Таким образом, полный цикл канонов Иосифа святому Николаю состоит из восьми произведений на все гласы плюс ещё одного канона на 4-й плагальный глас. Такую структуру цикла можно сопоставить с созданным в ту же эпоху 22 циклом припевов к степенным псалмам, так называемыми степенными антифонами, где в каждом гласе имеется по три антифона, но в 4-м плагальном гласе присутствует ещё один, дополнительный антифон. Иосифовы каноны святителю Николаю преисполнены поэтических восхвалений святого и тёплых молений к нему. Из житийного материала в канонах присутствуют только пять тем: – архиерейское достоинство святого Николая; – деяние о стратилатах; – борьба Мирликийского архиепископа с Арием и его ересью; – уничтожение святым «идолов» (вероятно, в храме Артемиды); – чудо мироточения от его мощей. Можно сделать вывод о том, что ко времени жизни преподобного Иосифа Песнописца 23 константинопольское житийное предание о святителе Николае связывало имя этого предстоятеля Мир Ликийских c деянием о стратилатах и с его борьбой с ересью Ария и культом Артемиды, а также с чудом мироточения от его святых мощей – но не с другими преданиями о нем и, тем более, не с жизнеописанием святого Николая, архимандрита Сионского монастыря, впоследствии ставшего епископом Пинарским. Это свидетельство гимнографического материала крайне важно, так как сохранившиеся сведения о раннем житийном предании о Николае Мирликийском в Константинополе немногочисленны. Как уже отмечалось, ещё два венка канонов святителю Николаю принадлежат Фотию 24 и митрополиту Иоанну Евхаиту 25 соответственно; оба они доныне не изданы. Венок канонов Иоанна Евхаита сохранился в единственной рукописи, Vatic. Palat. gr. 138, 1299 (?) г., которая вообще крайне интересна по своему составу. В частности, помимо венка никольских канонов Иоанна Евхаита, она содержит неизданные каноны святителю Николаю авторства Иоанна Ставракия 26 , Мануила Фила 27 и анонимный, составленный по подобию знаменитого малого молебного канона Пресвятой Богородице 28 , а также уже упоминавшийся выше (см. сноску 21) канон Мирликийскому чудотворцу и Трём святителям с именем Иосиф в акростихе 9-й песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Дожидаем прибытия архиепископа Николая Мирликийского В день погребения архиепископа Вологодского Никона 32 одна монахиня, по имени Клеопатра, готовившаяся в тот день ко Святому Причащению, видела сон: «Вхожу я, – рассказывала она, – в Трапезную церковь Сергиевой Лавры, куда было вынесено тело архиепископа Никона для отпевания. Вижу гроб. В нем лежит усопший, пред гробом иеромонах читает святое Евангелие четко и ясно. Народа в храме не видно. Царские врата открыты, и алтарь наполнен великим светом, но и там никого не замечаю. Я, как монахиня, имела благословение на вход в алтарь. Думаю про себя: “Вот я войду в алтарь и посмотрю, есть ли там кто”. Открыла южную дверь алтаря и вижу: алтарь весь полон святителей Божиих! В древних митрах они стояли вокруг престола, а диаконы были юноши небесной красоты, в стихарях, препоясанные орарями. Зная, что архиепископ Никон был близок к архиепископу Николаю Японскому 33 я приняла смелость вопросить одного из святых юношей: “Кого же дожидают в алтаре, не начиная богослужения? Вероятно, Николая Японского ?” Но юноша с особым благоговением ответил мне: “Дожидаем прибытия архиепископа Николая, но не Японского, а Мирликийского”». На этом сон матери Клеопатры прервался, но его можно принять к сведению как ответ неба к прославлению имени чудного архиерея Божия, Святителя Николая. Чудо Святителя Николая Подобно молнии, явился святитель Николай с прекрасным юношей Иеромонах Троице-Сергиевой лавры Авенир рассказал следующую повесть о спасении жизни своего друга, некоего Томилина, предстательством святителя Николая Мирликийского. Это было много лет тому назад. Родной брат известного в Москве богача Томилина служил у него доверенным по торговым операциям. Каждый год ему приходилось по работе ездить в Сибирь на Ирбитскую ярмарку и здесь совершать большие торговые дела. В одну из ярмарок Томилин, проезжая в Ирбит на лошадях (в то время железных дорог еще не было), остановился на постоялом дворе, где предстояла смена лошадей. По выезде со станции Томилин заметил, что новый ямщик везет его не той дорогой, которая ему была уже известна, и что едут они рекой. Томилин спросил ямщика: «Почему ты везешь меня не той дорогой?» Тот уверял ездока, что по реке путь намного сократится, и тем успокоил его. Проехали они еще верст десять. Ямщик вдруг пронзительно свистнул. В тот же момент где-то близко впереди послышался ответный свисток. Это Томилину показалось подозрительным. Он выхватил из кармана револьвер, наставил его к уху ямщика и грозно потребовал от него повернуть назад. Но ямщик тряхнул головой и вышиб револьвер из рук Томилина, он упал в передок саней.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Святителей удобрение и отцев славу, источника чудес и верных заступника великаго, сошедшеся, о празднолюбцы, песненными похвалами воспоим, глаголюще: радуйся, миряном хранителю, и первоседателю честный, и столпе неподвижимый; радуйся, светильниче всесветлый, иже мирския концы просвещая чудесы; радуйся, скорбящих Божественная радосте и обидимых теплый предстателю. И ныне, всеблаженне Николае, не престай моляся Христу Богу о верою и любовию чтущих приснорадостную и всепразднственную память твою. Стихира Великой Вечерни службы Святителю Николаю Чудотворцу 6/19 декабря Андрей Плюснин Часть I Житие святителя Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского Глава 1 Рождество, детство и юность святителя Николая Радуйся, от утробы матерния очищенный; Радуйся, рождением своим родителей удививый; Радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый. Акафист святителю Николаю Чудотворцу, икос 1 Около семнадцати веков прошло с тех пор, когда жил и подвизался на земле великий чудотворец и угодник Божий, святитель Николай, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие. Промыслу Божию угодно было послать на землю святителя Николая в одно из самых трудных для христианства времен. Третий век по Рождестве Христовом, во второй половине которого он родился, был временем решительной борьбы христианства и язычества друг с другом, когда окончательно должен был решиться вопрос – Христова ли вера заменит язычество или же последнее останется несокрушимым и навсегда подавит христианство? Христианство своей внутренней силой, основанной на Божественном учении Иисуса Христа и Его святых апостолов, несомненно, превосходило уже разлагавшееся язычество. Но на стороне последнего находилась в то время внешняя сила, которая всеми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное ей христианство. Христианин считался преступником законов, врагом римских богов и кесаря – одним словом, христианин был для язычников язвой общества, которую они всячески старались истребить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Предполагалось возвести каменную церковь, но когда приступили к кладке стен, выложив " на фундамент из серовичного камня (песчаник) не более 5-ти рядов кирпича " , выяснилось, что известь не связывает кирпичи. Выделка кирпича на месте, как и его просушка, была связана с большими сложностями. Убедившись в невозможности строить каменную церковь, иркутский архиепископ Нил (Исаакович) разрешил на заложенном фундаменте возвести деревянную. При строительстве было использовано дерево добротных пород. Зная дальнейшую судьбу храма, можно сказать, что в этом было особое проявление промысла Божия, так как за свою историю храм дважды переносили на новое место, и перенесения деревянного храма проходили без особых затруднений. Новый храм архиепископ Нил освятил 30 июля 1844 года. Церковь не имела тогда самостоятельного значения, а была приписной к Иркутскому Знаменскому монастырю. Этот храм и обе церкви-часовенки просуществовали до тридцатых годов прошлого столетия. Новому храму, возникшему столь чудесным образом, суждено было прожить большую сложную жизнь и сыграть значительную роль в истории всей Иркутской епархии. Однако в Никольской пристани уже был ранее построен один деревянный храм, также посвященный Николаю Чудотворцу, в исторических документах эта церковь упоминается как древний Никольский храм. И по предложению архиепископа Нила новую церковь в 1848 году было решено перенести в село Лиственничное, на самый берег Байкала. Все работы по перенесению храма были выполнены на пожертвования московского купца Ивана Колесова. На новом месте церковь освятили 20 (28?) июля 1849 года. Здание было возведено на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Длина церкви с алтарем и папертью была 28 аршин (по другим сведениям - 40), ширина - 16,55 аршина, высота от фундамента до фронтона - 9 аршин (1 аршин=0,7112метра). Престол один во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Двухъярусный иконостас был выполнен иркутским мастером А.П. Сергеевым. Предполагается, что в основу строительства церкви был положен проект, выполненный иркутским архитектором А.В. Васильевым. Аналогичная постройка была возведена архитектором в селе Байцетуйском Забайкальской области. Такой же проект был заложен в основу строительства еще двух церквей Иркутской епархии - Троицкой и Петропавловской. Здание было построено в стиле строгого классицизма с имитацией форм каменной архитектуры. Четвериковый храм имел аттиковые ярусы и был увенчан массивным восьмилотковым куполом.

http://sobory.ru/article/?object=19759

Крестообразный в плане собор имеет 3 престола. Главный алтарь посвящён евангельскому событию - Благовещению Пресвятой Богородицы, давшему имя и храму, и городу. Два боковых придела - чтимым святым, правый - святителю Николаю, Мирликийскому чудотворцу, левый - святителю Иннокентию (Вениаминову), первому епископу Благовещенской кафедры. Храм увенчан семью золочёными куполами, и восьмой позолоченный купол вершит колокольню. Высота главного купола до основания креста 38,85 м, высота колокольни - 32,5 м. Рассчитанный на 540 молящихся, внутри храм имеет высоту от пола до купола 21,12 м. В цокольном помещении высотою 3 м устроен баптистерий (крестильня) с бассейном для совершения таинства Крещения с полным погружением даже взрослых. Архитектурный проект собора разработан в традиционном «кирпичном» стиле, характерном для православных храмов конца XIX века, перекликаясь мотивами со стоящей здесь ранее Градо-Благовещенской Покрово-Никольской церковью (разрушена в 1930-е годы). Вокруг собора устроена бетонированная дорожка шириной 3,5 метра для совершения крестных ходов. В церковной ограде, рядом с Никольским алтарём, восстановлены захоронения первого священника г. Благовещенска протоиерея Александра Сизого, доктора-первопоселенца Михаила Давыдова и двух неизвестных, останки которых были найдены в 1998 году при проведении на стройплощадке археологических работ. 15 февраля 1997 года было освящено место под его строительство, в районе перекрестка ул. Комсомольской (до революции — Никольской) и пер. Рёлочный. 15 февраля 1998 года в основание собора были заложены мощи святой мученицы Татианы. Перед заливкой фундамента на месте строительства произвели археологические раскопки. Кроме предметов быта и утвари, специалисты нашли могилы четырех человек — первого священника Амурской области протоиерея Александра Сизого, военного доктора Михаила Давыдова и неизвестных мужчины и женщины. Их останки перезахоронили у апсиды нового храма осенью 2002 года. Еще археологи обнаружили старый кирпичный фундамент — основание флагштока. Сейчас на этом месте стальная мачта, на которой реет российский флаг — в память о государственном флаге Российской империи, установленном генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым и архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием (Вениаминовым) в честь присоединения Дальнего Востока к Российскому государству.

http://sobory.ru/article/?object=09344

4 октября, в субботу, на 40-й день преставления владыки Николая, в новом храме подворья Московской Патриархии в Токио – в храме Александра Невского – будет отслужена заупокойная литургия. Автору этой статьи посчастливилось дважды встретиться с владыкой Николаем – в марте и июне 2008 года. Оба раза побеседовать с архиепископом Николаем практически не удалось: не хотелось беспокоить его лишними разговорами, и было радостно просто наблюдать за его общением с другими прихожанами. Начало весны 2008 года выдалось очень теплым: дневная температура в Токио поднялась до 15–16 градусов, а первые цветы сливы стали распускаться еще зимой, с 28 февраля. В первые субботу и воскресенье марта в домовом храме подворья РПЦ в Токио (район Комагомэ) были запланированы торжественная всенощная и литургия с участием заместителя председателя ОВЦС владыки Марка, епископа Егорьевского. Преосвященный Марк специально прибыл в Токио, чтобы возглавить молебен на котловане в районе Мэгуро и провести церемонию закладки камня в фундамент строящегося храма. Так получилось, что в воскресенье, 2 марта, вместе с двумя прихожанками подворья мы приехали в храм святителя Николая Мирликийского в Комагомэ задолго до службы. В храме было очень мало прихожан, постепенно собирались на спевку певчие. Вдруг я заметила входящих в храм двух монахинь и вместе с ними – невысокого роста старца. Раньше я была лишь «заочно» знакома с владыкой Николаем и сестрами монастыря – по фотографиям и рассказам паломников, поэтому в первый момент даже не поверила, что удалось увидеть их всех вместе собственными глазами. Находившиеся поблизости от владыки прихожане бросились за благословением. К архиепископу Николаю подошла паломница из Латвии, и он вспомнил, как девушка три года назад гостила в монастыре, стал радостно расспрашивать ее о нынешней жизни. Пока владыка беседовал с прихожанами, я отважилась познакомиться с матерью Ксенией – первой монахиней, приехавшей в Японию в 2003 году. Стала рассказывать о своих поездках по православным церквям Японии, и вдруг слышу приветливые слова:

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Бросив такой же узел золота, как и прежние, св. Николай, уже отдалившийся от дома, был настигнут отцом облагодетельствованных дочерей. Этот последний, падши перед св. Николаем на колена, узнал его и принёс ему живейшую благодарность. Св. Николай, творивший благодеяния не из славолюбия, а из человеколюбия, весьма опечалился, что был узнан, и просил хранить тайну. Но Бог восхотел, чтобы тайна сия, в назидание людям, обнаружилась. Архиепископ Мирский, дядя св. Николая, уважая великие дарования племянника своего, при отправлении своём в Святую Землю, вверил ему управление и всей епархией своей. По возвращении же дяди, св. Николай пожелал и сам посетить места, освящённые жизнью Христа Спасителя и чудотворениями Его. На пути к Иерусалиму Господь явил в св. Николае великого чудотворца. Св. Николай отправился на корабле, и едва корабль вышел в море, как поднялась сильная буря и грозила гибелью кораблю и бывшим на нём людям. Пловцы в виду угрожающей опасности обратились с просьбой к святителю Николаю помолиться о спасении Господу Богу. «Если ты, Святче Божий», говорили они, «не поможешь нам молением твоим, то мы потонем в сей пучине и погибнем». Св. Николай увещевал их возложить надежду на Бога одного и ожидать скорого избавления от Него, а сам начал с усердием молиться Господу. Господь услышал молитву праведника; буря утишилась, и опасность миновала; На том же корабле св. Николай воскресил одного матроса, убившегося до смерти от падения с корабельной мачты. Достигши Св. Земли и посетив на ней замечательные для христианина места, святой Николай, по возвращении на родину, отправился не в родной город Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей-епископом. Здесь он был принят братией с большой радостью, как Ангел Божий, посланный поучать их своими беседами и руководить своими добродетелями к благочестивой жизни. Здесь, в тихом уединении монашеской кельи, святой Николай думал найти убежище от суеты мирской и посвятить свою жизнь усердной молитве перед Богом и подвигам иноческого жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

За неимением в Харбине художников и мастеров, иконостас, иконы и церковная утварь были изготовлены в России, шесть колоколов были отлиты в Ярославле на заводе П. А. Оловянишникова. Храм был освящен 5 декабря 1900. Его первым настоятелем стал священник охранной стражи о. А. П. Журавский. В 1913 после ремонта храм был снова освящен архиепископом Владивостокским и Приморским Евлогием. В храме в разные годы проводили службы более 30 священников, в том числе первый глава Харбинской епархии митрополит Мефодий, похороненный здесь же под образом Николая Чудотворца. В 1958 священником впервые был назначен китаец – о. Григорий Чжу (скончался в 2000). В 1966 во времена «культурной» революции собор сожжен. В 1991 в Сиднее, возвели часовню-памятник в честь 1000-летия крещения Руси и в память Свято-Николаевского собора, в современных формах которого угадывается его стилизованный архитектурный образ (архитектор М. А. Бакич). Ныне в окрестностях Харбина воссоздана копия храма в качестве туристического объекта в комплексе национальных построек «Парка русской культуры» (проект 2005, автор проекта воссоздания Н. П. Крадин). Храм, посвященный Святителю Николаю Мирликийскому, был заложен в центре Харбина весной 1899 года по проекту петербургского архитектора И.В. Падлевского. Храм выдержан в древнерусском стиле. Строительство храма уже было закончено к Покрову, и тогда же было совершено первое богослужение. Внутреннее оборудование и украшение храма заняло год, и 18 декабря 1900 года храм был торжественно освящен. 29 февраля 1908 года указом Святейшего Синода храм признан собором, а с учреждением в 1922 году Самостоятельной Епархии был объявлен кафедральным. В 1933 году в ограде собора была построена Иверская часовня. Собор просуществовал около 67 лет. В 1966 году собор и часовня китайскими властями были разрушены. Чан Хуайшин – профессор Харбинского политехнического института и Харбинского архитектурно-строительного института, в своей книге «Новая эпоха архитектуры городов Китая», выпущенной в 1993 году в главе VI пишет: «В 1899 году на самом высоком месте в Новом городе был возведен православный Свято-Николаевский храм. Это первое крупное строение Восточной Москвы в центре Музейной площади. Традиционная деревянная конструкция создавала ощущение грандиозности и являлась образцом русского деревянного зодчества. Как выдающийся шедевр архитектуры в городе, храм был долгое время символом Восточной Москвы. К сожалению был уничтожен. Харбинцы старше сорока лет, где бы ни находились, помнят его до сих пор и в народе называют «Ламатай».

http://sobory.ru/article/?object=34805

Исх. 2 гл.). У нас же бывает наоборот. Мать наша, Святая Восточная Православная Церковь , питает нас сосцами своими – благочестивыми законами и уставами, от древних Отцов принятыми. Мы же, оставив сосцы матери своей, породившей нас водой и Духом (см. Ин. 3:15 ), ищем сосцов египетских, иноземных, еретических, Православию противных и привыкаем питаться из них со сладостью. Оставив манну, помышляем о египетской пище. Презрев сладость святого воздержания, уклоняемся к «рожкам, которые едят свиньи» ( Лк. 15:16 ). О стыд великий! Дети посрамляют мужей, младенцы старцев! В «Старовечностях» читаем: в стране, называемой Гивернией, у матерей был следующий обычай: когда они, отлучая своих младенцев мужского пола от сосцов, начинали питать их иной пищей, то прежде всего полагали ту пищу на обнаженный меч, затем брали с меча кусочки пищи и вкладывали их в уста младенцам. И это делалось с той целью, чтобы младенец с самого младенчества своего, с первого куска пищи привыкал к мечу, чтобы в нем росло мужественное сердце, и охота к мечу и браням. Подобное мы видим и в младенчестве святого Николая. С меча он принимал первую пищу свою, с меча не вещественного, а духовного, то есть с меча воздержания и пощения. Поистине пощение и воздержание православно-христианское – это меч духовный, ибо им отсекаются телесные страсти, им обезглавливается супостат дьявол . О них говорит апостол: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь» ( 2Кор. 10:4 ). С этого меча, то есть поста и воздержания, была дана первая пища святому Николаю в младенчестве, и этим мечом он обезглавливает и обезглавит всех служащих чреву своему как Богу, всех, говорю, отвергающих пост, презирающих воздержание, почитающих за сладость каждодневное насыщение, пьянство и прочие безумства, о которых не стоит и говорить. Николай – победитель людей небогоугодных. Будучи в мужественном возрасте, он ранее всех приходил в церковь и к святительству был призван и взят не иначе, как от дверей церкви, куда пришел он в полночь еще до обычного пения службы, а потому и здесь явил себя победителем и постыдителем ленивых и сонливых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Николай Карминий Фальконий, митрополит церкви св. Северины в королевстве (бывшем) неаполитанском и монах базилианский, издал в 1712 г. Акты св. Ианнуария, которыми возбудил некоторый спор между учеными того времени. Поводом к нему послужило, между прочим, и утверждаемое Актами освящение священномученика еще в утробе матерней. Слышав подобное же утверждение и о св. Николае, Фальконий обратился в 1716 г. за справками к болландистам Соллерию и Янингу, как специалистам в подобном деле. Те прислали ему нужную выписку из жития св. Николая, составленного архимандритом Михаилом (патриархом константинопольским Мефодием – тоже) 2 . В 1720 г. Фальконий нарочно отправился в Рим, чтобы в библиотеке ватиканской рассмотреть самому рукописи, содержащие сказанное житие. Здесь он пересмотрел все, указанные болландистами рукописные сборники греческие, а именно 655, 803 и 866, и кроме того еще один неуказанный под 824, в котором также содержится жизнь святого, писанная Михаилом – Мефодием. Не удовлетворившись вполне никоторым из них, исследователь продолжал рыться, и напал на один сборник 821, в котором нашел Акты св. Николая, по его мнению первоначальные 3 , никому до него неведомые, ни самим болландистам, и доставившее славу ученому мужу. Затем он пересмотрел еще известный Метафрастов Панигирик св. Николаю в 7-ми рукописных списках 4 . О сих Актах и предлежит нам слово. Отыскавший их был в понятном восторге от своей находки. Он цены не знал им, или лучше – всю цену придавал только им одним, как единственно верным или подлинным. И так как Акты эти значительно расходятся со всеми известными сказаниями о мирликийском чудотворце, то естественно сказания сии ученый и самомнительный муж счел недостойными вероятия – выдумкой позднейших греков или гречков (graeculus) как он выражается. Также естественно, что и на открытеля Актов и на самые Акты востал потом целый сонм людей, интересующихся церковным делом. Чтобы понять всю многозначительность дела, достаточно сказать, например, что в новооткрытых Актах св. Николай оказывается жившим и почившим при императоре Юстиниане Великом , т. е. через 200 лет после Константина Великого , которому, по общему преданию, мирский святитель являлся во сне еще при своей жизни, и что он вовсе не был архиепископом мирликийским, а только одним из многих епископов ликийской области. О его исповедничестве и присутствии на первом вселенском соборе, следовательно, не может быть и речи. Повторилось то, что случается с учеными весьма нередко. Вместо того, чтобы поискать согласить между собою старые и новые Акты или разделить их на «акты» и «акты», предзанятый своей мыслью человек не пошел далее её, и оттого более затруднил, чем облегчил исследование о лице, столь замечательном в христианском мipe 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010