В своей статье: «Знаменательное 25-летие», написанной владыкой Антонием по случаю исполнившагося 25-летия со дня спасения Государя Кирилла Владимировича в 1904 году во время войны с Японией из вод океана, владыка Антоний писал следующее. « В годы смутнаго времени предстоятель Российской Церкви Святитель Ермоген неоднократно разсылал воззвания и послания во все концы Руси, требуя скорейшаго признания законнаго Царя, хотя в то время исполнить этот святительский призыв было мудренее даже, чем теперь. Законный Царь Василий Шуйский был отвергнут и пострижен в монашество. Хотя пострижение это было подневольно, но обет послушания, нестяжания и девства был произнесен в святом храме и признать их ничего не значущими богобоязненная Русь не решалась. Но не решался так взирать на дело Святитель Ермоген и долгое время призывал народ к верности сверженному Государю. Наконец, когда он увидел, что это не осуществимо, он согласился на признание Царем польскаго королевича Владислава, если он согласится принять православное крещение (именно крещение, т. е. троекратное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святаго Духа). Об этом Патриарх написал королевичу увещательное послание, сохранившееся и до ныне в целости. Когда королевич и еще больше его отец король Сигизмунд отказались это исполнить, то Св. Ермоген навсегда оставил такую мысль и перед своей мученической смертью указал русским на юношу Михаила Феодоровича Романова, как на ближайшаго родственника наследственных Царей Ивана Васильевича Грознаго, Феодора Иоанновича и супруги Грознаго Анастасии Романовой, родным племянником которой являлся указанный Патриархом преемник Царскаго Престола Михаил Феодорович. Впрочем, не только в этих событиях XVII века, но и вообще после кончины миропомазанных Царей Патриарх или Митрополит Московский почитался на Руси «набольшим человеком» и от него перваго ожидали указаний на то, кто должен занять Царский Престол. Так, Святители Алексий и Иона потребовали воцарения Сына Царева, а не брата, как думали было бояре. Так происходило дело при наличии Царской Династии, так оно продолжалось и при полном прекращении Династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

XX в. (частное собрание). В XX в. образ Е. вводился и в росписи интерьеров церквей (ц. свт. Николая Чудотворца в Толмачах в Москве, Троицкая ц. на кладбище в Орле). Сщмч. Ермоген. Эмалевая икона. Ок. 1913 г. (ЦМиАР) Сщмч. Ермоген. Эмалевая икона. Ок. 1913 г. (ЦМиАР) Во 2-й пол. XX в. возникли новые изводы иконографии Е., сосуществовавшие с традиционными. Вместе с Московскими святителями Е. (в архиерейской мантии и клобуке, с Евангелием) показан под 5 окт. на лицевых святцах рус. святых иконописца мон. Иулиании (Соколовой) , созданных после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание). Образ Е. встречается в центральной группе Московских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ) и совр. повторениях, в разработанных ею же в сер. XX в. композициях «Собор святителей, в земле Российстей просиявших», «Святые первосвятители всея Руси» (обе в митрополичьих палатах ТСЛ), «Всея России чудотворцы» 1952-1953 гг. (ц. во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. в Москве) и 1957 г. (придел свт. Иоасафа Белгородского трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского ТСЛ), в восстановленной после пожара росписи 1987-1988 гг. ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы МДА (среди рус. святых на зап. стене), на иконе «Собор Московских святых» 2004 г. работы И. В. Ватагиной (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве) и др. К освящению Казанского собора на Красной пл. (1993) для Казанского образа Божией Матери работы иконописца архим. Зинона (Теодора) 1990 г. исполнены в стиле древнерус. иконописи дополнительные иконы святых патриархов Е. и Тихона в саккосах, с Евангелиями; триптих помещен в соборе в резном деревянном киоте. Др. икона собора (1993-1994) представляет Е. в центре, держащего Казанский образ Божией Матери, по сторонам - избранные святые: свт. Петр, митр. Московский, прп. Сергий Радонежский, выше - царевич мч. Димитрий, прп. Алексий, человек Божий, прп.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Сегодня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Патриарха Ермогена 2 марта, 2011. Редакция " Правмира " Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан и стал первым Казанским митрополитом. В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере. В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая. По благословению Патриарха Иова (1589 — 1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн, родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр, новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх Иов прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену.

http://pravmir.ru/segodnya-russkaya-prav...

Воцарившись в Москве, Лжедимитрий учредил на западный манер Сенат и, когда там решался вопрос о женитьбе «спасенного царевича» на дочери его польского благодетеля Марине Мнишек, митрополит Ермоген резко выступил против брака русского царя с католичкой. Святитель не мог тогда знать, что лжецарь уже был тайно принят в латинство папским нунцием, повенчан с Мариной по латинскому чину и дал клятвенное обещание привести русский народ в унию. По его указанию на патриарший престол был возведен архиепископ Игнатий, грек, учившийся в Риме. Легко нашедший с самозванцем общий язык, этот патриарх стал соучастником великого обмана, имевшего целью обойти требование русских архиереев о перекрещивании католички Марины. Святитель Ермоген обратился к Лжедимитрию: «Не подобает христианскому царю брать некрещеную и вводить во святую церковь и строить римские костелы. Не делай так, царь, потому, что никто из прежних царей так не делал, а ты хочешь сделать». Лжедимитрий подверг Ермогена опале. Святитель был сослан в Казань. Было приказано лишить его сана и заключить в монастырь, но исполнению этого помешала гибель самозванца. Боярская партия поняла, что отнюдь не ее ставленником является новый царь, а население Москвы явно ощущало дух католической и иноземной оккупации. 14 мая 1606 года группа бояр, возглавляемых князем Василием Ивановичем Шуйским, подняла восстание, уничтожившее самозванца. Василий Шуйский стал царем. Епископы лишили святительского сана ставленника и пособника самозванца патриарха Игнатия. Собор поставил на патриаршую кафедру митрополита Ермогена. Есть сведения, что на кандидатуру Ермогена указал отказавшийся вернуться на патриаршество по слепоте и старости первый патриарх Иов. Началось доблестное служение Ермогена-Патриарха, в котором он все свои силы отдал спасению Церкви и Отечества. Первые же месяцы царствования Василия Шуйского обнаружили слабость его власти. Царь Василий, ограничивший свою власть договорным обязательством перед поставившим его на престол московским боярством, не имел сил и авторитета для поддержания в стране твердого государственного порядка. В провинции ширились слухи о чудесном спасении царя Димитрия, росло брожение.

http://pravoslavie.ru/1622.html

Первым градом, который встретил нашествие польско-литовских захватчиков, был град Смоленск. Три года продолжалась борьба смолян, три года враг пытался взять этот город, но у него ничего не получалось. А в это время преступные события разворачиваются в Москве. Бояре, которые должны были оказаться оплотом государства, национальная элита, которая была призвана в трудное время защитить народ и страну, принимает решение пригласить править Русью польского короля Сигизмунда, который стоял со своим войском под Смоленском. Это было предательство, но предательство совершенно особое, когда большинство подверглось искушению и соблазну; люди словно обезумели, потеряв всякий ориентир в нравственном пространстве. И отправилось к Сигизмунду посольство из Москвы, чтобы пригласить его на царствование, и святитель Ермоген, не имея силы остановить это безумие, издал грамоту, в которой сформулировал условия возможного пришествия Сигизмунда в Москву. Там стояло как непременное условие принятие православной веры его сыном, королевичем Владиславом, который и предназначался в русские цари. Там стояло условием вступление в брак с православной девушкой. Там стоял условием отказ от всякого прозелитизма, от всякой попытки обратить в иную веру Русь Православную, и многое другое. Но те, кто вел переговоры с Сигизмундом, давно решили открыть врата Москвы для врага. Так оно и произошло. Без всякого боя враг вступил в нашу столицу и вошел в Кремль. Но для того чтобы подчинить страну, нужно было убедить Патриарха Ермогена поддержать и благословить эту власть. Однако старец Патриарх отказывается. Первосвятителя бросают в подземелья Чудова монастыря в Московском Кремле, не кормят, не поят, держат в холоде, желая сломить его волю. Но ничто не могло сломить этой воли, и святитель Ермоген обращается со своими пламенными воззваниями ко всему народу. Именно эти воззвания пробудили совесть наших людей, именно они содействовали организации ополчения под руководством князя Пожарского и гражданина Минина. Мы знаем, что только благодаря святителю Ермогену, оставшемуся верным Церкви своей и народу своему, Русь вновь обрела независимость. А святитель Ермоген был замучен врагами в подземелье Чудова монастыря — это произошло 1 марта 1612 года по новому стилю.

http://patriarchia.ru/db/text/2051271.ht...

При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября) и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания Богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении Богослужебного чина, святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб – многогласии, а мирян – в неблагоговейности при Богослужении. Широко известна литературная деятельность Первосвятителя Русской Церкви. Его перу принадлежит: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594 г.); послание Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591 г.); сборник, в котором рассматриваются вопросы Богослужения (1598 г.); патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу (1606–1613) и другие произведения. Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многого рассуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхого Закона и Новыя Благодати, и уставы церковныя и правила законный до конца извыче». Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В XVII веке «Воскресенскую летопись» называют летописцем Святейшаго Патриарха Ермогена. В сочинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вскоре самозванец, как и его предшественник, был убит своими приближенными. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. Русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель отвечал, что не сделает этого, если поляки не уйдут из Москвы. Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля (2 марта) 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Празднование в один день в честь всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено Святейшим Патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта (13 апреля) и 23 сентября (6 октября)), а святитель Ермоген — в 1913 г. Празднуя память святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.

http://patriarchia.ru/db/text/53437.html

Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам языце словенстем литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущий в жизнь вечную дадеся нам». Май 12 Епифаний премудрый Радонежский, преподобный Преподобный Епифаний Премудрый, бывший духовником в обители преподобного Сергия и оставивший нам описание жития своего великого старца, был человек весьма образованный для своего времени, много путешествовавший по святым местам и написавший, кроме жития преподобного, похвальное ему слово, житие святителя Стефана Пермского и тоже похвальное ему слово. В молодости своей он жил со Стефаном в Ростове, в монастыре Григория Богослова, именуемом «Затвор». Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, священномученик — прославление Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая. И во время его там служения в 1579 году совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, будущий Святейший Патриарх Ермоген переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам впоследствии (в 1594 году) составил сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и наставлял их в вере. В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа (память 25 сентября/8 октября, 6/19 ноября, 23 июня/7 июля), скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Гурий, архиеп. Казанский и Свияжский, и Варсонофий, епископ Тверской и Кашинский, святители. XVII в. Москва, ГИМ      Чада Церкви Торжествующей 426 лет назад митрополит Казанский Ермоген получил известие от строителей нового Преображенского собора: при копании рвов для фундамента открылись захоронения архиепископа Гурия и епископа Варсонофия. Гробы не разрушены, хотя по кончине Гурия прошло более 30 лет, а по кончине Варсонофия – почти 20. Митрополит Ермоген прибыл в монастырь и после Литургии и панихиды повелел вскрыть гробы и освидетельствовал мощи архипастырей, о богоугодной жизни которых знал лично и хранил самые благоговейные воспоминания. Гроб архиепископа Гурия был полон благоуханного мира, похожего на чистую воду, при этом мощи святого плавали в этой жидкости сверху. Тление коснулось лишь части губ святителя, остальное тело было цело. У святителя Варсонофия тление коснулось мягких тканей ног, но кости и суставы ног были крепки, а остальное тело так же сохранилось цело. У обоих архипастырей замечательно, «крепчае новых» сохранились облачения. Множество величайших в нашей истории святых приняло участие в жизни и прославлении этих святителей, далеко не таких известных и прославленных. Начать постройку храма, при которой были обретены мощи, повелел царь Федор Иоаннович, мощи обрел священномученик Ермоген. Он же составил и первое житие. Канонизировал их святитель Иов, Патриарх Московский. Рукополагали во архиереев святителя Гурия святитель Макарий, а святителя Варсонофия – святитель Филипп. Службу им составил святитель Димитрий Ростовский. Ближайшим учеником и приемником святителя Гурия на Казанской кафедре был святитель Герман, принявший, по всей видимости, мученическую кончину при Иване Грозном. Какой же путь прошли святители Гурий и Варсонофий, какой подвиг привел их в Церковь торжествующую? Святитель Гурий: два года в яме Гурий, архиеп. Казанский. XIX в., Холуй У обоих святителей при начале жизненного пути есть нечто общее: оба потерпели большие скорби и от них еще в юности познали суетность мира.

http://pravoslavie.ru/142360.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008 Как молиться в случае Гражданской войны: история необычной молитвы Патриарха Ермогена 4 мин., 25.05.2023 Еще в начале XVII века, когда смерть Бориса Годунова положила начало Смутному времени, Патриарх Московский и всея Руси Ермоген составил и благословил читать по всем русским храмам покаянную молитву с просьбой к Богу положить конец разделениям и нестроениям в земле Российской. Эта молитва не устарела, увы, и сегодня: ее вполне уместно читать всюду, где брат идет войной на брата. Когда Московский Собор русских иерархов поставил Ермогена Патриархом Московским и всея Руси, ему шел уже 76-й год и он успел показать себя стойким противником Лжедмитрия I, вошедшего в Москву с польско-литовскими отрядами и присоединившимися к ним русскими бунтовщиками. Длилось его патриаршество меньше шести лет, но за это время он успел очень многое для прекращения смуты. Юность будущего священномученика прошла в Казани, которую царь Иван Грозный взял штурмом и присоединил к России в 1552 году. Одно время Ермоген (в ту пору его звали еще по-мирскому — Ермолай) был, по некоторым сведениям, послушником казанского Спасо-Преображенского монастыря; затем — священником в казанском храме святителя Николая, куда в 1579 году была перенесена явленная в тот год чудотворная Казанская икона Божией Матери. А еще через десять лет Ермоген стал первым Казанским митрополитом. Он много проповедовал среди татар, организовывал строительство храмов, знакомил новокрещеных со Священным Писанием. Лжедмитрий I, придя в Москву, хотел польстить казанскому митрополиту и включил его в состав Боярской думы, но тот решительно воспротивился самозванцу: выступил против избрания Патриархом Игнатия, ставленника Лжедмитрия, и потребовал православного крещения католички Марины Мнишек, которую прочили в царицы. Если бы не гибель Лжедмитрия, Ермогену было бы несдобровать. Но расправиться с ним не успели, и 3 июля 1606 года святитель был возведен в сан Патриарха Московского и всея Руси.

http://foma.ru/kak-molitsya-v-sluchae-gr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010