Святитель Евстафий Антиохийский: праведник, причину осуждения которого озвучить постыдились Архимандрит Феогност (Пушков) Кандидат богословия, заштатный клирик Луганской епархии УПЦ, автор многочисленных публикаций на богословские темы. Подпишитесь на наш Телеграм 5 марта (21 февраля по ст. ст.) Православная Церковь чтит память святителя Евстафия, епископа Антиохийского. Правда, статус этой памяти — рядовая, не праздничная, служба. У многих ученых Антиохийский епископ долгое время ассоциировался с потенциальным модализмом — одной из ересей III века. Так был ли святитель Евстафий модалистом? За что его осудил Антиохийский собор? И в чем состояло «оскорбление» матери императора Константина , которое не решались озвучить судьи епископа Евстафия в 327 г.? Об этом рассказывает архимандрит Феогност (Пушков). О жизни этого пламенного исповедника Православия до Никейского I Вселенского собора 325 г. мы почти ничего не знаем. Известно, что где-то с 318 г. он был епископом Церкви сирийского г. Бероя (ныне Халеб). По смерти Антиохийского епископа Филогония (ок. 324 г.) был избран на его кафедру, что, кстати, впоследствии стало предметом серьезных нареканий: каноническое право Древней Церкви категорически запрещало перевод епископа с кафедры на кафедру. Причина была не столько административная, сколько символическая: Местная Церковь считалась символической Невестой Христовой, а епископ — символом Жениха-Христа. В такой семантической конструкции переход от одной Церкви к другой символизировал прелюбодеяние. И впоследствии, когда отвергающие I Вселенский собор епископы начнут систематически переходить с кафедры на кафедру, сторонники никейской ортодоксии будут их обвинять в канонических нарушениях. Но сначала от этого обвинения пришлось защищаться Евстафию, который в свое оправдание говорил то, что не искал этой кафедры, но принял ее по настоятельным просьбам местного священства, клира и мирян. Радикальные «никейцы» Итак, к 325 г. он занимает столичную кафедру на востоке империи — Антиохию (напомним, что Константинополь был отстроен только к 330 году и первоначально был лишь своего рода дворцом государя, а до этого времени городом-ставкой императора была Никомидия — столица области Вифиния, куда входил и город Никея, в базилике которого прошел I Вселенский собор). Святитель Евстафий очень быстро сдружился с главой Церкви Египетского диоцеза — Александром Александрийским, с Анкирским епископом Маркеллом и с Кордовским епископом Осией. Вместе с ними он проводит в 324 г. Антиохийский собор, на котором выносится осуждение Арию и его учению. Всего за год до I Вселенского собора!

http://blog.predanie.ru/article/svyatite...

Учение святителя Александра, отвер­гаемое самим Арием и его единомышленниками, он представил в таком виде: «Бог всегда, Сын всегда; вместе Отец, вместе Сын; Сын сосуществует Богу нерожденно; Он – всегда рождаемый и нерожденно-рожденный; Бог ни мыслию, ни каким-либо атомом не предшествует Сыну; ... Сын из Самого Бога» 65 . За исключени­ем двусмысленного выражения «нерожденно-рожденный» – это верное, хотя и предельно упрощенное изложение православной триадологии. В этом письме Арий прибегает к явной натяжке, утверждая, что анафема папы Александра распространяется на епископов Евсевия Кесарийского , Феодота Лаодикийского, Павлина Тирско­го, Афанасия Аназарбского, Григория Берийского, Аэция Лиддского и «всех пастырей востока, говорящих, что Бог безначально пред существует Сыну... исключая только Филогония, Элланика и Макария – людей., еретичествующих, из которых один произ­водит Сына от Отца через изрыгание, другой – через выбрасы­вание, а третий называет Его сонерожденным» 66 . В этом пассаже Арий преувеличивает близость воззрений епископов, которые, по его словам, подпадают под анафему святителя Александра, к его собственному учению: Евсевий Кесарийский , например, оставался всего лишь оригенистом, что весьма далеко отстоит от арианства, и представляет в карикатурном виде православ­но мысливших епископов: святых Филогония Антиохийского и Макария Иерусалимского, а также Элланика Триполийского. Епископ Никомидийский Евсевий внял просьбе Ария и взял его под свое покровительство. Христианский Запад отверг еретическое учение Ария как уничижающее Сына Божия, не углубляясь при этом в богослов­ское исследование поставленной проблемы, а Восток – церкви Египта с Ливией и Пентаполем, Сирии, Малой Азии – терзались разделениями. После победы над Лицинием и распространения своей власти на восточную половину империи император Кон­стантин неизбежным образом столкнулся с проблемой, создан­ной Арием. Ему, в ту пору весьма поверхностно осведомленному в христианском богословии, разномыслие святителя Александра и Ария показалось несущественным, так что он склонен был счи­тать, что настоящая причина разделения кроется не в глубоких богословских расхождениях, а в мелочном любопрении сторон, и он попытался погасить пожар побуждением его главных участ­ников к примирению, к тому, чтобы, осознав незначительность своих расхождений, они прекратили спор, оставаясь при этом, если им это угодно, каждый при своем мнении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В этом пассаже Арий преувеличивает близость воззрений епископов, которые, по его словам, подпадают под анафему святителя Александра, к его собственному учению – Евсевий Кесарийский, например, оставался всего лишь оригенистом, что весьма далеко отстоит от арианства; кроме того, он представляет в карикатурном виде православно мысливших епископов: святых Филогония Антиохийского и Макария Иерусалимского, а также Элланика Триполийского. Епископ Никомидийский Евсевий внял просьбе Ария и взял его под свое покровительство. Христианский Запад решительно отверг еретическое учение Ария как уничижающее Сына Божия, не углубляясь при этом в богословское исследование поставленной проблемы, а Восток – Церкви Египта с Ливией и Пентаполем, Сирии, Малой Азии – был терзаем разделениями. После победы над Лицинием и распространением своей власти на восточную половину империи император Константин неизбежным образом столкнулся с проблемой, созданной Арием. Ему, в ту пору весьма поверхностно осведомленному в христианском богословии, разномыслие святителя Александра и Ария показалось несущественным, так что он склонен был считать, что настоящая причина разделения кроется не в глубоких богословских расхождениях, а в мелочном любопрении сторон, и он попытался погасить пожар побуждением его главных участников к примирению, к тому, чтобы, осознав незначительность своих расхождений, они прекратили спор, оставаясь при этом, если им это угодно, каждый при своем мнении. Константин Великий обратился к епископу Александру и Арию с посланием, проникнутым искренним огорчением, граничащим с глубоким разочарованием: он-то считал ранее, что Церковь, на которую он решил опереться, едина и монолитна, а она, оказывается, разделена на враждующие партии и группировки: «Как жестоко поразила мой слух, или, лучше, самое сердце, весть, что между вами возникли разногласия более тяжкие, нежели какие были там прежде, и что вы, через которых я надеялся доставить исцеление другим, сами имеете нужду в гораздо большем врачевании» .

http://pravoslavie.ru/44877.html

2. Златоусту принадлежат похвальные слова в честь ветхозаветных праведников Иова и Елеазара, 4 беседы «О святых Маккавеях», одно «Слово о четверодневном Лазаре»; похвальные слова мученикам Лукиану Антиохийскому, Роману (2), Иувентину и Максимину, Юлиану, Варлааму, Египетским мученикам, священномученикам Игнатию Богоносцу , Вавиле Антиохийскому (2) и Фоке, мученицам Пелагии Антиохийской, Веренике и Просдоке с матерью их Домниной, Дросиде, святителям Мелетию Антиохийскому , Евстафию Антиохийскому . Похвальное слово Филогонию Антиохийскому присоединяется к группе слов «Против аномеев». 3. Похвальное слово Диодору Тарсийскому посвящено учителю Златоуста и произнесено в 392 г. в его присутствии. 4. Две беседы под названием «О мучениках» посвящены различным темам: в одной из них св. Иоанн Златоуст говорит о сокрушении и милостыне, в другой – о благопристойном праздновании памяти мучеников. Теме прославления святых посвящена также «Похвала всем святым, во всем мире просиявшим». 5. К числу похвальных слов следует отнести ряд бесед, произнесенных в храмах в честь святых и мучеников. Из двух Бесед в храме Апостола Фомы, находившегося в Дриопии близ Константинополя, первая произнесена в присутствии императрицы Евдоксии, пришедшей по случаю перенесения мощей святого; вторая – в тот же день в присутствии императора Аркадия, посетившего храм вслед за своей супругой. Беседа в мартирионе Древней Петры произнесена за богослужением, на котором по причине зимних холодов присутствовало совсем мало людей. Две беседы произнесены в храме Анастасии, две – в храме Апостолов, отдельные беседы – в храмах Св. Павла, Св. Ирины и в Великой Церкви. Беседы на разные случаи 1. «Беседа по рукоположении во пресвитера» произнесена в начале 386 г. в присутствии Флавиана Антиохийского. Это первая проповедь св. Иоанна Златоуста , в которой он выражает удивление по случаю своей хиротонии и благодарит за нее Бога; он также благодарит Флавиана и просит молитв о себе у него и у всех прихожан. 2. «Беседы к антиохийскому народу о статуях» являются самыми знаменитыми из проповедей Златоуста на разные случаи. 21-я беседа произнесена в 387 г., после восстания жителей Антиохии, опрокинувших царские статуи (см. об этом выше). Так как антиохийцев за надругательство над царскими статуями ждало неминуемое наказание, епископ Флавиан отправился в Константинополь, надеясь испросить прощение для жителей у разгневанного Феодосия. Император долгое время не хотел принять его, однако затем сжалился над престарелым епископом и отпустил его с миром, сказав, что он может вернуться к своей пастве и возвестить о прощении. Во время его отсутствия молодой пресвитер Иоанн показал себя милостивым и сострадательным пастырем, сумевшим укрепить и утешить антиохийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Раава. ( Евр. 11:31 ). Служба, в которой два канона, совершается в воскресный день в пределах 18–21 чисел декабря. 19 Св. муч. Вонифатия. Римлянин, раб Аглаиды. Она послала его на Восток за мощами мученическими; Вонифатий прибыл в Киликийский Тарс, нарек себя христианином и после мук – усекнут. Спутники принесли тело его в Рим к госпоже его, около 307 года. Чет. Минея от Метафраста. (Act. SS. maii III. p. 270. et in Арр. р. 22. Ruinart. Acta primorum, rnartt. р. 283). Мес. В. 20 дек. Март. Р. 14 мая. В службе канон Иосифа. Св. Вонифатия милостивого, епископа Ферентийского. Знаменит нищелюбием, нестяжательностью и чудотворениями. Жил в начале 6 века. Чет. Минея из бесед св. Григория Двоеслова (кн. 1 гл. 9). Март. Р. 14 мая. Свв. мучч. Илии, Прова и Ариса. Египтяне, служившие христианским узникам. На пути в Киликию задержаны в Аскалоне, истязаны и усекнугы Фирмилианом. Пролог. Мес. В. Свв. мучч. Полиевкта и Тимофея. Оба сожжены: Полиевкт в Кесарии (Каппад.), Тимофей диакон – в Мавритании. Пролог. Мес. В. Март. Р. 21 мая. Св. Григория, архиепископа Омиритского. Из Медиолана. Ефиопский царь Елезвой, победив (в 528 г.) Дунаана, царя Омиритского, испросил его у Астерия, патриарха Алсксандрийского в архиепископы Омиритам. Прибыв в Тафар, столицу царства, он крестил многих иудеев, устроил церковь и с миром скончался около 552 года, святительствовав более 30 лет. Чет. Минея от Четии Макария Московского . (Or. Chr. II col. 428. 663, где св. Григорий назван Грегентием, как и в Boissonadii Anecdota graeca V. 73 Fabr. X. 115). 20 Св. священномуч. Игнатия Богоносца . Второй, по Еводу, епископ Антиохийский, ученик еванг. Иоанна Богослова, в Риме растерзанный зверями, при Траяне, в 106 году. Чет. Минея. (Or. Chr. II col. 700. Act. SS. Febr. et apud. Ruinart. Fabr. VII. 32. Morcelli Kalend. CPlit. I. р. 170. Хр. Чт. 1822. VIII.) Мес. В. Март. Р. 1 февр. Перенесение мощей 29 янв. В службе канон Андрея Критского . Св. Филогония, епископа Антиохийского. До святительства был защитником на суде вдов и сирот, во святительстве – поборником правоверия против Ария. Преставился в 323 или 324 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Памятн. древн. христ. Церкв. т. 1, ч. 2, стр. 201. Спб. 1829 г.). В постановлениях апостольских св. апостол Фома повелевает епископам посвящать иподиаконов с возложением рук и молитвою (Постан. апостол. кн. 8, гл. 21: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 413. Амстердам, 1724 г.); но св. Василий великий говорит, что иподиаконы посвящались без возложения рук (св. Васил. велик. прав. 51: книг. правил, стр. 309. Спб. 1843 г.). Без возложения рук посвящались они и на Западе (IV карфаген. собор. прав. 5), где к священным чинам не причисляли их до тринадцатого века (Серединск. богослужен. западн. церкви, ст. 3, стр. 19. Спб. 1849 г.). 2) Об аколуфах знаем, что в греческой Церкви их не было в течение четырех почти веков, и ни один из писателей греческих не причисляет их к степеням иерархии (Ветрин. Памятн. древн. христ. Церкви т. 1, ч 2, стр. 205. Спб. 1829 г.); а из посвящения их по древнему чиноположению римскому видно, что оно совершалось без возложения рук (IV карфаген. собор. прав. 6). 3) Делом заклинателей было изгонять бесов: что во времена апостольские и в близкие к ним совершалось, по дару Духа Святого, каждым христианином (св. Иустин. мученик. Аполог. 2: христ. чтен. 1840 г. ч. 3, стр. 13–14. Тертуллиан. Аполог. гл. 23: твор. ч. 1, стр. 56. Спб. 1847 г. Св. Киприан. Письм. к Донату: твор. стр. 3. Венеция, 1728 г. Ориген . Прот. Цельса кн. 1 и 7: творен. т. 1, стр. 324–325. 596. Париж, 1733 г.); о заклинателях же, как чине церковном, упоминается уже в третьем (Корнил. Письм. к Фабию: Евсев. Церк. истор. кн. 6, гл. 43, стр. 389. Спб. 1848 г.), а потом в четвертом веке (собор. антиохийск. прав. 10: книг. правил, стр. 144. Спб. 1848 г.). С возложением ли рук или без него посвящались заклинатели, не известно; но заклинать бесов никто не мог ни в церквах, ни в домах без поставления в сию должность от хорепископа или епископа (собор. антиохийск. прав. 10 и собор. лаодик. прав. 26; книг. правил. стр. 155. Спб. 1843 г.). 4) О чтецах, как церковном чине, в первый раз упоминает Тертуллиан , потом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Собора 4-го, Василия Вел. 1-го, Антиохийск. Собора 19-го, Сардикийского Собора 3-го и 15-го и Двукратного Собора 16-го. За созыв самовольно Собора они осуждаются правилами: Антиохийск. Собора 20-м. За самовольное введение брачного епископата осуждаются пр. VI Вселенск. Собора 12-м и 48-м. За беззаконное введение второбрачия клириков (священников, диаконов и иподиаконов), хотя и «прикровенно», осуждаются правилами: 1Тим. 3:2 , Тит. 1:5–6 , Апост. пр. 17-м и 26-м, VI Вселенск. Собора 26-м и Василия Великого 12-м. За принятие и «развитие» своего учения в области догматики осуждаются правилами VI Вселенск. Собора, VII Вселенск. Собора предаются анафеме. Здесь уместно привести слова «Окружного послания Восточных Патриархов» от 6 мая 1848 года, где пишут Первосвятители: «У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас само тело Церкви, т. е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов своих» 566 . К моменту возвращения Патриарха к управлению Церковью обновленцы захватили почти все епархии тем способом, о каком мы упоминали в предыдущей главе. В епархиях почти не оставалось православных архиереев: ВЦУ всех непокорных «уволило на покой», и они проживали на «частном» положении. Поэтому святейшему Патриарху предстояло, в первую очередь, послать епископов на места для возглавления епархий. Летом 1923 года в Петроград был назначен епископ Мануил, хиротонисанный из иеромонахов с титулом епископа Лужского, викария Петроградского. Осенью в Астрахань был назначен Высокопреосвященный Фаддей 567 . Епископом Ташкентским тогда же был назначен Преосвященный Лука, в миру известный профессор, доктор медицинских наук Войно-Ясенецкий. Его епископская хиротония была совершена тайно, ранним утром, в Ташкентской кладбищенской часовне двумя проживавшими в Ташкенте епископами, в том числе Преосвященным Андреем, епископом Уфимским. Назначением епископа Мануила на Лужскую викарную кафедру, с правом управления всей Петроградской епархией, Патриарх зачёркивал каноническое лицо обновленческого епископа Петроградского и Лужского Артемия, считая кафедру г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

8.      Пер. мощей св. вм. Феодора стратилата; п. Ефрема, патр. антиохийск.; пр. Зосимы финикийского; Феодора еп. сузд.; благ. кн. Василия и Константина яросл.; ик. Б. М. Ярославской. 9. Св. Кирилла архиеп. алекс.; мц.: Феклы, Марфы, Марии; пр. Кирилла игум. белоезерского; пр. Александра, игум. куштск. Св. Кирилл Алекс. в одном своем слове пишет: «иже Церкви Божии и причастия себе святых Христовых тайн удаляюще, врази Божии бывают и бесом друзи» (Б. Собор, л. 118). 10. Св. свм. Тимофея, еп. прусск.; м. Александра, мц. Антонины девы; п. Феофана антиохийск.; св. Вассиана, еп. лавдийск., п. Варлаама хутынск. В город Ровенку, где жил угодник Божий Вассиан, пришло от царя повеление казнить одного чиновника, по имени Вижмния, невинно оклеветанного: его тотчас взяли, заключили в оковы и привели на место казни. Не сознавая за собой никакой вины, Вижмний вспомнил угодника Божия Вассиана и, преклонив главу под секиру палача, молился: «Угодниче Божий! Благодатию, данною тебе от Бога, будь мне ныне помощником». И что же? Едва только палач поднял секиру, она вырвалась из рук и упала на землю. Утвердивши в руках смертоносное оружие, исполнитель казни опять хотел ударить, но секира вторично выпала из его рук, и в третий раз случилось то же. Градоначальник, подозревая в этом намеренную измену своему долгу со стороны палача, призвал другого для совершения казни. Но и у этого секира тоже троекратно вырывалась из рук. Народ, бывший свидетелем столь необычайного происшествия, познал в этом невидимое Божественное покровительство осужденному и требовал его освобождения. Когда донесено было царю о случившемся и царь приказал произвести строгое следствие о виновности Вижмния, то оказалось, что он был жертвой клеветы. Царь велел его освободить и возвратить ему все чины и достоинства. Вижмиий всенародно прославил угодника Божия Вассиана, которого молитвами был избавлен от напрасной смерти. Относительно Феофит Антиох. († 369 г.) раскольники утверждают, что он никогда не причащался, но – несправедливо. Если в житии его не говорится о причащении, то потому, что писатель не считал нужным и говорить об этом, как о вещи общеизвестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

738 Без труда можно видеть в этом исповедания веры св. Александра первоначальный символ, уже встречавшийся у предшествующих писателей. Должно заметить, что о Церкви говорится здесь как о предмете веры, а не в том смысле, что свидетельство её должно быть причиной достоверности откровенного вероучения. Некоторые новейшие богословы Церкви римской приняли последнее толкование этого члена в символе. Послание св. Александра служит доказательством, что толкование их не согласно с толкованием древних. То же послание противопоставляется мнению тех из ученых, которые утверждают, будто член символа о Церкви составляет одно с членом о Духе Святом. 739 Считаем необходимым обратить внимание читателей на Евангельский текст, на который опирается св. Александр для доказательства непреодолимости Церкви. Он, конечно, также знал текст, который стали употреблять впоследствии: «И врата адовы не преодолеют ю». Конечно, он относит слова эти не к самой Церкви, но к божеству Иисуса Христа, на Котором основана Церковь . Этот текст действительно можно относить к тому и к другому, то есть к Церкви или камню – основанию Церкви, то есть к божеству Иисуса Христа, тогда как текст, приведенный св. Александром, прямо относится к божественному Лицу Самого Иисуса Христа. 741 Александр выражает здесь весьма ясно вероучение, всегда принимавшееся с самого начала о единстве Церкви, истекающее из взаимных сношений между членами того же епископства, а не от власти одного из них. 749 Феодот был епископом Лаодикии в Палестине, Павлин в Тире, Афанасий в Аназарбе, в Киликии, Григорий в Бируфе, Аэций в Лиде или Диаполе (Феодор. Ц. И кн. I, гл. 4). 750 Филогон был епископом Антиохии, Геллапин в Триполи, в Финикии, Макарий в Иерусалиме (там же). 754 Должно заметить, что слово Бога, взятое в общем смысле в древних памятниках христианского богословия, значит Бог Отец. Можно полагать, что епископ Кесарийский понимал Его в этом смысле, тем более, что в творениях его, которые имеем, он исповедует божество Иисуса Христа. Не имеем намерения защищать его от всякого подозрения в арианстве, а довольствуемся только указанием на смягчающие обстоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

2 . Нач.: « Собрашис нкогда епкпо все во гра москв»... Кон.: « по же собора много почтенъ бы самодержцема епископы, и въ свой монастырь иде» (изд. Белок. стр. 34). 3 . Нач.: « Бысть же еще царьском сщенны мжа со въ гра собирающ, о словеси монастыре села и нивы аще сть»... Кон.:« и о семъ собор собран. Не мала же добрыхъ лишитис не ищюще оцы, аще не сщ с ними. сего ради и паки пондиша его во градъ москв взыти» (изд. Белок. стр. 37). —178— Вслед за сими отрывками идут отрывки из Саввина жития преп. Иосифа под заглавием: « прпбнаго волоцкаго списанаго ученико его савою еппо сарски и подонски ». Нач.: « искони началникъ врагъ и ненавистникъ род наведе жидовина въ новъградъ»... Кон.: « всхъ безбожны… еретикъ сими бгдхновеными и многъ разу и веик польз приплодит» (Архив. лл. 386б–388). В ркп. Кирил. конец этих отрывков иной: « и пребываше в молитва и в и веселс дхомъ, радс надежею» (лл. 14б–18). Таким образом, неизвестный составитель сборника, поместивший впервые на страницах ркп. несколько отрывков из анонимного жития, называет неизвестного автора Филогоном. В древнерусской письменности с именем Филогона очень часто встречаются похвальные Слова на память препп. Зосимы и Савватия, напр. в ркпп.: Антониева Сийского монастыря (ныне Арханг. Епарх. Древн. Хр.) 107, XVI в. 2915 ; Архангельск. Дух. Семинарии 206 (301), XVII в. 2916 ; Академии Наук, 33. 7. 9 (Сев. 513), XVIII в.; 33. 7. 10 (Сев. 514), XVIII в.; 33. 5. 19 (Сев. 545), XVIII в. 2917 ; Моск. Истор. Муз., Барсов. отд. VII, 103 (837), XVIII в. 2918 ; Киев. Дух. Акад., Макар. 72 (Аа 160), XVIII в. 2919 ; Церк.-Археолог. Музея при Киев. Дух. Акад. 529 (о. 4. 63), XVIII в. 2920 Но ука- —179— занные «Слова» есть произведение Филолога Черноризца. Следовательно, название «Филогон» – испорченное чтение «Филолог» и под двумя именами нужно видеть одно лицо, именно, черноризца Филолога, известного проповедника XVI в. Это последнее предположение мы должны сделать тем более потому, что иного «Филогона» не знает история старой русской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010