С. 152). Образ в Белой церкви Каранской (ок. 1332-1337) в зап. части юж. подкупольной арки, напротив св. Иринея, типологически близок к изображениям свт. Климента Римского ( Филиповски. 2012. С. 39). Поскольку создание ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320-1325) связывают с серб. кор. Милутином, есть вероятность того, что ростовое изображение в полиставрии в алтаре под сводом архиерея - образ К. О. (титулатура отсутствует; еще одно изображение в алтаре - св. Климент Анкирский; 2012. С. 153). После 1334 г. Охридская архиепископия оказалась на территории Сербского государства, что отразилось в композиции, показавшей средствами иконографии положение Охридской архиепископии по отношению к Сербской Церкви. Так, в росписи на 2-м этаже нартекса кафедрального собора Св. Софии в Охриде (1346-1350) была ростовая ктиторская сцена: справа от Деисуса изображены Сербский патриарх Иоанникий, Охридский архиеп. Николай, свт. Николай Чудотворец и К. О. Образ последнего на этой фреске уникален: святой представлен не в архиерейских, а в монашеских одеждах, как преподобный, с развернутым свитком в левой руке (подобное изображение К. О. среди архиереев было выполнено при Охридском архиеп. Прохоре на зап. стене притвора ц. св. Николая Топличкого в Демир-Хисар (близ Битолы) (1535-1537, зограф Иоанн из Грамоста, Кастория)). В правление кор. Стефана Душана сформировались особенности иконографии К. О. под влиянием Охридского архиеп. Николая, к-рый после назначения на кафедру (ок. 1334) построил в Охриде ц. во имя св. Николая Больничного: на юж. стене наоса храма, расписанного в 1335-1336 гг., Охридский архиепископ пожелал увидеть рядом со своим небесным патроном покровителя Охрида К. О. и его чтимого святого вмч. Пантелеимона. Впосл. изображение почитавшегося чудотворцем К. О. в паре со свт. Николаем Чудотворцем встречалось в росписях XIV-XV вв. ряда охридских храмов. Причем образы этих святителей занимают особое место: они включены в ктиторские композиции или в отдельные сцены. Напр., в ц.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Уникальный древний город Охрид В течение многих веков базилика неоднократно перестраивалась. Первоначально она имела один главный купол, в XIV в. к ней соорудили пристройку, а с приходом турок она была приспособлена под мусульманскую мечеть, с возведением минарета. Это совершенно исказило храм, но лишь в 1950е гг. он был восстановлен в первоначальном виде и отреставрированы фрески. Охрид дал христианскому миру святых Климента и Наума, особенно почитаемых в Болгарии и Македонии, бывших учениками великих создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. Они проповедовали сначала вместе со своими учителями в Моравии, а после их кончины перебрались в Охрид. Здесь святой Климент усовершенствовал, по преданию, азбуку-глаголицу и назвал ее кириллицей в честь святого Кирилла, которой мы пользуемся и сегодня. Святитель Климент считается первым славянским писателем, занимавдпимся помимо славянских переводов, начатых святыми Кириллом и Мефодием, и обширным литературным трудом, оставившим первые образцы духовных размышлений на новом языке. Он явился создателем крупнейшего культурного и духовного центра в Охриде, откуда распространялись в другие страны на славянском наречии Священное Писание и богослужебные книги. Мощи святого Климента упокоились в 916 г. в древнем охридском монастыре Святого Пантелеймона. Его соратник и помощник святой Наум положил здесь начало монашеству, основав в 900 г. на скалистом берегу озера монастырь, он продолжил просветительские труды истинного пастыря. Святые почитаются так же, как основоположники болгарской религиозной литературы. Чудотворные мощи святого Наума покоятся в возведенном им монастыре, где можно прикоснуться к одной из тайн нашего времени – услышать биение сердца святого. Многие пытались разгадать эту неразрешимую загадку, но она остается пока непознанным чудом христианства. Приложившись к деревянной крышке усыпальницы святого Наума, явственно можно услышать редкие удары сердца, фиксируемые и специальной аппаратурой. Существует расхожее объяснение этого феномена – затянувшийся летаргический сон, но вряд ли это сможет удовлетворить верующее сердце. Сейчас рака с телом святого совсем не открывается, дабы, возможно, не нарушить хрупкий баланс жизни и смерти. При жизни святой творил многочисленные чудеса исцелений, и теперь по-прежнему, по молитвам к нему, благодатной силой исцеляются душевные и физические болезни. Поэтому так много к нему прибывает паломников. Хотя надо сказать о безрадостной картине, наблюдаемой теперь в монастыре, с грустью констатируя, что здесь остался лишь один насельник. Зато в келейном корпусе обители расположился доходный отель с рестораном, а на паперти горделиво красуются глупые павлины.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

IV и V века дали Христовой Церкви имена великих гимнографов, творивших на национальных языках, – преподобного Ефрема Сирина , святителя Амвросия Медиоланского , святого Моисея Хоренского. Появление богослужебных текстов на славянском языке связано с деятельностью просветителей славянских народов – святых равноапостольных Кирилла, Мефодия и (опосредованно) Фотия Великого. Святому Кириллу атрибутируется, возможно, самое раннее из дошедших до нас оригинальных богослужебных последований на славянском языке – служба на обретение честных мощей священномученика Климента I, Папы Римского 161 . М.Ф. Мурьянов также отмечает, что святые Кирилл и Мефодий перевели на славянский текст мессы в честь святого Климента, что даёт интересный пример изначального сосуществования в рамках славянской богослужебной традиции и византийского, и латинского обрядов 162 . Дело перевода богослужебных книг и создания оригинальных богослужебных текстов уже на диалекте южных славян продолжили их ученики – равноапостольные Климент, Наум, Горазд, Савва и Ангеляр. Так, святой Климент Охридский создал службы священномученику Аполлинарию Равеннийскому, священномученику Стефану I, Папе Римскому, своему учителю равноапостольному Мефодию, святой Наум – оригинальный канон апостолу Андрею Первозванному 163 . Таким образом был заложен фундамент для формирования гимнографической традиции, воспринятой со временем и Русью 164 . Со времён славянских просветителей, осудивших и отвергших «трёхъязычную» ересь, богослужение в славянских странах, оставшихся «в орбите» Православной Церкви, совершалось на славянском языке, и славянский язык является богослужебным для восточноевропейских Поместных Церквей уже более одиннадцати столетий. Даже в тех странах, где возобладала Римско-Католическая Церковь и, соответственно, латинский обряд (Польша, Чехия, Хорватия), славянский язык далеко не сразу утратил свои позиции 165 , а в Хорватии в общинах так называемых глаголитов 166 оставался в употреблении вплоть до 60-х годов XX столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святой царь Константин изрядно ревновал по истинному учению о Святой Троице. И упокоился в день Святой Троицы в 337 году. Святой Климент Охридский сильно любил святого великомученика Пантелеимона. Даже построил ему храм в Охриде. И что удивительно – преставился святой Климент как раз в день памяти святого Пантелеимона, 27 июля (по православному календарю). В монастыре святого Иоанн-Владимира [князя Сербского] показывают гробницу некоего Бóшковича, православного прихожанина из Скáдара. Сей Бошкович долго страдал каким-то тяжким недугом и не мог излечиться ни одним из земных снадобий. Посоветовали ему отправиться к мощам святого Владимира (его память совершается 22 мая), ибо он великий чудотворец и непременно поможет. И действительно, святой князь ему помог: Бошкович полностью выздоровел. Тогда решил он ежегодно ездить в монастырь святого Владимира на престольный праздник. Что и делал постоянно. Наконец, в старости захотел он и умереть в самый день памяти Святого, и Бог дал ему это. В тот год, прибыв в обитель на праздник, Бошкович до полудня прислуживал за монастырской трапезой, а после полудня упокоился в Господе. О том, как один врач стал набожным Поведал нам один доктор из Али-бунара о том, как Божиим Промыслом стал он набожным и принял веру как бесценный дар. Никогда, как признавался, он не постился. Попоститься хотя бы один день ему и в голову не приходило. Но случилось так, что однажды в пятницу упал он и сломал руку. Едва вправил и вылечил руку, как – опять в пятницу – снова упал и сломал ногу. Не успела эта беда миновать, как вновь – именно в пятницу – ударила его ветка в лесу и повредила глаза. Затем в пятницу у него заболел голова. Спустя некоторое время – и снова в пятницу – поразила его какая-то лихорадка. И так, в конце концов принялся он размышлять о том, отчего все эти злоключения бывают с ним по пятницам. Когда спросил он об этом свою мать, та сразу же ему ответила, что всё это наверняка оттого, что в пятницу он не постится. И тогда доктор начал регулярно поститься каждую пятницу. Затем к его посту добавилась и среда. Вскоре после этого стал он ходить в храм на богослужение. Потом засел за благочестивые книги. И в завершение вступил в Христианский Союз и, оказавшись среди самых набожных людей в родном краю, стал открыто проповедовать Божию веру как нечто необходимое и спасительное. Решение вопроса с помощью Евангелия

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Старайтесь лишь иметь Бога своим другом – и ничего не страшитесь. Ибо вот – Он единственный ваш друг, любящий вас неослабно. О Господи благий, Промыслителю мудрый, ведущий всему число, меру и время, отгони от нас всякий страх, кроме страха перед Тобою. Дабы через этот страх взошли мы к чистой и святой любви к Тебе, Творцу и Благодетелю нашему. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 23 января 1. Священномученик Климент, епископ Анкирский . Родился в 258 году в городе Анкира от отца-язычника и матери-христианки. Его благочестивая мать Евфросиния предрекла своему сыну мученическую кончину и оставила сей, когда Клименту было 12 лет. Ее подруга София взяла Климента в свой дом как сына и помогла его воспитанию в христианском духе. Климент настолько прославился своей добродетельной жизнью, что был избран епископом Анкирским на 20-м году своей жизни. В юных летах стяжал он старческую мудрость и великим воздержанием укротил и победил свою плоть. Питался он только хлебом и зеленью, не ел ничего закланного и имеющего в себе кровь. В правление Диоклетиана был мучим так ужасно, «как никто никогда от создания Провел 28 лет в истязаниях и темницах, за это время сменились 11 его мучителей. Когда однажды били его по лицу, плевали на него и сокрушали его зубы, он крикнул мучителю Домициану: «Ты оказываешь мне честь, о Домициан, а не мучаешь меня, ибо и Господа моего Иисуса Христа били по устам и заушали по ланитам; и вот я, недостойный сподобился ныне того же!» Когда он был приведен к императору Диоклетиану в Рим, тот положил на одну сторону разные орудия мучений, а на другую – подарки, знаки отличия, одежды и деньги всё, чем может наделить царь, и повелел Клименту выбирать. Мученик Христов с презрением посмотрел на все царские блага и выбрал орудия мучений. И был истязаем невыразимо: его тело [привязанное к колесу] часть за частью отваливалось, так что даже виднелись кости. В конце концов, в 312 году он, совершая богослужение, был усечен воином в церкви. Чудеса святого Климента не поддаются исчислению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святой Феона, архиепископ Фессалоникийский, также жил в здешних пещерах после того, как покинул Святую Гору , и до того, как перебрался в восстановленный им монастырь святой Анастасии Узорешительницы восточнее горы Хортьатис. А в XVIII веке в обители Иоанна Предтечи подвязался святой покровитель греков-крестьян, равноапостольный священномученик Косма Этолийский. Имена этих повсеместно почитаемых святых и многих других, менее известных связаны со скитом Иоанна Предтечи. Светом их мудрости и молитвы озарено это место. Но не только. Трудами игуменов и братии монастыря здесь собирались мощи святых угодников и праведников господних. Величайшей реликвией обители является один из пальцев десницы Крестителя и друга Господа нашего Иисуса Христа. Многие частицы многострадальных останков святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского сохраняются в ските. В мощевиках и ковчежцах хранятся частицы мощей Апостола Луки и святого Николая Мирликийского, святых Харалампия, Трифона и великомученицы Варвары, а также святых Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, бессребреников Пантелеимона и Фалалея, Дионисия Ареопагита, Артемия Стратилата, и других святых. Святые мощи единородного младшего брата святителя Григория Паламы, святого Феодосия, также покоятся в монастыре. В XII в. обитель чудесным образом обрела еще одну реликвию. Святитель Климент, архиепископ Охридский, ученик и продолжатель дела святых солунских братьев Кирилла и Мефодия, первым начавший служить, проповедовать и писать на славянском языке, через два столетия после кончины своей (почил он в 916 г.) явился во сне иеродьякону Науму и попросил, чтобы глава его была перенесена «в монастырь его». Мы не знаем, был ли святой Климент при жизни как-то связан со скитом Иоанна Предтечи, но иеродьякон Наум выполнил просьбу святого и, ведомый им, прибыл в скит, доставив Честную главу и предав ее настоятелю, который также был чудесным образом извещен о «важном посетителе». Так, Честная глава святого Климента, чудотворца, хранится здесь по сей день и по предварительному согласованию о посещении монастыря реликвию выносят к паломникам.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святой равноапостольный Николай Японский Данный агиографический сборник посвящен личности и наследию святителя Николая Японского. Он включает в себя жизнеописание святителя Николая, выборку поучений из различных его творений, рассказ о почитании святителя и воспоминания о нем. Приводится краткая история Православной Церкви в Японии. Кроме того, в сборнике содержится четыре приложения. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Святой равноапостольный Николай Японский Составитель Анна Маркова Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-318-2424) Предисловие Святитель Николай Японский прославлен Церковью в равноапостольном чине. Всего святых, прославленных в лике равноапостольных, около тринадцати человек. Это связанно с тем, что подвиг апостольства весьма труден. Таким образом, Церковь поставила его в один ряд с великими просветителями прошлого, такими как: святые Кирилл и Мефодий, святая Нина, святой Климент Охридский и некоторые другие. И действительно, своей жизнью и трудами святой Николай уподобился названным святым. Как и святая Нина, он оставил родину и отправился проповедовать Христа в далекую языческую страну. Подобно святым Кириллу и Мефодию, он перевел богослужебные книги и Священное Писание для богослужения на японский язык. Также как и святой Климент, он стал Предстоятелем Церкви, устроенной его трудами. Жизненный путь святого Николая Японского был определен Божиим призванием – он, один из лучших студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии, имевший большие карьерные перспективы, почувствовал призыв Божий, и, оставив все, принял монашество и отправился в далекую страну. Япония встретила его и православную проповедь враждебно. Но святой Николай не опустил рук – он начал изучать японский язык, историю и культуру японского народа, так что через несколько лет перед ним открылась перспектива научной деятельности в Европе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Он говорит: «Победное, спасительное знамение Креста Иисусова, Крест собрал всех. Он покорил персов; укротил скифов; он, вместо кошек и собак и многоразличных заблуждений, даровал египтянам боговедение. Он доныне исцеляет болезни; он доныне прогоняет злых духов и рассеивает обольщения чародеев и волшебников». Согласен с ним и святитель Андрей Критский: «Со времени Креста Христова упразднились иудейские обряды, пало язычество, возвеличилось христианство, освятился воздух, мы освободились от кровавых жертв, сделавшись участниками Бескровного Жертвоприношения. Со времени Креста Христова рассеялось демонское зловоние, и мы стали обонять духовое благовоние… мира разлитого ( Песн.1:2  по LXX). Со времени Креста Христова обратились в ничто баснословные родословия [языческих] богов». Отныне многочисленные страны, целые народы склоняются перед Крестом и поклоняются распятому на нем Сыну Божию. По слову преподобного Ефрема Сирина, ныне везде «властвует Крест, которому поклоняются все племена и народы, колена и языки, которым хвалимся и мы, говоря с блаженным Павлом: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 )». Итак, весь мир наполнен отныне всесильной мощью Креста, побеждающей демонов, уничтожающей зло и дарующей святость и славу богопричастности. Это произошло потому, что, восходя на Крестное Древо, Господь привлек к Себе всю вселенную, как бы возведя ее на этот победоносный Крест, совозвысив мир вместе с Собой. Святые отцы говорят об этом неоднократно. Так, святитель Андрей Критский, обращаясь к Кресту, восклицает: «Христос, добровольно вознесенный на тебя, совознес с Собой мир». А святитель Климент Охридский, обращаясь напрямую к Крестному Древу, провозглашает: «[Добровольно] пожелав на тебе возвыситься, Христос [тем] совозвысил с Собой и весь мир!» Посредством Крестной Смерти Спасителя происходит единение с Ним не только полноты мироздания, но и, в первую очередь, всего человеческого рода. Это особо хорошо ощутимо в Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Климента из Херсонеса в Рим» среди фигур на 1-м плане, держащим процессионный крест. К XI в. относится 1-й пример включения образа М. в состав святительского чина в декорации византийского храма. В росписи ц. Св. Софии в Охриде (1037-1056) св. братья (образ М. сохр. фрагментарно) представлены на юж. стене диаконника рядом со свт. Климентом. Лучшей сохранности изображение дошло до нас на фреске алтаря ц. вмч. Георгия в Курбинове (Македония; 1191), в композиции «Поклонение Жертве». Равноапостольные Кирилл и М. представлены среди святителей на юж. стене, оба в архиерейском облачении, в руках держат Евангелие; при каждом образе есть удостоверяющая надпись на греч. языке с эпитетом при имени «Учитель». В росписи болгарской ц. арх. Михаила в мон-ре в с. Долна-Бешовица (XVI-XVII вв.) в композиции «Поклонение Жертве» фигуры М. и Кирилла помещены следующими за фигурами святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Одно из ранних иконных изображений М. по своей программе также относится к разряду изображений чина святителей, к-рые представлены на полях в рост на иконе из афонского мон-ря Дохиар «Свт. Николай Чудотворец на престоле, с великими архиереями» (1-я пол. XVI в.); М.- в центре левого поля, под изображением равноап. Кирилла, облачен в полиставрий, омофор, держит Евангелие; у него средней длины клиновидная борода. Равноап. Мефодий трудится над переводом книг. Миниатюра Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 13) Равноап. Мефодий трудится над переводом книг. Миниатюра Радзивиловской летописи. Нач. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 13) Развитие иконографии св. учителей Словенских с появлением новых иконографических схем и большого числа изображений приходится на время Болгарского национального возрождения (кон. XVIII-XIX в.). В этот период получила распространение композиция с образом св. Седмочисленников (М., Кирилл, Климент Охридский, Наум, Савва, Ангеларий и Горазд), известная еще по изображению на сев. стене в нартексе ц. Пресв. Богородицы Сливницкого (Слимницкого) мон-ря близ оз.

http://pravenc.ru/text/2563094.html

Святитель Николай Покровитель путешественников Он мыл пол, возвращался, ложился и бредил все страшнее. И тогда я начала молиться. Молилась я, зажмурившись, спрятав голову под одеяло, молилась святителю Николаю, потому что утром мы собирались в Никольский морской собор, молилась изо всех сил. Почитание на Руси святителя Николая Мирликийского Святителю Николаю посвящено большое число различных сочинений, авторами которых стали как известные православные писатели и деятели церкви (Антоний Критский, Кирилл Философ, Климент Охридский и др.), так и простые священники. В Х веке византийский агиограф Симеон Метафраст на основе многих древних латинских и греческих источников написал Житие св. Николая Мирликийского (на русском языке известно в рукописях, начиная с XV века). Чудеса святителя Николая в наши дни Три года тому назад мою дочь хотели отчислить из музыкального колледжа за полную неуспеваемость. Однако настоящая причина отчисления была в другом: я не захотел давать взятку преподавателю. Я в то время лежал в больнице, - туда и пришло мое расстроенное чадо, чтобы я дал ей благословение на сдачу экзамена перед специальной комиссией. Результаты экзамена были известны заранее; он так и назывался - " похоронный " . Современные чудеса святителя Николая В нашей семье долго жила домработница - благочестивая женщина. Работа ее была оформлена договором, и мы платили за нее страховые взносы. Когда женщина состарилась, она уехала жить к своим родным. Когда же вышел новый закон о пенсиях, старушка приехала к нам, чтобы взять у нас документы, необходимые для получения пенсии. Я тщательно берегла эти документы, но когда стала их искать, то никак не могла найти. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/svyatitel-nikolaj/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010