Впрочем, он все же сокрушался по поводу неумения своего так писать, чтобы это всех заинтересовывало. «Сколько раз приходится жалеть, что не умею так писать, чтобы всех затрагивать. Когда бы умел, составил бы такую книгу, что всякий читающий непременно решился бы начать соделывать свое спасение. У нас большой недостаток в такого рода книгах» 321 . В отношении этого он отчасти прав, ибо стиль написания некоторых его книг желает лучшего. Преп. Алексей, затворник Зосимовской пустыни, говаривал, что писания св. Феофана Затворника страдают сухостью, оттого что в них много схоластической школьной учености. Валаамский старец схиигумен Иоанн Алексеев также признавал, что «после чтения святоотеческих книг, конечно, покажутся сухими книги епископа Феофана» 322 . Но нужно заметить, что такую характеристику не ко всем его книгам можно отнести. Особенно нельзя сказать этого по отношению к его письмам, писанным из затвора. Они написаны простым и живым языком, доступно объясняющим самые сложные предметы духовной жизни. Его сочинения настолько разъясняют учение святых Отцов, что даже появилось сравнение, согласно которому «святоотеческие книги – это сметана, а епископа Феофана – снятое молоко и разбавленное водой» 323 . Итак, мы назвали имена трех святителей, в книгах которых содержится все необходимое для научения духовной жизни. Кажется, нет такого вопроса духовной жизни, ответ на который было бы невозможно найти в их творениях. Для не имеющих возможности основательно и подробно изучить все отеческие писания достаточным будет, если они ограничатся изучением книг только этих трех святителей. Во всяком случае, чтение их творений должно быть основным, ибо без этого трудно будет составить полное представление о христианстве и правильной духовной жизни. После усвоения их учения или параллельно с этим, если есть возможность, можно изучать книги и других Отцов. Но не нужно упускать из виду, что в чтении отеческих писаний нужно соблюдать постепенность и определенную последовательность. Это необходимо по той причине, что читающий неизбежно увлекается направлением написанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий I Антиохийский, святитель Свт. Георгий I Антиохийский (?-594) — антиохийский патриарх. Палестинец, о детстве и юности ничего не известно. Монах и игумен нескольких обителей. Принимал участие в византийской политике. Император Юстин II, посылал его урегулировать отношения синайского монастыря св. Екатерины. Результат был стол блестящ, что его оценил не только император, но и шах Хосров II. Его жизнь так и будет колебаться между политикой и церковным служением (что впрочем характерно и для Византии в целом). Его патриаршество было омрачено военными столкновениями с арабами и обвинениями монофизитами (спровоцированными, как надо полагать, жестокой антимонофизитской политикой Григория). В разные периоды жизни его обвиняли в идолопоклонстве, инцесте, подстрекательстве к беспорядкам, взяточничестве. В какой то момент Григорий был вынужден бежать и добился своего оправдания на Поместном Соборе в Константинополе. Несмотря на все чинимые препоны, Григорию удалось вернуть множество монофизитов к Православию, обратить язычников ко Христу. Историки описывают его щедрость, богатую милостыню, талант политика (в частности ему удалось умиротворить солдатский мятеж в Антиохии). Григорий был другом историка Евагрия Схоластика, по чьим сочинениям мы довольно много знаем о его жизни (в положительном свете; в отрицательном его описывал историк Иоанн Эфесский, монофизит по взглядам). Ему принадлежало множество сочинений, разного характера (в том числе чисто светского). До нас однако дошли лишь три гомилии. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/gri...

Лосским учения о Святом Духе как nexus amoris. В одной своей поздней публикации 64 ученик Лосского О. Клеман будет критиковать отвержение им этого пункта августиновской триадологии. Клеман считает, что нельзя отрицательно относиться к августиновскому образу, «если вспомнить, что в Святой Троице не может быть ничего не личностного» 65 . Нам представляется, что такая молчаливая ссылка на одну из главных забот В.Н. Лосского – сохранение личностного начала в Святой Троице, несколько уводит в сторону от его мысли, в которой чётко различаются ипостаси и энергии. Любовь действительно, как все энергии, имеет личностное Начало – Отца, изливаясь от Него, через Сына, в Духе Святом 66 , но это отнюдь не означает, что Дух есть «ипостасная любовь». О. Клеман ссылается на употребление святителем Григорием Паламой образа, подобного августиновскому nexus amoris 67 . При этом он замечает, что соответствующие главы Ста пятидесяти глав святителя Григория были изданы отцом Иоанном Мейендорфом лишь после смерти В.Н. Лосского . Нам представляется маловероятным, чтобы Лосский не был знаком с этими строками святителя Григория, опубликованными в патрологии Миня, когда на них подчёркнуто обращает внимание Μ. Жюжи в общеупотребительном Dictionnaire de Théologie Catholique 68 . Сам Лосский считал, что в словах блаженного Августина «можно видеть скорее образную аналогию, нежели положительное учение» 69 . Положительным учением оно стало, по мнению Лосского, лишь в позднейшем схоластическом осмыслении. В дальнейшем мы подробнее рассмотрим проблему употребления указанного образа блаженным Августином и святителем Григорием Паламой . Следует отметить следующее затруднение. Лосский подчёркнуто писал исходя из критики томистских построений 70 , хотя истоки Filioque восходят к намного более ранней эпохе. Но если сам Лосский оставлял открытым вопрос о значении блаженного Августина , то в дальнейшем отец Иоанн Мейендорф , а позднее отцы Иоанн Романидис и Плакид (Дезей) будут развивать мысль о том, что богословие Августина уже содержит в себе все посылки учения о Filioque.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/fili...

(А теперь сравним с учением св. Иоанна Кронштадтского ниже приводимое учение другого святого – Григория Нисского , и увидим как будто бы огромное расхождение. Но это расхождение только кажущееся. Притом, о. Иоанн Кронштадтский записывал свои впечатления в минуты духовного трезвения, или лучше сказать, в минуты соединения с Господом через Святейшее Имя Его; а свт. Григорий Нисский писал свою схоластическую философию в пылу полемических споров с еретиком Евномием, допуская в своих изречениях крайности, неточности и двусмысленность. – прот. К. Борщ). Глава 7. Имя Божие. Святитель Григорий Нисский против Евномия 1005 Имя Божие называется святым, конечно, не потому, что в самих слогах имеет некоторую освящающую силу, но потому, что свято и чисто всякое свойство Божие и всякое понятие о том, что преимущественно в Боге усматривается 1006 . Как человек возносится, прияв имя, еже паче всякаго имене, – имя, которое всегда имеет Он по естеству; ибо сказано; Бог бе Слово ( Ин. 1:1 ) 1007 . Св. Иоанн Златоуст : Рассуждая о каком-нибудь добродетельном человеке, мы говорим: умой уста твои и тогда вспоминай о нём; а между тем, имя досточтимое, которое выше всякого имени, имя, чудное по всей земле, слыша которое, трепещут демоны, – мы повсюду произносим безрассудно 1008 . У иудеев это имя было столь священно, что его писали на золотых дощечках и никому не позволялось носить эти буквы, кроме одного только первосвященника; а мы теперь везде произносим это имя, как обыкновенное 1009 . Мы презрели Бога, возненавидели благое имя , попрали Христа, оставили стыд, – никто не вспоминает с уважением имени Божия . Ведь, если ты кого любишь, ты встаёшь и при его имени; а Бога часто призываешь так, как бы Он был ничто. Призови Его, когда благотворишь врагу; призови Его для спасения своей души. Тогда Он приблизится к тебе, тогда ты возвеселишь Его, а теперь ты прогневляешь Его. Призови Его, как призвал Стефан. Что говорит он? Господи, не постави им греха сего ( Деян. 7:60 ). Призови Его, как призвала жена Елканова, со слезами, с плачем, с молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

– уставная (regularis, т.е. монашеская) – Римский Первосвященник и верховные настоятели изъятых монашеских институтов духовенства ( ККП 1917 кан. 108, 3; 198). Этому различию между иерархией рукоположения и иерархией юрисдикции соответствовало различие между властью рукоположения и властью юрисдикции. Из этого следовало, что власть управления, связанную со святительским служением Церкви, получали только клирики ( ККП 1917, кан. 118) посредством принятия особого таинства – таинства рукоположения ( ККП 1917, кан. 109), чтобы совершать таинства в строгом смысле слова, служителями которых могли быть только клирики. Устанавливалось также, что властью юрисдикции, соответствующей служению управления в Церкви, клирики наделяются посредством акта, не имеющего характера таинства – т.н. канонической миссии ККП 1917, кан. 109) – для исполнения актов церковного управления. Далее, заявлялось о том, что Римский Первосвященник по божественному праву возведён в свою должность посредством законного избрания и последующего принятия этого избрания ( ККП 1917 217 кан. 109). По тому же божественному праву он обретает всю полноту власти юрисдикции непосредственно с момента принятия своего законного избрания ( ККП 1917 кан. 219). Во власть управления обычно включалась также власть аутентичного учительства относящаяся к учительскому служению Церкви и имеющая своим предметом авторитетные заявления вероучительного характера. Эти положения ККП 1917 основывались на принятом издревле учении. Оно прослеживается уже в первом тысячелетии нашей эры; его приняли Грациан и крупнейшие схоластики, прежде всего св. Фома Аквинский (ср. 51. Th. II-II, q. 39, а. 3, corp.; Contra Gentiles IV, с. 76). Повсеместно принятое теологами и канонистами, оно просуществовало почти вплоть до II-ro Ватиканского Собора (Папа Пий XII-й, Окружное послание Mystici Corpiris, 29 июня 1943 г., в AAS 35 (1943) 211–212; Окружное послание Ad sinarum gentem, 7 октября 1954 г., в AAS 47 (1955) 9; Окружное послание AD Apostolorum principis 29 июня 1958 г., AAS 50 (1958) 610–611; Папа Иоанн XXIII-й, Обращение к Тайной Консистории, 15 декабря 1958 г., в AAS 50 (1958) 983).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Более прочего «открытые письма» группировки убедили отцов, что дела в Церкви обстоят совсем не благополучно. С 1973 года письма эти стали сочиняться уже не только против верующих Русской Зарубежной Церкви, «критике» подвергались даже ее глава и некоторые из иерархов. «Письма эти оставили у нас гадливое впечатление, – писал отец Серафим. – Будь они даже справедливы в частностях, недопустим их тон, самоуверенный и глумливый, с оттенком холодного презрения». 840 Многие из этих писем являли собой целые трактаты, дабы поразить читателей эрудицией, хотя долгие богословские отступления почти не относились к теме письма. Один молодой новообращенный из Англии, получив подобную отповедь в свой адрес, огорчился не на шутку. Отец Серафим показал «ну, что за этим письмом скрывается «холодное и расчетливое средство к утверждению самолюбия – и все под маской елейного благочестия и смирения...» Отец Герман, человек русский и прямой, прочитав письмо, лишь сказал: «Писавший это не верит в Бога». Он имел в виду, что все святое, духовное, каноничное гнусно использовано в письме для целей тайных и совсем иного свойства. «Нет в письмах православного сердца и духа... И ответа они не заслуживают. Ответь им хоть слово, эти врали его тут же переиначат и извратят». 841 Отец Серафим назвал подобное отношение «любованием собственной духовностью в зеркале». 842 Он подметил, что все письма «партийцев» написаны словно одной рукой – так близки они по духу, хотя некоторых авторов отцы знали лично и особой идейностью они не отличались. «Недавно, – писал отец Серафим, – натолкнулся на письмо из Бостона двенадцатилетней давности. Как разительно отличается оно от нынешних. В ту пору монастырские подвижники были слишком заняты трудами обыденными, некогда им было письмотворчеством баловаться. Так что же за эти годы произошло?!» 843 Для того чтобы утвердить свои взгляды повсеместно в Русской Зарубежной Церкви, новая фракция не удовольствовалась открытыми письмами, а принялась планомерно подрывать авторитет наиболее почитаемых православных наставников недавнего прошлого. Главное их оружие в этом, отмечал отец Серафим, «это недавняя академическая мода отыскивать “западное влияние” повсюду в наших богословских текстах». 844 Как заметил отец Серафим, начиная со святого Никодима Афонского до архиепископа Аверкия почти всем был приклеен ярлык «схоластов» и вменено в вину именно «западное влияние». «Партийные идеологи» пытались внушить верующим, что лучше разбираются в богословии, чем святитель Нектарий Пентапольский, чем святой праведный Иоанн Кронштадтский (говоривший о «заслугах» Христа), архиепископ Иоанн (повелевший написать церковную службу западному святому, блаженному Августину ) и все Оптинские старцы. Отец Серафим писал, что «подобные мнения только повредят делу возрождения христианской жизни, отвратив ее от чистых родников православного Предания». 845

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Archive Митрополит Астанайский Александр: «Молитвами сонма новомучеников и исповедников Церкви нашей Господь приклонил милость Свою к людям, живущим на Вятской земле». К 25-летию возрождения Великорецкого крестного хода 4 June 2014 year 14:37 С 3 по 8 июня 2014 года в Вятской митрополии проходит Великорецкий крестный ход с почитаемой иконой святителя Николая Чудотворца — один из крупнейших крестных ходов России. В этом году торжества на реке Великой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавит митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Крестный ход является древней и значимой частью жизни Церкви Христовой. Невозможно представить себе пасхального богослужения, престольного дня или празднования в честь чудотворных святынь без величественного шествия священнослужителей и верующих с иконами и хоругвями, под колокольный звон и пение молитв. Еще в ветхозаветные времена видим мы прообразы наших священных процессий: в исходе богоизбранного народа из Египта в Землю Обетованную, в перенесении Ковчега Завета в Иерусалим, в обхождении храмового жертвенника с ветвями пальм и верб в праздник Кущей, в восхождении паломников в дни, установленные Законом Моисеевым, в Святой Град. В богослужебную жизнь Церкви крестные ходы прочно вошли в конце IV — начале V века, и большая заслуга в этом принадлежит святителю Иоанну Златоусту. В то время еретики-ариане, отрицавшие Единосущие Лиц Пресвятой Троицы, для привлечения народа устраивали на улице шествия с исполнением песнопений. В противовес им святитель Иоанн Златоуст стал устраивать процессии, но более величественные и содержательные. Церковный историк Сократ Схоластик свидетельствует: «исповедники Единосущия ночные свои песнопения совершали гораздо торжественнее, ибо Иоанн придумал сопровождать их ношением серебряных крестов при свете восковых свечей». Благодаря трудам отцов и учителей Церкви крестный ход становится не только особым видом молитвы, но и торжественным многолюдным свидетельством перед язычниками и еретиками главных истин Православия, формой провозглашения и защиты истинной веры.

http://patriarchia.ru/en/db/text/4509351...

Он использует его в качестве служебного материала, ставя во главу угла устную традицию. Вторым основным письменным источником «Жития» послужила «Церковная история» Сократа. Перед тем, как охарактеризовать обращение агиографа с текстом Сократа, скажем несколько слов о самом Сократе и о его отношении к св. Иоанну Златоусту . Младший современник св. Иоанна, Сократ был адвокатом, почему и назывался «схоластиком». Плохо разбираясь в богословских проблемах, он поставил во главу угла написанной им «Церковной истории» принцип полной беспристрастности. 151 Однако когда Сократ начинает говорить о св. Иоанне Златоусте , через его беспристрастность сквозит явное осуждение святителя. Сократ так описывает характер св. Иоанна: «Он был, как говорят, самый строгий ревнитель целомудрия и, по свидетельству одного из близких к нему людей, с ранней юности обнаруживал в характере более суровости, нежели ласковости. По правоте жизни он не обеспечивал себя на время будущее, а по простоте был весьма доступен и с кем случалось без меры пользовался свободою слова. Преподавая учение, он особенно старался об исправлении нравов в своих слушателях, а находясь в собраниях, казался гордым для людей, не знавших его характера». 152 Когда св. Иоанн стал епископом Константинополя, в полной мере проявились жесткость и непримиримость его характера, ставшие, с точки зрения Сократа, глубинной причиной конфликта, приведшего к его низложению. Иоанн начал обходиться с подчиненными суровее, чем следовало, и через это надеялся исправить жизнь подвластных ему клириков. «Но... обнаруживая в отношении к духовным жестокость, он до того возбудил в них против себя ненависть, что многие стали питать к нему отвращение и удалялись от него, как от человека строптивого». 153 К жесткости и нетерпимости Златоуста прибавляется еще негативное влияние на него его окружения, и прежде всего диакона Серапиона, сказавшего в присутствии клира следующее: «Епископ! Ты до тех пор не будешь иметь над ними власти, пока не погонишь всех одним жезлом».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

ЖМП 3 март 2024 /  11 апреля 2024 г. 13:30 «Вышеестественный и равноангельский отец отцов» К 1375-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА  (†  30.03.649) Жизнь великого учителя христианского подвижничества известна нам мало. Сам он скрывал свое происхождение. Святитель Димитрий Ростовский в житии преподобного Иоанна упоминает давнее предположение, что святой Иоанн — один из сыновей преподобного Ксенофонта (память 26 января ст. ст./8 февраля н. ст.) и Марии, но это невозможно проверить авторитетными источниками. И хронология жизни преподобного Иоанна не может быть точно установлена.  PDF-bepcuя. В 1902 году католический ученый Франсуа Но (Nau) предложил датировать смерть преподобного Иоанна Лествичника «примерно 649 годом». Это мнение, однако, не стало общепринятым. Оно оспаривается, например, в статье Луи Пети (Petit) во французском «Словаре католического богословия» (т. 8, 1924). В 1964 году датировку оспорил православный ученый Стергиос Саккос. Все они пытаются внести свои уточнения не на основании данных источников, относящихся к самому преподобному Иоанну, но на основании биографий других лиц, имеющих к нему то или иное отношение.   Наиболее достоверно житие, составленное младшим современником преподобного Иоанна Даниилом Раифским, монахом того синайского монастыря, игумену которого Иоанну преподобный Иоанн посвятил свою «Лествицу». Творение Даниила — не житие в собственном смысле, но похвальное слово и дает минимум фактического материала. Не вдаваясь в детали различных предположений, скажем, что святой жил b VI–VII веках. Родиной его мог быть один из прибрежных палестинских городов. Часто встречающееся именование святого Иоанна Схоластиком может указывать на полученное им юридическое образование — может быть, в знаменитом высшем училище в Вирите (Бейрут). Творения святого Иоанна указывают на его прекрасное образование.   В 16 лет он оставил мирскую жизнь и отправился на Синай и вверил себя духовному руководству старца Мартирия, который по­стриг его в монашество в 20-летнем возрасте. Девятнадцать лет пребывал он в послушании у старца, до самой его смерти. Затем святой Иоанн перешел к подвигам уединенной отшельнической жизни в нескольких верстах от церкви Преображения Господня, построенной у подножия Моисеевой горы Хорив повелением императора святого Юстиниана I. После того как монахи обрели мощи святой Екатерины, монастырь получил ее имя. Но большое число монахов жило не в самом монастыре у подножия Хорива, но в окрестных скитах и отшельнических келлиях.  

http://e-vestnik.ru/church/vysheestestve...

После Великого раскола учение об исхождении Св. Духа неизменно оказывалось в центре любой полемики или унии Востока с Западом. Обоснованию этого догматического мнения посвящали свои труды выдающиеся схоластики Запада, прежде всего Фома Аквинский. Окончательное догматическое утверждение в Римо-католической Церкви оно приобрело как раз на объединительных соборах: Лионском (1274 г.) и Ферраро-Флорентийском (1431-39 гг.). На Востоке тема filioque получила основательную богословскую разработку, в частности, в трудах Константинопольского патриарха Григория Кипрского и святителя Григория Паламы. Осуждение учения о filioque было подтверждено " Окружным посланием восточных патриархов " 1848 г., где прямо говорится о том, что " учение … об исхождении Святаго Духа есть и именуется ересью, а умствующие так еретиками, по определению святейшего Дамаса, папы Римского, который говорил так " кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом неправо, тот еретик. " В конце XIX — начале ХХ вв. значительное участие в изучении проблемы filioque принимали русские православные богословы. Обостренный интерес к ней был вызван попытками воссоединения с Православной Церковью старокатолического движения, вероисповедание которого унаследовало римо-католическое учение об исхождении Св. Духа. В русской богословской науке сложилось два основных мнения о подлинной природе этого учения. Одно из них представлено, в частности, В.Болотовым в его знаменитых тезисах о filioque. Вместе с рядом других богословов он считал, что учение о filioque можно признать теологуменом, имеющим право на существование и получившим еще в древности косвенное признание Восточной Церкви. Другое мнение, которого придерживался, ряд современников В.Болотова, а затем, в частности, В. Лосский отстаивало глубокую догматическую разницу между православным пониманием исхождения Св. Духа и римо-католическим учением, усматривая в нем причину различного понимания триадологии. Если историческая роль filioque представляется достаточно ясной, то его богословская оценка затрудняется тем, что некоторые восточные отцы, в частности, Св. Максим Исповедник, чьи слова были приведены выше, Св. Василий Великий, Св. Григорий Нисский и Св. Григорий Богослов, а также Св. Иоанн Дамаскин допускали выражения, предполагавшие ис-хождение Св. Духа от Отца чрез Сына. Например, Св. Иоанн Дамаскин писал " Бог … всегда был Отцом, имея из Себя Самого Свое Слово и чрез Свое Слово исходящего из Него Своего Духа. " В " Определении православия … патриарха Тарасия, " одобренном VII Вселенским Собором и папой Адрианом, говорится: " Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия … и в Духа Святаго, Господа животворящего, от Отца чрез Сына исходящего. "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010