И эта уверенность, по кончине Его, повлекла жителей Иркутска и его окрестностей в Вознесенскую обитель, чтобы служить над облагодатствованным Святителем панихиды, и поклоняться благоухавшему святынею Его гробу. К тому же горькая участь, по кончине Святителя Иннокентия, постигшая одновременно и Жолобова и Платковского, из коих один оскорбил Его по смерти, а другой враждовал против Угодника Божия при Его жизни, послужили наглядным уверением для современников, что Господь явил видимое отмщение злотвордам, и что преогорченный ими есть несомненный Угодник Божий. Участь Жолобова и Платковского Корыстолюбие и самовластие вице-губернатора Жолобова, не знавшие границ, были фоном, на котором нарисовалась страшная для Иркутска картина его бесчеловечного управления. Деньги и немая покорность, вот лозунг, непонявшие которого страдали, без разбора званий, в лытках и застенках. Наконец же вопли из застенков донеслись до Правительства, и на смену Жолобова в 1732 году прислан вице-губернатор Сытин. К сожалению, это был больной человек, которого Жолобов своими дерзкими и наглыми отношениями тотчас довел до гроба, и покушался управлять по-прежнему. Но дворяне, дети боярские и казаки застенили злодею дорогу и провозгласили правителем Иркутска пятилетнего сына Сытина. К недовольным, кроме всех граждан, пристало и глубоко оскорбленное Жолобовым и в памяти Святителя Иннокентия и лично, Иркутское духовенство, начиная с Наместника Архиерейского Приказа Игумена Паисия 98 . От Жолобова полетел гонец к Сибирскому Губернатору в Тобольск о составившемся в Иркутске прелиберианском круге. Тобольская Канцелярия назначила следствие, для производства которого прислан был Обер-Комендант Сухорев. Два года исследывал он злодейские поступки Жолобова, и наконец следователь и ответчик и многие другие из прикосновенных лиц потребованы в Петербурге, где 1 Июля 1736 года на одной из площадей столицы прочитан Жолобову смертный приговор, и голова изверга скатилась на плахе под топором палача. Хотя в приговоре ни слова о разграблении Жолобовым достояния Святителя Иннокентия и Вознесенской обители, как о таких поступках, которые светским властями не казались особенно важными: но мы веруем, что ими то Небесная Правда и была оскорблена выше всего. Здесь соединялись и грабеж, и святотатство, поругание Святой обители и поругание Угодника Божия. Позорная казнь Жолобова была опубликована по Империи, преимущественно же по Сибири, и на веки записана в полном Собрании Российского Законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приводим эти факты на тот конец, чтоб видеть неизменяемость порядка, единожды навсегда Святителем принятого, и заметить, что у духовного начальства только одна побудительная мера к исповеди и Св. Причащению и оставалась в руках, т. е. не говевших в течение года лишать христианскою погребения. Денежный штраф, указанный Петром I, давно потерял силу, потому что взыскание это перешло к властям мирским, которые нерадивым потворствовали, и этого греха не чужд был и воевода Иркутский. Например: В мае 1729 г. Преосвященный приказал из всех поступивших в Архиерейский приказ исповедных книг за 1728 г. составить экстракт о не бывших у исповеди и Св. Причастия и препроводить в Провинциальную канцелярию для взыскания с нерадивых определенного законами штрафа, и сколько будет взыскано, просить известия для донесения в коллегию экономии Синодального правления. Всех не бывших в 1728 г. у исповеди оказалось по всей епархии мужеского полу 933 и женского 604, обоего – 1537 человек. Но прошло пять месяцев, а от канцелярии ответа не было. От 14 октября Преосвященный повторил свое требование. И еще прошли месяцы, канцелярия продолжала молчать и бездействовать. От 14 февраля следующего 1730 г. Архиерейский приказ, снова просил канцелярию уведомить его о ее распоряжениях для необходимого донесения в коллегию экономии Синодального правления и обратить внимание на вновь не бывших у исповеди в 1729 г. Канцелярия упорно отмалчивалась. Кстати припомнить, что покойный П. И. Пежемский записал в своей летописи, что воевода Измайлов был малограмотный и к должности не рачительный. Стоит только сличить неусыпную деятельность Преосвященного Иннокентия с распоряжениями Измайлова, и откроется, что первый имел обыкновение всякую бумагу решать в час ее поступления или много-много на другой день, если по содержанию оной не требовалось ни справок, ни исследования; самые следственные дела вершались в Архиерейском приказе в несколько дней, тогда как исполнителем дел по Приказу был только один Алексей Попов. Но в канцелярии Измайлова служили в это время Петровы, Татариновы, Березовские, Портнягины, Судницыны и многие другие. И как шли дела? Много ли бы, например, требовалось времени, чтоб уведомить Архиерейский приказ о получении лазаретных денег, собранных с венечных за 1729 г. памятей в количестве 52 р. 80 к. 107 , отосланных из Приказа и канцелярию от 20 декабри 1730 г.? Однако ж уведомление получено не ранее последних числ декабря следующего года. Или: на Архиерейском приказе, кроме своих дел, лежала еще обязанность ежегодно отсылать в Провинциальную канцелярию метрические со всей епархии книги для учинения там из них выписок о новорожденных и умерших. И книги, отосланные за 1728 г., канцелярия обратила в приказ не ранее половины ноября 1730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что должен быть отвечать на такое письмо Святитель? Ничего. Требования Саввы Владиславича были невыполнимы, a подозрения на пристрастный суд Епископа Иннокентия в отношении к Платковскому и обидны и необстоятельны. В первом случае, кем мог Святитель заметить назначенного в Пекин священника Филимонова, когда все Иркутское духовенство, из простолюдья, стояло на одной степени и образования и поведения? По крайней мере провинциал – инквизитор Иевлев отличал с своей стороны Филимонова званием и обязанностию забайкальского инквизитора, значит, признавал его по образу жизни и по разумению еще выше других. Да и священник Филимонов был один из желавших ехать в Китай. Против же воли посылать кого-нибудь не было основания; а монашествующими, из каковых желал бы видеть Владиславич священника для миссии, так были скудны Иркутские обители, что об этой крайности Епископ Иннокентий по принятии Епархии доносил Св. Синоду. Другое требование, снабдить Платковского деньгами из конфискованных у провинциал-инквизитора Иевлева, было противно ясному предписанию Св. Синода, чрез Тобольских Митрополита и Губернатора, объявленному и Иркутской провинциальной канцелярии, и которое было небезызвестно Епископу Иннокентию, да и самому Платковскому, чтоб все захваченные лихоимством инквизитора деньги обратить обиженным, коль скоро сии последние о себе заявят. Взятое насилием у одного отдать произвольно другому, кому не следовало, было бы делом вопиющей несправедливости. За тем Святителю Иннокентию оставалось, к удовольствию Владиславича, сделать только то, что избрать иеродиакона в Пекин Он предоставил самому архимандриту Платковскому, да предоставил сему последнему все средства к его оправданию. А чтоб устранить всякую тень сомнения в пристрастном производстве дела, Преосвященный Иннокентий чрез свой архиерейский приказ сообщил Иркутской Провинциальной Канцелярии, что, отказавшись прежде за прожитием своим в Селенгинске, участвовать по присланному из Тобольска указу, в рассмотрении дел о Платковском обще с Иркутским воеводою, теперь он, как местный архиерей, находит к тому возможность. Но Иркутская Провинциальная Канцелярия на это предложение Преосвященного сделала такой ответ, что как де по поводу отрицательства архимандрита Платковского предстать, по вышеупомянутому указу из Тобольска, на суд Провинциальной Канцелярии без послушного указа от Митрополита, была сделана о таком отзыве из Канцелярии отписка в Тобольск еще от 19 Июня, a ответа на нее не последовало, за тем архимандрит Платковский указом Тайного Совета назначен в посольство в Пекин и состоит в распоряжении полномочного посланника Графа Владиславича; а сам Граф предоставляет ему, в случае. неудовлетворительного рассчета со стороны Преосвященного Иннокентия следовать в Петербург: то, за сими причинами, провинциальная Канцелярия задерживать архимандрита Платковского производством с своей стороны над ним следствия имеет опасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец, для большей достоверности и целости нетленного тела приглашены были Марта 3-го дня бывший Иркутский гражданский губернатор Д. С. С. Толстой с прилучившимися некоторыми чиновиками, градским, головою купцом Авдеевым и со многими из почетного купечества, с которыми оное тело осматриваемо еще с благоговением и не без любопытного внимания“ 557 . Обо всем этом комиссия, производившая исследование новоявленных мощей, а равно и чудес, от них совершавшихся, подробно рапортом донесла Св. Синоду, прося вместе с тем открыть мощи св. Иннокентия и установить в честь его празднество. Но однако св. Синод не удовлетворился этим рапортом и в 1803 году, „для точнейшего удостоверения“, Вениамину, еп. Иркутскому, велено прислать еще сведения: „не было ли в течение сих двух последних лет каких-либо новых достопамятных происшествий, кои бы могли служить вящшим подтверждением прежде представленным? Какое ныне там народное мнение о нетленном оном теле, и не примечено-ли в нем какого изменения? Присовокупя и свое о том мнение, по долгу Его Архиерейскому и по самой сущей справедливости, дабы можно было судить Синоду с твердым основанием, яко о важнейшем обстоятельстве». На сей указ, от него, епископа Иркутского, того же 1803 года, Октября 9-го дня Синоду донесено, что исцеления и явления от святителя Иннокентия продолжаются; в нетленном теле его никакой измены не усматривается; усердие жителей тамошних стран не только к нему не ослабевает, но и более еще увеличивается, чему доказательством есть частое требование видеть его мощи и им воздавать поклонение. и он, епископ Вениамин, совестию убежден, почитает его святительское ходатайство у милосердия Божия уважаемым. Какие же в течение времени после свидетельства происходили еще от него исцеления и явления, о том приложил выписку за скрепою Консистории, коих показано 24 558 . И только после этого Св. Синод решился причислить святителя Иннокентия к лику святых. Находим в этот период факты, еще резче характеризующие это строгое отношение нашей высшей духовной власти к прославлению святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И в Бирюльскую слободу послать архиерейский указ, чтоб его никто не признавали за священника, но за простеца, дабы сие зря прочим священникам так плутовать было неповадно, А Игумену Пахомию за поблажение в таком смертном деле Орлову, и за не праведный суд, и за презрение указов Его Императорского Величества о нелихоимании, следовало бы по силе соборного уложения учинить на теле жестокое наказание, и всего имения лишить, и шельмовать, и из числа добрых людей извергнуть. Но понеже этот игумен чина духовного иеромонашеского, и еще почетен честию игуменства и наместничества 47 : то 6 руб. и две китайки, взятые им у попа Орлова, с негодоправить и возвратить Орлову; вместо наказания на теле послать в хлебную на неделю муку сеять; вместо лишения имения взыскать штрафу в архиерейский приказ десять рублев, да на нем же доправить все протори и убытки по сему делу; и в Приказе ему Пахомию судиею не быть, и честь наместничества с него снять, дабы впредь ему и прочим таковым, на то смотря, так суд судить и делать было неповадно. Епископ Иннокентий утвердил приговор этот 18 Октября. Встречаются люди, которых слух столько щекотлив, и чувствительность до того велика, что помогут понять, как угодник Божий Иннокентий мог допустить таковые решения, в которых звучали страшные слова, бить, например, плетьми нещадно, чтоб другим не было повадно, и тому подобный. Но разве Святитель сам выдумывал такие слова и такие наказания? То и другое было определено существовавшими законами, обойти которых не смело перо приказное, и изменить не мог угодник Божий, тем более, что на Нем-то и лежала более других обязанность давать собою пример повиновения властям предержащим, к отечественным установлениям. Самые Апостолы, при всей своей близости к Богу, но считали своим правом исправлять или уничтожать распоряжения даже языческих кесарей. Да и род наказаний и буква их определявшая слишком странны теперь, по миновании близ полуторых столетий, а тогда суровые приговоры также привычно звучали, как ныне: лишить всех прав состояния и сослать в каторжную работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Синоду войти в рассмотрение всех обстоятельств, изъясненных в рапорте сенаторов. Сделав это, Синод, с соизволения государя, послал в конце 1800-го года в Иркутск одного епископа, чтобы он вместе с тамошним епископом осмотрел надлежащим образом нетленное тело Иннокентия и произвел обстоятельное разведание о совершившихся от него исцелениях. Епископы два раза осматривали тело, 29-го Января и 3-го Марта 1801-го года, – в первый раз с несколькими лицами из духовных, во второй раз при участии гражданского губернатора Иркутска, нескольких чиновников, городского головы и многих из почетного купечества, и нашли его (тело) нетленным. В промежуток между, осмотрами тела епископы произвели исследование объявлений о чудотворениях, «в котором исследовании, как доносили они св. Синоду, осторожность и внимательность, каковых обстоятельства могли и долженствовали требовать, всегда были употребляемы с крайним старанием, дабы не упустить ничего, что нужно было для утверждения оных " (?), и нашли объявления о чудотворениях неложными. Заключительное «разсуждение» или мнение епископов в донесении св. Синоду было то, «чтобы сего первого Иркутского епископа Иннокентия причесть к лику святителей, церковью почитаемых и прославляемых; тело его нетленное, яко истинные мощи и достойные, чтобы для почитания народного были объявлены и открыты». Донесение епископов св. Синоду было от 5-го Марта 1801-го года. По прошествии ровно двух лет, указом от 5-го Марта 1803-го года св. Синод потребовал от епископа Иркутского, «прислать еще сведение: не было ли в течение сих последних лет каких-либо новых достопамятных происшествий, кои бы могли служить вящим подтверждением прежде представленным? какое ныне народное мнение о нетленном оном теле и не примечено ли в нем какового изменения? присовокупи к сему ему – епископу и свое о том мнение, по долгу его архипастырскому и по самой сущей справедливости, дабы можно было судить Синоду с твердым основанием яко о важнейшем обстоятельстве». На указ Синода епископ отвечал от 9-го Октября 1803-го года, что «исцеления и явления от святителя Иннокентия продолжаются; (что) в нетленном теле его никакой измены не усматривается; (что) усердие жителей тамошних стран не только к нему не ослабевает, но и более еще увеличивается и (что) он – епископ, совестию убежден, почитает святительское его ходатайство у милосердия Божия уважаемым».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Святитель не имел формального отказа в том окладе, который определен был по случаю назначения Его в Пекин, и рассчитывал на его получение. Однакож сыны века сего, мудрейшие в роде своем паче сынов века оного, и эту надежду уничтожили. Известно, что при назначении Святителя в Китай на содержание Его со свитою ассигновано было ежегодно по 1500 рублей. На 1721 год оклад этот был ему выдан в Тобольске. За тем неизвестно, откуда получил он оклад свой за 1822 год. Только в 1723 году Селенгинское казначейство затруднилось выдавать ему 1500 рублей, потому что он жил не в Китаях, а в Селенгинске. Наконец по настоятельной просьбе Святителя, казначейство отпустило Ему 500 рублей, и потом еще 500 рублей, и донесло Тобольской Земской Конторе, прося ей на этот случай разрешения. Контора донесла в Петербург, и отсюда пришло предписание додать Епископу Иннокентию Переяславскому положенный оклад китайскими товарами парчами за вычетом четвертой части, я на гошпитал. Иркутская провинциальная Канцелярия навела справку, что Епископу Иннокентию выдана в счет 1723 года тысяча рублей, и предписала на остальные, причитающиеся Ему, за вычетом, за 1723 год на 110 рублей выдать в Селенгинске вещами. Этим же указанием и рассчетом руководствовалась Канцелярия в 1724, 1725 и 1726 годах. Но когда Святитель в Сентябре 1727 года уведомил Иркутскую Провинциальную Канцелярию, что он на этот год ни откуда никакого жалованья не получал, и просил об отпуске: тогда Канцелярия отозвалась, что имеет указ о бытии Его Преосвященства настоящим Иркутским Епископом, но о назначении ему жалованья никакого предписания не имеет; выдать же Ему по прежнему окладу не решается, так как он в Китай не уехал, а указом де было велено отпускать эту сумму, покамест он будет в Китаех у определенного дела. Святитель отписал, что он по 26 число Августа сего года был со Свитою в путеследовании, а не на Епархии, что на прокормление и на жалованье служащим при Нем средств никаких не имеет, понеже Иркутская Епархия самая малая, от которой ничтожен и приход экономии, и просил выдать ему пекинский оклад хотя по 26 Августа, при таковом с Его стороны обязательстве, что если выданные деньги потребуются в возврат, то Он их заплатит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О всем вышеписанном донося Святейшему Синоду, излагаем наше мнение следующее: Святителя Иннокентия первого Епископа Иркутского тело все в целости и нетленно; благовоние издаст из себя, которое многими ощущаемо бывает; объявления о чудотворениях и явлениях, яко по христианской совести от объявителей учиненные, и почти все надлежащими свидетельствами подтвержденные, тех же объявителей, которые померли или, за великою отдаленностию, не могли быть лично допрошены, другими вероятия достойными людьми засвидетельствованы и утверждены; все они имеют надлежащую подлинность и суть истинны; потому рассуждаем, что праведно и достойно, дабы Святитель Иннокентий, первый Епископ Иркутский причтен был к лику Святителей, церковию почитаемых и прославляемых. Тело Его нетленное суть истинные мощи, и достойны, чтоб для почитания народного были объявлены и открыты. И к таковому рассуждению тем паче мы определяемся, что в таковом Святителя открытии и прославлении, яко особенном даре от промысла отдаленным здешним странам ниспосылаемом, не можем не ощущать благоволения Божеского к диким их обитателям, наисильнейшим образом обращению их в Святую православную нашу веру поспешествовать могущего. А притом и жители града Иркутска имеют великое усердие и почтение к сему Святителю, стекаются во множестве к нетленному телу Его на поклонение, и непреоборимое изъявляют желание, дабы Святитель был Святым, со установлением в память Его службы и празднества. С объявлений же о чудотворениях точные копии, за скрепою присутствующих «Консистории, при сем представляем, положив подлинные в архив. Открытие церковного празднования Святителю Иннокентию Заверение пред Императором вельмож Ржевского и Левашева, что в Иркутске есть совершенно нетленное тело первого Иркутского Епископа Иннокентия, даже не лишенное свежести, хотя от погребения Его протекло 70 лет, которое сами они осязали, от которого сами они обоняли благоухание, – совестное убеждение на месте двух Иерархов – Иустина Свияжского и Вениамина Иркутского в непричастности тлению не только тела, но и риз и гроба Иннокентия, и в обильном излиянии чудес от сего гроба, – свидетельство допущенных к свободному осмотру тела Иркутского Губернатора и градского Главы с чиновниками и гражданами, и наконец общий голос, что почивающий в нетлении Святитель есть Угодник Божий, Чудотворец, благодатною помощию которого воспользовались и пользуются все, Его призывающие, – казалось бы, это такие убеждения, которые не оставляли места недоумению, и которых сильнее и очевиднее не возможно было требовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иркутская Провинциальная Канцелярия подлинные грамоты от 5 Декабря 1731 года препроводила в ту же Коллегию Иностранных Дел в Петербург, и донесла Сенату. А священник Филимонов остался скитальцем по Иркутску (так как это случилось по кончине Святителя Иннокентия), усвоив себе звание странника Хинского Государства, пока не пристроил его преемник Святителя Иннокентий Вторый. Коллегия Иностранных дел все полученные о Платковском сведения предоставила рассмотрению Синода. Но не молчал и Платковский. Описав остававшегося в Пекине от прежней Миссии, заехавшей сюда при Иларионе Лежайском, Иеромонаха Ляврентия, привезенного с собою Иеродиакона Иоасафа и всех школьников нетерпимыми в Китае, просил всех переменить, и даже себя, за некоторыми от Китайских Министров чинимыми ему Архимандриту унижениями и озлоблениями, уволить. Так мечта, быть Начальником Миссии, издали обльщавшая Платковского до странных с его стороны пожертвований честию и совестию, так вблизи показалась она малопривлекательною! Святейший Синод приняв во внимание те и другие данные, 4 Декабря 1732 года, определил: Архимандрита Платковского и весь состав тамошней Миссии заменить новым, более надежным. Но прежде чем определение это было приведено в исполнение, в Петербург приехал из Пекина с отчетами караванный директор Ланг. Первый член Синода Феофан Архиепископ Великоновоградский и Великолуцкий не замедлил пригласить его к себе, и первый вопрос был, разумеется, о Миссии. Ланг не мог ничего сказать о ней доброго, и в доказательство недобросовестности Платковского показал Архиепископу веденный им Платковским Журнал, в котором, кроме заметок о женолюбивой жизни Иеромонаха Лаврентия и о расхищении им казны церковной, было записано, будтобы иеродиакон Иоасаф ходил пьяный во дворец Богдохана, проник во внутренние комнаты, перебил здесь министров, за что и содержался скованный под караулом сутки. – Дело страшное! сказал Преосвященный Феофан. – Да не так оно было, отвечал Ланг; – носился слух, что в нетрезвом виде Иеродиакон забрел во дворец; но чтоб бил министров, это напрасно; напротив, его все китайцы за простоту и скромность особенно любят; одно его несчастие, что временно придерживается хмельного напитка, да и от того воздержать его не безнадежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жители Иркутска намерены совершить кругосветный крестный ход Иркутск, 2 сентября 2011 г. Морской кругосветный крестный ход по местам служения святителя Иннокентия намерены осуществить жители Иркутска, сообщает агентство «Благовест-инфо». Святитель Иннокентий (Вениаминов), первый епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, родился в деревне Анга Качугского района Иркутской губернии. «Сегодня имя нашего выдающегося земляка, миссионера, просветителя и государственного деятеля практически забыто, – говорит инициатор кругосветного крестного хода протоиерей Евгений Старцев. – Нам хотелось привлечь внимание к его личности, и мы решили, что хорошим средством для этого может стать путешествие с крестным ходом по местам его служения – Командорским и Алеутским и островам». Отец Евгений – настоятель иркутского Харлампиевского морского храма, получившего свое второе название благодаря тому, что именно здесь до революции получали благословение моряки, уходившие в плавание. В июле этого года был осуществлен первый этап большого похода, – путешествие из Петропавловска-Камчатского на Командорские острова: шесть человек на небольшой парусной яхте прошли 900 миль. На острове Беринга они установили поклонный крест, побывали на могилах Витуса Беринга и основателя иркутского Харлампиевского храма купца Емельяна Югова. На будущий год настоятель морского храма планирует пройти из Петропавловска-Камчатского до Сан-Франциско. Путешествие будет кругосветным: ведь и сам апостол Америки и Сибири святитель Иннокентий в путешествовал из Ново-Архангельска, расположенного на острове Ситхе в Северной Америке, до Петербурга. За несколько лет этапами преодолевая этот маршрут, отец Евгений планирует оказаться в северной российской столице в 2015 году. Принять участие в походе хотят многие жители Иркутска. Присоединиться может каждый, обратившись к настоятелю Харлампиевского храма. Например, поход 2012 года займёт 65 суток, но современный человек – даже священник – не может позволить себе столько времени находиться в путешествии. Поэтому экипаж яхты будет периодически меняться. Женщин на борт не берут. 2 сентября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/48430.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010