III. Один добродетельный друг святого Спиридона, епископа Тримифунтского, оклеветанный перед судьей, был невинно заключен в темницу и осужден на смерть. Узнав об этом, святитель немедленно пошел для избавления его от неповинной смерти. Надлежало ему переходить через поток, который в это время, по случаю наводнения, выступил из берегов своих и преграждал ему путь, но св. угодник Божий, приведя себе на память, как Иисус Навин с ковчегом завета перешел по сухому дну Иордана во время его полноводия, и веруя, что всемогущий Бог всегда один и тот же, обратился к потоку и, как слуге, сказал ему: «общий нам Владыка повелевает тебе: остановись, чтобы мне пройти и невинного человека избавить от смерти». При этих словах поток вдруг остановился, сдерживая стремление вод своих, и открыл сухой путь не только святому Спиридону, но и спутникам его, которые, опередив святителя, дали знать судье о пришествии его и рассказали чудо, совершенное им на пути. Судья немедленно освободил невинно-осужденного и отдал его в руки святого чудотворца. (Из Четьи-Минеи). IV. Св. Тихон Амафунтский в молодости своей продавал хлебы и, имея сострадательное сердце, раздавал их нищим без денег. Отец не мог этого не заметить, и потому в одно время строго наказал его за это. Св. Тихон, желая успокоить своего отца, сказал ему при сем: «батюшка! напрасно ты на меня гневаешься, я твои хлебы трачу не попусту, а отдаю их взаймы Богу, и имею от Него в том расписку Его Божественное слово; в слове Божием, именно, сказано: «кто даст нищему, тот взаймы дает Богу, и сторицею от Него приимет». ( Притч.19:17 ). Ты мне не веришь? Поди, посмотри и увидишь, как верно слово Божие». Сказав это, Тихон взял отца за руку и повел его в житницу; отворили двери житницы и отец увидел подтверждение слов священного Писания: житница была наполнена самой чистой и лучшей пшеницей, хотя прежде в ней ничего не было. Отец пал на землю и возблагодарил Бога. С того времени он не стал уже запрещать своему сыну раздавать милостыню бедным. Другое чудо, совершенное св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Подобный же настроенностью отличался и Косма Игнатьевич Студеникин, один из самых близких по духу святителю Тихону людей. Он с детских лет посвятил себя Богу и до 80-летнего возраста сохранил девственную чистоту и непорочность нравов. Впоследствии он был избран церковным старостой и с усердием исполнял эту обязанность. Желая послужить ближним и обществу, он устроил в своем доме школу, которая предназначалась не только для обучения детей грамоте, но и для внушения им христианского благочестия и добронравия. Свободное время Студеникин посвящал чтению Священного Писания. В знании церковного устава с ним никто не мог сравниться, и даже многие священнослужители обращались к нему в случае затруднения в отправлении службы. Святитель Тихон называл его “любезным приятелем” и имел к нему “особенное благоволение и великую доверенность до самой своей блаженной кончины”. Он поручал ему раздавать деньги вдовам и сиротам, а также помогать тем, кто за долги находится в заключении. Только Студеникину святитель открывал сердечные свои тайны, а в искушениях прибегал к совету и искал у него утешения.    Кроме этих двух жителей г. Ельца (Г.Ф. Ростовцева и К.И. Студеникина), в большом уважении и доверии у святителя были елецкие иереи Василий — Покровской церкви и Иоанн — Преображенской. По словам священника Т. Попова, “оба лица были проводниками великих настроений святого подвижника в пределах своей приходской пастырской деятельности”. Святитель Тихон поддерживал духовные связи также и с некоторыми другими семьями Задонского уезда. Иногда святитель бывал в имении Н.М. Марина, в селе Подгорном Воронежского уезда. Никифор Михайлович Марин был помощником губернатора. Он внимательно прислушивался ко всем наставлениям святого отца, с уважением относился к нему и, в свою очередь, пользовался его большим расположением. Н.М. Марин в своем имении построил церковь в честь ангела святителя Тихона — св. Тихона Амафунтского. Освящен этот храм был святителем Тихоном. Уважая Н.М. Марина, святитель подарил ему свой портрет, написанный с натуры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И вот, за такую всецелую преданность Богу, за такое крепкое упование на милость Божию, Господь являл сему дитяти Свое бесконечное милосердие. Отец Небесный на нем показал, что для Своих угодников Он всегда готов творить чудеса. В соседнем винограднике садовники, очищая лозы, обрезывали с них сухие ветви и бросали за ограду, как ни на что уже негодные. Юный Тихон однажды собрал эти засохшие ветви, посадил в своем саду и помолился Богу, чтобы Он, милосердный, благословил его виноградник, и, во-первых, чтобы сухие ветки получили силу оживиться и расти, во-вторых, чтобы виноградник, поднявшийся от этих ветвей, всегда был особенно обилен плодом, в-третьих, чтобы ягоды были сладки и здоровы к употреблению, и, в-четвертых, чтобы созревали они скорее, нежели во всех других виноградниках. Помолился святой юноша и пошел домой. На другой день приходит он посмотреть, что делается с его сухими ветками, и видит, что все они ожили и распустились. В то же лето, вопреки законам природы, виноградник Тихона принес обильные плоды, и когда в других садах ягоды повсюду были еще зелены, виноград в саду Тихона уже созрел, необыкновенно приятный и сладкий для вкуса и очень полезный для здоровья. Этот чудесный виноградник не только при жизни своего святого садовника, но и по смерти его долгое время процветал на острове Кипре, как рай Божий, был плодовитее всех, вкуснее всех и созревал скорее всех. Каждый год, в день памяти святого, 16-го июня, христиане находили виноград уже созревшим, приносили его в церковь и на выжатом из него вине совершалась Божественная литургия. Чудотворец в отрочестве, строгий подвижник с детства, милосердный к ближнему, святитель Тихон был принят в число церковнослужителей и поставлен во чтеца. Его кротость, послушание, Евангельская простота нрава и благоговейное чтение в церкви обратили внимание всех на юного чтеца. Спустя несколько времени он был рукоположен во диакона святым епископом. Мемноном Амафунтским, а когда сей святитель отошел ко Господу, все жители города стали просить, чтобы благоговейный диакон Тихон был произведен во епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Любит Бог… И на нашу щедрость отвечает щедростью. В нашем Рождественском храме один престол посвящён святителю Тихону Амафунтскому. Святитель Тихон родился в семье хлебного торговца. Был он жалостлив к нищим, и ещё отроком часто подавал милостыню. Не имея ничего своего, Тихон раздал отцовский хлеб. Отец был очень огорчён и выговаривал сыну за самовольство. Но мальчик отвечал ему: «Я слышал, что дающий нищим даёт взаймы Господу. Пойди открой кладовые, и увидишь, что Господь уже вернул Свой долг». Отец открыл кладовые и увидел, что они наполнены прекрасным хлебом. Картину, изображающую милостыню отрока Тихона, можно увидеть на своде Тихоновского придела в Христорождественском храме. Иногда люди проявляют разумную, как им кажется, бережливость и не спешат с делами милосердия, говоря себе: «Подожду, когда разбогатею, а сейчас и для себя-то не хватает». Для них можно вспомнить давнюю историю. В одной обители было принято в Великий Четверг раздавать монастырский хлеб нищим. Но однажды случился в этой местности неурожай, и братия монастыря, боясь остаться без пищи, упросила настоятеля не раздавать обычную милостыню. Когда же через некоторое время открыли житницу, то увидели, что пшеница проросла и не может быть употреблена в пищу. Так Господь наказал маловеров за неразумную экономию. Но есть в истории Церкви и другой пример. Богатая женщина, похоронив мужа и не нуждаясь в большом имении, стала раздавать обильную милостыню. Она повсюду искала нуждающихся людей и благотворила им. Родные роптали на неё: «Ты совсем лишишься достатка, ты сама станешь нищей». Но милосердная вдова продолжала щедро раздавать. И вот она раздала всё. Через день на город напали варвары, он был разграблен и сгорел. Лишь часть жителей спаслась бегством, и среди них вдовица. Она единственная не потеряла ничего, ей нечего было оплакивать. Милостыня станет нашей заступницей в день Страшного Суда. …Жил очень скупой человек. Он никогда не подавал милостыни. Однажды он заболел. В горячке приснился ему сон. Видит он, что, умерший уже, стоит он на последнем суде. Перед ним Ангел держит весы. На одной чаше сложены его грехи. Их целая гора. И на другую чашу Ангел положил небольшую краюшку хлеба. И эта краюшка начинает перетягивать гору грехов. «Что это?» — спросил человек у Ангела. «Это твоя милостыня, она почти перетянула чашу греха». «Но я никогда не подавал милостыни», — удивился скупой. «Да, ты не подавал, но однажды в досаде ты швырнул в голодного нищего краюхой хлеба, чтобы прогнать его. Вот она, эта нечаянная милостыня», — отвечал Ангел. Человек проснулся. Он всё понял. После выздоровления он воспользовался возможностью помилования — давал щедрую милостыню. «Блажен разумеваяй (понимающий) на нище и убога, в день лют избавит его Господь» ( Пс. 40:1 ).

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Каждому из пастырей апостол завещает: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим. 4:12 ). Ты сам, говорит он, будь примером для других, а не другие для тебя, ибо как наставнику стыдно поучаться у наставляемого и учителю учиться у ученика, так и пастырю должно быть стыдно, если овцы опережают его в подвигах и богоугождении, если кто-либо из овец бодр, а пастырь ленив, если овца угождает Богу, а пастырь – суетным людям или своему чреву, если овца идет путем тесным и прискорбным, а пастырь шествует путем широким. Тогда не пастырь перед овцами ходит, а овцы идут впереди него и предваряют в достижении небесного царства, и он далеко отстает от них и не успевает за ними. Если теперь стыдно такому пастырю, идущему не перед овцами, а позади овец и не достигающему добродетельной их жизни, то тем более стыдно ему будет тогда, когда он увидит овец своих поставляемых по правую сторону Праведного Судии, а себя немилосердно влекомым на левую сторону, тех – призываемыми в царство, себя же осуждаемым на мучения. Поэтому святое Евангелие повелевает доброму пастырю ходить впереди овец, то есть быть первейшим во всех добродетелях, чтобы овцы, взирая на него, как на образ истинного богоугождения, следовали за ним, как за предводителем своим, по пути ко спасению. Третий признак доброго пастыря есть то, что он полагает душу свою за врученных ему овец, по слову Господню: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин. 10:11 ). И если пастырю повелевается не щадить души своей для овец, то тем более подобает ему не жалеть имения своего, а употреблять его на милостыню овцам – нищим и убогим, сиротам и вдовам, больным и странникам. Но пора уже вновь обратить мысленные очи свои к ныне празднуемому угоднику Божию. Святитель Христов Тихон по всем этим евангельским признакам явил себя пастырем добрым. Прежде всего он был добрым пастырем потому, что вошел во двор овчий дверьми, а не пролез туда как-нибудь иначе, что свидетельствуется в житии его. Когда отошел ко Господу святой Мемнон, читаем там, то по общему избранию всех после него возведен был на престол святой Тихон. Он не сам возложил на себя этот сан, а был избран по согласию всех, не сам искал этой чести, но честь искала его, не самовольно взошел на престол, но был возведен по воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Милостыня, пожалуй, самое простое и доступное любому богоугодное дело, способное животворить нашу веру. Нет ничего легче и спасительнее, чем милостыня. А насколько она важна для христиан, мы можем судить по тому, как заботилась о милостыне первая Апостольская Церковь . В Деяниях святых апостолов читаем, что многие христиане приносили деньги для раздачи неимущим ( Деян.4:32-37 ). Что принято было “ежедневное раздаяние потребностей” ( Деян.6:1-6 ) и для этого были выбраны и поставлены “семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости” ( Деян.6:3 ). Апостол Павел советует: “Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог” ( 2Кор.9:7 ). Любит Бог… И на нашу щедрость отвечает щедростью. В нашем Рождественском храме один престол посвящен святителю Тихону Амафунтскому. Святитель Тихон родился в семье хлебного торговца. Был он жалостлив к нищим и еще отроком часто подавал милостыню. Не имея ничего своего, Тихон раздал отцовский хлеб. Отец был очень огорчен и выговаривал сыну за самовольство. Но мальчик отвечал ему: “Я слышал, что дающий нищим дает взаймы Господу. Пойди открой кладовые и увидишь, что Господь уже вернул Свой долг”. Отец открыл кладовые и увидел, что они наполнены прекрасным хлебом. Картину, изображающую милостыню отрока Тихона, можно увидеть на своде Тихоновского придела в Христорождественском храме. Иногда люди проявляют разумную, как им кажется, бережливость и не спешат с делами милосердия, говоря себе: “Подожду, когда разбогатею, а сейчас и для себя-то не хватает”. Для них можно вспомнить давнюю историю. В одной обители было принято в Великий Четверг раздавать монастырский хлеб нищим. Но однажды случился в этой местности неурожай, и братия монастыря, боясь остаться без пищи, упросила настоятеля не раздавать обычную милостыню. Когда же через некоторое время открыли житницу, то увидели, что пшеница проросла и не может быть употреблена в пищу. Так Господь наказал маловеров за неразумную экономию.

http://azbyka.ru/o-milostyne

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2013-11-25 20:50:16 Владелец: ivBOY Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Подскажите пожалуйста точное название иконы,возраст и что могло быть написано на другой стороне.Об иконе знаю,что она двусторонняя,выносная,возможно семейная. Попытки опознаний [ 2013-11-28 06:22:58 ] Tasha : Икона " Избранные святые пред Нерукотворным образом Иисуса Христа " (все имена святых хорошо читаемы). Не думаю, что икона семейная. Здесь просто особо почитаемые святые изображены. По поводу обратной стороны не совсем понятен вопрос. Там ничего не сохранилось что-ли? Посмотрите обратную сторону, хоть какие-то очертания должны быть. [ 2013-11-28 21:16:48 ] Tasha : На второй стороне мог быть любой образ. Например, святителя Николая Чудотворца. Но сейчас уже не узнать наверняка. По возрасту могу ошибиться, но предполагаю конец 19 в. [ 2014-03-06 18:33:16 ] animaisa : Согласна с Ташей, что это могут быть именно особо почитаемые семейные святые, а именно:св. муч. Параскева, св. великомуч. Георгий, св. вмч. Димитрий, вмц.Екатерина,св. пророк Илия, св. мучч. Флор и Лавр, св. Власий( надо полагать- Севастийский,т.к. именно он был епископом, всященномучеником, потому и изображён здесь в одеянии священника). Что же до двух других святых, то здесь надо определяться. Итак, св. Тихон. Какой из них? По-моему, здесь над именем стоит буква ,.А,,? Но если бы это был св. Тихон Амафунтский, то он бы был изображён не в таком одеянии,т.к. он был епископом, а здесь одежда как у преподобного. Архангельским он тоже не может быть,т.к. это - новомученик, к тому же также иерей.Может быть, это не буква ,.А,,? В общем, с этим святым пока у меня нет однозначного ответа. Далее, что касается св. Пахомия. Однозначно, что изображён преподобный. Но какой? Пахомий Великий(Египетский)? Не совсем уверена? Почему? Посмотрите на свиток в его руке.На нём, как видим, написано:,,Господь! Да будет на месте сем благословение Твое,, Выходит, что святой как бы благословляет свою обитель. А если икона обретается в ваших краях, то ,может быть и святой из ваших мест? Правда, мы не знаем вашего места проживания. Тогда только могу предположить, что это может быть изображён св. преп. Пахомий Каменский ( празднуется с Вологодскими святыми), св. преп Пахомий Кенский (Карельские и Новгородские святые), либо св.преп. Пахомий Нерехтский(святые Владимирской и Костромской земли).Так что если место жительства ваших предков(или тех, кто передал вам икону)как-то связана с этими местами, то можно будет предположить, что это за святой.

http://pravicon.com/unknown-834

Строительные работы производились под руководством иеромонаха из Новоиерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена. Преемник Владыки Маркелла по кафедре Митрополит Казанский Тихон Третий (Тимофей Васильевич Воинов) для Раифской пустыни оказался истинным благодетелем. Он особенно любил эту пустынь, так что в ней заповедовал и похоронить себя, хотя это завещание не было исполнено и он, как и Маркелл, был похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Он закончил постройку каменных церквей, снабдил их богатой ризницей, вообще привёл всю пустынь в особо блестящее положение. Для своих частых приездов он построил отдельный домик. На монастырском озере долго сохранялся деревянный сруб, на котором некогда Высокопреосвященным была основана беседка, куда он часто хаживал, освежиться в жару и насладиться прекрасными видами, открывающимися отсюда во все стороны. Вероятно, при митрополите же Тихоне явилось в обители то множество церквей, которым отличалась она в прежние времена от других казанских монастырей. По ведомости о монастырях Казанской Епархии, представленной в Синод в 1739 году, в обители Раифской указано 15 храмов, считая в том числе и приделы. " Настоящая каменная холодная церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы; при ней в трапезе придел во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския; церковь каменная теплая во имя святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; при ней в трапезе придел во имя Евфимия, архиепископа Новгородского чудотворца; над теми же церквами вверху церковь святых мучеников пяточисленных: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, да вокруг монастыря на каменной ограде церкви; на Св. вратах (восточных) во имя св. Николая чудотворца; во имя Неопалимыя купины; во имя Тихона Амафунтского; во имя Св. апостола Иакова, брата Господня; во имя Страшного Суда; во имя святителей Гурия, Варсанофия и Германа, Казанских чудотворцев; во имя зачатия Иоанна Предтечи; при ней же во имя Ярославских чудотворцев; над ними вверху во имя Алексия, человека Божия; во имя св.

http://sobory.ru/article/?object=01566

26 ноября 1859 года " было дозволено приступить к построению каменной колокольни по утверждённому ещё 27 июля плану и фасаду " . В прошении от 13 апреля 1861 года сообщается, что " ... в смете, составленной инженером Палаты Государственных имуществ Грудзиною значится, что для обжига 340 тысяч кирпичей на устроенном прихожанами кирпичном заводе дров 85 кубических сажен, на леса вокруг колокольни 300 бревен 5-3 вершков 12 аршин длиной, да на подмостки и стремянки 9 аршин длиной шестивершковых 110 бревен " . Не сохранились точные имена тех благочестивых русских людей, чьими трудами и усердием здесь был построен в 1839 году каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Возможно, это был сам Тихон Титушин, владетель золотошвейной мануфактуры в Огуднево и в Душоново. Об этом можно предположить по тому, что кроме главного Тихвинского в храме освящён алтарь в честь святителя Тихона Амафунтского, редкого теперь, но широко чтимого ранее кипрского святого. Он, видно, и был, небесным покровителем строителя храма. Милость Господня и особое покровительство Пречистой Владычицы сохранили Тихвинскую церковь от разорения. Божий храм никогда не закрывался и богослужение не прерывалось, за исключением двух воскресных дней (один раз в 1941 году, а другой в 2003 году), когда священники не смогли добраться до церкви. Советское время обрушилось на прихожан натиском активной безбожной политики, передачей метрических церковных книг крещения, венчания и погребения в сельсоветы, реквизициями ценных вещей из храма в 1922 году. Начались репрессии на духовных лиц: резко увеличенными налогами на священно- и церковнослужителей, лишением в 1920-х их избирательных прав, что влекло за собой исключение из потребкооперации и лишение продуктовых карточек, ограничения для их детей в дальнейшей учёбе. Всё это прямо обрушилось и на о. Владимира и диакона, и псаломщика Тихвинской церкви. В анкете 1930 года о. Владимир (Рождественский) записал, что он был приговорён по ст. 124 к штрафу в 200 рублей (полугодовая зарплата), а диакон к 2 месяцам принудительных работ, к которым были добавлены ещё полгода по ст.

http://sobory.ru/article/?object=02828

Но не все, наверное, знают, что начало благодатного покровительства святителя Тихона здешним местам было положено в XIII веке, и что замечательным Тихоновым днём мы обязаны благочестивому обычаю призывать в молитвенной просьбе о помощи дневного святого. Предание говорит, что были здесь некогда прекрасные охотничьи угодья, и приезжал сюда на охоту благоверный князь Даниил Московский. Случилась раз с князем беда, отстал он от охоты, заблудился в дремучих в ту пору лесах. Стал князь молиться, просить Господа избавить его от неожиданной опасности. Призывал он и святого того дня — святителя Тихона Амафунтского. Молил князь угодника Божия о помощи и дал обет: там, где выйдет он из леса, поставит храм и посвятит его святителю Тихону. Вышел князь к светлому озеру, неподалёку от своей стоянки. Здесь же, на озере, велел поставить храм. И с того дня, как святитель Тихон помог благоверному князю Даниилу, помощь угодника не оскудевает на этой земле, чему свидетели многие и многие верующие. Такая связь времени и лица, дня и святого особенно ощущается воинами, — людьми, чьё дело пребывать в экстремальных ситуациях. В галерее храма Христа Спасителя в Москве были расположены доски с описанием победных сражений войны 1812 года. Над каждым описанием находилась икона того святого, в день которого произошло сражение. Каждому воину было понятно, что не только воинское умение и доблесть решали исход битвы. В молебне перед сражением, если таковой можно было устроить, обязательно просили о помощи дневных святых. Если же внезапность происходящего не позволяла отслужить молебен, имя святого естественно было на устах у сражающихся. Не только скорбь и тяжёлые обстоятельства заставляют православного человека вспомнить о святом дня. С особенной радостью произносится имя дневного святого в день родин, а потом это имя с благодарностью вспоминается и всю жизнь. Раньше часто эта связь святого и события дня упрочалась приобретением его образа. Бытописатель Императорского двора заметил, что у правительницы России Анны Леопольдовны любимым и наиболее украшенным был образ мучеников Фотия и Аникиты, в день которых родился император Иоанн.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010