святитель Василий Великий

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Святитель Василий Великий / Патриархия.ruИскать в Источникеpatriarchia.ru
... Василий Великий Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, " принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим " , - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский ( † 394; память 23 ноября ) . Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии. В семье было десять человек детей - пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия ... далее ...
Що є для нас совість? - Українська Православна ...Искать в Источникеchurch.ua
... і зневажаємо її». В Євангелії від Матвія є такі слова: «Зо своїм супротивником швидко мирися, доки з ним на дорозі ще ти, щоб тебе супротивник судді не віддав, а суддя щоб прислужникові тебе не передав, і щоб тебе до в’язниці не вкинули». ( Мф. 5: 25 ) . Зі святоотцівського вчення відомо, що під супротивником розуміється совість наша, яка завжди опирається нашій злій волі і нагадує нам про те, що ми повинні робити, а не робимо, і, навпаки, чого не повинні робити, але робимо. За це вона засуджує нас, і Господь попереджає: «Зо своїм супротивником швидко мирися, доки з ним на дорозі ще ти». Святитель Василій Великий говорить, що «дорога — це світ цей. Ось на цій життєвій дорозі ми й повинні встигнути помиритися з совістю». Святі отці стверджують, що на Страшному Суді кожну людину буде судити її совість, і вона не зможе виправдатися перед нею, якщо все життя не слухала її голосу, нехтувала нею і замовчувала її. Виходячи з вчення Церкви про те, що совість є Божественний дар, справедливо зробити висновок, що її вплив на моральне і, особливо, на духовне вдосконалення людини тісно пов’язане з вірою в Бога. Трапляється, що людина, перелічуючи важкі гріхи проти Бога і ближнього, ... далее ...
Святитель Василий Великий : Православный ...Искать в Источникеmospat.ru
... Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии. В семье было десять человек детей – пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) – образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января) , Петр, епископ Севастийский (память 9 января) , и праведная Феозва – диакониса (память 10 января) . Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии – Григории Чудотворце (память 17 ноября) . ... далее ...
Моцарт и Сальери: некоторые размышления над ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... и не разумел; как скот был я пред Тобою. 23Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; 24Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. 25Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. 26Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. 27Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. 28А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой]. Владимир 8 июня 2014, 20: 58 Андрею. Встречный вопрос. Считаете ли Вы, что святитель Василий Великий полагал, что зависть - это главный движитель русского человека? () (Толик 8 июня 2014, 13: 09 " А дальше – дело техники. Пустить слух о причастности Сальери, из слуха сделать молву, из молвы – априорную истину. «И вот – общественное мненье». Оно оказалось столь могущественным, что довело Сальери до сумасшествия, в одном из припадков которого он признался в убийстве Моцарта. ") к своему стыду впервые это узнал, такую трактовку (А счас что? Да то же самое, - " забили туго заряд " лжи в СМИ и давай поливать. Иногда даже нечто подобное " Граду " и ковровых применяется. ... далее ...
святитель Василий ВеликийИскать в Источникеazbyka.ru
... Вселенских учителей и святителей) Рождение, детство, юношеские и молодые годы святителя Святитель Василий Великий родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Ÿ муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа. Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь. Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении. От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр. Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр – епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Ÿ дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже ... далее ...
Пророчества о Христе в рукописях Мёртвого моря, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... псалмов: выражение « из чрева » מֵרֶחֶם, «мэрэхэм», в основе лежит слово רֶחֶם, «рэхэм», означающее «чрево», причем в связи с деторождением, в греческом дан буквальный и совершенно точный перевод ἐκ γαστρὸς (однозначно выражает мысль о рождении Сына от Отца по природе, с унаследованием качеств природы Отца. Отцом выступает во псалме Господь, Ягве) יְהוָה (, поэтому и Рождаемый Сын также является Богом. Для того, чтобы подчеркнуть инаковость Личности Сына по отношению к Отцу, первый назван Давидом словом Адони) אֲדנַי (, которое впоследствии стало употребляться в качестве имени Божьего. Святитель Василий Великий считает вполне допустимым этот антропоморфизм псалма: «если «из чрева» – то, спрашивается, неужели можно верить, что Бог имеет чрево? – Но поскольку истинные, а не ложные порождения обычно рождаются из чрева родителей, то Бог наименовал Себя в рождении имеющим чрево, к посрамлению нечестивых, чтобы они, хотя бы помыслив о своей собственной природе, познали, что Сын есть истинный плод Отца, как исходящий из Его чрева» 288. Конечно, учитывая монотеистический образ мыслей иудеев, можно предположить, что немногие современники Давида и позднейшие хранители переданного им ... далее ...
святитель Василий ВеликийИскать в Источникеazbyka.ru
... Вселенских учителей и святителей) Рождение, детство, юношеские и молодые годы святителя Святитель Василий Великий родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Её муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа. Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь. Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении. От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр. Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр — епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже ... далее ...
Патріарша проповідь після Літургії в Неділю 16-ту ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... приховує, хто не використовує свій талант для створення благ, духовних або матеріальних, на користь ближньому своєму. Дуже часто наявність талантів викликає в оточуючих почуття заздрості. Якщо хтось, не маючи особливих талантів, бачить поруч із собою людей обдарованих, то у нього може виникнути комплекс неповноцінності. Навпаки, людина, наділена талантами, може втратити почуття самоконтролю і сприймати отриманий від Бога талант як свою власну чесноту, як результат своїх власних праць і тому звеличуватися над оточуючими, насамперед над тими, хто талантів не має. Розмірковуючи на цю тему, святий Василій Великий говорить, що людина, яка не має талантів, не повинна зневажати себе, а той, хто має таланти, не повинен зневажати талант необдарованого. Ні в якому разі наші здібності і те, що стало результатом їх розвитку — становище в суспільстві і державі, наявність матеріальних благ, — не повинні стати причиною до того, щоб ми дивилися зверху вниз на тих, хто від Бога цих дарів не отримав, і щоб успіхи, що виникають з наших талантів, ми приписували самі собі, а не дякували Богові щодня за дар, який Він нам дав. І от іще дуже важливу річ сказав Василій Великий, розмірковуючи над ... далее ...
Сборник Святоотеческие сотницы, Часть 11 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Святитель Василий Великий Сотница первая 1. Ученикам философской школы Василий преподал учение, чтобы они стяжали душевную чистоту, телесное бесстрастие, скромную поступь, тихую речь, скромное слово, умеренность в пище и питии, молчание при старейших, внимательность к словам мудрых, повиновение начальникам, нелицемерную любовь к равным себе и к низшим; чтобы они отдалялись от злых, страстных и привязанных к плотским удовольствиям; чтобы меньше говорили, а больше слушали и вникали; не были безрассудными в слове, не были много­глаголивы, не смеялись бы дерзко над другими, украшались стыдливостью, не вступали в беседу с безнравственными женщинами, опускали очи долу, а душу обращали бы горе; избе­гали споров, не искали бы учительского сана и почести этого мира вменяли бы ни во что. Если же кто сделает что-либо на пользу ближних, то пусть ожидает награды от Бога и веч­ного воздаяния от Иисуса Христа, Господа нашего. 2. В Иордане свт. Василий принял крещение от епископа Максима, и было знамение от Духа, что он принял великую благодать: спала на них огненная молния, и вышедший из той молнии голубь погрузился в Иордан и, всколыхнув воду, улетел на небо. 3. Язык свт. Василия чист, ... далее ...
История принятия западных христиан в Греческой ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Иисус Христос по устроению Божию зачат был Мариею [74] (ο γαρ Θεος ημων… εκυοφορηθη υπο Μαριας κατ οικονομιαν) ». Изучив употребление слова в Священном Писании и святоотеческой письменности, монахиня Васса заключает: «Можно сказать, что фундаментальное значение слова икономия в контексте канонического права, обозначает обязанность церковной власти решать экклезиологические вопросы в соответствии с божественным планом, “домостроительством” для спасения мира» [75]. Речь идёт не об исключении из правил, а о преследовании цели этих правил – созидании дома Господня, Церкви. Поэтому когда святитель Василий Великий предписывает в послании к Амфилохию, чтобы кафары и энкратики принимались без крещения (τη καθολου οικονομια) , он поступает не против церковных канонов или вероучения, а в соответствии с ними! Итак, в противоположность распространённому мнению, эти слова святителя отнюдь не обозначают отхождение от нормы. Святитель Василий даёт ответы в своём послании исходя именно из действующего канонического права. Церковь действительно может применить строгость и лишить отпавшее общество всех прав. Но в таком случае она скорее отступит от акривии, которая является нормой, и ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Постоянная ссылка на эту страницу: святитель Василий Великий
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера