9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал “по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия”. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович (1584-1598 гг.) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова (1605 г.) и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца (21 декабря 1326 г.), a царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-er...

Такая честь объяснялась, с одной стороны, стремлением возвысить Казанскую кафедру для придания ей популярности в новопросвещенном крае, с другой – личными достоинствами митрополита Ермогена. Новое назначение открывало для митрополита широкое поле деятельности. Казанская епархия была очень обширной, причем население края отличалось разнородностью, Православие здесь только еще прививалось. Поэтому деятельность митрополита Ермогена была направлена на то, чтобы укрепить Православие в епархии, сделать этот край нераздельной частью Русского государства. В целях нравственного воздействия на население Казани, укрепления и развития в нем христианских чувств митрополит Ермоген наглядно старался обяснить жителям города и всего края величие христианства. К этому, в первую очередь, была направлена храмоздательная деятельность митрополита Ермогена и его забота об украшении христианских святынь. Он восстановил память своего учителя и просветителя Казанского края архиепископа Германа, установил особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за Веру и Отечество под Казанью. Это был ревностный защитник Православия. В своем стремлении сделать новый край русским, в горячем желании укрепить в нем Православие митрополит Ермоген иногда доходил до суровых мер, выступая как человек строгий, с сильным характером, поборник национальных начал, заветов и преданий Церкви и Родины. В течение 17 лет митрополит Ермоген трудился в Казанской епархии и своим неутомимым трудом много сделал для этого края в деле культурного развития его и укрепления в нем Православия. Умный и деятельный Казанский архипастырь был хорошо известен и в Москве. По восшествии на московский престол Лжедмитрия I митрополит Ермоген был назначен членом устроенного Сената, занимал второе место после патриарха. Однако это почетное звание не подкупило ревностного защитника Православия. Когда Лжедмитрий начал попирать православные обычаи и законы, митрополит Ермоген со всей резкостью выступил против него. За это обличение он был отправлен в свою епархию. Вскоре Лжедмитрий был низложен с престола, и это спасло митрополита Ермогена от гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и Варсонофия (память 4 октября, 11 апреля). Царь Феодор Иоаннович (1584 — 1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, а царь принес в дар новому Патриарху панагию. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику … Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».

http://pravmir.ru/segodnya-russkaya-prav...

3 июля 1606 года при новом царе Василии Шуйском митрополит Ермоген собором епископов был избран патриархом Московским и всея Руси. Митрополит Исидор вручил патриарху Ермогену посох святителя Петра, митрополита Московского , всея России чудотворца († 1326, память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября и 21 декабря/3 января), а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший патриарх Ермоген совершил шествие на осляти вокруг стен Кремля. Современники, знавшие его святую жизнь, говорили, что это был «непобедимый столп благочестия», «верховный в преподобии» и «предивный рачитель христианской веры», «непобедим и непреклонен» в вере. Патриаршество Ермогена проходило в трудные для России годы – в период Смуты. Но и в эти годы он заботился о строительстве храмов, о восстановлении древних служб, продолжал дело преподобного Максима Грека по исправлению богослужебных книг, уделял много внимания развитию книгопечатания в России. Одновременно он делал ревизии церквей, отмечал все недостатки и непорядки и обличал их в своих назидательных посланиях. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. После низложения царя Василия Шуйского Россия находилась на грани потери своей государственной самостоятельности. В этот период и началось исключительное служение патриарха Ермогена своей Родине. Он проявил себя не только защитником Православия, но и истинным патриотом, сумевшим отстоять национальную независимость Русского государства. После свержения Шуйского правящая партия бояр склонна была отдать русский престол польскому королю Сигизмунду III. Патриарх выступил против этого. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Когда польские войска заняли Москву и уже хозяйничали в ней, святитель Ермоген энергично поддержал возникшие по всей стране национальные восстания против поляков. Своими грамотами, рассылавшимися по всем городам, патриарх призывал народ идти к Москве, чтобы очистить ее от польского поругания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Медленно восстанавливалась разрушенная Казань. В это время овдовевший о. Ермолай принял постриг, с наречением ему имени Ермоген, в московском Чудовом монастыре — месте будущего подвига. Его немедленно возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, который также пострадал от пожара и требовал восстановления. Но в 1589 г. скончался митрополит Казанский Иов, и на Казанскую кафедру был назначен архимандрит Ермоген. Новый святитель с ревностью продолжал труды своих великих предшественников. Он возобновил почитание свв. мучеников Казанских Иоанна, Петра и Стефана, составил летопись христианской Казани; основал много церквей и монастырей, и в числе их женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской на месте ее обретения, причем юная Матрона Онучина вступила в число ее сестер и стала потом его настоятельницей. Через несколько лет святитель Ермоген поехал в Углич открывать мощи св. благоверного князя Романа (память его 23 февр.). В это время в России произошли важные события. В 1591 г. был убит в Угличе брат царя Феодора Иоанновича, последнего царя из рода Рюриковичей, — царевич Димитрий, наследник русского престола; а в 1598 г. скончался сам царь Феодор. Наследовавший ему царь Борис Годунов умер в 1605 г., и в том же году был убит его юный сын, царь Феодор. Тогда на русский престол вступил самозванец, известный под именем Лжедимитрия I, потому что он выдавал себя за убитого царевича Димитрия. Жену свою Марину из рода Мнишков, польку и католичку, он желал короновать, но натолкнулся на сильное противление митрополита Казанского Ермогена, так как русская царица должна была быть православной. Через год, в 1606 г., Лжедимитрий был убит, и царем был провозглашен князь Василий Шуйский, а митрополит Ермоген возведен в сан Патриарха всея России вместо ставленника Лжедимитрия — слабовольного Патриарха Игнатия, родом грека. В это время в Старицком монастыре жил на покое сведенный с падением Годуновых с патриаршего престола первый Патриарх всея России Иов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436940/

Воцарившись в Москве, Лжедимитрий учредил на западный манер Сенат и, когда там решался вопрос о женитьбе «спасенного царевича» на дочери его польского благодетеля Марине Мнишек, митрополит Ермоген резко выступил против брака русского царя с католичкой. Святитель не мог тогда знать, что лжецарь уже был тайно принят в латинство папским нунцием, повенчан с Мариной по латинскому чину и дал клятвенное обещание привести русский народ в унию. По его указанию на патриарший престол был возведен архиепископ Игнатий, грек, учившийся в Риме. Легко нашедший с самозванцем общий язык, этот патриарх стал соучастником великого обмана, имевшего целью обойти требование русских архиереев о перекрещивании католички Марины. Святитель Ермоген обратился к Лжедимитрию: «Не подобает христианскому царю брать некрещеную и вводить во святую церковь и строить римские костелы. Не делай так, царь, потому, что никто из прежних царей так не делал, а ты хочешь сделать». Лжедимитрий подверг Ермогена опале. Святитель был сослан в Казань. Было приказано лишить его сана и заключить в монастырь, но исполнению этого помешала гибель самозванца. Боярская партия поняла, что отнюдь не ее ставленником является новый царь, а население Москвы явно ощущало дух католической и иноземной оккупации. 14 мая 1606 года группа бояр, возглавляемых князем Василием Ивановичем Шуйским, подняла восстание, уничтожившее самозванца. Василий Шуйский стал царем. Епископы лишили святительского сана ставленника и пособника самозванца патриарха Игнатия. Собор поставил на патриаршую кафедру митрополита Ермогена. Есть сведения, что на кандидатуру Ермогена указал отказавшийся вернуться на патриаршество по слепоте и старости первый патриарх Иов. Началось доблестное служение Ермогена-Патриарха, в котором он все свои силы отдал спасению Церкви и Отечества. Первые же месяцы царствования Василия Шуйского обнаружили слабость его власти. Царь Василий, ограничивший свою власть договорным обязательством перед поставившим его на престол московским боярством, не имел сил и авторитета для поддержания в стране твердого государственного порядка. В провинции ширились слухи о чудесном спасении царя Димитрия, росло брожение.

http://pravoslavie.ru/1622.html

Первым градом, который встретил нашествие польско-литовских захватчиков, был град Смоленск. Три года продолжалась борьба смолян, три года враг пытался взять этот город, но у него ничего не получалось. А в это время преступные события разворачиваются в Москве. Бояре, которые должны были оказаться оплотом государства, национальная элита, которая была призвана в трудное время защитить народ и страну, принимает решение пригласить править Русью польского короля Сигизмунда, который стоял со своим войском под Смоленском. Это было предательство, но предательство совершенно особое, когда большинство подверглось искушению и соблазну; люди словно обезумели, потеряв всякий ориентир в нравственном пространстве. И отправилось к Сигизмунду посольство из Москвы, чтобы пригласить его на царствование, и святитель Ермоген, не имея силы остановить это безумие, издал грамоту, в которой сформулировал условия возможного пришествия Сигизмунда в Москву. Там стояло как непременное условие принятие православной веры его сыном, королевичем Владиславом, который и предназначался в русские цари. Там стояло условием вступление в брак с православной девушкой. Там стоял условием отказ от всякого прозелитизма, от всякой попытки обратить в иную веру Русь Православную, и многое другое. Но те, кто вел переговоры с Сигизмундом, давно решили открыть врата Москвы для врага. Так оно и произошло. Без всякого боя враг вступил в нашу столицу и вошел в Кремль. Но для того чтобы подчинить страну, нужно было убедить Патриарха Ермогена поддержать и благословить эту власть. Однако старец Патриарх отказывается. Первосвятителя бросают в подземелья Чудова монастыря в Московском Кремле, не кормят, не поят, держат в холоде, желая сломить его волю. Но ничто не могло сломить этой воли, и святитель Ермоген обращается со своими пламенными воззваниями ко всему народу. Именно эти воззвания пробудили совесть наших людей, именно они содействовали организации ополчения под руководством князя Пожарского и гражданина Минина. Мы знаем, что только благодаря святителю Ермогену, оставшемуся верным Церкви своей и народу своему, Русь вновь обрела независимость. А святитель Ермоген был замучен врагами в подземелье Чудова монастыря — это произошло 1 марта 1612 года по новому стилю.

http://patriarchia.ru/db/text/2051271.ht...

При Патриархе Иове были открыты вновь епархии Псковская, Карельская и Астраханская, основано более десяти монастырей в старинных областных городах, в том числе Донской монастырь в Москве. Для поднятия церковного благочиния и духовного уровня клириков Собор 1592 г. учредил должность «благочинных», или, как в старину говорили, «поповских старост». В тех же целях Патриарх Иов проявлял большую заботу о тщательном издании богослужебных книг. На последние годы патриаршего служения святителя Иова пали тяжкие испытания, постигшие Русскую землю: наступило Смутное время. Поляки возвели на русский престол своего ставленника Лжедимитрия I, который обещал Папе обратить русских в католичество. Патриарх Иов энергично и настойчиво выступал против иноземных и иноверных захватчиков (104). Он рассылал по русским городам грамоты, разоблачая захватнические планы польского короля Сигизмунда III и Папы Климента VIII, призывая русский народ твердо защищать свою веру и Родину. Заняв Москву, Лжедимитрий I приказал низложить Патриарха Иова. 10 июня 1605 г., когда Патриарх Иов совершал богослужение в Успенском соборе в Кремле, толпа, подстрекаемая послами самозванца, ворвалась в собор, прервала службу и сорвала со святителя облачение. Патриарх Иов скончался 8 марта 1607 г. в Старицком Успенском монастыре, куда он был сослан. Святой Патриарх Ермоген (1606—1612), еще будучи митрополитом Казанским, проявил исключительные дарования и ревность в устроении церковной жизни, особенно в распространении и укреплении веры Христовой среди татар (105). При нем совершилось открытие мощей казанских чудотворцев — святых Гурия и Варсонофия. По его ходатайству в 1592 г. было установлено поминовение павшего под Казанью русского воинства «в субботний день по Покрове Пресвятыя Богородицы». Патриарх Ермоген — автор многих литературных и исторических трудов. Он составил «Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери в Казани». Образованнейший пастырь своего времени, святитель Ермоген имел дар песнотворчества. Он составил стихиры и каноны в честь Казанской иконы Божией Матери, а также святителям Гурию и Варсонофию. Его тропарь Казанской иконе Божией Матери «Заступнице Усердная...» проникнут глубокой верой в заступничество Богоматери.

http://sedmitza.ru/lib/text/436360/

...Из Священной Истории известно, что Господь может помиловать людей, если среди них найдется несколько праведников. Нашлись в смутное время молитвенники и печальники за Русскую землю. В разных концах ее звучали слова о необходимости всенародного покаяния. Патриарх Ермоген, архиепископ Арсений, монахи Троице-Сергиевой обители и много безвестных молитвенников по всей земле Русской... Усугубило ситуацию восстание Болотникова и измена части царского войска; бунтовщики захватили Ростов, устроили там резню, а митрополита Филарета, раздев, в одной рубашке, босого, увели в Тушино, где он находился в плену, терпя издевательства. Интервенты занимали города и обители России. Шестнадцать месяцев защитники Троице-Сергиевой Лавры отбивались от многократно превосходящего по численности вражеского войска. К началу последнего штурма в стенах монастыря осталось менее 200 защитников, но и этот штурм был отбит. И сегодня можно видеть в Троицком соборе в Южных вратах, в двух метрах от раки, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, след пробоины от польского ядра. Молитвами преподобного Сергия обитель – духовное сердце Святой Руси – была спасена. Мужественно боролся за целостность и независимость страны и Патриарх Московский и всея Руси Ермоген. Войска Лжедимитрия II стояли недалеко от Москвы, в селе Коломенском; самозванец подбивал московский люд бунтовать против бояр и переходить на его сторону. Бояре, опасаясь, что самозванец займет Москву, хотели видеть на царском троне польского королевича Владислава (при условии, что он примет Православие), однако польский король Сигизмунд не пожелал видеть своего сына русским царем. Более того, он, ревностный католик, решил сам овладеть Москвой. Изменники-бояре стали уговаривать святителя Ермогена подписать грамоту на избрание Сигизмунда русским царем, но Патриарх рассылал по Руси грамоты, в которых призывал людей к защите православной веры и спасению Отечества. Воззвания святителя всколыхнули весь православный народ. Патриарх отсылал свои грамоты в обитель преподобного Сергия к архимандриту Дионисию, а там иноки переписывали их и рассылали дальше.

http://religare.ru/2_22769.html

Вечером 2 марта Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь Москвы. В Покровском храме обители Предстоятель Русской Церкви поклонился мощам святой блаженной Матроны Московской, после чего в храме Воскресения словущего совершил полиелейную утреню. По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовала настоятельница Покровского монастыря игумения Феофания. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом, посвященным подвигу священномученика Ермогена. «Очень важно, чтобы народ наш никогда не забывал героев и святых, которые спасли Русь, — сказал, в частности, Святейший владыка. — Святитель Ермоген — и святой, и национальный герой, память о котором была незаслуженно утрачена. И долг нашего поколения — напомнить всем, кто любит Родину, кому небезразлично ее будущее, кто сознает себя человеком православным, даже тем, кто таковым себя не сознает, о великом жертвенном служении Отечеству, Церкви и народу своему, которое понес священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, чью память мы ныне благоговейно празднуем», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. 3 марта, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста, после которой совершил славление у раки с мощами святителя Ермогена. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с первосвятительским словом, посвященным духовному подвигу священномученика Ермогена. 3 марта, в день празднования 400-летия преставления священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию закладки памятника святителю Ермогену в Александровском саду у стен Московского Кремля. На месте, где будет установлен монумент, Святейший Патриарх вознес молитвы о благополучном начале сооружения памятника и совершил освящение закладного камня, надпись на котором гласит: «Сей камень заложен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в основание памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси, в год 400-летия его мученической кончины. 3 марта 2012 года». Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам церемонии с первосвятительским словом о смысле и значении подвига святителя Ермогена. «Не было бы сегодня России, если бы не было незаслуженно забытого подвига Патриарха Ермогена. Он стоит в одном ряду с теми историческими личностями, от которых зависела сама судьба нашей Родины: с Александром Невским, Дмитрием Донским, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым, великими и славными мужами, которые действительно вписаны в историю как спасители нашего Отечества», — отметил Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх также сообщил о начале конкурса на лучший проект памятника Патриарху Ермогену.

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010