Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рязанские свв. - житие Собор Рязанских святых - празднование Русской Православной Церкви. Празднуется 10 июня Установлен 12 января 1987 года по инициативе архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . День празднования был приурочен ко дню обретения мощей святителя Василия Рязанского. В Собор Рязанских святых входят: Блгв. Борис, страстотерпец, князь (+ 1015; память 2 мая, 24 июля) Блгв. Глеб, страстотерпец, князь (+ 1015; память 2 мая, 24 июля, 5 сентября) Блгв. Михаил Муромский, князь (+ XII; память 21 мая) Блгв. Феодор Муромский, князь (+ XII; память 21 мая) Сщмч. Кукша Печерский, иером., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ после 1114, память 27 августа) Блгв. Ирина Муромская, княгиня, супруга св. Константина Муромского (+ ок. 1129) Блгв. Константин Святославич Муромский, князь (+ 1129; память 21 мая) Прп. Илия Муромец, Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ ок. 1188; память 19 декабря) Блгвв. кнн. Петр и Феврония Муромские (+ 1228; память 25 июня) Блгв. Роман Рязанский, князь (+ 1270; память 19 июля) Свт. Василий Рязанский, еп. (+ 1295; память 12 апреля, 21 мая, 10 июня, 3 июля, 10 июля, Неделя всех святых) Свт. Иона Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня) Прп. Матфей Чернеево-Шацкий, игумен (+ 1573; память 5 октября) Прав. Иулиания Лазаревская (+ 1604; память 2 января) Свт. Феодорит Рязанский, архиепископ (+ 1617; память 10 сентября) Прп. Феодул Соловецкий, Рязанец, пустынник (+ сер. XVII) Сщмч. Мисаил Рязанский, Шацкий, архиеп. (+ 1655; память 9 апреля) Прп. Досифея (Тяпкина), Киевская (+ 1777; память 25 сентября) Блж. Василий Рязанский (Кадомский) (+ 1848; память 2 мая) Прп. Иларион Затворник, Троекуровский (Тамбовский) (+ 1853; память 5 октября) Свт. Филарет (в схиме Феодосий, Амфитеатров) Киевский, митр. (+ 1857; память 21 декабря)

http://pravicon.com/info-3296

Однако ж ни то, ни другое послание не достигли Константинополя. До Великого Князя вскоре дошел слух, будто бы Император Константинопольский совсем перешел в Латинское вероисповедание и удалился в Рим. Обманутый этим слухом, Василий воротил послов своих с пути 22 . России еще долго не суждено было иметь своего первосвятителя. В это время постигли отечество наше такие бедствия, каких оно еще не испытывало никогда. Великий Князь Василий Васильевич, после несчастной битвы Суздальской, был взят в плен царем Казанским (6 июля 1443 г.). И хотя через три месяца был отпущен на свободу, но, захваченный внезапно своим прежними врагом, сыном Юрия, Димитрием Шемякою, в собственной столице был ослеплен (16 февр. 1446 г.) и послан в заточение, в Углич. Престол великокняжеский стал добычею злодейства. Не довольствуясь тем, Шемяка желал иметь в своих руках и детей Василия, которые верными боярами укрыты были в Муроме. Чтоб взять их оттуда, он придумал употребить духовную власть Епископа Рязанского, к области которого принадлежал Муром. Итак, призвав Иону в Москву 23 , коварным обещанием своих милостей детям несчастного отца и льстивым уверением доставить Ионе сан Митрополита, он убеждал благосердаго пастыря отправиться в Муром и взять оттуда на свою епитрахиль малолетных князей. Не обещание митрополии, уже неотъемлемой у Епископа Рязанского по прежнему наречению и благословению Патриарха, но надежда оказать услугу бедствующему Государю и его детям расположила святого Иону согласиться на предложенное путешествие. После долгих рассуждений князья Ряполовские, единственно по уважению к сану посредника, передали ему Юрия и Иоанна, в соборном храме Муромском, с пелены Богородичной Иконы на епитрахиль епископскую, как бы желая сим выразить, что передают их из рук Пресвятой Богородицы под охранение Епископа. Святой Иона представил их Димитрию (6 мая). Коварный Князь сначала показал им ласку, но на третий день отправил их с тем же святителем в Углич Обманутый, но бессильный противиться воле князя, Иона должен был исполнить ее, имея в виду одно только утешение – лично видеться с Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

745 Вениамин (Василий Антонович Благонравов; 1825–1892), епископ Иркутский и Нерчинский, с 1878 г. возведён в сан архиепископа. Право славный миссионер и писатель. 746 Басин И. В. Авторство «Откровенных рассказов странника духовному своему отцу»//Символ=Simvol. P.: Bibl. Slave de Paris, 1992. 27. Июль. С. 167–177. 747 Феодосий (Благонравов, ум. 30 ноября 1880), миссионер, иеромонах, благочинный, а затем казначей Вышенской пустыни. Рукопись о. Михаила была послана к нему для представления на отзыв еп. Феофану, но, пока посылка была в дороге, о. Феодосий умер. 748 Письмо 39. 3 дек. 1880 г.//Письма Вениамина, архиепископа Ир кутского (ум. 1892), к Казанскому архиепископу Владимиру (ум. 1897)/с предисл. и примеч. К. В. Харламповича . М.: Тип. П. П. Рябушинского, 1913. С. 134–135. 750 Откровенные рассказы странника духовному своему отцу: Написанные слышавшим, по убеждению следующего изречения в слове Божием: «Тайну цареву добро есть храните, дела же божии открывати славно»: То вит. XII, 7. 3 е изд., испр. и доп. Казань: Михаило-Арханг. Черемис. монастырь, 1884. – 162 с. 751 Пентковский А. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника»//Символ=Simvol. P.: Bibl. Slave de Paris, 1992. 27. Июль. С. 137–166. 752 Василий (Гролимунд), иером. Послесловие//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. 5 е изд., доп. P.: YMCA Press, 1989. С. 293–332. 753 Пентковский А. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника»//Символ=Simvol. P.: Bibl. Slave de Paris, 1992. 27. Июль. С. 137–166. 756 Василий (Гролимунд), иером. Послесловие//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. 5 е изд., доп. P.: YMCA Press, 1989. С. 293–332. 757 Переписка крестьянина самоучки деревенского поэта Максима Васильевича Карасева с патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами, протоиереями, иереями и др. лицами». Ч. 1//ОР РНБ. Ф. 359. Собр. Н. Я. Колобова. 383.1. Читать далее Источник: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, 2016. – 308 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   После бегства из России Исидора святой Иона еще 7 лет оставался епископом, частью по неустройствам в Константинополе, где в надежде на помощь Рима продолжали называть митрополитом Исидора, частью по затруднениям самого великого князя в борьбе с Шемякою. Наконец, в 1448 году, через 17 лет по избрании святого Ионы, Василий Васильевич созвал всех епископов Русской земли на собор. Отцы собора на основании церковных канонов, прежде бывших примеров и определения Константинопольского патриарха – быть святому Ионе митрополитом после Исидора, поставили его на кафедру первосвятителя. При торжественном богослужении в Успенском соборе возложен был на него омофор, бывший на прежних митрополитах, и вручен ему в руки великий митрополичий посох – признак первосвятительской власти.    Святой Иона жил перед самым окончанием удельной системы и татарского ига. Перед своим падением удельные князья в особенности волновались против великокняжеской власти. Боле сего отличались непокорным духом дети князя Юрия Галицкого – Василий Косой и Димитрий Шемяка. Последний взял в плен великого князя Василия Васильевича, ослепил его и сослал в Углич. Туда же сосланы были и сыновья Василия Темного. Святой Иона (еще в сане епископа Рязанского) ревностно вступился за великого князя и его сыновей. По его настоянию Василий Васильевич получил в удел Вологду, а потом возвратился и на великое княжение в Москву. Святой Иона не только сам деятельно помогал великому князю в борьбе с мятежниками, но убеждал к этому и других русских святителей. Наконец собор русских архипастырей послал к Шемяке грозное послание, в котором сравнивал поведение его с поведением Каина и Святополка (убийцы святых князей Бориса и Глеба) и угрожал ему отлучением от Церкви, если он не покорится великому князю. В этом послании строго осуждается весь удельный беспорядок. Сторонники Шемяки от него отшатнулись, и он вынужден был смириться.    Святой Иона содействовал великому князю и в борьбе с татарами и, через подчиненных ему епископов, склонял к тому же и удельных князей. «Кому случится умереть на той брани, – писал он им, – те, подобно древним мученикам, примут от Христа венец и за подвиг мучения». Во время одного нашествия татар на Москву он показал удивительный пример твердости духа: страшный пожар опустошал столицу, вражеские стрелы летели в Кремль, а он по стенам его спокойно совершал крестный ход. Опасность была так велика, что один инок, стоявший подле святителя, был умерщвлен неприятельской стрелой. Ночью враги услышали великий шум в городе и от страха бежали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Соч.: Идеал христианской жизни и средства к его достижению. Почаев, 1902; Молдавский старец Паисий Величковский, 1722-1764. Почаев, 1902; Мои наблюдения и размышления по поводу первой своей архиерейской поездки по Волынской епархии. Почаев, 1905; Слово на день Трех Вселенских святителей. Почаев, 1905; Несколько мыслей по церковно-школьному делу. Почаев, 1906; По селам Волыни. Почаев, 1907. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 173-174; Журавский А. Жизнеописания новых мучеников Казанских. Каз., 1995. С. 31-54. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/114354.html

Елена скончалась в темнице почти одновременно с этими событиями. Димитрий оставался в заключении и умер в 1509 году. Иоанн III, объявив Василия Великим князем, позаботился, чтобы порядок наследования престола оставался впредь ненарушенным. Для этой цели он велел наследнику Василию заключить еще при жизни отца договор со следующим за ним по старшинству братом Юрием. По этому договору Юрий обещается держать Василия «господином и братом старшим, честно и грозно», а после смерти Василия состоять в таких же отношениях к сыну его, которого он благословит на Великое княжество, «быть под ним и не подыскиваться никаким способом». Умирая, Иоанн III разделил уделы своим сыновьям, но при этом Великий князь Василий получил 66 городов, а все остальные четыре сына вместе – 30 городов; только Великому князю принадлежало право чеканить монету, собирать таможенный сбор и судить уголовные дела, и этим удельные князья совершенно подчинялись государственной власти Московского Государя. Иоанн III скончался в 1505 году, а Василий продолжил царствование отца. Он закончил то, что не успел сделать его отец. Лишен был тени самостоятельности Псков, присоединено Рязанское княжество, и, наконец, в 1523 году последнее удельное княжество – Северское. Так закончился удельный период Руси, так как братья Василия были уже не удельными князьями в прежнем смысле, а его подручниками. Когда Северский князь был посажен Василием под стражу, по улицам Москвы бегал юродивый с метлой и кричал: «Пора последний сор выметать». Братья Василия оказали ему полное повиновение, трое из них умерло еще при его жизни. Детей у Василия долго не было, и наследником являлся следующий за ним брат Юрий, Василий скорбел об этом, так как считал, что Юрий неспособен быть хорошим Государем, и очень желал иметь сына. Наконец, в 1530 году от второго брака с Еленой Глинской у него родился сын Иоанн, а через год и несколько месяцев – Юрий. Брат его, князь Юрий Иоаннович, в договоре с ним подтвердил свое прежнее обещание, данное при жизни Uoahha III , признав наследником старшего сына Василия – малолетнего Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

От кого происходил Святой Василий и где родился, не сохранилось никаких известий. Сохранилось только немного указаний в песнях церковных на то, как началось его духовное рождение. Церковь , верная хранительница священной памяти сынов своих, прославляя Святого Василия, называет его рабом Господним, освященным от пелен 2 . Следовательно, передает нам, что духовное его рождение началось с самого младенчества освящением свыше, в святом крещении. Просвещенный Духом Божиим Святой Василий с юношеского возраста умертвил телесные чувства свои воздержанием и страхом Божиим 3 и сделался рачителем благочестия 4 . Первые подвиги своего благочестия начал он в Муроме. Там принял Святой образ монашеского благо украшения – и уже сиял всеми образы мудрости и благочестия 5 , когда Промыслу Божиему угодно было, ради святого жития его, дать ему сан Архиерея 6 , избравшей на череду служения Церкви Муромской и Рязанской. Об этом избрании Святого Василия в сан Епископа находится сказание в житии Муромских чудотворцев благоверного князя Константина и чад его, помещенном в Прологе под 21 числом мая 7 . Оно начинается так: «Спустя много лет по скончанию благоверного князя Константина и чад его и после запустения града Мурома от неверных людей, и спустя много лет после благоверного князя Петра и княгини Февроньи прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич и поставил себе двор в Муроме; тоже учинили бояре его и все купцы города Муром. Сей князь обновил церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Муром и второй храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил у церкви их, по-прежнему, Епископа именем Василий, мужа праведного и благочестивого». Итак Георгий Ярославич, сын Ярослава Юрьевича 8 , о котором упоминается еще в 1248 году 9 , взял Муромское княжение, без сомнения, по смерти отца, нашел город Муром опустошённым 10 , обновил его 11 и, желая иметь в нем, по-прежнему, Епископа, избрал Василия, как мужа праведного и благочестивого. Кто же посвятил Святого Василия в сан Епископа? Так достоверно известно, что Иосиф, Епископ Рязанский, предшественник Святого Василия, посвящен Митрополитом Максимом, а Митрополит Максим управлял Церковью России с 1283 по 1305 год 12 ; то нет сомнения, что и Святого Василия посвятил Епископом в Муроме тот же Митрополит Максим, может быть, в то время, когда в 1285 г. ходил он «по своему обычаю по всей земле Русской, уча и наказывая и управляя». Ибо лучшим средством к управлению Церковью считали святители в России назначения в удельных княжествах Епископов. Неправедное изгнания его из Мурома

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

И видя его на мантии плывущим, с пречистым ликом Богоматери, от изумления простерли руки свои к нему и взывали: «о Богоявлении нам Святителю и прейди, и ниспошли нам благодать спасительную, еже от Бога приял еси» 20 . С великою радостью принял Святого Василия и великий князь Рязанский и весь народ христианский 21 . К этому преданию присоединяют, что Святитель Василий, в сопровождении князя и народа, взошел в храм соборный и отслужил вечерню. Перемена в титуле Рязанских Епископов С сего времени епископская кафедра навсегда упразднилась в Муроме. Самих Муромцев народное слово заклеймило прозванием: Святогоны. 22 И, хотя в последствии Муром получает благословение от Епископов; но жить туда они уже не возвращались. Постоянным местопребыванием их сделалась с начала Рязань (старая), потом Переславль Рязанский, где навсегда утвердилась кафедра Епископов Рязанских, и в титуле своем они стали именоваться сначала Рязанскими, потом Муромскими, исключая тех случаев, когда посещали Муром; тогда назывались опять с начала Муромскими, а потом Рязанскими. Но в память того, что Святой Глеб был первым князем в Муроме и положил начало христианской вере, Рязанская епископия удержала название Борисоглебской, как сказано в летописи, «ради удержания града Мурома святому князю Глебу» 23 . Муромская икона Божией Матери Сама икона Божией Матери, с которою приплыл из Мурома Святой Василий, навсегда осталась в Рязани и доселе находится в Рязанском кафедральном соборе. В память пребывания её в Муроме и перенесения от туда в Рязань, стала именоваться она Муромской 24 , а в память того, что перед нею молился Святой Василий, в горький час изгнания своего из Мурома, дали ей наименование: «моление Святого Василия " 25 . Как чудотворной иконе, в последствии времени стали совершать и доселе совершают в честь её празднество, в первую неделю по Пасхе. Переселение святого Василия в нынешнюю Рязань Казалось, что после скорбей изгнания Святителю Василию должно было успокоиться в новом престольном граде своей епископии, где с такою радостью приняли его и князь, и народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Но кафедра епископов не утвердилась навсегда в Муроме. Слава Святителя, с переменою местопребывания его, перешла в Рязань 13 . Причиною же тому было подозрение на Святителя Василия в жизни укоризненной, которое грубому народу Муромскому внушил враг рода человеческого. Принявший на себя высокий сан Архиерея, Святой Василий со всей ревностью истинного пастыря Христова, начал подвизаться в устроении своей паствы и проникнулся пламенною любовью к людям стаду Христову, он прилагал все труды и попечения о нем: рассеянных варварским нашествием собирал воедино, изнемогающих укреплял верою, сокрушенных утешал твердым упованием на милость Божию, заблудших приводил на путь правый 14 . В таких высоких подвигах добродетели Святой Василий явил себя пастырем незлобивым и смиренномудрым, непоколебимым столпом целомудрия, соучастником и ревнителем подвигов Отцов Церкви, в молитвах и в постах образом стаду своему 15 . Но зависть и злоба врага рода человеческого не дремали. Он восстал на святого и, как исконный ненавистник добра, покусился помрачить славу добродетелей его своим обольщением: принимает образ стыдной жены и употребляет все козни ада, чтобы привести легкомысленный народ Муромский в заблуждение, будто Святитель их держит у себя на ложе девицу, – и, по-видимому, успевает в своих кознях. В том же сказании о Святителе Василии, которое находится в житии Муромских чудотворцев под 21 числом мая, это происшествие описано так: «искони ненавидящий добра, иже древний губитель душам христианским, начал на Святого Епископа Василия козни творить, яко да прилична его блудному делу сотворит, и преобразовал себя дьявол в девицу и объявлял всенародно граду Мурому из храмины в окошко святительское, яко он держит у себе на ложе девицу. Иногда же из храмины проход творящие от Епископа». Могли, при таком действии злобного врага, Святитель Василий не попасть в подозрение у народа грубого, жестокого, легковерного и суеверного? 16 Но паства не имела права сама собою судить и осудить своего Архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Под киотой будет утверждена медная доска со следующей надписью: «Храм сей во имя Святой Живоначальной Троицы, с двумя приделами– во имя св. благоверного великого князя Александра Невского в святителя Николая Мирликийского чудотворца, построен с Высочайшего соизволения в Бозе почившего Государя Императора Александра II Николаевича, в память чудесного спасения жизни Его от злодейского покушения 2 апреля 1879 года. Заложен он в царствование Императора Александра II Освободителя Епископом Василием, Викарием Рязанским, 30 августа 1879 года; освящен же в царствование Государя Императора Александра III Александровича Преосвященнейшим Феоктистом, Епископом Рязанским и Зарайским, 8-го сентября и 23 ноября 1884 года. Строителями храма были: председатель Комитета Павел Александрович Хрущов, Дмитрий Евдокимович Юкин, Феодор Алексеевич Алексеев, священник Иоанн Петрович Алякров, Дмитрий Никифорович Никифоров, Михаил Васильевич Селиванов, Василий Михайлович Данилов, Григорий Алексеевич Сатырин, Николай Петрович Дементьев, Николай Семенович Никифоров, Алексей Иванович Колесников, Иван Иванович Суслин и Иван Савельевич Вавилов. В благодарность за труды и на память потомству, по освящении храма 23 ноября 1884 года, строители поднесли Преосвященнейшему Феоктисту икону препод. Феоктиста, ангела-покровителя его, а Преосвященный благословил строителей здесь поставленными иконами их тезоименитых святых». Добрая мысль – увековечить историю построения храма и имена строителей подобною надписью. Церковь обязывает верующих сохранять имена строителей храма и молится за них на каждом богослужении и особенно во время принесения бескровной жертвы Иисуса Христа. Будущие поколения с благодарностью будут читать эту краткую историю построения храма и добром поминать всех строителей его. Кончилось торжество освящения в храме, но оно продолжилось, если можно так выразиться, в доме председателя комитета Павла Александровича Хрущова. Все почетные гости, участвовавшие и присутствовавшие при освящении, приглашены были в дом строителя на парадный обед.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010