густа написана, черна и кругла. А в подлиннике в Соловецком написана старых переводчиков, кои жива видели его: борода у него зело скудна, токмо на браде». Затем старцу Мартирию было видение иерарха. Явившийся Святитель «рече ему: «Зри мене, каков есмь»... Брада у него - немного волосов на браде, да и пошло к горлу». Соловецкий инок Сергий (Шелонин), описавший данное событие, рассказал историю написанной в Москве иконы. «А тот образ, что прислал блаженныя памяти Патриарх Иоасаф к старцу Паисее с Москвы, писан с Филиппова образа Митрополита с чудотворного же, которой был на Москве и преставися в лето 6981 апреля в 5 день в первый час нощи. Преже преставления своего виде аггела Господня, возвещающа изход его ко Господу, и положен бысть у Ионы Митрополита в ногах»55. Очевидно, имеется ввиду надгробный образ Митрополита Филиппа I (1464 - 1473)56, который, таким образом, явился, основой при написании иконы святителя Филиппа II. Если в вышеуказанных случаях написание первого образа происходило, как правило, при могиле Святого и носило местный характер, то следует назвать одно событие, очевидно, имеющее отношение к данной проблематике, когда написание иконы было обусловлено прежде всего соборным постановлением. Память Великопермских святителей Герасима, Питирима и Ионы чтится 25 января «с того времени, как по соборному определению Патриарха Гермогена и по повелению царя Василия Ивановича Шуйского написана их икона и установлено празднование»57. С развитием светской живописи на Руси зарождается искусство портрета58. Появляются также портреты духовных лиц и деятелей Церкви. Некоторые из них позднее берутся за основу при написании первых икон новоканонизованных святых. Это явление характерно для Синодального периода Церкви. «Наряду с традиционными образами исторических деятелей складывалась новая иконография вновь канонизованных святых»59. Отмеченный в предшествующее время элемент чудесности, т.е. явлений Святых при написании их первого образа, постепенно начинает утрачиваться. Иногда прижизненный портрет подвижника благочестия после канонизации изображенного на нем святого оформляются в виде иконы60. Например, поздние «портреты Дмитрия (Ростовского - а.М.) стали основой его иконописных изображений. Спустя два года после канонизации Дмитрия некий Василий Никитич Вощин в 1759 году написал его выразительный портрет - икону (Кострома, художественный музей)»61. В брошюре, выпущенной в год канонизации святителя Питирима Тамбовского († 1698; пам. 28 июля) говорится, что после его кончины над гробницею «для постоянной, неизгладимой памяти самих черт лица Святителя поставлен был его портрет»62. В последующее время у гробницы почившего Святителя происходили исцеления. В связи с этим один благодарный исцеленный пожертвовал деньги на украшение портрета. В таком виде, как он изображен на портрете, святитель Питирим явился тамбовской помещице С.Г. Соколовой, которая затем, после исцеления ее сына, пожертвовала на гробницу покрывало63.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Таким образом, Пермские святители Герасим, Питирим и Иона являются не только приемниками по кафедре, но и продолжателями миссионерско-просветительской традиции свт. Стефана Пермского. Ее характерными чертами являются: отказ от насильственных мер по отношению к обращаемым в христианство язычникам и приверженность исключительно делу проповеди Слова Божия. В основе их архипастырского подвига лежат: личная готовность к самопожертвованию, активная просветительская работа среди населения, опора на туземное духовенство, отеческая забота о пастве и ее защита от внешних врагов. Дальнейшая христианизация зырян, вогулов, остяков и других финно-угорских народов, проживавших за пределами Усть-Вымской епархии (территория современной Сыктывкарской епархии. – прот. А.М. )  запечатлена печатью мученичества. Святая кровь Священномучеников Герасима и Питирима стала духовным фундаментом успешного крещения населения Перми Великой Чердыни (территория современной Пермской епархии. – прот. А.М. ) свт. Ионой Пермским. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998.С.121-122. Суворов Н.И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии//Вологодские епархиальные ведомости. Вологда, Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Книга дополнительная вторая. М., 1916. С.186-192. Чудеса иже во святых отец наших великих чудотворцев, епископов Усть-Вымских и Великопермских Герасима и Питирима и Ионы. Российская государственная библиотека - РГБ.Ф.1731. Государственный архив Вологодской области – ГАВО.Ф.883.Оп.1.Д.183. Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб.,2008.С.61-65 Муравьев А. Жития святых Российской Церкви, также Иверских и славянских, и местночтимых подвижников благочестия. СПб., 1847; Бухарев И., свящ. Жития всех святых, празднуемых православною Греко-российской Церковью и сказания о всех праздниках православной Церкви и чудотворных иконах Пресвятой Богородицы. М., 1900; Бахметева А.Н .Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четьих-Миней. М.,1858-1860, 1913.

http://bogoslov.ru/article/1261736

История отдает полную справедливость таким благопопечительным епархиальным архипастырям, каковы были наприм., во 2-й половине XVII столетия и отчасти в начале XVIII: Иона, митроп. ростовский и ярославский, Иона архиепископ вятский и великопермский, «имевший, по словам Любарского, такие свойства, какие пастырское звание и тогдашнее состояние как времени, так и новоучрежденной епархии от него требовали и, хотя, кроме славяно-российской грамоты, ничему более неученый, однако к собранию хороших печатных и письменных книг, какие токмо сыскать тогда можно было, имевший усердное рачение, установивший такой изрядный в причте и чине монашеском порядок, который соблюдался и в XVIII веке и заслуживший общую любовь и память в народе вятском»; Афанасий холмогорский, Игнатий Тобольский, святитель Димитрий ростовский , Питирим нижегородский, ревностно заботившиеся об обращении раскольников к православной церкви, въ 1-й половине XVIII века, Иов новгородский, первый основатель в своей епархии духовных училищ и богоугодных заведений для призрения бедных и незаконно-рожденных детей; Маркелл псковский и изборский, потом казанский, «кроме ревности пастырской, по словам Любарского, весьма ученый, разговор умевший греческий, латинский и немецкий»; Иларион и Лука, архиепископы казанские, которых ревность о духовном просвещении и благочинии мы далее увидим, и многие другие архипастыри, незабвенные в истории русской церкви. С другой стороны, история свидетельствует также, что в это время были и такие архипастыри, которые, к сожалению, мало заботились о спасении душ своей паствы и об удовлетворении самым важным потребностям своих епархий. Так в 1739 г. Императрица Анна Иоанновна жаловалась, как на закоренелый недостаток в епархиальном управлении на то, что некоторые епархиальные архиереи «без продолжения времени не поставляли, где нужно было, священников и сие важное и человеческому спасению потребное дело весьма забвению предавали, а между тем, люди без покаяния и без причастия св. таин помирали.» 494 Такая медленность в поставлении священников в праздные приходы, очевидно, была весьма благоприятна для распространения раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Тем же убо толик имуще облежащ нас облак свидетелей веры и благочестия в приснопамятных предках наших, святых угодниках Вологодских, терпением да течем и мы на предлежащий нам подвиг спасения, взирающе на скончание жительства и подражающе вере их. Алфавитный указатель святых Авксентий преподобный Перцевский Аврамий пр. Печенский Агапит пр. Маркушевский Александр пр. Куштский Амфилохий пр. Глушицкий Андрей праведный Тотемский Антоний епископ Вологодский Антоний пр. Заоникиевский Арсений пр. Комельский Василий Христа ради юродивый Каменьский Василий Христа ради юродивый Сольвычегодский Вассиан пр. Тиксненский Галактион преподобно-мученик Вологодский Герасим пр. Вологодский Герасим епископ Великопермский Григорий пр. Пельшемский Григорий пр. Авнежский Димитрий князь Углйчский Димитрий пр. Прилуцкий Димитрий пр. Цылибинский Дионисий пр. Глушицкий Евфимий пр Сямженский Игнатий пр. Прилуцкий (князь Иоанн) Иннокентий пр. Комельский Иродион Христа ради юродивый Сольвычегодский, Иоанникий пр. Заоникиевский Иоанн Христа ради юродивой Устюжский Иоанн Христа ради юродивый Сольвычегодский Иоанн праведный Устюжский Иона епископ Великопермский Иоасаф пр. Каменский Иосиф пр. Заоникиевский Кассиан игумен Комельский Кассиан пр. Авнежский Кассиан пр. Каменский (в житии Иоасафа) Киприан пр. Устюжский Кирилл праведный Вельский (Важеский) Кирилл пр. пустынник Коприй пр. Печенгский Корнилий пр. Комельский Лаврентий пр. игумен Комельский Леонид пр. Устьнедумский Логгин пр. Коряжемский Макарий пр. Глушицкий Максим праведный Тотемский Марко пр. Белавинский Мария праведная Устюжская Михаил Христа ради юродивый Сольвычегодский Нифонт пр. Телеговсккий Онуфрий пр. Катромский Онуфрий пр. Перцевский Павел пр. Обнорский Пахомий пр. иже на езерЬ Петр чудотворец Каменский (в житии Иоасафа) Петр иерей Черевковский Питирим епископ Великопермский Прокопий Христа ради юродивый Устюжский Прокопий праведный Устьянский Сергий пр. Нуромский Сергий пр. Малопинежский Симон пр. Воломский Симон пр. Сойгинский Стефан епископ Великопермский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владыка Питирим являлся крупным церковным ученым. В различных журналах и сборниках он опубликовал более семидесяти богословских статей, издал ряд книг, посвященных церковной истории и церковному искусству. За свои научные труды был удостоен степени доктора богословия и звания профессора. Он был действительным членом Российской академии естественных наук, заведующим кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, а также доктором теологического факультета Пражского университета и профессором кафедры ЮНЕСКО по культурному туризму «Золотое наследие Руси» Российской международной академии туризма. В 1989 году владыка был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры, а в 1990 — депутатом Московского областного совета народных депутатов. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики, членом Комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати. Владыка добился открытия Иосифо-Волоцкого монастыря и ряда храмов в своем благочинии. В 1989 году он стал настоятелем возвращенного Церкви монастыря, где часто служил по воскресным и праздничным дням. Был духовным сыном преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского . Господь привел Владыку Питирима принять последнюю исповедь старца, постричь его в схиму и возглавить отпевание. Многие годы жизнь владыки Питирима была тесно связана с Московской духовной академией. Несмотря на загруженность издательской деятельностью, международными командировками, он два дня в неделю читал лекции в академии, будучи ее профессором. Эти занятия очень много значили для будущих священников. Его лекции часто воспринимались студентами как праздник. Владыка Питирим не оставлял своего служения Церкви буквально до последних дней, несмотря на тяжелую болезнь. Он говорил: «Онкология — это особый путь к Богу». В июне 2003 года митрополит Питирим перенес тяжелую операцию и после нескольких месяцев болезни скончался 4 ноября 2003 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери и памяти семи отроков Эфесских. Незадолго до кончины он принял схиму с именем священномученика Питирима, епископа Великопермского и Устьвымского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Потом наш, как он сам себя аттестовал, «главный атеист МИИТ» стал вдруг называть себя «другом владыки Питирима». В предпоследний день перед смертью владыки он даже звонил ему: – Владыка, мы с вами еще увидимся?.. Елена Георгиевна Белова : – Владыка тогда ответил «нет», но, возможно, он говорил только о жизни посюсторонней. Так же, как у нас в МИИТ, в центральном военном госпитале имени П.В. Мандрыка, где проходили последние дни владыки Питирима, его все очень полюбили. Между приступами, буквально до последних дней, к нему шли люди за советом, за утешением Владыка даже при последней стадии рака отказывался от обезболивающих, чтобы оставалось ясным сознание. Между приступами, буквально до последних дней, к нему шли и шли люди за советом, за утешением. Он даже шутил с ними, подбадривал их как-то. Уже перед самой кончиной принял схиму. Святейший Алексий II его и постригал в великий ангельский образ с тем же именем, но препоручив уже другому небесному покровителю из новомучеников – священномученику Питириму, епископу Великопермскому и Устьвымскому. «Онкология – это особый путь к Богу», – говорил владыка Питирим. Это мученичество наших дней. Преставился владыка Питирим на память Казанской иконы Божией Матери , в День народного единства, как сегодня еще говорят, – 4 ноября. Он и был от лица Церкви Христовой объединителем народа. Военные врачи настолько прониклись к своему Высокопреосвященнейшему пациенту любовью, что потом даже храм в честь Казанской иконы Божией Матери воздвигли. Владыка Алексий (Фролов), став и на том поприще преемником владыки Питирима, позаботился наладить там еженедельное, по средам, служение литургии. Так Господь приходил и сейчас приходит в жизни многих и многих людей, благодаря подвигу самоотверженного служения наших дорогих приснопоминаемых архипастырей. Удивительно, что до смерти владыки Питирима мы еще успели у него взять благословение на получение частицы мощей преподобного Иосифа Волоцкого, которые он обретал, в наш домовый Никольский храм. Владыка Питирим явно провидел дальнейшее развитие событий и благословил, но с одним условием: чтобы была написана достойная икона святого.

http://pravoslavie.ru/116977.html

К. также был автором «Поучения старца ко ученику Кирилла, Белозерска чудотворца» и «Поучения старца Кирилла вечер в неделю сырную, по трапезе». К. приписывают «Предание старческое новоначальному иноку», сохранившее в своем составе устав преподобного, известный по его Житию. Однако, вероятно, К. создал устную уставную традицию, к-рая была записана его учениками и последователями не позже сер. XV в. М. А. Шибаев Почитание Крест, по преданию воздвигнутый на месте основания Кириллова Белозерского мон-ря. Копия XVII в. (КБМЗ) Крест, по преданию воздвигнутый на месте основания Кириллова Белозерского мон-ря. Копия XVII в. (КБМЗ) Уже в грамотах 1428-1434 гг. Успенский Белозерский монастырь именуется «Кириловым» или «старцевым Кириловым» (АСЭИ. Т. 2. 47-51, 53-66. С. 32-43); возможно, в этом было указание не только на личность основателя обители, но и на начавшееся его почитание. Не позднее кон. 30-х гг. XV в. была составлена служба святому, к-рая получила название Допахомиевской (славники этой службы читаются в стихираре РНБ. Q. I. 94, кон. 30-х гг. XV в.). Возможно, автором текста был сщмч. Питирим, еп. Великопермский , создатель служб на дни памяти и обретения мощей свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси. Сщмч. Питирим, согласно Житию К., был «ученик великого старца Кирила» ( Буланин Д. М. Питирим//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 193). Основная тема Допахомиевской службы - многочисленные чудотворения от мощей святого. Над гробом святого была сооружена гробница, о к-рой есть упоминания в Житии в рассказе о посмертных чудесах К. Множество чудес преподобного связано с исцелением бесноватых. По молитвам к святому у его мощей исцелилась от болезни ног кнг. Елена, жена верейского кн. Михаила Андреевича. Накануне прихода княжеской четы в мон-рь некий старец видел во сне К., к-рый, сидя на своей раке, сказал: «Подобает нам помолитеся о них... понеже они наши кормителие суть» (Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 154). С заступничеством К. кн. Михаил связывал свое исцеление от тяжелой болезни и избавление жены от смерти (ребенок умер в ее утробе за 6 недель до родов). После этого чуда кн. Михаил «многая предасть тоя обители села же и езера» (Там же. С. 158).

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Скончался митрополит Питирим 4 ноября 2003 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, на 78-м году жизни. Владыка был к этому внутренне готов и как бы подводил черту под своими страданиями: «Онкология – это особый путь к Богу». Незадолго до кончины он принял схиму с именем священномученика Питирима, епископа Великопермского и Устьвымского. Утром 7 ноября в Богоявленском кафедральном соборе была совершена заупокойная литургия по почившему митрополиту Питириму. После литургии патриарх Алексий II в сослужении членов Священного Синода и собора архиереев совершил чин отпевания , перед которым произнес надгробное слово. «Вся жизнь покойного архипастыря была посвящена служению Церкви Христовой», – подчеркнул Святейший Патриарх. Проститься с почившим пришли десятки священнослужителей и тысячи верующих. Среди них было немало мирян, в том числе и представителей творческой интеллигенции, пришедших в Церковь в советское время, которые обратились ко Христу благодаря митрополиту Питириму. На отпевании присутствовали представители Президента Российской Федерации, члены правительства Москвы, представители органов власти и общественных организаций, деятели науки и культуры. Тело митрополита Питирима было предано земле на Даниловском кладбище Москвы рядом с могилами родителей – протоиерея Владимира и рабы Божией Ольги. Множество цветов принесли москвичи почившему Владыке. Венки с трогательными надписями от отдельных лиц, организаций, военных стояли по обоим сторонам дороги от кладбищенского храма в честь Сошествия Святого Духа до могилы, которой уже не видно было за возложенными на нее венками. Здесь и далее воспоминания владыки приводятся по кн.: Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима/Сост. Т.Л. Александрова, Т.В. Суздальцева. СПб., 2007. Епископ Тамбовский и Шацкий Вассиан (Пятницкий) скончался в заключении в 1940 г. Эта пишущая машинка впоследствии оказалась в Издательском отделе Московского Патриархата, ее бережно сохранил владыка Питирим. [iv] Питирим (Нечаев), архиепископ Волоколамский. В единении традиции и актуальности//Богословские труды: Юбилейный сборник к 300-летию Московской духовной академии. М., 1986. С. 25.

http://pravoslavie.ru/43974.html

Максим Тотемский, иерей, Христа ради юродивый: †1650; Ян. 16 Мария Заозерская, княгиня: †после 1424 Мария Устюжская: †после 1262; М. 29 Марк Белавинский, прп.: †ок. 1630; Ав. 2 Маркелл Вологодский, архиеп.: †1663; Мр. 22 Солов. Мартиниан Белозерский, игумен: †1483; Ян. 12; Окт. 7 Новг.; Радонеж. Михаил Сольвычегодский, Христа ради юродивый: †ок. 1669; Ил. 3 Моисей Белозерский, прп.: †ок. 1492; Ф. 23 Новг. Нил Сорский (Майков), прп.: †1508; М. 7; Ап. 7 Афон.; Новг. Нифонт Телегов[ский], Устюжский, прп.: †1553; Ил. 12 Онуфрий Катромский, прп.: †? Онуфрий Перцовский, Вологодский, прп.: †1521; Ин. 12 Павел Глушицкий, пустынник: †после 1422; Окт. 12 Павел Комельский (Обнорский), прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1429; Ян. 10; Окт. 7 Костр.; Радонеж. Пахомий Каменский, прп.: †XIV-XV Петр Каменский, прп.: †XV; С. 10 Петр Черевковский, Сольвычегодский, иерей: †XVI-XVII; Ин. 9 Питирим Великопермский, Устьвымский, еп., сщмч.: †1456; Ян. 29; Ав. 19 Прокопий Устьянский, Важский, Вологодский, Христа ради юродивый, чудотворец: †XVII; Ил. 8 Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, чудотворец: †1303; Ил. 8 Сергий Малопинежский, иером.: †1585; Н. 16 Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский, прп., ученик прп. Сергия Радонежского: †1412; Окт. 7 Афон.; Радонеж. Симон (в миру Симеон) Воломский, Устюжский, игумен, прмч.: †1641; Ил. 12 Симон Сойгинский, игумен: †1562; Н. 24 Спиридон Вологодский, пустынник: †?; Д. 5 Стефан Озерский, Комельский, прп.: †1542; Ин. 12 Стефан Пермский (Великопермский), еп.: †1396; Ап. 26 Моск.; Радонеж.; Ростов. Стефан Спасский, Кубенский, игумен: †?; Ап. 27 Тарасий Глушицкий, игумен: †1440; М. 13; Окт. 12 Тимофей Кубенский, прп.: †XV Тимофей Никольский, Вологодский, игумен: †? Тихон Крестогорский, Вохмовской, прп.: †сер. XVII Фавст Вологодский, пустынник: †?; Мр. 28 Феодор Всеволодович Вологодский, князь: †? Феодор Каменский, прп.: †ок. 1260; С. 10 Феодорит Кольский, архим., просветитель лопарей: †1571; Ав. 17 Кол.; Новг.; Солов. Феодосий Глушицкий, прп., ученик прп. Дионисия Глушицкого: †XV; М. 13; Окт. 12

http://pravicon.com/info-2001

Пермская Учреждена в 1383 году Великопермская (Пермская, Усть-Вымская) Кафедра в Усть-Выми Стефан (Храп) епископ, свт., рукоположен † 26.04.1396 в Москве Исаакий епископ, рукоположен с 20.01.1397 (1398) † 22.03.1416 в Москве Герасим епископ, свт., рукоположен после 1416 упоминается в 1441 и 1448 † 24.01 (ок. 449) (убит вогуличем) Питирим епископ, свт., рукоположен между 1441 – 1447 † 19.08.1455 (убит вогуличами) Иона епископ, свт., поставлен в конце 1455 † 6.06.1470 Филофей (Амфилохий) епископ, рукоположен со 2.11.1471 до 1472 переименован еп. Великопермский и Вологодский Великопермская и Вологодская С 1472 года Филофей (Амфилохий) епископ, бывший еп. Великопермский с 1472 до апреля 1501 † неизвест. В феврале 1492 года кафедра перемещена из Усть-Выми в Вологду и позже переименована в Вологодскую и Великопермскую (Пермскую). Пермская и Екатеринбургская Восстановлена 16 октября 1799 года Арсений I (Москвин) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский с 16.10.1799 по 26.11.1799 еп. Воронежский и Черкасский Иоанн (Островский) епископ, рукоположен с 5.02.1800 † 24.12.1801 Иустин (Вишневский) епископ, бывший еп. Свияжский, викарий Казанской епархии с 20.01.1802 по 31.05.1823 на покое; † 31.01.1826 Дионисий (Цветаев) епископ, рукоположен с 15.07.1823 по 21.04.1828 на покое; † 24.04.1846 Мелетий (Леонтович) епископ, свт., бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 21.04.1828 по 18.07.1831 архиеп. Иркутский и Нерчинский Аркадий (Федоров) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский и Верхотурского с 8.08.1831 по 25.12.1833 переименован и возведен в сан архиеп. Пермского Пермская и Верхотурская С 25 декабря 1833 года Аркадий (Федоров) архиепископ, бывший еп. Пермский и Екатеринбургский с 25.12.1833 по 29.03.1851 архиеп. Олонецкий и Петрозаводский Неофит (Соснин) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской, архиепископ с 29.03.1851 с 11.04.1854 † 5.07.1868 Антоний (Смолин) епископ, бывший еп. Пензенский и Саранский с 21.08.1868 архиепископ с 16.04.1872 по 9.09.1876 на покое; † 21.12.1876

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010