Если мы, люди, удаляемся от людей, склонности которых противоположны нашим склонностям, если наставник отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель от воспитанника, отвергающего руководство, если даже отец удаляет от себя непокорного сына,- как не удалиться, наконец, от нас святым Ангелам, если мы не следуем их спасительным внушениям и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным Силам, если мы предаемся только земному? Как не удалиться чистым духам, если мы живем в нечистоте плоти? Как не удалиться Ангелам Божиим, если мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя? Филарет, митрополит Московский (114, 214-215).  БЛАГОДАРЕНИЕ Жертва хвалы Такой жертвы требует от нас Бог: Тебе принесу жертву хвалы (Пс. 115, 8). Эта жертва Ему угодна, как говорит Пророк: " Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец " (Пс. 68, 31-32). Эту жертву должны приносить христиане вечером, утром и в полдень, по примеру Псалмопевца: " Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять " (Пс. 54, 18). Лучше же во всякое время благословлять Господа, как тот же Пророк Божий говорит о себе: " Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих " (Пс. 33, 2). Если кто хочет хвалить Бога в вечной жизни, тот да не прекращает хвалить и славить Его здесь. Святитель Тихон Задонский (104, 40). Каждый день являет нам бесчисленные благодеяния, желаем мы того или не желаем, знаем о них или не знаем. Бог не требует от нас ничего, кроме признательности Ему за все дарованное, чтобы за это дать нам еще большее воздаяние. Святитель Иоанн Златоуст (38, 560). Прошел ли день благодари Даровавшего нам солнце для исполнения дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских нужд (8, 62). Надеваешь хитон-благодари Давшего; облекаешься в плащ усугуби любовь к Богу, даровавшему нам покровы для зимы и лета, сохраняющие нашу жизнь. Святитель Василий Великий (8, 62).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Замечаем по себе, что сделав доброе дело, бываем спокойны, а сделав дурное,- неспокойны, даже если и стараемся успокоить себя и никто из других людей не беспокоит нас. Размышляя об этих внутренних состояниях, можем познавать правосудного Бога, Который тайно присутствует в сердце нашем и осуждает зло, а добро благословляет. Замечаем еще за собою, что желания наши не насыщаются ничем в мире, но всегда ищут нового. Если глубоко задуматься о том, что бы это такое было, чего всегда ищет наше сердце, но не находит во всем мире, то можно понять ищет оно Бога, и Бог есть единое истинное благо, которое может удовлетворить нас и сделать блаженными навеки. Видимый мир, если рассматривать его не только сам по себе, но и смотреть сквозь него, становится окном в невидимое. Филарет, митрополит Московский (113, 25). ...Сверхъестественное Кого Бог просвещает озарением, тем дает видеть сокровенное в Божественном свете; и просвещаемые видят это по мере любви и хранения заповедей и посвящаются в глубочайшие и сокровенные таинства (59, 104). Дарующий нам то, что выше чувства, дает нам благодатью Святого Духа и другое чувство, выше прежнего, чтобы мы им чувствовали чисто и ясно Его дары, превосходящие чувства. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 553). В Богооткровенном учении Бог открыл Себя человеку, насколько ограниченному человеку может быть объяснен и открыт неограниченный и необъяснимый Бог. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (109, 95). " ...Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " Христос, Спаситель наш, учит: " Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " (Мф. 11, 27). И святому Петру говорит: " Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах " (Мф. 16, 17). Отсюда видим, что для познания Бога нужно откровение. 389 Слово Божие проповедует Бога, но без Бога - Бога познать мы не можем. Слеп и темен наш разум: он требует просвещения от Самого Бога, Который творит свет из тьмы. Надо внимать светильнику Божиего слова, но просвещения просить от Самого Бога. Только вышеестественный свет разгоняет тьму. Святое Писание наш светильник, но нужно чтобы открылось внутреннее око, способное видеть этот сияющий светильник. Слепой не видит, надо иметь зрячие глаза. Поэтому пророк молится: " Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего " (Пс. 118, 18). Святитель Тихон Задонский (104, 196). Бог для всех непостижим и неизмерим, кроме тех, которые вкусили принятое от Него же Самого и сознают свою немощь. Преподобный Макарий Египетский (33, 201). Не ты познал Бога через праведность, но Бог познал тебя по благости. Святитель Василий Великий (7, 269). Помни: Бога без Бога познать мы не можем. И чем более кто познает Бога, тем более смиряется, боится и любит Его. Святитель Тихон Задонский (82, 363). Если Богу угодно дать тебе познание, то Он даст в свое время, и даст таким способом, какого даже не может представить себе плотский человек (108, 274).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Не скрывал ли истины на суде? Не оклеветал ли кого на суде? Клевета строго осуждена в Слове Божием. Клевета удаляет от Бога. Господь уже в земной жизни строго наказывает клеветников. Вот пример: трое злых людей оклеветали святого епископа Наркисса и свои клеветы подтвердили клятвою. Один говорил: «Пусть я погибну от огня, если лгу». Второй призывал на себя жестокую болезнь. Третий говорил: «Пусть я ослепну, если не говорю правды». Святой беззлобно перенес неправые обвинения; но правосудие Божие постигло лжесвидетелей, и каждый из них претерпел ту казнь, которую сам призывал на себя. 137 Итак, берегись, сын мой, ложно свидетельствовать на суде против ближнего твоего. Господь не бывает поругаем (Гал. 6, 7), Он милосерд, но в то же время и правосуден. 135. Письма духовного отца к духовным детям. С-Пб. 1861. Ч. 2. 136. См. Очерки нравственного христианского учения Фаворова. Изд. 6. С. 130. 137. См. Рассказы из истории христианской Церкви Бахметьевой.  Десятая заповедь закона Божия Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17). Не завидуешь ли богатству, счастью, здоровью ближнего, его способностям, успеху в жизни? Помни, что не только христианину, но и вообще человеку вовсе не свойственна зависть. Христианам свойственно любить и радоваться благоденствию и счастью ближних, но не завидовать. Зависть происходит от диавола. Завистью диавола вошла в мир смерть ,— говорит Священное Писание (Прем. 2, 24). Зависть — меч обоюдоострый, который наносит вред обоим: как самому завистнику, так и тому, кому он завидует. Послушаем, что говорят о грехе зависти Святые Отцы. Святитель Григорий Нисский пишет: «Зависть есть начало злобы, мать смерти, первая дверь греха, корень всякого зла». Святитель Василий Великий говорит: «Как ржавчина изъедает железо, так зависть — душу, в которой живет она». Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога. «Чему, скажи мне, ты завидуешь?— спрашивает святитель Иоанн Златоуст.— Тому ли, что брат твой получил духовное дарование? Но от кого он получил, скажи мне: не от Бога ли? Значит ты враждуешь против Того, Кто даровал ему. Видишь ли, до чего простирается зло, до какой степени греха восходит оно и какую изрывает бездну наказания?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Необходимо миру измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо как настоящая жизнь наша имеет качества, родственные этому миру, так и будущее состояние наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию. Святитель Василий Великий ( 113, 683 ). Писания часто называют уничтожением изменение формы (мировой) в лучший и более совершенный вид; как можно назвать уничтожением младенчества переход человека в зрелость. Святитель Епифаний Кипрский ( 113, 684 ). Придет с небес Господь наш Иисус Христос, придет со славой при конце мира сего в последний день. Ибо будет конец мира сего, и этот сотворенный мир обновится. «Ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» ( Ос. 4. 1–2 ). Чтобы эта чудная обитель не осталась навсегда исполненной беззакония, прейдет этот мир и снова явится лучшим... Не будем скорбеть, что мы одни умираем; и звезды кончаются, но, конечно, восстанут снова. Совьет Господь небеса, но не для того, чтобы уничтожить их, а чтобы воссоздать в лучшем виде. «...Они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» ( 101, 27 ). Как говорится о гибели человека: «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу» ( Ис. 57, 1 ), а между тем ожидается его воскресение; так ожидаем и воскресения небес. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 683 ). «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8, 20–21 ). Рассуждая о рабстве (твари), апостол Павел показывает, отчего оно произошло, и причиной его считает нас самих. Итак, что же? Неужели тварь, терпящая за другого, терпит обиду? Нимало... потому что через тебя же (человека) она опять будет нетленной, что и означает «в надежде». Что значит «сама»? Не ты один, но и то, что гораздо ниже тебя, что не имеет разума, ни чувства, и то будет с тобой участвовать в будущих благах. «Освобождена будет от рабства тлению», то есть не будет уже тленной, но сделается соответственной красоте твоего тела. Тварь сделалась тленной, когда тело твое стало тленным, а когда тело твое восстанет нетленным, и тварь последует за ним и станет соответственной ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Обида — это не пыль на серванте, которую легко смахнуть тряпкой, это тяжелая, рваная рана, лечение которой будет зависеть не только от Врача, но и от того, как сам нуждающийся в лечении будет участвовать в своем исцелении. У преподобного Ефрема Сирина есть замечательные и простые слова об этом: «Прощение преступнику дается даром, однако же не без труда для него, так и оставление грехов есть дело милосердия, однако ж приобретается не без слез». Пост — время милосердия. Многие стараются в этот период потрудиться на благо ближних, но будет ли плод от этих усилий? Господь говорит нам: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24). Прежде примириться. Не будет толку даже от дел милосердия, если оста­ются люди, обиженные нами, или те, на кого обижаемся мы. Легко ли идти на примирение первым, особенно когда все внутри против этого? Нет, это тяжело. «А как простить, если не я начал первым? Ведь это со мной поступили несправедливо!» Как часто можно слышать эти вопросы-жалобы! Да, обычному человеку это, наверное, невозможно. Но возможно христианину. Святитель Василий Великий говорит: «Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили перед ним». Но почему? Потому что мы и сами нуждаемся в прощении. Святитель Иоанн Златоуст поясняет это так: «Ты прощаешь другого, потому что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам ни в чем не имея нужды Ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен». Прощение невозможно без смирения. Но раздавив змею гордыни, человек делает первый шаг на пути возвращения к Отечеству Небесному. Образ немилосердного должника из притчи Спасителя (см.: Мф. 18, 23-35) есть вечное назидание нам о прощении. Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? (Мф. 18, 32) Порой, приходя на исповедь, человек настолько омрачен злопамятством и обидой, что даже свое исповедание греха, сам того не замечая, начинает с осуждения обидчика. Как же так? Ведь ты сам идешь к Царю за оставлением огромного долга, а не хочешь простить другому то, что, по большому счету, не является и тысячной долей от твоих согрешений? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Насколько отстоит сто динариев от десяти тысяч талантов, настолько же велико различие между нашими грехами пред Богом и проступками ближних в отношении к нам». Значит, и прощение долгов, грехов против нас — уже наш долг перед Богом?..

http://pravoslavie.ru/91506.html

Они же сказали: мы и от тебя, отче, хотим услышать. Старец сказал им: Евангелие говорит: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую ( Мф. 5:39 ). Они говорят ему: не можем сего сделать. Старец отвечает: если вы не можете обращать и другой, то, по крайней мере, сносите удар в одну. И этого не можем, – говорят они ему. Старец отвечал им: если и этого не можете сделать, то не платите человеку тем, что получили. Братия сказали: и сего не можем. Тогда старец говорит ученику своему: приготовь им немного кашицы, ибо они слабы. Если вы одно не можете, а другое не хотите, то что я вам сделаю? Нужно молиться!» 118 Из этого рассказа можно выделить следующие уровни проявления кротости: 1) человек не отвечает злом за зло; 2) человек безропотно сносит оскорбление; 3) человек готов принять оскорбления сверх того, что получил. А радость по Боге – это уже скорее следствие кротости. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что кротость подает человеку духовную радость, следующую вслед за кротостью добродетель: «Кротость есть подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит против огорчения». 119 «В кротких сердцах почивает Господь», 120 – уверен преподобный Иоанн Лествичник . Также и святитель Иоанн Златоуст соглашается с ним, отмечая, что, пере- нося поношения, мы уподобляемся Богу: «Итак, кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смирным, и пусть благородно переносит, когда будет терпеть что-либо ужасное от посторонних. «Любите, – говорит (Господь), – врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас, да будете подобны Отцу вашему, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Лк. 6:27–28 ; Мф. 5:44–45 ). 121 Святитель Василий Великий утверждал, что кротость приводит к стяжанию прочих добродетелей и высшей из них – любви: «Но за кротостью обыкновенно следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее сего бывает и благости, потому что благость – основа кротости. Все же это, взаимно срастворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей – любовь». 122 Радуйся, Радосте наша! Господь создал этот мир для радости. Радость – душевная добродетель, тональность жизни, наших чувств. Дети чаще всего пребывают в радости. Печаль временна, а радость постоянна Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Иоанна» пишет: « Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» ( Ин. 16:21 ). Печаль временна, а радость постоянна» 123

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Поскольку для Церкви Христовой существующий мир не имеет независимой истории, отличной от истории человека, то он (мир) шаг за шагом следует по историческому пути царя земного творения, то есть человека. И как нынешний мир и «все, что в нем», служат человеку, так будет на службу человеку и обновление мира. Эта истина, как и тот факт, что нравственные изменения в человеке определяют и изменение творения, были подчеркнуты святым Иоанном Златоустом. Божественный отец, ссылаясь на сказанное псалмопевцем, что небеса погибнут а Ты пребудешь… (Пс. 101, 26–27), а также на то, что пишет божественный Павел римским христианам (Рим. 8, 19–22), и на проповедуемое пророком Исаией (Ис. 51, 6), отмечает: как народ, населяющий землю, не должен исчезнуть, но должен измениться и «преставиться к нетлению», точно так же «и творение». И оно освободится от рабства тлению (Рим. 8, 21), то есть не будет больше «тленным», но последует «благообразию» и природе воскресших человеческих тел. Ибо как человеческое тело сделалось тленным по причине греха, стало и оно (творение) тленным, и вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 22). Подобным образом, когда тело станет нетленным, сделается нетленным и творение [ 1276 ]. В другом месте святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Ныне творение, будучи причастным тлению, претерпевает то же, что и тела. Но когда это будет упразднено, творение явит нам «нетленное благолепие». Поскольку должны явиться нетленными тела, то и творение преобразится к лучшему» [ 1277 ]. Украшенное таким образом творение будет отражать и усиливать славу человека, которому служило на земле. Святитель Василий Великий также нас учит, что этот мир будет преображен по необходимости, поскольку и состояние душ после смерти также будет изменено «к другому виду жизни». Ибо как жизнь нынешнего мира аналогична природе нынешнего мира, так и будущая жизнь душ будет такой, чтобы соответствовать новым условиям их жизни [ 1278 ]. Тезоименитый богословию отец, святитель Григорий Богослов, толкуя богодухновенное слово, гласящее: еще раз поколеблю не только землю, но и небо (Евр. 12, 26; Агг. 2, 6–7), — отмечает: «Сим означается славное обновление всех вещей… Последнее потрясение есть не иное что, как Второе Христово Пришествие, претворение и преложение настоящей вселенной в состояние неподвижности и непоколебимости». Он полагает, что это потрясение будет «ничем не меньше прежде бывших» [ 1279 ]. Кроме того, все неодушевленное «творение ожидает с великим нетерпением» и предчувствием свободы славы детей Божиих и новой нетленной жизни праведников, ибо живет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 19–21). Когда Бог «обновит собственные наши тела через Воскресение, так и небо, и земля, со всем, что на ней, то есть вся тварь, будет возобновлена и освобождена от работы тлению» [ 1280 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Рождение Иисуса Христа от Девы — догмат веры. Учение о девстве Марии было утверждено в Никео-Константинопольском Символе веры: «Веруем во единаго Господа Иисуса Христа… воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы». Для рождения в мир Бога была избрана чистая и непорочная Дева. Ветхозаветным прообразом приснодевства Богородицы являются закрытые врата храма, которые в пророческом видении созерцал Иезекииль. Через них пройдет Господь Бог, но они так и останутся затворенными: «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» ( Иез 44:1–2 ). Церковь со времен апостолов исповедует Богородицу Девой. Во II beke о девстве Марии писал священномученик Игнатий Богоносец: «От князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Климент Александрийский говорит: «Мария через рождение Сына стала Матерью, и все же последствий материнства не Учение о приснодевстве Божией Матери Церковь хранит как особую тайну веры: «Что значит рождение Бога от Девы? Как сошлись воедино естества между собой далекие? — задавался вопросом святитель Григорий Богослов и отвечал: — Это В Евангелии сказано, что праведный Иосиф, будучи обручен с Пресвятой Девой, «не знал Ее, как наконец, Она родила Сына Своего Первенца» ( Мф 1:25 ). Выражение «как наконец» «дает повод некоторым,— замечает святитель Василий Великий, — размышлять, будто бы в чистоте послуживши Рождеству Господню, совершившемуся Духом Святым, Мария не отвергла законного брачного жития» впоследствии. Такое понимание этого текста, говорит святитель, есть результат неверного толкования Блаженный Иероним при объяснении этого текста главное внимание обращает на праведность Иосифа — мужа Марии. Мог ли этот праведник, то есть «тот, который поверил только откровению во сне, чтобы не сметь касаться жены, мог ли он касаться Ее после того, как узнал от пастырей, что Ангел Господень сошел с небес и сказал им: “Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость” ( Лк 2:10 )…; тот, который видел Симеона Праведного, проповедовавшего, держа в объятиях Младенца: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром” ( Лк 2:29 ); тот, который видел Анну пророчицу, волхвов, звезду, Ирода, ангелов, тот, говорю, который знал столько чудес, неужели дерзал касаться Храма Божия, Престола Духа Святого, Матери Господа

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Скачать epub pdf Собор трех святителей Сегодня великий праздник трех святителей, Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Каждый из них был велик, и каждый из них был богослов, и каждый из них был прекрасный проповедник, златоуст. Но святая Церковь их называет различными именами, в силу того что в каждом из них было что-то особенное, и вместе прославляет, потому что все они одинаково Богу угодили. В Евангелии от Матфея Господь говорит Своим ученикам: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Они, Василий, Григорий и Иоанн, три замечательных мужа, явились этим светом для мира, потому что они стали подлинными учениками Христовыми. Эти слова обращены ко всем ученикам Христовым. Каждый из нас тоже к этому призван. Крестят людей во имя Пресвятой Троицы не для того, чтобы у них здесь, на земле, была жизнь получше, а для того, чтобы они стали учениками Христовыми. Купель есть образ могилы, в которой человек должен умереть для греха и начать жить для новой жизни, то есть, выйдя из купели, он должен жизнь свою обновить. А в чем обновить? Весь мир лежит в грехе. Человек рождается в грехе, от грешных родителей, и вокруг него одни грешники. Что такое грех ? Это есть всякая жизнь, отделенная от Бога, иначе говоря, безбожная. Все люди, которые нас окружают, и мы с вами живем жизнью безбожной. Эта безбожность заключается в том, что Бог живет Своею жизнью, а мы своей. У нас своя личная, безбожная жизнь, со своими страстями, со своими скорбями, со своими обидами, со своими болезнями. Человек занят какими-то своими заботами, погружен в свою внутреннюю жизнь. А ученик Христов, он должен иначе жить, он должен быть погружен в жизнь Божественную. Человек должен всегда помнить о Боге, всегда помнить, что Господь рядом, всегда помнить, что Господь на него смотрит, всегда внимательно за собой следить: что я в настоящий момент делаю? куда я иду? зачем? что происходит в моей голове? что происходит в моем сердце? угодно ли это Богу? То есть быть в постоянном труде, смотреть, как бы чем Бога не оскорбить, чем бы не обидеть, чтобы Господь не отошел. Ученик Христов любит Бога, а когда человек любит другого, он старается ему угодить.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет ( Ин.10:1–9 ), – предупреждает об этом учеников Сам Господь. А верный Ему святитель Василий Великий так поучает паству: «Если нам приказывают что-либо согласное с заповедью Господней или содействующее ей, необходимо принимать это усерднее и тщательнее, как волю Божию. Когда же приказывают нам нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее ее, тогда благовременно сказать: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам ( Деян.5:29 )». Увы, дорогие мои, в наше время немало развелось различных «младостарцев», которые под видом послушания требуют от доверившихся им людей полного подчинения не Богу, а им самим, иногда даже открыто требуя от «духовных детей» несовместимых с Православием вещей, например, заставляют их бросать своих законных супругов и детей и «уходить в монастырь». А некоторые из этих «младостарцев» в своей гордыне доходят до того, что начинают отрицать саму Церковь, якобы «погрязшую в беззаконии», и требуют от своих учеников порвать всякое с ней общение… Не обманывайтесь, братья и сестры, отрицание созданной Самим Господом Церкви, которую, по Его же слову, врата ада не одолеют ( Мф.16:18 ), несмотря ни на какие человеческие нестроения, – не может быть истинным послушанием Богу! Как сказал об этом святитель Игнатий Брянчанинов: «Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума; там обширная область темного царства лжи и производимого ею самообольщения». Что же касается якобы «многочисленных духовных даров» и «праведной жизни» лжеучителей и раскольников, которые порой так привлекают к ним неопытные души, то об этом хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст: «Что делается против воли Божией, то сквернее всего, даже если это жертва или пост». Поэтому лучшим послушанием Господу будет бежать от таких «учителей» – да не куда-нибудь, а в Божий храм! Есть у лжеучительства и другая, не менее опасная сторона. На сегодняшней Литургии попразднства мы с вами читали Евангелие от Марка, где, кроме прочего, говорится следующее: Он [Иисус] исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос ( Мк.1:34 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010