Император был потрясен. И вострепетал он перед судом Бо­жьим и устыдился своей царской багряницы, ибо, будучи для других законодателем, готов был свершить неправедный суд. Ласково и снисходительно заговорил Константин с его верными слугами Непотианом, Урсом и Герпилионом и спросил: «Знаете ли вы Мирликийского архиепископа Николая?» Когда монарх произнес имя святителя, воеводы поняли, что великий заступник услышал их молитвенные призывания и явился ночью к Константину и Аблабию. Не утаивая своих чувств и на­дежд, они громко воскликнули: «Бог Николая, спасший трех невинных мужей от смерти, избавь и нас от несправедливой казни!» Затем Непотиан поведал о встрече с Ликийским архиеписко­пом в андриакской гавани. Он изложил августейшей особе все по порядку и, завершая рассказ, произнес: «Владыка самодержец, Николай — человек Божий, прослав­ленный удивительными деяниями. Он ведет ангельскую жизнь и совершил много великих чудес. Мы были свидетелями того, как этот добрый пастырь поспешил в Миры и остановил казнь трех невинно осужденных по оговору мужей. Ныне мы, оказавшись в такой же беде, молитвенно призвали его и попросили заступиться за нас перед человеколюбивым Богом». Константин благоговейно почитал святых угодников. Он по­нял, почему Николай явился ночью к нему во дворец и потребовал отпустить воевод на свободу. Император приказал снять оковы с Непотиана, Урса и Герпилиона и надеть на них пояса стратилатов высшего ранга. «Не я дарую вам жизнь, — произнес самодержец, — но Бог и Николай, которого вы призывали на помощь. Остригите волосы (приказание царя остричь волосы означает возвращение стратилатов на государственную службу, поскольку всем чиновникам Римской империи полагалось носить короткую стрижку), которые отросли у вас в темнице, и отправляйтесь в Ликию побла­годарить вашего освободителя. Скажите ему, что я исполнил его повеление, да не гневается на меня угодник Христов. Пусть он молится за мое царство и за мир во вселенной. Государь вручил воеводам Евангелие в золотом окладе, укра­шенное драгоценными камнями и жемчугом, потир и два светиль­ника, изготовленные из золота, повелев все это вместе с письмом передать архиепископу Николаю. Непотиан, Урс и Герпилион вскоре отправились в путь.

http://patriarchia.ru/db/text/70543.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Декабрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 3 декабря Пахромская икона Эта икона явилась 3 декабря 1472 года на реке Пахре, около Москвы. Древняя летопись говорит, что из нее шла кровь «чудно вельми». 4 декабря Дамаскинская икона Древнее благочестивое предание сообщает, что образ этот написал прп. Иоанн Дамаскин, живший в VIII столетии. Свой благоговейный труд этот святой муж совершил в благодарность Царице Небесной за свое чудесное исцеление. Богоматерь исцелила руку Иоанна, усеченную нечестивыми иконоборцами. Местонахождение Дамаскинской иконы в настоящее время неизвестно. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой лавры, в деревянной церкви Успения Богоматери, на левой стене есть икона Богородицы, называемая Иорданской. Образ этот привезен А. Н. Муравьевым в дар митрополиту Московскому Филарету. Говорят, что Иорданская икона некогда находилась в келье прп. Иоанна Дамаскина и, может быть, она и есть подлинная Дамаскинская икона, или же точный список ее. В некоторых гравюрах упоминается еще «Дамасская» икона Богоматери, явившаяся 9 февраля 732 года в городе Дамаске. Не известно местонахождение и этой иконы. В окрестностях Дамаска существует монастырь, называемый Сендный или Садданэйя. В этой обители находится замечательная чудотворная икона Богоматери Сейданая или Садданэйская. Время явления этого образа с точностью неизвестно. Но одна ли и та же — Дамасская и Садданэйская икона, сказать трудно. 6 декабря Чудесная помощь Господа и Пресвятой Богородицы свт. Николаю Чудотворцу В житии святителя Николая, Мирликийского архиепископа, повествуется, что, присутствуя в числе 318 отцов на I Вселенском соборе в 325 году и обличая нечестивую ересь Ария, он разжегся божественной ревностью на защиту веры христианской. Желая посрамить Ария не только словом, но и делом, он, как второй Илия, ударил в ланиту еретика, низводившего Сына Божия своим учением в ряд тварных существ. Отцы собора, видя этот поступок святителя, сочли его дерзновенным и недостойным архиепископа. Посоветовавшись, они лишили святителя знаков архиерейского достоинства, отобрав от него Евангелие и омофор.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

Кафедральный собор Новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая (Мюнхен) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор Новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая - крупнейший православный храм РПЦЗ в Мюнхене. Содержание История [ править править код ] За мюнхенской русской православной общиной стоит долгая история. Речь не только о 1000-летней традиции со времен Крещения Руси, которое приход отметил выставкой и докладами, но и о традиции собственно мюнхенской. Когда в 1798 году в Мюнхене на Ottostraße открылось русское посольство, то там, конечно, должна была быть по обычаю устроена часовня для проведения богослужений. Но если об этом ничего не известно, то исторически засвидетельствовано, что сотрудники посольства и их родственники, начиная с 1832 года посещали храм Salvatorkirche в центре города, который обслуживался греческим клиром. Это касается и Федора Ивановича Тютчева (1803-1873), поэта и дипломата, который в Сальваторкирхе венчался и крестил всех своих пятерых детей. В годы 1867-1881 существовала домовая церковь графа Адлерберга. После переезда семьи на озеро Тегернзее ее переместили туда. Эта домовая церковь была посвящена Святителю Николаю, Мирликийскому Чудотворцу. Ее походный иконостас был подарком царя Александра II, дружившего с семьей Адлербергов. Иконостас и литургические сосуды были взяты царем из его финской дачи. Когда, спустя четыре года после революции, в 1921 году в Мюнхене образовалась община Свят. Николая, ей предоставили этот иконостас во временное пользование, а в 1942 году потомки Адлербергов (которые уже не были православными) подарили иконостас вместе с богослужебными сосудами и священническими облачениями мюнхенскому приходу. Сохранившиеся части иконостаса сейчас находятся в алтаре православной женской обители в Бухендорфе под Мюнхеном. Временная община Свят. Николая официально была основана в 1922 году. Каждые две недели совершались воскресные богослужения в зале Матильденштифт (Mathildenstr. 5). Священники приезжали издалека, иногда даже из Польши, как иеромонах Филофей, ставший впоследствии архиепископом Берлинским и Германским. С 1937 по 1971 год о мюнхенском приходе заботился о. Андрей Ловчий, в монашестве Александр. В 1942 ему был присвоен сан игумена, а в 1943 году он был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

     – А как понять: вторник посвящен Иоанну Крестителю? Как посвятить этот день ему? – Во вторник Церковь прославляет всех ветхозаветных праведников и пророков, которые своей верностью Богу сделали возможным пришествие Спасителя мира. Святой Иоанн Креститель является олицетворением верности Богу, праведности и подвижничества. По словам Спасителя, Предтеча «Больший среди рожденных женами». Посвятить день святому – значит, прежде всего, если вы не знакомы с его житием, то поинтересоваться главными вехами жизни и подвига святого. Основой подвига Иоанна Крестителя является аскеза и служение Богу. Исследуя жизнь Предтечи, каждый христианин увидит яркий пример для подражания. Потому, посвящая день святому, проанализируйте свою жизнь и определите те добродетели, которые объединяют нас. Если таких нет, перед вами большое поле для духовного делания.      – Среда посвящена Кресту. Чем отличается этот день от других? – В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. В среду Иуда предал Спасителя. С этого дня фактически начались страдания Спасителя. В святи с этим особенно почитается Крест как орудие нашего спасения. В этот день на протяжении всего года нужно держать пост.      – Четверг посвящен апостолам и Святителю Николаю Чудотворцу. Как вести себя в этот день? – В четверг Церковь вспоминает святых апостолов, трудами которых христианство утвердилось на земле. В этот же день мы почитаем преемника апостолов, одного из самых почитаемых святых Православной Церкви – Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Сегодня фактически в каждом православном доме находится иконка этого великого Угодника Божьего. И потому почтение Святителя должно выражаться не просто в памятовании, а в живой и реальной молитве.      – В пятницу мы как-то особенно должны вспоминать Распятие Христа? Служат ли особые молитвы в храмах в этот день? – Пятница – день вспоминания страстей и Крестной смерти Спасителя. День постный. Церковь молитвенно состраждет и прославляет искупительный подвиг Христа.

http://pravoslavie.ru/97284.html

4 октября, в субботу, на 40-й день преставления владыки Николая, в новом храме подворья Московской Патриархии в Токио – в храме Александра Невского – будет отслужена заупокойная литургия. Автору этой статьи посчастливилось дважды встретиться с владыкой Николаем – в марте и июне 2008 года. Оба раза побеседовать с архиепископом Николаем практически не удалось: не хотелось беспокоить его лишними разговорами, и было радостно просто наблюдать за его общением с другими прихожанами. Начало весны 2008 года выдалось очень теплым: дневная температура в Токио поднялась до 15–16 градусов, а первые цветы сливы стали распускаться еще зимой, с 28 февраля. В первые субботу и воскресенье марта в домовом храме подворья РПЦ в Токио (район Комагомэ) были запланированы торжественная всенощная и литургия с участием заместителя председателя ОВЦС владыки Марка, епископа Егорьевского. Преосвященный Марк специально прибыл в Токио, чтобы возглавить молебен на котловане в районе Мэгуро и провести церемонию закладки камня в фундамент строящегося храма. Так получилось, что в воскресенье, 2 марта, вместе с двумя прихожанками подворья мы приехали в храм святителя Николая Мирликийского в Комагомэ задолго до службы. В храме было очень мало прихожан, постепенно собирались на спевку певчие. Вдруг я заметила входящих в храм двух монахинь и вместе с ними – невысокого роста старца. Раньше я была лишь «заочно» знакома с владыкой Николаем и сестрами монастыря – по фотографиям и рассказам паломников, поэтому в первый момент даже не поверила, что удалось увидеть их всех вместе собственными глазами. Находившиеся поблизости от владыки прихожане бросились за благословением. К архиепископу Николаю подошла паломница из Латвии, и он вспомнил, как девушка три года назад гостила в монастыре, стал радостно расспрашивать ее о нынешней жизни. Пока владыка беседовал с прихожанами, я отважилась познакомиться с матерью Ксенией – первой монахиней, приехавшей в Японию в 2003 году. Стала рассказывать о своих поездках по православным церквям Японии, и вдруг слышу приветливые слова:

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Издания: Служба (9 мая): Леонид (Кавелин) . Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мир-Ликийского, чудотворца. (ПДПИ. 72). СПб., 1888. С.62–74 1162 ; нем. перев. (отрывок): Ma1mzew A. Menologion der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes. Berlin, 1901. Bd.2. S.281 f. Служба начинается с воспоминания о перенесении раки с мощами с Востока на Запад, в город Бари, где продолжаются мироточение от мощей и исцеления неизлечимых недугов. Так как о жизни епископа мирликийского практически нет сколько-нибудь надежных данных, автор приписывает ему библейские деяния, представляя его работником в Христовом вертограде ( Мф.20 ), слугою, которому доверен талант ( Мф.25:14–30 ), и прежде всего – освободителем народа израильского от рабства 1163 . В следующем затем каноне Николай представлен пастырем Христовым, посылаемым к “инем овчам” ( Ин.10:16 ), “к латиньскому языку”, дабы и их привести к Христу своими чудесами. Очевидно, имея в виду Первый Никейский собор 325 г., автор воздает хвалу Николаю за исповедание одного лица (“упостаси”) в двух природах (“существах”), что, по сути, следовало бы отнести к деяниям Халкидонского собора 451 г. Все города почитают св. Николая как помощника в бедствиях, но только Бари обладает его мощами. От имени молящихся автор испрашивает личного “просвещения” 1164 , а от имени князей – избавления от всяческих врагов и нашествий язычников. Неоднократно звучит тема странствия из Мир в Бари и далее – в Иерусалим Небесный, и на этом горнем пути Николай выступает помощником всех христиан. Плавание святого по морю становится символом верной поруки в странствии среди превратностей земной жизни. В этом отношении Николай может быть поставлен даже выше Моисея, поскольку он избавил от зла “новый Израиль”. Без зависти взирает Русь на оба центра паломничества, греческий и латинский, ибо и она удостоена милостей чудотворца. Служба заканчивается ликованием по поводу небесной славы Николая, надежного помощника в бедах (приложение: Евр.13:17–21 ; Лк.6:17–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пользуюсь принципом: «Если не умеешь любить, то делай дела любви». Возвращаюсь вечером домой – большое желание всех обнять, со всеми пообщаться. На деле сил и времени хватает только всех обнять, но телесный контакт с детьми и супругой – не так уж и мало.  Дети встречают меня, зовут ужинать, общаемся за столом. После ужина поднимаюсь на второй этаж к мальчишкам. Говорим об их увлечениях, они делятся мыслями. Иногда поднимаем духовные темы. Накануне празднования памяти Николая Чудотворца дети озвучивают свои желания, обращения к святому. Все готовятся к Рождественскому чуду.  Младшие дети готовят свои желания для Деда Мороза. Мы переключаем их внимание с празднования Нового года. Просим, чтобы обращались к реальному святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, который жил в IV веке. Его образ перерос в Санта-Клауса на Западе, у нас – в Деда Мороза.  Ежедневное общение важно как хлеб Утром важно найти какие-то добрые слова. Если первым делом про Бога вспомню и помолюсь, то Бог тут же дает Свою благодать, утешение, которыми делюсь с супругой. Она это очень ценит. Иногда днем звоню и говорю: «Хочу услышать твой голос». Она рада таким, казалось бы, мелочам. Но это совсем не мелочи, из них выстраивается общее здание нашей семьи.  Я ставлю цель в течение каждого дня что-то раскрыть в супруге. Она как драгоценный камень, на который я сегодня могу нанести еще одну грань, и он будет красивее и ярче. Если не будет ежедневного общения, как ежедневного хлеба, то я буду голодать и моя жена будет голодать, от этого голода может зачахнуть наша семья. Если супруги не общаются и привыкли проводить время отдельно, если им нечего сказать, когда они утром просыпаются, если их мысли не друг о друге – это может закончиться трагично.  Человек – сосуд, который не может быть пустым. Он будет искать, чем заполнить свободное место. Когда мы венчались, я обещал, что уделю Надежде это внимание, поэтому стараюсь днем позвонить и хотя бы минутку поговорить. По принципу: с кем я общаюсь, с тем и делю свою жизнь. Каждый день в нашей жизни что-то происходит. Супруга – человек разносторонний, интересуется многим. Она делится со мной, я беру на заметку и всем прихожанам рассказываю. Надежда меня дополняет. 

http://pravmir.ru/starayus-uvlekatsya-se...

Глава Казахстанского митрополичьего округа посетил с архипастырским визитом Костанайскую епархию 9 октября 2018 г. 13:02 6 октября 2018 года начался архипастырский визит митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Костанайскую епархию Казахстанского митрополичьего округа . 5 октября по благословению митрополита Александра в рамках празднования 15-летия учреждения Митрополичьего округа в Костанай был доставлен ковчег с мощами святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Ковчег для поклонения верующих установили в Никольском храме г. Костаная, затем епископ Костанайский и Рудненский Анатолий совершил молебен святителю Николаю. Главу Казахстанского митрополичьего округа в поездке сопровождали настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, помощник митрополита иерей Георгий Сидоров, руководитель службы протокола протодиакон Роман Головин, клирики Вознесенского кафедрального собора Южной столицы Казахстана протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Виталий Быструшкин, иподиаконы Роман Фролов и Игнатий Лесовских. В аэропорту города Костаная митрополита Александра встречали епископ Костанайский Анатолий, заместитель акима Костанайской области М.К. Жундубаев, руководитель областного департамента по делам религий Ж.Ж. Умбетов. Митрополит Александр совершил молебен в Никольском храме перед ковчегом с мощами святителя Николая Чудотворца, затем тепло поздравил епископа Анатолия, священнослужителей и многочисленных верующих с принесением в Костанай мощей Мирликийского чудотворца. Глава Митрополичьего округа в сопровождении епископа Анатолия и настоятеля Никольского храма протоиерея Виталия Гуцана осмотрел приходскую территорию и ознакомился с работами по реконструкции церковного здания. Затем митрополит Александр посетил расположенную недалеко от железнодорожного вокзала церковь в честь Архистратига Божия Михаила, воздвигнутую в память утраченного Михаило-Архангельского храма. О жизни прихода и планах по возведению храма в честь равноапостольного князя Владимира архипастырю и сопровождающим лицам рассказал настоятель протоиерей Виталий Клеба.

http://patriarchia.ru/db/text/5279541.ht...

И когда приходил уже к окончанию (а св. Николай сочувствовал постройке), доброненавистник дьявол , присно воющий род человеческий, сделал (то), что храм тот обрушился и заключил его (Николая) внутри. Мать его, узнавши о случившемся, прибежала и кричала плача: о, беда! что со мной случилось! Как я потеряла мою утробу и наследника моего дома? о, чадо Николай! Как закрылись очи твои под каменьями! о, Николай! как ты отлучился от объятий отца и матери! Когда та причитала таким образом, камни храма начали расступаться один от другого, и вышел святой невредимый, как бы не потерпел ничего худого. И все прославили Бога, творящего такие чудеса. Давши же премногие подарки мастерам, отпустили (их) в мир 103 . Когда же скончались родители его, он исполнил желание (свое) побывать на Святых местах, и на св. Сионе, где есть честное древо Креста, и в Иордане реке и в святом Вифлееме, помолиться и там. Раздавши же много подаяний бедным, возвратился в мире в свое отечество 104 . Сподобившись же великих дарований, через три года 105 , по отшествии к Богу архиепископа митрополии Мирской, избранием Божьим рукополагается Николай на управление церковью, не стяжателен будучи и незлопамятен., всех милуя и снабжая хлебом во время нужды, подобно праведному Иосифу. Так что добрая слава его дошла до Константинополя, и он, многие дары получил от царствующих в нем. О плавании и крушении Изволением Божьим, совершается третье 106 путешествие. его во Св. Град, на поклонение честному и вожделенному древу Креста Христова и всем св. местам. Поразведавши, служители его нашли в так, называемом Тристом египетское судно, готовое плыть в Аскалон. И говорят рабу Божьему Николаю: по желанию души твоей, ангел твой приготовил тебе египетское судно. И говорит рабу Божий Николай: у Бога длинная рука, и если что захочет, то даст любящим его. И ставши помолился. И по молитве взяв двух из слуг своих, взошел на судно. И волей Божьей мы отплыли сейчас же при попутном ветре. И когда были среди пучины, говорит раб Божий Николай: чада! бдите все и молитесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

За неимением в Харбине художников и мастеров, иконостас, иконы и церковная утварь были изготовлены в России, шесть колоколов были отлиты в Ярославле на заводе П. А. Оловянишникова. Храм был освящен 5 декабря 1900. Его первым настоятелем стал священник охранной стражи о. А. П. Журавский. В 1913 после ремонта храм был снова освящен архиепископом Владивостокским и Приморским Евлогием. В храме в разные годы проводили службы более 30 священников, в том числе первый глава Харбинской епархии митрополит Мефодий, похороненный здесь же под образом Николая Чудотворца. В 1958 священником впервые был назначен китаец – о. Григорий Чжу (скончался в 2000). В 1966 во времена «культурной» революции собор сожжен. В 1991 в Сиднее, возвели часовню-памятник в честь 1000-летия крещения Руси и в память Свято-Николаевского собора, в современных формах которого угадывается его стилизованный архитектурный образ (архитектор М. А. Бакич). Ныне в окрестностях Харбина воссоздана копия храма в качестве туристического объекта в комплексе национальных построек «Парка русской культуры» (проект 2005, автор проекта воссоздания Н. П. Крадин). Храм, посвященный Святителю Николаю Мирликийскому, был заложен в центре Харбина весной 1899 года по проекту петербургского архитектора И.В. Падлевского. Храм выдержан в древнерусском стиле. Строительство храма уже было закончено к Покрову, и тогда же было совершено первое богослужение. Внутреннее оборудование и украшение храма заняло год, и 18 декабря 1900 года храм был торжественно освящен. 29 февраля 1908 года указом Святейшего Синода храм признан собором, а с учреждением в 1922 году Самостоятельной Епархии был объявлен кафедральным. В 1933 году в ограде собора была построена Иверская часовня. Собор просуществовал около 67 лет. В 1966 году собор и часовня китайскими властями были разрушены. Чан Хуайшин – профессор Харбинского политехнического института и Харбинского архитектурно-строительного института, в своей книге «Новая эпоха архитектуры городов Китая», выпущенной в 1993 году в главе VI пишет: «В 1899 году на самом высоком месте в Новом городе был возведен православный Свято-Николаевский храм. Это первое крупное строение Восточной Москвы в центре Музейной площади. Традиционная деревянная конструкция создавала ощущение грандиозности и являлась образцом русского деревянного зодчества. Как выдающийся шедевр архитектуры в городе, храм был долгое время символом Восточной Москвы. К сожалению был уничтожен. Харбинцы старше сорока лет, где бы ни находились, помнят его до сих пор и в народе называют «Ламатай».

http://sobory.ru/article/?object=34805

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010