Замечательно, что такое определение в Св. Синоде состоялось 21 декабря 1727 г., когда уже Платковский по синодальному же указу близ года числился назначенным в Китай. Заключить следует, что Св. Синод, пропустив чрез свою дистанцию определение Тайного Совета о назначении Платковского в Китай только во исполнение высочайшей воли, со своей стороны продолжал смотреть на него как на человека, не вышедшего из синодальной зависимости, и настоящим распоряжением, даже без извещения посланника Владиславича, подвергшим Платковского уголовному суду тобольских властей, как бы делал намек, нельзя ли воспрепятствовать недостойному быть в Китае на позор отечества. Синодальный указ получен Тобольским митрополитом 10 мая 1728 г., и неизвестно, что по нему сделано. Уклончивость Тобольского владыки вообще и прежде всею не могла быть не замечена, и в настоящем случае он прислал епископу Иннокентию засвидетельствованную с указа копию (как будто Св. Синод не мог от себя предписать Иркутскому епископу, если бы это было нужно в видах распоряжения), – но не сказал, что должен был делать по этой копии Преосвященный Иннокентий. Святитель Иркутский поступил так, как внушило ему беззлобие. Получив копию 26 сентября 1728 г., когда уже Платковский преогорчил его много, и притом приняв ее из рук самого обвиняемого полковника Лисовского, который без сомнения передал такую важную для себя бумагу не без просьбы к Святителю, чтоб поучил зловредного архимандрита, – Преосвященный Иннокентий не дал ей никакого движения, даже не объявил об этой грозе Платковскому. Но будь такое орудие против оскорбителя в руках не Святого Божьего человека, сколько неприятного можно было бы сделать Платковскому, особенно когда Св. Синод всякое распоряжение, в обличение запекавшего незаслуженное благоволение Владиславича, признал сообразным со своими намерениями воспрепятствовать его поездке в Пекин. Сколько стеснительны были для православного населения запреты строить без особого разрешения от Святейшего Синода церкви и ни под каким условием не допускать существования часовен, столько же обрадованы были преимущественно отдаленные места Сибири, когда эти запреты покрылись дозволением – церкви строить по усмотрению епархиального архиерея, не отписываясь в Синод, и восстановить часовни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

25 Предисловие это написано было преосвященным Иннокентием, бывшим в то время священником в Ново-Архангельске, 26 августа 1838 года. Ив. Б. 26 Предисловие это было написано преосвященным Иннокентием 25 июня 1839 г., т. е. в день первого приезда его из Ситхи в Петербурга в сане священника, к приготовленному еще в 1827 году к печати его Катехизиса (Иннокентий Митр. Москов. Ивана Барсукова 1883 г. стр. 114–115). 27 Сие наставление написано Иннокентием первоначально для миссии, действовавшей в Камчатке и в наших североамериканских владениях, когда он был посвящен первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Им оно представляемо было митрополитам С.-Петербургскому Серафиму и Московскому Филарету, и как утвержденное сими первосвятителями Российской православной церкви и Святейшим Синодом (указ Св. Синода об открытии Камчатской епархии от 10 января 1841 г. за 42), имеет не только историческое, но и каноническое руководственное значение. Это наставление печатается в полном его виде, как драгоценный памятник миссионерской деятельности недавно почившего Московского святителя Иннокентия, и вместе как руководство для всех миссионеров отечественной церкви. Один из алтайских миссионеров, в письме своем к отцу протоиерею И. Н. Рождественскому, пишет: «Наилучшим руководством для всякого миссионера должно служить наставление о порядке веропроповедания язычникам в Бозе почившего Митрополита Иннокентия, изложенное в особой инструкции миссионерской. Желательно, чтобы эта инетрукцин имелась в достаточном количестве при каждой Миссии и выдаваема была каждому новому миссионеру для руководства» (Моск. Церковн. Ведом. 1884 г. стр. 499). Ив. Б. 28 Его Императорское Величество, будучи в зимнем доме января 13 дня 1724 года, указал о делах, которые тайности подлежат в государственных делах, оного отнюдь в партикулярных письмах никому не писать, ниже к тому, от кого послан, кроме настоящих реляций. А ежели какое препятствие от кого в том или ином будет его делу, то писать вольно, куда кто заблагорассудит, токмо упоминая о врученном ему деле генерально, от чего оному повреждение есть; также ежели случатся дела посторонние, тайне подлежащие, а в реляциях к тому, от кого отправлен, писать будет за каким подозрением невозможно, то вольно писать, кому в том поверит. А о врученном своем никак не писать, только как выше писано, под жестоким наказанием по вине преступления, и сей указ всякому писать в инструкциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

С совершенным почтением и таковою же преданностью честь имею быть Вашего Сиятельства покорнейшим слугою Иннокентий, Архиепископ Камчатский Сентября 21 дня 1866 г. Благовещенск 414. Димитрию Васильевичу Хитрову. 05 октября Возлюбленный мой о Господе Отец протоиерей Димитрий! Что это значит, что вот уже, кажется, более 3-х почт пришло, а от Вас ко мне ни черточки? Чему это приписать, недоумеваю.– Получил я Ваши семинарские счеты и стал в тупик. Что мне с ними делать? Посылать их в Синод или нет? В представлении Вашем Вы пишете, что представляете копии со счетов, поэтому можно заключить, что Вы уже подлинник отправили в Питер. Напишите, пожалуйста, пояснее и поскорее, чтобы можно было успеть отправить в этом же году. Вот Вам указ о скопце Исакове! Значить, теперь нечего более и затевать нам о скопцах, пусть идет, как идет, что еще мы станем делать? пусть сам он хлопочет. Напишите, что он скажет и на что решится. Здоровье мое очень еще не нормально. Сильно я простудился; вот уже 11-й день, а еще во рту гадко и аппетиту мало. Наконец то приехал мой о. Гавриил и навез не три, а тридцать коробов одежд разных, и коих не малая часть с ниточки и очень недешевых. А сколько всего он собрал, еще неизвестно, он захворал с дороги и еще не поправился. Более писать ничего не имею. Прошу передавать мой искренний поклон всем, кто обо мне спросит, а между прочим, Ивану Михайловичу с семейством и полуживому мертвецу Анастасию Михайловичу, я думаю, он уже и забыл и меня. Поклоны Ив. Яковлевичу, – я думаю, тоже память не обновляется, – Ивану Платоновичу, Александре Ивановне , и поздравьте их от меня, с пожеланиями всех благ, а первее мира и согласия. Затем прощайте! Господь с Вами, и со всеми Вам вверенными! Ваш вседоброжелательный слуга Иннокентий, А. Камчатский Октября 5 дня 1866 Благовещенск Октября 7. Сегодня у нас морозу по утру 6 град., что-то у Вас? Погода отличная. Приезжий мой из России о. Гавриил поправился и вступил в должность, и я поправляюсь, но медленно, все еще нет аппетиту на хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Штатную сумму, экономические суммы Духовного Правления и певческие кредиты Вы передадите о. Сергию, а прочие суммы, а равно и вещи общего капитала – о. Гавриилу. Более, кажется, уже нечем надоедать Вам, касательно дел, а что сами вспомните и успеете сделать, надеюсь и уверен – сделаете и без моей просьбы. Затем пора уже и заканчивать письмо. Скоро судно идет, и пора прощаться с Вами. Мысленно сажусь, по древнему нашему обычаю, встаю, молюсь Господу да сохранить он Вас во всех путях Ваших, во всех входах и исходах Ваших. Благословляю Вас от всего моего сердца. Целую Вас лобзанием братственным святым. Прошу прощения по-христиански во всем; чем я оскорбил Вас вольно или невольно. Прошу не забывать в молитвах Ваших, где бы Вы ни были. Очень буду рад, если Вы напишете мне нечто о Вашем путешествии, принятии в С.-Петербурге и проч., и с удовольствием стал бы получать от Вас письма, если бы Вы вздумали писать мне. Наконец, примите уверение, что, где бы я ни быль, всегда буду помнить Вас, любить Вас, уважать и вспоминать в моих слабых молитвах. С искренним почтением и любовью честь имею быть Вашего Высокоблагословения покорнейшим слугой Иннокентий, Архиепископ Камчатский. сентября 11 дня. 1881 г. Аянский порт. Р. S. Быть может, представится Вам случай или видеться или писать к Русскому священнику, находящемуся в Лондоне, о. Евгению Попову ,-то скажите или напишите ему от меня большой поклон, благодарность и благословение – и скажите ему, что я в 1849 году послал ему большое письмо. Получил ли он его? Всем знакомым моим, где бы они ни были, если будут спрашивать обо мне, объявляйте от меня овому поклон, овому благословение – овому то и другое, по Вашему усмотрении. Прощайте, Господь с Вами во вся дни живота Вашего. Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Письмо 108 Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец. Посланный, мною в 1850 г. на Курильские острова иеромонах Сергий ныне возвратился оттуда и донес мне, между прочим, что всеблагий Господь, во утешение Курильцев, а паче во утверждение веры сего малейшего стада Своего (всех Курильцев не более 60 душ обоего пола), благоволил явить им видимое знамение силы Креста и благословении Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

С совершенным почтением, глубоким уважением и преданностью честь имею быть, Вашего Сиятельства, покорнейшим слугою Иннокентий, Архиепископ Камчатский. июля 26 дня 1852 г. Аянский Порт. Письмо 125 Ваше Превосходительство! 226 Письмо Ваше от 11 июля меня очень порадовало: оно служить ясным доказательством того, что здоровье Ваше поправляется. Слава Богу, между прочим, и за то, что вы имели возможность послать в Аян г. Струве. И, конечно, жаль что Вы не своим глазом все видите; но зато он выездит каждый уголок Аянской дороги, чего Вам было-бы чрезвычайно трудно сделать при Вашей болезни. И можно надеяться, что он это поручение Ваше, касательно осмотра дороги, исполнит, как нельзя лучше. Наконец получена мною почта и от последних апреля из С.-Петербурга, и ни слова ни об отделении Якутской области-ни о том, чтобы мне остаться на здешнем берегу. И потому я иду в Америку, благословляйте! и не забудьте иногда в молитвах Ваших, да исправит Господь все пути мои по славе имени Его. Идти в Америку я решился на компанейском судне, несмотря на то, что оно пойдет не прямо туда. Ни о Ситхинских, ни об Аянских новостях я не пишу Вашему Превосходительству. О первых расскажут гг.офицеры, выезжаюпце из Камчатки; а о последних – Бернгард Васильевич. Затем призывая благословение Божие на Вас и на все Ваши благие дела, намерения и желания и моля Его о Вашем здравии, честь имею быть с совершенным почтением, уважением и преданностью. Вашего Превосходительства покорнейшим слугою Иннокентий, Архиепископ Камчатский. августа 2 дня 1852. Аянский Порт. Письмо 126 Возлюбленный мой о Господе Отец Димитрий. Два письма Ваши последние до меня дошли почти в одно время. Прежде веего примите мою благодарность за Вашу память обо мне. Не значительны Ваши письма по содержанию, но знаменательны по любви Вашей ко мне.– Да воздаст Вам Господь Бог! Радуюсь, что Пр. Нил разрешил приступить к исправлению монастырской арки. Слава Богу! В другом письме Вы уведомляете меня о распоряжениях, которыя касательно имущества покойнаго архимандрита. Это так и следовало, и чем строже, тем лучше для Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Где-то наш Михайло Семенович? 242 Я от него получил письмо из его деревни, спасибо ему. Но я теперь ему не пишу. Надеюсь лично в Иркутске обнять его. В случае, если он приедет ранее меня в Иркутск, поручаю Вам исполнить это. Где то находится Николай Николаевич 243 , и что-то поделывает? О! дай Господь ему силы, терпения, терпения и терпения.-Я не смею писать ему, потому что дельного ничего не имею, а пустяками не хочу беспокоить его. При случай прошу Вас засвидетельствовать ему от меня глубочайшее почтение-а также и супруге его. Прощайте. Господь с Вами! Да даст ВамГосподь силы продолжать Вашу службу так же, как Вы начали ее и доселе продолжали. С совершенным почтением и любовью честь имею быть Вашего Высокоблагородья покорнейший слуга, Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Октября 23 дня 1853. Якутск. Письмо 136 Милая моя Пашенька, Господь с тобою! Давно уже я не получал от тебя писем, ни известия о тебе. Татьяна Борисовна в августе, перед отъездом своим в Святогорск, уведомляла меня, что она заедет к тебе. Оленьки нашей не стало. Радуюсь и благодарю Бога за то, что он даровал ей такую кончину, как описывает мне Татьяна Борисовна. Дай, Господи, всем нам такой кончины. Из письма Т. Б. Потемкиной я вижу, что покойная Оленька отказала тебе 1000 р. сер. Значит, ты теперь богаче меня: у меня столько нет денег, сколько у тебя; по моему счету, у тебя теперь с моими деньгами более 2500 р. сер. Куда тебе столько денег? а между тем, сестра твоя, Катя, обременена семейством, и муж ее нездоров, а денег у него нет, и у ней мало,-в случай вдовства ее, она будет в крайней нужде; а также и несчастный брат твой, Иннокентий, находящиеся теперь в тюрьме,-нищий. Я бы советовал тебе, пока ты еще вольна в своих деньгах, те деньги, которые тебе дала Оленька, разделить Кате и Иннокентию (Гаврила, слава Богу, не нуждается): половину отдать Кате, а другую Иннокентию. И ежели ты изволишь так сделать, то назначенные тобою деньги Кате-попроси Татьяну Борисовну передать в Главное Правление Американской Компании, для прибщения к кредиту Екатерины Петелиной; а также поступить и с деньгами, какие ты благоволишь дать Иннокентию, твоему брату. Только деньги сии надобно приписать к деньгам, принадлежащим Гавриилу Вениаминову, на попечение которого я отдаю и брата его, Иннокентия, и жену его. Иннокентию дать деньги в руки опасно. Он их истратит даром и, пожалуй, еще и со вредом себе, а Гаврила будет выдавать ему по временам на его нужды. И я сам также сделаю, т. е. деньги, назначенные мною Иннокентию, отдам Гавриилу. Ужели ты не исполнишь этого моего совета? Не думаю. Если ты хочешь быть истинною монахинею, то тебе 70 или 80 рублей 244 девать некуда, Впрочем, делай, как знаешь,-только ответь мне на это письмо. Теперь мы можем переписываться, когда угодно. Ибо я живу теперь в Якутске, и буду жить не менее двух годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

В сентябре 1995 г. внесено предложение мэрии г. Якутска об установлении мемориальной доски на здании Якутского Троицкого Собора, о переименовании ул. Каландаришвили (до революции – Соборная улица) именем Святого Иннокентия (последнее предложение отклонено мэром С.С. Борисовым). В Москве выявлены церкви, где имеются иконы Святителя Иннокентия; совместно с работниками постоянного Представительства РС(Я), доктором С.А. Мусалимасом обследована загородная резиденция митрополита в Черкизове (она разрушена до основания, подлежит немедленной реставрации, находится во ведении Московского патриарха). Предстоит выявление памятников, связанных с именем Иннокентия в гг. Иркутске, Благовещенске, Охотске, на Аляске с целью снятия документального фильма о нем. В прошлом году проведена целенаправленная организационная работа по реализации Программы. Так, координационные комитеты созданы и уже функционируют в Великобритании, Греции, Калифорнии, на Аляске; запланированы международные конференции, экспозиции, сборники научных статей, публикации и т.д. 4–12 мая 1995 г. по приглашению ЯГУ побывал в гг. Якутске и Мирном доктор С.А. Муссалимас, проф. Оксфордского университета, международный координатор Программы. Во время визига были организованы деловые встречи с первым заместителем Председателя Правительства РС(Я) А.А. Томтосовым, министром внешних связей В.П. Артамоновым, сопредседателем НК РС(Я) по делам ЮНЕСКО В.П. Филипповым, первым проректором ЯГУ, профессором А. Н. Алексеевым, главой администрации Мирнинского улуса В.Н. Басыгысовым, руководствами Национальной библиотеки PC (Я), Якутского государственного музея, были обсуждены многие организационные вопросы, намечены конкретные мероп­риятия. В г. Москве проводились консультации на уровне зам. Постоянного председателя РС(Я) В.В. Качаева с участием доктора С.А. Муссалимаса, Е.С. Шишигина. В результате этой работы подготовлен проект постановления Правительства, разработаны мероприятия. Журнал «Полярная звезда», 1996, 2. Проповедник духовно-нравственных ценностей (К 200-летию со дня рождения Иннокентия (Вениаминова)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пользуясь кратковременным в Москве пребыванием Иннокентия, видя в нем человека необыкновенного, готового скоро, может быть, оставить земное поприще, по болезненному положению, в коем находился, графиня неотступно просила архипастыря указать ей наставника в духовной жизни. Епископ назвал Фотия. Последовавшая вслед за тем христианская, замечательная кончина преосвященного Иннокентия еще более утвердила слова его в сердце графини Анны Алексеевны. Она решилась непременно ввериться избранному им наставнику, и не отступила от благого намерения. Оставя родную Москву и переселясь в Петербург, графиня искала случая сблизиться с иеромонахом Фотием, но он долго чуждался ее, как бы опасаясь влияния ее знатности и богатства на свое убожество. Не прежде как через два года достигла графиня желанной цели быть его духовной дочерью. Знаем из оставшихся после нее бумаг, что она избрала своим духовным руководителем Фотия также и по совету высокопреосвященного митрополита Серафима, к которому часто обращалась за наставлениями по смерти преосвященного Иннокентия 39 . Эта версия требует детального рассмотрения. С одной стороны, конечно, есть соблазн принять ее на веру, поскольку пишет об этом человек, близкий к кругу Орловой-Чесменской, к тому же пишет вскоре после ее кончины. Но подозрения в истинности сообщения Елагина все же остаются. Прежде всего, неясно, почему сам Фотий, столь многократно упоминающий свт. Иннокентия в своих письмах и других сочинениях, ничего не говорит об этом эпизоде. Из скромности? Как-то не похоже на него. Более того, в письме к митрополиту Серафиму (Глаголевскому) от 3 октября 1827 г., говоря об Орловой-Чесменской, он прямо указывает на то, что познакомился с ней «чрез руки святительские» адресата, а не Иннокентия: Тою же отрадою утешает меня и Утешитель скорбных Господь, коею и отца моего епископа Иннокентия утешал на одре болезни, пред смертью и при смерти. Я говорю о Богоданном мне бывом духовном чаде – чрез твои руки святительские 40 . Точно ли стал бы рекомендовать Иннокентий графине Орловой, своей ровеснице, в духовники иеромонаха Фотия, который был на восемь лет его младше? Дело даже не в соблазне для посторонней публики, а в очевидной для святителя духовной неопытности его постриженика, при всей огромной ревности о Господе. Интересный факт: в одном из писем святителя к графине, от 5 августа 1819 г., есть практически провидческий намек-предостережение от чрезмерного увлечения духовником, к примеру таким, как Фотий. Преосвященный Иннокентий пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Или еще пример, уже совершенно реальный. 14 декабря 1818 г. митрополит Михаил принимал в своих покоях квакеров Стефана Грелье и Уильяма Аллена, вел с ними дружескую беседу, на прощание проводил до дверей, пожал руки и высказал пожелание молиться друг о друге; а затем направил к своему викарию, епископу Ревельскому Филарету (Дроздову) 24 . Впрочем, святитель Филарет с митрополитом Михаилом тоже не стали близки. Филарет позже вспоминал: Он, по вступлении на митрополию, хотел меня послать в Каменец-Подольск. Я говорил, что еще нисколько не тягощусь своим положением (викария), готов послужить в этом звании еще, но, если ваше высокопреосвященство имеете кого другого в виду и желаете меня отпустить от себя, для меня слишком много того, что назначаете меня на второклассную епархию. Я буду доволен и третьеклассною. Так он дело это и оставил. Но я все не был уверен в нем 25 . Имел ли в виду святитель Филарет, говоря «кого другого», конкретно архимандрита Иннокентия? Многие современники – возможно, ошибавшиеся – думали именно так. Собственно, отсюда, видимо, и пошел слух о причастности Филарета к удалению Иннокентия из столицы: якобы первый видел в нем возможного претендента на кафедру викария столичного митрополита. Возможно, владыка Михаил и в самом деле хотел бы видеть своим ближайшим помощником архимандрита Иннокентия, по крайней мере есть косвенные свидетельства того, что будущий Пензенский святитель был ему ближе по духу, чем будущий Московский (тогда как Амвросию, видимо, наоборот). Однако сложилось все иначе: в марте 1819 г. Филарет был переведен в Тверь, а епископом Ревельским в мае стал архимандрит Владимир (Ужинский). Понятно, что назревавший разлад между митрополитом и князем Голицыным проявился и в истории с удалением из Петербурга святителя Иннокентия. Мемуаристы единодушны: владыка принял горячее участие в судьбе опального пастыря и всемерно старался облегчить его участь. Сам Иннокентий в письме к Мещерской (около 10 февраля 1819 г.) сообщает о его ходатайствах: «Ныне в 6 часов вечера преосвящ[енный] митрополит будет у Государя, и потому судьба моя, может быть, решится иначе, нежели предположено» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Что должен быть отвечать на такое письмо Святитель? Ничего. Требования Саввы Владиславича были невыполнимы, a подозрения на пристрастный суд Епископа Иннокентия в отношении к Платковскому и обидны и необстоятельны. В первом случае, кем мог Святитель заметить назначенного в Пекин священника Филимонова, когда все Иркутское духовенство, из простолюдья, стояло на одной степени и образования и поведения? По крайней мере провинциал – инквизитор Иевлев отличал с своей стороны Филимонова званием и обязанностию забайкальского инквизитора, значит, признавал его по образу жизни и по разумению еще выше других. Да и священник Филимонов был один из желавших ехать в Китай. Против же воли посылать кого-нибудь не было основания; а монашествующими, из каковых желал бы видеть Владиславич священника для миссии, так были скудны Иркутские обители, что об этой крайности Епископ Иннокентий по принятии Епархии доносил Св. Синоду. Другое требование, снабдить Платковского деньгами из конфискованных у провинциал-инквизитора Иевлева, было противно ясному предписанию Св. Синода, чрез Тобольских Митрополита и Губернатора, объявленному и Иркутской провинциальной канцелярии, и которое было небезызвестно Епископу Иннокентию, да и самому Платковскому, чтоб все захваченные лихоимством инквизитора деньги обратить обиженным, коль скоро сии последние о себе заявят. Взятое насилием у одного отдать произвольно другому, кому не следовало, было бы делом вопиющей несправедливости. За тем Святителю Иннокентию оставалось, к удовольствию Владиславича, сделать только то, что избрать иеродиакона в Пекин Он предоставил самому архимандриту Платковскому, да предоставил сему последнему все средства к его оправданию. А чтоб устранить всякую тень сомнения в пристрастном производстве дела, Преосвященный Иннокентий чрез свой архиерейский приказ сообщил Иркутской Провинциальной Канцелярии, что, отказавшись прежде за прожитием своим в Селенгинске, участвовать по присланному из Тобольска указу, в рассмотрении дел о Платковском обще с Иркутским воеводою, теперь он, как местный архиерей, находит к тому возможность. Но Иркутская Провинциальная Канцелярия на это предложение Преосвященного сделала такой ответ, что как де по поводу отрицательства архимандрита Платковского предстать, по вышеупомянутому указу из Тобольска, на суд Провинциальной Канцелярии без послушного указа от Митрополита, была сделана о таком отзыве из Канцелярии отписка в Тобольск еще от 19 Июня, a ответа на нее не последовало, за тем архимандрит Платковский указом Тайного Совета назначен в посольство в Пекин и состоит в распоряжении полномочного посланника Графа Владиславича; а сам Граф предоставляет ему, в случае. неудовлетворительного рассчета со стороны Преосвященного Иннокентия следовать в Петербург: то, за сими причинами, провинциальная Канцелярия задерживать архимандрита Платковского производством с своей стороны над ним следствия имеет опасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010