В кон. XIX - нач. XX в. в Ризоположенской ц. древних икон Е. обнаружено не было. В. Т. Георгиевский указал «не древнюю» икону Е. «с деянием» в серебряном окладе (оклад поздний, «даже с пробой») в местном ряду иконостаса справа от царских врат, слева во 2-м праздничном ярусе икону-пядницу с ее изображением в золоченом окладе и киоте, попавшую туда из старого иконостаса, за клиросами переписанные в позднейшее время 2 иконы святой (Там же. С. 53-55). На фотографии кон. XIX в. части интерьера храма с ракой Е. запечатлена ее большая ростовая икона в окладе (Там же. Вкл.). Преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские. Створка складня. Кон. XVIII в. (ГВСМЗ) Преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские. Створка складня. Кон. XVIII в. (ГВСМЗ) Поздние иконы Е. находились также в храмах Ризоположенского монастыря. В Троицкой ц. за жертвенником в киоте было установлено 5 икон, на одной из к-рых среди Суздальских святых написана Е. В новой ц. Сретения Господня около столпов помещено «несколько старых икон» в киотах «не ранее… начала XVIII в.», в числе к-рых есть образ Е., на стенах приделов в киотах - 2 иконы Е. из старой Сретенской ц. В часовне на входных воротах стоял иконостас (иконы были взяты из старых иконостасов Сретенской и Ризоположенской церквей) с изображением Е., имевшим «следы древнего письма». Согласно описи 1771 г., на одной из икон в ц. Сретения Господня Е. была представлена вместе с преподобными Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским (Там же. С. 69, 74, 75, 81. Прил. С. 46). В XVII-XVIII вв. в рус. искусстве получили распространение изображения Соборов местных чудотворцев, в Суздале они появились не позднее 2-й пол. XVII в. Известна икона Суздальских святителей Иоанна, Феодора, преподобного Евфимия и Е. в молении Спасителю письма А. И. Татаринова (1791, частное собрание, см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 230). На иконе «Святители Иоанн и Феодор, преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские» (1792, ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 498-501. Кат. 113; на обороте владельческая надпись: «Суждалскаго купца Андрея Чернова. Писан года») святые предстоят Владимирскому образу Божией Матери (в зеркальном переводе), Е.- справа вполоборота к центру, со сложенными перед грудью руками; надпись: «с. п. ефросиния». Др. аналогичная икона представляет 4 Суздальских святых вместе со свт. Петром, митр. Московским, под образом Спаса Нерукотворного (нач. XIX в., иконописец Д. Мешков, ГВСМЗ), Е.- 2-я справа, с четками в поднятой к груди правой руке. На левой створке небольшого складня-триптиха с композицией «Введение Пресв. Богородицы во храм» в среднике изображены прп. Евфимий Суздальский и Е., предстоящие Тихвинскому образу Божией Матери (кон. XVIII в., ГВСМЗ).

http://pravenc.ru/text/187882.html

святителей великому архиерею Христову Николаю (см. об этом: Смирнова Э. С. Изображения Мирликийского архиеп. Николая с избранными святыми. Своеобразие рус. иконогр. вариантов//Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире/Сост.: А. В. Бугаевский (в печати)) стала актуальной для Суздальской кафедры именно в XVI в. (ср. пелену с образом Божией Матери «Моление о народе»). К XVI в. могла восходить и упомянутая в описи 1683 г. обложенная серебром икона свт. Феодора на его гробнице; скорее всего существовала и подобная икона И., но в опубликованном тексте описи его погребение почему-то не значится. Между тем оклады обеих рак 1598 г. были целы в сер. XVIII в. ( Фёдоров. 1855. С. 122). Ряд изображений И. и свт. Феодора был создан при архиеп. Серапионе (1634-1653), к-рый «многую веру и благоговение имяше к великим святителям и чудотворцем Иоанну и Феодору» (это нашло отражение в его письме 1641 г. царю Михаилу Феодоровичу, где спасение Суздаля в 1612 от поляков и литовцев приписывается заступничеству Богоматери, И. и свт. Феодора, а не др. Суздальских святых; см.: Там же. С. 6). Известно, что при архиеп. Серапионе им было посвящено неск. храмов: в 1637 г.- придел ц. во имя ап. Иоанна Богослова в архиерейском доме, упраздненной при свт. Иларионе (антиминс придела сохр. в Рождественском соборе; по др., менее вероятной версии, это был придел самого собора - Березин. 1896. С. 43), а ок. 1650 г.- придел Вознесенской ц. суздальского Александровского монастыря ( Фёдоров. 1855. С. 123-124, 141-142), для к-рого должны были писать иконы святителей. Не исключено, что при этом же архиерее образ святителей Николая, И. и Феодора, аналогичный иконам из Рождественского собора, появился в ц. св. Иоанна Предтечи на суздальском подворье в Москве; по сообщению Фёдорова, он упоминается в описях 1656/57 и 1681/82 гг. и «ныне в той церкви имеется» (Там же. С. 127, 142). По сведениям того же автора, в 1729 г. в с. Павловском близ Суздаля, принадлежавшем кафедральному собору, была разобрана обветшавшая 2-престольная ц. Рождества св. Иоанна Предтечи и Суздальских святителей. В новом храме, уже не имевшем придела И. и свт. Феодора, сохранялась их старинная икона, находившаяся ранее в разобранной церкви (Там же. С. 124-125, 142; Березин. 1896. С. 120-121). Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Фрагмент иконы «Святители Иоанн и Феодор, преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские». 1792 г. (ГВСИАХМЗ) Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Фрагмент иконы «Святители Иоанн и Феодор, преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские». 1792 г. (ГВСИАХМЗ) Рака с мощами свт. Иоанна, еп. Суздальского (ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Суздале) Рака с мощами свт. Иоанна, еп. Суздальского (ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Суздале)

http://pravenc.ru/text/468953.html

Возвращающегося из орды ходатая за землю Русскую встречали с торжеством. В Нижнем встретили его князья Суздальские. В Москве великий князь Иоанн с юным Димитрием, весь освященный причт и народ вышли на встречу архипастырю за город. «Владыко! чем заплатим тебе за труды твои? ты даришь нас мирною жизнию», так говорил святителю юный наследник Московского престола 213 . В январе 1358 года Алексий отправился в Киев и возвратился в Москву уже в июне 1360 года. В разоренном Киеве надобно было долго жить, чтобы восстановить кое-что. Раздоры Тверских князей до того отяготили собою Тверского пастыря Феодора, что он, не видя никакой пользы от советов любви своей, решился отказаться от кафедры; святитель уговаривал его еще потерпеть: но в 1360 году посвятил на место его Василия 214 .  Когда скончался великий князь Иоанн (1359 года), на рамена святителя пала опека над несовершеннолетним князем Димитрием. Власть великого князя выпросил себе в орде Суздальский князь Димитрий Константинович. Святитель должен был благословить Суздальского князя на великое княжение в кафедральном Владимирском соборе. Димитрий Константинович упрашивал его жить при нем во Владимире; но Алексий и по любви к юному Димитрию и по вниманию к воле Божией, изреченной устами святителя Петра, не хотел расстаться с Москвою. В орде между тем шли смуты; каждый год являлось по нескольку ханов, истреблявших один другого; в 1362 году явилось два хана соперника. Юный Димитрий выпросил себе у Мюрида звание великого князя России и заставил Димитрия Константиновича удалиться из Владимира 215 . Святитель с радостию благословил питомца своего на великое княжение чудотворною Владимирскою иконою Богоматери. – Он был душою советов и дел князя Димитрия. «Мы целовали крест у отца своего Алексия, митрополита всея Руси», говорит в договоре своем великий князь Димитрий и брат его Владимир Андреевич, князь Серпуховский. И этот договор доставил великому князю верного и храброго помощника на все последующие невзгоды жизни 216 . Трудами святителя росла и крепла власть великого князя Московского. Димитрий Константинович, отказавшись от прав великого князя, желал получить часть из наследственного княжества Суздальского, которого не хотел ему уступить младший брат Борис, князь Нижегородский. Митрополит послал в Нижний Новгород преподобного Сергия убедить Бориса, чтобы явился в Москву на совет. Князь отвечал, что знает только волю хана. И Сергий, согласно с волею святителя, затворил все храмы в Нижнем, а великий князь двинул войска свои; Суздальские князья вынуждены были мирно разделиться между собою 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Икона об иконе На иконе «Битва суздальцев с новгородцами» мы видим высокие крепостные стены Новгорода, под ними идет сражение. Почему для иконы выбран такой странный сюжет, почему святые не поладили между собой и о чем можно молиться перед этой иконой? 10 декабря, 2010 На иконе «Битва суздальцев с новгородцами» мы видим высокие крепостные стены Новгорода, под ними идет сражение. Почему для иконы выбран такой странный сюжет, почему святые не поладили между собой и о чем можно молиться перед этой иконой? На иконе «Битва суздальцев с новгородцами» мы видим высокие крепостные стены Новгорода, под ними вьются флаги, скачут кони, сверкают копья — идет сражение. Рать Владимиро-Суздальского князя святого благоверного Андрея Боголюбского бьется с новгородцами, о победе которых тем временем молится Пресвятой Богородице другой святойсвятитель Иоанн, архиепископ Новгородский. Почему для иконы выбран такой странный сюжет, почему святые не поладили между собой и о чем можно молиться перед этой иконой? Знамение «Сюжет этой новгородской иконы уникален, — рассказывает доктор искусствоведения, профессор МГУ, специалист по древнерусской иконописи и миниатюре Новгорода Энгелина Смирнова, — потому что через нее мы узнаем, как исторически сложилось особое почитание другой иконы — образа Пресвятой Богородицы “Знамение”. А сложилось оно так: в житии святителя Иоанна, архиепископа Новгородского (прославлен в 1547 году), говорится, что в 1170 году Новгород осадили войска Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского (прославлен в 1751 году). Святитель Иоанн трое суток провел в соборном храме, слезно моля о помощи. В ночь перед штурмом он услышал голос, повелевший ему идти в одну из церквей в торговой части Новгорода, взять оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городскую стену — “тогда узриши спасение граду”. Наутро святитель рассказал клирикам кремлевского собора о повелении и послал архидиакона за иконой. Войдя в указанную церковь Преображения на Ильине улице, архидиакон, поклонившись, хотел взять икону, но не смог сдвинуть с места. Архидиакон вернулся и рассказал о случившемся. Тогда святитель со всем собором сам пришел в Ильину церковь и на коленях стал молиться пред иконой Богородицы. Начали петь молебный канон, и по 6-й песни во время кондака “Заступнице христианом” икона сама сдвинулась с места. Народ со слезами взывал: “Господи, помилуй!” Тогда святитель Иоанн взял икону и вместе с двумя диаконами понес ее на другую сторону реки Волхов в Кремль, а после молебна в Софийском соборе Кремля прикрепил икону на городскую стену.

http://pravmir.ru/ikona-ob-ikone/

со свт. Иоанном , еп. ростовским, Суздальским и Владимирским (1190 - после 1214; см.: Спасский. 1947. С. 47-55). Известие об уходе последнего с кафедры в Боголюбский мон-рь содержится в Лаврентьевской летописи под 1214 г., где Иоанн назван Суздальским епископом (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438; ср.: Там же. Т. 18. С. 48; Т. 10. С. 66). В краткой редакции Жития И. имеется указание на преставление святого «в лето 6882 (1373) октября в 15 день» и на его погребение «в Суждале в церкви Пресвятыя Богородица в стене». В пространной редакции содержится указание только на день и месяц кончины и на погребение в ц. Пресв. Богородицы. Этот фрагмент Жития может быть соотнесен с записью 1634/35 г. на стене собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Суздале о том, что «лета 6882 октября в 15 день святитель Иоанн преставися и почи зде» (цит. по: Фёдоров. 1855. С. 28). Следует отметить, что указанный в Житии день кончины И. совпадает с днем кончины свт. Дионисия (15 окт. 1385). Свидетельство летописей По-видимому, к кон. XV в. почитание И. соединилось с памятью о 1-м Суздальском архиерее, также носившем имя Иоанн, сообщение о смерти которого под 1313/14 г. содержится в Симеоновской летописи кон. XV в. и во Владимирском летописце XVI в.: «В лето 6822 преставися Иван, епископ Суждалскыи» (ПСРЛ. Т. 18. С. 88; Т. 30. С. 102). В данной части указанные летописи отражают тверскую переработку протографа утраченной Троицкой летописи 1-й четв. XV в., где это сообщение также, вероятно, читалось ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950, 20022. С. 354; Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 275. Примеч. 247). В неточном перечне Суздальских архиереев кон. XV в., предваряющем Симеоновскую летопись, «Иоанн чюдотворец» указан первым (ПСРЛ. Т. 18. С. 23). названный в летописи «Иван, епископ Суждалскыи» был 1-м архиереем на новообразованной Суздальской кафедре. Ее учреждение, по-видимому, было обусловлено тем, что в 1299/1300 г. Владимир стал резиденцией Киевского митр. Максима , к-рый перевел бывшего Владимиро-Суздальского еп.

http://pravenc.ru/text/468953.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († 15.10.1373?), свт. (пам. 15 окт.), еп. Суздальский. Житие И. является единственным источником сведений о святителе. Несохранившаяся первоначальная редакция текста была написана Григорием , иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , предположительно в 50-60-х гг. XVI в. (см. ниже). Ряд известий, приведенных в Житии И., сходным образом читается в Житии прп. Евфимия Суздальского, пространная редакция которого также была создана иноком Григорием (краткая редакция Жития прп. Евфимия была написана в кон. 10-х гг. XVI в.). Житие И. сохранилось в 2 редакциях: пространной («Житие святого отца нашего Иоанна, архиепископа Суждальскаго. Списано Григорием, смиреноиноком лавры преподобнаго отца архимандрита Еуфимиа»; старший список - РГБ ОР. Ф. 242. 60, посл. четв. (возможно, нач. 90-х гг.) XVI в.) и краткой («Повесть о житии иже во святых отца нашего Иоана, епископа Суждальскаго, чудотворца. Списано Григорием, смиренным иноком лавры великаго Еуфимия того же града Суждаля»; старший список - ГВСМЗ. 5636/194, 2-я четв. XVII в.). В обеих редакциях излагаются схожие известия об И. В краткой редакции отсутствует рассказ о попытке суздальцев оклеветать святителя, а также описание некоего «первого у князя в болярех», к-рый часто приходил к И. за духовным советом. В большинстве списков краткой редакции И. назван епископом, в то время как в пространной редакции он имеет титул архиепископа. Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Фрагмент 2-сторонней иконы «Казанская икона Божией Матери. Суздальские святые». 1-я треть XVIII в. (ГВСМЗ) Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Фрагмент 2-сторонней иконы «Казанская икона Божией Матери. Суздальские святые». 1-я треть XVIII в. (ГВСМЗ) Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Шитый покров. 1581 г. (ГВСМЗ) Начало изучению Жития И. положил В. О. Ключевский ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 284, 286). Специальное исследование текста провел В. А. Колобанов, выявивший 2 редакции и считавший, что краткая редакция восходит к пространной. Исследователь отметил ряд параллелей с Житием прп. Евфимия Суздальского, которое было написано ранее Жития И., и на этом основании отнес Житие прп. Евфимия к числу источников жизнеописания И. Научную публикацию обеих редакций Жития И. по всем известным спискам осуществил А. С. Усачёв. Исследователь считает, что краткая редакция не может быть возведена к пространной, обе эти редакции восходят к общему источнику - несохранившейся первоначальной редакции, автором к-рой был суздальский инок Григорий.

http://pravenc.ru/text/468953.html

Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский , родился в сирийском городе Самосате. В 12-летнем возрасте он остался сиротой. Лукиан роздал имущество нищим, а сам пошел в город Эдессу к исповеднику Макарию, под руководством которого прилежно читал Священное Писание и учился подвижнической жизни. За благочестие и ревностное распространение христианства среди иудеев и язычников Лукиан был поставлен пресвитером. В Антиохии святой Лукиан открыл школу, где собрал множество учеников и наставлял их книжной премудрости. Святой Лукиан занимался учеными трудами, исправлял текст Священного Писания , испорченный переписчиками и еретиками (Исправленный им полный греческий текст Библии во время его исповеднического подвига был спрятан в стене и найден при святом Константине Великом .) В гонение Диоклитиана (284–305) святой был схвачен по доносу еретиков и отправлен в никомидийскую темницу, где находился в течение 9 лет. Он укреплял бывших с ним христиан в исповедничестве, убеждая их не бояться мучений и смерти, и сам мужественно претерпевал страдания. От многих страшных пыток и голода святой Лукиан скончался в темнице. Перед смертью , желая причаститься Христовых Таин на праздник Богоявления, прикованный цепями к ложу мученик-пресвитер совершил Бескровную Жертву на своей груди, и все христиане, находившиеся в темнице, причастились. Тело святого мученика было брошено в море, но через 30 дней дельфины вынесли его на берег. Верующие с честью похоронили многострадальное тело святого Лукиана. Святитель Иоанн, епископ Суздальский Святитель Иоанн, епископ Суздальский , с юности возлюбил иноческую жизнь и поступил в один из монастырей города Суздаля. Смиренный и добродетельный монах, он Промыслом Божиим в 1350 году был поставлен первым епископом Суздаля и Нижнего Новгорода. Высокий сан не стал помехой святителю Иоанну в любви и сострадании к бедным и больным людям. Для недужных он строил богадельни, за бедняков заступался пред князьями. Известен святитель и как проповедник Евангелия среди языческой мордвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере русской земли одну державу и хотел одним ударом сокрушить силу новгородскую. Князья смоленский, муромский, полоцкий и рязанский спешили с своими дружинами принять участие в войне князя Андрея с Новгородом; «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72», так говорит древний летописец. «Горе побеждённым!» изрек вперёд могущественный князь суздальский, и вместе с союзниками заранее делили между собою богатые области новгородские и расхищали сокровища древнейшей столицы Рюрика. Но сам князь Андрей заболел и остался во Владимире, а сына своего Мстислава, покорителя стольного Киева, послал вместо себя предводительствовать войсками. С 25 февраля соединённые войска окружили город, и начали кровопролитные приступы. Новгородцы видели силу врагов и, изнемогая в неравной борьбе, всё упование возлагали на Господа, Пресвятую Богородицу и на молитвы своего архипастыря Иоанна, в иночестве Илии. Церкви были отворены; юноши и мужья умирали на стенах города; дети, жёны и старцы плакали и молились в церквах, — все решили защищаться насмерть. Святитель Иоанн уже три дня и три ночи с самого появления врагов стоял при алтаре Господнем в соборной церкви, ограждая свою паству неусыпными молитвами. В последнюю ночь, когда все знали, что следующий день решит свободу или рабство Новгорода, святитель услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Владычицы и вознести её на городскую стену, и «узриши спасение граду». Св. Иоанн, исполненный страха и радости, молился преклоненный до самого рассвета, потом велел благовестить в большой колокол и, объявив народу о бывшем ему откровении, послал в церковь Спаса за иконою Владычицы своего протодьякона с соборным клиром, а сам начал молебное пение. Посланные возвратились в ужасе, говоря, что икона не двигалась с места. Тогда сам святитель со всем собором пошёл в Спасскую церковь, пал пред иконою Пресвятой Богородицы и возгласил со слезами: «о, Премилостивая Владычица, Богородице Дево! Ты — Упование и Заступницы граду нашему, покров и прибежище всем христианам! Молися Сыну Твоему и Богу нашему за град наш и не предаждь нас врагам нашим грех ради наших; но услыши плач и воздыхания людей Твоих и пощади нас, как и ниневитяне древле пощажены были покаяния ради».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

в издании М. В. Толстого стр. 12 и 225). 2) Память св. Симона, почивающего в Киевских пещерах, чтится в Киеве и чтилась в Суздале 10-го мая, тогда как Святитель Симон Владимирский, по согласному свидетельству летописей, а также – надписи над его гробницей во Владимирском соборе, преставился 22-го мая. Царь Иоанн Грозный в известном нам указе повелел петь панихиды при его гробе 28-го мая; но здесь число 28, вместо 22, могло явиться по легко объяснимой ошибке. 104 По Лаврентьевской летописи, епископ Иоанн оставил епископию и постригся (в схиму?) в монастыре Боголюбове в 1214 г., по Воскресенской – он удалился в Суздаль, в монастырь св. Космы и Дамиана, в 1213 году. По «Историч. собр. о богоспас. граде Суждале» ключаря Анании Федорова, еп. Иоанн удалился в Суздальский монастырь св. Космы и Дамиана, там преставился и погребен в 1213 году. При сообщении об этом ключарь Анания замечает: «а в котором месте был помяненный святых Бессребренник монастырь, ныне уже и известия не имеется, и где гроб онаго святителя Иоанна, весьма место незнаемо» 106 По Лаврентьевской летописи, Святитель Симон хиротонисан в 1214 г., а по Воскресенской – в 1213. 107 В Степенной книге сказано, что великий князь Константин Всеволодович встретил святыню «со епископы» (стр. 326). См. Влад. Еп. Вед. За 1867 г. стр. 120 108 См. Влад. Епарх. Ведом. За 1867 г., стр. 123 и 124. Здесь же указывается, что в Нижегородских Епархиальных Ведомостях за 1864 год, подробно и обстоятельно излагается мнение о создании Нижнего Новгорода по идее Святителя Симона. 109 Это был тот самый епископ Ростовский Кирилл, который принес с поля брани в Ростов честные мощи св. великого князя Георгия и который затем, при великом князе Ярославе Всеволодовиче встречал сии св. мощи во Владимире. Он был более 30 лет Святителем Ростовским, но управлял с 1238 года паствой и Владимирской, т.к. тогда во Владимире не было епископа. Таким образом, и по епископству он может считаться преемником Святителя Митрофана. Он погребен в Ростовском соборе, и память его местно чтится в Ростове (См. «Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии». Сост. гр. М. В. Толстой . Ярославль 1887, стр. 39). Блаж. Кирилл был первым архимандритом Рождественского монастыря; до него там были игумены. 110 В том же мае 10-го числа было солнечное затмение, а 14–16 солнце необыкновенным образом было помраченным 3 дня; в Киеве в это время, кроме того, на небе были видимы цветные столбы и какой-то огонь пронесся через весь город, не причинив, впрочем, вреда. В августе 1236 года солнце также было помраченным (было как луна) 4 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

По сообщению Жития И., святой подвизался в боголюбском в честь Явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастыре . При «великом князе» Борисе Константиновиче он был поставлен в епископы «граду Суждалю, и Нижному Новуграду, и Городеску патреархом Цареградскым» ( Усачёв. 2008. С. 25-27). Однако случаи поставления к-польским патриархом епископов на рус. кафедры, кроме Киевской митрополии, неизвестны. Борис Константинович никогда не правил в Суздале, в 1355-1383 гг. Суздаль был владением его старшего брата Димитрия (Фомы) Константиновича , который ок. 1365 г. передал город в качестве удела своему сыну Василию Кирдяпе (владел городом до 1382, когда был уведен заложником в Орду). Суздальскими епископами в то время были Даниил (1330-1347, 1351-1363), затем Алексий (поставлен в 1363, скончался в 1364/65 - ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 75, 78, 79). В 1374 г. на Суздальскую кафедру был поставлен свт. Дионисий . Т. о., И., по-видимому, управлял Суздальской епархией в 1365-1373 гг., при этом в его титуле не могли упоминаться Н. Новгород и Городец, поскольку в 1363-1364/65 гг. митр. св. Алексий изъял эти города из-под власти Суздальского еп. Алексия и включил в состав Митрополичьей области (территория епархии в границах Суздальско-Нижегородского княжества была восстановлена в 1374). Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Фрагмент иконы «Собор Суздальских святых». Сер. XIX в. (ГВСМЗ) Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Фрагмент иконы «Собор Суздальских святых». Сер. XIX в. (ГВСМЗ) Прп. Евфимий и свт. Иоанн. Фрагмент иконы «Святые Евфимий, Иоанн, Феодор и Евфросиния Суздальские». 1791 г. Иконописец А. И. Татаринов (частное собрание) Прп. Евфимий и свт. Иоанн. Фрагмент иконы «Святые Евфимий, Иоанн, Феодор и Евфросиния Суздальские». 1791 г. Иконописец А. И. Татаринов (частное собрание) В Житии И. рассказывается о том, как по желанию кн. Бориса константиновича и по благословению И. прп. Евфимий основал в Суздале преображенский мон-рь. Святитель, преподобный и князь в сопровождении множества людей отправились на поиски подходящего места для обители, по дороге по молитвам И.

http://pravenc.ru/text/468953.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010