Святынями храма Свт. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе являются частицы мощей Свт. Мартина Исповедника, Митрополитов Московских Иннокентия и Филлипа, преподобного Серафима Саровского, преподобного Саввы Сторожевского, святого праведного Алексия Мечева, святой равноапостольной Нины и некоторых Киево-Печерских подвижников. После открытия мощей прп. Матроны Московской, в храм Свт. Мартина Исповедника были переданы для поклонения рубашечка (срачица), в которой она была похоронена и частица мощей. Мартина Исповедника, папы Римского, святителя, в Алексеевской Новой слободе церковь (Большая Коммунистическая улица, дом 15/2, строение 1). Первый храм в этой местности был выстроен в 1492 г. Современное церковное здание создано по проекту RR Казакова в стилистике развитого классицизма в 1793–1806 гг. Это – монументальное двухярусное здание, основной объем которого завершает купольная световая ротонда. По углам основного четырехугольного объема поставлены четыре глухих невысоких барабана. На боковых фасадах храма помещены торжественные восьмиколонные тосканские портики; коллонады опоясывают притвор и апсиды; ротонду и верхний ярус колокольни украшают колонны с лепными композитными капителями. Ордерные обрамления венчают и большие окна нижнего яру Трехъярусная колокольня (верхний ярус – цилиндрический) состоит из объемов, постепенно уменьшающихся к верху, и завершается цилиндром, увенчанным шпилем. Храм являлся одним из основных высотных ориентиров всего Заяузья, господствуя над окружающей застройкой и определяя градостроительный силуэт этой местности. В начале XIX в. церковь была расписана (фрески частично сохранились). Ограда относится к концу XIX столетия. Главный престол освящен в честь праздника Вознесения Господня, храм же называли и называют по приделу. Храм закрыли в 1931 г. Вначале 1950-х гг. он ремонтировался. В 1980-е гг. здесь размещалось хранилище Всесоюзной книжной палаты. Богослужения возобновились в 1991 г. Среди святынь храма чудотворная Грузинская икона Божией Матери, частицы мощей святителя Мартина, святителя Филиппа, митрополита Московского, преподобного Серафима Саровского, погребальная срачица (рубашка) блаженной старицы Матроны.

http://sobory.ru/article/?object=02328

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " .  http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Этот храм, что стоит в самом центре современной Москвы, выглядит не таким уж и древним. Но история его, тем не менее, уходит в глубину столетий, ко временам правления Василия III. Первые упоминания о храме Мартина Исповедника относятся к 1625 году, но в источнике не указана дата строительства. В первом письменном источнике, где сказано о дате возникновения храма, - " Историческом известии о всех церквах столичного города Москвы " за 1796 год - читаем: " Мартына Исповедника, празднуемаго Апреля 14 числа, церковь, что в Алексеевской, первоначально построена в 7000 (1492) " . Сведений о том, каким было первоначальное строение храма - каменное или деревянное, на сегодняшний день не имеется. Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся лишь к 1708 году. Согласно исследованиям, проведённым журналистом и краеведом Таганки Натальей Леоновой, можно твёрдо сказать, что храм появился на главной дороге из Кремля к Спасо-Андроникову монастырю в марте-сентябре 1492 года. Храм был построен в Алексеевской Новой слободе. Новой она как раз стала в начале XVIII столетия, а до того была так называемой чёрной; жили тут чёрные тяглецы, несшие государственные повинности (ремесленники, торговцы). А Алексеевской она звалась по имени одного из местных храмов, освящённого во имя святителя Алексия Митрополита Московского " что за Яузой " . В старину это место носило ещё одно название - " Хлебники " , вероятно, в честь хлебопеков или торговцев зерном, которые жили в этом месте. В конце XVIII века московский купец Василий Жигарёв, богатый чаеторговец, чувствуя скорую кончину, решил отдать все свои средства на строительство нового храма недалеко от своей усадьбы. Разрабатывал проект и осуществлял строительство архитектор Родион Казаков. Василий Яковлевич был известным человеком в Москве. Он имел собственную усадьбу с главным домом на нынешней улице А. Солженицына (дом купленную и перестроенную впоследствии Владимиром Семёновичем Алексеевым, дедушкой К. С. Станиславского, родившегося в 1863 году в этом доме. Жигарёв был городским головой (председателем Московской городской думы) и многое сделал на своей должности для улучшения жизни Москвы и москвичей. На его долю выпали колоссальные приготовления города к коронации в ноябре 1796 года Павла I: он руководил работами по украшению Москвы, строительством деревянных триумфальных ворот, размещением иностранных делегаций, заказом драгоценных подарков императорской чете. Строительство нового храма благословил московский митрополит Платон (Левшин), и в 1792 году работы начались. Только в 1806 году, то есть через 14 лет, грандиозная стройка завершилась - огромный храм в стиле классицизма стал архитектурной доминантой всего Заяузья.

http://sobory.ru/article/?object=02328

Богослужебные песнопения исполнил Праздничный хор Николо-Перервинского монастыря г. Москвы под управлением регента и художественного руководителя диакона Сергия Шебуренкова.  На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.  После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.  За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Алексия Тимофеева, клирика храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе г. Москвы.  Проповедь перед причастием произнес иерей Антоний Кошелев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве г. Москвы, сотрудник Московской Патриархии.  По окончании богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал архиепископ Егорьевский Матфей.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .  Святейший Патриарх поблагодарил за усердные труды настоятеля новоосвященного храма игумена Сергия (Рыбко), который по причине болезни не смог присутствовать на богослужении: «Хотел бы мысленно передать выражение моей благодарности отцу Сергию, настоятелю сего святого храма, который очень много потрудился над его созданием. Я радуюсь, что он собрал такую большую общину, такой приход, который, несомненно, любит своего настоятеля. Но так бывает, что иногда Господь посещает нас скорбью, и мы заболеваем, хотя никогда невозможно понять, к чему болезнь — к славе Божией или к какой-то еще большей скорби. Надеюсь, что и недуг, который отца Сергия посетил, дается ему Спасителем для очищения души и для оставления грехов, и для подготовки своей души к вхождению в Великий пост. Хотел бы еще и еще раз особо выразить ему свою сердечную благодарность и за этот построенный храм, и за всех вас, мои дорогие, кто собран в этом приходе и вносит свой вклад в процветание сего Божиего дома».  В дар храму Святейший Владыка передал вышитую плащаницу. «Пусть Господь хранит вас всех, укрепляет в жизни духовной, дает физические силы и помогает восходить от силы к силе, приуготовляя себя к встрече Светлого Христова Воскресения. Аминь», — добавил Предстоятель Русской Церкви. 

http://patriarchia.ru/db/text/5595774.ht...

В конце доклада отец Максим предложил построить общими силами епархии коттеджный поселок недалеко от Москвы для семей священников с пятью и более детьми с беспроцентной долгосрочной ипотекой. Высокопреосвященный Арсений дополнил доклад подробным рассказом об усилиях Священноначалия епархии г. Москвы по обеспечению жильем нуждающихся многодетных священников. Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма свв. бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, в своем выступлении рассмотрел проблемы многодетной семьи священнослужителя в современном мегаполисе. Отец Феодор скрупулезно перечислил все основные сложности: отсутствие времени для общения с детьми (ненормированный график, выходные в будние дни, когда дети учатся, недостаточное время отпуска), невозможность для семьи приехать на службу в храм к своему отцу, недостаточная помощь жене в быту и решении воспитательных и иных семейных проблем и ряд других конкретных трудностей. Доклад был снабжен конкретными примерами из героической жизни многодетных священнических семей. Комментируя выступление отца Феодора, митрополит Арсений отметил важность поставленных проблем, предложил подготовить конкретные меры по их решению. Например, владыка отметил, что вопрос увеличения семейного отпуска для больших семей иногда может быть решен за счет полагающихся каждому священнику дополнительных 15 дней на совершение паломничества. Высокопреосвященный владыка призвал настоятелей подумать об организации служения таким образом, чтобы это было возможно осуществить без ущерба для приходов. Проблема «значимого другого» для детей священника была поднята в докладе священника Валерия Степанова, клирика храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе. Название доклада «Воскресная школа как пространство для формирования коммуникативной среды для детей и подростков» отражает его основное содержание. В сообщении дискутировались различные типы воскресных школ. Клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский предложил доклад «Основные трудности воспитания подростка в православной семье», в котором попытался представить реконструкцию сознания современного подростка и поставить вопрос о вытекающих из этого проблемах религиозного воспитания. Главным тезисом доклада была оппозиция «тензорного» и «векторного» сознания. Отец Максим утверждал, что проблемы церковного воспитания во многом связаны с одновременным проживанием современным подростком совершенно разных, зачастую конфликтующих жизней — верующего человека, ролевика, человека общества потребления и т.д.

http://patriarchia.ru/db/text/5058066.ht...

Другой образ Грузинской иконы Божией Матери пребывает в действующем с 1991 года храме Живоначальной Троицы в Хорошеве (Карамышевская набережная, 15, м. Полежаевская). Храм построен в 1598 году в вотчине Царя Бориса Годунова. В настоящее время в храме служат клирики Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата. Третий образ пребывает в храме Святителя Мартина Исповедника, папы Римскаго (Вознесения Господня) что в Алексеевской Новой слободе (ул. Б.Коммунистическая, 15, тел. 911-75-40, м. Таганская (кольцевая), м. Марксистская). Здесь в приделе Ее имени пребывает чудотворный образ Грузинской иконы Божией Матери, прежде находившийся в ныне разрушенном храме Грузинской иконы на Воронцовском поле. Храм действующий с 1991 года. По пятницам в 17 часов служится вечерня и утреня с Акафистом Грузинской иконе Божией Матери. В столице Российской Империи г. Санкт-Петербурге был только один храм в честь Грузинской иконы Божией Матери. Он был построен при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии, что расположилось на Охте, рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери по проекту знаменитого епархиального архитектора Николая Никитича Никонова. Трехпрестольных каменный храм на 1500 человек в древнерусском стиле XVII века был заложен 20 июля 1903 года. Храм имел высокую шатровую двухъярусную колокольню над входом и обошёлся в 150 тысяч рублей. Внизу находилась часовня, освященная 12 декабря 1914 года, на втором этаже располагались кельи, а на третьем сам храм. Главный престол освятили 6 февраля 1905 года. Церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери просуществовала до 1934 года, еще через год ее снесли и на ее месте построили школу. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Никитников пер., дом 3 (м. Китай-город, Старая площадь) Телефоны: +7 495 698 34 51 ; +7 495 698 26 43 См. карту Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Накануне воскресных, великих и двунадесятых праздников, в 17:00 — всенощное бдение.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

В храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище (Измайловское шоссе, дом 2) можно помолиться перед иконой святой Матроны с частицей мощей и перед другими ценными святынями: иконой святых благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами их мощей, а также иконой блаженного Августина, епископа Иппонийского, также с частицей мощей. В храме святой благоверной княгини Евфросинии Московской (Нахимовский проспект, влад.6) также есть икона с частицей мощей блаженной Матроны, а также частицы мощей многих других святых, в числе которых: великомученица Варвара, святой благоверный князь Александр Невский, святитель Тихон Московский, святитель Димитрий Московский и другие. В храме святых бессребренников Косьмы и Дамиана в Шубино (Столешников пер., 2) также есть икона блаженной Матроны с частицей мощей. Такая же икона пребывает в храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке. Храм Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье) На подворье Соловецкого монастыря — в храме великомученика Георгия Победоносца в Ендове (ул. Осипенко, 6) — кроме частицы мощей блаженной Матроны, пребывают частицы мощей других святых: святого великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика Пантелеимона и других. Храм св. вмч. Георгия Победоносца в Ендове В храме святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (Большая Полянка, 29а) также можно поклониться не только блаженной старице Матроне, но и святителям Григорию Неокесарийскому и Григорию Богослову, чьи мощи также находятся в храме. Особая святыня, связанная с почитанием святой Матроны Московской, хранится в храме святого Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (улица Александра Солженицына, дом 15) — погребальная рубашка старицы. В самом Покровском монастыре находится чуть менее известная святыня, связанная с именем блаженной — икона Божией Матери «Взыскание погибших». Часто оказывается, что к этому чудотворному образу очередь совсем небольшая или вовсе отсутствует. За эту икону мы можем поблагодарить блаженную старицу Матрону Московскую — образ написан по ее благословению.

http://pravmir.ru/moshchi-matrony-moskov...

Как во времена своего появления, так и теперь церковь выделяется своей оригинальностью среди соседствующих построек. Теперь, конечно, её окружают более внушительные по своим габаритам здания, но когда-то она, стоящая на высоком берегу Яузы, на самой вершине Таганского холма, красовалась у всех на виду. Новое здание храма стали сравнивать с известными мировыми святынями: храмом Св. Петра в Риме и храмом Св. Павла в Лондоне. Однако в путеводителе по Москве 1913 года известный архитектор И. Е. Бондаренко подчёркивал, что " не Лондонский храм Святого Павла послужил ему моделью, как описывали раньше этот храм, а самостоятельным творчеством создал талантливый Родион Казаков эту красивую церковь " . Кстати, существует предположение, что Родион Казаков, кроме этого храма выстроил для купца Жигарёва ещё и упоминаемый выше собственный дом на бывшей Большой Алексеевской улице. Расписывать новый храм взялся итальянский мастер-живописец Антонио Клаудо. Отметим, что ему же принадлежит роспись церкви Святой Мученицы Татианы, что на Моховой в здании МГУ, и большого собора Донского монастыря. До нас дошла только часть живописного наследия Клаудо. Так, например, мы можем видеть фрески его работы над святыми вратами главного иконостаса и пилонах купола храма. В новом храме приделы освящались постепенно. В октябре 1800 года - Мартиновский и Грузинский (1 и 8 октября, соответственно). Главный престол в честь Вознесения Господня был освящён в 1806 году. Архитектор-реставратор Марина Иосифовна Домшлак писала об этом храме так: " ... безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве " . А журналист и москвовед Александр Александрович Шамаро восхищался в своей статье " Святой Мартин на Большой Коммунистической " : " Перед нами - один из самых грандиозных, самых совершенных в архитектурно-стилевом отношении московских храмов " . В 1806 году новый московский храм Святителя Мартина Исповедника был освящён самим митрополитом Платоном (Левшиным), благословившим его постройку.

http://sobory.ru/article/?object=02328

В 1980 году обветшавшее к тому времени хдание храма было взято государством под охрану, о чём указано в книге " Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной " , изданной в Москве в 1980 году. В конце 1989 года в районе Таганки существовала лишь одна действующая церковь - Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Именно здесь была создана первая община обновлённого храма Мартина Исповедника, которую возглавила Мария Зубова. Было принято решение начать хлопоты о возвращении храма Святителя Мартина Исповедника Православной Церкви. И с 1990 года храм постепенно начали возвращать верующим. 19 апреля 1991 года один из престолов храма был освящён во имя преподобного Серафима Саровского. Настоятелем стал протоирей Сергий Суздальцев. Поначалу службы велись в притворе, в нижнем ярусе колокольни. А затем постепенно в храм стали возвращаться святыни. В 1992 года настоятелем храма стал протоирей Александр Абрамов. Но только в 1996-м году из здания окончательно были вынесены фонды книжной палаты. Несколько этажей перекрытий и перегородок были разобраны, произведён капитальный ремонт: заменены система отопления, полы, кровля, оконные рамы, отреставрирована настенная живопись. На своё место из Донского монастыря вернулся иконостас главного престола. 28 мая 1998 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение храма, после которого передал настоятелю и приходу храма образ Феодоровской иконы Божией Матери. Исследователь московских церквей Пётр Паламарчук в своей книге " Сорок сороков " писал о храме Святителя Мартина Исповедника, что тот " доныне остаётся главной верикалью Таганского холма " . Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2018 г. Родион Казаков соединил в архитектурном облике две тенденции: петербургскую школу русского классицизма, характеризующуюся величественностью и монументализмом и московскую классицистическую школу, отличающуюся наличием люкарнов (оконных проёмов в скате крыши или куполе), филёнок, системой двусветного освещения. Также архитектор использовал тут свою излюбленную форму - ротонду. Строящийся храм должен был по замыслу мастера вписаться в архитектуру Москвы Белокаменной. Высокий цоколь выполнен из белого камня, портики его тоже белокаменные. Храм гармонически монументален и увенчан золотыми главками.

http://sobory.ru/article/?object=02328

На архитектурном плане двухъярусное здание представляет собой крест, боковые стороны которого оканчиваются порталами с коринфскими колоннами. Главный купол - световая ротонда диаметром 17 метров. По углам основного объёма поставлены четыре глухих барабана. Притвор и апсиды окружены колоннадой. С запада к основному зданию храма примыкает трёхъярусная колокольня. До 20-х годов XIX века колокольня стояла отдельно, после же была присоединена к зданию храма. Высота колокольни составляет 60 метров. Колокольня состоит из объёмов, которые постепенно уменьшаются кверху и завершаются цилиндром, на котором расположен шпиль, увенчанный крестом. Один из входов в церковь Святителя Мартина расположен как раз в колокольне. Верхний ярус колокольни и ротонду отличает наличие колонн с лепными капителями. Коринфские колонны украшают порталы боковых фасадов храма. Коринфский ордер более насыщен декором, чем ионический. Его характерная особенность - колокообразная капитель. На цилиндрическом навершии колокольни расположен довольно интересный увенчанный крестом шпиль. На боковых фасадах церкви размещены восьмиколонные тосканские портики, отличающиеся гладким фризом и колоннами без каннелюр (без вертикальных желобков на стволе колонны), и придающие всему зданию особую торжественность. Над одним из портиков здания расположена фреска с изображением святителя Мартина Исповедника. Это вполне традиционное иконописное изображение святого. В руках святой держит образ Спаса Нерукотворного. Лицевой фронтон украшен надписью: " Храм Святаго Мартина Исповедника " . На фронтоне с обратной стороны расположена фреска, на которой изображено Преображение Господне. При всём том, что церковь выдержана в строгом классическом стиле и выпадает из привычного нам облика православных церквей, построена она в строгом соответствии с основными требованиями русского церковного зодчества. То есть перед нами вполне традиционный пятиглавый храм с колокольней на западе и трапезной, которая соединяет колокольню с храмом. Как писал москвовед Александр Шамаро, пять глав на этом храме " как бы символизируют память о пяти лицах, пяти исторических персонажей, судьбы которых связаны с этой церковью, - от папы римского, жившего на далёких Апеннинах и умершего в Крыму свыше тринадцати столетий назад до богатого московского купца, жившего в приходе этого храма " всего лишь " около двух столетий назад. Внутренняя обстановка храма полностью соответствует эпохе его создания - началу XIX века. Всё говорит о стиле ампир, очень модном в то время. Этот имперский стиль сохранился до наших дней практически без поновлений. Особое внимание привлекает купол храма - это та самая ротонда, особенность архитектурного стиля Родиона Казакова. Свет льётся в храм сквозь многочисленные окна (люкарны), расположенные в ротонде.

http://sobory.ru/article/?object=02328

Москва. Церковь Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе. Мартина исповедника, папы Римского Карта и ближайшие объекты Первый деревянный храм на этом месте был выстроен в 1492 г. В 1502 г. Василий III стал княжить и, по преданию, это произошло на 14 апреля, в день Мартина, папы Римского, в честь чего и был якобы воздвигнут храм. В 1793 г. в честь посещения Москвы императором Священной Римской империи Иосифа II, по благословению митрополита Платона и на средства городского головы В.Я.Жигарева на месте ветхого храма по по проекту архитектора Р.Р.Казакова был построен новый каменный. Освящение приделов состоялось в 1800 г.: южный придел - Мартиновский, северный - Грузинской иконы Божьей Матери. Главный престол в честь Вознесения Господня освящен только в 1806 г. Храм был закрыт в 1930 г. Летописная традиция связывает основание первого храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III Иоанновича, данным в день памяти Святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 г. В 1709 году в нем был освящен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. В 1792 году по благословению Митрополита Московского Платона началось строительство новой церкви по проекту архитектора Р. Р. Казакова. Новый храм Вознесения Господня с двумя приделами Грузинской иконы Божией Матери и Мартина Исповедника был возведен на средства Московского купца и городского головы Василия Яковлевича Жигарева. В 1800-1801 годах храм был расписан в итальянском стиле итальянским живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились в наше время. После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма – престол в честь преподобного Серафима Саровского. 1 сентября 1991 года в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. В 1999 году в левом предалтарии был освящен придел преподобного Александра монаха Первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте создан крестильный храм, освященный в честь преподобного Михаила Клопского. В нем был размещен баптистерий.

http://sobory.ru/article/?object=02328

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010