Преподобнаго Севастиана Сохотскаго (Пошехонскаго) (ок. 1500). Праведнаго Симеона Верхотурскаго (1622). Святителя Модеста, архиепископа Иерусалимскаго (633–634). Преподобнаго Флора, епископа Амийскаго (VII). Преподобнаго Михаила исповедника (ок. 845). 19. Святаго мученика Вонифатия (290). Преподобнаго Илии Муромскаго, Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. 1188). Мучеников Илии, Прова и Ариса, египтян (308). Мучеников Полиевкта и Тимофея диакона (IV). Святителя Вонифатия Милостиваго, епископа Ферентийскаго (VI). Святителя Григория, епископа Омиритскаго (ок. 552). 20. Предпразднство Рождества Христова. Священномученика Игнатия Богоносца (107). Преподобнаго Игнатия, архимандрита Печерскаго, в Дальних пещерах (1435). Святителя Филогония, епископа Антиохийскаго (323). Святителя Даниила, архиепископа Сербскаго (1338). Икон Божия Матери Новодворския и Леньковския (Новгород-Северския), именуемыя «Спасительница утопающих». 21. Святыя мученицы Иулиании и с нею 500 мужей и 130 жен, в Никомидии пострадавших (304). Преставление митрополита Петра, святителя Московскаго и всея Руси, чудотворца (1326). Благоверныя княгини Иулиании Вяземския (1406). Преставление блаженнаго Прокопия, Христа ради юродиваго, Вятскаго (1628). Мученика Фемистоклея (251). 22. Святыя великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304). Мучеников Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных (ок. 304). 23. Святых 10-ти мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (III). Преставление святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго (1310). Преподобнаго Наума Охридскаго (IX). Преподобнаго Нифонта, епископа Кипрскаго (IV). Преподобнаго Павла, епископа Неокесарийскаго (IV). 24. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Преподобномученицы Евгении и с нею Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262). Преподобнаго Николая монаха (IX). Строгий пост 25. Еже По Плоти Рождество Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Павле и пр.); беседы на праздники (Рождества Христова, Крещения, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы, Воздвижения креста и др.); беседы в похвалу святых, гл. обр., из истории антиохийской церкви ( Игнатия Богоносца , Филогония, Евстафия, Мелетия и мн. др.); беседы об отдельных пунктах христианского вероучения и жизни (о диаволе, о покаянии и пр.) и на разные случаи текущей действительности (кроме бесед о статуях – беседа по рукоположении во пресвитера, беседа после землетрясения и др.), и, наконец, беседы полемического характера (против аномеев, иудеев и язычников). В 397 г. умер константинопольский архиепископ Нектарий. Император Аркадий, под влиянием своего камергера евнуха Евтропия, изъявил желание видеть на столичной кафедре Иоанна Златоуста , имевшего громкую славу далеко за пределами Антиохии. В предупреждение отказа с его стороны и противодействия со стороны жителей Антиохии, которые, конечно, не согласились бы добровольно расстаться с любимым пастырем, Златоуст был хитростью вызван в город и оттуда тайно доставлен в Константинополь; а 26 февраля 398 г. произошло рукоположение его в сан константинопольского архиепископа. Новое положение Златоуста насколько было высоко и почетно, настолько же многотрудно и ответственно. Религиозно-нравственная жизнь константинопольской церкви представляла много аномалий, и не в духе Златоуста было закрывать на них глаза. Главным оружием его пастырской деятельности по-прежнему остается проповедь . С целью поднять нравственный уровень клира он,– по всей вероятности, в самом начале своего архипастырского служения, – произносит два слова против вошедшего в обычай сожительства духовных лиц с девственницами. В связи с этим он заботится о благоустроении женских монастырей, очищая их от недостойных членов и привлекая в них лиц действительно монашеской настроенности. Не мог он также не обратить внимания на соблазнительные религиозные процессии ариан с громким пением еретических гимнов. В противовес им Златоуст организовал подобные же процессии православных и ввел антифонное пение за всенощным бдением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

под. Другие праздничные слова проникнуты благоговейным созерцанием тайн божественного домостроительства, восторженным исповеданием всеобъемлющей любви Христовой, возвещаемой празднеством. Таково особенно бессмертное и несравненное слово его в день Пасхи, доныне читаемое в церкви. Праздничные слова Златоуста служат также богатым источником сведений по истории учреждения праздников, праздничных обычаев его времени и т. под. 19 . Чаще других современных учителей Златоуст проповедовал в дни памяти святых. О библейских свитых Ветхого и Нового Завета он говорит по преимуществу в своих истолковательных беседах, но часто посвящает им и особые похвальные слова. Наиболее таких слов посвящено было им апостолу народов св. Павлу, с которым особенно сроднилась душа Златоуста, так много трудившегося над истолкованием его посланий. Из святых христианской церкви в похвальных словах Златоуста выступают особенно те, которые памятны были в истории Антиохийской церкви и особенно чествуемы были в ней, как свои местные святые. Таковы знаменитые святители антиохийские: Игнатий Богоносец (84–107 г.), Вавила священномученик (238–250 г.), св. Филогоний (318–322 г.), св. Евстафий (323–328–341 г.) и св. Мелетий. Таковы св. мученицы и мученики: св. Дроенда, мученица времени Траяна, мощи которой вместе с мощами других мучеников находились в подгородной церкви близ Антиохии; мученики и мученицы времени Диоклитиана: св. Ронан, заклинатель и диакон кесарийской церкви, пострадавший в Антиохии, св. Иулиан тарсянин, св. Варлаам , старец антиохийский, пострадавший в Кесарии Каппадокийской, которого поэтому еще прежде восхвалял в своем слове и св. Василий Великий ; свв. Домника мученица и ее дочери Вероника и Просдока; св. Лукиан пресвитер и мученик антиохийский, и св. Пелагия, пятнадцатилетняя отроковица, ученица Лукиана, наконец, св. Иувентий и Максимин, пострадавшие при Иулиане уже на памяти Златоуста и его слушателей. Видно, что некоторые из сих мучеников бывали не один раз предметом похвальных слов Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

III в., наиболее важен Собор 268 г., на к-ром Павел Самосатский, обличенный пресв. Малхионом, был обвинен в ереси, дерзости и гордыне и смещен с кафедры. Правда, под защитой пальмирской царицы он продолжал удерживать резиденцию и лишь после разгрома армии Зиновии рим. войсками (272) был изгнан по указу имп. Аврелиана ( Евсевий. Церк. ист. VII 30), изданному в ответ на обращение законного епископа свт. Домна I . Сторонники Павла ушли в раскол, и много позже Всел. I Собор в Никее (325) определил условия их возвращения в Церковь (19-е прав.). Еп. Кирилл I , принявший в церковное общение ученика Павла сщмч. Лукиана , был, вероятно, схвачен и осужден на работы в рудниках после 2-го эдикта имп. Диоклетиана (март 303), направленного против христ. иерархов ( Harnack. Chronologie. Bd. 1. S. 217). Кирилл умер в ссылке исповедником веры (306). Его преемник Тиранн стал свидетелем разрушения христ. храмов во исполнение 1-го эдикта Диоклетиана 303 г. ( Евсевий. Церк. ист. VII 32. 4). В правление имп. Максимина Дайи язычники Антиохии предприняли попытку избавиться от всего христ. населения города. Когда в 311 г. имп. Максимин посещал свои владения в Сирии, он был встречен в Антиохии делегацией знатных граждан, к-рые потребовали отменить эдикт о религ. терпимости в отношении христиан прежнего имп. Галерия . Во главе делегации стоял прокуратор Антиохии Феотекн, отступивший от христ. веры во время гонений. Император согласился отменить эдикт, и Феотекн начал жестокие преследования христиан в Антиохии. Святители Иоанн Златоуст (PG. 5. Col. 635-636) и Амвросий Медиоланский (PL. 16. Col. 241-242) писали о множестве христ. дев и жен, к-рые предпочли смерть отказу от веры Христовой. Христиане были изгнаны из Антиохии, а затем и из мн. др. городов Востока ( Евсевий. Церк. ист. IX 11. 2-8). Еп. Виталий принимал участие в 2 Соборах: в Анкире (314) и несколько позже в Неокесарии Понтийской ( Mansi. T. 2. Col. 534, 548). Его преемник свт. Филогоний проявил твердость веры во время гонений имп. Лициния с 321 по 323 г.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Сюда относятся, прежде всего, мученичества из эпохи гонения императора Юлиана, являющиеся подобно всем другими рассказам о мучениях, риторической обработкой сухих протоколов допроса и казни, и почти нет содержания культурно-исторических данных. Таковы мученичества Евсигния, Артемия, Дометия, Варвара, Василия Анкирского; Емилиана, Кириака, еп. Иерусалимского, Мануила, Савела и Измаила, Патермуния и Коприя, Феодорита и муч. Тивериапольских. Далее, к отделу агиографических произведений, классифицируемых по их содержанию, следует отнести жития всех тех знаменитых церковных деятелей, биографии которых изобилуют не столько общебытовыми, сколько специально церковно-историческими подробностями. Это будут жития святителей IV и V вв. преп. Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Амфилохия Иконийского Мирона Критского, Маркелла Апамейского, Акакия Мелитинского . Затем биографии константинопольских патриархов: преп. Павла, Иоанна Златоуста , Анатолия, Евтихия, Мины, Иоанна Постника , Каллиника, Германа, Павла, Тарасия, Никифора, Мефодия, Игнатия, Антония Кавлея и Евфимия. Далее, жития исповедников VII, VIII и IX вв. (из эпохи монофелитства и иконоборства): преп. Максима, Феофана Сигрианского, Платона, Феодора и Николая Студитов, Феофана и Федора Начертанных, Никиты Мидикийского, Феофилакта Никомидийского, Синкелла и Макария Пеликитского. Наконец мученичества пострадавших при иконоборстве: мучч. Константинопольских, Феодосии, Стефана Нового и Андрея ν Кρσει. В третью группу следует отнести жития святых из круга высшего византийского общества, дающие ценный материал для характеристики его быта и нравов. Любопытнейшие подробности из жизни знатных девушек IX века сообщают жития императриц: Феодоры, восстановительницы иконопочитания, и Феофано, одной из супруг императора Льва VI. Для понимания экзальтированного благочестия знатных византиек V столетия, имеют большое значение жития преп. Мелании Младшей, Евсевии или Ксении Миласской, Евпраксии Фиваидской и Олимпиады диакониссы. Деятельную религиозность, церковное строительство и широкую филантропию византийских аристократов V и VI вв. рисуют жития преп. Маркиона эконома и Самсона Ксенодоха, редакция Г. сказания об Аморийских мучч. важна своим подробным описанием учебной, придворной и военной карьеры знатного юноши – Каллиста. Наконец, эпитафии-панегирики IV в., принадлежавшие перу великих церковных ораторов эпохи, дают возможность нарисовать обще-византийский идеал семейных, общественных, религиозно-нравственных добродетелей выдающихся по социальному положению лиц. Сюда относятся надгробные слова Григория Богослова своему отцу Григорию Низианзину, брату Кесарию, сестре Горгонии и святителю Григорию Нисскому , панегирики Григория Нисского Макрине, сестре Василия Великого и Мелетию Антиохийскому , похвалы Иоанна Златоуста свв. Евстафию и Филогонию Антиохийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

занял после кратковременного пребывания на ней Ахилла святой Александр, Мелитий и его сторонники склонялись уже к примирению с кафоликами. Императору Кон­стантину пришлось иметь дело с расколом в Египте лишь начи­ная с 324 г., когда после низложения Лициния Египет перешел под его управление. «В это время, – по словам блаженного Феодорита , – бразды Римской церкви держал Сильвестр» 57 . Он занял ее в 314 г. «В Анти­охии по смерти тирана... власть правительственную принял Виталий... а следовавший за ним предстоятель Филогоний... во время Ликиния показал ревность по благочестию» 58 . Время предстоятельства святого Филогония – с 318 по 322 г. Его преемник Павлин занимал Антиохийскую кафедру в течение одного года, и в 323 г. на нее был поставлен святой Евстафий. « Церковь Иеру­салимская, после Ермона, была вверена Макарию, мужу, впол­не достойному своего имени» 59 . Святитель Макарий возглавлял Иерусалимскую церковь с 313 по 333 г. 7. Никейский Собор Созыву Собора в Никее предшествовало появление в Алек­сандрийской церкви нового разделения, вызванного учением, которое проповедовал местный пресвитер Арий. Он был родом из Ливии, изучал христианское богословие в Александрии и Антиохии. В Александрии уже на рубеже III и IV веков пресви­теры, возглавляя христианские общины отдельных кварталов со своими храмами, подобными современным приходским церк­вам, пользовались большой самостоятельностью. Арий к тому же имел репутацию знатока богословия, искусного экзегета Свя­щенного Писания, красноречивого проповедника и миссионера. Его популярности способствовало умение общаться с паствой с особой доброжелательностью, в которой одни видели прояв­ление христианской любви, а другие – стремление к успеху у публики, находя самый тон его бесед чрезмерно заискиваю­щим. Напряжение в отношениях между ним и правящим еписко­пом Александром возникло уже в силу того, что Арий, опираясь на свою популярность в народе, держался слишком независимо. При священномученике Петре Арий присоединялся к мелитианскому расколу, затем, правда, оставив схизму, вернулся в кано­ническую юрисдикцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

4. Весьма веско за подлинность новооткрытого послания говорит и его вероизложение – строго православное по смыслу, но без характерных никейских терминов «κ τς οσας το πατρς» и «μοοσιον τ πατρ». На это отсутствие термина «μοοσιος» обратил внимание уже автор того канонического сборника, сирийский перевод которого сохранился в cod. Par. 62. Это казалось ему тем более непонятным, что он приписывал это послание посленикейскому антиохийскому собору (ν τος νκαινοις) 49 . Насколько важно это отсутствие никейских терминов, в особенности термина «μοοσιος» в новооткрытом документе в смысле аргумента за его подлинность, легко убедится всякий, кто даст себе труд ознакомиться с предметом спора между Александром и Арием, во-первых, по посланиям Александра и во-вторых, по сообщениям церковных историков 5 века. В посланиях Александра нет ни κ τς οσας, ни μοοσιον. Термины эти были пущены в ход не Александром, а Арием и Евсевием Никомидийским в смысле reductio ad absurdum учения Александра. Однако, Созомен I, 15 (где дается краткий, но содержательный очерк истории арианства в его начальной стадии) говорит, что Александр после долгих колебаний τος μοοσιον κα συναδιον τν Υν ποφαινμενος θετο. И Феодорит I, 5, разъясняя по поводу письма Ария к Евсевию, почему Арий назвал Филогония Антиохийского, Елланика Трипольского и Макария Иерусалимского – «еретиками неоглашенными», говорит: ντιπλους δε κκληκε – συκοφαντας κατ τοτων συρρψας πειδπερ διον κα προαινιον φασαν τν υν, κα το πατρς μτιμν τε κα μοοσιον. Людям 5 века казалось бесспорным, что кто признает Сына Божия вечным, тот признает его и единосущным Отцу. Следовательно, если кто-либо в 5–6 веках вздумал бы сочинить послание с вероизложением, направленным против Ария, тот не опустил бы в нем термина «μοοσιον». Учение о Святом Духе в новооткрытом послании изложено с такою же лаконическою краткостью, как и в никейском символе 50 , и термин «Троица» в нем не встречается. В отношении к учению о Святом Духе даже послание святителя Александра φλαρχος – полнее 51 этого антиохийского. Между тем в 5 веке церковный историк Сократ уверяет, будто Александр Александрийский , богословствуя о Святой Троице, называл ее «Троицею в Единице» 52 и это будто бы и послужило поводом к спору с Арием.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Убегайте же, увещаю вас, сатанинских зрелищ и вредного посещения конских ристалищ; ибо по поводу тех, которые увлеклись и пошли по широкому пути, я и был вынужден сказать это, чтобы они, вразумившись, оставили этот путь и пошли путем тесным, т. е. путем добродетели, и таким образом удостоились, подобно Лазарю, лона Авраамова, и чтобы всем нам вообще избавившись от геенского огня, насладиться теми неизреченными благами, ” не видел того глаз, не слышало ухо » (1 Кор. 2:9), чего да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь ныне и всегда и во веки веков. Аминь. notes Примечания 1 Анфуса, мать св. Иоанна Златоустаго, овдовела на двадцатом году своей жизни. 2 Эгейское море между Грецией и Малой Азией и Тирренское между Италией и Сицилией известны своей бурностью и опасностями для мореплавателей. 3 Одисс. XII, 39–110. 4 Еврип — узкий пролив, отделяющий о. Еввею от Виотии и Аттики, в котором, вода, по сказанию греков, прибывает и убывает семь раз в день и семь раз ночью. 5 Валентиниан и Маркион — ересеначальники сект, известных под именами Валентиниан и Маркионитов — II–ro века; Савеллий и Павел Самосатский — ересеначальники Савеллиан и Павлиан (Самосаситов) — III–ro века; Арий — ересеначальник Ариан — IV–ro века по Р. Х. 6 Исократ и Демосфен — ораторы, Фукидид историк и Платон философ — аттические писатели, жившие в V и IV веках до Р. Х. 7 Флавиана, епископа антиохийскаго. 8 Св. Мелетия, предшественника Флавианова на епископской кафедре в Антиохии. 9 Епископ антиохийский Флавиан. 10 Вероятно, один из тех Феодоров, которых император Валент с 374 г. преследовал по подозрению в домогательстве верховной власти. Созомена, Церк. Ист. Кн. VI, гл. 35. 11 Св. Филогоний, 21–й антиохийский епископ, защитник православной веры против еретика Ария, ум. в 323 или 324 году по Р. Х. Память его празднуется 20 декабря. 12 Здесь смысл неясен, слав.: « и дам лукавые вместо погребения Его, и богатые вместо смерти Его». 13 Синод. перевод: « Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет ». 14 Синод. перевод: « Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу ». 15 В Синод. переводе последней фразы нет. 16 В Синод. переводе: « Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ». 17 В Синод. пере воде: « лучше кто–нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем ». 18

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

60 В заключение Зееберг говорит: Ich unterdrücke auch eigene Vermutungen, die etwa den Abstand von Tatbestand und Tradition ausgleichen könnten. Denn eine sichere Stütze ausserhalb des Möglichen vermöchte ich ihnen nicht zu geben. – Что это за предположения, я затрудняюсь угадать. Но не могу не выразить сожаления, что Зееберг не высказывает их сам. Факт, что они не выходят из пределов возможного – не основание для этого умолчания, так как, при крайне ограниченном количестве источников для истории данной эпохи, возможное по необходимости играет довольно значительную роль во всех относящихся к ней исторических построениях. 66 Schwartz VI, S. 279 Seeberg S. 6. У Nau p. 16 однако соответствующее сирское выражение переведено: sur Ie même sujet. 67        В. В. Болотов (в письме к пишущему эти строки от 17–19 июля 1894 года) высказывался даже в том смысле, что эти послания к Филогонию и Евстафию «или – – были сопроводительными документами при νς σματος – – –, или же это были слегка измененные редакции νς σματος, изготовленные для некоторых выдающихся или ценимых епископов specialiter». νς σματος он склонен был отождествлять с τμοςом Александра (Theodoretiana, 149, 65 ). В настоящее время вопрос о τμοςе и о посланиях к Филогонию и Евстафию получил новую постановку. Судя по сохранившемуся в сирской рукописи Add. Brit. Mus. 12, 156 и переведенному Швартцем (VI, 265–267) отрывку из этого τμοςа [в подлинности его нет повода сомневаться], он приближается по содержанию не к νς σματος, а к φλαρχος. И так как под τμοςом в его сохранившемся отрывке стоит подпись Филогония антиохийского [см. ее в статье: «Павлин и Зинон». Виз. Bp. т. XX, Отд. I, стр. 44, прим. 73, стр. 161 (101)], то естественно поставить вопрос: те послания Александра к Филогонию, Евстафию и другим поборникам апостольских догматов, о которых упоминает Феодорит, не представляли ли собою просто экземпляров его τμοςа? – Но вопрос о τμοςе требует специального рассмотрения. 69 S. 63: Vielleicht darf man zur Erklärung dieser Stellung des Bischofs von Byzanz an die eigentümliche Unterschrift, die Alexander bei Gelasius [h.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Эта гипотеза о Павлине показалась совсем неправдоподобною Крюгеру, и он возвращается к ходячему мнению об Евстафии, как непосредственном преемнике Филогония 174 . Моя аргументация в пользу мнения Лекьена-Ляйтфута, что первым преемником Филогония был Павлин тирский, остается очевидно еще неизвестною – не читающим по-русски – немцам. 4-й отдел III-eй главы (SS. 120–150), посвященный вероисповеданию антиохийского собора (Das Bekenntnis der Synode) – бесспорно самый интересный и самый ценный в книге Зееберга. Сопоставляя это вероисповедание с вероизложением св. Александра александрийского в φλαρχος и другими символами, автор находит в нем такие признаки, которые говорят не только за его подлинность, но и за его антиохийское происхождение, дают основание думать, что в основе его лежит крещальный символ антиохийской церкви, и именно в его древней доникейской форме. Случайный, но важный промах допущен Зеебергом в отделе, посвященном «второму члену» антиохийского вероисповедания, т. е. излагаемому в нем учению о Сыне Божием. Эта часть символа начинается в переводе Швартца такими словами: Κα ες να κριον ησον Χριστν, υν μονογεν, γεννηθντα οκ κ το μ ντος, λλ κ το πατρς, οκ ς ποιητν, λλς γννημα κυρως, γεννηθντα δ ρρτως κα λκτως κ. τ. λ. 175 . В таком виде это место читается и у самого Зееберга S. 11. Но S. 127, где это место сопоставляется с параллельным отделом вероизложения св. Александра в φλαρχος, подчеркнутые слова (γεννηθντα οκ – κυρως) опущены (за μονογεν следует прямо γεννηθντα δ ρρτως). Очевидно, когда Зееберг копировал это место, его глаз с первого γεννηθντα перескочил на второе. И благодаря этой случайной ошибке, по μοιοτλευτον, у него осталось без комментария такое характерное выражение антиохийского вероизложения, как γννημα κυρως. И выражение γεννηθντα οκ κ το μ ντος, λλ κ το πατρς интересно тем, что оно очевидно заимствовано из вероизложения св. Александра, где стоит: γεννηθντα οκ κ το μ ντος, λλ κ το ντος πατρς. А по Seeberg S. 127 получается та видимость, что эта фраза Александра не имеет параллели в антиохийском вероизложении.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010