идут в зданиях храмов святителя Николая Мирликийского в Подкопаях (Подкопаевский пер., д. 15/9), Живоначальной Троицы в Свиблове (Лазоревый пр-д, д. 15, стр. 3) и Живоначальной Троицы в Хорошеве (Карамышевская наб., д. 15). Официальный сайт мэра Москвы / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/07/21/blagodarya...

Святитель Филипп, митрополит Московский: где поклониться митрополиту-мученику? Житие святителя Филиппа Московского хорошо известно нашему современнику. Современник царя Иоанна Грозного, печальник о жертвах опричнины, митрополит-мученик предвосхитил подвиг российских новомучеников. 16 июля, 2011 Житие святителя Филиппа Московского хорошо известно нашему современнику. Современник царя Иоанна Грозного, печальник о жертвах опричнины, митрополит-мученик предвосхитил подвиг российских новомучеников. Житие святителя Филиппа Московского хорошо известно нашему современнику. Современник царя Иоанна Грозного, печальник о жертвах опричнины, митрополит-мученик предвосхитил подвиг российских новомучеников. Святитель Филипп Московский Героическую фигуру митрополита Филиппа (Колычева) было невозможно обойти в отечественной культуре — святой Филипп упомянут в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный», в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» митрополит является по сути вторым главным героем (хотя режиссер и пытается обелить «прогрессивного» государя, выставляя святителя Филиппа участником боярского заговора против царя), нашумевший фильм Павла Лунгина «Царь» посвящен конфликту Ивана Грозного и московского святителя… Рака с мощами святителя Филиппа, Успенский собор Московского Кремля 22 января Русская Православная Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского. Рака с его святыми мощами с 1652 года находится в Успенском соборе Московского Кремля. Мощи были перенесены в Москву из Соловецкого монастыря по инициативе будущего Патриарха Московского Никона и распоряжением царя Алексея Михайловича, написавшего грамоту в адрес святителя — покаянную молитву за грех своего грозного предшественника царя Иоанна. В настоящее время святителю Филиппу можно поклониться еще в нескольких московских храмах. Храм свт. Мартина Исповедника, папы Римского Частица мощей святителя есть в мощевике под иконой Всех святых в южной стороне храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (ул. Александра Солженицына, д.15).

http://pravmir.ru/svyatitel-moskovskij-f...

В Москве отметили 25-летие архиерейской хиротонии митрополита Истринского Арсения 5 октября 2014 г. 17:41 5 октября 2014 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, митрополит Истринский Арсений совершил Божественную литургию в храме святителя Мартина Исповедника в Новой Алексеевской слободе города Москвы. В этот день отмечалось 25-летие архиерейской хиротонии первого викария Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющего Центральным и Южным викариатствами столицы митрополита Арсения. За Литургией Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: благочинный Центрального округа, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков ; благочинный Покровского округа, настоятель храма святителя Мартина Исповедника протоиерей Александр Абрамов; представитель Болгарской Православной Церкви при Московском Патриаршем престоле архимандрит Феоктист (Димитров) ; благочинный Богоявленского округа архимандрит Дионисий (Шишигин) ; представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии архимандрит Серафим (Шемятовский) ; заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов ; представитель Православной Церкви в Америке архимандрит Александр (Пихач); благочинный Михайловского округа протоиерей Георгий Студенов; настоятель храма Преображения Господня в Богородском протоиерей Дамиан Круглик; настоятель храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев; благочинный Андреевского округа протоиерей Анатолий Кожа, благочинный Петропавловского округа игумен Алексий (Вылажанин); благочинный Донского округа протоиерей Александр Фарковец; благочинный Даниловского округа протоиерей Олег Воробьев; духовенство города Москвы. По сугубой ектении митрополит Арсений вознес молитву о мире на украинской земле. По заамвонной молитве был совершен благодарственный молебен Вседержителю. По окончании богослужения митрополита Арсения от лица викариев и клира города Москвы приветствовал епископ Подольский Тихон , пожелавший владыке неувядающей помощи Божией, крепости телесных сил для ревностного служения народу Божию и Церкви. В ответном слове Высокопреосвященнейший владыка поблагодарил собратьев-викариев, сослужащее духовенство и богомольцев за совместную молитву и слова приветствий. Поздравить митрополита Истринского Арсения с юбилеем прибыли епископ Подольский Тихон, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , епископ Серафим (Зализницкий) , благочинный Воскресенского округа протоиерей Александр Дасаев, духовенство города Москвы. Сайт Богоявленского благочиния г. Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Arhiva Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion a oficiat Liturghia la metocul din Moscova al Bisericii Ortodoxe a pmânturilor Cehiei i a Slovaciei 9 ianuarie 2016 11:40 8 января 2016 года, в праздник Собора  Пресвятой Богородицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме святителя Николая в Котельниках  — на Патриаршем подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве. Владыке Илариону сослужили представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний , представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриаршем престоле архимандрит Александр (Пихач), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель храма-подворья святителя Николая в Котельниках архимандрит Серафим (Шемятовский) , благочинный Покровского округа Московской городской епархии , настоятель храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе протоиерей Александр Абрамов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, представители духовенства. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Словацкой Республики в Российской Федерации П. Припутен, посол Чешской Республики в Российской Федерации В. Ремек. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. За Литургией митрополит Иларион рукоположил клирика храма святителя Николая в Котельниках, секретаря подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве иеродиакона Александра (Галушко) во иеромонаха. По окончании богослужения архимандрит Серафим обратился к митрополиту Илариону со словами приветствия. В качестве памятного дара он преподнес председателю ОВЦС святую панагию. Затем прозвучало архипастырское слово митрополита Волоколамского Илариона: «Ваше Преосвященство! Ваше Высокопреподобие! Дорогие отцы! Дорогие братья и сестры! Прежде всего, хотел бы всем вам передать благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По его благословению я сегодня совершаю здесь эту Божественную литургию. Рад, что мы могли в братском общении совместно предстоять у престола Божия, вместе совершить Бескровную жертву, вместе причаститься от единого Хлеба и от единой Чаши, напитаться Самим Богом, Который предлагает нам Самого Себя в Своих Пречистых Теле и Крови под видом хлеба и вина. Рад, что мы вместе можем отпраздновать праздник Рождества Христова.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4330414...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010