Ведь город был еще полон ими, и, подобно Павлу, и он возгорелся духом и пылал душой против нечестия. Итак, когда все собрались и предались молитве, остальные изваяния по мановению Божию и силе сотряслись и упали на землю, и только одно из них (хотя многие, конечно, и поодиночке, и вместе с патриархом творили молитву) осталось на своем месте, не потому что Бог не принимал или посрамлял их молитвы, но так как по Своему мудрому устроению желал прославить Своего служителя и явить неизвестное многим – каков среди епископов Спиридон. И вот, когда уже настала ночь, сам патриарх все еще прилегал к молитве, и некое божественное видение, явившись, велело ему не отчаиваться, что этот идол упадет, ибо лишь Спиридону и только ему одному предназначено ниспровергнуть его, но «пусть он поскорее пошлет за тем на Кипр, ибо этот муж – епископ Тримифунта». Патриарх поступает, конечно же, согласно этому приказу и, послав письмо, приглашает святого. А письмо это сообщало и о причине приглашения, и о явившемся видении, и что от приезда не должно отказываться. Тот же соглашается сразу, как только кончил читать написанное, и отправился в путь: взойдя на корабль, отплыл в Александрию. Итак, корабль причаливает к Неаполю (это – знаменитая Александрийская гавань), а он, сходя с корабля, помолился про себя, и как только его ноги ступили на землю, мерзостная статуя, сумевшая выдержать молитвы многих, вместе с самим храмом сокрушилась и превратилась в пыль. Это и известило папу о его прибытии, никому еще не известном. Ведь когда видевшие рассказали, как сам по себе упал этот идол, папа тотчас же сказал: «Друзья, Спиридон из Тримифунта». И они, поспешив (ведь он приказал им встретить его), еще на спуске [к пристани] встретили великого. Кто из живущих на краю земли не слышал об этом чуде? Узнали византийцы, узнал и сам властитель, услышали все города, лежащие посреди, и почти всю вселенную обошло это чудо. Невозможно сказать, сколь великую пользу принесло оно верующим и неверующим, так что одни обратились к благочестию и приняли священное крещение, а другие еще тверже укрепились на его основании.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Остров Кипр всегда славился уникальным климатом. Бывают тут и периоды зноя, и благодатное время дождей. Но случаются и засухи. Сейчас, когда налажена международная торговля, подобные бедствия не угрожают голодом, а вот в старину бездождие оборачивалось страшным испытанием, и много людей гибло от нехватки продовольствия. Такое горе постигло киприотов и в те годы, когда епископом служил Спиридон. Страна с каждым днем все сильнее ощущала на себе последствия засухи, число голодных смертей стремительно росло. Видя все это, святитель решил дерзнуть обратиться к Богу с молитвой и приказать небу излить на землю дождь. Епископ вышел на околицу и в уединенном месте сказал: – Господи, как когда-то Ты услышал Илью, который повелел облакам собраться воедино, так услышь и меня сейчас. Ниспошли на землю дождь. Ты ведь видишь, как мучаются люди… Спустя несколько минут с моря подул сильный ветер, который гнал к суше огромные серые тучи. Еще несколько мгновений – и на остров обрушился живительный ливень, питая изможденную зноем почву. Дождь шел несколько дней подряд, пока Спиридон, видя, что влаги уже достаточно, не повелел ему прекратиться. Вразумление жестокосердного спекулянта После того случая с чудесным спасением от засухи несколько лет в стране собирали обильный урожай зерна. Простые люди радовались, но больше них радовались спекулянты, которые наполняли свои хранилища пшеницей и ждали подходящего момента. И он настал – в стране снова начался голод. За хлеб стали просить баснословные деньги. Когда старые запасы закончились, коммерсанты наладили поставки зерна с материка, еще более взвинтив цену за свой товар. В это время к одному из дельцов обратился бедняк с просьбой пожертвовать ему хоть немного муки. Жадный бизнесмен ответил отказом, сказав, что к нему нужно приходить только с деньгами. Обиженный и доведенный до отчаяния мужчина отправился к Спиридону и со слезами поведал о случившемся. Епископ не растерялся: – Молись Богу и веруй. Завтра у тебя будет много хлеба – богач сам будет тебе предлагать его.

http://foma.ru/pastux-episkop.html

II. Святитель Спиридон, предсказавший несчастие жестокосердному богачу, затворившему свое сердце от ближних, и бывший сам образцом христианской благотворительности, побуждает нас, братие, к христианской благотворительности. Но дабы не сделать в сем важном деле погрешности, рассмотрим свойства христианской благотворительности. Любовь истинная, а посему истинная благотворительность по слову апостола, должна быть «от чиста сердца, совести благия и веры нелицемерныя» ( 1Тим. 1, 5 ). а) В деле благотворения, особенно при частнейшем совершении его, всего нужнее – богатство сердца. Благотворитель по сердцу всегда найдет более средств к благотворению, скорее отыщет истинно беднаго, долее не ослабеет в подвигах любви, мужественнее перенесет неприятности и затруднения: потому что собственное сердце его – чистейшим ощущением сладости благого дела награждает его за все сторицею. Несправедливо было бы думать, что и для бедного все равно, только бы получить помощь, хотя бы она подавалась не от сердца. Бедность огрубляет чувство, но не столько, чтобы она не могла заметить в благотворении холодной суровости, или кичливой суетности и надмения. В таком случае уста бедного будут наполнены, но в сердце может возбудиться еще более чувство недостатка, его удручающаго. б) Апостол требует притом от благотворителя сердца не всякого, каково есть, а чистаго, то есть, не помраченного страстями, движимого искреннею любовию к Богу и ближним. В самом деле, при всем голоде мы неохотно принимаем хлеб из рук нечистых; – при всей жажде не с таким удовольствием утоляем ее из источника мутнаго. Тоже и в благотворении. Если бы впрочем благотворимый и не знал, что такое чистота сердца в благотворителе, то ведает ее Тот, Который в лице бедного благоволит Сам принимать наши даяния. К Нему ли прострется нечистая рука от нечистого сердца? в) Истинная благотворительность, далее, должна происходить, по слову апостола, от совести благия. Совесть благая – та, которая сама водится непрестанно законом Божиим, не зрит на лица, судит «не по глаголанию» (Исаии 11, 3), а по действиям, никогда и ни в каком виде «не ищет своих си, а яже суть ближняго» ( 1Кор. 13, 5 ), предлагает, где нужно, и не требующему, останавливает, где должно, и просящаго, – которая всегда не пред людьми только, но и пред Богом готова сказать: «я могла погрешить в действии, но никогда не хотела грешить, брала все меры предосторожности; не сделала конечно всего, но ничего не упустила с намерением; – трудилась, сколько могла!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

20 . Несправедливо было бы обойти случившееся между делом, как достойное слуха и способное принести большую пользу любомудрым душам. Великий увидел, что его ученик Трифиллий (который в будущем стал совершенным, пусть и не таким, как он сам, а теперь еще считал немалой вещью искомое многими мирское величие, поскольку был еще юн и имел восприимчивый к этому возраст) удивляется всему во дворце, я имею в виду роскошные одежды, сияние золота и, прежде всего, самого правителя, сидящего на троне в некоем страшном и славном облике. Видя, что тот приведен всем этим в замешательство и будто в исступление, он, словно прекращая его сон и сновидения, которые тот видел наяву, коснулся его рукой, потряс и сказал: «Но покажи мне, Трифиллий, самого этого императора, ведь я не знаю, каков он». А тот, не поняв, чего хочет великий, сказал: «Вот он», показав рукой на императора. «Чем же он, – говорит Спиридон, – удивительней остальных? Разве скажешь, что он праведней от этой роскоши и славы? Разве и он не умрет, подобно безвестному и беспризорному нищему? Так же не будет погребен и не истлеет? Равным образом не предстанет перед Неподкупным Судией? Что ты почитаешь преходящее как остающееся и удивляешься ничтожному, когда надо скорее искать невещественного и вечного и любить одну лишь нетленную и небесную славу?» 21 . Пока тот говорил это Трифиллию, император с высокого трибунала бросил на него взгляд, и сразу же его привлекли сам облик того и одежда, соответствующая виденному им образу. Таким ведь представил его сон, и все это было в нем: посох, висящий на шее сосуд и одеяние. Все это он сам тотчас узнал, а опознать Трифиллия не смог и даже не старался разглядеть его облик, так как он видел, что это не епископ, как ему явилось во сне. Поэтому и встав тотчас с трона, он направляется к великому, ведь желание выздороветь заставило его пренебречь всем остальным. Действительно, и императорское достоинство, и величие власти он счел чем-то малым и вторичным по сравнению с восхвалением великого; и весьма бесславно и смиренно подходит к нему, простотой ища милости и показывая, какова разница, я имею в виду, между привременным царем и мужем, служащим Царю Вечному. Итак, преклонив перед ним голову, он стал со слезами умолять его и просить его молитв, словно некоего сильнейшего лекарства, способного легко все исцелить. И когда его рука коснулась головы императора, болезнь тотчас же исчезла, и император исцелился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исправник послушался. Оказалось, что шуба принадлежала человеку, зараженному гордостью, и эта страсть передалась тому, кто ее купил. Будучи не просвещены духом, мы часто не замечаем этого. Но святые имеют дар распознавать страсти. Так, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, объяснил сопровождавшему его иноку, почему их лошадь не желает есть купленную у хозяина гостиницы капусту. «Лошадь чувствует нестерпимый смрад, исходящий от капусты по той причине, что наш хозяин заражен страстью скупости». Похожее было и в Оптиной. Желавшему купить шубу козельскому исправнику отец Амвросий не дал благословения, ибо знал, что шуба принадлежала человеку, зараженному гордостью, и эта страсть передалась бы тому, кто ее купил. Господи, прости нас, что не умеем распознавать страсти и не берем на свои покупки благословения у своих духовников. У одного богатого помещика случился пожар в доме. Вдруг в комнату вбежал его отец, умерший незадолго перед тем, одетый, как в гробу, и воскликнул: «Пожар!» Собака, спавшая тут же, бросилась на покойника с отчаянным лаем. Проснулся хозяин и не мог понять, что случилось с собакой, так как покойного отца он не видел, видели только его слуга и собака. Слуга потом и рассказал об этом. В Священном Писании рассказывается, как ослица видела Ангела, а пророк не видел. У животных бывает особенное зрение, конечно, для нашего вразумления. Господи, Ты даешь животным особое зрение для нашего вразумления, ибо они видят то, что мы не видим. Прости нас, что не всегда вразумляемся поведением животных. Много назидательного дает нам и наблюдение окру­жающей природы. Все знают растение подсолнечник. Свою желтую голову он всегда обращает к солнцу, тянется к нему, откуда и получил свое название. Но случается, что подсолнеч­ник перестает поворачиваться к солнцу, тогда опытные в этом деле говорят, что он начал портиться, в нем завелся червь, надо его срезать. Душа, алчущая оправдания Божия, подобно подсолнечнику стремится, тянется к Богу – Источнику света. Если же перестает искать Его, следовательно, такая душа гибнет. Необходимо в этой жизни ощутить Христа; кто не узрел Его здесь, тот не увидит Его и там, в Будущей Жизни. Но как увидеть Христа? Путь к этому возможен – непрестанная молитва Иисусова, которая одна способна вселить Христа в наши души.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

И так, держа в своем сердце это желание, епископ Трифиллий ехал по дороге, про себя эти мысли лелея, однако не слишком ими увлекаясь, но, можно сказать, размышлял о пользе – о том, как это будет полезно его церкви. И вот узнал святой из некоего божественного откровения о том, что заботило епископа Трифиллия, и говорит Трифиллию человек Божий: «Что замышляешь ты в сердце своем приобрести поля и виноградники и жаждешь земного и дольнего, то есть того, что остается здесь, как временное? Есть у нас имение на небесах – жилище нерукотворное и пребывающее вовек, где находится множество благ, которые глаз не видел, о которых ухо не слышало и которые на сердце человеческое не восходили (См. Ис.64:4 . – прим. ред.), что уготованы Богом любящим Его, – о них помышляй, о них заботься, их желай, в них пребывай, чтобы, преуспевая в них, явиться вскоре наследником их: вечных и никогда не преходящих. Не о земном, но о вышнем думай, вышнего ищи, где Христос сидит одесную Бога на небесах». Услышав это от своего учителя, епископ Трифиллий припал к его ногам и исповедал, что были у него такие помышления, удивился такому его знанию духовных вещей и попросил святого сотворить за него Богу усердную молитву, чтобы простил ему Господь, Единый Безгрешный, грех таких помыслов и чтобы Тот направил его, сохранил его в вверенной ему Церкви от осуждения своим словесным стадом и явил его достойным святого престола святой Его Церкви. Услышав это от епископа Трифиллия, праведный охотно и с радостью вознес за него усердную молитву Человеколюбивому и Единому Безгрешному Богу и был услышан. С тех пор Трифиллий стал избранным сосудом Божиим и удостоился божественных дарований, так что [всегда] благодарил святого за его молитву к Богу о нем и говорил, что никогда не было у него больше никакого желания приобрести что- то земное. О моряке, которому изменила жена 16 Был один моряк, из того же города, что и святой, который уехал и прожил на чужбине около двадцати четырех месяцев. Затем он вернулся в свой город Тримифунт и, придя к себе домой, обнаружил, что жена его беременна от беззаконного прегрешения и осквернила супружеское ложе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1) как после потопа Бог благословил Ноя и его сыновей; 2) как обещал Он им, что не будет больше потопа; 3) как положил он радугу знамением этого завета. Проповедь о Лоте И сказал им [Лот]: братья мои, не делайте зла. Быт. 19:7 Лот с женой и двумя дочерями жил в Содоме – праведник среди грешников. Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым ? – спросил Авраам Бога ( Быт. 18:23 ). И Бог ответил верному Аврааму, что не только не погубит Он праведного, но если бы обрелось десять праведников в том городе, то ради этих десяти пощадил бы Он весь город. Однако в Содоме нашелся только один праведник – Лот, да и тот [был] пришельцем. Как перед потопом на земле был лишь один праведный Ной, так и перед гибелью Содома был в нем лишь один праведный Лот. Этот Лот уподоблялся своему дяде, Аврааму, во всякой добродетели, а особенно был послушен Богу и весьма гостеприимен. Содомляне же ненавидели его как чужеземца, а еще больше – как праведника. Братья мои, не делайте зла , – учил их Лот. Распутников [в серб, букв.: негодных. – Ред.] называл он братьями, чтобы укротить их, и предостерегал их не творить зла, чтобы их спасти. Но его братское слово вызывало у них еще большую ярость. И удостоился Лот того, что посетили его Ангелы Божии и вывели из этого развращенного города, грехи которого вопияли к Богу. Негодные [содомляне] же обступили дом Лота, чтобы осквернить святость гостеприимства. Братья мои, не делайте зла , – просил их Лот. Но разве послушают человека нелюди, не боящиеся Бога? Посему Божии Ангелы поразили всех их слепотою, от малого до большого . После этого вывели они Лота из города грешников, а на сам город низвели дождь огненный и серный. Так погиб злой город и так спасся единственный праведник из этого города. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников ( Сир. 16:3 ). О праведный Боже, никогда не оставляющий праведника, исправь наши неправды и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 12 декабря 1. Св. Спиридон Чудотворец, епископ Тримифунтский . Остров Кипр был и местом рождения, и местом служения сего [досто]славного святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В ИППО пройдет презентация книги «Дискриминация христиан в XXI веке: юридический дискурс» 22.02.2022 18:36:01 МОСКВА 24 февраля 2022 года в 12:00 в Императорском Православном Палестинском Обществе (ИППО) состоится презентация книги «Дискриминация христиан в XXI веке: юридический дискурс». Монография Семеновой Н.С., Киселева Е.В. и Солнцева А.М. посвящена трагической ситуации, сложившейся в связи с гонениями на христиан в современной Сирии, Ливии, Нигерии, Пакистане и Афганистане, а также нарушениям прав и дискриминации христиан в Европе, в частности, в Греции и Турции. Авторы книги расскажут об имеющихся международно-правовых средствах защиты прав христиан на свободу совести и вероисповедания. О накопленном уникальном опыте защиты христиан и христианских ценностей в России. Книга, выпущенная издательством Московской духовной академии — результат трехлетней кропотливой работы коллектива авторов, кандидатов наук в области богословия и юриспруденции. В мероприятии примут участие: председатель ИППО Сергей Степашин, Ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит, представители епархий Русской Православной Церкви и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, представители Римско-Католической и Лютеранской Церквей, представители органов государственной власти, академического сообщества и общественности. Презентация книги пройдет в офлайн-формате и будет транслироваться онлайн. Организаторы: Московская духовная академия, Императорское Православное Палестинское Общество и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Дата: 24 февраля 2022 года, 12:00 Адрес: г. Москва, ул. Забелина., д.3/2, Императорское Православное Палестинское Общество (требуется регистрация) Телефон для регистрации и аккредитации СМИ: +7 (499) 499-16-80 E-mail: info@centerspyridon.ru ___________________________ Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/02/22/v-ippo-pro...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви освятил храм свт. Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Евфимия (Максименко) во епископа Усманского 25 декабря 2016 г. 16:30 25 декабря 2016 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Спиридона Тримифунтского Патриаршего подворья в Нагатинском Затоне г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. Новый храм был возведен в рамках Программы строительства православных храмов в столице. 27 марта 2012 года после освящения закладного камня в основание храма свт. Спиридона Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Храмы строятся в воспоминание о наших порушенных святынях. Однако на тех местах, где стояли древние московские храмы, по многим причинам не всегда возможно построить новый храм. Так же случилось и с храмом святителя Спиридона Тримифунтского на улице Спиридоновка (бывшая улица Алексея Толстого), в самом центре Москвы, — замечательный старинный намоленный храм был взорван. Основывая храм святителя Спиридона Тримифунтского на этом месте, мы, в том числе, создаем храм в память той разрушенной святыни». За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Евфимия (Максименко) во епископа Усманского, викария Липецкой епархии . Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Липецкий и Задонский Никон ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Елецкий и Лебедянский Максим ; епископ Валуйский и Алексеевский Савва ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Олег Воробьев, благочинный Даниловского округа, настоятель храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах г. Москвы; священник Михаил Шманов, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне; клирики Липецкой митрополии ; духовенство г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4723473.ht...

Более полумиллиона человек поклонились мощам святителя Спиридона Тримифунтского в Москве 17 октября 2018 г. 13:25 С 24 августа по 15 октября 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось принесение в Россию ковчега с десницей святителя Спиридона Тримифунтского. Святыня была доставлена с острова Корфу для поклонения и духовной поддержки верующих при поддержке Благотворительного фонда имени равноапостольного князя Владимира. Ковчег был принесен в 12 городов и регионов России: Краснодар , Екатеринбург , Красноярск , Кемерово , Московскую область , Тулу , Санкт-Петербург , Тверь , Саратов , Чебоксары , Ярославль , Москву. 21 сентября торжественную встречу ковчега с десницей святителя Спиридона Тримифунтского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 11 октября в московской Марфо-Мариинской обители Святейший Владыка встретился с организаторами принесения мощей святителя Спиридона Тримифунтского в Россию. За время пребывания ковчега в Москве святыне смогли поклониться более 500 тысяч человек. 15 октября, в последний день пребывания святыни в России, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным и Южным викариатствами города Москвы митрополит Истринский Арсений , сообщает сайта викариатства . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Бронницкий Парамон , епископ Домодедовский Иоанн , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протопресвитер Владимир Диваков , столичное духовенство. Во время богослужения верующие могли приложиться к мощам святителя Спиридона Тримифунтского. Проповедь перед причастием произнес клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках иерей Димитрий Кельманов. Богослужебные песнопения исполнил хор Храма Христа Спасителя под управлением Ильи Толкачева. После Литургии митрополит Арсений возглавил чин молебного пения с акафистом перед ковчегом с десницей святителя Спиридона. Затем через восточные врата ковчег был вынесен из храма. Кортеж со святыней направился в аэропорт Домодедово. Здесь, в часовне Архистратига Божия Михаила, владыка Арсений совершил молебен с акафистом святителю Спиридону, по окончании которого самолет с ковчегом вылетел на греческий остров Корфу. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5285571.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010